Откуда выражение «безумству храбрых поем мы песню»? Спортивный туристический клуб «Вершина Безумству храбрых поем мы песню.

Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег. Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи. Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами. — А-ала-ах-а-акбар!.. — тихо вздыхает Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик. Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, — у камня печального, хмурого. На тот бок его, который обращен к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени. Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении, когда всё кажется призрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать. А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру. Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и шаловливая нота — это одна из волн, посмелее, подползла ближе к нам. Рагим лежит грудью на песке, головой к морю, и вдумчиво смотрит в мутную даль, опершись локтями и положив голову на ладони. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок, с моря веет свежестью в его высокий лоб, весь в мелких морщинах. Он философствует, не справляясь, слушаю ли я его, точно он говорит с морем: — Верный богу человек идет в рай. А который не служит богу и пророку? Может, он — вот в этой пене... И те серебряные пятна на воде, может, он же... кто знает? Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин гор и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу, на берег и камень, у которого мы лежим. — Рагим!.. Расскажи сказку... — прошу я старика. — Зачем? — спрашивает Рагим, не оборачиваясь ко мне. — Так! Я люблю твои сказки. — Я тебе всё уж рассказал... Больше не знаю... — Это он хочет, чтобы я попросил его. Я прошу. — Хочешь, я расскажу тебе песню? — соглашается Рагим. Я хочу слышать старую песню, и унылым речитативом, стараясь сохранить своеобразную мелодию песни, он рассказывает.

I

«Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. «Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень... «А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями... «Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя. «Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях... «С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень... «Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты... «Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи: «— Что, умираешь? «— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Ох ты, бедняга! «— Ну что же — небо? — пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро! «Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни. «И так подумал: „Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет...“ «Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами. «Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. «И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «— О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!.. «А Уж подумал: „Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..“ «И предложил он свободной птице: „А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии“. «И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня. «И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился. «И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья... «Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море. «А волны моря с печальным ревом о камень бились... И трупа птицы не видно было в морском пространстве...

II

«В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу. «И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье. «— А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать всё это, взлетевши в небо хоть ненадолго. «Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце. «Рожденный ползать — летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся... «— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам всё знаю! Я — видел небо... Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я. «И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою. «Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились. «В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни: „Безумству храбрых поем мы славу! „Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! „Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! „Безумству храбрых поем мы песню!..“» ...Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде всё больше серебряных пятен от лунных лучей... Наш котелок тихо закипает. Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима. — Куда идешь?.. Пшла! — машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море. Мне нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего волны. Всё кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения. Всё дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду всё встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения...

Безумству храбрых поем мы песню
Первоисточник - стихотворение в прозе «Песня о соколе» (1898) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868-1936):
Безумство храбрых - вот мудрость жизни!
Безумству храбрых поем мы славу.

Крылатое выражение образовалось путем соединения строки из этого произведения с его названием.
Иронически: о чьем-либо отважном, решительном, но неразумном. сомнительном с точки зрения результата поступке.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Безумству храбрых поем мы песню" в других словарях:

    Цитата из Песни о Соколе (1898), (См. О смелый Сокол, в борьбе с врагами истек ты кровью.) В начале 900 х годов часто приводилась в большевистских прокламациях. Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Безумство храбрых - вот мудрость жизни! Безумству храбрых поем мы песню - крыл. сл. Цитата из «Песни о Соколе» (1898), (См. О смелый Сокол, в борьбе с врагами истек ты кровью.) В начале 900 х годов часто приводилась в большевистских прокламациях … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

    безумство - , а, ср. ** Безумству храбрых поем мы песню! // Цитата из “Песни о Соколе” М.Горького, 1898 г. В начале века часто цитировалась в большевистских прокламациях/. патет. Выражение, патетически оценивающее революционную храбрость, мужество… … Толковый словарь языка Совдепии

