Презентация на тему: " Санта-Мария-дель-Фьоре. Собор Санта-Мария-дель- Фьоре (итал

Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре (Дуомо) построен на месте Санта Репарата, древней базилики. Строительство его было начато Арнольфо ди Камбио в конце XIII века. Красивый купол добавлен в XV веке, а фасад церкви закончен только в XIX. Особую красоту собору придает покрытие фасада мрамором розового, белого и зеленого цветов. 25 марта 1436 он был освящен папой Евгением IV.

Визитка Флоренции

La Cattedrale di Santa Maria del Fiore - самое знаменитое сооружение Флоренции, ставшее символом города. Величественный комплекс состоит из 5 памятников: купола, Баптистерия, колокольни Кампанила Джотто, склепа Святого Репарата и музея-галереи Опера-дель-Дуомо. Грандиозность и размеры его таковы, что сфотографировать полностью невозможно. 153 м — длина, ширина - 90 м, и 90 м высота от пола до верхушки фонаря.

На фасаде - статуя Богоматери с младенцем и лилией в руке, потому и называется он - Собор святой девы Марии с цветком . По бокам от Богоматери расположены статуи 12 апостолов. Вверху, в круглом окошечке (тимпане), изображение Отца Небесного, смотрящего сверху на нас грешных. Интерьер собора довольно строгий.

Вход в собор бесплатный, из-за чего случаются длинные очереди. Как правило, они движутся быстро. Если ваша группа более 4 человек, можно взять аудио-гида за пару евро с человека, и пройти экскурс без очереди. Единый билет для осмотра всего ансамбля стоит 10 евро.

Купол

Восьмиугольный сводчатый купол, спроектированный Филиппо Брунеллески , знаменитым итальянским архитектором, имеет характерную форму яйца. Он был сделан (1418-1434) без использования лесов. Уникальный шедевр, способный выдерживать молнии и землетрясения, очаровывает всех. Купол имеет диаметр 45,5 метров, высоту - 42 м, вес - приблизительно 40000 тонн, 4 млн. кирпичей в конструкции!

Лучший способ полюбоваться куполом, подняться на 463 ступени (лифта нет). Тропа идет внутри купола и позволяет вам видеть красивые фрески Джорджо Вазари . К сожалению, он не успел закончить работу. После его смерти она была завершена Федерико Зуккари , его учеником, в 1579 году. Фрески реставрированы полностью в 1996 году. Продолжая подниматься, вы попадете на специальную площадку на вершине купола Санта Мария дель Фьоре.

Вид на Флоренцию отсюда удивительный.

Баптистерий Сан-Джованни

Баптистерий Святого Иоанна - самое старое сооружение на площади. На протяжении веков он считался языческим храмом. Позже христиане видоизменили его для своих нужд. Первый баптистерий был возведен в V или начале VI века.

В середине XI века он был украшен дорогостоящим мрамором и преобразован в тот, что мы видим сегодня. В XII-XIII веках к баптистерию добавили монументальный купол и прямоугольную апсиду (scarsella) на западной стороне. Строение становится объектом гражданской гордости. Данте называет его «прекрасный Сент-Джонсе». В XIV-XVI веках появились внешние скульптурные украшения: три комплекта бронзовых дверей и скульптуры из мрамора над ними.

При входе внимание посетителей привлекает драгоценная мозаика купола. Три из восьми сторон купола занимают изображения со сценами Страшного Суда, где доминирует фигура Христа. В перекрывающихся горизонтальных регистрах других пяти сегментов изображен Святой Иоанн Креститель, покровитель города. В центре, в высоком регистре, размещены ангельские иерархии.

Самые старые двери - на южной стороне - работы Андреа Пизано 1330 года. Далее идут северные двери, выполненные Лоренцо Гиберти (1402-1425). И, наконец, на востоке, являются «Врата Рая» (как Микеланджело назвал их) работы Гиберти 1425-1450 годов. Позже их заменили копиями.

Кампанила Джотто

Колокольня Джотто - один из пяти основных компонентов ансамбля на площади Пьяцца дель Дуомо . Высота его 84,70 метра, ширина около 15 м. Она является наиболее красноречивым свидетельством флорентийской Готической архитектуры XIV века.

Величественная колокольня с квадратным основанием, покрытая мрамором белого, красного и зеленого цветов (те же цвета украшают и собор), считается самой красивой в Италии. Строительство начато Джотто в 1334 году. К моменту своей смерти в 1337 Джотто сделал только первую часть проекта. Андреа Пизано закончил первые два этажа, строго следуя проекту Джотто.

