Технология «Стелс», её особенности и применение в самолетах. Стелс американский самолёт-невидимка, придуманный русским учёным

Давно известно, что живучесть в бою можно обеспечить не только хорошей защитой, но и маскировкой. Долгое время в авиации маскировке уделялось слишком мало внимания. Фактически вся она сводилась лишь к специальной камуфляжной окраске: верхние поверхности самолёта красят в «камуфляж», а нижние — в голубой, под цвет неба



Открытие физика Петра Уфимцева

Около тридцати лет назад, листая популярный научно-технический журнал, сотрудники американской разведки наткнулись на статью русского физика Петра Уфимцева, в которой говорилось, что летательные аппараты типа «крыло», сделанные из определенных материалов, особым образом граненые и окрашенные, практически невидимы для радаров.


Стелс американский самолёт-невидимка, придуманный русским учёным. «Тупиковая» ветвь авиации.


Строительство и испытания летательного аппарата

Статья очень заинтересовала американских военных специалистов, и в США решили построить и испытать такой летательный аппарат.

Возможности для этого были. Тогда в Пентагоне – Министерстве обороны США – разрабатывалась программа создания самолетов нового поколения – высотного разведчика и высотного перехватчика, которые замышлялись недосягаемыми для средств обнаружения и поражения противника.Так в середине 1970-х годов ВВС США получили первоклассный самолет-разведчик SR-71, который отличали необычная аэродинамическая форма и специальная окраска, сделанные по «рецептам» Уфимцева и снижавшие радиолокационную видимость самолета.
Окрыленные успехом, американцы двинулись дальше и начали разрабатывать новые типы самолетов-невидимок, основанных на идеях русского физика. Проект получил название «стелс» (от английского слова «stealth» – втихомолку, украдкой).


Создание самолёта-невидимки

Попытки создать «самолет-полную невидимку» долго не имели успеха. Лишь двадцать лет назад США явили миру чудо военной техники, похожее на летучую мышь или корабль инопланетян. Были изготовлены две модификации «стелсов»: истребитель-бомбардировщик F-117 и тяжелый стратегический бомбардировщик В-2, которые были применены в войне против Ирака. Чуть позже в строй вступил истребитель-невидимка F-22.Внешне F-117 похож на летающее крыло с размахом в 13, 2 м. Но кроме специально подобранной формы, вся его конструкция разработана с максимально возможным применением радиопоглощающих материалов.
Они снижают уровень отраженных сигналов, которые к тому же отражаются не обратно, как от обычных поверхностей, а вверх и вниз в узких секторах. С помощью специальных выхлопных сопел и подвода окружающего воздуха значительно снижена и интенсивность инфракрасного излучения реактивной струи двигателей, то есть «тепловые» датчики противника тоже не обнаружат этот самолёт.
У «невидимки» есть даже специальная система связи – лазерная, которую практически невозможно запеленговать. Правда, своими летно-техническим качествами F-117, мягко говоря, не блещет. Фигуры современного высшего пилотажа на нём не сделаешь — такова плата за «невидимость».


Технология стелс

Вся технология «стелс» была рассчитана на применение противником локаторов сантиметрового диапазона, для которых американские самолеты-«невидимки» действительно становятся малозаметными.Однако в России, да и у войск противовоздушной обороны (ПВО) других стран сегодня есть локаторы метрового диапазона, для которых неважно «стелс» это или обычный самолет.


Известие о невидимости «стеллсов» лишь для одного типа локаторов вызвало настоящий скандал в правительстве США. Ведь на разработку самолётов-невидимок были потрачены миллиарды, а оказалось что эффективность новых самолетов в бою может уступать даже старым машинам.Выяснилось, что технологический прорыв американцев в производстве «стелсов» был связан с эмиграцией в США Уфимцева, который был привлечен к работам по созданию невидимок.
Тем же самым на протяжении многих лет Уфимцев занимался в СССР. И не только он.


Как минимум в двух советских КБ были построены и испытаны самолеты-невидимки разных типов. Вывод авторитетных комиссий был таков:
1) самолет-невидимка, изготовленный по идеям Уфимцева, из-за своей формы обладает малой скоростью и маневренностью – по сути это дельтаплан, плохо приспособленный к боевому маневру и не способный к высшему пилотажу;
2) самолет можно обнаружить визуально и особыми высокочастотными радарами; кроме того, при открытии бомболюков и в некоторых режимах полета он виден обычными радарами и после «засечки» может быть легко сбит;
3) стоимость самолета непомерно высока.


Вывод: строительство таких самолетов нецелесообразно

; более того, этот тип самолета является «тупиковой ветвью развития военной авиации».

Поэтому в начале 1980-х годов работы по уфимцевскому «стелсу» в СССР были прекращены. Обиженный конструктор уехал в США, где и реализовал за счёт американцев свои «бессмысленные», как доказало время, идеи.



Реализация идей конструктора в США

Современное развитие боевой авиации пошло другим путём: ведутся разработки самолетов нового поколения, отличавшихся сверхвысокой скоростью, высотой полета, меневренностью и незаметностью (за счёт этих свойств) для средств ПВО противника.







Су-27 - высокоманевренный самолет для завоевания превосходства в воздухе. Построено около 600 машин всех модификаций.
F-16 «Fighting Falcon» - легкий многофункциональный истребитель. Построено 4500 машин.
F-117A «Nighthawk» - дозвуковой тактический ударный самолет выполненный по технологии «стелс». Построено 59 строевых машин и 5 прототипов YF-117.
Вопрос: как самолет, построенный в столь ничтожном количестве, смог стать одним из самых ярких символов авиации конца ХХ века? «Стелс» звучит как приговор. 59 тактических бомбардировщиков превратились в жуткое пугало, самую страшную угрозу, затмившую все остальные военные средства стран НАТО.
Что это? Результат необычной внешности самолета вкупе с агрессивным пиаром? Или, действительно, революционные технические решения, примененные в Lockheed F-117, позволили создать самолет с уникальными боевыми качествами?

Технология «Stealth»

Так называется комплекс методов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм, радиопоглощающих материалов и покрытий, что значительно уменьшает дальность обнаружения и тем самым повышает выживаемость боевой машины.

Все новое – хорошо забытое старое. Еще 70 лет назад немцев очень огорчал британский скоростной бомбардировщик DeHavilland Mosquito. Высокая скорость была лишь половиной проблемы. Во время попыток перехвата вдруг оказалось, что цельнодеревянный «Москит» практически невидим на радарах – дерево прозрачно для радиоволн.

Подобным свойством еще в большей степени обладало немецкое «вундерваффе» Go.229, реактивный истребитель-бомбардировщик, созданный по программе 1000/1000/1000. Цельнодеревянное чудо без вертикальных килей, похожее на рыбу-ската, по-логике было вообще невидимо для британских радаров тех лет. Облик Go.229 очень напоминает современный американский «стелс»-бомбардировщик В-2 «Спирит», что дает некоторые основания полагать, что американские конструкторы любезно воспользовались идеями их коллег из Третьего Рейха.