    Ая, ое; храбр, храбра, храбро, храбры и храбры. Отличающийся храбростью; отважный, смелый. Он был храбр и хорошо знал те острые минуты боя, когда командиру для решающего хода нужно пошутить со смертью. А. Н. Толстой, Восемнадцатый год. | в знач.… … Малый академический словарь

    - (наст. имя Пешков Алексей Максимович) (1868 1936) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Горький Максим биография На дне, 1902 *) В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин) Чело век! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че ло век! Надо… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Отвага, мужество, молодечество, прыть, неустрашимость, решимость, удаль, удальство, ухарство. Гражданское мужество. Безумству храбрых поем мы песню. Горьк. Прот. смелость. См … Словарь синонимов

    Анатолий Осмоловский Осмоловский читает лекцию Имя при ро … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Константинов. Николай «Кол» Константинов Николай Константинов, 2006 Имя при рождении: Николай Александрович Конст … Википедия

    Николай «Кол» Константинов Николай Константинов, 2006 Имя при рождении: Николай Александрович Константинов Дата рождения: 22 мая 1961 Место рождения: Желе … Википедия

Книги

  • Хочу, чтоб каждый из людей был Человеком (аудиокнига MP3) , Максим Горький. Вниманию слушателей предлагается своеобразный спектакль-раздумье, в котором участвуют персонажи из различных произведений Максима Горького. Перед нами как бы выстраиваются два противоположных… аудиокнига
  • Хочу, чтоб каждый из людей был человеком... (CDmp3) , Горький Максим. Вниманию слушателей предлагается своеобразный спектакль-раздумье, в котором участвуют персонажи из различных произведений Максима Горького. Перед нами как бы выстраиваются два противоположных…

Это фото. Грузия, 08.08.08 г. После разгрома грузинской армии её отступившие части перегруппировались и решили вернутся в Гори, но наткнулись на российский блокпост.

На фотографии видно, как солдат ВС РФ с пулемётом наперевес противостоит мотопехоте ВС Грузии. Офицеры колонны угрожали пулемётчику, чтобы тот отошел с дороги и пропустил их, на что они услышали в ответ «Идите…» Затем с пулемётчиком пытались поговорить СМИ, которые двигались с колонной. Они получили такой же ответ. В итоге колонна развернулась и двинулась туда, откуда приехала. Иностранные журналисты потом опубликовали статью под названием «Трёхсот не надо, хватит и одного».


О чем думал этот солдатик? Что он чувствовал в этот момент? Разве ему не было страшно? Наверняка было. Или он не мечтал родить детей и внуков и прожить долгую и счастливую жизнь?


Вы представляете солдата НАТО, стоящим вот так перед колонной противника?

Они слишком ценят свою жизнь. Тогда что с нами не так? Почему мы, другие?

И почему другие считают нас безумцами и непредсказуемыми?

Перед глазами моментально побежали картинки из других мест, где побывали наши воины. Вот аэропорт «Слатина», знаменитый бросок наших десантников в Приштину, на помощь нашим братьям-сербам.

200 русских десантников против натовских солдат. Что они чувствовали, стоя лицом к лицу с превосходящими силами противника? Не тоже ль самое что наш солдатик в Грузии.

Донбасс, Новороссия. 2014 год. Александр Скрябин погиб, бросившись с гранатами под танк. Александру было 54 года, он работал на Таловской шахте горномонтажником. У погибшего остались жена и две дочери.

Дело вовсе не в бесстрашии или наплевательском отношении к самому дорогому, что у нас есть - собственной жизни. Тогда в чем?

Разве есть еще народ, который так отчаянно любил бы жизнь и все, что с ней связано?

Мы живем с открытой душой, с гусарским размахом. Это мы приглашаем цыган и медведей на свадьбу. Это мы способны на последние деньги устроить праздник, накормить щедро всех гостей, а утром проснуться без гроша в кармане. Мы умеем жить так, как будто бы каждый день в нашей жизни - последний. И никакого завтра не будет. Есть только сейчас. И только мы могли сложить песню с такими словами как ".... есть только миг, между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь...."

