Фатехпур-Сикри, призрачный «город духов. Фатехпур-Сикри — мертвый город Акбара Великого Фатехпур-Сикри, история возведения

Сказки и легенды разных народов часто рассказывают нам о заброшенных городах. С детства мы слышим о приключениях храбрых героев в забытых крепостях и столицах, затерянных под ярким голубым небом в пустынях, скалах и джунглях. Помним мы и другой известный сюжет — о поиске далеких, счастливых и богатых городов со справедливым правителем, садами и фонтанами. Эти легенды символизируют, как правило, поиски потерянного рая.

Впрочем, каждый воображает себе собственный рай. Чья-то потерянная сказка лежит примерно в 40 километрах от старинного города Агра в индийском штате Уттар-Прадеш. Дорога из Агры упирается в остроконечные стрельчатые арки городских ворот, под ярким голубым небом высится величественная крепость с мощными рядами крепостных стен, мраморными куполами, башнями и дворцами.

К сожалению, очарование на время меркнет при входе в город. Антитеррористические "звенелки", проверка карманов и сумок, билетные кассы, агрессивная атака доморощенных гидов и надоедливых торговцев, а также непрерывно сменяющие друг друга автобусы с шумными иностранцами — в пестрых шортах и с разноцветными зонтиками в руках. Все это напрочь ломает красивую мечту о полном печального достоинства городе-призраке. Но постараемся забыть об этих неприятностях — потомки могольских подданных должны заботиться о своем историческом наследии и как-то зарабатывать на жизнь. Говорят, что еще лет 15 назад, когда Фатехпур-Сикри не был внесен в ооновские реестры, от "незареставрированной" тогда столицы императора Акбара в самом деле захватывало дух.

Итак, все кордоны пройдены, и сказка возвращается. Вы попадаете в огромный двор с роскошным газоном, а гид напоминает вам, что при императоре здесь не росла трава — двор сплошь был устелен дорогими коврами. И вот они — резные ворота, пустые дворцы, мечети, павильоны, восьмиконечные звезды и орлиные гнезда между характерных восточных куполов.

Мечта о наследнике

Теперь Фатехпур-Сикри, похожий на восточные города-сказки, олицетворяет потерянный рай для многих путешественников. Но его строитель — могольский император Акбар Великий не собирался ничего терять — он построил рай персонально для себя. Такой, о каком мечтал.

Дед Акбара, знаменитый полководец Захируддин Бабур разбил в 1525 году войска делийского правителя Ибрагима Лоди и основал Могольскую империю, которая стала самым великим государством Индостана, символом восточного богатства и восточной же деспотии.

В 1568 году его внук император Акбар был на пике своей славы и силы. Его империя крепла, а казна и сокровищницы были полны. Его королевы (а в первые леди попадали дамы разных вероисповеданий) были красивы и умны. Лишь одна печаль лежала на сердце императора — у него не было сыновей. Но прослышал падишах о святом суфии Салиме Чишти, который жил тогда в маленькой, ничем не примечательной деревушке Сикри. И, решив испытать последнюю надежду, отправился Акбар в Сикри простым паломником.

Видимо, молитвы Чишти были услышаны. Суфий предсказал падишаху рождение трех мальчиков. Согласно одной легенде, святой принес в жертву собственного маленького сына, чтобы дух его ребенка вселился в будущего принца. Так или иначе, но 30 августа 1569 года у Акбара родился наследник (спустя некоторое время сбылось пророчество и о двух младших сыновьях). Мальчика назвали Салимом в честь самого суфия. Так появился на свет будущий император Джахангир. Счастливый Акбар решил, что будет лучше жить поближе к такому мудрецу, и начал строить свою новую столицу возле деревушки Сикри.

Строительство рая

Император решительно взялся за дело. Он пригласил лучших архитекторов и каменщиков, которые и создали павильоны, дворцы и веранды с изысканной резьбой и орнаментом, с филигранными каменными экранами, покатыми карнизами и куполами в форме зонтиков. Новая столица стала первым построенным по плану могольским городом. План этот — и градостроительный, и мистический (ведь и звезды, и магия должны были охранять новую столицу) — был тщательно, до самой последней мелочи продуман.