С другой стороны, братья Хортен, создавая свой Go.229, вряд ли придавали конструкции какой-то сакральный смысл, им лишь казалась перспективной схема «летающее крыло». По условиям военного заказа, Go.229 должен был доставить одну тонну бомб на дальность 1000 км на скорости 1000 км/ч. А малозаметность – было дело десятое.

Кроме того, снижению радиолокационной заметности уделялось внимание при создании стратегического бомбардировщика Avro Vulkan (Великобритания, 1952 год) и сверхзвукового стратегического разведчика SR-71 «Black Bird» (США, 1964 год).

Первые исследования в этой области показали, что плоские формы с сужающимися сторонами имеют меньшую ЭПР («эффективная площадь рассеяния» - ключевой параметр заметности самолета). С целью снижения радиолокационной заметности вертикальное оперение было наклонено относительно плоскости самолёта, чтобы не создавать с фюзеляжем прямой угол, который является идеальным отражателем. Для «Черного дрозда» были специально разработаны многослойные ферромагнитные покрытия, поглощающие излучение радаров.

Одним словом, к моменту начала работ над секретным проектом «Сеньор Тренд» - созданием малозаметного ударного самолета – у инженеров уже имелись хорошие наработки в области снижения ЭПР летательных аппаратов.

«Ночной Ястреб»

При разработке "невидимки" впервые в преследовалась цель снизить все без исключения демаскирующие факторы самолета: способность отражать радиолокационное облучение, самому излучать электромагнитные волны, издавать звук, оставлять дымный и инверсионный следы, а также быть заметным в инфракрасном диапазоне.

Разумеется, на F-11A7 отсутствовала радиолокационная станция – в условиях соблюдении скрытности пользоваться таким прибором было невозможно. Во время полета в режиме "стелс" все бортовые системы радиосвязи, ответчик "свой-чужой" и радиовысотомер должны быть отключены, а прицельно-навигационный комплекс должен работать в пассивном режиме. Единственное исключение - лазерная подсветка цели, она включается после сброса корректируемой авиабомбы. Отсутствие современного БРЭО, в сочетании с проблемной аэродинамикой, а также продольной статической и путевой неустойчивостью означало большой риск при пилотировании «невидимки».

Чтобы сократить время проектирования и устранить многие технические проблемы, конструкторы использовали на F-117A ряд проверенных элементов уже существующих самолетов. Так, двигатели для «стелса» взяли от палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18, некоторые элементы системы управления - от F-16. Также в самолете использован ряд узлов от эпичного SR-71 и учебно-тренировочного самолета T-33. Как результат – столь инновационная машина была сконструирована быстрее и дешевле, чем обычный ударный самолет. Фирма «Локхид» гордится этим фактом, намекая на использование передовых на то время САПР (систем автоматизированного проектирования). Хотя тут есть другое мнение – всего лишь благодаря секретности программа создания «невидимки» избежала стадии длительного и часто бессмысленного обсуждения в Конгрессе и других бастионах американской демократии.

Теперь стоит сделать несколько замечаний по поводу самой технологии «Стелс», реализованной именно на самолете «Nighthawk” (ведь не секрет что уменьшить радиолокационную заметность самолета можно добиться разными способами; тот же ПАК ФА реализует совсем другие принципы – параллельность кромок и «приплюснутая» форма фюзеляжа). В случае с F-117A, это был апофеоз технологии «стелс» - все было подчинено исключительно малозаметности, невзирая на пилотажные качества машины. Спустя 30 лет после создания самолета стали известны многие интересные подробности.

В теории технология «стелс» работает следующим образом: многочисленные грани, реализованные в архитектуре самолета, рассеивают излучение радара в направлении, противоположном антенны радара. С какой стороны не пытаться уставить с самолетом радиолокационный контакт – это «кривое зеркало» отразит радиолучи в другую сторону. Кроме того, внешние поверхности F-117 наклонены под углом более 30° от вертикали, т.к. обычно облучение летательного аппарата наземными РЛС происходит под пологими углами.

Если F-117 облучать с разных ракурсов и потом взглянуть на картину отражения, то окажется, что наиболее сильную «засветку» дают острые кромоки корпуса F-117 и места нарушения непрерывности обшивки. Конструкторы добились того, что их отражения сконцентрированы в нескольких узких секторах, а не распределены сравнительно равномерно, как в случае обычных самолетов. В результате при облучении радаром F-117 отраженное излучение трудноотличимо от фонового шума, а «опасные сектора» настолько узки, что РЛС не может извлечь из них достаточной информации.
Все контуры сочленения фонаря кабины и фюзеляжа, створки ниш шасси и отсека вооружения имеют пилообразные кромки, причем стороны зубцов ориентированы в направлении желаемого сектора.

На остекление фонаря кабины пилота нанесено электропроводящее покрытие, предназначенное для предотвращения облучения внутрикабинного оборудования и снаряжения летчика - микрофона, шлема, очков ночного видения. Например, отражение от шлема пилота может быть намного больше, чем от всего самолета.

Воздухозаборники F-117 прикрыты специальными решетками с размерами ячеек, близкими к половине длины волны радаров, работающих в сантиметровом диапазоне. Удельное электрическое сопротивление решеток оптимизировано для поглощения радиоволн, причем оно увеличивается по глубине решетки, чтобы предотвратить скачок сопротивления (который увеличивает отражение) на границе с воздухом.

Все внешние поверхности и внутренние металлические элементы самолета выкрашены ферромагнитной краской. Ее черный цвет не только маскирует F-117 в ночном небе, но и способствует рассеиванию тепла. В итоге ЭПР «стелса» при облучении с фронтальных и хвостовых ракурсов снижена до 0,1-0,01 м2, что примерно в 100-200 раз меньше, чем у обычного самолета аналогичных размеров.

Если учесть, что наиболее массовые ЗРК стран Варшавского договора (С-75, С-125, С-200, "Круг", "Куб"), имевшиеся на вооружении в то время, могли обстреливать цели с ЭПР не менее 1 м2, то шансы "Найтхока" безнаказанным проникнуть во вражеское воздушное пространство выглядели весьма внушительными. Отсюда и первые производственные планы: выпустить в дополнение к 5 предсерийным еще 100 серийных самолетов.

Конструкторы "Локхид" предприняли ряд мер и для снижения теплового излучения своего детища. Площадь воздухозаборников сделали больше, чем требуется для нормальной работы двигателей, а избыточный холодный воздух направили на смешение с горячими выхлопными газами, чтобы снизить их температуру. Очень узкие сопла формируют практически плоскую форму выхлопной струи, что способствует ее быстрому охлаждению.