Все наши стихи и песни буквально пронизаны насквозь любовью к жизни, но только мы умеем слушать их и рыдать навзрыд.

Только у нашего народа есть поговорки: «Полюбить - так королеву, воровать - так миллион», «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». Это от желания выпить эту жизнь до дна, испытать в ней все, что только можно успеть.

Тогда почему мы, стоя и глядя в глаза врагу, способны так легко с этой жизнью расстаться?

Это заложено в нашем РУССКОМ МИРЕ, в нашем генетическом коде и берет начало с тех самых времен о которых никто и ничего не знает и конечно же не помнит Во все времена.

Кто-то скажет, что солдатик на фото ни коем образом не относится к национальности русский. Но кто сможет сказать, что он не наш? Что он не Свой? Уже давно всем известно, что русский это не просто русский по национальности. Это состояние души. Это принадлежность человека к РУССКОМУ МИРУ.

Гори и другие населённые пункты захватывали чеченцы (ВОСТОК) и отдельные группы спецназа, в которых служат и русские и буряты и мордвины. Реально русских нет в принципе, в каждом русском намешано уйма чего (результат покорения территорий). Ещё в царской России русские части из калмыцких и бурятских казаков вызывали удивление у видевших их лица  . И таких частей было множество, как и в древнем Риме, в легионеры принимались покорённые народы с соответствующими правами и привилегиями, которые имели римские граждане и воины. Если для них Русь, русский язык, русское мировоззрение, гражданство России не пустой звук и за это они готовы отдать свою жизнь, то они русские… а потом уже принадлежность к национальности.

Во времена Минина и Пожарского Русь защищали наравне с нашими воинами войско из Казани.

А этот солдатик на фотографии.... Он не уйдет....
Он наш. Он свой....

Изменились только кольчуги и шлемы, копья сменились автоматами. У нас появились танки, и мы научились летать. Но код остался прежним. И он срабатывает в нас всегда, когда наш дом собираются уничтожить или захватить. И еще он не дает нам покоя, если обижают слабых.

Как это работает? В нас начинает звучать тревожная музыка, которую слышим только мы. Этот код звучит в нас колокольным звоном до тех пор, пока непрошеные гости не будут выброшены с нашей земли.

И вот здесь происходит самое главное. В каждом из нас просыпается воин. В каждом, от мала до велика. И это связывает нас невидимой нитью.

И другим кто не относится к РУССКОМУ МИРУ или кто его предал этого не понять.

Когда нашей земле угрожает опасность, или где-то на земле обижают кого-то, будь то в Анголе, Вьетнаме или Осетии, наши снайперы становятся самыми меткими, танкисты - несгораемыми. Летчики превращаются в асов и вспоминают такие невероятные вещи, как штопор и таран. Наши разведчики творят чудеса, моряки становятся непотопляемыми, а пехота напоминает стойких оловянных солдатиков.

И каждый русский, без исключения, становится защитником. Даже глубокие старики и маленькие дети. Вспомните дедушку из Новороссии, который накормил врага банкой меда, начиненной взрывчаткой. Это реальная история. А у нас таких воинов - целая страна!

Поэтому тем, кто собирается напасть на русских и ожидает увидеть на русской земле коленопреклоненных россиян, с караваями и цветами, придется очень разочароваться. Они увидят совершенно другую картину. И не думаю, что она им понравится. Ведь самый славный бой во все времена для русский был - смертный бой. И по лицу и взгляду этого солдата видно, что ему плевать, он вышел на славный бой. Он вышел на смертный бой и он не уйдет. Он не сможет иначе. Мы не сможем иначе.

И не дай бог нашим врагам прийти к нам, им придется увидеть наших дедов, отцов, мужей и братьев. За ними будут стоять матери, жены и дочери. А за их спинами будут стоять герои Афганистана и Чечни, солдаты ВОВ и Первой мировой, участники Куликовской битвы и Ледового побоища.

