Психологическая игра необитаемый остров для младших школьников. Психологическая игра "необитаемый остров"

Цели:
- зарождение интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру другого;
- формирование представлений о своих возможностях, способностях;
- формирование конструктивного поведения в различных ситуациях;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение групповой сплоченности.
Материалы : колокольчик, пронумерованные карточки с названиями птиц, животных, насекомых (по числу участников), карта, повязка на глаза, карточки для упражнения «Я - наоборот», бумага, карандаши.

ЧАСТЬ I. ПРОГУЛКА ПО МОРЮ

Ведущий . Сегодня я приглашаю вас на прогулку по морю. Необычную прогулку по Волшебному морю Страны сказок. Прекрасное парусное судно ожидает нас, покачиваясь на мягких волнах. Мы поднимаемся по трапу, подгоняемые криками чаек и ласковым ветерком.

Релаксационное упражнение
«Спокойное место для размышлений»

Ведущий . Волшебное море Страны сказок - море необыкновенное. Оно обладает даром предвидения. Теперь я хочу, чтобы вы некоторое время поразмышляли и придумали вопрос, на который вам очень хочется узнать ответ.
У всех есть такие вопросы? Кто уже придумал такой вопрос, поднимите руку. Я хочу показать вам, каким образом вы сами с помощью Волшебного моря сможете ответить, полностью или частично, на свой вопрос.
Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.
Если вы хорошенько прислушаетесь, то можете услышать, как волны мягко накатываются на берег. Быть может, сначала шум моря слышится где-то далеко, однако постепенно шорох накатывающейся на берег волны становится все громче и громче. Затем волна откатывается обратно... Потом снова бросается на берег и снова отступает...
Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы. И подобно тому как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать ваш ум спокойным и ясным.
Солнце клонится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона. Вы чувствуете тепло вечернего солнца всей своей кожей и, бросая взгляд на воду, видите играющие на волнах блики.
Наберите всей грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя высоко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Вы чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно.
Воспользуемся спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найдите для своего вопроса простые и ясные слова. И пока вы будете тихо произносить свой вопрос, смотрите в морскую даль и будьте готовы к тому, что море даст какой-нибудь ответ.
Возможно, вы услышите этот ответ сквозь шум прибоя... Возможно, море покажет какую-нибудь картину, какой-то образ... Возможно, каждый из вас ощутит в себе какое-то чувство, которое поможет найти правильный ответ... Может быть и так, что море просто подскажет новые слова, чтобы вы смогли четко и ясно сформулировать свой вопрос (пауза 30 секунд).
В любом случае теперь вы знакомы с этим тихим и спокойным местом в глубине души. И вы можете возвращаться сюда в любое время, когда захотите обдумать что-то важное.
Сейчас надо попрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежими и бодрыми.
Теперь пусть каждый возьмет листок бумаги и нарисует картину. Можно нарисовать то место у моря, где вы сейчас были, или то чувство, которое испытали, или свой вопрос, или полученный ответ. Нарисуйте то, что хотите (на рисунок дается 10 минут).

Анализ упражнения

- Получил ли ты какой-нибудь ответ на свой вопрос?
- Изменился ли твой вопрос?
- Как ты чувствуешь себя сейчас?

Упражнение «Звучащая сила»

Ведущий . Между тем погода на море поменялась. Небо заволокли серые свинцовые тучи, поднялся резкий холодный ветер. Вспышки молнии озарили небосвод, раскаты грома потрясают наше суденышко. Спустилась непроглядная тьма.
На минутку встаньте со своего места и превратитесь в этот сильный и бодрый ветер, несущий наш парусник. Сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. На этот раз выдохните со звуком «Ууу». А теперь постарайтесь произнести этот звук так, чтобы он был похож на порывистый ветер: то повышая, то понижая голос. И уже через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы... (пауза 30 секунд). Садитесь.
Прячась от бушующего шторма, мы спустились в каюту. Но и здесь нет спасения. Сильнейшая качка не позволяет нам обрести спокойствие.

Упражнение «Толкалки»

Ведущий . Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.
Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-нибудь мебель. Если вам надоест или вы устанете, крикните: «Стоп!» Когда «Стоп!» крикну я, все должны остановиться.
Ну что, готовы? Внимание! Приготовились! Начали!
Пусть сначала дети пару раз потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе воцарится более открытая атмосфера, вы можете попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.

Ведущий . Всю ночь нас носило по беснующемуся морю. Лишь к рассвету волны замедлили свой бег. Но бурная ночь не прошла бесследно. Наше судно пришло в полную негодность. Чудо, что оно еще держится на воде. Разорванные паруса, поломанные мачты, трюмы, полные воды...
На наше счастье на горизонте появилась земля. Попутный ветер несет нас прямо к ней. Вот перед нами предстал чудесный остров. Оказавшись на берегу, мы бросились на горячий песок, обрадованные, что наконец обрели почву под ногами.
Однако счастье длилось недолго, потому что мы поняли, что оказались на... необитаемом острове.

(Продолжение следует)


ИГРОТЕКА

Необитаемый остров

ЧАСТЬ II. НА ОСТРОВЕ

Упражнение «Стряхни»

Ведущий . Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств.
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начинайте стряхивать ладони, локти и плечи. При этом представьте себе, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе - слетают с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки...
Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились (30–60 секунд).

Новое знакомство

Ведущий . Придя в себя и немного приободрившись, мы, изрядно проголодавшиеся, отправились в глубь острова в поисках чего-нибудь съестного.
Не пройдя и ста метров, мы увидели удивительную картину. Невдалеке, на пригорке, росли чудесные деревья: на одном свешивались бутылочки лимонада, на другом - вкусные пирожные, на третьем - бутерброды с сыром и колбасой. Ослепленные удачей, мы бросились вперед, но когда нам оставалось уже два шага до намеченной цели, все вокруг исчезло. Разочарованные, мы застыли в недоумении.
Неожиданно раздался тоненький голосок: «Ну что, будем знакомиться? Я - Лимонадикус Обыкновенный. И все, что вы сейчас видели, - отнюдь не иллюзия и не мираж. Мы действительно существуем. Ведь вы, надеюсь, не забыли, что находитесь в Стране сказок? А полакомиться нашими плодами вы, конечно, сможете, только сначала решите задачу».

Аналитические задачи

1. Сове, Ослику и Винни-Пуху подарили три воздушных шарика - большой зеленый, большой синий и маленький зеленый. Как они разделят между собой эти шарики, если Сове и Ослику нравятся большие шарики, а Ослик и Винни-Пух любят зеленые шарики?
2. Три девочки - Аня, Катя и Марина - занимаются в трех различных кружках: вышивки, танцев и хорового пения. Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами. Аня часто ходит в гости к девочке, занимающейся вышивкой. Подружка Кати, Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением. Кто из девочек чем занимается?
Детям младшего возраста можно предложить отгадать загадки.