Wobblin’ Goblin

«Хромой карлик» и не как иначе. Именно так называют F-117A в шутку сами летчики. Оптимизация формы планера по критерию уменьшения заметности настолько ухудшила аэродинамику машины, что ни о каком «высшем пилотаже» или сверхзвуке не могло идти и речи.
Когда ведущему аэродинамику фирмы Дику Кэнтреллу впервые показали желаемую конфигурацию будущего F-117A, у того случился нервный срыв. Придя в себя и осознав, что он имеет дело с необычным самолетом, при создании которого первую скрипку играют не специалисты его профиля, а какие-то электрики, он поставил перед своими подчиненными единственно возможную задачу - сделать так, чтобы этот «рояль» был в состоянии хоть как-нибудь летать.

Угловатый фюзеляж, острые передние кромки поверхностей, профиль крыла, образованный отрезками прямых, - все это плохо подходит для дозвукового полета. Несмотря на достаточно высокую тяговооруженность, "Ночной ястреб" является ограниченно маневренной машиной, обладающей невысокой скоростью, сравнительно малой дальностью и плохими взлетно-посадочными характеристиками. Его аэродинамическое качество при заходе на посадку составило всего около 4-х, что соответствует уровню космического корабля "Спейс Шаттл". С другой стороны, на высокой скорости F-117A способен уверенно маневрировать с шестикратной перегрузкой. Аэродинамик Дик Кентрелл все-таки добился своего.

26 октября 1983 г. оперативной готовности достигло первое подразделения "невидимок" – тактическая группа 4450 (4450th TG) на авиабазе Тонопа. По воспоминаниям пилотов, это означало следующее – ударный самолет в темное время суток кое-как достигал заданного района, обнаруживал точечную цель и должен был «положить» в нее высокоточную бомбу с лазерным наведением. Какого-либо другого боевого применения для F-117A не предусматривалось.
В связи с ростом численности F-117А 5 октября 1989 г. группу переформировали в 37-е тактическое истребительное крыло (37th TFW), состоящее из двух боевых и одной учебной эскадрилии + резервные машины. В составе каждой эскадрилье согласно распорядку находилось 18 «Найтхоков», но в лишь 5-6 из них могли приступить к выполнению боевого задания в любой момент времени, остальные пребывали на тяжелых формах техобслуживания.

Почти все это время вокруг "стелсов" не ослабевал строгий режим секретности. Хотя авабаза Тонопа была одной из наиболее охраняемых баз ВВС, там предпринимались дополнительные, поистине драконовские меры, чтобы скрыть правду о F-117A. При этом американские режимщики часто практиковали весьма остроумные решения. Так, чтобы отпугнуть праздных "любителей авиации" из числа персонала базы, на F-117A и сервисное оборудование наносили специальные трафареты типа "радиация", «осторожно! высокое напряжение» и другие "страшилки". На самолете с такой внешностью они вовсе не выглядели бесмысленными.

Лишь в 1988 году Пентагон решился опубликовать официальный пресс-релиз о «самолете-невидимке», предоставив общественности ретушированную фотографию F-117A. В апреле 1990 состоялась первая публичная демонстрация самолета. Конечно, вид F-117A поразил мировое авиационное сообщество. Он стал чуть ли не самым дерзким вызовом традиционным понятиям аэродинамики за всю историю полетов человека. Американцы возложили на "сто семнадцатый" ответственную роль убедительного примера технологического превосходства США над остальным миром, и для доказательства этого утверждения денег не жалели. "Найтхок" получил постоянную прописку на обложках журналов, стал крутым героем Голливуда и звездой мировых авиашоу.

Боевое применение

Что касается первого реального боевого применения F-117A, оно произошло во время свержения режима генерала Норьеги в Панаме. До сих пор идет спор, попал или нет F-117A управляемой бомбой по территории панамской военной базы. Панамские гвардейцы, разбуженные близким взрывом, в одних кальсонах разбежались по джунглям. Естественно, никакого сопротивления «стелсу» не оказывалось и самолет без потерь вернулся назад.

Гораздо более серьезным было массовое применение «Стелсов» в войне в зоне Персидского залива зимой 1991 года. Война в заливе была крупнейшим военным столкновением со времен Второй мировой войны, в конфликт было вовлечено в различной степени 35 государств (Ирак и 34 страны антииракской коалиции – многонациональные силы, МНС). С обеих сторон в конфликте принимало участие более 1,5 млн. человек, имелось более 10,5 тыс. танков, 12,5 тыс. орудий и минометов, более 3 тыс. боевых самолетов и около 200 боевых кораблей.

На вооружении ПВО Ирака имелись следующие типы ЗРК:
С-75 «Двина» (SA-2 Guideline) 20-30 батарей (100-130 ПУ);
С-125 «Нева» (SA-3 Goa) - 140 пусковых установок;
«Квадрат» (SA-6 Gainful) – 25 батарей (100 пусковых установок);
«Оса» (SA-8 Gecko) – около 50 комплексов;
«Стрела-1» (SA-9 Gaskin) – около 400 комплексов;
«Стрела-10» (SA-13 Gopher) – около 200 комплексов;
«Roland-2» – 13 самоходных и 100 стационарных комплексов;
HAWK – несколько комплексов было захвачено в Кувейте, но не были использованы.

РЛС раннего оповещения позволяли обнаружить цели на высоте 150 метров в большинстве случаев за пределами воздушного пространства Ирака (и Кувейта), а цели на высотах более 6 км обнаруживаются далеко в глубине территории Саудовской Аравии (в среднем – 150-300 км).
Развитая сеть наблюдательных пунктов, соединённых постоянными линиями связи с центрами сбора информации, позволяла достаточно эффективно обнаруживать маловысотные цели, например такие как крылатые ракеты.

Полночь с 16 на 17 января 1991 г. стала звёздным часом F-117A, когда первая группа из 10 «Найтхоков» 415-й эскадрильи, каждый из которых нес по две 907-кг корректируемые бомбы GBU-27, взлетела, чтобы нанести первые удары в новой войне. В 3.00 по местному времени «невидимки», не обнаруженные системой ПВО, атаковали два командных пункта секторов ПВО, штаб ВВС в Багдаде, объединенный центр управления и слежения в Аль Таджи, резиденция правительства и 112-метровую Багдадскую радиовышку.
F-117А всегда работали автономно, без привлечения самолетов РЭБ, так как постановка помех могла привлечь внимание противника. Вообще операции «стелсов» планировались так, чтобы ближайший самолет союзников находился от них на удалении не менее 100 миль.

Серьезную угрозу для «стелсов» представляли зенитная артиллерия и ЗРК малой дальности с оптическими системами обнаружения и прицеливания, коих у Ирака было не мало (ПЗРК Стрела-2 (SA-7 Grail), «Стрела-3» (SA-14 Gremlin), «Игла-1» (SA-16 Gimlet), а также зенитных орудий (ЗУ-23-2, ЗСУ-23-4 «Шилка», С-60, ЗСУ-57-2). Летчикам запрещалось снижаться ниже 6300 м, чтобы избежать входа в зоны поражения этих средств.

