Фаросский маяк интересные факты. Александрийский маяк: фото, описание, история и интересные факты

Одним из семи чудес мира является Александрийский маяк - сооружение, построенное на острове Фарос в третьем веке до нашей эры. Построение находится недалеко от известного Александрия, в связи с чем ему и дано такое название. Другим вариантом может быть словосочетание «Фаросский маяк» - от названия острова, на котором он находится.

Предназначение

Первое чудо света - Александрийский маяк - изначально было предназначено для того, чтобы помогать заблудившимся морякам, желающим добраться до берега, благополучно преодолев подводные рифы. Ночью путь освещали языки пламени и сигнальные лучи света, исходящие от огромного огня, а днем - столбы дыма, исходившие от костра, находящегося на самой вершине этой морской башни. Александрийский маяк прослужил верой и правдой почти тысячу лет, но был очень сильно поврежден землетрясением в 796 году После этого землетрясения в истории записано еще пять очень мощных и длительных подземных толчков, которые окончательно вывели из строя это великолепное творение человеческих рук. Конечно же, его не раз пытались реконструировать, но все попытки привели лишь к тому, что от него осталась небольшая крепость, которую построил султан Кайт-бей в 15 веке. Именно эту крепость и можно увидеть на сегодняшний день. Она - все, что осталось от этого величественного творения человека.

История

Давайте немного углубимся в историю и узнаем, как же строилось это чудо света, ведь это действительно увлекательно и интересно. Сколько всего произошло, какие особенности построения и его предназначение - обо всем этом мы расскажем вам ниже, не поленитесь только прочесть.

Где находится Александрийский маяк

Маяк построили на небольшом острове под названием Фарос, что находится у берегов Александрии в Средиземном море. Вся история этого маяка изначально связана с именем великого завоевателя Александра Македонского. Именно он был создателем первого чуда света - вещи, которой гордится все человечество. На этом острове Александр Великий решил основать большой порт, что он собственно и сделал в 332 году до нашей эры во время своего визита в Египет. Сооружение получило два названия: первое - в честь того, кто решил его построить, второе - в честь названия острова, на котором оно находится. Помимо столь известного маяка завоеватель решил построить еще и одноименный город - один из наибольших портов в Средиземном море. Следует отметить, что за всю свою жизнь Александр Великий построил около восемнадцати полисов с названием «Александрия», но именно этот вошел в историю и известен до наших дней. В первую очередь был возведен город, а уже потом его главная достопримечательность. Изначально на строительство маяка должно было уйти 20 лет, но не тут-то было. Весь процесс занял только 5 лет, но, несмотря на это, сооружение увидело мир только в 283 году до нашей эры, уже после смерти Александра Македонского - во времена правительства Птолемея ІІ - царя Египта.

Особенности строительства

Решил очень тщательно подойти к вопросу строительства. Как гласят некоторые источники, он более двух лет выбирал место для постройки порта. Завоевателю не хотелось создавать город в Нил, чему он нашел очень хорошую замену. Строительную площадку разбили в двадцати милях к югу, недалеко от иссыхавшего озера Мареотис. Ранее там находилась платформа египетского города Ракотиса, что в свою очередь немного облегчило весь процесс постройки. Вся выгода месторасположения была в том, что порт смог принимать судна как со Средиземного моря, так и с реки Нил, что было весьма прибыльно и дипломатично. Это не только увеличило прибыль завоевателя, но также помогло ему и его последователям построить крепкие связи и купцами и мореходцами того времени. Город успели создать еще при жизни Македонского, а вот Александрийский маяк стал разработкой Птолемея первого Сотера. Именно он доработал конструкцию и воплотил ее в жизнь.

Александрийский маяк. Фото

Посмотрев на изображение, мы увидим, что маяк состоит из нескольких «слоев». Три большие мраморные башни стоят на основании огромных каменных блоков, общим весом в несколько сотен тысяч тонн. Первая башня имеет форму громадного прямоугольника. Внутри нее расположены комнаты, предназначенные для жилья солдат и рабочих порта. Сверху находилась меньшая восьмиугольная башня. Спиральный пандус являлся переходом к верхней цилиндрической башне, внутри которой размещался большой костер, который и служил источником света. Вся конструкция весила несколько миллионов тысяч тонн, без учета украшений и приборов, находящихся внутри нее. Из-за этого почва начала проседать, что вызвало серьезные проблемы и потребовало дополнительных укреплений и строительных работ.

