Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофыв ссср и россии. Авиакатастрофа рейса Ту‑154 Тель- Авив-Новосибирск (2001 г.)

Экипаж

Координаты примерного места падения самолёта были определены 42.183333 , 37.616667 42°11′ с. ш. 37°37′ в. д.  /  42.183333° с. ш. 37.616667° в. д. (G) (O) , что примерно в 280 километрах от Новороссийска .

Была создана специальная комиссия по установлению причин аварии. К месту аварии срочно вылетел из Геленджика Ан-26 Федеральной погранслужбы России. Туда же отправился сторожевой пограничный корабль «Гриф». Также к месту падения вылетели самолет АН-12 Минобороны и вертолет Ми-8 Сочинской поисково-спасательной службы с плотами и спасателями на борту, направились два спасательных буксира – «Меркурий» из Туапсе и «Капитан Беклемищев» из Новороссийска, а также судно МЧС России «Спасатель Прокопчик» . Самолёт Ан-12 обнаружил масляные пятна в предполагаемом месте падения. Вертолёты обнаружили несколько обломков самолёта и тела погибших пассажиров, плавающие на поверхности моря.

Версии

Техническое расследование

5 октября появилась информация о найденных в фюзеляже Ту-154 отверстиях, напоминающих пулевые, однако эта информация была названа преждевременной . Начальник Западно-Сибирского регионального Управления воздушного транспорта Владимир Тасун заявил, что, «по непроверенной информации, диспетчер на локаторе видел светящуюся точку, быстро приближающуюся к самолёту. Вот единственное, что получено из неофициальных источников по каналам телефонной связи работниками компании „Сибирь“ из Ростова». Этим же днём к российским спасателям присоединились спасатели из Израиля, а также был начат анализ переговоров экипажа Ту-154 и анализ видеоплёнки, фиксирующей показания радиолокаторов. В этот день премьер-министр Украины Анатолий Кинах сделал заявление о том, что версия о попадании ракеты в самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь» «имеет право на существование».

6 октября Секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло заявил, что на месте аварии были найдены предметы, не относящиеся к конструкции самолёта, и что «произошло разрушение самолёта в результате поражения взрывного характера». В то же время начальник Главного управления Северо-Кавказского регионального центра МЧС России Иван Тетерин высказал мнение, что вероятность нахождения каких-либо останков самолета Ту-154 на дне Чёрного моря минимальна из-за большой глубины и нулевой видимости .

7 октября По заявлению комиссии, в 13:45:12 наземным магнитофоном был зафиксирован крик пилота Ту-154.

9 октября По заявлению комиссии, анализ пробоин в фюзеляже показывает то, что самолёт мог быть поражён ракетой комплекса ПВО С-200, так как размер и форма пробоин вполне соответствуют шрапнели осколочно-фугасной боевой части ракеты именно этого комплекса. Установление деталей катастрофы осложняется невозможностью определить точное место падения самолета - обломки оказались разбросаны на территории с радиусом более чем 12 морских миль .

10 октября Генпрокуратура России сообщила предварительные данные судебно-медицинской экспертизы погибших - причиной смерти всех 14 пассажиров, тела которых были обнаружены в ходе поисково-спасательных работ, стала баротравма . Также по информации от заместителя генпрокурора России Сергея Фридинского в крови погибших обнаружен угарный газ, что свидетельствует о пожаре на борту судна .

11 октября Владимир Рушайло обнародовал вывод технической комиссии, расследовавшей причины катастрофы самолёта Ту-154: «множественные повреждения в виде схожих пробоин говорят о поражении российского самолёта извне» . При этом Рушайло подчеркнул, что «останки самолета, упавшего в море, не найдены из-за сложного строения дна, агрессивной серо-водородной среды и большого слоя ила - до 6 метров» .

12 октября Пресс-секретарь министра обороны Украины Константин Хивренко, комментируя предварительные результаты расследования инцидента, признал, что украинская ракета могла быть причиной гибели Ту-154.

13 октября Владимир Рушайло заявил, что по анализу обломков самолёта и пробоин, зенитная ракета взорвалась в 15 метрах над самолётом. Министр обороны Украины на конференции в Киеве принёс извинения родным и близким погибших в результате катастрофы российского самолёта Ту-154. «Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя её причины до конца пока не установлены».

Украинская экспертиза

Юридическое расследование и иски о возмещении ущерба

Изначально Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело по статье «Терроризм» по факту катастрофы пассажирского самолета Ту-154 над Чёрным морем. . После опубликования выводов комиссии 16 октября 2001 года дело было передано для производства Генеральной прокуратуре Украины, российская сторона официально дело закрыла .

