История создания самолетов су. Пассажирский самолет Su9: характеристика, схема салона, разновидности, история создания

Су-34 - истребитель-бомбардировщик российского производства, предназначенный для атаки наземных целей противника авиационными средствами поражения, в условиях активного противодействия средствами ПВО. Эффективность самолета достигается за счет применения инновационных средств для радиоэлектронной борьбы, уникальных боевых качеств, а также возможности поражения воздушных целей вне зависимости от времени суток и погодных условий. Российские военные называют этот истребитель «утенком», а когда речь доходит до его боевых характеристик - «адским утенком».

По своим тактико-техническим параметрам самолет Су-34 относится к поколению «4++». При выполнении боевых задач он не нуждается в сопровождении истребителями прикрытия, благодаря высоким боевым качествам, позволяющим самостоятельно вести маневренный воздушный бой практически с любыми существующими военными самолетами мира.

История создания самолета

Самолет Су-34 создавался для замены фронтового бомбардировщика Су-24, который хорошо показал себя в ряде вооруженных конфликтов, но устарел. В процессе разработки учитывалось, что вероятный противник имеет на своем вооружении большое количество машин 4-го поколения. Истребитель проектировался на основе опыта боевой эксплуатации всех существующих на тот момент российских военных самолетов, а также зарубежного опыта использования сил авиации в локальных конфликтах.

Разработка машины была начата в июне 1986 года. Проект получил кодовое название «Т-10В» или «Су-27ИБ» (истребитель-бомбардировщик). Как можно понять из последнего названия, в качестве основы для нового самолета выступил проект истребителя Су-27. Первый прототип Т-10В впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 года. Широкой публике самолет был впервые представлен под именем СУ-32Ф лишь в 1995 году, в рамках международного авиасалона в Ле Бурже (Франция).

Позже были произведены два опытных и один стендовый образец. После ряда испытаний последовал выпуск семи предсерийных машин, одна из которых была доработана до характеристик серийного самолета.

Истребитель-бомбардировщик был пущен в серию в апреле 2005 года на Новосибирском авиационном заводе. Первый серийный самолет поднялся в небо 12 октября 2006 года на аэродроме им. Чкалова. Пилотирование новой машиной поручили Евгению Рудакасу и Рустему Асадуллину. Государственные испытания были начаты 30 октября того же года, и проходили параллельно с производством первых моделей.

В 2008 году завод-производитель подписал 5-летний контракт на поставку военно-воздушным силам РФ 32 самолетов, а в 2012 году - 8-летний контракт на поставку еще 92 машин. В марте 2014 года Су-34 был принят на вооружение Российской Федерации. К 2020 году новый истребитель должен полностью заменить своего предшественника, модель Су-24.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Су-34 создан для нанесения бомбовых атак в оперативном и тактическом тылу противника, вне зависимости от времени суток и погодных условий, в том числе на малых высотах. Кроме того, он достойно может вести воздушный бой и уничтожать вражеские самолеты.

Самолет построен по аэродинамической схеме «продольный триплан», которая позволяет увеличить его маневренность, по сравнению с моделями, выполненными по обычной схеме. Кроме того, по сравнению с истребителем Су-27, Су-34 имеет увеличенную бомбовую нагрузку и запас топлива. Передняя часть имеет приплюснутую форму, за что самолет и нарекли «утенком». Она оснащается двухместной кабиной, в которой были предприняты меры по повышению уровня комфортности для членов экипажа при продолжительных полетах.

Силовая установка

Самолет оснащается парой моторов модели ТРДДФ АЛ-31Ф-М1. Каждый из них имеет 13 300 кгс тяги, что позволяет машине разогнаться до скорости в 1900 км/ч. Так как предполагается постоянная модернизация истребителя, его конструкция допускает смену моторов на новые, модели АЛ-41Ф. Такие двигатели дают до 14500 кгс тяги и позволяют выполнять полеты в режиме «суперкруз». Благодаря этому режиму, самолет получает массу преимуществ, в частности решается вопрос высокого расхода топлива при форсажном полете.

РЛС переднего обзора

Самолет оснащается радиолокационной станцией Ш-141, позволяющей эффективно обнаруживать наземные и воздушные цели. Дальность обнаружения этой системы колеблется от 75 до 250 километров и зависит от размера цели. Одновременно РЛС может сопровождать до 10 целей, а обстреливать - до 4. Она также способна ассистировать наведение ракет типа «воздух-воздух», оснащенных собственными радарами, путем «подсветки цели». Ракетам ближнего боя, оснащенным инфракрасной головкой самонаведения, РЛС предоставляет первоначальные координаты цели. Система также предусматривает возможность полета на предельно малой высоте и автоматическое огибание рельефа местности.

