Сейбл остров который движется. Непостижимый блуждающий остров сейбл

Сейбл без ошибки можно назвать самым удивительным, самым таинственным и самым коварным островом из всех когда-либо нанесенных людьми на карту земного шара.

Пожалуй, самое удивительное то, что Сейбл все время движется. Это кочующий остров, беспрестанно меняющий свои размеры, конфигурацию и координаты. На картах XVI столетия, изданных во Франции, Англии и Италии, длина его варьируется от 150 до 200 миль, а уже в 1633 г. голландский географ Иоханн Ласт, описывая Сейбл в своем атласе, сообщает:

«...остров имеет в окружности около сорока миль, море здесь бурно и мелководно, гаваней нет, остров получил дурную славу, как место постоянных кораблекрушений».

Сейбл расположен в 110 милях к юго-востоку от Галифакса, близ материковой отмели, как раз в том районе, где теплый Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским течением. Это и привело к образованию гигантской отмели из песка, гальки и раковин, которая когда-то простиралась в виде серпа до мыса Код. Геологи считают, что Сейбл – не что иное, как выступившая из-под воды вершина этого серпа.

Вытянувшийся с востока на запад на 24 мили, Сейбл не превышает в ширину одной мили. Поверхность острова занята двумя почти параллельными песчаными грядами, которые тянутся вдоль острова и под воздействием ветра формируются в дюны и холмы, постоянно меняющие свое положение и форму. Местами поверхность острова покрыта травянистой растительностью. Наиболее высокая точка острова – холмы Риггинг-Хилз высотой 34 м. В четырех милях от западной оконечности острова расположено полусоленое озеро Уоллас с глубинами 1,5 – 4 м. Океанские волны проникают в него, перекатываясь через дюны.

Западная оконечность острова под непрерывным действием течений и волн Атлантики постепенно размывается и исчезает, а восточная – наоборот, намывается и увеличивается. С каждым годом у восточного края острова образуются новые песчаные отмели, и остров, таким образом, непрерывно перемещается на восток, постепенно удаляясь от берегов Нова-Скотии. Подсчитано, что за последние двести лет Сейбл «прошагал» по океану почти десять морских миль. Известна даже скорость его перемещения: 1/8 мили (около 230 м) в год.

В прошлом веке ученые предполагали, что раз остров удаляется от берега, перемещаясь в сторону большей глубины, то он должен через несколько лет совсем исчезнуть с поверхности океана. Но этого не случилось. Скорее наоборот: по сравнению с прошлым столетием Сейбл увеличился в своих размерах. Последние измерения показали, что сейчас он на две мили длиннее, чем 75 лет назад.

Сейбл стоит на океанской судоходной трассе через Северную Атлантику – самом оживленном и напряженном морском пути в мире и представляет собой большую опасность для кораблей. Поскольку высота Сейбла над уровнем океана не превышает 34 м, с моря он почти неприметен. Только в погожие дни с палубы судна можно различить на горизонте узкую песчаную полоску этого острова.

Канадские рыбаки утверждают, что прибрежные пески острова, словно хамелеоны, приспосабливают свой цвет к цвету океана. Как часто в этих водах сбитые с толку капитаны шли сквозь остров, ведя свои корабли на верную гибель!

Опасности поджидают мореплавателей, в основном, у восточного и западного мысов острова. От мыса Ист-Пойнт на 3,5 мили на северо-восток тянется осыхающая песчаная коса, над которой при штормах наблюдаются буруны. От мыса Уэст-Пойнт такая же осыхающая коса простирается на две мили на северо-запад, а на запад-северо-запад от нее на 19 миль простирается отмель Уэст-Бар. В районе северной кромки этой отмели в штормовую погоду наблюдается волнение, направленное против ветра. Границы и рельеф отмели Уэст-Бар постоянно изменяются.

Параллельно северному берегу острова, на расстоянии 4 кабельтовых от него, местами простираются песчаные гряды с малыми глубинами, над которыми во время шторма свирепствуют буруны.

Вокруг острова постоянно кипит белая пена бурунов, и только летом, в июле, когда неистовство океана стихает, к острову (только к его северной стороне) можно подойти на шлюпке.