Сразу после решения суда руководитель «Фонд помощи семьям погибших» Борис Калиновский и семья Белоноговых, которая отказалась от получения материальной помощи, подали иск в суд о компенсации морального ущерба - ответчиками выступали Кабинет Министров, Министерство обороны и Государственное казначейство Украины. Дело рассматривалось в Печерском районном суде города Киева и 30 января 2008 года в компенсации было полностью отказано. В мотивационной части отказа было указано, что вина ответчиков в катастрофе не была установлена расследованием прокуратуры, приведенные истцами доказательства противоречивы и не могут быть признаны основанием для удовлетворения иска . Апелляция на решение суда проигравшей стороной не подавалась.

Одновременно с иском от родственников погибших ОАО «Авиакомпания „Сибирь“» подала иск к Министерству обороны Украины и Государственному казначейству Украины о возмещении ущерба: сумма исковых требований включала в себя рыночную стоимость уничтоженного самолета с дополнительным оборудованием, расходы, связанные с расследованием катастрофы, расходы по страхованию, упущенную выгоду в связи с потерей самолета, и моральный вред. Рассмотрение дела длилось больше семи лет и закончилось победой стороны защиты МО Украины: основываясь на проведенной Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз дополнительном анализе материалов Государственной комиссии по расследованию - в удовлетворении исковых требований было отказано полностью . 10 октября 2011 года проигравшей стороной была подана апелляция в Хозяйственный апелляционный суд Киева .

28 мая 2012 года Киевский апелляционный хозяйственный суд отклонил жалобу российской авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) на решение суда первой инстанции, который не признал вину украинских военных в крушении российского Ту-154 в 2001 году . 11 декабря 2012 года Высший хозяйственный суд Украины оставил решение в силе. Представители авиакомпании заявили о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека .

Версии причин трагедии

Ошибка оператора

Зенитно-ракетный комплекс С-200 использует полуактивную систему наведения, когда источником излучения служит мощный наземный радар («подсветка цели»), а сама ракета ориентируется на отраженный от цели сигнал. В С-200 существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели - МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой модуляции). Режим МХИ обычно используется для сканирования воздушного пространства при поиске целей, при этом определяются угол возвышения, азимут и радиальная скорость цели, но определения дальности до цели нет. Дальность определяется в режиме ФКМ, но переключение радара в этот режим занимает до 30-ти секунд и при недостатке времени может не производиться.

Наиболее вероятно, что во время учебных стрельб с участием ПВО Украины, которые проводились 4 октября 2001 года на мысе Опук в Крыму , самолет Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель. В условиях недостатка времени и нервозности, вызванной присутствием высшего командования и иностранных гостей, оператор С-200 не произвел определения дальности до цели и «подсвечивал» Ту-154 (находившийся на дальности 250-300 км) вместо малозаметной учебной цели (запущенной с дальности 60 км). Таким образом, поражение Ту-154 зенитной ракетой явилось, скорее всего, следствием не промаха ракеты мимо учебной цели (как иногда утверждается), а явного наведения ракеты оператором С-200 на ошибочно идентифицированную цель . Расчёт комплекса не предполагал возможности такого исхода стрельбы и не принял мер по его предотвращению. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб ЗРК такой дальности. Необходимые меры по освобождению воздушного пространства организаторами стрельб предприняты не были.

Теракт

Из-за отсутствия останков самолета и «черных ящиков», которые так и не были найдены, установление абсолютно достоверных причин катастрофы было признано экспертизой КНИИСЭ невозможным, но исходя из имеющейся информации украинские эксперты выдвинули предположение, что самолет пострадал от взрывного устройства, которое могло находиться «между потолком внутренней части самолета» и его корпусом .

Реакция высших лиц государств, затронутых авиакатастрофой

Россия

Украина

Израиль

Высказывание украинского президента «есть трагедии и большего масштаба» шокировали мировое сообщество. Легкомысленное заявление Л. Д. Кучмы вызвало гневную реакцию официального Израиля. Пресс-секретарь израильского премьер министра Ариэля Шарона так прокомментировал заявление украинского президента :

Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения. Погибло 78 человек, большинство из которых были израильтянами - для нас это величайшая трагедия.