В целом за войну F-117A выполнили 1271 вылет продолжительностью 7000 часов и сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27 общей массой около 2000 т. Малозаметные ударные самолеты поразили 40% приоритетных наземных целей, при этом, по версии Пентагона, ни один из 42 «стелсов» не был потерян. Это особенно странно, учитывая, что мы имеем дело с дозвуковой маломаневренной машиной без какой-либо конструктивной защиты.

В частности, командующий ВВС многонациональных сил в зоне Персидского залива генерал-лейтенант Ч.Горнер приводит в пример два рейда против сильно защищенных иракских ядерных установок в Аль-Тувайте, к югу от Багдада. Первый рейд был выполнен днем 18 января, в нем участвовали 32 самолета F-16C, вооруженных обычными неуправляемыми бомбами, в сопровождении 16 истребителей F-15C, четырех постановщиков помех EF-111, восьми противорадиолокационных F-4G и 15 топливозаправщиков КС-135. Этой многочисленной авиационной группе не удалось выполнить поставленную задачу. Второй рейд был совершен ночью восемью F-117A в сопровождении двух топливозаправщиков. В этот раз американцы уничтожили три из четырех иракских ядерных реакторов.
В дальгейшем F-117A эпизодически появлялись в воздушном протранстве Ирака, во время операции «Лиса пустыни» (1998 г.) и второжения в Ирак (2003 г.).

Охота на «стелсы»


"Извините, мы не знали, что самолет невидимый"

Я хорошо помню тот день, 27 марта 1999 года. Канал ОРТ, вечерняя программа «Время». Прямой репортаж из Югославии, люди танцуют на обломках американского самолета. Старушка вспоминает, что именно в этом месте когда-то разбился «Мессершмитт». Следующий кадр, что-то мямлит представитель НАТО, потом снова пошли кадры с обломками черного самолета…

Югославская ПВО совершила невозможное – в районе деревни Будановцы (пригород Белграда) был сбит «стелс». Самолет-невидимка был уничтожен ЗРК С-125 3-й батареи 250-й бригады ПВО, которой командовал венгр Золтан Дани. Также существует версия, что F-117A был сбит из пушки истребителем МиГ-29, установившим с ним прямой визуальный контакт. По американской версии, «сто семнадцатый» изменил режим полета, в этот момент перед решетками воздухозаборников образовался скачок давления, демаскировавший самолет. Неуязвимый самолет был сбит на глазах у всего мира. Командир батареи Золтан Дани, наоборот, утверждает, что наводил ракету используя французский тепловизор.

Что касается пилота «стелса», то подполковник Дэйл Зелко сумел катапультироваться и всю ночь прятался на окраине Белграда, пока его радиомаяк не засек EC-130. Через несколько часов прилетели поисково-спасательные вертолеты HH-53 Pave Low и эвакуировали летчика.
Всего в ходе агрессии НАТО против Югославии, «стелсы» совершили 850 боевых вылетов.

Обломки сбитого F-117A «Night hawk» (сер. номер 82-0806) бережно хранятся в Музее авиации в Белграде, вместе с обломками самолета F-16. Эти потери официально признали США.
Также в экспозиции присутствует двигатель от штурмовика А-10 «Thunderbolt II», который был оторван выстрелом из ПЗРК, сам самолет совершил аварийную посадку в аэропорту Скопье (инцидент официально признан командованием НАТО). Местные жители нашли странную деталь и отдали военным.
Из других интерестностей – обломки ракеты «Томагавк» и легкий беспилотник RQ-1 «Предейтор» (сербы утверждают, что сбили, американцы – что приземлился сам из-за отказа двигателя).


Обломки сбитого F-16C


Обломки RQ-1 Predator в Музее авиации в Белграде

Собственно, все обломки что находится в музее – были официально признаны США, в том числе потеря двух боевых самолетов – «невидимки» F-117A и истребителя F-16. Другие заявленные Сербией многочисленные воздушные победы командование НАТО отрицает.
Что касается «неведимок», то сербы заявляют, что подбили как-минимум три F-117A, но два смогли дотянуть до авиабаз НАТО, где были по прилету списаны. Поэтому у них нет обломков. Утверждение вызывает некоторое сомнение – поврежденный F-117A не мог далеко улететь. Даже исправный "стосемнадцатый" летал весьма плохо – пилот не в силах управлять этим «летающим утюгом» без помощи электронных систем повышения устойчивости. На самолете даже отсутствует резервная механическая система управления – всеравно при отказе электроники человек не в силах справиться с F-117A. Поэтому любая неисправность для «стелса» фатальна, самолет не может летать на одном двигателе или с поврежденными плоскостями.

К слову, кроме сбитого F-117A, по официальным данным, за 30 лет эксплуатации было потеряно шесть «невидимок» над территорией США во время учебно-тренировочных полетов. Чаще всего «стелсы» бились из-за потери ориентации пилотов. Например, ночью 11 июня 1986 года, F-117A (хвостовой номер 792) врезался в гору, пилот погиб. Другой трагикомичный случай произошел 14 сентября 1997 года, когда во время авиашоу в Мерилэнде F-117A развалился в воздухе.

22 апреля 2008 года F-117A «Nighthawk» последний раз поднялся в воздух. Как показало время, сама идея узкоспециализированного самолета в конструкции которого «выделяется» какое-либо одно качество (в данном случае - малая ЭПР) в ущерб другим, оказалась малоперспективной. После исчезновения СССР, в новых условиях, на первое место стали выходить требования экономичности, простоты эксплуатации и многофункциональности авиационных комплексов. А по всем этим параметрам F-117A «Nighthawk» значительно проигрывал ударному самолету F-15E «Страйк Игл». Сейчас именно на базе F-15E создается малозаметный самолет F-15SE «Сайлент Игл».

Су-27 — высокоманевренный самолет для завоевания превосходства в воздухе. Построено около 600 машин всех модификаций.
F-16 «Fighting Falcon» — легкий многофункциональный истребитель. Построено 4500 машин.
F-117A «Nighthawk» — дозвуковой тактический ударный самолет, выполненный по технологии «стелс». Построено 59 строевых машин и 5 прототипов YF-117.

Вопрос: как самолет, построенный в столь ничтожном количестве, смог стать одним из самых ярких символов авиации конца ХХ века? «Стелс» звучит как приговор. 59 тактических бомбардировщиков превратились в жуткое пугало, самую страшную угрозу, затмившую все остальные военные средства стран НАТО.

Что это? Результат необычной внешности самолета вкупе с агрессивным пиаром? Или, действительно, революционные технические решения, примененные в Lockheed F-117, позволили создать самолет с уникальными боевыми качествами?

Технология «Stealth»

Так называется комплекс методов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм, радиопоглощающих материалов и покрытий, что значительно уменьшает дальность обнаружения и тем самым повышает выживаемость боевой машины.