В 1359 году работа была закончена. Множество окон, больших и остроконечных, делают готическое здание элегантным, сохраняя при этом классическую установку в целом. Большая терраса, расположенная более чем в 400 м от земли, стала прекрасной панорамной площадкой.

Склеп Святого Репарата

Раскопки в 1965-1973 годах выявили остатки древней базилики Санта Репарата .Она имела три нефа, колоннады, которые окружали центральный зал, и область поклонения. Santa Reparata прослужила до 1379.

Здесь обнаружены остатки четырех храмов. Это многочисленные фрагменты стен и полов домов римской «Florentia». Пол из разноцветной мозаики заслуживает восхищения. Особый символ - павлин бессмертия - один из немногих изобразительных элементов, сохранившихся на нем.

Флорентийская фреска работы живописца Джотто середины XIV века украшает полукруглую стену. Здесь вы увидите многочисленные надгробия. Среди них - Ландо Януса, капеллана Санта Репарата, который умер в 1353 году, и Николая Squarcialupi из рода Медичи, умершего в 1352. В ходе раскопок была найдена могила Филиппо Брунеллески. Однако, нет никаких следов захоронений Джотто, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано, которые также, по традиции, похоронены здесь.

Музей ансамбля Санта Мария дель Фьоре является - после музея Ватикана - самой большой коллекцией сакрального искусства в мире. Он поражает посетителей шедеврами Донателло, Лоренцо Гиберти, Луки делла Роббиа, Антонио Поллайоло и Микеланджело.

Среди наиболее интересных экспонатов - 40 статуй, сделанных для старого фасада собора и демонтированных в 1586-1587. Посетители увидят также уникальные произведения: деревянную статую «Кающаяся Магдалина»Донателло и пьету Микеланджело.

Полезные сведения

Время работы

Собор Санта Мария дель Фьоре открыт: с 10:00 до 17:00. Вход свободный.

Пятница: 10:00-16:00 или 17:00, в зависимости от сезона.
Суббота: 10:00 - 16:.45.
В религиозные праздники, воскресенье: 13:30-16:45.
Закрыт: на новогодние и рождественские праздники, Крещение и Пасху.

Башня открыта для посещений: 8:30-19:00. Билет - 6 евро.

Расписание экскурсий

Бесплатные экскурсии - ежедневно каждые 40 минут: 10:30-12.00, в 15:00.

Как добраться

Добраться: автобус № 6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.
Пешком от ж/д вокзала к площади Дуомо легко дойдете за 15 минут.

Светлана Прусс

Адрес: Италия, Флоренция
Начало строительства: 1296 год
Окончание строительства: 1436 год
Архитектор: Арнольфо ди Камбио и Филиппо Брунеллески
Координаты: 43°46"23.2"N 11°15"24.0"E

Содержание:

Краткое описание

Многочисленные исторические документы свидетельствуют о том, что в VIII веке до нашей эры, земли окруженные реками Арно и Муньоне, были заселены древними племенами. Тогда же античные флорентинцы на месте, где сегодня возвышается величественный собор Дуомо, создали форум, который со временем превратился в торговую площадь.

В средние века центр Флоренции также был местом, где проводились многолюдные общественные собрания. Чуть позже, когда к власти пришли республиканцы, именно на центральной площади оглашались приказы правителей коммуны. Не лишним будет сказать, что и во время правления династии Медичи, на этом месте проводились различные действа: от торжественных обрядов бракосочетания и до, заставляющих застывать в жилах кровь, казней.

Сегодня, также как и много веков назад, в центре Флоренции по-прежнему всегда многолюдно. Ежедневно на этом месте собираются толпы туристов для того, чтобы воочию увидеть один из самых больших кафедральных соборов в Италии Санта-Мария-дель Фьоре. Кроме этого, на площади можно встретить довольно много торговцев, зазывающих путешественников к своим прилавкам с сувенирами, попрошаек и блюстителей порядка - жизнь в этом месте не затихает ни на минуту.