Ведущий . Молодцы! Вы отлично справились с заданием и заслужили угощение. Какое кому дерево по вкусу?
Основательно подкрепившись и набравшись свежих сил, мы решили обследовать остров. И здесь наши мнения разделились: одни предлагали отправиться в глубь острова, а другие - идти вдоль берега. Начался спор.

Упражнение «Да и Нет»

Ведущий . Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне?
Сейчас вам нужно будет использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами.
Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто - слово «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться.
Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда.
Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого гама и шума.

Начиная эту игру, имейте в виду, что на некоторое время в классе будет очень шумно.

Ведущий . Определившись с направлением, мы отправились в путь. В походе прошел весь день. А когда солнце клонилось к закату, мы решили подыскать место для ночлега. В конце концов мы наткнулись на уютную пещерку, где и остановились.

ЧАСТЬ III.
В ПЛЕНУ У ЗЛОГО ВИЗАРДА

Ведущий . На утро нас разбудил непонятный шум. Открыв глаза, мы обнаружили, что окружены вооруженными людьми, облаченными в странные одежды и говорившими на неизвестном языке. Знаками они приказали нам следовать за ними по извилистым коридорам пещеры.
И вскоре перед нами предстало необычайное зрелище. Это был настоящий подземный город. Мы шли по угрюмым грязным улочкам, пока не уткнулись в огромные каменные двери, которые отворились лишь после того, как наши стражники произнесли заклинание.
- Добро пожаловать в наше подземное царство мрака, - произнес металлический голос, заставивший нас вздрогнуть.
Обладатель этого голоса сидел на высоком троне, укутавшись в черный плащ.
- Давненько у нас не было гостей. Что ж, располагайтесь как можно удобнее. Ведь по законам моей страны человек, однажды попавший сюда, уже не имеет права вернуться назад, в свой мир. Проводите гостей в их покои.

В этом месте прервите сказку. Дайте детям возможность продолжить, предположить, чем закончится это приключение. Без комментариев и оценок. А после того как школьники выскажут свое мнение, продолжите сказку.

Ведущий . Отчаяние охватило нас. Мы сидели, не в состоянии вымолвить ни слова, в комнате, освещаемой лишь тусклой свечой, куда нас привели стражники. Как вдруг перед нашими глазами появилось розовое облачко, из которого вышло прекрасное создание.
- Тсс, не пугайтесь. Я пришла, чтобы помочь вам бежать. Я - фея Рада из Страны сказок. К сожалению, здесь, вблизи Злого Визарда, я не могу находиться долго. Но кое-что я все же успею сделать. Сейчас я превращу вас в насекомых, птиц и зверей. В этом обличье вам будет легче бежать. Остальное зависит лишь от вас. Приготовились?! Динь-дили-динь! - голос Рады растаял звоном колокольчика.
И мы, чувствуя себя непривычно в другом виде, бросились на поиски спасительного выхода.
Через несколько часов мы, уставшие от бега по извилистым коридорам, но довольные, что справились сами со столь опасным приключением, грелись в лучах послеполуденного солнца.
Лишь одно нас угнетало - мы не могли вернуть свой настоящий облик. Мы перепробовали все возможные заклинания, но результата не было. И, когда положение уже казалось безвыходным, на нас снизошло озарение. Мы поняли, как нам справиться с проблемой.

Упражнение «Пантомима»

Ведущий . Сейчас вы получите карточки с названием того существа, в которого вас превратила фея Рада. Посмотрите, что на них написано, но никому больше не показывайте. Для того чтобы превратиться в самих себя, вам нужно будет показать без слов то, что написано на вашей карточке, то есть то, во что вы были превращены. Игру начинает участник по номером «1».

Кодирование

Ведущий . Как только мы обрели свои настоящие тела, было решено как можно скорее бежать с этого острова. Но, когда мы пришли к месту, где оставили лодку, мы обнаружили, что от нее не осталось и следа.
Единственное, что мы нашли на берегу, была закупоренная бутылка с непонятным содержимым. Открыв ее, мы обнаружили послание:

5 7 5 2 9 6 3 1 2.
8 9 4

Ключ:
1 - о 2 - т 3 - л 4 - я 5 - и 6 - п 7 - щ 8 - ф 9 - е

Лабиринт

Ведущий . Тут же прилагалась карта (см. рис.).
Плот оказался совсем недалеко от берега. Мы с легкостью спустили его на воду и отправились в обратный путь. Казалось, что наше приключение подошло к концу, но все только начиналось, как мы убедились позже.


ИГРОТЕКА

Необитаемый остров

Психологическая игра для младших школьников

ЧАСТЬ IV. ПОГОНЯ

Ведущий . В то время, когда мы спускали плот на воду, Злой Визард узнал о нашем побеге и во что бы то ни стало решил нам помешать.

Игра «Плот среди скал»

Ведущий . Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взять друг друга за руки.
В середине круга находится море. Но это очень опасное море, поскольку в нем есть несколько скалистых утесов. Эти «утесы» чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет плотом, а кто-то другой - рулевым.
«Плоту» мы завяжем глаза, а рулевой будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он должен будет так управлять плотом, чтобы тот не налетел ни на один утес.
Любой из вас может сейчас сказать: «Я хочу быть плотом» – и встать на любое место внутри круга, которое становится гаванью. В этой точке начинается путешествие. Тот, кто стал плотом, должен попросить кого-нибудь из вас стать рулевым, который будет управлять плотом в его пути через море между скалами. После этого мы завяжем «плоту» глаза.
Нам осталось еще выяснить, к какой гавани отправится плот в путешествие. Любой из ребят, образующих берег, может сейчас сказать: «Пусть плот плывет ко мне».
Теперь мы знаем почти все, что нужно, чтобы начать игру. Нам не хватает только скал. Сейчас еще четверо из вас могут сказать: «Мы хотим быть скалами». Эти ребята выходят в круг вместе со своими стульями и устраивают на предполагаемом маршруте следования плота такие скалы, через которые плоту будет достаточно сложно добраться до гавани.

Вы можете, конечно, регулировать количество «утесов» в зависимости от уровня развития и возраста детей.

«Скалы» остаются сидеть на своих стульях внутри круга, а потом расскажут нам, задел ли их «плот». Рулевой же должен вести «плот» очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: «Сделай два маленьких шага вперед», «Стоп», «Повернись направо... Еще немного» и т.д.
Когда «плот» подойдет к конечной точке своего маршрута, «гавань» должна сказать «плоту»: «Ты достиг цели» - и радостно заключить «плот» в объятия.

Злому Визарду не удалось потопить наш плот, и он решил пойти другим путем. Он решил вселиться в одного из нас и таким образом расправиться с нами.

Игра «Ворвись в круг»

Ведущий . Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боль.

Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами проникнуть в круг. Тот, кому это не удастся, и является воплощением Злого Визарда.
Если же всем детям удалось попасть в круг, то возможен следующий прием.

Да, Злой Визард очень хитер. Его не так-то легко разоблачить. Но у нас есть еще одна возможность лишить его силы.

Игра «Я - наоборот»

Участникам раздаются карточки. На одной из них есть надпись «Посвященный», а на другой - «Злой Визард», остальные пустые. Тот, кому попадет первая карточка, становится водящим. Его задача - найти Злого Визарда.
Посвященный задает детям вопросы об их внешних и внутренних особенностях, семье, увлечениях и тому подобном. Участники отвечают правду, и лишь Злой Визард отвечает наоборот. По ответам Посвященный делает выводы и разоблачает Злого Визарда.

ЧАСТЬ V. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Ведущий . Итак, Злой Визард побежден, и мы можем спокойно закончить наше плавание. Приключение очень сблизило нас, мы узнали друг о друге много нового. А что именно, вы нам сейчас и расскажете.

Упражнение «Рецепт приготовления друга»

Ведущий . Разбейтесь на пары. Сначала подумайте и вспомните все, что знаете о своем соседе: о его внешности, семье, о том, что он любит есть, с кем предпочитает играть, какую одежду любит носить, какие игры ему нравятся, где он обычно гуляет. Затем возьмите, пожалуйста, по листу бумаги и напишите рецепт со всем необходимым для «приготовления» такого вот друга.
Например:
Рецепт для приготовления Димы
Состав:
- светлые короткие волосы,
- два карих глаза,
- веснушки,
- один большой, вечно улыбающийся рот,
- 28 блестящих зубов,
- одно сильное стройное тело.
Способ приготовления:
Все смешать. Добавить веселый смех и звонкий голос. Да побольше, иначе настоящего Димы не получишь. Лицо надо повернуть к солнцу, чтобы глаза сверкали ярче.
Ко всему прочему, не забудьте о футбольном мяче и кроссовках.

Обратите внимание детей на то, что упомянуты должны быть лишь положительные качества. По завершении процедуры соберите рецепты и зачитайте их (опуская имя), а дети должны будут угадать, о ком идет речь. После этого каждый ученик отдает свой рецепт партнеру.

Ведущий . Путь обратно был веселым и радостным. Мы чувствовали себя счастливыми, потому что нам удалось освободить Страну сказок от чар Злого Визарда. И мы знали, что удалось нам это лишь потому, что мы были вместе, все как один.

Упражнение «Ты мне нравишься»

Ведущий . Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как это сделать.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в «паутине». После того как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что...» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс».
Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более или менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше.
Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше...
Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните, что в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы: «Ты мне нравишься, потому что...», то позвольте им заменить ее словами: «Мне нравилось, как ты...»
Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Ведущий . Нашего прибытия ждали все жители Страны сказок, собравшиеся на берегу, чтобы поприветствовать нас.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Ведущий . У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Игра проходит следующим образом: вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает. Он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.
Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать еще одного. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Данная игра была разработана для группы подростков в возрасте 12-15 лет с девиантным поведением, проходивших курс социальной адаптации в центре защиты прав несовершеннолетних “Душа”. В ней принимали участие педагоги, непосредственно работающие с подростками. К началу проведения игры участники были знакомы друг с другом примерно месяц.

В основу игры вошли элементы и принципы, используемые при проведении тренинга “Веревочный курс”. Особенностями этого тренинга является использование физических способностей человека для развития определенных психологических качеств, включение туристских препятствий, акцент делается на работе всей команды, особое внимание уделяется соблюдению техники безопасности. Каждое задание имеет свою легенду, которую рассказывает ведущий перед его прохождением. После выполнения каждого задания происходит его обсуждение.

В отечественной литературе часть подобных тренинговых упражнений впервые описана А.Лутошкиным, за рубежом в основе аналогичных программ лежит “Outdoor Ropes Course” – экстремальный курс американского психолога Карла Ронке . В основу упражнений использованных нами в игре легли материалы, представленные в списке литературы.

Цель игры: сплочение группы, обучение командной работе и умению брать на себя ответственность.

  1. Подготовка площадки для проведения игры (совместно с подростками).
  2. Знакомство участников с правилами игры.
  3. Проведение этапов игры на сплочение участников.
  4. Обсуждение каждого этапа с участниками.

Целевая группа: подростки и взрослые, количество участников – 12 человек.

Продолжительность: 1-1,5 часа

Используемые материалы: веревки, карабины и страховочная система (используемые в туризме), палатка, туристские коврики, теннисные мячи, веревочная лестница, воздушные шары, шоколад, лыжные палки, шарф или платок, три небольшие доски 30х30см.

План игры

Обсуждение правил игры

1.Предэтап
1.1 Гнездо с “золотыми” яйцами
1.2 Путешествие на корабле

2.Основная часть игры
2.1 Легенда – “Поляна разговоров”
2.2 “Лабиринт”
2.3 “Убежище”
2.4 “Паутинка”
2.5 “Сигнал о спасении”
2.6 “Болото”

3.Завершение занятия

Предварительная подготовка к игре:

До проведения игры педагоги совместно с подростками на территории учреждения подготовили специально оборудованную площадку (ограниченная территория, которая может быть обозначена с помощью ярких меток), включающую в себя:

  • место для обсуждения “Поляна разговоров” – три сколоченные скамейки, поставленные полукругом;
  • веревочная лестница, закрепленная на турнике и натянутая под углом 45 градусов по отношению к земле;
  • место для переправы – веревка, натянутая между деревом (на высоте 5-6 метров) и вколоченным столбом (2 м);
  • место для проведения игры “паутина” – вертикальная паутина из веревок, имеющая минимум 12 ячеек, натягивается между двух столбов, в которые может пролезть участника (примерный размер 0,8х0,2м, утончается в зависимости от габаритов участников). Нижняя веревка паутины натягивается на высоте 1 м над землей.
  • обозначенный с помощью ярких веревок “лабиринт”;
  • сколоченная деревянная площадка размером 1,5 м х 1,5 м

Ход игры

Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущие озвучивают участникам цель проводимой с ними игры и правила, которые они должны соблюдать.

Обсуждение правил игры:

  1. Время на подготовку задания не ограничено, разрешается в этот период разговаривать.
  2. Выполнение задания начинается после того, как вся группа говорит: “Мы готовы”.
  3. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть один участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.
  4. Во время самого выполнения задания все участники должны молчать, если кто-то начинает говорить, группа возвращается на исходную позицию.
  5. Если кто-либо из участников не может выполнить задание, команда может его откупить за счет бонусов, полученных на предэтапе.
  6. Если команда после нескольких попыток не справляется с заданием, участники могут отказаться от выполнения только в том случае, если вся группа говорит: “Мы сдаемся”.