РЛС заднего обзора

Между моторами, в специальном контейнере, располагается РЛС заднего обзора. Она отслеживает атаки истребителя в заднюю полусферу и в качестве контрмеры предлагает режим обстрела атакующего самолета ракетами РВВ-АЕ типа воздух-воздух. Таким образом, пилоту, намеревающемуся атаковать преследующий самолет, не нужно тратить драгоценное время для маневрирования.

Так как РЛС заднего обзора с возможностью пуска ракет являются уникальной технологией, которую еще не использовали даже на передовых западных истребителях, и даже перспективных бомбардировщиках НАТО, многие эксперты ведут дискуссию насчет реальности ее существования и эффективности использования. Оживленные обсуждения вызваны недостатком в свободном доступе официальных данных о ней.

Подвесное оборудование для разведки

Для использования самолета Су-34 в качестве разведчика предусмотрена возможность установки на него подвесного оборудования, а именно УКР (универсального контейнера разведки) «Сыч». В зависимости от типа разведки он может выполняться в трех вариантах: радиолокационном, радиотехническом и оптическом.

Отражающая площадь

Вовремя разработки самолета особое внимание уделялось снижению его эффективной площади рассеяния. С этой целью были использованы композитные материалы, которые за счет радиопоглощающего покрытия способны уменьшить уровень отражения РЛ-волн. Кроме того, во время проектирования аэродинамической схемы корпуса были исключены аэродинамические гребки, а геометрия планера рассчитывалась особым образом. В результате, как утверждают представители ОКБ Сухого, при полете на небольшой высоте степень радиолокационной заметности самолета находится на уровне показателей крылатых ракет, при том, что размеры Су-34, естественно, в несколько раз больше.

Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВО

Для возможности противодействия вражеской РЛС в случае своего обнаружения самолет имеет оборудование для радиоэлектронной борьбы. Данный комплекс позволяет примерно в тридцать раз снизить вероятность поражения истребителя посредством систем с РЛ-наведением. С точки зрения РЭБ (радиоэлектронной борьбы), истребитель оснащен на уровне со специализированными машинами. По оценке западных экспертов, мощность его системы РЭБ аналогична по уровню системам самолетов EA-18G и EF-111A.

Для огневого поражения радиолокационных систем ПВО противника машина вооружается ракетами Х-15П, Х-58 и Х-31П с дальностью 120-160 км, а также ракетами Х-31ПД с дальностью 180-250 км. Отличным доказательством практической эффективности РЭБ Су-34 является тот факт, что во время одного из конфликтов в Грузии он использовался как истребитель радиоэлектронной борьбы.

Средства наведения самолета

Для эффективного использования вооружения Су-34 оснащен прицельным комплексом, позволяющим осуществлять поиск и поражение вражеских целей с помощью РЛС. В комплекс входит система «Платон», призванная наводить ракеты типа Х-29, а также управляемые бомбы КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л. Ракеты Х-29Т и бомбы КАБ-500Кр не нуждаются в дальнейшем наведении. Получив начальные координаты цели, они наводятся на нее посредством ТВ-камеры установленной в головке самонаведения.

Прицельный комплекс, используемый для поражения обычными средствами (неуправляемые бомбы и ракеты), обеспечивает высокие показатели точности, которые не единожды отмечались экспертами, в том числе представителями НАТО, на основе опыта применения Су-34 в Сирии. Важным является тот факт, что бомбардировки с помощью неуправляемых ракет обходятся гораздо дешевле. Запасы такого вооружения, оставшиеся в России от СССР, позволяют существенно сэкономить. Это крайне важно, учитывая, что стоимость Су-34 составляет более миллиарда рублей.

Характеристики истребителя позволяют использовать ракеты и бомбы номенклатуры НАТО с помощью модуля Damocles, производимого на Уральском оптико-механическом заводе по лицензии Thales Group. Разработка этого модуля была вынужденной мерой при исполнении контракта на поставку истребителей Су-30 в Малайзию.