16-я серия сериала «Высший пилотаж» (Россия, 2009 г.) содержит отсылки к описываемой катастрофе: российский самолёт Ил-86 совершал рейс из Тель-Авива в Москву, попал в зону проведения Украиной учебных стрельб ПВО над Чёрным морем и был сбит из ЗРК С-200 (в фильме, однако, самолёт удалось посадить в степи на Кубани)

Увековеченье памяти

Десять лет спустя

Примечания

  1. Я не я и ракета не моя
  2. Авиакатастрофа рейса Ту‑154 Тель- Авив-Новосибирск (2001 г.). Справка | Справки | Лента новостей "РИА Новости"
  3. "Катастрофа самолета Ту-154 в Черном море произошла из-за теракта"
  4. Катастрофа самолета Ту-154 в Черном море
  5. Хроника трагедии
  6. Западные СМИ сообщают, что самолет ТУ-154 был сбит ракетой с территории Украины
  7. Ту-154 был сбит украинской ракетой?
  8. В поисках украинского следа
  9. На фюзеляже Ту-154 не обнаружено пулевых отверстий - Новости NEWSru.com
  10. Надежды на «Тритона» практически нет
  11. «Причиной гибели пассажиров ТУ-154 стала баротравма»
  12. «Секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло сообщил журналистам вывод технической комиссии. …»
  13. «Вывод комиссии по расследованию гибели ТУ-154: "самолет был поражен извне"»
  14. Новости NEWSru.com:: Эксперты отрицают, что российский Ту-154, упавший в 2001 году в Черное море, сбила украинская ракета
  15. Эксперты отрицают поражение самолета РФ украинской ракетой в 2001 году // РИАНовости Украина.
  16. Украина не видит оснований для возбуждения дела по катастрофе Ту-154
  17. Следствие закончено, забудьте
  18. Генпрокуратура снова взялась за дело о катастрофе российского Ту-154 над Черным морем
  19. Суд обязал украинскую прокуратуру возобновить дело о катастрофе самолета Ту-154
  20. Хозсуд Киева отклонил иск авиакомпании «Сибирь» к Минобороны и Госказначейству Украины
  21. Украина отказала в иске семьям погибших в катастрофе Ту-154
  22. Решение киевского суда по делу сбитого в 2001 году Ту-154 обжаловано
  23. Украинские военные не причастны к ЧП с Ту-154 в 2001 г, подтвердил суд // РИА Новости, 28/05/2012 г., 15:27
  24. Хрипун, В.; Шагиахметов, П. Украина предстанет перед ЕСПЧ . Коммерсантъ (12 декабря 2012). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012. Проверено 12 декабря 2012.

Последние слова командира экипажа - "Куда попало?", недвусмысленно говорили о происходящем.
После проведения экспертиз выяснилось, что повреждения нанесла ракетная шрапнель, которая используется в ЗРК. Взрыв произошел в 15 метрах от самолета, но этого оказалось достаточно, чтобы нанести ему непоправимый урон.

Версии произошедшего

1. Самая первая версия - теракт. Тем более что за три недели до этого было совершено кровавое нападение на США, связанное со взрывом башен-близнецов. Да и сам борт летел из страны, хорошо знакомой с этим злом. Но в аэропорту Бен-Гурион всегда осуществляются беспрецедентные меры контроля и службы безопасности уверяли, что незаметное проникновение террористов на борт исключено. По крайней мере, за все время существования воздушной гавани ни одного подобного случая не было.

2. Вскоре появилось еще одно объяснение -техническая неисправность самолета или непрофессиональные действия экипажа. К тому времени из-за различных неполадок произошло 18 катастроф с ТУ-154. Эксперты, в первую очередь, обратили внимание на слабые места лайнера - турбины, топливные баки, шасси. Но после тщательной проверки версия оказалась неактуальной.

3. Самолет был сбит ракетой С-300, выпущенной российской стороной. Сторонники этой версии утверждают, что украинская ЗРК С-200 не могла поразить самолет, так как ей бы просто не хватило времени долететь до цели. А самой ракете необходима подсветка наземным оборудованием, которое за 3 минуты до взрыва самолета было отключено. Кроме того, они ссылаются на слова В.Путина , заявившего в день катастрофы, что по тактико-техническим характеристикам выпущенная ракета не могла достать до коридора, в котором летел злополучный борт.

4. Авиалайнер сбила украинская ракета. Эту версию инициировали...американцы. Пентагон якобы добыл запись переговоров украинских военных, на которой слышны слова "Откуда взялась эта цель?". Затем эту версию активно поддержала российская сторона. В частности, глава комиссии по расследованию причин трагедии В.Рушайло спустя 10 дней после случившегося заявил о поражении авиалайнера извне.

Выводы по итогам расследования

Изучением всех обстоятельств произошедшего занялась комиссия, созданная из специалистов Межгосударственного авиационного комитета, куда на тот момент входили представители 11 государств СНГ. Был установлен факт гибели самолета именно от ракеты С-200, диаметр шрапнели которой соответствовали размеру пробоин корпуса самолета.

В результате комиссия пришла к выводу, что в тот злополучный день радиолокационная станция, которая должна была контролировать траекторию полета ракеты, была отключена от электричества. Радиальная скорость ТУ-154, скорее всего, оказалась близкой к учебной цели. По этой причине ракету навели на пассажирский лайнер, ошибочно упустив из виду учебную цель.