Потому что мы русские…
С нами Бог!
С нами Боги!

Хочу процитировать С. Алексеева. "Сокровища Валькирий":
Если ты знаешь, что русские затачивают лопаты, то должен знать, что они гнусные безбожники. Потому что ругаются в Бога и в Христа.
- Должно быть, сэр, это им позволено.
- Кем позволено?!
- Господом, сэр. Кто еще может позволить ругаться таким именем и никак не наказывать за кощунство? Только Господь. Ведь не наказал же он русских?
- Потому что тупых грязных свиней бессмысленно наказывать!
- Вы не правы, сэр. Бог наказывает их все время, но совсем иначе. А ругательство это, сэр, вовсе и не ругательство.
- Что же еще, если они позорят даже Богоматерь? - только сейчас Джейсон начинал чувствовать боль в голове.
- Молитва, сэр, - невозмутимо проговорил Густав. - Это трудно себе представить, но - молитва. Только произносят ее не в храме, и не перед сном, а в бою. Это боевая молитва русских. Она имеет очень древние корни. Славяне таким образом призывали богов на помощь в битве. А когда к ним пришло христианство, традиция сохранилась. И новый Господь позволил варварам молиться по-прежнему. И сегодня русские парни весьма искренне молились, потому к ним пришла удача.
Господь питает любовь к русским.
- Хочешь сказать, они тоже богоизбранный народ, как иудеи?
- Нет, сэр, богоизбранный народ на земле - иудеи. Потому они и называются - рабы Божьи. А варвары - внуки Божьи. У них родственные отношения и родственная любовь. Это совсем другое, сэр, как вы понимаете. Кто Господу ближе, раб или внук? И кому больше прощается?.. Извините, сэр, это трудно сразу осмыслить и принять, но если хотите разобраться в сути вещей, вам следует заняться русской историей. Варвары довольно подробно изложили свое древнее мироощущение и абсолютно точно знают свое место в мироздании. Они всегда мыслили себя внуками Божьими и потому до сих пор говорят Господу "ты", как принято среди родственников.
- Послушай, а ты знаешь, почему русские вышли драться в полосатых рубашках? Это тоже имеет какой-то символический смысл?
- Эти рубашки, сэр, называются тельняшками.
- Да, я слышал, знаю... Но почему они не надели вниз бронежилеты? И сняли каски? Они считают, что полосатые тельняшки защищают?
- Я так не думаю, сэр, - проговорил Кальт. - В этих тельняшках, вероятно, хорошо драться в темноте, видно, где свои, а где чужие.
- Но и противнику это отлично видно!
- Они были уверены в своих силах. Русские вышли драться насмерть, сэр. Поэтому сняли всякую защиту. А наши разведчики рассчитывали просто помахаться кулаками и дубинками. Улавливаете разницу, сэр?
- Насмерть? Почему сразу насмерть? Если они были предупреждены кем-то, то вероятно знали, что мои парни идут на обыкновенную потасовку и не хотят убивать.
- Мы имеем дело с варварами, сэр, - вздохнул доктор. - Русским ничего не оставалось, как идти на смерть. В другом случае они бы никогда не победили. Эти парни из России и в самом деле плохо питались и не имеют достаточной мышечной массы. У варваров же есть древний магический обряд: когда не хватает физической силы, они снимают всякую защиту, одежду и идут в бой полуголыми, обнаженными, при этом призывая на помощь богов. И когда боги видят, что внуки их идут на смерть - срабатывает родственная поддержка.
- Допустим, ты прочитал, что написано, а я не уверен, что об этом читали сами русские.
- Вы правы, сэр, вряд ли, - согласился врач. - Должно быть, им и не нужно читать. Варвары знают свои магические обряды из других источников. У них наблюдается странное явление - коллективное мышление в критической ситуации. И просыпается генетическая память. Они начинают совершать непредсказуемые, алогичные поступки. Человеку с нормальным сознанием и психикой хочется защищаться панцирем или бронежилетом, подобрать более совершенное оружие; варвары же поступают от обратного.
- Если вы хотите отправить парней на драку с русскими в полуобнаженном виде, сэр, то оставьте эту затею сейчас же, - посоветовал он. - Ровным счетом из нее ничего не получится.
- Ты уверен?
- Да, сэр. Что позволено внукам, не позволено рабам.