1. Предэтап:

1.1. “Гнездо с золотыми яйцами”

Легенда: Вы – команда путешественников, которая собралась в далекое плавание. Но прежде чем отправиться в дорогу, Вам необходимо запастись золотом, для этого Вам всей командой необходимо добыть “золотые яйца” (бонусы, которые в дальнейшем вам пригодятся для выкупа предметов или участников).

Задание: Каждый участник должен залезть по веревочной лестнице до гнезда с “золотыми

яйцами” (корзинки с теннисными мячами, подвешанной к турнику). Каждый участник может взять только одно “яйцо”. Те, кто падают, прекращают выполнение задания. Команда может помогать участнику, придерживая веревочную лестницу с разных сторон.

1.2. “Путешествие на корабле”

Легенда: Итак, Вы заработали свое сокровище, а теперь отправляетесь в дальнее плавание, к неизвестным землям.

Задание: Участники всей командой должны уместиться в два обруча, связанных между собой в одном месте – это условный корабль, и отправляются в дорогу – начинают передвигаться в обручах до определенного обозначенного места.

Ближе к обозначенной границе участникам дается дополнение к легенде: “Команда в процессе плавания потерпела кораблекрушение и попала на необитаемый остров”. Участники оставляют свой “корабль” (обручи) и отводятся ведущими на “Поляну разговоров” (место для обсуждения) на территории “острова” (обозначенная территория).

2.Основная часть игры:

2.1. “Поляна разговоров” (в дальнейшем все обсуждения ведутся в данном месте)

Легенда: Вы попали на необитаемый остров. Корабль, на котором вы путешествовали, разбился о скалы, но сохранились “золотые яйца”, добытые перед путешествием. Ваша задача выжить: пройти испытания и спастись. На острове могут находиться люди – аборигены, у которых, возможно, что-то придется покупать или обменивать. Впереди вас ждут ситуации, в которых вы должны показать свои умения работать в группе и помогать друг другу.

2.2. “Лабиринт”

Легенда: Один из участников группы, когда спасался с тонущего корабля, выбрался на берег в очень опасном месте, он запутался в ядовитых лианах (лабиринт) и от их яда он временно перестал видеть (у участника завязаны глаза). Вы узнали об этом, когда стали собираться вместе, теперь Вы хотите его спасти.

Задание: Команде необходимо вывести участника из лабиринта так, чтобы он не задел лианы (веревки), не поранился. Если он задевает ограничения, то возвращается в точку начала движения. Члены команды выстраиваются по периметру лабиринта. Выводить своего участника из лабиринта они должны с помощью слов, причем, один участник говорит только одно слово, ему повторять 2 раза подряд одно и то же слово запрещено. Когда один участник говорит, другие молчат, в том числе, участник с завязанными глазами. В случае нарушения правила, выполнение задания повторяется. Члены команды могут взаимодействовать с помощью невербальных средств общения (участникам дается время для того, чтобы они сами могли догадаться об этом).

2.3. “Убежище”

Легенда: На острове наступает ночь, становится темно и холодно. Команде необходимо соорудить для себя убежище, но у Вас ничего не осталось после кораблекрушения. Пока Вы обсуждали как быть, появились, откуда не возьмись, аборигены. Они готовы обменять полезные для Вас вещи (которые в том числе подобрали после вашего кораблекрушения) на Ваши “золотые яйца”.

Задание: Команде необходимо решить, на что именно они обменяют свои бонусы (на выбор: коврики – 1яйцо, тент – 4, палатка – 9, лыжные палки – 1 яйцо/штука). Завершив сооружение убежища на деревянном настиле, команда должна полностью в нем поместиться и просидеть там 3 минуты так, чтобы оно не разрушилось.

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием? Легко ли было принять решение?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

2.4. “Паутинка”

Легенда: На острове наступил день, теперь участникам необходимо добыть еду для всей команды. Еда находится в некотором месте, вход в которое перекрыл паук ядовитой паутиной.

Задание: Вам необходимо добыть еду, перебравшись всей командой на другую сторону паутины. В паутине есть ячейки, через которые можно пролезть, но эти ячейки нельзя использовать повторно, то есть каждый участник должен пролезть через свою ячейку. Паутину (веревки) задевать нельзя. Если кто-либо из участников ошибается, вся команда начинает прохождение этапа сначала. Кого-то из участников можно откупить за 2 золотых яйца, в случае, если он не может справиться. Откупленный участник может помогать остальным. Пройдя этап, команда получает еду (2 шоколадки).

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

2.5. “Сигнал о спасении”

Легенда: В дали океана вдруг появляется нечто похожее на корабль, необходимо подать сигнал о том, что вы на этом острове. На вашем корабле был сигнальный мешок, возможно, после крушения его вынесло на берег. Вся команда идет на поиски этого мешка и находит его на высоком дереве. Теперь задача команды – подать сигнал о спасении.

Задание: От самого высокого дерева до бревна протянута лиана (веревка). По этой лиане (веревке) один из участников (его выбирает команда) должен проползти до мешочка, подвешенного на дереве и взять его. Участник с помощью ведущих надевает страховочную систему, перчатки на руки, с помощью карабина закрепляется на веревке и, помогая себе руками и ногами, ползет вверх до сигнального мешка. К страховочной системе прикреплена еще одна веревка, конец которой находится у остальных участников. После того, как мешочек добыт, команда помогает этому участнику вернуться назад с помощью второй свободной веревки. В мешочке находятся сигнальные шары, которые вся команда надувает за 2 минуты. Затем нужно закрепить сигнальные шары на верхушке бревна.

При выполнении данного упражнения участники могут разговаривать.

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Чем вы руководствовались, когда выбирали человека, который выполнит задание?

2.6. “Болото”

Легенда: Сигнал был подан, люди на корабле его увидели и приблизились к острову, теперь их хорошо можно рассмотреть. Но на пути от острова к кораблю есть преграда – болото, через которое корабль пройти не может, переплыть его вплавь тоже нельзя.

Задание: Задача команды преодолеть болото, используя три кочки. Условия: в болото наступать нельзя, кочку пустой оставлять запрещено – иначе она утонет, перейти должна вся команда. Задание выполняется молча. Как только все участники преодолели болото – команда спасена.

3. Завершение занятия:

Легенда: Команда справилась с испытаниями, все добрались до борта корабля и были спасены.

После выполнения весь заданий команда снова собирается на “Поляне разговоров” для подведения итогов.

Примерные вопросы ведущих: “Что вы узнали о себе во время этой игры?”, “Что поняли о своих действиях как группы, команды?”, “Как то, что вы узнали здесь, соотносится с тем, как вы действовали в других областях вашей жизни – дома, в школе, на работе?”