Шторму на Сейбле обычно предшествует необычайно ослепительный восход солнца. Но бог весть откуда появившаяся дымка свинцовых облаков заволакивает солнце, небо темнеет почти до черноты, и вот уже в дюнах тонко засвистел ветер. Он крепчает, начинает завывать и срывать с верхушек дюн песок и гонит его через остров в океан... Из-за этого секущего песка на острове нет ни одного дерева и даже кустов. Лишь в долине между двумя грядами дюн растет чахлая трава и дикий горох.

Приливное течение у Сейбла идет на север со скоростью 1-1,5 узла, а отливное, направленное на юг, проходит через отмели восточной и западной оконечностей острова со скоростью до 2 узлов. Причем эти течения обманчивы: под влиянием ветра их скорость и направление изменяются.

Главная опасность, которая подстерегает у Сейбла моряков, – это зыбучие пески его отмели. Это своего рода «трясина океана», которую можно наблюдать лишь на Гудвинских Песках и близ Гаттераса. Пески коварного острова буквально поглощают попавшие в их объятия корабли.

Достоверно известно, что оказавшиеся на отмелях Сейбла пароходы водоизмещением в 5000 т, длиной 100 – 120 м полностью исчезали с глаз в течение двух-трех месяцев. Моряки окрестили этот остров «пожирателем кораблей».

Однажды в конце прошлого века свидетелем того, как в песках Сейбла на глазах исчезают корабли, оказался известный американский ученый, изобретатель телефона Александр Грэхем Белл. Его потрясла разыгравшаяся 4 июля 1898 г. близ Сейбла драма, когда в результате столкновения затонул французский пароход «Ла Бургонь». Ученый считал, что часть людей с парохода добралась до Сейбла, ожидает там помощи. Белл на свои личные деньги организовал спасательную экспедицию, прибыл на остров и тщательно его обследовал. К его огорчению, спасшихся после катастрофы там не оказалось. В ожидании парохода Белл прожил на острове несколько недель. Ученый оказался очевидцем погребения огромного американского четырехмачтового барка «Крофтон Холл». В июле 1898 г. Белл писал: «Барк сел на мель в апреле этого года. Великолепное судно казалось невредимым, если не считать, что его корпус в середине треснул. Сегодня пески поглотили жертву полностью».

История Сейбла – это сплошная летопись человеческих трагедий, это непрерывная цепь событий, связанных исключительно с кораблекрушениями и всякого рода преступлениями. По сохранившимся на спасательной станции острова документам смотритель маяка Джонсон наносил на карту места и даты гибели судов с 1800 г. Подсчитав число навечно увязнувших в песках острова судов вы получите, что каждые два года здесь терпело крушение в среднем три судна. А что было до 1800 г.? Исторические документы в виде многочисленных томов «Летописей кораблекрушений», различные морские хроники и другие источники позволяют нам судить, что еще до начала XIX в. Сейбл представлял собой гигантское кладбище Северной Атлантики и, пожалуй, не меньшее, чем «Пожиратель кораблей Сэр Гудвин».

Здесь, под многометровой толщей песка покоятся острогрудые челны отважных викингов, неуклюжие каракки и галеоны испанцев и португальцев, гулеты рыбаков Бретани, прочные сосновые корабли нантакетских китобоев, английские шмаки, куттеры из Гуля, тяжелые трехмачтовые корабли

Вест-Индской компании, изящные американские клиперы... Вся эта канувшая в Лету армада кораблей придавлена тяжелыми корпусами пароходов.

Движущийся и все время меняющий свою форму Сейбл со времен древних викингов был постоянен только в одном: в своей непримиримой вражде к проходившим мимо него кораблям.

Причина, почему суда оказались у берегов опасного острова, были разные: одни корабли наткнулись на него, заблудившись в тумане, других вынесло на его отмели течение, третьи не заметили его в пелене дождя и, наконец, большая часть кораблей нашла здесь свое последнее пристанище во время шторма.

О силе штормов близ Сейбла можно судить хотя бы по такому факту. В августе 1926 г. у острова в один день погибли две американские шхуны «Сильвиа Мошер» и «Сэди Никл». Первая опрокинулась на отмели, и ее экипаж погиб. Вторую волнением перебросило через косу острова с одного края на другой, где она также опрокинулась и была позже замыта песком. Вообще 1926 г. оказался несчастливым для моряков и весьма «урожайным» для «пожирателя кораблей». В годовое меню Сейбла, помимо двух шхун, попало два парохода: канадский «Лабрадор» и английский «Гарольд Каспер».