Начало огня

Несмотря на то что Фаросский маяк был построен на протяжении 285 - 283 годов до нашей эры, он начал работать только в начале первого века до нашей эры. Именно тогда и была разработана вся система сигнальных огней, работающая благодаря большим бронзовым дискам, направляющим свет в море. Параллельно с этим был придуман состав пороха, который выделял огромное количество дыма - способ указания пути днем.

Высота и дальность исходящего света

Полная высота Александрийского маяка - от 120 до 140 метров (разницу составляет перепад высоты грунта). Благодаря такому расположению свет от костра было видно на расстояние более 60 километров в яркую погоду (есть свидетельства о том, что в штиль свет было видно за 100 километров и более) и до 45-50 километров во время грозы. Направление лучей происходило благодаря особому построению в несколько рядов. Первый ряд представлял собой четырехгранную призму, высота которой достигала 60-65 метров, с квадратной основой, площадью в 900 метров квадратных. Здесь хранился инвентарь и все необходимое для подачи топлива и поддержания «вечного» огня. Основой для средней части служила большая плоская крышка, углы которой были украшены большими статуями Тритонов. Это помещение представляло собой восьмигранную башню из белого мрамора высотой в 40 метров. Третья часть маяка выстроена из восьми колонн, на вершине их находится большой купол, который украшает большая восьмиметровая статуя Посейдона из бронзы. Другое название статуи - Зевс-Спаситель.

«Вечный огонь»

Поддержание огня являлось заданием сложным. Ежесуточно требовалось более тонны топлива, чтобы костер мог гореть с необходимой силой. Дерево, которое являлось главным материалом, доставляли в специально обустроенных телегах по спиральному пандусу. Телеги тащили мулы, которых требовалось более сотни на один подъем. Для того чтобы свет от костра распространялся как можно дальше, за пламенем, у подножия каждой колоны, разместили огромные бронзовые листы, с помощью которых и направляли свет.

Дополнительное предназначение

Согласно некоторым рукописям и сохранившимся документам, Александрийский маяк служил не только источником света для заблудившихся моряков. Для солдат он стал наблюдательным пунктом, для ученых - астрономической обсерваторией. Учетные записи гласят, что там находилось большое количество весьма интересного технического инвентаря - часов всевозможных форм и размеров, флюгер, а также множество астрономических и географических приборов. Другие источники говорят о наличии огромной библиотеки и школы, в которой обучали начальным дисциплинам, но это не имеет каких-либо существенных доказательств.

Гибель

Гибель маяка произошла не только из-за нескольких мощных землетрясений, но также и из-за того, что бухтой почти перестали пользоваться, поскольку она очень сильно заилилась. После того как порт стал непригоден для эксплуатации, бронзовые пластины, с помощью которых свет направляли в море, переплавили на монеты и украшения. Но это был еще не конец. Полная гибель маяка произошла в 15 веке во время одного из наиболее сильных землетрясений, когда-либо случавшихся у берегов Средиземного моря. После этого останки несколько раз восстанавливались и служили крепостью, а также жилищем для немногих жителей острова.

В современном мире

На сегодняшний день Фаросский маяк, фото которого можно очень легко найти, является одним из немногих памятников архитектуры, затерянных в истории и времени. Это то, что до сих пор интересует как ученых, так и простых людей, которым нравятся многовековые вещи, ведь с ним связано много событий, литературных работ и научных открытий, важных для всего развития мира. Увы, не так много осталось от 7 чудес света. Александрийский маяк, вернее только его часть, и есть одним из тех сооружений, которым может гордиться человечество. Правда, все, что от него осталось - это всего лишь нижний ярус, служивший складом и местом жительства для военных и рабочих. Благодаря множеству реконструкций строение не было разрушено полностью. Его переделали во что-то наподобие небольшого замка-крепости, внутри которого жили оставшиеся жители острова. Именно это вы и сможете увидеть, посетив остров Фарос, который является довольно популярным среди туристов. После полного строительного и косметического ремонта маяк имеет более современный вид, что делает его современным строением с многовековой историей.

Дальнейшие планы

Александрийский маяк является одним из объектов, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Благодаря этому ежегодно проводятся различные ремонтные работы с целью уберечь крепость от разрушений. Было даже время, когда говорили о том, чтобы полностью возобновить прежний вид, но этого так и не сделали, ведь тогда бы маяк потерял статус одного из чудес мира. Но увидеть его нужно обязательно, если уж вы интересуетесь историей.