Литература:

  1. Бурмако Е.П., Уймановой Е.А. “Веревочный курс” (разработан американской фирмой Barron Adventures), г. Владивосток.
  2. Клименко Н.Г. Сборник методических материалов в помощь организаторам инициативного веревочного курса, “ОРЛЕНОК” – 1999.
  3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Москва. Просвещение, 1986.
  4. Савинов Д.В., Фоменко Т.С., Иванов С.В., Щур К.Ю., Кривенко А.В., Стеценко А.А. Веревочный курс: от простого к сложному. Эффективные инструменты работы с персоналом 2008 г.
  5. Упражнения ВК. Экстремальный Курс Командообразования. 2008 –

Данная игра рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. В условиях лагеря такая игра будет наиболее эффективна в оргпериод. Нацелена на развитие навыков эффективного общения и умений действовать сообща. Усиливая элемент драматизации, эту игру можно превратить в эффективное средство для осознания участниками своих целей и ценностей, для выявления взаимоотношений участников игры. Также игру можно провести в другое время сезона, но следует иметь в виду, что полученный результат будет другим.
Ведущий. Представьте себе, что вся наша группа оказалась на большом океанском корабле, совершающем рейс через Атлантику. Путешествие было приятным и интересным. Однако в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему судну. К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, но волею судьбы половина членов нашей группы оказалась в одной шлюпке, а половина - в другой.
В данной игре представляется необходимым деление на две группы по многим причинам, в частности - для усиления азартности, соревновательности. Поделить группу можно разными способами. Например, так: Ведущий быстро командует: «Встаньте те, кто сразу начнет спасательные работы!» Первые двое, кто вскочил со своего места, объявляются руководителями спасательных работ. Каждому из них предлагается выбрать одного участника, которого он увлечет в свою шлюпку. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя весьма дискомфортно. Поэтому ведущий должен сделать эту ситуацию позитивной, например предложив лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника. Пусть лидер произнесет краткий монолог и докажет, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его шлюпке. После этого участник сам выбирает для себя команду. Члены обеих команд образуют два отдельных круга.
Ведущий. Штормовые волны разметали шлюпки и унесли их в разные стороны от места кораблекрушения. Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на обеих шлюпках увидели на горизонте землю. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а острова, и, во-вторых, о скрытых под водой рифах. Обе шлюпки разлетелись в щепки от удара о каменные рифы, но до берега уже можно было добраться вплавь. Через некоторое время и та и другая команда ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, для того чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами.
На каждом этапе на обсуждение выделяется до пятнадцати минут. Если группы вырабатывают свое решение быстрее, то они сообщают об этом ведущему. Участники обсуждают ситуацию. Ведущему следует обратить внимание на то, как организуется дискуссия, кто ею руководит, слушают ли люди друг друга. Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения. На этом этапе, как правило, сообщения не отличаются разнообразием: острова покрыты тропическими лесами, климат мягкий, опасных хищников нет, зато имеются козы, есть вода и полно фруктов. «Робинзоны» активно изучают свои острова и старательно подают сигналы спасателям.
Ведущий. Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными. Однако день проходит за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. И вы начинаете догадываться, что острова оказались удаленными от оживленных морских и воздушных путей и, может статься, спасатели уже прекратили поиски пассажиров корабля, посчитав их погибшими. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем вы предполагали. Надо как-то обустраиваться. Итак, что же вы предпринимаете?
На этой стадии работы происходит более глубокое погружение в игровую реальность. Обозначаются приоритеты в целях и смыслах жизни на острове, предлагаются разнообразные способы добывания пищи и организации досуга (некоторые «поселенцы» создают кружки художественной самодеятельности, некоторые - лектории по всем областям знаний, дабы не растерять культурный багаж, и т.п.). После сообщений каждой группы о своем житье-бытье на острове, ведущий может задать следующие вопросы:
Как вы строите отношения друг с другом?
Есть ли у вас вожак, лидер? Кто он?
Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни?
Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает?
Фактически участники групп начинают проектировать новое устройство мира, создавать его по тем законам, которые они считают правильными и необходимыми.
Ведущий. Итак, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло два года... И однажды волны прибоя вынесли на берег остов небольшой яхты. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Однако в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты - топоры, пилы, гвозди и прочее, а кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка, разумеется, породила у вас идею отправить письмо, доверив его волнам, и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы. Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в эту бутылку. Напоминаю на всякий случай, что координат своего острова вы не знаете.
Участники дружно сочиняют письма, часто проявляя изобретательность в способах описания местоположения своего острова и с юмором рассказывая о своей жизни. Письма зачитываются вслух.
Ведущий. Письмо отправлено. Но ведь теперь у вас появились плотницкие инструменты. Что вы с ними будете делать? Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?
Посовещавшись, команды, как правило, решают строить плот, чтобы попытаться на нем добраться до материка. С этого момента сценарии событий на двух островах могут существенно различаться. Возникает несколько линий развития, и ведущий должен быть готов к неожиданным поворотам и импровизациям. Дело в том, что, например, часть какой-то команды захочет отправиться в рискованное плавание на плоту, а часть может воспротивиться этой идее. Ведущий предлагает участникам каким-то образом решить эту проблему. Если «мореплаватели» все-таки настаивают и готовы «отколоться» от основной массы, ведущий просит их сесть в стороне от круга («вы в пути»). В другой команде, возможно, такого раскола не происходит и они едины в своем решении - плыть или не плыть. Если на островах кто-то остался, ведущий дает новую вводную.
Ведущий. Через некоторое время очень далеко на горизонте вы увидели силуэт большого корабля. Но он прошел мимо, и люди с него не заметили подаваемых вами отчаянных сигналов. Через сутки к берегу прибило маленький одноместный катер. Он был абсолютно новенький, с полным баком бензина. По-видимому, его случайно обронили с борта проходившего ранее корабля, а может быть, его смыло волной. Так или иначе, у вас появился еще один шанс. Воспользуетесь ли вы им и как?
Это один из самых интересных моментов в игре. Участники быстро приходят к мысли, что отправиться на поиски земли на маленьком одноместном катере - занятие очень рискованное. Ведь если бензин закончится раньше, чем встретится земля, храбрец-одиночка вынужден будет дрейфовать по бескрайнему океану, пока не умрет от голода и жажды. Кто решится на это? Драматический выбор. Почти всегда находятся люди, готовые к самопожертвованию. (Некоторые предлагают компромиссный вариант: искать землю до тех пор, пока бак не опустеет наполовину, после этого возвращаться - впрочем, риск все равно остается.) С этого момента практически всегда возникает необходимость разных инструкций для жителей каждого из островов. Опытный ведущий может придумать собственные ходы. Вот несколько вариантов (при любом из них участники обязательно должны принять какое-то определенное решение).
Первый вариант (кто-то уплыл на плоту)
Ведущий. Вы не успели удалиться от острова на слишком большое расстояние, как увидели движущееся прямо к вам судно. Ваши крики были услышаны, не прошло и нескольких минут, как вы уже были подняты на борт. Радость переполняла вас, вы взахлеб рассказывали капитану о годах, проведенных на острове, просили его изменить маршрут, чтобы забрать с острова ваших товарищей. Капитан согласился. Однако радость ваша оказалась, увы, преждевременной: это было судно современных пиратов-работорговцев. Наивно указав путь к острову, вы превратили ваших друзей в пленников. Между тем, как это бывает свойственно жестоким людям, капитан-пират вдруг проявил сентиментальность. Приняв во внимание пережитые вами злоключения, он решил сделать благородный жест и оставить вас на острове, но не всех: двоих - по вашему выбору - он заберет с собой, чтобы продать наркодельцам для работы на маковых плантациях. Он дал вам время до утра, а утром эти двое должны явиться к нему на корабль. Решайте, как быть в такой ситуации!
Второй вариант (все остались на острове)
Ведущий. Однажды утром вы увидели входящее в бухту острова судно. Вы не поверили своим глазам: наконец-то сбылась ваша мечта о встрече с людьми. Вы бросились к берегу навстречу отошедшей от корабля шлюпке. Как только шлюпка причалила, вы бросились к морякам и стали взахлеб рассказывать о своей судьбе...
Далее события сходны с описанными в первом варианте. Снова возникает ситуация драматического выбора. Иногда появляются добровольцы, готовые пожертвовать собой для спасения остальных, - часто это связано с их уверенностью, что они смогут бежать из плена. Бывает, что участники решают сдаться пиратам вместе. Возможен и вариант, когда участники приходят к мысли вступить с пиратами в бой. Ведущий, разумеется, не вмешивается и не комментирует происходящее, однако ему придется придумывать дальнейшие сюжетные ходы в задаваемой логике.
Третий вариант (все участники группы становятся пленниками пиратов)
Ведущий. Капитан запер вас в трюме, и судно отправилось в море. Не прошло и двух суток, как по суете и крикам наверху вы поняли: что-то произошло. Загремели выстрелы. Пиратское судно догоняли полицейские катера. Не зная о том, что у пиратов есть пленники, полицейские открыли огонь из пушек и пулеметов. В трюме вспыхнул пожар, но, на ваше счастье, из-за попадания снаряда образовалась пробоина в потолке. Через узкое отверстие можно по очереди вылезти на палубу. Но огонь полыхает во всю. Нельзя сказать, все ли успеют выбраться из горящего помещения. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?
Четвертый вариант (находятся двое, которых отдают пиратам, или участники решают вступить с пиратами в схватку)
Ведущий. Вы укрылись от врагов в пещере. Но вот незадача: именно в этот момент внезапно проснулся давно спавший вулкан. Начавшееся извержение сопровождалось мощными подземными толчками, от которых стали рушиться своды пещеры. Камнями почти завалило вход - осталось только совсем небольшое отверстие, в которое едва можно протиснуться. В любую минуту потолок пещеры обвалится, и вы все можете погибнуть. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?
То, как поведут себя участники группы, во многом отразит систему отношений, возникших между ними, и ясно высветит многие жизненные ценности и ориентации детей. Эта процедура довольно жесткая, но, в группах старшеклассников можно рискнуть. Разумеется, по окончании игры следует особенно подробно обсудить чувства и мысли ребят именно в этот момент, все высказанные предложения и те критерии, на которые они опирались при выборе линии поведения. Эта ситуация является кульминационной. После нее надо переходить к последнему этапу игры. Игру необходимо завершить на положительном настрое.
Ведущий. Вам всем удалось выбраться на палубу (из пещеры). И вы сразу увидели приближающихся к вам вооруженных людей. Но пугаться уже не стоит: это полицейские из специального отдела по борьбе с наркомафией и российские моряки. Над вашей головой ревел двигателями вертолет. Эти люди появились неслучайно: в открытом море они встретили плот, на котором плыли ваши друзья (одноместный катер, на котором отправился за помощью N), и узнали о постигших вас злоключениях. Через несколько дней вы были уже дома.
Ведущему важно не забыть всех персонажей и «вернуть» их домой тем или иным образом. После поздравлений в связи с окончанием приключений следует перейти к обсуждению игры.
Вопросы для обсуждения
Довольны ли вы пережитыми приключениями?
Какие эпизоды игры оказались для вас наиболее интересными?
В каких ситуациях вам было особенно трудно принять решение?
Удовлетворяли ли вас решения, к которым приходила группа?
Почему вы решились (не решились) отправиться в плавание на плоту (на одноместном катере)?
Почему это рискнул сделать N?
Что вы чувствовали, когда оказались в ситуации выбора, кого отдать в жертву пиратам?
Легко ли вы согласились с местом, которое вам отвели в очереди к спасению во время пожара (землетрясения)?
Проявляли ли вы сами активность во время жизни на острове и других событий или предпочитали следовать за лидерами?
Кто был лидером? Почему? Было ли ему дано это право группой или он сам взял инициативу в свои руки?
Игра может занять более двух часов. Однако не следует экономить время на обсуждение. Оно должно быть подробным и многосторонним - только тогда за увлекательной фабулой игры участники тренинга увидят глубокий психологический смысл.