Санта-Мария-дель-Фьоре, имеющий еще и второе название – Дуомо, самый знаменитый кафедральный собор во Флоренции. Он по праву считается символом этого итальянского города , и является наиболее посещаемым туристами архитектурным строением. Храм вызывает неподдельный интерес у всех без исключения гостей Флоренции. Название одного из самых главных соборов Италии Санта-Мария-дель-Фьоре дословно переводится на русский язык, как «цветок святой Марии». Это одно из наиболее крупных сооружений на территории страны, увенчанное самым большим в мире (!) кирпичным куполом. Величественный комплекс, построенный в готическом стиле, состоящий из собора, баптистерия и колокольни, в настоящее время включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор c высоты птичьего полёта

Флорентийский собор удивляет и восхищает одновременно. Его внушительного размера купол будто бы парит над городом, а строгость четких линий, присущих готическому стилю, уникальная роспись храма, средневековые барельефы, интересная древняя история, уходящая корнями в XII- XIII столетия, привлекает к себе внимание туристов со всего мира. «Сколько бы раз не посещал Дуомо, каждый раз нахожу для себя нечто новое и интересное. Удивительно то, что, делая на память снимки этого итальянского архитектурного шедевра, каждый раз поражаешься, насколько многогранен собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Невозможно сделать две одинаковые фотографии с одного ракурса. Солнце, пасмурное небо, настроение - все это меняет «картинку» и заставляет по-новому взглянуть на уже знакомое здание!», - восхищается один из туристов, после очередного посещения кафедрального собора Дуомо.

Санта-Мария-дель-Фьоре: история строительства

По сохранившимся до наших дней документам, многие историки сделали вывод, что храм Дуомо был возведен в конце XIII века на месте кафедрального собора Санта-Репарата. В этом не было ничего удивительного, ведь стены древнейшего собора, построенного еще в IV столетии, обветшали и стали рушиться. Устаревшее здание было решено снести еще и потому, что именно в конце XIII века наблюдался экономический и демографический рост во Флоренции. Храм по своим размерам не мог вместить в себя всех желающих. Свое превосходство над доминирующими городами Тосканы, заключающееся во власти и богатстве, флорентинцы решили подчеркнуть еще и самым большим кафедральным собором, который превзошел своими размерами не менее великолепные соборы Сиены и Пизы. Забегая немного вперед, хотелось бы добавить, что по завершению всех строительных работ, в 1434-м году храм Санта-Мария-дель-Фьоре был признан самым большим в Европе .

Фасад собора

Первым разработчиком грандиозного проекта, который и заложил основание храма в 1296-м году, считается Арнольд ди Камбио, однако, Санта-Мария-дель-Фьоре является результатом плодотворной работы и многих других художников и архитекторов. Арнольд ди Камбио спроектировал три широких нефа, вершина которых была увенчана куполом восьмиугольной формы. В 1302-м году архитектор умирает, строительство прерывается практически на три десятилетия. В 1331 году гильдия торговцев шерстью решает возобновить работы по возведению храма, а на пост главного архитектора назначает известного в те времена, архитектора и художника Джотто. Однако вместо того, чтобы продолжить строительство собора, новый архитектор берется за разработку проекта колокольни или кампанилы. Смерть мастера, при жизни которого был возведен только лишь первый ярус колокольни, вновь останавливает едва начавшееся строительство: в это время в городе во всю «властвует» чума, безжалостно уносящая жизни тысяч горожан.

Работы продолжились в 1355-м году, на этот раз их возглавили сразу три архитектора: Джованни д"Амброджо, Альберто Арнольди, Нери ди Фьораванте. Возведение нефа было завершено в 1380-м году, а вот купол так и оставался незавершенным. В 1418-м году был объявлен конкурс на лучший проект купола, в котором победу одержал Филиппо Брунеллески. Именно этот архитектор разработал легендарный и самый большой в мире кирпичный купол восьмиугольной формы.

Баптистерий Сан-Джованни на фоне собора

Строительство купола было начато через два года, а завершено лишь в 1436-м году. На то время это был единственный в мире восьмиугольный купол огромных размеров, в основе которого не было ни одной деревянной опоры. Несмотря на незавершенность фасада храма, его освятил Папа Римский. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре перестраивался еще много раз с большими перерывами и под руководством многих архитекторов. Сегодня многочисленные путешественники, пришедшие к храму Дуомо, могут увидеть строение, которое окончательно было завершено в 1887-м году.

Санта-Мария-дель-Фьоре: внутренний интерьер

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре привлекает к себе внимание сотни тысяч туристов благодаря своим внушительным размерам и оригинальному фасаду, украшенному многочисленными статуями .