Все новое – хорошо забытое старое. Еще 70 лет назад немцев очень огорчал британский скоростной бомбардировщик DeHavilland Mosquito. Высокая скорость была лишь половиной проблемы. Во время попыток перехвата вдруг оказалось, что цельнодеревянный «Москит» практически невидим на радарах – дерево прозрачно для радиоволн.

Подобным свойством еще в большей степени обладало немецкое «вундерваффе» Go.229, реактивный истребитель-бомбардировщик, созданный по программе 1000/1000/1000. Цельнодеревянное чудо без вертикальных килей, похожее на рыбу-ската, по логике было вообще невидимо для британских радаров тех лет. Облик Go.229 очень напоминает современный американский «стелс»-бомбардировщик В-2 «Спирит», что дает некоторые основания полагать, что американские конструкторы любезно воспользовались идеями их коллег из Третьего Рейха.

С другой стороны, братья Хортен, создавая свой Go.229, вряд ли придавали конструкции какой-то сакральный смысл, им лишь казалась перспективной схема «летающее крыло». По условиям военного заказа, Go.229 должен был доставить одну тонну бомб на дальность 1000 км на скорости 1000 км/ч. А малозаметность – было дело десятое. Кроме того, снижению радиолокационной заметности уделялось внимание при создании стратегического бомбардировщика Avro Vulkan (Великобритания, 1952 год) и сверхзвукового стратегического разведчика SR-71 «Black Bird» (США, 1964 год).

Первые исследования в этой области показали, что плоские формы с сужающимися сторонами имеют меньшую ЭПР («эффективная площадь рассеяния» — ключевой параметр заметности самолета) . С целью снижения радиолокационной заметности вертикальное оперение было наклонено относительно плоскости самолёта, чтобы не создавать с фюзеляжем прямой угол, который является идеальным отражателем. Для «Чёрного дрозда» были специально разработаны многослойные ферромагнитные покрытия, поглощающие излучение радаров.

Одним словом, к моменту начала работ над секретным проектом «Сеньор Тренд» — созданием малозаметного ударного самолета – у инженеров уже имелись хорошие наработки в области снижения ЭПР летательных аппаратов.

«Ночной Ястреб»

При разработке «невидимки» впервые в истории преследовалась цель снизить все без исключения демаскирующие факторы самолета:
— способность отражать радиолокационное облучение;
— самому излучать электромагнитные волны;
— издавать звук;
— оставлять дымный и инверсионный следы;
— быть незаметным в инфракрасном диапазоне.

Разумеется, на F-11A7 отсутствовала радиолокационная станция – в условиях соблюдении скрытности пользоваться таким прибором было невозможно. Во время полета в режиме «Стелс» все бортовые системы радиосвязи, ответчик «свой-чужой» и радиовысотомер должны быть отключены, а прицельно-навигационный комплекс должен работать в пассивном режиме . Единственное исключение — лазерная подсветка цели, она включается после сброса корректируемой авиабомбы.

Отсутствие современного БРЭО, в сочетании с проблемной аэродинамикой, а также продольной статической и путевой неустойчивостью означало большой риск при пилотировании «невидимки».

Чтобы сократить время проектирования и устранить многие технические проблемы, конструкторы использовали на F-117A ряд проверенных элементов уже существующих самолетов. Так, двигатели для «стелса» взяли от палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18, некоторые элементы системы управления — от F-16. Также в самолете использован ряд узлов от эпичного SR-71 и учебно-тренировочного самолета T-33.

Как результат – столь инновационная машина была сконструирована быстрее и дешевле, чем обычный ударный самолет. Фирма «Локхид» гордится этим фактом, намекая на использование передовых на то время САПР (систем автоматизированного проектирования). Хотя тут есть другое мнение – всего лишь благодаря секретности программа создания «невидимки» избежала стадии длительного и часто бессмысленного обсуждения в Конгрессе и других бастионах американской демократии.

Теперь стоит сделать несколько замечаний по поводу самой технологии «Стелс», реализованной именно на самолете «Nighthawk» (ведь не секрет что уменьшить радиолокационную заметность самолета можно разными способами; тот же ПАК ФА реализует совсем другие принципы – параллельность кромок и «приплюснутая» форма фюзеляжа). В случае с F-117A, это был апофеоз технологии «стелс» — все было подчинено исключительно малозаметности, невзирая на пилотажные качества машины. Спустя 30 лет после создания самолета стали известны многие интересные подробности.

В теории технология «стелс» работает следующим образом : многочисленные грани, реализованные в архитектуре самолета, рассеивают излучение радара в направлении, противоположном антенны радара. С какой стороны не пытаться уставить с самолетом радиолокационный контакт – это «кривое зеркало» отразит радиолучи в другую сторону. Кроме того, внешние поверхности F-117 наклонены под углом более 30° от вертикали, т.к. обычно облучение летательного аппарата наземными РЛС происходит под пологими углами.

Если F-117 облучать с разных ракурсов и потом взглянуть на картину отражения, то окажется, что наиболее сильную «засветку» дают острые кромки корпуса F-117 и места нарушения непрерывности обшивки . Конструкторы добились того, что их отражения сконцентрированы в нескольких узких секторах, а не распределены сравнительно равномерно, как в случае обычных самолетов. В результате при облучении радаром F-117 отраженное излучение трудно отличимо от фонового шума, а «опасные сектора» настолько узки, что РЛС не может извлечь из них достаточной информации.

Все контуры сочленения фонаря кабины и фюзеляжа, створки ниш шасси и отсека вооружения имеют пилообразные кромки, причем стороны зубцов ориентированы в направлении желаемого сектора. На остекление фонаря кабины пилота нанесено электропроводящее покрытие, предназначенное для предотвращения облучения внутрикабинного оборудования и снаряжения летчика — микрофона, шлема, очков ночного видения. Например, отражение от шлема пилота может быть намного больше, чем от всего самолета.

Воздухозаборники F-117 прикрыты специальными решетками с размерами ячеек, близкими к половине длины волны радаров, работающих в сантиметровом диапазоне. Удельное электрическое сопротивление решеток оптимизировано для поглощения радиоволн, причем оно увеличивается по глубине решетки, чтобы предотвратить скачок сопротивления (который увеличивает отражение) на границе с воздухом.

Все внешние поверхности и внутренние металлические элементы самолета выкрашены ферромагнитной краской. Ее черный цвет не только маскирует F-117 в ночном небе, но и способствует рассеиванию тепла. В итоге ЭПР «стелса» при облучении с фронтальных и хвостовых ракурсов снижена до 0,1-0,01 м 2 , что примерно в 100-200 раз меньше, чем у обычного самолета аналогичных размеров .