Первый оказался в цепких объятиях острова, заблудившись в тумане. Второй, следуя из Англии в Нью-Йорк с грузом угля, 11 февраля штормом был вынесен на отмели Сейбла и тоже завяз в песках.

После каждого шторма Сейбл до неузнаваемости меняет рельеф своей береговой линии. Лет сто назад длительные штормы промыли в северной стороне Сейбла протоку: внутри острова образовалась большая внутренняя гавань, которая в течение долгих лет служила убежищем для рыбаков. Но однажды очередной сильный шторм закрыл вход в бухту, и в ней, как в ловушке, остались навечно две американские шхуны. Со временем эта закрывшаяся бухта превратилась во внутреннее пресно-соленое озеро длиной 7 миль. Называется оно Уоллас. Сейчас оно служит для посадки гидросамолетов, которые доставляют на остров почту и продукты.

Иногда, после особенно сильных и длительных штормов, песчаные отмели и дюны острова, переместившись под действием океанских волн, открывают человеческому взору останки кораблей, исчезнувших столетия назад. Так, четверть века назад из зыбучих песков «воскрес» прочный корпус из индийского тика американского клипера, который пропал без вести сто лет назад. Прошло три месяца, и над корпусом воскресшего корабля выросли дюны высотой 30 м...

Сейбл – один из самых «добросовестных» и щедрых поставщиков уникальных экспонатов в несуществующий музей романтических реликвий прошлого. Нынешние обитатели острова после сильного ветра находят в дюнах ржавые якоря, мушкеты, сабли, абордажные крючья и множество старинных монет... В 1963 г. маячный смотритель обнаружил в песке человеческий скелет, бронзовую пряжку от сапога, дуло от мушкета, несколько пуль и дюжину золотых дублонов чеканки 1760 г. Позже нашли плотную пачку банкнот – английских фунтов стерлингов середины прошлого века – на сумму десять тысяч. Рядом валялся старинный сапог, из которого высыпались кости.
Золотые монеты здесь не редкость. Морские хроники прошлого указывают названия и дату гибели кораблей, на борту которых имелось золото в виде слитков и монет.

Подсчет показывает, что стоимость покоящихся в песках Сейбла ценностей составляет по современному курсу почти 2 млн. фунтов стерлингов. И это, если учитывать только суда, о которых сохранились сведения, что в момент гибели на борту был ценный груз.

Первыми поселенцами Сейбла были потерпевшие кораблекрушение: для них этот скудный кусок суши, став причиной несчастья, становился убежищем. Из обломков разбросанных по кладбищу судов несчастные устраивали себе жилище. К своему удивлению, первые робинзоны увидели в долине острова коров. Этих животных оставил там француз Лери в 1508 г., когда впервые посетил Сейбл. Животные расплодились и одичали. Потерпевшие бедствия моряки могли питаться и морскими котиками, для которых здешние песчаные отмели до сих пор являются излюбленным лежбищем. Полусоленое озеро острова изобиловало рыбой, и на его берегах гнездились морские птицы.

Трагедия попавших на Сейбл моряков усугублялась тем, что им неоткуда было ждать помощи: корабли избегали подходить к страшному острову, даже когда видели над ним дым сигнальных костров. На что они могли еще рассчитывать? На чужую трагедию? На то, что очередное обречённое судно принесет им в своих обломках предметы первой необходимости и, главное! – несколько фунтов поваренной соли? Да, наверное, и на это.

Иногда Сейбл оказывался вотчиной пиратов Северной Атлантики... Вероятно, «джентльмены удачи» зарывали здесь свои клады, жгли на дюнах острова ложные огни, чтобы заманить в ловушку корабли купцов. Сколько здесь было совершено преступлений и сколько Сейбл укрыл преступников – останется навсегда тайной. До сих пор многие суеверные жители Ньюфаундленда и Нова-Скотии считают Сейбл проклятым богом местом и обиталищем злых духов и призраков. Они так его и называют «The Ghost Island – остров призраков».