Организаторы учений не приняли превентивные меры по обеспечению безопасности стрельб. В частности, был "очищен" коридор только в радиусе 50 км от полигона, хотя техническая дальность полета снаряда составляет около 300 км. Позже главком ПВО Украины В.Ткачев заявил, что изложенные факты и экспертные оценки свидетельствуют о возможном попадании украинской ракеты.

В 2008 году официальный Киев инициировал новое расследование, которое проводили только украинские эксперты. Неудивительно, что все обвинения с украинской стороны этим заключением были сняты.
Судебные разбирательства.

Исковые требования к Министерству обороны Украины и Госказначейству были поданы авиакомпанией в суд города Киева еще в 2004 году. Однако экспертная комиссия КНИИСЭ, осуществившая экспертизу по инициативе военного ведомства, вынесла вердикт, что ТУ-154 не мог быть уничтожен украинской ракетой. Тогда "Сибирь" потребовала привлечь к расследованию третью сторону, которой выступила МАК. Ее специалисты, наоборот, однозначно отметили причину гибели самолета от попадания ракетой С-200.

Несмотря на эти обстоятельства Генпрокуратура Украины прекратила уголовное дело. В 2011 году апелляционный суд отклонил иск "Сибири", сославшись на отсутствие внятной доказательной базы у МАК.
В 2012 году Высший арбитражный суд Украины принял решение отказать компании "Сибирь" в удовлетворении кассационного заявления о компенсации ущерба в размере 15,5 млн. долларов.

В 2002 году была образована межведомственная комиссия по урегулированию претензий, а год спустя между Россией и Украиной подписано соответствующее соглашение. На его основании в период с 2003 по 2005 год правительство Незалежной компенсировало моральный ущерб родственникам погибших на общую сумму 15,6 млн. долларов. Однако все выплаты проводились без юридического признания вины украинской стороной.

Катастрофа рейса МН-17 в Донецкой области заставила вспомнить трагедию 2001 года, когда над Черным морем взорвался самолет авиакомпании «Сибирь». Российская сторона в обеих катастрофах винила украинских ракетчиков. Их причастность к падению малайзийского «Боинга» уже опровергнута предварительными выводами международной комиссии. Но расследование катастрофы Ту-154 привлекало гораздо меньше внимания, и даже в Украине его ключевые выводы практически неизвестны.

15 лет назад, 4 октября 2001 года, над Черным морем потерпел катастрофу лайнер авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс SBI-1812 по маршруту Тель-Авив - Новосибирск. 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолет был непреднамеренно сбит ракетой украинского комплекса С-200, запущенной во время учений. Украина заплатила родственникам погибших пассажиров, но отказалась признать свою вину в происшествии.

Год назад, в ноябре 2015 года, родственники пассажиров рейса SBI-1812 обратились к президенту и к генпрокурору России с просьбой возобновить расследование крушения. Авторы письма сравнили авиакатастрофу 2001 года с падением малайзийского «Боинга» в 2014 году и назвали заявления Украины о непричастности к обеим авариям «лицемерными и лживыми».

Bird In Flight собрал самые важные из малоизвестных подробностей крушения Ту-154.

1. Самолет взорвался в зоне ответственности России

Совместные учения по стрельбе из наземных и корабельных зенитно-ракетных комплексов проводились на полигоне Черноморского флота Российской Федерации на мысе Опук в Крыму. Всего было выпущено 23 ракеты. Украинские власти закрыли для полетов сектор стрельб в пределах своей юрисдикции. Самолет авиакомпании «Сибирь» взорвался и упал в зоне ответственности российского Северо-Кавказского центра управления воздушным движением, не запретившего пролет пассажирских рейсов в этом районе.

2. Ту-154 не подавал обязательного сигнала опознавания государственной принадлежности «Я свой»

По правилам экипаж рейса SBI-1812 должен был включить систему опознавания государственной принадлежности за 400 километров до границ СНГ, но она молчала все время полета до момента катастрофы.

Если бы самолет подавал сигнал «Я свой», тот бы фиксировался антенной комплекса С-200. В таком случае проведение боевых стрельб запрещается, а команда «Пуск» блокируется автоматически.

3. Президент России Владимир Путин отрицал причастность украинских военных к падению Ту-154

В день катастрофы Владимир Путин заявил, что украинские силы ПВО не могли сбить Ту-154 во время учений: «Оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно». «Возможно, что это было результатом террористического акта», - сказал он на встрече с министрами юстиции стран ЕС.