Акбар и его архитекторы создали тот самый могольский стиль, знакомый нам по историческим памятникам, старым гравюрам и современным мультфильмам — смесь мусульманской и раджпутской архитектуры (одна из жен императора была раджпутской принцессой). Акбар-строитель создал свой рай из красного песчаника и мрамора. За полтора десятилетия скучный холм превратился в роскошную цитадель. В отдельном дворе располагалось и сакральное жилище суфийского мудреца. А после удачного похода на Гуджарат Акбар дал своему городу имя Фатехпур-Сикри (град Победы близ Сикри). Величественный город стоит на холме, его охраняют толстые крепостные стены с девятью вратами. Но на самом деле это целых два города — внутри цитадель разделена на жилую и храмовую части.


Город-сад

Жилая часть города называется Даулат-Хана (Обитель судьбы). Здесь расположены павильоны для государственных и частных аудиенций, пятиярусный дворец, игровой двор, дворцы королев и сокровищница. Взгляд сразу же падает на Панч-Махал (пятиярусный дворец), или, как его еще называют, "Ловец ветров". Его украшенные колоннами этажи кажутся ажурными, и каждый следующий этаж по площади меньше предыдущего. Ветер легко гуляет по дворцу, что во времена Акбара, когда не было кондиционеров, было как нельзя кстати.

Колонны у Панч-Махала очень интересны — они резные и различаются по форме. Некоторые круглые, некоторые октагональные, а на некоторых есть неожиданный узор — гирлянда из чередующихся стилизованных изображений цветов, похожих на французские королевские лилии (fleur de lis), и стилизованного изображения наконечника шлема (кто-то видит в нем колокольчик). На вершине дворца — купол в раджастанском стиле с ажурным экраном — чтобы защищать придворных леди от нескромных взглядов.

Рядом с "Ловцом ветров" стоит павильон-беседка. Рассказывают, что она служила одной из первых в Индии женских школ — придворных девушек здесь учили основам грамоты и счета. По другую сторону предполагаемой школы — дворец турецкой жены Акбара. Он украшен арабесками и филигранными каменными экранами, а его крыша покрыта необычной каменной кровлей, имитирующей черепицу.

Говорят, султанша турецкого происхождения попросила сделать для нее каменный барельеф с изображением животных. Такой барельеф и сейчас можно увидеть в ее дворце, но головы животных отбиты, так как исламская традиция не позволяет изображать живые существа. Возможно, панно испортили посетители уже мертвого города.

Акбар не жалел ничего для своих жен. Их дворцы были украшены самой изысканной, детально проработанной резьбой, интересным орнаментом (например, в виде драгоценных серег), балконами и резными каменными ширмами, причудливыми колоннами и куполами. Королевы гуляли по очаровательным внутренним дворикам и террасам. Интересно, что дворец матери императора был отделан золотом и украшен фресками со сценами из персидского эпоса "Хамза-намэ", а также сценами, вдохновленными индуистской "Рамаяной".

Из дворца турецкой королевы открывается вид на квадратный водоем Ануп-Талао, посреди которого есть островок с узорчатой балюстрадой. На него, образуя крест, ведут четыре мостика. Летописец Акбара Абул Фазл писал, что в 1578 году император приказал наполнить Ануп-Талао золотыми, серебряными и медными монетами, чтобы подданные смогли "получить высочайшую щедрость".

Комната грез

Рядом с бассейном расположена личная опочивальня самого императора — Хвабгах (комната грез). Сюда можно подойти и с другой стороны по крытой колоннаде. Постель падишаха возвышалась на постаменте посредине заполненного водой огромного зала. Так решались сразу две проблемы: Акбар получал столь желанную в этих местах прохладу и дополнительную систему безопасности, ведь любой посторонний, попав в воду, был бы услышан. В этой спальне, как и в тайной комнате, что напротив библиотеки Акбара (говорят, что библиотека насчитывала 25 тысяч манускриптов), до сих пор сохранились остатки прежних желто-синих фресок.

В жилой части цитадели Акбар не только спал, но развлекался и принимал посетителей. Между дворцами расположен пачизи-корт (пачизи — индийская настольная игра, в которой шесть каури-раковин, некогда заменявших деньги, используются как игральные кости) — игровой двор, вымощенный плиткой, как шахматная доска. Здесь император играл в игру, похожую на шахматы. Говорят, что вместо фишек-фигур он расставлял на квадраты самых красивых гаремных девушек. Игра могла продолжаться часами, даже несколько дней. Куда там вымышленному …

Фестиваль огней Дивали в Индии Сегодня в Индии началось празднование "Дивали" - фестиваля огней, который приходится на начало месяца Картик (октябрь-ноябрь) и празднуется в течение пяти дней.