Высоко в горы вполз он с каяком
и лег там мертвым в ущелье мрачном,
свернувши в узел язык свой красный
и задыхаясь от тяжкой ноши.

Высоко в небе сияло солнце
и горы зноем дышали в небо
и лезли люди все выше к солнцу
и бились люди внизу о камень.

А по ущелью во тьме и брызгах
поток стремился навстречу морю,
гремя камнями. Весь в белой пене,
седой и сильный, он резал гору,
шипя на бочках и падал в море,
сердито воя.

А в то ущелье, где спал Каякер,
упала с неба вдруг Альпинистка
с разбитой грудью, в крови на лямках.
Он испугался, отполз проворно,
но скоро понял, что это - Тетка,
ее бояться - ему не стоит.

И подошел Он к разбитой Тетке
и прошептал Он ей прямо в ухо:
"Нужна аптечка?" "Пошел ты на фиг!" -
сказала Тетка, вздохнув глубоко, -
"Я долго лезла! Я знаю счастье!
Я - мастер спорта! Ты не увидишь
тех гор так близко! Эх ты, водняга!"
"Ну что же - горы? - пустое место...
Я тоже - мастер. Как мне кататься
там на каяке? Как рассекать мне
в потоках бурных, если их солнце
давно спарило? Иди ты в горы!
Мне здесь прекрасно - тепло и сыро!"

Так Он ответил той Альпинистке
и усмехнулся в душе над нею
за эти бредни. И так подумал:
"Ходи иль плавай, вода или горы -
конец известен: семья да дети,
да ПэВэДэшки раз в год хотя бы..."
Hо Альпинистка, вдруг встрепенувшись,
привстала децл, и по ущелью
с усмешкой наглой прошлась очами.
Сквозь серый камень вода сочилась
и было душно в ущелье мрачном
и пахло дракой.

И заорала, собрав все силы:
"О, если б в горы хоть раз подняться,
иль траверснуться, иль дюльфернуться!
Тибет прижала б я... к ранам груди и...
захлебнулся б моей он кровью!
О, Джомолунгма! О, Гималаи!!!"
А Он подумал: "В горах должно быть
и в самом деле пожить приятно,
раз эта Тетка так зверски стонет!
И ледники там и трещин море, а них - потоки...
В потоках солнца!" - Он задохнулся
от этой мысли, но даже вида никак не подал.
И предложил Он той Альпинистке: "Давай,
вали-ка с моей площадки, а то летает
тут много всяких - после них юбки
вдруг пропадают..."

Вздрогнула Тетка и гордо вскрикнув:
"Ха-ха!" (три раза), пошла к обрыву,
скользя "вибрамом" по слизи камня.
И подошла она, да вся в экстазе, вздохнув всей
грудью, потом другою, сверкнув очами,
пожав плечами и стала шлямбур долбить айсбайлем.
На это глядя, Каякер думал: "Ах, альпинистки
энд скалолазки! Зачем долбаться о твердый
камень, когда в ущелье вода несется?"
И дал ей спасик с усмешкой хитрой, и так
сказал ей: "Ты в автономе пройди, попробуй -
вот радость мира, вот счастье жизни!"
И Альпинистка, вся в карабинах,
в жумарах страшных, в веревках разных,
жилет надевши, с последним вскриком,
метнулась в реку, ему поверив.
Волна потока ее схватила, одела в пену,
умчала к морю, разбрызгав слюни, омывши сопли.
И бились бочки с печальным ревом,
шиверы мерно ползли под солнцем
и водопады искрились ярко. И Альпинистки
не видно было в "шестерке" водной...