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение – . Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Александрийский маяк: краткое описание на доклад

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как .

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения ) город оказался под властью Птолемея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк на острове Фарос: предназначение

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.


Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Строительство Александрийского маяка

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов. Притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро. Как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет. Часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка.

Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии (отцом его был Антигон, злейший враг Птоломея, который умер в 301 г. до н. э).

Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света. Хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н.э..

Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.

Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птолемей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.

Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя. А затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.

Как выглядел Фаросский маяк

Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:

    со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;
    Высота древнего небоскреба составляла от 120 до 180 метров;
    Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;
    Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.
    Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 х 1,9 м, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;
    Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.
    Высота второго этажа составляла 40 метров, он имел восьмиугольную форму и был облицован мраморными плитами;
    Третий ярус имел цилиндрическую конструкцию, декорированную статуями, исполняющими роль флюгеров. Здесь было установлено восемь колонн, которые поддерживали купол;
    На куполе, развернувшись лицом к морю, стояла бронзовая (по другим версиям – золотая) статуя Посейдона, высота которой превышала семь метров;
    Под Посейдоном находилась площадка, на которой горел сигнальный огонь, указывавший путь к гавани ночью, тогда как днём его функции исполнял огромных размеров столб дыма;
    Чтобы огонь можно было увидеть с огромного расстояния, возле него была установлена целая система из отполированных металлических зеркал, отражающих и усиливающих свет костра. Он, по свидетельствам современников, был виден даже на расстоянии 60 км;

Существует несколько версий, как именно поднимали топливо на вершину маяка. Приверженцы первой теории полагают, что между вторым и третьим ярусами была расположена шахта, где был установлен подъёмный механизм, с помощью которого наверх поднималось топливо для костра.

Что касается второй, то она подразумевает, что на площадку, на которой горел сигнальный огонь, можно было попасть по винтовой лестнице вдоль стен сооружения, причём лестница эта была настолько пологой, что наверх здания без труда могли подняться навьюченные ослы, везущие топливо на вершину маяка.

Александрийский маяк: крушение

Прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше. Они восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.

После завоевания Египта Александром Македонским был основан город, названный в его честь Александрией. Город начал активно развиваться и процветать, стал крупным центром морской торговли. Вскоре возникла и острая необходимость в сооружении Александрийского маяка.

Александрийский маяк. Информация и интересные факты

Местом для маяка был выбран остров Фарос, находящийся в 1290 метрах от Александрии. Возведением Фаросского маяка, ставшего позже седьмым чудом света, руководил архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда.

Для обеспечения подвоза строительных материалов к острову была сооружена дамба. Само строительство было исполнено по меркам древнего мира молниеносно, заняло всего шесть лет (285-279 годы до н.э.). Новая постройка сразу же «выбила» стены Вавилона из списка классических чудес света , и заняла там почетное место и до наших дней. Высота Александрийского маяка по оценкам современников достигала 120 метров. Свет, проецируемый с башни Александрийского маяка, был виден на расстоянии до 48 километров.

В маяке выделялось три яруса.

Первый ярус имел квадратную форму со сторонами 30,5 метров, ориентированными по сторонам света. Общая высота этого яруса составляла 60 метров. Углы яруса занимали статуи тритонов. Само помещение предназначалось для размещения рабочих и охраны, кладовых под топливо и продукты.

Средний ярус Фаросского маяка имел восьмиугольную форму с гранями, ориентированными по преобладающим здесь ветрам. Верхнюю часть яруса украшали статуи, часть которых функционировала в качестве флюгеров.

Верхний ярус цилиндрической формы исполнял как раз роль фонаря. Он был обнесен восемью колоннами, накрытыми куполом-конусом. Верх купола Фаросского маяка украшала семиметровая статуя Исиды-Фарии (попечительница мореплавателей). Мощный светильник проецировался с помощью системы вогнутых металлических зеркал. О доставке топлива на вершину Александрийского маяка бытуют давние споры. Одни предполагают, что доставка осуществлялась с помощью подъемных механизмов по внутренней шахте, другие же говорят, что подъем производился с помощью мулов по спиральному пандусу.

Также в маяке была и подземная часть, где располагались запасы питьевой воды для гарнизона. Стоит упомянуть, что маяк выполнял также и роль крепости, охраняющей морской путь в Александрию. Сам Фаросский маяк был даже обнесен мощной оградой с бастионами и бойницами.