Для повышения уровня защищенности экипажа и живучести самолета в целом внешний корпус кабины выполняется из бронированной титановой оболочки. Во время ее разработки учитывался опыт боевого применения истребителей Су-25. Су-34 получил гораздо более толстую броню (17 мм), которая способна остановить снаряды калибром до 12,7 мм. Общая масса брони составляет 1480 килограмм, что в полтора раза больше, чем у упомянутого предшественника. Помимо толщины, защита Су-34 примечательна тем, что она выполняется полностью из титанового сплава, без использования стальных и алюминиевых плит.

Кабина Су-34 оснащается парой катапультных кресел модели К-36ДМ, позволяющих выполнить катапультирование на любой высоте, в том числе с земли. На рабочее место летчики попадают через нижний люк, оборудованный ступеньками.

Обеспечение жизнедеятельности экипажа

Для эффективной и комфортной работы экипажа при полетах на значительную дальность (с дополнительными топливными баками самолет способен преодолевать расстояние до 7 тыс. километров), истребитель оснащается системами, повышающими комфортность.

Среди таковых стоит отметить:

  1. Биотуалет.
  2. Раскладное спальное место.
  3. Герметичный корпус и кислородную систему, позволяющие подниматься на высоту до 10 тыс. км без применения кислородных масок.
  4. Отопление и кондиционирование кабины.
  5. Кухонный отсек с микроволновой печью и термосами.
  6. Свободное пространство, позволяющее выпрямляться в полный рост.
  7. Электромассаж, встроенный в кресло.
  8. Проецирование приборной панели на стекло, позволяющее следить за показателями работы машины, находясь вне рабочего места.

Средства для работы с неподготовленным аэродромом

Самолет Су-34 оснащается вспомогательным газотурбинным двигателем модели ТА14-130-35, который позволяет производить автономный запуск основного мотора без применения наземных средств запуска. Эта особенность дает возможность машине взлетать с любых аэродромов и существенно расширяет радиус ее действия.

Система пожаротушения

Для повышения уровня живучести истребителя и безопасности его пилотов, он снабжен оборудованием автоматического тушения пожара и средствами для дублирования всех основным систем. Баки для горючего защищаются от возгорания и взрыва посредством заполнения пенополиуретаном. Суть технологии состоит в эффекте «капсулирования» топлива, препятствующем формированию горючей паровоздушной смеси в случае повреждения топливного бака.

Технические характеристики

Напоследок рассмотрим основные тактико-технические характеристики Су-34:

  1. Габариты: длина - 23,3 м, высота - 6,09 м, размах крыла - 14,7 м.
  2. База шасси - 6,63 м.
  3. Масса: нормальная - 39 т, максимальная - 45 т.
  4. Запас топлива - 12,1 т.
  5. Максимальная тяга двигателя: без форсажа -8250 кгс, на форсаже - 13500 кгс.
  6. Максимальная перегрузка - 7 G.
  7. Максимальная скорость: на высоте - 2200 км/ч, у земли - 1400 км/ч.
  8. Практический потолок - 17 км.

Боевое применение

В августе 2008 года российский Су-34 в количестве 2 единиц прошел боевое крещение в Южной Осетии. Истребители применяли для радиоэлектронной борьбы с грузинскими ПВО и прикрытия ударной авиации.

С конца сентября 2015 года 6 истребителей Су-34 использовались в военных действиях в Сирии. В районе населенных пунктов Ракка и Мадан-Джадид с высоты около 5 км самолеты нанесли первые удары по объектам террористов.

Весной 2016 года военные самолеты Су-34 были использованы в Вологодской области довольно непривычным образом - для метания бомб по ледовым заторам.

    Самолёт вертикального взлета и посадки Як 141 … Википедия

    Основная статья: Галилео (программа) В основном каждый выпуск состоит из четырёх шести сюжетов и одного эксперимента в студии. Сюжеты могут быть как и из оригинальной немецкой версии, так и снятые уже русской командой. Содержание 1 1 сезон (март… … Википедия

    Приложение к статье Медаль Нестерова Содержание 1 Республика Бурятия … Википедия

    Эта страница информационный список. См. также основную статью: Новодевичье кладбище Содержание … Википедия

    - … Википедия

    Медаль «Золотая Звезда» Список граждан СССР, удостоенных звания Герой Советского Союза живших в Ростовской области, а также получивших это звание в годы … Википедия

    Здание ОКБ Сухого ОАО «ОКБ Сухого» одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ОАО Компания «Сухой». Содержание 1 История 2 Разработки … Википедия