Сокровищница падишаха, как говорят, располагалась в Анкх-Мичаули. Об этом можно догадаться и по толстым стенам этого павильона, почти лабиринтовому устройству и тайным альковам. Но есть и другая версия — в этом сарайчике, по слухам, гаремные дамы играли в прятки и жмурки. Впрочем, обе гипотезы могут быть верны. Интересно, что на опорах, поддерживающих резные карнизы Анкх-Мичаули, вырезаны очень редкие мифические чудовища — полуслоны-полудраконы. Судя по всему, только таким хранителям Акбар мог доверить свои сокровища.

Тем временем падишаха ждали государственные дела. Каждое утро по три часа после рассвета Акбар принимал людей в Диван-и-Аам — месте публичных государственных встреч, где творил правосудие. Императорский трон, закрытый ажурными ширмами, стоял на резной платформе в центральном проеме между колоннами. Напротив павильона, справа от тропинки, ведущей во внутренний двор, находится тяжелое, вкопанное в землю каменное кольцо. Считается, что к нему привязывали государственного слона, который был заодно и судьей: по легенде, когда император сам затруднялся принять решение, кто из двух спорщиков прав, их ставили пред слоном — кого тот первым затаптывал, тот и считался виноватым. Слон этот, кстати, похоронен в Фатехпур-Сикри — под башней Хиран-Минар.

Божественная вера

Личных гостей Акбар принимал в Диван-и-Хас (зал для личных встреч). Здесь тоже смешаны архитектурные стили, а среди изысканной резьбы интерьеров можно отыскать символы сразу нескольких религий. Трон императора располагался на круглой платформе, которая покоилась на необычной резной колонне в самом центре Диван-и-Хас. Гости Акбара — министры и вассалы — восседали на расходящихся от трона лучах-галереях. Так что в Фатехпур-Сикри была даже "яркая звезда".

Фотопутешествие с РИА Новости: мыс Каньякумари и раковины трех морей Мыс Каньякумари, известный также как Мыс Коморин - одна из самых известных географических точек Индии. Что не удивительно: это самая южная часть полуострова Индостан и здесь сходятся вместе Бенгальский залив, Аравийское море и Индийский океан.

Император вел дискуссии с представителями различных религий — ортодоксальными мусульманами, священниками-иезуитами, индуистскими брахманами, джайнами и зороастрийцами. Здесь же, как говорят, падишах принимал своих советников. Их называли "девять мудрецов", или даже "девять драгоценностей". Акбар ценил науки и искусства, а потому приглашал самых талантливых ученых, музыкантов и поэтов. Лучших из них он оставлял при дворе и делал своими советниками. Имена некоторых вошли в историю: Абул Фазл, летописец правления Акбара, и его брат поэт Файзи, легендарный певец и музыкант Тансен, министр и придворный шут Бирбал, а также раджа Тодар Мал, который тщательно проверял систему имперских доходов, и некоторые другие, менее известные советники.

Изюминка Диван-и-Хас — тронный столп — центральная осевая линия зала частных приемов. Это колонна держит свою ношу с помощью 36 декоративных консолей, сделанных так, что колонна кажется бесконечно расширяющейся. Она украшена резьбой в гуджаратском стиле с узорами из лотосов и других символов, один из которых, по мнению некоторых, даже напоминает тиару папы римского.

На архитектуре и внутреннем убранстве Фатехпур-Сикри сказались довольно прогрессивные религиозные взгляды падишаха. Акбар не ставил под сомнение верность ислама, однако лояльно относился к другим религиям (даже отменил налог на неисламское вероисповедание, что помогло ему сплотить империю). Более того, он готов был добавить к своей вере учения мудрецов-иноверцев. Дискутируя с мудрейшими представителями разных религий, падишах пытался синтезировать то, что слышал, и многое был готов принять. Так что тронный столп стал архитектурным символом этой идеи Акбара. В резьбе тронной колонны можно найти мотивы индуизма, буддизма, ислама и христианства.

Богатство Южной Индии – не бананы или манго, а рыба Любому, кто оказался в Тамилнаде на юге Индии, в глаза бросаются пестрые рыбацкие лодки, лежащие вдоль берегов Бенгальского залива на фоне старинных индуистских храмов. Своей рыбой жители этого индийского штата гордятся особо.