В конце XVI в. Сейбл неожиданно стал островом-каторгой. В 1598 г. на нем появилось 48 уголовных преступников. Их высадили с французского корабля маркиза Де Ла Роша, который намеревался основать на Ново-Скотии колонию. После сильного и длительного северо-западного шторма в океане корабль дал течь. Так и не добравшись до цели, Де Ла Рош повернул обратно к берегам Европы. Завидя остров, маркиз не придумал ничего другого, как высадить «лишний груз» на Сейбл. Чтобы каторжане не умерли с голоду, он оставил им 50 овец. О несчастных вспомнили лишь спустя семь лет. Видимо, угрызения совести побудили короля Франции подписать им помилование. Летом 1605 г. посланный на Сейбл корабль доставил в Шербур одиннадцать заросших, потерявших человеческий облик, одетых в овечьи шкуры людей. Остальные, не вы неся столь тяжких невзгод, погибли. Удивительно, но пятеро из вернувшихся на родину попросили короля разрешить им вернуться на Сейбл. Король не только согласился, но приказал снабдить их всем необходимым. Так образовалась небольшая французская колония. И когда в 1635 г. из Коннектикута в Англию возвращался один из кораблей и потерпел на Сейбле крушение, его экипаж был спасен и доставлен на американский материк этими французскими робинзонами.

Шли годы. До Европы все чаще стали доходить вести о слишком частых кораблекрушениях возле острова Сейбл. Мореплаватели требовали у своих правительств постройки на острове маяка и спасательной станции. Но ни Франция, владевшая в то время Сейблом и потерявшая здесь в 1746 г. два корабля экспедиции Анвиля, ни Англия – «владычица морей», ни Голландия, – никто не хотел возиться со столь крошечной территорией... и если бы не случай, – кто знает, сколько бы еще Сейбл оставался, как говорится, «впотьмах».

В начале 1800 г. у рыбаков Нова-Скотии английские власти обнаружили ценные вещи: золотые монеты и безделушки, географические карты с гербом герцога Йоркского, книги из его личной библиотеки и даже его мебель. Простодушные рыбаки называли эти вещи «штуками с Сейбла». Оказалось, что они меняли их на рыбу у поселенцев «острова Песков». Это насторожило англичан. К тому же из Нова-Скотии в Лондон не пришел корабль «Фрэнсис». Ведь на нем перевозились личные вещи герцога Йоркского!

Английское адмиралтейство предположило, что после гибели «Фрэнсиса» находившиеся на его борту люди добрались до Сейбла, но были убиты его робинзонами. И вот на остров снарядили карательную экспедицию. Однако выяснилось, что людей с погибшего корабля никто не убивал. Все они погибли, и островитяне ничем не смогли им помочь – на острове не было даже спасательной шлюпки.

Не прошло и года после гибели «Фрэнсиса», как в зыбучих песках погиб английский корабль «Принцесса Амелия». Из более чем двухсот человек команды, офицеров и солдат никто не спасся. Подошедший на помощь другой английский корабль также завяз в песках острова, и все, кто на нем находились, тоже погибли. Три потерянных на Сейбле корабля и решили дело: англичане наконец поставили маяк и создали спасательную станцию на опасном острове. Ее служителям вменялось в обязанность оказывать помощь потерпевшим кораблекрушение и спасать имущество от морских грабителей. А в самой Англии в это время были вывешены объявления, запрещавшие кому бы то ни было, кроме спасателей, под страхом смерти селиться на острове без правительственного разрешения.

То что в 1802 г. громко называлось «спасательная станция», представляло собой крепко сбитый сарай, метрах в ста-пятидесяти от берега. В нем на деревянных полозьях стоял обычный китобойный вельбот. Рядом находилась конюшня – нет, скакунов сюда специально не привозили! Лошади здесь жили задолго до этого. И их сейчас на острове около трехсот. Никто толком не знает, откуда они здесь появились. Согласно одной версии, это потомки кавалерийских лошадей, которые пришли на остров с одного французского корабля, погибшего на отмелях Сейбла в конце XVIII в. По другой версии, их привез на остров некий Томас Хэнкок – дядя знаменитого Джона Хэнкока – известного американского патриота времен войны за независимость.