    Главная проходная ОКБ Сухого (Москва, ул. Поликарпова, 23а) ОАО «ОКБ Сухого» одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ОАО «Компания „Сухой“» … Википедия

    Самолёт вертикального взлета и посадки фирмы McDonnell Douglas, штурмовик AV 8B+ Harrier II Самолёт вертикального взлёта и посадки, общепринятое сокращение СВВП или англ. VTOL Vertical Take Off and Landing самолёт, способный взлетать и садиться … Википедия

ПАО Аэрофлот — крупнейшая Российская авиакомпания. Основана 17 марта 1923 года. Портом приписки является аэропорт «Шереметьево». Аэрофлот является национальным авиаперевозчиком, и для этого есть все основания.

Следует отметить, что компания обеспечивает как пассажирские, так и грузовые рейсы из Москвы в 51 страну мира. Осуществляются коммерческие посадки в 113 пунктах назначения, среди которых порядка 71 за пределами территории Российской Федерации.

В 2006 году «Аэрофлот» входит в группу авиаперевозчиков «Sky Team» и является главной компанией в «Группе Аэрофлот», в которую входят «Россия» , «Аврора» и «Победа» .

Официальный сайт авиакомпании – www.aeroflot.ru

Вы здесь: Авиакомпании / Авиакомпании России / Аэрофлот

Пассажирский флот «Аэрофлота»

По состоянию на 1 сентября 2019 года, флот авиакомпании насчитывает 250 самолетов. Это, без преувеличения, самый крупный авиапарк в России и СНГ. У Аэрофлота самый молодой парк в Европе. В него входят преимущественно самолеты: Airbus А320, Airbus А321, Boeing 737 и SSJ-100.

Средний возраст самолетов – 4.9 лет, что является отличным показателем среди аналогичных воздушных судов ряда других компаний. Самый старший — Аэробус A320-214 (бортовой номер VP-BDK) — 16 лет. Самый младший — Боинг 777-300(ER) (бортовой номер VQ-BFL) — 0.5 года.

С 2013 года начались активные поставки самолетов Boeing 777, предназначенных для использования на дальнемагистральных рейсах.

Согласно планам Аэрофлота, к 2020 году планируется расширение самолетного парка до 184 единиц, из которых 126 — самолеты Российского производства Sukhoi SuperJet-100.


5 марта 1940 года в Москве было образовано опытно-конструкторское бюро Сухого , которым за эти семьдесят с лишним лет было создано множество самолетов, часть из которых давно стала легендарной. И сегодня мы расскажем про десяток самых лучших серийных самолетов , выпущенных под маркой Су.

Су-2

Следует отметить, что история ОКБ Сухого началась далеко не в 1940 году. Еще в октябре 1930 года Павел Осипович Сухой возглавил коллектив конструкторов, который за последующее десятилетие создал несколько достаточно известных летательных аппаратов, таких как серийные И-4 и И-14, а также легендарный АНТ-25, самолет Чкалова, известный как РД (Рекорд дальности). Однако первым детищем бюро, получившем название в честь создателя, стал Су-2 (изначально ББ-1, «ближний бомбардировщик»).



Сухой с самолетом Су-2 стал победителем конкурса авиаконструкторов, объявленного в СССР в 1936 году. Все три поданных на это соревнование заявки были примерно равнозначны, так что комиссия позволила проектировщикам (Сухой, Поликарпов и Неман) создать пилотные экземпляры своих детищ. Лучше и быстрее всего с задачей справилась команда Сухого – они представили самолет всего через полгода.



Этот успех стал одной из причин, почему группу конструкторов, бывшую в составе ЦАГИ, выделили в отдельное бюро, ставшее затем ОКБ Сухого. Серийный выпуск Су-2 начался в 1940 году, этот бомбардировщик стал одним из самых известных советских самолетов времен Великой Отечественной войны.

Су-7

После создания вполне успешного Су-2 ОКБ Сухого разработало несколько опытных моделей самолетов, которые так и не были запущены в серийное производство. Недовольство результатами конструкторского бюро было усугублено аварией Су-15, и в 1949 году предприятие было распущено. Но в 1953 его восстановили.



Первым успешным самолетом возрожденного КБ Сухого стал реактивный истребитель-бомбардировщик Су-7, впервые поднявшийся в небо в 1955, а в серийное производство попавший в 1958. На долгие годы он стал одним из самых известных отечественных военных летательных аппаратов, был принят на вооружение, помимо СССР, девятью странами мира на разных континентах.