Но падишах осмелился пойти дальше архитектурных символов. В 1581 году он создал религиозное течение Дин-и-Илахи (божественная вера), которое не противоречило исламу, но впитало в себя некоторые идеи индуизма и зороастризма, а также шиитские, суфийские и махдийские представления. Император настаивал, что не только на словах, но и в отношениях с людьми необходимо придерживаться религиозной этики — быть веротерпимыми, воздержанными, терпеливыми, набожными и благочестивыми, избегать насилия, лжи, злословия и стяжательства, а также проявлять благородство и милосердие.

Акбар построил империю с сильной центральной властью, опирающейся на мансабаров (воинов-аристократов) разных вероисповеданий. Когда некоторые мусульманские вассалы падишаха охладели к духовным диспутам с иноверцами и спровоцировали восстание, император безжалостно подавил его. В Индии часто цитируют слова Акбара: "Лишь та вера истинна, которую одобряет разум" и "Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума, обрекая себя на вечный позор".

Молитвенный город

В сакральную часть Фатехпур-Сикри, чтобы присоединиться к молящимся, Акбар въезжал через Бадшахи-Дарваза (Ворота падишаха). Они украшены стилизованными гранатами, а вершина каждой арки заканчивается бутоном лотоса. Отсюда открывается вид на квадратный двор, Джама-масджид (соборную мечеть) и на духовную доминанту храмовой части города — могилу Салима Чишти, в знак уважения которому и была построена храмовая часть Фатехпур-Сикри.

Мавзолей покрыт белым мрамором и изящной резьбой. Декоративные консоли на колоннах вырезаны из целого куска мрамора и имеют форму грациозной стилизованной змеи. Кенотаф стоит на постаменте, украшенном мозаикой из черного и желтого мрамора. Резные двери ведут в украшенную перламутром внутреннюю могилу.

Перед мавзолеем — большое открытое место для молитвы. Многочисленные паломники (особенно много среди них бездетных семей, которые верят, что Чишти поможет им стать родителями) молятся здесь и привязывают ниточки к резному мраморному экрану мавзолея.

Молиться можно и в соборной мечети, что стоит на самой высокой точке Фатехпур-Сикри. Она состоит из трех помещений, крытых куполами. Места для молитв украшены богатой резьбой с инкрустацией и каллиграфическими надписями.

Войти в сакральный комплекс можно и через Буланд-Дарваза (Великие врата), которые император повелел построить в 1573 году. По-настоящему имперские, с парадной аркой и множеством куполов, они взмывают ввысь на 54 метра. Теперь в этой арке живут пчелы — она облеплена ульями.

Потерянный рай

Говорят, что когда один английский вельможа елизаветинской эпохи в 1584 году посетил Фатехпур-Сикри, он заявил, что увидел город, превосходивший великолепием тогдашний Лондон. Но уже через год роскошную столицу пришлось оставить — по преданию, из города ушла вода. Кто-то говорит, что это случилось в результате землетрясения, а кто-то считает, что так бог наказал Акбара за его грехи и гордыню. Могольские инженеры организовали бесперебойное водоснабжение по специальной системе, воду в которую круглосуточно набирали специальные люди. Но потом и этой воды стало не хватать.

В итоги столица была перенесена в Лахор. А в Городе победы с уходом жителей время остановилось. Те, кто помнит советский фильм про Аладдина, помнят и зачарованный город, куда главный герой ходил за волшебной лампой, город, в котором живут одни тени. Одни тени остались и в Фатехпур-Сикри. Тени бывшего монаршего величия, тень падишаха, старавшегося быть справедливым, тени мудрецов и музыкантов, воспоминания о божественной вере. Акбар потерял свой построенный рай, но в конце жизни он гордо говорил, что "счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное учение и мог дать довольство народу".

Фатехпур-Сикри же превратился в город-призрак, стоящий между маленьких деревень во всем великолепии своих дворцов, мечетей и павильонов. Даже нищие не селились здесь, поскольку без воды в жарком климате Индии выжить невозможно. Только сегодня печальное величие столицы, "более роскошной, чем сам Лондон", нарушают навязчивые туристические автобусы.

Ольга Никушкина

Заброшенный город Фатехпур-Сикри находится в 35 км от Агры. Его название переводится как «город победы».