Форма готического собора представляет собой латинский крест, в котором имеются три нефа, два боковых трансепта и апсид полукруглой формы. Размеры храма действительно большие: его длина чуть более 153-х метров, а ширина – 90 метров (в трансепте). Высота арок превышает отметку в 20 метров, а высота всего сооружения, от самого основания и до верха купола, составляет 90 метров. На тот момент, когда флорентийский собор только начал принимать в своих стенах прихожан, он был самым большим в Европе , его вместимость составляла практически 30 тысяч человек. Со временем появились куда большие строения, среди которых можно выделить Миланский собор в Италии, собор Святого Павла в Великобритании , Кельнский собор в Германии и собор Богоматери Мира в Кот-д"Ивуаре.

Интерьер собора

Внутреннее убранство храма Дуомо не может оставить равнодушным ни одного его посетителя. А как же может быть иначе, ведь над его интерьером трудились самые знаменитые художники и скульпторы. Многие витражи были созданы в 1400-х годах. Кроме этого на внутренних стенах купола сохранились фрески, датируемые XVI веком, на которых изображена сцена «Страшного суда».

Также во внутреннем убранстве собора выделяются оригинальные часы 1443-го года, создателем которых является Уччелло. В отличие от привычного для современных людей движения стрелок часов по циферблату - справа налево, эти стрелки движутся в противоположном направлении. Подобные часы можно увидеть на одной из ратушей в европейском квартале Праги.

Архитектурное сооружение украшено также и барельефом, на котором изображен Джотто, занимающийся выкладыванием мозаики. На стенах собора можно увидеть картины с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда и итальянского кондотьера Никколо да Толентино, поэта Данте со своей «Божественной комедией». Кроме этого в соборе можно увидеть бюсты Брунеллески, органиста Антонио Скварчалули, философа Марсилио Фичино. Интерес вызывает и тот факт, что на территории храма захоронены сразу два его создателя: Брунеллески и Джотто.

Колокольня Джотто

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции: памятка туристу

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре ежедневно открыт для посещения туристами: понедельник, среда, пятница - с 10 утра и до 5 вечера, в четверг с 10 утра и до 15.30, в субботу с 10.00 и до 16.45, а вот в воскресенье храм работает только с 13.30 и до 16.45. Абсолютно бесплатные (!) экскурсии по собору проводятся каждые сорок минут.

Без билета войти в собор может каждый желающий, тем же, кто решил подняться на башню, придется заплатить 6 евро. Не лишним будет сказать, что башня открыта для посещения ежедневно с 8.30 утра и до 7 часов вечера, исключением является суббота: в этот день она закрывается в 17.00. Всем путешественникам стоит знать, что кафедральный собор закрыт 1 и 6 января. Не пускают сюда туристов за три дня до Пасхи. Также храм закрыт от любопытных глаз путешественников 25 апреля, 24 июня, 15 августа, 1 ноября и 25-26 декабря.

Подобно прекрасному цветку в райских кущах, земным воплощением которых в средние века и эпоху Возрождения считалась Флоренция, собор Санта-Мария-дель-Фьоре обладает неподдельной, неповторимой и неуловимой прелестью. Его восьмигранный купол, будто парящий над историческим центром, можно увидеть на тысячах тысяч фотографий с сотен ракурсов – но он всегда разный. Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – самая противоречивая история становления города, запечатленная в камне.

«Смена вех» по-флорентийски

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – своего рода символ нового мира, в котором все равны не только перед Богом, но и перед людьми. Довольно необычно для конца XIII в., но вполне ожидаемо для жителей образца 1296 г. – года начала возведения Санта-Мария-дель-Фьоре.

В 1293 году по подобию законов, действовавших за 1500 лет до этого в Афинах, Спарте и Древнем Риме, во Флорентийской республике были приняты «Установления справедливости» – первая в мире антифеодальная конституция.

Согласно ей, реальная власть полностью переходила к народу – выборным представителям 21 ремесленного цеха. Еще ранее, в 1289 году, в государстве была полностью отменена крепостная зависимость.

Строительство флорентийского Собора длилось около 600-от лет (1296 - 1887 гг.)

Вместе с тем флорентийцы все еще мыслили в иерархических средневековых категориях. Чтобы поверить в новый порядок и принять его, им был нужен осязаемый символ верховной власти.

А что может быть превыше Бога и Девы Марии? Беспокоили и соседи – Сиена и Пиза. Их требовалось если не подчинить, то поставить на место, явив настоящее чудо. А что может быть чудеснее нового храма, перед которым бы померкли и пизанская Санта-Мария Ассунта и Дуомо ди Сиена?