Лошади Сейбла скорее напоминают крупных пони, нежели лошадей. Они очень дики, выносливы, живут табуном, питаясь осокой, диким горохом и какими-то цветами, которые растут только на Сейбле.

Ежедневно четыре спасателя объезжали остров вдоль полосы прибоя, следуя с его разных сторон навстречу друг другу. Они искали в тумане паруса, смотрели, не выбросил ли океан обломки корабля. Вот они заметили гибнувшее близ острова судно... Дозорные галопом мчатся к сараю и бьют тревогу. Дежурные гребцы впрягают в упряжку четырех пони, те волоком тащат вельбот к воде. Искусно преодолев первые три волны прибоя, гребцы устремляются туда, где терпит бедствие корабль. Тем временем остальные спасатели, включая смотрителя маяка, уже скачут к месту происшествия по суше.

Потом с гибнущего корабля перебрасывают на остров канат: только так можно было вырвать из пасти Сейбла попавших в беду людей.

До сих пор в английских лоциях, описывающих район Нова-Скотии, сохраняется немаловажное примечание: «Если судно окажется на мели близ острова Сейбл, команде следует оставаться на борту до тех пор, пока спасательная станция не окажет помощь. Практика показывает, что все попытки спастись на шлюпках судна неизменно оканчивались человеческими жертвами».

В летописи кораблекрушений зарегистрировано всего восемь судов, которым удалось выбраться из цепких объятий Сейбла и избежать гибели.

В 1852 г. на острове построили новое, более крупное здание спасательной станции, а деревянный вельбот заменили новым – железным. В 1893 г. соорудили новое здание, но сильный шторм за одну ночь разрушил его до основания – пришлось строить заново и надежнее.

Хуже дело обстояло на Сейбле с маяками. С 1802 г. деревянное строение единственной маячной башни стояло в средней части острова. В 1873 г., когда, несмотря на многочисленные ремонты и укрепления, башня маяка окончательно обветшала, маяк заменили двумя новыми с железной ажурной конструкцией. Восточный маяк благополучно прослужил около ста лет, а вот западный пришлось заменять шесть раз: ненасытный Сейбл «проглотил» шесть своих маяков. Люди знали, что остров упорно ползет на восток, оставляя свой западный «хвост», где стоял маяк, под водой, но просто не успевали переносить его на другое место. Так и пришлось с континента шесть раз доставлять новые конструкции маячных башен.

По-прежнему мимо острова каждый день проходят сотни торговых судов над флагами стран всей планеты. Капитаны, прокладывая на картах курс, стараются разминуться с островом на значительном расстоянии. И хотя в наши дни Сейбл уже не представляет такой опасности, как раньше, моряки к нему не любят приближаться. А вдруг?

Два маяка, стоящие на каждом крае острова, посылают в ночь предупредительные лучи. Их свет при ясной погоде виден за 16 морских миль. Круглые сутки в эфире слышатся четкие предупредительные сигналы радиомаяка. Именно благодаря нему кораблекрушения у берегов острова фактически прекратились. Последнюю жертву – большой американский пароход «Манхассент» – остров проглотил в 1947 г.

На Сейбле построена электростанция, работающая от дизель-генератора. Несколько лет назад здесь построили большой склад, кузницу, столярную мастерскую, общежитие для потерпевших кораблекрушение (на случай, если оно случится) и ангар, где стоят на рельсах, в любую минуту готовые к спуску на воду, металлические вельботы. Этим судам не страшны никакие волны, они непотопляемы и настолько остойчивы, что практически не могут опрокинуться. Но если это и случится, то залитое водой судно устроено таким образом, что оно снова встает на ровный киль.

Из старых строений на Сейбле сохранилось лишь здание старой спасательной станции, своего рода достопримечательность острова. Станция сооружена из выброшенных океаном на остров корабельных мачт, стеньг и реев. К стенам этого здания прибиты «именные доски» с названиями судов. Эти доски тоже прибило к острову. Это – как бы оставшиеся паспорта былых жертв «пожирателя кораблей».

До сих пор на Сейбле живет стадо из трехсот диких пони. На тех, что приручены, смотрители каждый день объезжают побережье острова. Они смотрят, не прибило ли к отмелям яхту или рыбацкое судно, не валяется ли на песке бутылка или пластмассовый конверт с запиской, – для изучения морских течений. Объездчики острова часто встречают в песке любопытнейшие находки. У каждой семьи, живущей на Сейбле, таким образом, создалась неплохая коллекция морских реликвий. По-прежнему в песке находят старинные золотые монеты.