Если учесть, что наиболее массовые ЗРК стран Варшавского договора (С-75, С-125, С-200, «Круг», «Куб»), имевшиеся на вооружении в то время, могли обстреливать цели с ЭПР не менее 1 м 2 , то шансы «Найтхока» безнаказанным проникнуть во вражеское воздушное пространство выглядели весьма внушительными. Отсюда и первые производственные планы: выпустить в дополнение к 5 предсерийным еще 100 серийных самолетов.

Конструкторы «Локхид» предприняли ряд мер и для снижения теплового излучения своего детища. Площадь воздухозаборников сделали больше, чем требуется для нормальной работы двигателей, а избыточный холодный воздух направили на смешение с горячими выхлопными газами, чтобы снизить их температуру. Очень узкие сопла формируют практически плоскую форму выхлопной струи, что способствует ее быстрому охлаждению.

Wobblin’ Goblin

«Хромой карлик» и не как иначе. Именно так называют F-117A в шутку сами летчики. Оптимизация формы планера по критерию уменьшения заметности настолько ухудшила аэродинамику машины, что ни о каком «высшем пилотаже» или сверхзвуке не могло идти и речи.

Когда ведущему аэродинамику фирмы Дику Кэнтреллу впервые показали желаемую конфигурацию будущего F-117A, у того случился нервный срыв. Придя в себя и осознав, что он имеет дело с необычным самолетом, при создании которого первую скрипку играют не специалисты его профиля, а какие-то электрики, он поставил перед своими подчиненными единственно возможную задачу — сделать так, чтобы этот «рояль» был в состоянии хоть как-нибудь летать.

Угловатый фюзеляж, острые передние кромки поверхностей, профиль крыла, образованный отрезками прямых, — все это плохо подходит для дозвукового полета . Несмотря на достаточно высокую тяговооруженность, «Ночной ястреб» является ограниченно маневренной машиной, обладающей невысокой скоростью, сравнительно малой дальностью и плохими взлетно-посадочными характеристиками.

Его аэродинамическое качество при заходе на посадку составило всего около 4-х, что соответствует уровню космического корабля «Спейс Шаттл». С другой стороны, на высокой скорости F-117A способен уверенно маневрировать с шестикратной перегрузкой. Аэродинамик Дик Кентрелл все-таки добился своего.

26 октября 1983 года оперативной готовности достигло первое подразделения «невидимок» – тактическая группа 4450 (4450th TG) на авиабазе Тонопа. По воспоминаниям пилотов, это означало следующее – ударный самолет в темное время суток кое-как достигал заданного района, обнаруживал точечную цель и должен был «положить» в нее высокоточную бомбу с лазерным наведением. Какого-либо другого боевого применения для F-117A не предусматривалось.

В связи с ростом численности F-117А 5 октября 1989 г. группу переформировали в 37-е тактическое истребительное крыло (37th TFW), состоящее из двух боевых и одной учебной эскадрильи + резервные машины. В составе каждой эскадрильи согласно распорядку находилось 18 «Найтхоков», но лишь 5-6 из них могли приступить к выполнению боевого задания в любой момент времени, остальные пребывали на тяжелых формах техобслуживания.

Почти все это время вокруг «стелсов» не ослабевал строгий режим секретности . Хотя авабаза Тонопа была одной из наиболее охраняемых баз ВВС, там предпринимались дополнительные, поистине драконовские меры, чтобы скрыть правду о F-117A. При этом американские режимщики часто практиковали весьма остроумные решения. Так, чтобы отпугнуть праздных «любителей авиации» из числа персонала базы, на F-117A и сервисное оборудование наносили специальные трафареты типа «радиация», «осторожно! высокое напряжение» и другие «страшилки». На самолете с такой внешностью они вовсе не выглядели бесмысленными.

Лишь в 1988 году Пентагон решился опубликовать официальный пресс-релиз о «самолете-невидимке», предоставив общественности ретушированную фотографию F-117A. В апреле 1990 состоялась первая публичная демонстрация самолета . Конечно, вид F-117A поразил мировое авиационное сообщество. Он стал чуть ли не самым дерзким вызовом традиционным понятиям аэродинамики за всю историю полетов человека.

Американцы возложили на «сто семнадцатый» ответственную роль убедительного примера технологического превосходства США над остальным миром, и для доказательства этого утверждения денег не жалели. «Найтхок» получил постоянную прописку на обложках журналов, стал крутым героем Голливуда и звездой мировых авиашоу.

Боевое применение

Что касается первого реального боевого применения F-117A, оно произошло во время свержения режима генерала Норьеги в Панаме. До сих пор идет спор, попал или нет F-117A управляемой бомбой по территории панамской военной базы. Панамские гвардейцы, разбуженные близким взрывом, в одних кальсонах разбежались по джунглям. Естественно, никакого сопротивления «стелсу» не оказывалось и самолет без потерь вернулся назад.

Гораздо более серьезным было массовое применение «Стелсов» в войне в зоне Персидского залива зимой 1991 года . Война в заливе была крупнейшим военным столкновением со времен Второй мировой войны, в конфликт было вовлечено в различной степени 35 государств (Ирак и 34 страны антииракской коалиции – многонациональные силы, МНС). С обеих сторон в конфликте принимало участие более 1,5 млн. человек, имелось более 10,5 тыс. танков, 12,5 тыс. орудий и минометов, более 3 тыс. боевых самолетов и около 200 боевых кораблей.

На вооружении ПВО Ирака имелись следующие типы ЗРК :
С-75 «Двина» (SA-2 Guideline) 20-30 батарей (100-130 ПУ);
С-125 «Нева» (SA-3 Goa) — 140 пусковых установок;
«Квадрат» (SA-6 Gainful) – 25 батарей (100 пусковых установок);
«Оса» (SA-8 Gecko) – около 50 комплексов;
«Стрела-1» (SA-9 Gaskin) – около 400 комплексов;
«Стрела-10» (SA-13 Gopher) – около 200 комплексов;
«Roland-2» – 13 самоходных и 100 стационарных комплексов;
HAWK – несколько комплексов было захвачено в Кувейте, но не были использованы.

РЛС раннего оповещения позволяли обнаружить цели на высоте 150 метров в большинстве случаев за пределами воздушного пространства Ирака (и Кувейта), а цели на высотах более 6 км обнаруживаются далеко в глубине территории Саудовской Аравии (в среднем – 150-300 км).

Развитая сеть наблюдательных пунктов, соединённых постоянными линиями связи с центрами сбора информации, позволяла достаточно эффективно обнаруживать маловысотные цели, например, такие как крылатые ракеты.

Полночь с 16 на 17 января 1991 года стала звёздным часом F-117A , когда первая группа из 10 «Найтхоков» 415-й эскадрильи, каждый из которых нес по две 907-кг корректируемые бомбы GBU-27, взлетела, чтобы нанести первые удары в новой войне. В 3.00 по местному времени «невидимки», не обнаруженные системой ПВО, атаковали два командных пункта секторов ПВО, штаб ВВС в Багдаде, объединенный центр управления и слежения в Аль Таджи, резиденция правительства и 112-метровую Багдадскую радиовышку.