Существовали и вполне приземленные причины для строительства собора. Старый собор Святой Репараты, покровительницы Флоренции, возведенный еще в IV-V вв., обветшал и был довольно мал для города с населением 90 000 человек.

К 1296 г. его стали постепенно разбирать. Останки этого храма с гробницами пап и епископов были обнаружены археологами в 1965 г. и вскоре открыты для посещения.

Жизнь до купола

Итак, в 1296 г. знаменитый архитектор и скульптор Арнольфо ди Камбио приступил к осуществлению грандиозного проекта , параллельно работая над базиликой Санта-Кроче и .

До освящения собора папой Евгением IV оставалось ровно 140 лет,… но проект был действительно грандиозным. За его основу ди Камбио взял не уже привычные глазу готические храмы, а .

Три широких нефа должны были сойтись в высоком алтаре, над которым бы вознесся восьмигранный купол Санта-Мария-дель-Фьоре, значительно превосходящий по своим размерам купол соборного баптистерия Сан-Джованни XI-XII вв., одного из древнейших архитектурных памятников Флоренции.

До своей смерти в 1302 г. ди Камбио успел начать возведение фасада Санта-Мария-дель-Фьоре, украсить его нижний ярус скульптурами и заложить фундамент колокольни. Часть скульптур в дальнейшем была утрачена, а оставшиеся – перенесены в мастерские при соборе, где в 1891 г. был открыт музей Опера-дель-Дуомо.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре на площади Дуомо во Флоренции

В 1331 г. архитектором Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции был назначен Джотто, приступивший через 3 года к возведению колокольни (кампанилы).

По мысли художника, барельефы ее фасада должны были представлять все сферы деятельности человечества от Сотворения мира. Но в 1337 он скончался, и кампанилу сначала достраивал Андреа Пизано, а после – Франческо Таленти, назначенный архитектором собора по окончании пандемии чумы 1349 г.

Скульптуры для ее второго яруса и для фасада собора сто лет спустя были созданы Донателло. Сейчас на их месте установлены копии, а оригиналы хранятся в Опера-дель-Дуомо. Высота кампанилы – 87,4 м, вверх, к смотровой площадке, ведут 414 ступенек.

Таленти полностью изменил проект Санта-Мария-дель-Фьоре: центральный неф был разделен на 4 придела, трансепт и апсида были расширены. К 1380 году основные работы были окончены. Окончательная длина собора – 160 м, ширина трансепта – 90 м.

К 1413 году был возведен восьмигранный тамбур для купола. При его строительстве применялся кирпич особого обжига, использовать который подсказал великий Филиппо Брунеллески.

Все гениальное – просто

Но как возвести купол Санта-Мария-дель-Фьоре ? Для средневековых архитекторов это была загадка загадок. Высказывались опасения, что за 100 с лишним лет стены храма, построенные под руководством разных мастеров, получили крен и не удержат купол.

Зодчие сомневались, что существует реальная возможность возведения лесов и опалубки на такой головокружительной высоте, и что Синьория профинансирует подобную авантюру. Синьория и в самом деле не спешила развязывать кошелек, но в 1418 г. все-таки объявила конкурс.

Фреска Вазари"Страшный Суд"размещена на внутренних стенах купола

По легенде, приводимой Вазари, Брунеллески, с юности одержимый проектом купола, выиграл этот конкурс благодаря своей находчивости, продемонстрировав решение еще одной, но шуточной загадки, позднее названной «колумбовым яйцом». И действительно, купол флорентийского Собора, в отличие от прообраза – сферического купола Пантеона в Риме – имеет, подобно яйцу, вытянутую форму.

Конструкция с внешним диаметром 54,8 м и внутренним – 42 м, предложенная Брунеллески, обладает двойной оболочкой, поддерживаемой 8 основными ребрами и 16 вспомогательными. При этом все ребра связаны 6 горизонтальными кольцами и сходятся под углом в 60 градусов к вершине-фонарю высотой 21 м.

Высота купола Собора во Флоренции - 116,5 м

Для того чтобы центр тяжести «лепестков» свода оказался внутри купола, ряды терракотового кирпича были расположены не горизонтально, а с постепенным – от свода к вершине – наклоном.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре был возведен в 1434 г. В 1466 г. был достроен фонарь, увенчанный в 1469 г. золотым шаром работы Антонио Верроккьо, учителя Леонардо. Внешняя высота купола – 116,5 м, на его смотровую площадку можно попасть по 463 ступенькам довольно узкой лестницы.