Хотя департамент транспорта Канады, в чье ведение входит Сейбл, постарался создать максимум бытовых удобств для его жителей, работа у них нелегкая и опасная. Метеорологические условия здесь настолько суровы, что у людей часто наступает нервное перенапряжение. Длительные штормы ураганной силы нередко не дают жителям острова выйти из укрытия строений неделями. Но не это они считают самым трудным в своем пребывании на острове. Вопрос упирается в другое, скорее психологическое, а не физическое, напряжение. И действительно, жить на отдаленном, вечно окутанном туманом и терзаемом штормом острове нелегко. Но еще труднее все время сознавать, что ты живешь не на обычном острове, а на острове-кладбище. То и дело попадающиеся в песке человеческие черепа и кости заставляют жителей острова вспоминать, что под ногами у них покоятся останки десятков тысяч жертв кораблекрушений. Кому это приятно?

В наше время великий «пожиратель кораблей» практически обезврежен. С 1947 г. по сей день не отмечено ни одного случая гибели в его зыбучих песках крупного судна. Но по-прежнему зорко вглядываются в туман моряки, проходя мимо опасного острова. Ни на минуту не смолкает грозное предупреждение радиомаяка: «Вы проходите близ острова Сейбл – кладбища Северной Атлантики».

Остров Сейбл. На протяжении многих веков, только название этого острова вселяло в сердца мореплавателей неподдельный ужас. Это действительно очень загадочный остров. Конечно это не Бермудский треугольник, но остров Сейбл является одной из наиболее известных аномальных зон нашей планеты.

Остров невезения, кладбище тысячи погибших кораблей.

Остров Сейбл снискал себе такую дурную славу, что его стали называть «пожирателем кораблей», «кладбищем кораблей», «смертоносной саблей» или просто «островом кораблекрушений». Этот остров расположен в 110 милях к юго-востоку от Галифакса. Материковая отмель, где холодное Лабрадорское течение встречается с теплым течением Гольфстрима. Словно гигантская щупальца Сейбл протянулся с запада на восток на 24 мили. Это мрачное, загадочное и таинственное место бывалые моряки прозвали гробницей Атлантики.

Загадочный остров давно интересует ученых. Установлено, что берега западной оконечности острова методично размываются, благодаря сильному морскому течению. Не прекращающиеся ни на минуту, гонимые ветром волны, монотонными мощными ударами, методично размывают западную оконечность острова. Самое удивительное в том, что вопреки законам физики и логике вещей, западная оконечность острова постоянно обрастает новыми песчаными наносами. Эти песчаные наносы постоянно растут, словно живая ткань. А им просто неоткуда взяться! Однако они растут!

Для ученых остается загадкой то факт, что в результате подобных процессов, длина этого острова практически не меняется на протяжении многих сотен лет! Остров Сейбл , как страшный песчаный слизняк, медленно, но верно, движется, причем постоянно, в восточном направлении. В течение последних двухсот лет, как выяснили исследователи, остров невезения «прополз», тихо и незаметно, по бурным просторам океана более 10 морских миль. Остров двигается со средней скоростью примерно 200 метров в год! Для ученых это загадка.

Загадка блуждающего острова.

Известно, что любой остров является вершиной подводной горы, а гора находится на тектонической плите. Тектонические плиты, как куски мозайки покрывают всю нашу планету. Не исключение и остров Сейбл. Значит, этот остров должен «дрейфовать» с такой же скоростью, с какой двигается тектоническая плита, на которой он стоит. Но, скорость ее движения — несколько миллиметров в год (иногда больше). Удивителен еще тот факт, что высота острова над уровнем моря ничуть не меняется и является очень незначительной. Сейбл абсолютно незаметен для мимо идущих кораблей, особенно при волнах. Абсолютно загадочное и непонятное природное явление. Этот клочок суши, с его минимальной высотой, быстрым перемещением, постоянными туманами, как будь-то созданный на погибель мореплавателям, снискал себе довольно мрачную славу, распространившуюся по всем океанам, морям и портам мира. Это совсем не полный набор всех «прелестей». Понятно, почему моряки замолкают даже при упоминании этого острова.