Примерно в этом месте основатель династии Великих моголов Бабур одержал победу над индуистским раджой Рамой Сану. Внук Бабура, Акбар Великий построил этот город в конце 16 века и перенес туда столицу.

Существует легенда, что Акбар построил город в месте, где жил святой суфий Салим, благодаря благословению которого у ранее не имевшего наследника Акбара родилось 3 сына.

Однако Фатехпур-Сикри был столицей только 14 лет, с 1571 по 1585 год. Акбар вынужден был перенести свою резиденцию на север своей империи, в Лахор, чтобы быть ближе к театру войны с афганцами. А двор переехал в соседнюю Агру для безопасности. Постепенно город был заброшен, как считается — из-за проблем с водой. А, может, Акбар просто потерял к нему интерес. Индия — страна богатая, и заброшенные по каким-либо причинам города там не редкость. Подумаешь, строили город 15 лет. Построим другой, делов-то.

Вот и стоит этот прекрасный город пустым уже четыреста с лишним лет в своём первозданном виде. Благодаря тому, что город был признан ЮНЕСКО объектом всемирного наследия, и благодаря заботам индийского государства кажется, что город покинут только вчера.

Прогулка по городу

Наш автобус через ворота в крепостной стене подвёз нас к билетным кассам. За 500 рупий мы купили билеты, пересели в специальный экскурсионный автобус, который и доставил нас в заброшенный город.

Построенный из красного песчаника Фатехпур-Сикри великолепен.

Туристов мало, или они теряются на просторных городских улицах.

Улицы чисты, газоны и сады ухожены.

Кое-где ведутся реставрационные работы. Восточная нега словно разлита на его пустынных улицах. Замечательны каменные узоры, в которых проявляется сочетание индуистских и мусульманских традиций. Это вообще характерно для могольской страницы индийской истории. Тем не менее, лики животных затёрты, что, очевидно, является уступкой мусульманским правилам.

Никто не запрещает туристам медитировать или примерить на себя постель падишаха.

Полные воды бассейны противоречат версии о нехватке воды.

Единственное, что несколько портит картину – это впечатление некоторой театральности, будто это не настоящие стены, а декорации. Видимо, за 14 лет город не был до конца обжит, и это чувствуется.

Самые красивые достопримечательности Фатехпура

Из всего увиденного в Фахтепуре мне наиболее запомнились:

дом с 4 башенками, так называемый Диван-и-Ам — для встреч правителя с подданными

удивительная кафедра с 36 опорами во дворце Диван-и-Хас, сидя на которой падишах принимал вассалов и послов иностранных государств

Панч-Махал - ажурное пятиэтажное строение

пруд Ануп Талао (Бесподобный пруд) – на центральной платформе пруда некогда любил отдыхать Акбар.

Впечатляет огромная каменная кровать во дворце Доулат Кхана (Прибежище удачи). На этой кровати высотой 2 метра падишах встречался с жёнами. На такой постельке Акбар мог спать со всеми жёнами сразу.

Сегодня вечером поезд увезет нас в одно из прекраснейших мест мира — Каджурахо , а пока мы имеем в распоряжении целый день. Номер освободили, а вещи оставили здесь же, в так называемой «Luggage room» — комнате без замка, с какими-то гладильными досками:-) Надеемся, все будет хорошо, это же Индия:-)

В планах посещение еще одной достопримечательности Индии — города Фатехпур-Сикри . В гостинице за машину заломили 1200 рупий, и мы решили (спасибо путеводителю и накопившемуся опыту) ехать на «общественном» транспорте. Рикша довез до автовокзала (Bus Stand Idgah), с которого через каждые полчаса уходит автобус в нужное для нас место. Билет приобрели в кассе, стоил около 30 рупий.

В Индии есть два вида автобусов — государственные и частные. Государственными автобусами в основном пользуются бедные слои индийского общества. Комфорт во многих из них, мягко говоря, условный. Как правило, экипаж автобусов состоит из двух человек: водитель и кондуктор. На автостанции работает зазывала. Весь процесс высадки-посадки пассажиров происходит очень быстро и театрально. Автобус еще не остановился, а люди уже выходят и заскакивают, зазывала орет о назначении маршрута, водитель играет на клаксоне.