Санта-Мария-дель-Фьоре снаружи и изнутри

Фасад, начатый еще ди Камбио, так и не был завершен, и в 1587 году по приказу герцога Тосканы Франциска I Медичи его разрушили. Почти 300 лет глаз горожан и гостей Флоренции «радовали» сменяемые расписные холсты.

Современный внешний вид собор Санта-Мария-дель-Фьоре приобрел только в 1887 г. Автором проекта фасада стал Эмилио де Фабрис.

Внешние стены Собора облицованы зелёным, розовым и белым мрамором

Для его облицовки, согласно законам архитектуры готики и Проторенессанса, использовался камень различных цветов: белый мрамор из Каррары, розовый мрамор из Мареммы и зеленый серпентин из Прато. Фасад, в духе историзма изобиловавший деталями, флорентийцы сочли вульгарным, но со временем к нему привыкли.

«Как Дуомо ярок, цветист, радостен снаружи, так внутри он меня поразил бедностью, сухостью, темнотою», – писал философ и публицист Розанов, посетивший Флоренцию в 1901 г. Это так и не так. Не бедность – а священное величие, не сухость, а сосредоточенность, не темнота – а благоговейный полумрак.

Под этими сводами был убит Джулиано Медичи и спасся его брат, герцог Лоренцо, его стены помнят пламенные проповеди Савонаролы и шорох резца Микеланджело, работавшего над и так и не законченной «Пьетой».

Мозаичный пол в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (XVI-XVII вв.)

Стоит присмотреться и к мраморным мозаичным полам XVI-XVII вв., и к витражам XV в. Над фресками собора работали Андреа дель Кастаньо, Уччелло и Гирландайо, а в 1579 г., благодаря Вазари и Цуккари, купол Санта-Мария дель Фьоре украсился монументальной фреской «Страшный суд».

В приделах храма похоронены его создатели – Джотто и Брунеллески, одну из стен занимают часы с обратным ходом, сконструированные Уччелло в 1443 г.

Как добраться до Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре высотой 116,5 м – самое внушительное здание в историческом центре Флоренции.

Чтобы добраться до него от вокзала , нужно выйти на виа Панцани и потом свернуть на виа Черретани. Из аэропорта до вокзала можно доехать на шаттле Vola in bus, который курсирует с 5:30 до 0:30. Если же путь пролегает из дальних районов города, придется воспользоваться автобусами №№ 6,14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

Внутренний интерьер Собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Часы работы и билеты

Собор открыт ежедневно с 10 до 16 часов, в воскресенье и во время религиозных праздников – с 13:30 до 16:45. В четверг и субботу он может закрываться на полчаса-час раньше.


Собор Санта-Мария-дель- Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто (общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения).


В архитектурном плане примечательны купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного и розового цветов с белой каймой. Дуомо, он же собор Санта-Мария-дель-Фьоре был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом. Размеры собора: длина 153 метра, ширина в трансепте 90 метров. Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.













В интерьере собора выделяются необычные часы, созданные Уччелло в 1443 г. и идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления. На стенах собор изображены английский кондотьер Дж он Хоквуд, итальянский наёмник Никколо да Толентино, Данте с «Божественной комедией». В соборе установлены бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино, и Брунеллески. Следует отметить барельеф, изображающий Джотто, выкладывающего мозаику. Брунеллески и Джотто похоронены на территории собора. Часы



Самой красивой и популярной Флоренции является собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Duomo di Firenze) – символ столицы Тосканы.

Современный путешественник, прогуливаясь по улицам неподалеку Соборной площади, определит местонахождение Санта-Мария-дель-Фьоре издалека. Устремленная ввысь башня кафедрального собора, возвышается на 90 метров над землей. Огромное здание, мастерски изукрашенное лепниной, увенчано ярко красным куполом. Этот купол, подобен путеводному маяку, он притягивает взгляд, призывает путешественников к себе. Кстати, ни одна, даже самая широкоугольная камера, не может целиком захватить в объектив здание собора!