Цели: содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Задачи: навыки командообразования, развитие навыков делового общения, умения договариваться, используя позитивные приемы; развитие саморегуляции, выработка и закрепление адекватных форм поведения и реагирования.

Тип урока:

Тренинговое занятие

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Н. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997.

2. Т. Эксакусто. Практикум по групповой психокоррекции. Ростов-на- Дону, "Феникс", 2007.

Используемая методическая литература:

1. А. Реан, А. Кудашев, А. Баранов. Психология адаптации личности. Санкт-Петербург, "Прайм-Еврознак", 2006.

2. Л. Анн. Психологический тренинг с подростками. Издательский дом "Питер", 2003.

Используемое оборудование:

Материалы к игре: фломастеры – 2 пачки, ручки шариковые и альбомные листы по количеству игроков.

Презентации с релаксационной музыкой.

Краткое описание:

Психологическая игра для подростков 15 - 17 лет закрепит навыки позитивного делового общения, возможность проявить свои лидерские способности.


Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие – мы совершим путешествие на необитаемый остров.

Как вы думаете, какие качества необходимы человеку, чтобы выжить в условиях острова?

Как вы думаете, лучше на острове находится одному или с командой и где будет шанс больше выжить?

Какие чувства испытает человек, если он окажется на острове один?

Для того, чтобы выжить в экстремальных условиях человек должен научиться действовать сообща, прислушиваться к другим людям, сотрудничать, приходить на помощь, уметь договариваться и принимать решения в экстремальных условиях, и если понадобиться – то и в кратчайшие сроки. Вот сегодня мы и посмотрим, как мы умеем взаимодействовать и подчиняться мнению большинства. Для этого мы сначала потренируемся, что в дальнейшем поможет нам при работе.