У кондуктора рабочий инструмент — свисток. Один рад свистнул — остановка, два раза — поехали дальше. Причем совершенно не понятно, зачем он свистит в полупустом автобусе, сидя возле водителя:-) На самых опасных поворотах все идут на обгон, посылая при этом интенсивные гудки вперед, в надежде, что они обогнут выступ и долетят до встречных авто. Не нужно также говорить, какой ажиотаж вызвали «белые обезьянки» (т.е. мы) среди пассажиров. Все на нас оборачивались, а мальчишка лет шестнадцати, сидящий впереди, так тот всю дорогу ехал с повернутой назад головой:-)

Расстояние до Фатехпур-Сикри составляет около 40 км, а ехали мы больше часа. Из окон автобуса наблюдали шумную, праздничную колону. Праздники в Индии — дело обычное. Ведь сколько богов — столько и праздников. Проезжая по сельской местности, воочию созерцали разложенные для просушки на солнце коровьи лепешки. Высушенный навоз — один из главных источников тепла и энергии в индийских деревнях.

Небольшая автостанция, на которую мы прибыли, находилась внутри огромного базара. Протискиваясь сквозь толпу людей, коров, мотоциклов, отмахиваясь от назойливых продавцов, мы наконец-то нашли нужный вход в старый город.

Историческая справка

Фатехпур Сикри — удивительный, сегодня «мертвый» город с богатейшей историей и уникальными памятниками. Во времена правления Акбара Великого здесь располагалась столица его империи.
Историю создания города можно читать, как волшебную сказку. Согласно легенде, уже потеряв надежду зачать сына, император Акбар пришел сюда в поисках знаменитого суфийского мистика шейха Салима Чишти, у которого хотел испросить благословения и помощи. Молитвы были услышаны, и вскоре у императора родился сын. Акбар назвал принца Салимом, в честь святого, и поклялся построить новый город.

Строительство началось в 1569 году и длилось около десяти лет. Рабочие и архитекторы со всех уголков Индии создавали бесчисленные дома и дворцы. Решетки, окна и даже балки крыш — все из камня. Мастерам удалось соединить два противоположных принципа — образная архитектура Индии и геометрическая исламская — стали единым целым. В этом городе все говорит о мощи древнеиндийских строителей — ведь всего за несколько лет пустынное место было превращено в настоящий сказочный город с роскошными садами и потрясающими зданиями. Город строился строго согласно единому плану, каждая постройка в нем уникальна и имеет глубокую индивидуальность.

По ступеням поднимаемся к Высоким воротам , которые называются также Ворота победы . Они возвышаются на шестьдесят метров над землей. Это вход в одно из главных сооружений — мечеть Джама-Масджид .
Воздвигнутая на самой высокой точке, она высится над всеми позднейшими строениями. Хотя это и мусульманская святыня, вход в нее напоминает индуистский храм, так как украшен изящными резными арками.

Первым делом, попадаем на огромную площадь, являющуюся сердцем всего дворцового комплекса. Нужно сказать, что она выложена красным камнем. На солнце камень раскалился, а учитывая то, что мы сняли у входа обувь, с одним единственным желанием — не обжечься, перебежками устремляемся к беломраморному зданию. Сюда, к могиле великого шейха Салима Чишти — беломраморному пантеону посреди двора Императорской мечети , приходят тысячи паломников, чтобы возложить цветы, повязать лоскут на решетчатую панель и помолиться о рождении сына. Мы поражались, с каким фанатизмом индусы совершают этот ритуал.

На наше счастье, в остальных местах «заброшенного города» мы были в обуви и могли неспешно созерцать этот удивительный город-призрак. Собственно, архитектура Фатехпур Сикри была задумана и реализована в виде широких террас естественного происхождения, вокруг дворов располагаются дворцовые павильоны, выполненные из красного песчаника. Здесь нет улиц. Здания меду собою связаны извилистыми ходами, лестницами и площадями.

Здесь, как нигде в другом месте, ощущаешь энергетику времени. Словно из двадцать первого века переносишься в шестнадцатый. Если включить фантазию, легко представить город, заполненный мужчинами в белых одеждах и женщинами в ярких сари. Кто-то несет в глиняных кувшинах воду, кто-то спорит, кто-то ремонтирует ограду. Не так уж и далека эта средневековая Индия от современной!