F-117А всегда работали автономно, без привлечения самолетов РЭБ, так как постановка помех могла привлечь внимание противника. Вообще операции «стелсов» планировались так, чтобы ближайший самолет союзников находился от них на удалении не менее 100 миль.
Серьезную угрозу для «стелсов» представляли зенитная артиллерия и ЗРК малой дальности с оптическими системами обнаружения и прицеливания, каких у Ирака было не мало (ПЗРК Стрела-2 (SA-7 Grail), «Стрела-3» (SA-14 Gremlin), «Игла-1» (SA-16 Gimlet), а также зенитных орудий (ЗУ-23-2, ЗСУ-23-4 «Шилка», С-60, ЗСУ-57-2). Летчикам запрещалось снижаться ниже 6300 м, чтобы избежать входа в зоны поражения этих средств.

В целом за войну F-117A выполнили 1271 вылет продолжительностью 7000 часов и сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27 общей массой около 2000 т . Малозаметные ударные самолеты поразили 40% приоритетных наземных целей, при этом, по версии Пентагона, ни один из 42 «стелсов» не был потерян. Это особенно странно, учитывая, что мы имеем дело с дозвуковой маломаневренной машиной без какой-либо конструктивной защиты.

В частности, командующий ВВС многонациональных сил в зоне Персидского залива генерал-лейтенант Ч.Горнер приводит в пример два рейда против сильно защищенных иракских ядерных установок в Аль-Тувайте, к югу от Багдада. Первый рейд был выполнен днем 18 января, в нем участвовали 32 самолета F-16C, вооруженных обычными неуправляемыми бомбами, в сопровождении 16 истребителей F-15C, четырех постановщиков помех EF-111, восьми противорадиолокационных F-4G и 15 топливозаправщиков КС-135.

Этой многочисленной авиационной группе не удалось выполнить поставленную задачу. Второй рейд был совершен ночью восемью F-117A в сопровождении двух топливозаправщиков. В этот раз американцы уничтожили три из четырех иракских ядерных реакторов. В дальнейшем F-117A эпизодически появлялись в воздушном пространстве Ирака, во время операции «Лиса пустыни» (1998 г.) и вторжения в Ирак (2003 г.).

Охота на «стелсы»

Я хорошо помню тот день, 27 марта 1999 года. Канал ОРТ, вечерняя программа «Время». Прямой репортаж из Югославии, люди танцуют на обломках американского самолета. Старушка вспоминает, что именно в этом месте когда-то разбился «Мессершмитт». Следующий кадр, что-то мямлит представитель НАТО, потом снова пошли кадры с обломками черного самолета…

Югославская ПВО совершила невозможное – в районе деревни Будановцы (пригород Белграда) был сбит «стелс». Самолет-невидимка был уничтожен ЗРК С-125 3-й батареи 250-й бригады ПВО, которой командовал венгр Золтан Дани. Также существует версия, что F-117A был сбит из пушки истребителем МиГ-29, установившим с ним прямой визуальный контакт.

По американской версии, «сто семнадцатый» изменил режим полета, в этот момент перед решетками воздухозаборников образовался скачок давления, демаскировавший самолет. Неуязвимый самолет был сбит на глазах у всего мира. Командир батареи Золтан Дани, наоборот, утверждает, что наводил ракету используя французский тепловизор.

Что касается пилота «стелса», то подполковник Дэйл Зелко сумел катапультироваться и всю ночь прятался на окраине Белграда, пока его радиомаяк не засек EC-130. Через несколько часов прилетели поисково-спасательные вертолеты HH-53 Pave Low и эвакуировали летчика. Всего в ходе агрессии НАТО против Югославии, «стелсы» совершили 850 боевых вылетов .

Обломки сбитого F-117A «Night hawk» (сер. номер 82-0806) бережно хранятся в Музее авиации в Белграде, вместе с обломками самолета F-16. Эти потери официально признали США. Что касается «неведимок», то сербы заявляют, что подбили как минимум три F-117A, но два смогли дотянуть до авиабаз НАТО, где были по прилету списаны. Поэтому у них нет обломков.

Утверждение вызывает некоторое сомнение – поврежденный F-117A не мог далеко улететь. Даже исправный «стосемнадцатый» летал весьма плохо – пилот не в силах управлять этим «летающим утюгом» без помощи электронных систем повышения устойчивости. На самолете даже отсутствует резервная механическая система управления – всё равно при отказе электроники человек не в силах справиться с F-117A. Поэтому любая неисправность для «стелса» фатальна, самолет не может летать на одном двигателе или с поврежденными плоскостями.

К слову, кроме сбитого F-117A, по официальным данным, за 30 лет эксплуатации было потеряно шесть «невидимок» над территорией США во время учебно-тренировочных полетов . Чаще всего «стелсы» бились из-за потери ориентации пилотов. Например, ночью 11 июня 1986 года, F-117A (хвостовой номер 792) врезался в гору, пилот погиб. Другой трагикомичный случай произошел 14 сентября 1997 года, когда во время авиашоу в Мерилэнде F-117A развалился в воздухе.

22 апреля 2008 года F-117A «Nighthawk» последний раз поднялся в воздух . Как показало время, сама идея узкоспециализированного самолета в конструкции которого «выделяется» какое-либо одно качество (в данном случае — малая ЭПР) в ущерб другим, оказалась малоперспективной.

После исчезновения СССР, в новых условиях, на первое место стали выходить требования экономичности, простоты эксплуатации и многофункциональности авиационных комплексов. А по всем этим параметрам F-117A «Nighthawk» значительно проигрывал ударному самолету F-15E «Страйк Игл». Сейчас именно на базе F-15E создается малозаметный самолет F-15SE «Сайлент Игл».

Технология «Стелс» на сегодняшний день остается на передовицах военной инженерии. Она перевернула фундамент мировой авиации, сделав самолеты главным тактическим оружием на поле боя. Впервые истребители-невидимки были представлены миру после нашумевшей операции «Буря в пустыне». Американские инженеры сотворили чудо, выпустив в широкое производство самолеты F-117. Разработкой новой технологии занималась компания «Локхид». Невидимки могли без труда влететь в любое хорошо охраняемое воздушное пространство и ликвидировать цель, оставаясь незамеченными для местных локаторов.

Технология «Стелс»

Значительного прогресса в разработках инженеры американской фирмы «Локхид» добились в конце 1970-х. Ранее похожие технологии использовались для маскировки подводных лодок и наземной бронетехники. Тем не менее для сокрытия в воздушном пространстве большого объекта позже был применен усовершенствованный подход.