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и . Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Строительство Дуомо (собора) стартовало в 13 веке, а последние работы по отделке фасада закончились к концу 19 столетия.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио . Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор (итал. Giotto di Bondone) . Творчеством этого художника впоследствии вдохновлялись такие гении искусства как , и . Джотто на тот момент работал главным архитектором Флоренции. В рамках служебных обязанностей он вплотную занялся работами над колокольной башней Дуомо, получившей название Кампанила (итал. Campanile) . Джотто разработал строительный план для колокольни, а также создал подробные эскизы для внешней отделки первого яруса постройки.

Смерть архитектора в 1337 году на время лишила стройку основной созидающей силы. А пришедшая через 11 лет эпидемия чумы и вовсе оборвала работы.

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти . Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини . На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

Бытует мнение, что Флорентийские власти объявили конкурс, чтобы найти решение для возникшей задачи. С одной стороны требовалось придумать идеальный вариант дизайна купола, а с другой – решить проблему его строительства на высоте в несколько десятков метров. Как бы там ни было, а ответы на интересующие строителей вопросы родились в голове архитектора (Filippo Brunelleschi)


Умнейший итальянский муж точно просчитал параметры восьмигранной башни и вытянутого шпиля. Также он изобрел и воплотил в реальность ряд механизмов, позволяющих поднимать на большую высоту целые секции купола. Для того, чтобы стабилизировать конструкцию, Брунеллески приказал установить 24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец . Этот каркас до сих пор удерживает в целостности купол Дуомо, общий вес которого около 37 тысяч тонн .

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В 16 веке вокруг кафедрального собора возник настоящий скандал. Солидная часть работ, связанных с внешней отделкой Дуомо, была выставлена на конкурс. Однако различные вельможи и чиновники пытались нагреть руки на участниках конкурса. В результате строительные мероприятия были отложены до середины 19 века.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис . Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Внутреннее убранство собора

Невероятное впечатление на путешественников производит богатство внешней отделки собора Санта-Мария-дель-Фьоре, также как и его размеры. Попав вовнутрь, посетитель будет сбит с толку. Кружевная вязь наружного декора уступает место лаконичному внутреннему убранству католического храма. Во времена правления , в Дуомо проповедовал доминиканский священник Джироламо Савонарола . Он славился строгостью своих взглядов, и не преминул позаботиться о том, чтобы Дуомо превратился в образец морали и добродетели.

Своды собора украшены фресками 15 века, изображающими флорентийцев, внесших большой вклад в жизнь города, страны и церкви. К ним можно отнести композиции, посвященные , Джованни Акуто, Николо да Толлентино . Помимо этого сохранены бюсты работы Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Брунеллески, Эмилио де Фабриса .

Самая главная реликвия Санта-Мария-дель-Фьоре – это урна с мощами святого Зиновия Флорентийского , обнаруженная в руинах храма Санта Репарата в 14 веке. Необычным украшением собора служат часы, созданные Паоло Уччело в 1443 году. Изюминка хронометра в том, что его стрелки вращаются в обратном направлении.

Просто невозможно обойти стороной удивительные витражи Дуомо. 44 картины из стекла украшают собой арки нефов и трансептов. Каждая из них посвящена деяниям святых и мучеников Ветхого и Нового Завета. Округлые витражи, размещенные в барабане купола, иллюстрируют сцены из жизни Христа и Богоматери.

Насладившись энергетикой, исходящей от фресок, витражей и скульптур, находящихся в стенах кафедрального собора, достаточно поднять глаза вверх, чтобы испытать новый прилив восхищения. Обширный купол Дуомо был мастерски расписан во второй половине 16 века художниками (Giorgio Vasari) и Федерико Цуккари.

Картина имеет многоярусную структуру и посвящена Страшному суду. Самое нижнее кольцо отведено смертельным грехам и жителям Ада, во главе с Антихристом. Последующие кольца, уходящие ввысь к лантерне, изображают святых, старцев апокалипсиса, ангелов небесных, Богоматерь и благие деяния. Образ Сатаны является антагонистом светлой фигуры Христа.

Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре

Большая часть предметов, в прошлом украшавших интерьер собора, была постепенно перемещена в Музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore), расположенный на Соборной площади. Помещение, служившее архитектору Брунеллески мастерской, в 1891 году открылось в качестве музея при соборе. Посетители музея смогут полюбоваться проектировочными чертежами купола, а также макетами, созданными самим Брунеллески. Великолепные хоры, служившие певчим кафедрального собора в 15 веке, также нашли свое пристанище в музее.