Одно из самых удивительных сооружений — Диван-и-Хас . Он был задуман как зал, в котором император проводил свои частные аудиенции. На колоне посреди зала размещается капитель внушительных размеров, площадка на капители соединяется с галереями, проходящими по периметру стены, четырьмя мостами. Здесь же, сидя на троне, Акбар мог следить за шахматной партией, фигурами для которой выступали служанки. Шахматная доска четко нарисована на площади перед Диван-и-Хас. Спальные покои Акбара расположены к югу от зала аудиенций.

В течение 16 коротких, но памятных лет город был чудом, восхищавшим гостей со всего света. Но всего 10 лет пожив в этом великолепном городе, Акбар Великий убедился в крайне неудобном его месторасположении в отдалении от источников воды, что и заставило властителя вернуться обратно в Агру.

Сегодня Фатехпур-Сикри — опустевший город-призрак. Однако внутренняя крепость совершенно не подверглась разрушительному воздействию времени. Ее стены, дворцы, бани, королевский монетный двор, площади и парки и поныне напоминают о великом провидце и строителе.

Мы провели в этом месте около трех часов. Конечно же, не были обделены вниманием местного населения. Такое впечатление, что индусы целенаправленно приходят на экскурсии, дабы встретить и сфотографироваться с белым человеком, улучшив при этом свою карму:-)

Не могу не рассказать о шокирующем меня случае. Уже выйдя за территорию города и направляясь в сторону бас-стенда, мы были окружены толпой назойливых черномазых детишек-попрошаек. На этот случай у нас всегда припасены в рюкзаке конфеты. Рюкзак был у Андрюши за спиной, и стоило мне его открыть, как детишки начали прямо таки выхватывать руками все подряд. Кулек с конфетами был просто брошен мною на землю. Очень неприятно, не зря все пишут на форумах, что лучший способ избавиться от попрошаек — просто не обращать на них внимания.

Обратно мы уезжали на таком же старом, разваленном автобусе. Водитель несся по дорогам с такой скоростью, что ему позавидовал бы любой автогонщик. При этом он еще умудрялся что-то громко кричать «мешающим» ему водителям. Но если Вы думаете, что это страшно — ошибаетесь. Вопрос лишь Вашего отношения ко всему.

Вернувшись в отель, до отъезда на железнодорожный вокзал коротали время в кафе — обедали, пили кока-колу, изучали отснятые материалы и просто отдыхали. Наш поезд в Каджурахо уходил со станции Агра Кант в 23_20. Любезно распрощавшись с администрацией отеля и забрав в целости и сохранности свои вещи, на рикше за 70 рупий добрались до вокзала. Агра Кант — центральный вокзал в Агре — приятно удивил своей чистотой и относительным порядком.

Поезд, как обычно, припоздал на часик. Места у нас были в вагоне 3 класса, и, так как было уже поздно, мы тихонько заняли свои места и уснули сладким сном.

Фатехпур-Сикри от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Фатехпур-Сикри.

  • Туры на Новый год в Индию
  • Горящие туры в Индию

Фатехпур-Сикри (Fathehpur Sikri), расположенный в штате Уттар-Прадеш, во время правления Акбара I являлся столицей Империи великих Моголов, однако из-за недостатка воды столицу вынуждены были перенести в Агру . С 1986 г. город внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Фатехпур-Сикри считается «городом-призраком», хотя в нем и проживает более 250 тысяч человек.

Фатехпур-Сикри славится и своими сладостями - Non Khatai.

Карты Фатехпур-Сикри

Как добраться

Ближайший аэропорт расположен в Агре, которая находится в 39 км от Фатехпур-Сикри. Железнодорожная станция расположена в 1 км от центра города.

Туристические автобусы останавливаются в Фатехпур-Сикри на час-полтора, что недостаточно для осмотра города. В качестве альтернативы можно сесть на автобус в Агре (стоимость проезда 40 INR, время в пути около 1 ч). Автобусы курсируют каждые 30 минут между 7:00 и 19:00. Последний автобус в Агру отправляется от городского базара в 19:00.

Авто-рикша между Агрой и Фатехпур-Сикри обойдется в 800 INR, также можно поймать такси за 1600 INR.

Из Фатехпур-Сикри регулярно ходят автобусы в Бхаратпур (35 INR, 20 мин) и Джайпур (140 INR, 4 ч 30 мин). Остановка автобусов расположена возле городского базара.