Давайте сейчас вспомним правила работы в группе:

Правила групповой работы:

  1. Слушай внимательно все выступления.
  2. Не критикуй высказанные идеи.
  3. Не перебивай выступающего, соблюдай тишину.
  4. Не стесняйся высказывать свое мнение, самое простое предложение часто бывает гениальным.
  5. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Соблюдай личные права членов группы:
  1. право отстаивать свою точку зрения;
  2. право выдвигать идеи;
  3. право на обдумывание;
  4. право на пересмотр, уточнение своей позиции, на выдвижение нового предложения.
  1. Не обижайся.
  2. Будь доброжелательны.
  3. Каждый член группы несет ответственность за результативность работы группы. Успех и неудачу делим поровну

1 упражнение: ПОЖЕЛАНИЕ

Все играющие садятся в круг:

Инструкция: "Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день".

2 упражнение «Встать по числу, по цвету волос, по размеру ноги, по величине ладони, по размеру обуви…) » (психогимнастическое упражнение, тренер использует по своему усмотрению)

Все участники садятся по кругу.

Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Вот мы с вами и готовы отправится на наш необитаемый остров. Предлагаю вам сейчас закрыть глаза, сесть по удобнее и попытаться представить себе то место, куда мы сейчас мысленно с вами перенесемся.

(Приложение №1)

Презентация «Море» с релаксационной музыкой –

на фоне музыки звучат слова ведущего.

Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие на необитаемые острова. Каким будет это путешествие, зависит только от Вас. Нас ждут два острова, «Банановый» и «Кокосовый», которые мы должны будем заселить и сделать жизнь его обитателей безопасной, достойной и интересной.

И так, на необитаемые острова отправляются первые его обитатели – президенты будущих островных государств.

Среди участников проводится жеребьевка.

Кто вытащил фишку с написанными на ней буквами «ПБ», тот президент Бананового острова, «ПК» - Кокосового. Президенты отправляются на «острова».

Как чувствуют себя президенты наедине с собой неповторимым?

(президенты описывают свои ощущения).

Как долго Вы можете оставаться в одиночестве?

И так, настало то время, когда Вам захотелось пообщаться, повеселиться, заняться общим полезным делом, показать свои способности. Президенты должны заселить свои острова народом так, чтобы получилось полноценное общество, способное создать каждому его члену условия для успешной и достойной жизни. Выбор производится из оставшихся участников игры по очереди. Начинает тот президент, который первый устал от одиночества. Делая выбор каждый из президентов должен его обосновать. Например: «Я выбираю Афанасьева А., так как он ведет здоровый образ жизни, человек ответственный, справедливый, хочет стать юристом. Без грамотного юриста построить правовое государство невозможно». Выбранный занимает место на острове. Следующий выбор производит президент другого острова и т. д.

Когда президенты заселят свои острова, оставшиеся участники играют роль наблюдателей. Их задача наблюдать за тем, как строят свои взаимоотношения жители в совместной деятельности при решении поставленных задач в достижении цели.

Жители двух островов получают одинаковые задания. Они должны придумать:

- название государства, столицы;

Флаг;

Герб;

Выбрать песню, которая будет гимном;

Валюта;

Основные законы (5);

Климат;

Полезные ископаемые;

Чем будут заниматься жители вашего острова.

Жители островов под руководством президентов работают в течение 15 – 20 минут.

Наблюдатели(если они есть) (каждый для себя) фиксируют основные моменты их взаимодействия на листе бумаги, разделенной пополам: +, -. Оцениваются поступки, способы и приемы взаимодействия, но не личности участников.

Обратить особое внимание на:

Четкость и обоснованность распределения обязанностей;

Руководство со стороны президента;

Умение договариваться позитивными приемами.

- (Это проговаривается, если команды не укладываются по времени - Вдалеке показалось судно, которое приближается к вашему острову – это ваш последний шанс вернуться домой! Если вы поторопитесь, то капитан судна вас примет на борт своего корабля)

«Презентация государства». В течение 3- 5 минут жители каждого острова представляют свое государство и доказывают, что оно лучшее, что именно их государство способно обеспечить каждому его члену жизнь, достойную человека.

В основу игры вошли элементы и принципы, используемые при проведении тренинга “Веревочный курс”. Особенностями этого тренинга является использование физических способностей человека для развития определенных психологических качеств, включение туристских препятствий, акцент делается на работе всей команды, особое внимание уделяется соблюдению техники безопасности. Каждое задание имеет свою легенду, которую рассказывает ведущий перед его прохождением. После выполнения каждого задания происходит его обсуждение.

Цель игры: сплочение группы, обучение командной работе и умению брать на себя ответственность.

  1. Подготовка площадки для проведения игры (совместно с подростками).
  2. Знакомство участников с правилами игры.
  3. Проведение этапов игры на сплочение участников.
  4. Обсуждение каждого этапа с участниками.

Целевая группа: подростки и взрослые, количество участников – 12 человек.

Продолжительность: 1-1,5 часа

Используемые материалы: веревки, карабины и страховочная система (используемые в туризме), палатка, туристские коврики, теннисные мячи, веревочная лестница, воздушные шары, шоколад, лыжные палки, шарф или платок, три небольшие доски 30х30см.

План игры

Обсуждение правил игры

  1. Предэтап
    1. Гнездо с “золотыми” яйцами
    2. Путешествие на корабле
  2. Основная часть игры
    1. Легенда – “Поляна разговоров”
    2. “Лабиринт”
    3. “Убежище”
    4. “Паутинка”
    5. “Сигнал о спасении”
    6. “Болото”
  3. Завершение занятия

Предварительная подготовка к игре:

До проведения игры педагоги совместно с подростками на территории учреждения подготовили специально оборудованную площадку (ограниченная территория, которая может быть обозначена с помощью ярких меток), включающую в себя:

  • место для обсуждения “Поляна разговоров” – три сколоченные скамейки, поставленные полукругом;
  • веревочная лестница, закрепленная на турнике и натянутая под углом 45 градусов по отношению к земле;
  • место для переправы – веревка, натянутая между деревом (на высоте 5-6 метров) и вколоченным столбом (2 м);
  • место для проведения игры “паутина” – вертикальная паутина из веревок, имеющая минимум 12 ячеек, натягивается между двух столбов, в которые может пролезть участника (примерный размер 0,8х0,2м, утончается в зависимости от габаритов участников). Нижняя веревка паутины натягивается на высоте 1 м над землей.
  • обозначенный с помощью ярких веревок “лабиринт”;
  • сколоченная деревянная площадка размером 1,5 м х 1,5 м

Ход игры Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущие озвучивают участникам цель проводимой с ними игры и правила, которые они должны соблюдать.

Обсуждение правил игры:

  1. Время на подготовку задания не ограничено, разрешается в этот период разговаривать.
  2. Выполнение задания начинается после того, как вся группа говорит: “Мы готовы”.
  3. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть один участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.
  4. Во время самого выполнения задания все участники должны молчать, если кто-то начинает говорить, группа возвращается на исходную позицию.
  5. Если кто-либо из участников не может выполнить задание, команда может его откупить за счет бонусов, полученных на предэтапе.
  6. Если команда после нескольких попыток не справляется с заданием, участники могут отказаться от выполнения только в том случае, если вся группа говорит: “Мы сдаемся”.