В XIV веке чудо света Фаросский маяк был разрушен землетрясением. В настоящее время о внешнем виде седьмого чуда света свидетельствуют только изображения на римских монетах и останки развалин. Так, например, исследования 1996 года позволили отыскать на дне моря останки Александрийского маяка.

Маяк на римских монетах

Через сотню лет после разрушения на его месте султан Кайт-бей построил форт. И в настоящее время появляются инициаторы, желающие реконструировать Фаросский маяк, на том месте, где он первоначально находился – на острове Фарос. Но власти Египта пока не хотят рассматривать эти проекты, и крепость Кайт-бей продолжает охранять место былого великого сооружения древности.

Крепость Кайт-Бей

После завоевания Египта в 332 г. до н.э. Александр Македонский основал в дельте Нила город, названный его именем - Александрия. В царствование Птолемея I город достиг богатства и процветания, а александрийская гавань превратилась в оживленный центр морской торговли. По мере развития судоходства кормчие, приводившие в Александрию корабли с грузами, все острее ощущали потребность в маяке, который указывал бы судам безопасный путь среди мелей. И в III в. до н.э. на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда, соорудил знаменитый маяк, ставший одним из семи чудес Древнего мира.
Для подвоза строительных материалов остров соединили с материком дамбой. Работы заняли всего шесть лет - с 285 по 279 г. до н.э. Увидев эту внезапно выросшую на пустынном острове башню, современники были потрясены. Из списка семи чудес света было немедленно вычеркнуто «чудо №2» - стены Вавилона, и его место туг же занял Фаросский маяк.
ста была закончена в конце лета 1997 г. В октябре 1998 г. этот проект получил престижную премию «Проект года», ежегодно присуждаемую Международным институтом бетона.

Александрийский поэт Посидипп (ок. 270 г. до н.э.) в одной из своих эпиграмм воспел это удивительное сооружение:
Башню на Фаросе, грекам спасение, Сострат Дексифанов, Зодчий из Книда, воздвиг, о повелитель Протей!
Нет никаких островных сторожей на утесах в Египте, Но от Земли проведен мол для стоянки судов,
И высоко, рассекая эфир, поднимается башня, Всюду за множество верст видна путнику днем, Ночью же издали видят плывущие морем все время, Свет от большого огня в самом верху маяка. Пер. Л. Блуменау
Таким маяк оставался и во времена римского владычества. По словам Плиния Старшего, он сиял, «как звезда во мраке ночей». Это монументальное сооружение имело высоту не менее 120 м, а свет его был виден на расстоянии до 48 км.
Согласно Страбону, маяк был построен из местного известняка и облицован белым мрамором. Декоративные фризы и орнаменты изготовлены из мрамора и бронзы, колонны - из гранита и мрамора. Маяк как бы вырастал из центра просторного двора, обнесенного мощной оградой, по углам которой возвышались мощные бастионы, напоминающие пилоны древнеегипетских храмов. D них, как и по всей стене, были прорезаны многочисленные бойницы.
Сам маяк состоял из трех ярусов. Первый, квадратный в плане (30,5×30,5 м), ориентированный по сторонам света и облицованный квадрами белого мрамора, имел высоту 60 м. По углам его были установлены монументальные статуи, изображающие тритонов. Внутри первого яруса располагались на разных уровнях помещения для рабочих и охраны. Там же находились кладовые, где хранилось топливо и продукты. На одном из боковых фасадов можно было прочесть греческую надпись: «Богам-спасителям - для спасения моряков», где под богами подразумевались царь Египта Птолемей I и его супруга Береника.

Восьмиугольный средний ярус меньшего размера также был облицован мраморными плитами. Восемь его граней были развернуты по направлениям господствующих в этих местах ветров. Наверху по периметру стояли многочисленные бронзовые статуи; некоторые из них могли служить флюгерами, указывающими направление ветра. Сохранилось предание, что одна из фигур протянутой рукой следовала за движением солнца и опускала руку только после его захода.
Верхний ярус имел форму цилиндра и выполнял функции фонаря. Он был окружен восемью полированными гранитными колоннами и увенчан конусообразным куполом, увенчанным 7-метровой бронзовой статуей Исиды-Фарии, попечительницы мореплавателей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что там находилась статуя морского бога Посейдона.
Световая сигнализация производилась с помощью мощного светильника, помещенного в фокусе вогнутых металлических зеркал. Предполагают, что топливо на вершину доставляли установленные внутри башни подъемные механизмы - в середине маяка имелась шахта, ведущая от нижних помещений вверх к осветительной системе. По другой версии, топливо привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами.