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Поиск авиабилетов в город Дели (ближайший а/п к Фатехпур-Сикри)

Развлечения и достопримечательности Фатехпур-Сикри

В облике Фатехпур-Сикри перемешано несколько архитектурных стилей - при строительстве использовались элементы индуизма и джайнизма, которые тесно переплелись с исламскими веяниями, а основным материалом для строительства служил красный песчаник.

С исторической точки зрения в городе можно выделить несколько важных сооружений: Буланд-Дарваза (Buland Darwaza), представляет собой шлюз, один из крупнейших в мире, также известный под именем «Ворота великолепия». Образчик ранней архитектуры Моголов с простым орнаментом, резьбой с изречениями из Корана и высокими арками.

Фатехпур-Сикри

Королевский дворцовый комплекс, на территории которого расположено несколько красивейших объектов – Анк Мичаули, бывшее здание казначейства. Стены здания украшены мифическими морскими существами, которые исполняют роль оберега. Другое сооружение, расположенное неподалеку – это дворец Джодх Баи (Jodh Bai’s Palace), сочетающий индуистский и мусульманский стили. Рядом находится еще один дворец – Хава Махал или дворец ветра, представляющий собой сооружение из каменных решеток.

Наубат-Хана (Naubat Khana) представляет собой барабанный дом, использующийся во время торжественных церемоний для объявлений о прибытии императора.

Интересны также пятиэтажный дворец Бирбал Бхаван (Birbal’s Bhavan Palace); дворец Панч-Махал (Panch Mahal) – пятиэтажное здание с колоннами, с крыши которого открывается красивый вид на окрестности; дом Раджи Бирбала (Birbal’s House), великого визиря, служившего при дворе могольского императора Акбара, а также дворец Караван Сарай (Karawan Serai) и башня Хиран Минар высотой 21 м.

На территории комплекса находится один из лучших примеров архитектуры Моголов в Индии, мечеть Джама Масджид, строительство которой осуществлялось в 1580-1581 гг. Перед входом в мечеть расположена мраморная гробница шейха Салима Чишти (Tomb of Salim Chishti) с резными решетками и замысловатыми орнаментами.

Дворцовый комплекс открыт от рассвета до заката, стоимость билета составит 485 INR.

Настоящий «город-призрак» под названием Фатехпур-Сикри расположен в индийском штате Уттар Прадеш, что на севере страны. Он был построен в начале 1500-х годов по приказу императора Махарана Санграм Сингха, более известного как Рана Санга около древнего города Сикри, и изначально назывался Сикригарх. А свое новое название «Фатехпур», что значит «город победы», он получил после того, как могольский император Акбар отвоевал его у Рана Санга.

В 1571 году Акбар сделал Фатехпур-Сикри столицей своего государства, и начал активно расстраивать его. В то время в городе появилось множество прекрасных построек, дворцов и мечетей. По желанию императора, все они были выполнены в персидском стиле, тем самым он «отдал дань уважения» своему знаменитому предку Тамерлану. Но все же, из-за того, что в строительстве принимали участие различные архитекторы и мастера со всех уголков страны, в архитектуру города многое привнесено из культуры Индии, особенно это заметно в мелких деталях и элементах декора. Практически каждая постройка выполнена из красного песчаника, который был очень распространен в той местности, но позже некоторые здания были перестроены с использованием белого мрамора в качестве главного строительного материала. К сожалению, статус столицы принадлежал городу совсем недолго, с 1571 по 1585 год. Фатехпур-Сикри был покинут из-за нехватки в нем воды.

Фатехпур-Сикри – великолепнейшее место, длина которого составляет 3 км, а ширина 1 км. С трех сторон он обнесен 11-ти километровой высокой стеной, в которой всего было девять ворот, а с четвертой стороны во времена Акбара было большое озеро. В городе практически каждая постройка представляет собой настоящее произведение искусства. Основным зданием города является дворцовый комплекс, в котором проживал император. Он состоит из нескольких отдельных павильонов, расположенных в геометрически строгом порядке. Также можно выделить Буланд Дарвазу – «ворота» в город высотой 54 метра, Джама Масджид, или Мечеть Джами, гробницу Салима Чисти – суфийского святого, после благословения которого, как считается, у Акбара появился сын Салим, более известный в истории как Джахангир, Диван-и-Аам – зал для общественных собраний, Диван-и-Кхас – зал для приватных встреч, прекрасный дворец Мариам-уз-Замани – личные покои жены великого императора и многие другие.