В ущелье лежа, Каякер долго
не мог от смеха остановиться...
И вот взглянул Он в ту даль, что вечно
ласкает очи мечтой о счастье.
"Что она видела, Альпинистка,
в пустыне этой без дна и края?
Зачем такие смущают души
своей любовью к походам в горы?
Что им там ясно? А я ведь мог бы
узнать все это, поднявшись выше,
хоть ненадолго?"

Сказал - и сделал. В своей гидрахе,
в заплатах рваных, с каяком верным,
с веслом железным. Он, задыхаясь,
рванулся в горы, в кольцо согнувшись
и мокрым спасом сверкнул на солнце.
Рожденный водник - в горах не может!
Забыв об этом, Он подскользнулся
и пал на камень, но не убился,
а рассмеялся...

"Так вот в чем прелесть походов в горы!
Да в мазохизме! Вот альпинисты!
Смешные люди! Воды не зная,
они стремятся высоко в горы
и ищут счастья в пустыне знойной.
Там только сухо. Как в Аlways Classic.
Там много снега, но нет воды там
и нет опоры живому телу.

Зачем же гордость? Зачем укоры?
Затем, чтоб ею прикрыть безумство
своих желаний и скрыть за ними
свою негодность для водных сплавов?
Hо не обманут меня уж больше
теперь их речи! Я сам все знаю!
Я - видел горы... Я их измерил,
познал паденье, но не разбился,
а только крепче в каяк я верю.
Пусть те, кто воду любить не может,
живут горами. Воды творенье -
водой живу я!"

И Он, поправив на сляйде юбку,
с уступа съехал и в путь пустился,
гордясь собою...


А волны грозно о берег бились,
сверкали брызги все в ярком свете.
В их львином реве звучала песня
и из-за шума Он не услышал
уже той песни.
"Безумству храбрых поем мы славу!",-
дрожали скалы от грозной песни.
"Безумство храбрых - вот мудрость жизни!",-
пел Спелеолог в дыре глубокой.
"Пускай для жизни здесь нету места
и нету солнца, но пусть карбидки,
как искры вспыхнут во мраке жизни
и много смелых сердец зажгут
безумной жаждой свободы, света!
Безумству храбрых поем мы песню!

Наверное, все ещё помнят рассказы Горького, в частности "Песню о Соколе", как Уж подтолкнул к обрыву умирающего Сокола?

"Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью…
Но будет время — и капли крови твоей горячей,
как искры, вспыхнут во мраке жизни
и много смелых сердец зажгут
безумной жаждой свободы, света!"

Ровно 40 видов соколов объединены в одно общее научное название -
(лат) Falco - от слова "falx" - что означает "серп", и связано с серповидной формой крыльев в полёте.


Конечно я не смогу здесь рассказать о всех видах и показать их, но самые близкие нам по европейскому климату и возможные наши спутники будут здесь показаны:)
Большая часть текстов и википедии.
По степени изобретательности, которую они проявляют при добычи разнообразной пищи, соколы входят в число самых умных птиц в мире.
По данным археологов, соколы достаточно молодой вид птиц, их возраст составляет менее 10 млн лет.
Эти необыкновенно красивые птицы делятся на 4 основных типа: пустельги, чеглоки, собственно соколы и группа, в которую входят кречет, балобан, средиземномо́рский со́кол (ла́ннер, лат. Falco biarmicus) и Лаггар (лат. Falco jugger) Посмотрим на наиболее близких к нам соколов!


Сокол Сапсан - Falco peregrinus
Размах крыльев 80-120 см, вес самки до 1,5 кг, самцы чуть легче.
Сапсан считается самой быстрой птицей в мире, в атаке способна развивать скорость свыше 322 км/ч, или 90 м/с.