4. Версия о попадании украинской ракеты стала главной после сообщений о наличии у администрации США доказательств этого. Никто из участников расследования катастрофы их не увидел

С-200 - советский зенитно-ракетный комплекс дальнего радиуса действия. Предназначен для обороны значительных площадей от бомбардировщиков и других стратегических летательных аппаратов. На вооружении с 1967 года. Ракета наводится на цель, используя отраженный от цели луч радиолокатора подсвета цели. Масса боевой части - 220 кг. Содержит 90 кг взрывчатого вещества и 37 000 стальных шариков.

Уже 4 октября информагентство «Киодо Цусин», телекомпании CBS и CNN со ссылкой на источники в американском правительстве заявили о наличии доказательств поражения Ту-154 ракетой «земля - воздух». После этого украинские власти признали проведение учений ПВО в день катастрофы, и версия о теракте отошла на второй план.

Власти США официально никогда не сообщали, о каких доказательствах шла речь, и не предоставляли их участникам расследования.

5. В обломках самолета обнаружены стальные шарики и отверстия, сходные по размеру с поражающими элементами ракеты комплекса С-200. Это склонило власти Украины к принятию на себя ответственности за происшествие. Экспертиза поставила под сомнение весомость улик

В поднятых из моря фрагментах Ту-154 найдены пять шариков и 460 пробоин, размер которых примерно соответствует диаметру (9–12 мм) поражающих элементов боевой части ракеты, выпущенной украинскими военными 4 октября 2001 года.

Впрочем, во время рассмотрения дела в судах было установлено:

  • боевая часть такой ракеты снаряжается стальными шариками; они используются в подшипниках и продаются свободно;
  • на шариках найдены следы одного только тротила, хотя взрывчатое вещество боевой части ракеты состоит из него на 20 %, а на 80 % - из гексогена;
  • во фрагментах самолета есть круглые отверстия, меньшие по диаметру, чем шрапнель ракеты;
  • в элементах потолка среди прочих есть отверстия, образованные попаданием шарика изнутри салона, снизу вверх.
Люди в израильском аэропорту имени Бен-Гуриона реагируют на сообщение о катастрофе рейса Тель-Авив - Новосибирск. Большинство из 64 пассажиров были гражаднами Израиля. Фото: Ariel Schalit / AFP / East News

6. Не обнаружены: фрагменты ракеты, внешняя обшивка самолета, черные ящики

Во время поисковых работ в Черном море не были найдены фрагменты 11-метровой ракеты, хотя значительная ее часть сделана из плавучих материалов.

Ни один из 404 поднятых фрагментов самолета не относится к внешней обшивке. Найти фюзеляж на дне с помощью эхолота не удалось. Поэтому невозможно в точности определить, прилетели ли стальные шарики в салон извне.

7. Российский радиолокационный комплекс в Геленджике за 30 секунд до взрыва зафиксировал неизвестный объект на удалении 50 километров от Ту-154. Если это была украинская ракета, она не смогла бы достичь самолета

На расстоянии более 150–200 километров от стартового комплекса, после выработки топлива, скорость ракеты 5В28 падает до 1 км/с, а на дальности 250 километров - до 870 м/с. Самолет потерпел крушение в 240 километрах от точки пуска ракеты. То есть отрезок в 50 километров она пролетела бы не менее чем за 50 секунд.

8. Версия о наведении ракеты на излучение мобильных телефонов пассажиров Ту-154 осталась непроверенной

По словам участника расследования генерал-лейтенанта Валерия Каминского (в 2001 году - начальник Главного штаба войск ПВО Украины), для захвата цели на удалении 30 километров головке самонаведения ракеты С-200 достаточно мощности излучения 0,35 Вт, притом что мобильные телефоны того времени излучали до 2 Вт.

Украинская сторона была готова проверить версию: пустить Ту-154 с включенными гаджетами на борту по маршруту рейса SBI-1812 и отследить его средствами ПВО. Однако Россия от эксперимента категорически отказалась.

9. Определенная Межгосударственным авиационным комитетом точка подрыва ракеты - сзади, слева и в 15 метрах над корпусом самолета - не соответствует принципу наведения ракеты С-200

Вычислительный блок наводит ракету 5В28 с упреждением в точку предполагаемой встречи по ходу движения цели. Поэтому подрыв происходит в районе носовой части самолета.

По такому же принципу наводятся ракеты ЗРК «Бук». Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines в 2014 году был поражен над Донецкой областью ракетой, взорвавшейся левее и выше кабины пилотов.

Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон перед специальным заседанием Кнессета в память о жертвах катастрофы 4 октября 2011 года. Фото: Menahem Kahana / AFP / East News
Соглашение об урегулировании претензий, возникших вследствие воздушной катастрофы 4 октября 2001 года

Правительство Украины и Правительство Государства Израиль <...> отмечая, что Украина признает Воздушную Катастрофу ужасной человеческой трагедией и выразила глубокое сожаление по поводу гибели людей; отмечая, что Украина не признала никаких юридических обязательств или ответственности в связи с Воздушной Катастрофой; достигнув согласия по финансовым и юридическим условиям урегулирования, договорились о нижеследующем…

10. Вина Украины не доказана, не признана и не подтверждается выплатами семьям погибших пассажиров

В октябре 2001 года президент Украины Леонид Кучма извинился за случившееся и уволил министра обороны Кузьмука. Он руководствовался выводами комиссии по расследованию катастрофы во главе с секретарем Совета безопасности России Владимиром Рушайло, но продолжал называть катастрофу следствием «фатального стечения обстоятельств».

$200 тысяч за каждого погибшего пассажира были выплачены Израилю и России по формуле ex gratia - из гуманитарных соображений, без признания вины. Никакие претензии к Украине на межгосударственном уровне не выдвигались.

В 2007-м году Генеральная прокуратура Украины окончательно закрыла уголовное дело по факту катастрофы, не найдя доказательств того, что Ту-154 был сбит украинской ракетой.

В 2008 году Печерский районный суд Киева отказал в компенсации морального ущерба руководителю «Фонда помощи семьям погибших» Борису Калиновскому и семье Белоноговых, отказавшихся получить $200 тысяч. Апелляцию они не подавали.

В 2011 году после семи лет рассмотрения в иске о возмещении ущерба было отказано авиакомпании «Сибирь». Высший хозяйственный суд Украины оставил решение в силе. Авиакомпания заявляла о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека, но этой возможностью не воспользовалась.

Гибель пассажирского «Боинга» над Донбассом летом 2014 года была далеко не первым случаем уничтожения пассажирского авиалайнера средствами ПВО. Наиболее громкими из таких катастроф были гибель южнокорейского «Боинга», сбитого советским истребителем над Татарским проливом в 1983 году, и уничтожение американскими военными иранского авиалайнера А-300 над Персидским заливом в 1988 году.

В тени этих случаев остается трагедия, случившаяся в период, когда о «холодной войне» успели забыть, а новый виток противостояния еще был впереди.

Осенью 2001 года, сразу после терактов 11 сентября, мир, казалось, сплотился в едином порыве борьбы с международным терроризмом. События, разыгравшиеся в небе над Черным морем 4 октября 2001 года, тоже поначалу были восприняты как вылазка экстремистов. Однако, как было установлено впоследствии, у них была совсем иная природа.

Утром 4 октября 2001 года из Международного аэропорта имени Давида Бен-Гуриона в Израиле вылетел Ту-154М с бортовым номером RA-85693. Самолет, принадлежавший российской авиакомпании «Сибирь», выполнял рейс SBI 1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. На его борту находились 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

Рейс проходил спокойно вплоть до 13:45 по московскому времени. В этот момент Ту-154 исчез с экранов радаров. Самолет находился на высоте 11 000 метров примерно в 200 километрах юго-западнее Сочи.

Практически сразу диспетчеры получили сообщение от находящегося в том же районе Ан-24 авиакомпании Armavia. Летчик доложил, что наблюдал на более высоком эшелоне яркую вспышку.

«Нет оснований не доверять украинской стороне»

После этого сомнений в том, что произошла катастрофа, практически не было. К месту предполагаемого падения самолета в Черном море вышли спасательные суда, а также вылетели самолеты Минобороны и Федеральной пограничной службы.

На поверхности воды нашли обломки Ту-154 и тела погибших людей. При этом большая часть конструкций самолета, а также останков погибших ушла на дно.

В месте, где упал российский самолет, глубина Черного моря превышает 2000 метров, а дно сильно заилено. В дальнейшем этот факт сыграет в этой истории немаловажную роль.

К моменту катастрофы Ту-154 прошло менее месяца с момента террористической атаки на Нью-Йорк. Кроме того, самолет совершал рейс из Тель-Авива, поэтому сразу возникла версия о бомбе на борту.

В отличие от истории, которая случилась в 2014 году, в 2001 году Соединенные Штаты не стремились засекретить имеющиеся у них данные о катастрофе.

Благодаря утечке этой информации в СМИ, уже через несколько часов телекомпании США сообщили сенсационную информацию: российский лайнер, очевидно, был сбит ракетой украинского комплекса ПВО С-200, запущенной во время военных учений.

Первоначально российская сторона, опираясь на информацию, полученную из Киева, подобную возможность отрицала.

«Во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно... В любом случае, нет оснований не доверять украинской стороне», — заявил в день катастрофы президент России Владимир Путин .

«Куда попала?!»