1. Предэтап:

1.1. “Гнездо с золотыми яйцами”

Легенда: Вы – команда путешественников, которая собралась в далекое плавание. Но прежде чем отправиться в дорогу, Вам необходимо запастись золотом, для этого Вам всей командой необходимо добыть “золотые яйца” (бонусы, которые в дальнейшем вам пригодятся для выкупа предметов или участников).

Задание: Каждый участник должен залезть по веревочной лестнице до гнезда с “золотыми яйцами” (корзинки с теннисными мячами, подвешанной к турнику). Каждый участник может взять только одно “яйцо”. Те, кто падают, прекращают выполнение задания. Команда может помогать участнику, придерживая веревочную лестницу с разных сторон.

1.2. “Путешествие на корабле”

Легенда: Итак, Вы заработали свое сокровище, а теперь отправляетесь в дальнее плавание, к неизвестным землям.

Задание: Участники всей командой должны уместиться в два обруча, связанных между собой в одном месте – это условный корабль, и отправляются в дорогу – начинают передвигаться в обручах до определенного обозначенного места.

Ближе к обозначенной границе участникам дается дополнение к легенде: “Команда в процессе плавания потерпела кораблекрушение и попала на необитаемый остров”. Участники оставляют свой “корабль” (обручи) и отводятся ведущими на “Поляну разговоров” (место для обсуждения) на территории “острова” (обозначенная территория).

2.Основная часть игры:

2.1. “Поляна разговоров” (в дальнейшем все обсуждения ведутся в данном месте)

Легенда: Вы попали на необитаемый остров. Корабль, на котором вы путешествовали, разбился о скалы, но сохранились “золотые яйца”, добытые перед путешествием. Ваша задача выжить: пройти испытания и спастись. На острове могут находиться люди – аборигены, у которых, возможно, что-то придется покупать или обменивать. Впереди вас ждут ситуации, в которых вы должны показать свои умения работать в группе и помогать друг другу.

2.2. “Лабиринт”

Легенда: Один из участников группы, когда спасался с тонущего корабля, выбрался на берег в очень опасном месте, он запутался в ядовитых лианах (лабиринт) и от их яда он временно перестал видеть (у участника завязаны глаза). Вы узнали об этом, когда стали собираться вместе, теперь Вы хотите его спасти.

Задание: Команде необходимо вывести участника из лабиринта так, чтобы он не задел лианы (веревки), не поранился. Если он задевает ограничения, то возвращается в точку начала движения. Члены команды выстраиваются по периметру лабиринта. Выводить своего участника из лабиринта они должны с помощью слов, причем, один участник говорит только одно слово, ему повторять 2 раза подряд одно и то же слово запрещено. Когда один участник говорит, другие молчат, в том числе, участник с завязанными глазами. В случае нарушения правила, выполнение задания повторяется. Члены команды могут взаимодействовать с помощью невербальных средств общения (участникам дается время для того, чтобы они сами могли догадаться об этом).

2.3. “Убежище”

Легенда: На острове наступает ночь, становится темно и холодно. Команде необходимо соорудить для себя убежище, но у Вас ничего не осталось после кораблекрушения. Пока Вы обсуждали как быть, появились, откуда не возьмись, аборигены. Они готовы обменять полезные для Вас вещи (которые в том числе подобрали после вашего кораблекрушения) на Ваши “золотые яйца”.

Задание: Команде необходимо решить, на что именно они обменяют свои бонусы (на выбор: коврики – 1яйцо, тент – 4, палатка – 9, лыжные палки – 1 яйцо/штука). Завершив сооружение убежища на деревянном настиле, команда должна полностью в нем поместиться и просидеть там 3 минуты так, чтобы оно не разрушилось.

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием? Легко ли было принять решение?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

2.4. “Паутинка”

Легенда: На острове наступил день, теперь участникам необходимо добыть еду для всей команды. Еда находится в некотором месте, вход в которое перекрыл паук ядовитой паутиной.

Задание: Вам необходимо добыть еду, перебравшись всей командой на другую сторону паутины. В паутине есть ячейки, через которые можно пролезть, но эти ячейки нельзя использовать повторно, то есть каждый участник должен пролезть через свою ячейку. Паутину (веревки) задевать нельзя. Если кто-либо из участников ошибается, вся команда начинает прохождение этапа сначала. Кого-то из участников можно откупить за 2 золотых яйца, в случае, если он не может справиться. Откупленный участник может помогать остальным. Пройдя этап, команда получает еду (2 шоколадки).

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

2.5. “Сигнал о спасении”

Легенда: В дали океана вдруг появляется нечто похожее на корабль, необходимо подать сигнал о том, что вы на этом острове. На вашем корабле был сигнальный мешок, возможно, после крушения его вынесло на берег. Вся команда идет на поиски этого мешка и находит его на высоком дереве. Теперь задача команды – подать сигнал о спасении.

Задание: От самого высокого дерева до бревна протянута лиана (веревка). По этой лиане (веревке) один из участников (его выбирает команда) должен проползти до мешочка, подвешенного на дереве и взять его. Участник с помощью ведущих надевает страховочную систему, перчатки на руки, с помощью карабина закрепляется на веревке и, помогая себе руками и ногами, ползет вверх до сигнального мешка. К страховочной системе прикреплена еще одна веревка, конец которой находится у остальных участников. После того, как мешочек добыт, команда помогает этому участнику вернуться назад с помощью второй свободной веревки. В мешочке находятся сигнальные шары, которые вся команда надувает за 2 минуты. Затем нужно закрепить сигнальные шары на верхушке бревна.

При выполнении данного упражнения участники могут разговаривать.

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Чем вы руководствовались, когда выбирали человека, который выполнит задание?

2.6. “Болото”

Легенда: Сигнал был подан, люди на корабле его увидели и приблизились к острову, теперь их хорошо можно рассмотреть. Но на пути от острова к кораблю есть преграда – болото, через которое корабль пройти не может, переплыть его вплавь тоже нельзя.

Задание: Задача команды преодолеть болото, используя три кочки. Условия: в болото наступать нельзя, кочку пустой оставлять запрещено – иначе она утонет, перейти должна вся команда. Задание выполняется молча. Как только все участники преодолели болото – команда спасена.

3. Завершение занятия:

Легенда: Команда справилась с испытаниями, все добрались до борта корабля и были спасены.

После выполнения весь заданий команда снова собирается на “Поляне разговоров” для подведения итогов.

Примерные вопросы ведущих: “Что вы узнали о себе во время этой игры?”, “Что поняли о своих действиях как группы, команды?”