В Египте до сих пор стоят памятники самолету Су-7, отлично себя зарекомендовавшему во время войн с Израилем и Ливией.

Су-17

Еще одним легендарным советским истребителем-бомбардировщиком стал Су-17, разработанный в ОКБ Сухого в середине шестидесятых годов. Это первый отечественный самолет с крылом изменяемой геометрии, которое может менять стреловидность (угол отклонения крыла по отношению к оси симметрии летательного аппарата) прямо во время полета, что позволяет увеличить эффективность летательного аппарата.



За основу для Су-17 был взят хорошо себя зарекомендовавший, но не очень эффективный самолет Су-7, который существенно доработали, изменив переднюю часть фюзеляжа, шасси и хвост, а крыло было разработано с нуля.



В отличие от Су-7, который практически не использовался в качестве истребителя, новый самолет вполне мог вести успешный воздушный бой с самыми лучшими и современными на то время западными аналогами. В итоге Су-17 хорошо себя показал в конфликтах на Ближнем Востоке, а также в Афганистане, где он использовался в течение всех десяти лет военной кампании. Он и до сих пор состоит на вооружении у восьми стран мира.

Су-24

В 1970 году впервые в небо поднялся советский бомбардировщик Су-24, который был призван окончательно заменить устаревший Су-7. Так появился всепогодный самолет с крылом изменяемой геометрии, рабочая лошадка советской, а теперь и российской армии, которая эксплуатируется до сих пор (до 2020 года).



Появившийся на вооружении нашей армии в 1975 году, бомбардировщик Су-24 ограниченно применялся во время войны в Афганистане. Большая часть случаев его боевого применения приходилась на локальные конфликты девяностых годов, в том числе, на обе Чеченские кампании, Карабах и Таджикистан. Су-24 также активно использовался во время войны в Южной Осетии в 2008 году.


Су-25 Грач

Поначалу самолет Су-25, сейчас известный по прозвищу Грач, получил кличку Конек-Горбунок. Причиной тому стала достаточно необычная форма фюзеляжа, выступ с кабиной пилота на которой чем-то напоминает горб. Пилоты, впервые увидевшие этого горбуна, очень скептически относились к новинке, но, сев на штурвал и почувствовав мощь штурмовика, они кардинально меняли свое мнение о Су-25.



Су-25 – это бронированный штурмовой самолет, который предназначен для воздушной поддержки сухопутный войск в любое время суток и при любых метеоусловиях. Примерно 7 процентов его массы приходится на системы защиты летательного аппарата в боевых условиях. В зависимости от задач, Су-25 может быть укомплектован 32 разными видами оружия, некоторые из которых могут использоваться одновременно.



Впервые опробованный в бою в 1980 году, штурмовик Су-25 с тех пор успел поучаствовать в пятнадцати разных конфликтах по всему миру. Сейчас он находится на вооружении у семнадцати стран. Всего выпущено 1320 его единиц, но производство до сих пор ведется.

Су-27

Высокоманевренный истребитель Су-27 давно признан одним из лучших боевых самолетов, произведенных в Советском Союзе. Он имеет отличные летные и боевые характеристики и превосходит ближайшего «конкурента» по дальности полета и возможной нагрузке.



Невероятно удачная конструкция Су-27 позволила создать на его основе множество модификаций, некоторые из которых стали самостоятельными моделями. Несмотря на свои восхитительные боевые качества, Су-27 – это, скорее, самолет сдерживания, и случаи его боевого применения не так уж часты. Самый известный конфликт, в котором одна из сторон его применяла, - это война между Эфиопией и Эритреей в 1999-2000 годах.



Зато Су-27 регулярно используется для создания новых авиационных рекордов и демонстрации фигур высшего пилотажа. Это главный самолет группы «Русские витязи».

Су-30

Су-30 – это сильно модернизированный вариант уже упоминавшегося в этом обзоре легендарного отечественного истребителя Су-27. Он создан для управления групповыми боевыми воздушными действиями, а также для прикрытия наземных операций. Это самолет, который призван обеспечить господство одной из сторон конфликта в воздухе. Он также может выполнять роль разведчика. Су-30 является первым в мире серийным сверхманевренным самолетом.



В отличие от своего предшественника, Су-30 имеет возможность дозаправки в воздухе.