Министерство обороны Украины, в свою очередь, подтвердило, что на полигоне на мысе Опук действительно проводились учебные стрельбы зенитных комплексов, в ходе которых были выпущены 23 ракеты. На учениях присутствовали представители России и других государств. Было подтверждено, что использовался и комплекс С-200, однако утверждалось, что он никак не мог поразить Ту-154 авиакомпании «Сибирь».

Однако уже 5 октября премьер-министр Украины Анатолий Кинах заявил, что версия о попадании ракеты в самолёт «имеет право на существование».

Вместе с российскими специалистами работали и израильские эксперты. Особое внимание привлекли данные, записанные магнитофоном центра автоматизированного управления воздушным движением «Стрела».

В 13:45 магнитофон зафиксировал сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В течение последующих секунд кнопку внешней связи нажимали еще несколько раз, благодаря чему были зафиксированы шум и крики на борту. Удалось разобрать и фразу «Куда попала?!», которую прокричал кто-то из пилотов.

9 октября представитель комиссии по расследованию катастрофы заявил: анализ пробоин в фюзеляже показал, что самолёт мог быть поражён ракетой комплекса ПВО С-200 «земля-воздух», так как размер и форма пробоин вполне соответствуют шрапнели осколочно-фугасной боевой части ракеты именно этого комплекса.

«Мы не первые и не последние»

К этому моменту спасатели сообщили: поднять основную часть фюзеляжа со дна вряд ли удастся — у заиленного дна на глубине два километра видимость практически нулевая, и вести работы практически невозможно.

10 октября заместитель Генерального прокурора Сергей Фридинский заявил, что судебно-медицинская экспертиза тел, поднятых из воды, показала, что все жертвы погибли от баротравмы. Это означало, что лайнер стремительно разрушился на большой высоте. Наличие в крови погибших угарного газа говорило о том, что на борту возник пожар.

Совокупность фактов не оставляла сомнений — Ту-154 уничтожен зенитной ракетой.

В этот же день журналисты спросили президента Украины Леонида Кучму, согласен ли он с выводами российских экспертов. Президент ответил, что примет те выводы, которые окончательно утвердит совместная рабочая группа.

На этом Кучма не остановился и произнес слова, которые вошли в историю: «Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе... мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, все будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу».

Слова президента Украины вызвали, мягко говоря, непонимание. Пресс-служба премьер-министра Израиля распространила следующий ответ: «Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения. Погибли 78 человек, большинство из которых были израильтянами — для нас это величайшая трагедия».

Ошибочная «подсветка»

Окончательное заключение Межгосударственного авиационного комитета гласило, что самолёт непреднамеренно был сбит украинской зенитной ракетой С-200, запущенной в ходе военных учений в Крыму.

Зенитно-ракетный комплекс С-200 использует полуактивную систему наведения, когда источником излучения служит мощный наземный радар («подсветка цели») и ракета ориентируется на отражённый от цели сигнал.

В ходе учений 4 октября 2001 года самолёт Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель.

Оператор комплекса С-200, работавший в присутствии высокопоставленных офицеров нескольких стран, перенервничал и вместо малозаметной учебной цели «подсвечивал» пассажирский Ту-154. При этом авиалайнер оказался в зоне, которая не была объявлена запретной во время стрельб и в которой ракета комплекса С-200 по своим характеристикам могла поразить цель.

Через двадцать дней министр обороны Украины Александр Кузьмук был отправлен в отставку. Еще ряд украинских генералов и полковников были уволены со службы или понижены в чинах, но официальной привязки данных кадровых решений к гибели российского авиалайнера не было.

В отличие от расследования гибели рейса МН-17 над Донбассом, следствию по делу о катастрофе Ту-154 над Черным морем не было нужды в качестве доказательств демонстрировать «мультики» и сомнительные фото из интернета. По мнению экспертов, собранных данных вполне хватало на то, чтобы выиграть процесс против Украины в международном суде.

Компенсация без признания вины

Однако в ту пору высшее руководство России сочло, что дело необходимо улаживать полюбовно. Тем более, что Украина выражала к этому открытое стремление.

26 декабря 2003 года Россия и Украина подписали договор «Об урегулировании претензий», согласно которому для выплаты родственникам погибших российских пассажиров было перечислено 7,8 миллионов долларов. Аналогичный договор Украина подписала и с Израилем, которому было выплачено 7,5 миллионов долларов.

Выплата компенсаций осуществлялась ex gratia, то есть без признания юридической ответственности. Таким образом, Израиль и Россия согласились на то, что Украина сохранит лицо, не признав вины за уничтожение Ту-154 официально.

В сентябре 2004 года Генеральная прокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту катастрофы, поскольку расследование не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск противовоздушной обороны.