Сапсаны моногамны, пары сохраняются на долгие годы или до конца жизни, при этом отмечена привязанность к определённой гнездовой территории, которая сохраняется у нескольких поколений птиц в течение длительного времени, например, на небольшом острове у берегов Уэльса исследователи зафиксировали каменистый уступ, на котором птицы гнездились постоянно, по крайней мере, с 1243 года!
Во время брачного периода самец прилетает к месту будущего гнезда и зовёт самку, танцует в небе, кормит её на лету...


Теперь посмотрим что делает сапсан в воздухе и почему это кажется "безумством храбрых"!


Обычно самка откладывает в среднем 3 яйца. Через 33 - 35 дней появляются птенцы, которые встают на крыло в возрасте 35-45 дней.
Согласна данным учёных, срок жизни сокола на природе составляет 15 - 17 лет. Однако, известен случай: в 1732 году поймали сокола, на ошейнике которого была следующая надпись: «Его величества короля Англии Иакова, 1610 г». Продолжительность жизни королевского сокола составила 122 года.


Сапсан занесён в Красную Книгу, так как его популяция опасно низкая.



У сапсана есть отличительная особенность - особый рисунок возле глаз, напоминающиq чёрную подводку. По этому рисунку можно узнать в древне-египетском боге-соколе Ра сапсана.


Сапсан не только превзошёл всех по скорости, но ещё и считается обладателем самого острого зрения в мире птиц. Хрусталик хищной птицы окружен особым кольцом из костяной пластинки, позволяющим быстро фокусировать зрение на предметах, расположенных на большом расстоянии. Специальные глазные мышцы сдавливают колечко и, соответственно, изменяют кривизну хрусталика. Благодаря этому сокол может мгновенно сфокусироваться на дичи, находящейся далеко внизу. Кроме того, в глазу хищных птиц расположены целых два "желтых пятна", отвечающих за остроту зрения. К слову, у человека всего одно такое пятно. Второе желтое пятно способно увеличивать предмет, на который смотрит птица, создавая эффект бинокля.


Ещё один сокол - балобан. Это его называли в старину финист. Falco cherrug

Численность балобана всюду низкая, он занесен в Красную книгу, так как находится на грани вымирания. По оценкам, сделанным в 2005 году, насчитывалось всего 8500 особей. Гнездятся на уступах скал, степных холмах, занимая старые гнезда курганника, ворона и т.п.

Самка откладывает 3—5 красно-бурых яиц с тёмно-бурыми пятнами и насиживает их в течение месяца. Самец кормит самку в период насиживания. Балобан достигает в длину 47-57 см при весе от 800 до 1300 грамм, размах крыльев от 110 до 130 см. У этого вида не бывает стандартной расцветки оперенья. У разных особей она меняется в зависимости от индивидуальности. Различий в окраске перьев самцов и самок не наблюдается, и это довольно редкий случай. С давних времен балобана высоко ценили, как ловчую птицу, так как в степи и пустыне ему нет равных. Каждая пара присматривает себе по нескольку гнезд и пользуются ими по очереди. Балобаны в природе живут в среднем 18-20 лет. Отмечены случаи, когда птицы достигали 28-30 лет. В полете балобана можно отличить от других птиц (наприер, от сокола) по более широким крыльями и длинному хвосту.

Голос у балобана напоминает звуки «кьяк, кьяк-кьяк» или трель (в период размножения) В дикой природе эти хищники могут прожить до 20 лет. Однако известны случаи, когда они достигали возраста 25-30 лет. Балобан отличается маневренным полетом и может охотиться как в открытом поле, так и среди густого кустарника и редколесья. Балобаны являются моногамными птицами и обладают довольно большим охотничьим участком, примерно 20 км. Интересно, что при приближении к цели хищник не уменьшает скорость. Наоборот - набирает. Избегать травм птице позволяет наличие крепкого черепа и эластичных суставов. На арабском востоке балобан культовая священная птица.