Отдельного упоминания заслуживает обширная коллекция скульптуры, выставленная в Музее Дуомо. В нее входит:

  • Отличная подборка флорентийских скульптур, датированная 16 веком.
  • Статуя «Кающаяся Мария Магдалена» (15 век) ранее, украшавшая собой Баптистерий собора.
  • «Пророк Аввакум» (15 век) работы был перемещен в музей с колокольной башни;
  • Статуя, посвященная Папе Римскому Бонифацию VIII авторства Арнольфо ди Камбио – снята с фасада собора.
  • а также незавершенная работа великого , – « ».

Баптистерий Сан-Джованни

В комплекс собора Санта-Мария-дель-Фьоре также входит (Battistero di San Giovanni), иными словами место для крещения. Он выполнен в виде отдельного здания, стоящего неподалеку Дуомо на Соборной площади. Баптистерий носит имя Иоанна Крестителя (итал. San Giovanni Battista) , и является наиболее древним строением на площади. Дата его постройки теряется в 5 веке нашей эры. Приземистое шестигранное здание выполнено в романском стиле, а свой современный вид оно получило в 12 веке. Внутри баптистерия можно полюбоваться золотистым куполом, расписанным ликами Христа, святых, и сценами из библии.

Особый интерес представляют барельефы, украсившие ворота баптистерия в 13-15 веках. На них изображен Иоанн Креститель и Основные добродетели. Самые новые ворота, восточные, они были оформлены Лоренцо Гиберти в средине 15 века особенным образом. Позолоченное полотно ворот было разделено на 10 равных табличек. В каждой из них скульптор бережно воспроизвел библейские истории. Второе название этого шедевра — Врата рая.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в цифрах

Если взглянуть на Дуомо с высоты птичьего полета, тогда будет ясно, что его форма — это латинский крест, у которого вертикаль составляет 153 метра, а трансепт (ширина поперечины) – 90 метров. Высота внутренних арок достигает 23 метров. А самая высокая точка собора – бронзовый шар, на кончике купола — 90 метров. Вместимость – 30 тысяч человек. Над строительством здания в общей сложности потрудилось с десяток архитекторов, а продолжительность работ достигла 6 веков.

  • диаметр его составляет 42 (!) метра;
  • вес – 37 тысяч тонн;
  • число кирпичей – порядка 4 миллионов штук.

Учитывая все эти данные можно смело заявить, что Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре – один из самых вместительных и впечатляющих храмов Европы!

Практическая информация

Как добраться

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре находится в итальянском городе Флоренция по адресу: (Piazza del Duomo), здание № 17.

Найти отель рядом с собором Дуомо

Добраться до кафедрального собора не тяжело, поскольку он расположен в центре города и является самой знаменитой достопримечательностью Флоренции. Подойдет любой автобус, следующий к Соборной площади.

Время работы собора

  • понедельник, вторник, среда, пятница – открыт с 10:00 до 17:00;
  • суббота – с 10:00 до 16:45;
  • воскресенье – с 13:30 до 16:45.

Полюбоваться куполом собора можно:

  • все дни, кроме субботы – с 8:30 до 19:00;
  • суббота – с 8:30 до16:40.

Время работы музея

  • все дни, кроме воскресенья – с 9:00 до 19:00;
  • воскресенье — с 9:00 до 13:45.

Стоимость билетов

С 2018 года насладиться красотой внутреннего убранства Санта-Мария-дель-Фьоре можно купив заранее единый билет за 18 евро, который действителен также для подъема на купол (нужна предварительная бронь времени), посещения Музея Дуомо и Баптистерия.

Актуальную стоимость билета и расписание работы всегда можно уточнить на официальном сайте www.museumflorence.com , который доступен на итальянском и английском.

Для детей в возрасте от 3 до 11 лет стоимость билета составляет 3 евро. Билеты действуют в течение 72 часов, каждую достопримечательность можно посетить по одному разу.

В собор также можно попасть бесплатно отстояв примерно 2-х часовую очередь.

Альтернативные варианты:

Попасть на купол без очереди можно в составе групповой экскурсии на английском языке, продолжительность 1 час, стоимость 40 евро с человека, время начала 10:00 или 14:00. Также этот вариант подойдет тем, кто не успел зарезервировать время посещения купола заранее.

Не пожалейте времени и выделите целый день для прогулки по Соборной площади и экскурсии в собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Внешняя красота и колоссальная историческая ценность Дуомо создают непередаваемую атмосферу причастности к чему-то вечному.

Желающих влюбляться в красоты Флоренции с командой Италия для меня, приглашаем на наши .

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