"Стелс" - самолет, который незаметен для большинства радиолокаторов и техники, сканирующей в инфракрасном спектре. Обычные авиационные единицы, попадая в диапазон излучающих волн, улавливаются оборудованием. Этот эффект достигается благодаря отражению радиосингала от корпуса самолета. Чем больше площадь рассеивания, тем выше вероятность обнаружения объекта. Крупный бомбардировщик имеет показатель около 100, истребитель - до 12, а американский самолет «Стелс» - 0,3 кв.м.

Фундаментом технологии невидимки считаются две составляющие: максимальное поглощение излучения от локаторов поверхностью корпуса и отражение волн в направлении, не входящем в диапазон поиска РЛС. Решением этих задач стало специальное покрытие и угловая форма самолета.

Разработки подобного воздушного объекта велись с начала 1960-х, однако ограниченные технические и финансовые ресурсы долго время не позволяли добиться должных результатов. Ситуация кардинально поменялась через полтора десятка лет. В 1981 году в небо поднялся первый самолет-невидимка «Стелс». С этого момента производство F-117 получило широкие масштабы.

Плюсы и минусы технологии

Про самолет «Стелс» можно сказать только хорошее. Тем не менее многие военные специалисты долгое время выражали свое недовольство инновацией американской авиации. И действительно, если подробно разобраться, у технологии были свои весомые недостатки. Во-первых, это касается стоимости самолета. Строительство одной единицы составляло более полумиллиарда долларов. Крупные бомбардировки-невидимки и вовсе оценивались в $1,1 млрд.

Следующим нюансом стало резкое развитие радиолокационного оборудования. Уже к началу 1990-х практически все РЛС могли с той или иной степенью вероятности обнаружить самолеты технологии «Стелс». Из-за этого американским инженерам приходилось постоянно совершенствовать свои наработки.

Еще одним минусом технологии являлось заметное снижение летных характеристик невидимки, так как при конструировании упор делался на радиолокационную малозаметность. В результате "Стелс" (самолет) сильно проигрывал многим другим воздушным единицам и в скорости, и в маневренности, и даже в безопасности.

Что касается преимуществ, то помимо малозаметности стоит выделить эффективное противодействие ударной угрозе. Дело в том, что ни одна автоматизированная ракета не способна зафиксировать самолет с достаточной точностью.

На сегодняшний день американское правительство продолжает выделять миллиарды долларов на строительство новых представителей класса «Стелс».

Принцип работы самолета-невидимки

Для поглощения радиоизлучения используется ферромагнитное покрытие, которое нанесено на весь корпус объекта. Когда на данную поверхность попадают волны, под действием микроскопических магнитных частиц они перенаправляются с повышенной частотой в другую от РЛС сторону. Таким образом, энергия излучения истрачивается. Для улучшения свойств незаметности все оборудование и принадлежности в самолете сделаны из углеродного волокна. Также для перенаправления радиолучей было решено сконструировать корпус и крылья из плоскостей, без закруглений поверхности.

Самолет-невидимка «Стелс» имеет специальные турбореактивные двигатели. Отличием от традиционных является использование диффузора перед компрессором. Это позволяет отражать излучение внутрь двигателя, тем самым нейтрализуя его. Также самолет оборудован системой охлаждения. Она принудительно снижает инфракрасные шумы двигателей.

Для рассеивания изучения радара было изменено даже кресло пилота. Оно имеет гофрированную форму, как и все остальные вертикальные части самолета. Мало того, изменению подвергся и хвост воздушного судна. В результате доработок он приобрел V-образную горизонтальную форму.

Первый самолет-невидимка

В 1981 году передовой разработкой американской компании «Локхид» стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам.

К 1990 году на балансе ВВС США состояло 64 единицы F-117. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем. Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа.

«Ночной Ястреб» успешно использовался в боевых действиях в Панаме, Персидском заливе, Югославии, Ираке. Первые потери датированы мартом 1999 года. Это был стелс-самолет, сбитый ракетой комплекса С-125 неподалеку от сербского поселения Буджановцы.

На данный момент «Ночной Ястреб» снят с вооружения из-за нехватки средств в связи с разработкой истребителя F-22 (новый самолет «Стелс»).

Технические характеристики Lockheed F-117

Длина самолета составляет 20 м, в то время как размах крыла превышает отметку в 13 м. В экипаж входит один пилот. Масса F-117 варьируется в пределах от 13,4 до 23,8 тонн, в зависимости от загруженности и запаса топлива. Изначально планировалось уменьшить номинальный вес самолета до 10 т, однако в итоге установка охлаждения потребовала дополнительного места. В результате пришлось дорабатывать нижнюю часть корпуса.

В комплектацию входят 2 двигателя F404 с суммарной тягой в 9700 кгс. Что касается летных характеристик, то максимальная дальность полета составляет порядка 1720 км. При этом боевой радиус равен 860 км. «Ночной Ястреб» способен подниматься на высоту до 13,7 километра. Скорость движения составляет 993 км/ч, в автономном режиме - 905 км/ч.

Описание невидимки B-2 Spirit

Этот стелс-самолет был разработан американской фирмой «Northrop Gr.». На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик. Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов. Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия. Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов.

Экипаж бомбардировщика состоит из 2 человек. Номинальная масса невидимки равняется 72 т. Параллельно с этим самолет способен поднять в воздух до 100 тонн припасов и топлива. Все четыре двигателя двухконтурные турбореактивные. Максимальная тяга - 30500 кгс. Бомбардировщик развивает скорость до 1010 км/ч. Дальность полета превышает 11 тысяч км.

В стандартное вооружение входят бомбы класса Mk или CBU, ракеты AGM и ядерное оружие литеры B. На данный момент это самый большой в мире стелс-самолет.

Характеристики F-22 Raptor

Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире.

F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года.

Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса - около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.

Российский проект-невидимка «Беркут»

В 1997 году был выпущен первый экспериментальный палубный истребитель Су-47. Его конструктором стал Михаил Погосян. Работа над проектом осуществлялась на территории России.

Су-47 считается полностью стратегическим объектом, поэтому на нем не установлено никакого вооружения. Его целью является получение и анализ разведданных с хорошо защищенных точек противника. В дальнейшем планируется модернизация самолета до легкого бомбардировщика.

Экипаж - 1 пилот. Номинальная масса объекта - 26,5 т. Оба двигателя двухконтурные турбореактивные с форсажной камерой. Общая тяга обеспечивается в 17500 кгс. Это позволяет Су-47 достигать скорости в 2500 км/ч.

Азиатская невидимка Shenyang J-31

Этот китайский стелс-самолет получил широкое производство только в конце 2012 года. Представляет собой многоцелевой истребитель последнего поколения. Миру стал известен как «Кречет» после международной выставки в Чжухае.

Управляет истребителем 1 пилот. Стоит отметить, что J-31 считается одним из самых маленьких самолетов класса «Стелс». Его длина составляет всего 16,9 м, а размах крыльев - и вовсе 11,5 м. При этом масса объекта - 17,5 т. Максимальный скоростной порог - 2200 км/ч.