Из более чем 450 экземпляров истребителя Су-30 лишь три находятся на вооружении российской армии. Это, в первую очередь, экспортный продукт – самолет стоит на вооружении у Китая, Индии, Вьетнама, Венесуэлы, Индонезии, Алжира, Уганды и Малайзии.

Су-34

Еще одна модификация Су-27. Истребитель-бомбардировщик Су-34 был создан в конце восьмидесятых – начале девяностых в качестве самолета, который мог был наносить высокоточные удары с воздуха, в том числе, и при помощи ядерного оружия.



Впервые самолет Су-34 поднялся в воздух еще в 1990 году, но его серийное производство началось в 2006. А официально взят на вооружение он был лишь в 2013, хотя несколько его экземпляров успело принять участие в конфликте с Грузией 2008 года.



За свою необычную форму носовой части, очень напоминающую клюв, истребитель-бомбардировщик Су-34 получил прозвище «Утенок».

Су-35

Су-35, на данный момент, это самый лучший и современный боевой самолет российской армии, запущенный в серийное производство. Очередная модификация советского самолета Су-27 на несколько голов превосходит своего «прародителя», являясь многофункциональным сверхманевренным истребителем. Это первый отечественный военный самолет поколения 4++, что означает его полную идентичность летательным аппаратам пятого поколения за исключением стелс-технологии.



Ожидается, что уже в самом скором будущем Су-35 заменит самолеты Су-27 в качестве основного транспорта пилотажной группы «Русские витязи».


Sukhoi Superjet 100

Все течет, все меняется. И самой известной современной моделью самолетов от ОКБ Сухого является не истребитель или бомбардировщик, а гражданский Sukhoi Superjet 100 – новая гордость легендарного производителя. История суперджета начинается в 2000 году, когда компания «Сухой» решила начать работу над пассажирским самолетом ближней и средней дальности полетов.



Впервые в воздух Sukhoi Superjet 100 поднялся 19 мая 2008 года, а в коммерческое пользование первый экземпляр был передан 21 апреля 2011. Через год, 9 мая 2012 произошла ужасная катастрофа – во время показательного полета самолет врезался в гору Салак в Индонезии. Все 45 человек, находившихся на его борту, погибли.



Впрочем, эта катастрофа не оказала существенное влияние на реноме нового самолета. На данный момент Sukhoi Superjet 100 выпущен в количестве 49 экземпляров, которые эксплуатируются компаниями из России, Армении, Индонезии, Лаоса и Мексики.

Особой «отраслью» военной авиации являются ее бомбардировщики. Предназначение этих самолетов ясно из их названия: они используются, чтобы поражать наземные и наводные цели противника, используя для этого широкий ассортимент бомб и ракет. На сегодняшний день дальняя стратегическая бомбардировочная авиация представлена Ту-95МС и Ту-160, «дальняком» Ту-22М3, а также фронтовыми «бомберами». В роли последних выступают самолеты Су-34 и Су-24. Они выполняют тактические функции.

Насколько оправдано их существование?

Важно понимать, что в современной боевой авиации отличить штурмовик от бомбардировщика или даже многоцелевого истребителя бывает очень непросто, так как они очень схожи меж собой как по облику, так и по спектру задач, которые могут ими выполняться. Но это впечатление ошибочно: в частности, те же самолеты Су-34, хоть и сильно похожи на истребители, в воздушном бою являются чрезвычайно уязвимыми.

Форма им придается лишь для обеспечения высокой аэродинамической эффективности и экономии топлива, что при их большой дальности полета и высокой бомбовой нагрузке - чрезвычайно важное условие. Вместе с тем некоторые современные истребители (например, отечественный Т-50 или «американец» Ф-35) вполне могут быть использованы в качестве бомбардировщиков. Но специализированные «бомберы» все же лучше подходят для исполнения этой роли, так как обладают большим радиусом действия и могут нести на себе большое количество мощных бомб и/или ракет.

Современное положение дел

Заметим, что у блока НАТО специализированных бомбардировщиков, коими являются самолеты Су-34, не осталось в принципе, так как их место заняли универсальные самолеты. Например, последний специализированный Lockheed F-117 был порезан на металл еще в 2008 году. Роль тактических бомбометателей в радиусе прифронтовой полосы отныне возложена на F-15E и F-16, на флоте для этих задач используется F/A-18, он же «Хорнет».