Миниатюрный, изящный сокол, размах крыльев 60-65 см. Полёт несколько напоминает полёт ласточек — быстрый и маневренный, чередуется частыми неглубокими взмахами крыльев, и скольжением. Охотится невысоко над землёй, при пикировании волнообразно скользит в воздухе со сложенными крыльями. Необщительная, и вне гнезда, обычно молчаливая птица. Сигнал беспокойства — типичный для соколов ускоряющийся резкий и отрывистый крик «кьяк-кьяк-кьяк». В степи или вересковой пустоши гнездится прямо на земле под покровом высокой травы или кустарника.

В кладке 3—5 яиц. Самец и самка вместе кормят и ухаживают за птенцами. В среднем, в дикой природе эти маленькие соколы живут около 10 лет.

Эту птицу в Англии так же называют Мерлин - по имени волшебника из старинных легенд.

Кобчик (лат. Falco vespertinus) Мелкий сокол, пропорциями и поведением сходный с пустельгой, но менее ширококрылый. Размах крыльев 65—77 см, Питается почти исключительно крупными насекомыми — стрекозами, жуками, кузнечиками и пр. Гнездятся в брошенных гнёздах врановых, иногда в дуплах, нишах или норах. Может образовывать колонии до 100 пар. Это перелётные птицы. Окрас самки и самца резко отличаются.

Численность кобчика быстро сокращается. В выводке 4-6 птенцов. Срок жизни 12 лет.

Другой маленький сокол - чеглок, Falco subbuteo. Общими признаками этой группы являются преимущественно тёмно-серое оперение, чёрные «усы» и чёрные продольные пестрины на груди.

Название «чеглок» происходит от древнерусского слова «чеглъ» в значении «исконный, подлинный». Предполагают, что таким образом эта птица причислена к другим ловчим, благородным соколам — сапсану, кречету и балобану, хотя и отличается от них меньшими размерами. В противоположность выделяли мелких, не используемых в охоте соколов — пустельгу и кобчика.

Размах крыльев 69—84 см, вес 130—340 г. Обычно молчаливая птица, но в случае беспокойства издаёт типичный для соколов громкий, резкий и отрывистый крик «кьяк-кьяк-кьяк». Полёт быстрый и маневренный, частые взмахи крыльев чередуются со скольжением, чеглок не парит. В кладке 2-4 яйца, в возрасте 28—34 дней оперившиеся птенцы уже способны летать. В дикой природе чеглок живет от 32 до 38 лет.

Ещё один сокол - пустельга. Falco tinnunculus. Размах крыльев 75 - 76 см В последнее время птица всё больше и больше облюбовывает города и прилегающие к ним территории, поселяясь в непосредственной близости к человеку. Обладает способностью к трепещущему полёту (как у колибри), Она зависает на месте на высоте 10—20 м и высматривает подходящий объект охоты. Заметив добычу, пустельга пикирует вниз и хватает её, притормаживая уже у самой земли.

Латинское tinnunculus переводится как звучный либо звенящий, что связано с необычно звучным голосом пустельги. Исследования показали, что у самок имеется 11 различных звуковых сигналов, а у самцов свыше девяти.


Срок жизни пустельги составляет 9-12 лет, некоторые особи живут более 24, хотя некоторые источники сообщают всего о 4 годах. Вообще, заметила, что когда речь идёт о сроке жизни того или иного вида птиц, оказывается что данные расходятся.


Острота зрения обыкновенной пустельги выше человеческой в 2,6 раза. Человек с таким зрением мог бы прочитать всю таблицу для проверки зрения с расстояния 90 метров. Кроме того, эта птица видит ультрафиолет, а значит, и метки мочой, отставленные грызунами (моча ярко светится в ультрафиолете и чем свежее, тем ярче), вблизи от которых почти наверняка находится грызун.

К соколам так же относится и кречет, но о нём будет отдельный пост.