В подземной части маяка находилось хранилище питьевой воды для военного гарнизона, располагавшегося на острове: и при Птолемеях, и при римлянах маяк одновременно служил крепостью, препятствующей входу вражеских кораблей в главный порт Александрии.
Считается, что верхняя часть маяка (цилиндрическая, с куполом и статуей) рухнула во II в., но еще в 641 г. маяк действовал. В XIV в. землетрясение окончательно уничтожило этот шедевр древнего зодчества и строительной техники. Спустя сто лет египетский султан Кайт-бей распорядился построить на остатках фундамента маяка форт, названный именем своего создателя. Судить о внешнем облике маяка мы можем сегодня лишь по его изображениям на монетах римского времени и немногочисленным обломкам гранитных и мраморных колонн.
В 1996 г. подводным археологам во главе с известным французским ученым Жан-Ивом Эмперером, основателем Центра по изучению Александрии, удалось отыскать на морском дне остатки конструкций маяка, рухнувших в море в результате землетрясения. Это вызвало большой интерес во всем мире. В 2001 г. правительство Бельгии даже выступило с инициативой воссоздания Фаросского маяка на том же самом месте, где 2200 лет назад он был построен. Однако сейчас здесь по-прежнему высятся стены крепости Кайт-Бей, и правительство Египта не спешит с согласием на ее снос.

Здесь вы узнаете про единственное чудо древнего мира. имевшее практическое предназначение – . Он позволял кораблям без проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху, давал возможность вовремя заметить неприятеля. Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна. Если им и удавалось подойти к берегу, то статуя Посейдона, находящаяся на куполе маяка, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Где находился Александрийский маяк

Мало кто не знает, где находился Александрийский маяк , который был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

Тогда высота зданий обычно не превышала трёх этажей, потому маяк высотой около ста метров, поражал воображение как местных жителей, так и гостей города. Тем более что на момент окончания строительства оказался самым высоким зданием древнего мира и являлся таковым ещё очень долго.

После смерти Александра Македонского город оказался под властью Птолемея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк: 7 чудо света

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.


Маяк также служил ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки однообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Строительство Александрийского маяка

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов, притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро: как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет (часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка).

Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии.

Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света (хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н.э.).

Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.

Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птоломей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.

Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя, затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.

Александрийский маяк: краткое описание

Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:

    Со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;
    2 Высота древнего здания составляла от 120 до 180 метров;
    3 Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;
    4 Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.
    5 Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 на 1,9 метра, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;
    6 Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.
    7 Высота второго этажа составляла 40 метров, он имел восьмиугольную форму и был облицован мраморными плитами;
    8 Третий ярус имел цилиндрическую конструкцию, декорированную статуями, исполняющими роль флюгеров. Здесь было установлено восемь колонн, которые поддерживали купол;
    9 На куполе, развернувшись лицом к морю, стояла бронзовая (по другим версиям – золотая) статуя Посейдона, высота которой превышала семь метров;
    10 Под Посейдоном находилась площадка, на которой горел сигнальный огонь, указывавший путь к гавани ночью, тогда как днём его функции исполнял огромных размеров столб дыма;
    11 Чтобы огонь можно было увидеть с огромного расстояния, возле него была установлена целая система из отполированных металлических зеркал, отражающих и усиливающих свет костра, который, по свидетельствам современников, был виден даже на расстоянии 60 км;

Существует несколько версий, как именно поднимали топливо на вершину маяка. Приверженцы первой теории полагают, что между вторым и третьим ярусами была расположена шахта, где был установлен подъёмный механизм, с помощью которого наверх поднималось топливо для костра.

Что касается второй, то она подразумевает, что на площадку, на которой горел сигнальный огонь, можно было попасть по винтовой лестнице вдоль стен сооружения, причём лестница эта была настолько пологой, что наверх здания без труда могли подняться навьюченные ослы, везущие топливо на вершину маяка.

Александрийский маяк: крушение

Прослужил людям довольно долго – около тысячи лет. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше – восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). Там выглядят останки маяка сегодня.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.