На этом фоне наша страна стоит особняком, имея сразу два специализированных бомбардировщика: Су-24 и Су-34. Сегодня мы поговорим о наиболее современной модификации. Причем модель самолета Су-34 уникальна, так как сочетает в себе черты штурмовика и бомбардировщика. В отличие от американцев, которые хотели сделать «вундерваффе» в лице Ф-22, наши инженеры пошли по пути наибольшей целесообразности, в результате чего новая машина эффективно выполняет все свои задачи.

Фронтовой бомбардировщик Су-34

Сегодня на этот самолет возлагают большие надежды, так как он должен обеспечивать основную мощь ударной авиации страны. Бортовое оснащение машины таково, что она может использовать всю существующую отечественную номенклатуру оружия класса «воздух — поверхность». Изначально самолеты Су-34 создавались для замены старых Су-24М. В настоящее время производство этой техники является одним из приоритетных направлений всей оборонной промышленности, на эти цели выделяются немалые средства. И поспорить с таким утверждением весьма сложно.

Если во время приведения к миру грузин наша армия имела в распоряжении всего два таких самолета, то, по состоянию на середину 2015 года, их в войсках насчитывалось 69 единиц. На майском было замечено 14 таких машин. Есть информация, что всего этих самолетов у нашей страны должно быть не меньше 150-200 штук.

Начало разработки

Увы, но даже легендарный самолет Су-34 не является чисто российским изобретением. Его проектирование было начато еще 19 июня 1986 года. Прототип впервые полетел 13 апреля 1990 года. Следует заметить, что советские инженеры не стали разрабатывать новую машину с «чистого листа», воспользовавшись наработками по Су-27. Создавался этот самолет специально для замены уже успевшего значительно устареть Су-24.

«Новичок» предназначался для работы в любое время дня и ночи, в любых погодных условиях, по наземным и наводным (по ситуации) целям. Особенностью новой машины являлось то, что летчики могли намного увереннее противодействовать нападению вражеских самолетов. Конечно, до штурмовика военный самолет Су-34 не дотягивает, но и беззащитной «уткой» не является.

Долгий путь к дебюту

Главным конструктором был назначен Роллан Мартиросов. Как мы и говорили, прототип полетел еще в 1990 году, но вот дальнейший путь машины к принятию на вооружение непростительно затянулся.

Так, основные этапы Государственных ходовых испытаний закончились только в конце 2010 года. И только в 2014 году военный самолет Су-34 был официально принят на вооружение. Что интересно, в серию бомбардировщик пошел… уже с 2006 года! Выпуском занимался холдинг «Сухой» в лице Новосибирского авиационного завода имени прославленного летчика Чкалова. В рамках двух контрактов, заключенных в 2008 и 2012 годах, предполагается поставка 124 самолетов. Начиная с прошлого года, Министерство обороны сообщало, что производство уже вышло на уровень 14-20 самолетов в год. Так, уже в 2014 году было поставлено 18 машин, когда как план предусматривал 16 единиц.

Отличия от прародителя

Как мы и говорили, предшественником бомбардировщика стал Су-27. К слову говоря, по числу заимствований, которые брались именно у него, данный самолет - безусловный лидер. Так, даже в конструкции легендарного Су-47 «Беркут» были использованы наработки по Су-27. Впрочем, мы отвлеклись.

Итак, у «донора» практически без изменений взяли консольные части крыльев, позаимствовали также хвостовое оперение. Впрочем, форма фюзеляжа была значительно изменена во имя улучшения аэродинамических качеств. Но родство все равно видно невооруженным взглядом.

Нос у новой машины значительно удлинили, так как туда не влезала специальная антенна БРЛС. Носовой обтекатель приобрел более сплющенную и закругленную форму. Внутри этой детали также расположена отдельная антенна РЛС. Подфюзеляжных гребней российский самолет Су-34 не имеет.

Кабина и условия работы пилотов

Кабина двухместная, полностью герметичная. Впервые в самолетах этого класса (во всем мире, кстати) она выполнена в виде полностью титановой капсулы с толщиной стенок 17 мм. Остекление ее, по примеру опыта вертолета Ми-24, также бронировано. Во многом такой подход был обусловлен распространившимися ПЗРК, ракеты которых рассчитаны именно на поражение пилотов. Воздух в кабине пилотов отапливается или кондиционируется по ситуации. Впервые была применена схема посадки экипажа «плечом к плечу». Это упрощает взаимодействие между летчиками, снижает утомляемость при выполнении сложных маневров.