Тактика украинской стороны такова — раз основная часть самолета осталась на дне Черного моря, то и считать доказанным факт уничтожения самолета украинской ракетой ПВО нельзя. А предъявлять претензии Украине на государственном уровне поздно — вопрос решен «полюбовно» еще в 2003 году.

Это Путин виноват

Подобные межгосударственные договоренности не устроили многих родственников погибших. Одни сочли компенсацию недостаточной, другие вообще полагали, что дело не в деньгах, а в наказании виновных.

Специально для таких настойчивых Министерство обороны Украины заказало в 2008 году экспертизу, которая объявила выводы МАК несостоятельными. По мнению украинских экспертов, комплекс С-200 не мог сбить Ту-154. Эксперты не исключили, что источник поражения самолёта мог находиться как снаружи, так и внутри лайнера, в частности представлять собой взрывное устройство, помещенное «между потолком внутренней части самолёта» и его внешней оболочкой.

На основании этого заключения в 2011 году Хозяйственным судом Киева был отклонен иск на 15 миллионов долларов, поданный авиакомпанией «Сибирь» к Минобороны и Госказначейству Украины.

Но и это еще не все. В начале 2010-х годов в украинских СМИ появились «расследования», авторы которых утверждали, что ошибка ПВО имела место, но виновниками стали не украинские, а российские военные.

Особенно активно эта версия стала муссироваться после февраля 2014 года, а особенно — после гибели «Боинга» над Донбассом.

Согласно этой версии, Ту-154 был якобы сбит комплексом С-300, принадлежавшим российской армии. После этого, как утверждают сторонники данной теории, президент России Владимир Путин тайно договорился с главой Украины Леонидом Кучмой о том, что украинская сторона за определенные финансовые преференции «возьмет вину на себя».

Адепты этой версии опираются на решение украинских судов, которое базируется на выводах украинских экспертов.

Избежать всего этого можно бы было, если бы Россия в начале 2000-х не питала иллюзий относительно сохранения добрососедских отношений с Украиной, ради которых, собственно, и заключался в 2003 году договор «Об урегулировании претензии». Но что сделано, то сделано.

Большинство тех, кто потерял родных и близких 4 октября 2001 года, не могут прийти на их могилы — местом упокоения для пассажиров и членов экипажа Ту-154 стало дно Черного моря. А над памятью погибших вот уже полтора десятилетия глумятся украинские «эксперты», журналисты и политики. Но, по совету президента Кучмы — «не надо делать из этого трагедию».

Авиакатастрофа Ту-154 под Иркутском – катастрофа, произошедшая 4 июля 2001 года с самолетом авиакомпании , совершавшим рейс ДД 352 Екатеринбург – Иркутск – Владивосток. При заходе на посадку в самолет разбился. В результате катастрофы 136 пассажиров и 9 членов экипажа погибли.

События

Авиалайнер Ту-154 авиакомпании Владивосток Авиа совершал стандартный рейс Екатеринбург – Иркутск – Владивосток. Вылетев из Екатеринбурга самолет пролетел большую часть пути и приблизился а аэропорту Иркутска в 01:50 по местному времени. В 02:05 командир воздушного судна доложил, что видит взлетно-посадочную полосу аэропорта. Три минуты спустя самолет исчез с экранов радаров иркутской диспетчерской службы.

В этот момент жители деревни Бурдаковка, расположенного неподалеку от аэропорта услышали громкий хлопок. Вызванная милиция совместно с аварийными службами аэропорта прибыла на место в 03:25. Прибывшие спасатели обнаружили место падения самолета, обломки которого были разбросаны на огромной площади. Выживших не было. К утру следственным группам удалось обнаружить бортовые самописцы.

Расследование авиакатастрофы

К утру в день катастрофы следственной группе удалось обнаружить все три бортовых самописца, что значительно упростило расследование трагедии. 13 декабря 2001 года было опубликовано заключение государственной комиссии по расследованию катастрофы рейса ДД 352.

При заходе на посадку самолет выполнял разворот с левым креном в 45°. Однако, экипажу не удалось выдержать заданную посадочную высоту в 850 метров и необходимую скорость, в результате чего автопилот увеличил угол тангажа (кабрирование) для компенсации потери высоты. Пытаясь предупредить угрозу сваливания лайнера, экипаж вручную уменьшил высоту и усилил тягу, увеличив скорость, однако увидев слишком резкую потерю высоты, чрезмерно увеличил угол атаки, задрав самолет носом вверх. Заданной тяги двигателей на таких углах атаки было недостаточно и самолет вышел на закритические режимы. Экипаж замешкался и потерял 10 секунд. К моменту, когда тяга двигателей была выведена на максимум, самолет потерял скорость и был почти неуправляем. Не удержавшись в воздухе, Ту-154, на борту которого было 145 человек рухнул на землю.