Слева располагается летчик, справа - штурман. В отличие от прочих тактических бомбардировщиков, самолет Су-34 (фото которого есть в статье) обладает настолько просторной кабиной, что в ней можно легко вставать и даже ходить. Если перелет длительный, летчики по очереди могут спать в проходе. Есть также микроволновка для разогрева пайка и санузел. Заходят в кабину летчики со стороны кормы, при помощи откидного трапа.

Боевые возможности машины

Считается, что самолет относится к классу 4+. Бортовой компьютер имеет ряд совершенно новых программ, которые позволяют значительно повысить боевую живучесть машины, обеспечивая ее высокую маневренность. Это даст возможность штурману и самому пилоту больше внимания уделять самому бомбометанию.

Самолет отличается великолепными аэродинамическими характеристиками, обладает вместительными баками для топлива, может дозаправляться в воздухе. Наличие высокоэффективных двигателей с высокой экономичностью, а также возможность монтажа дополнительных баков позволяют совершать предельно длительные перелеты. Опыт показывает, что Су-34 может находиться в воздухе не менее 10 часов.

На пилотов нагрузка при этом не превышает стандартную, так как во время полета они могут отдохнуть. Важным отличием этой модели от своего предшественника является полная открытость радиоэлектронного оборудования, а также модульное его исполнение. Благодаря этому, любой компонент бортовой электроники можно заменить на новый, более эффективный аналог. Вообще, эта черта характерна именно для продукции «Сухого», благодаря чему машины этой марки заняли доминирующее положение в ВВС РФ.

Ударные возможности и самозащита

Самолет отличается прицельными приспособлениями высокой разрешающей способности, системой обмена данными с сухопутными подразделениями войск, самолетами и надводными кораблями. Использование этого оборудования позволяет лучше взаимодействовать с различными родами войск и повышать эффективность боевого использования. Как мы и говорили, машина отличается способностью к применению всех современных «умных» бомб и ракет, в том числе использующих многоканальные системы наведения.

Радиолокационное противодействие и системы постановки активных помех - вот еще одна «изюминка», которой отличается самолет Су-34 (характеристики его мы разбираем). Это оборудование резко увеличивает шансы боевой машины на выживание в условиях маневренного боя. С учетом бронированной кабины, жизнь летчиков защищена по высшему разряду. Сегодня специалисты продолжают работы в области улучшения боевых характеристик этого замечательного самолета, делая упор на расширении разнообразия тех средств поражения, которые могут использовать пилоты для поражения врага.

Практическое применение

Этот бомбардировщик уже дважды применялся в ходе реальных боевых действий. Первый эпизод датируется 2008 годом. Два этих самолета с успехом применялись нашей авиацией, подавляя выявленные точки грузинской ПРО. Чтобы помешать вражеским расчетам наводиться на ударную авиацию, легендарный самолет Су-34 также использовался для постановки активных помех. Кроме того, по грузинским «Букам» и С-125 проводились направленные удары специальными ракетами. Основной победой в той войне специалисты признают полное уничтожение вражеской РЛС 36Д6-М, которая была расположена под Гори. Это также заслуга описываемой нами машины.

Основные ТТХ

Напоследок опишем основные технические характеристики рассмотренного нами самолета:

  • Полный размах крыла, метров - 14,7.
  • Общая площадь крыла, м² - 62.
  • Общая длина планера, метров - 22.
  • Максимальная высота фюзеляжа, метров - 5,93.
  • Максимальная взлетная масса, кг - 44 360.
  • Двигатели - 2 ТРДДФ АЛ-31Ф.
  • Максимальная скорость самолета Су-34, км/ч - 1900 км/ч (М=1,6М).
  • Максимальная дальность полета, км - 4500.
  • Высотный потолок, км - 17.
  • Радиус боевого применения, км - 1100.
  • Экипаж - два пилота.

Чем самолет Су-34 (фото его вы видите выше) вооружен? Для ближнего боя может использоваться 30-мм пушка ГШ-301. Стандартный ее боезапас - 180 снарядов. Максимальный вес боезапаса может составлять сразу восемь тонн. Ракеты и бомбы могут крепиться на 12 пилонах. Для противодействия со стороны противника используется комплекс РЭБ «Хибины».

Вот такой он, самолет Су-34, характеристики которого рассмотрены нами в этой статье.