На протяжении столетий мореходы стараются обходить далеко стороной этот блуждающий остров. Но сделать это удается не всем. Практически весь год здесь здесь стоит жуткая непогода, и только по чье-то неведомой команде, в июле, море внезапно становится ласковым, делая доступной высадку на остров со шлюпок. Несмотря на тихую погоду, высадку можно сделать только на северной стороне острова. Желающих побывать на этом острове всегда было немного. Коварная неприятность для проходящих мимо судов — острые рифы и мели окружающие остров, имеющие уникальное свойство — они принимают цвет морской воды, и остаются абсолютно незаметными, для неживой природы совершенно не свойственная способность мимикрии. Можно только догадываться, сколько кораблей нашли свой бесславный конец вблизи этого острова. Остров Сейбл хранит много сокровенных тайн.

Перед начало Второй мировой войны по миру разнеслась сенсация. Той весной, в районе острова Сейбл, бушевали шторма необычной силы. Гигантские водовороты, подобно огромным насосам или землеройкам, сняли с загадочного острова сотни тонн песка. На острове образовалась огромной глубины яма. Все походило на то, что само море решило приоткрыть завесу тайны, которая окутывает этот остров невезения. Экспедиция, высадившаяся на Сейбл, обнаружила останки восьми судов. А главное то, что под обломками шхуны «Святая Луиза» был обнаружен остов римской античной галеры! И это в какой-то сотне миль от побережья Канады?! Пока ученые спорили, как же это могло произойти, разразился жуткий шторм, который бушевал несколько дней. После то как шторм утих, приоткрывшаяся гробница кораблей, была занесена тоннами грязного сырого песка, намытого волнами.

В конце 70-х годов 20 века, после прошедшего очередного шторма, из песка был виден нос американского корабля, который бесследно исчез еще в 19 веке, вместе с грузом и со всей командой. Остов корабля, на протяжении нескольких дней, был отчетливо виден с проходящих мимо судов. Как повелось, после очередного сильнейшего шторма, песок вновь похоронил в своей толще это судно.

Остров Сейбл неоднократно посещали научные экспедиции. Не так все просто. «Гробница Атлантики» умеет хранить свои тайны. Попытки начать раскопки на острове оканчивались неудачей. Вырытые на острове ямы немедленно заполняла морская вода. Откуда вода в центре острова — загадка!

В конце 20 века, исследователями аномальных явлений, была выдвинута довольно оригинальная и смелая гипотеза. Согласно этой гипотезе — остров Сейбл — не что иное, как инопланетный живой организм, который функционирует по непонятным и неизвестным земной науке законам. Основой жизнедеятельности этого организма является кремний, а не как у нас углерод. А кремний — это песок! Главной опасностью, подстерегающей проходящие суда, являются зыбучие пески отмелей, так называемая «трясина океана». Зыбуны острова в буквально смысле поглощают попавшие в них корабли. Известно достоверно, что суда 100 — 120 метров длиной, и водоизмещением в 5 тысяч тонн, в течение 2-3 месяцев полностью исчезали с глаз.

Блуждающий остров Сейбл , несомненно является загадкой. Возможно когда-нибудь мы узнаем все его тайны.

Недавно появились сообщения о том, что в Атлантическом океане был обнаружен целый остров, который был образован благодаря тому, что весь океанский мусор, подхватывается крупными течениями и сбивается в одном месте. Но если этот мусорный остров - дело рук человеческих, то другая находка, обнаруженная в другом, самом большом океане планете - Тихом. Этот остров представляет собой участок застывшей вулканической пемзы, площадь которой составляет 26 тысяч километров (квадратных). Это можно сопоставит с размерами Бельгии.

Это образование в Тихом океане было обнаружено при облете местности при помощи самолета ВВС Новой Зеландии. Этот остров был обнаружен на расстоянии в 157 километров от острова Раул. Как считают ученые, образование этого острова связано с деятельностью подводного вулкана, который не имеет прямой связи с Тонгариро, который недавно начал проявлять свою активность на островах Новой Зеландии. Он только стал причиной выброса в атмосферу большого количества пыли на огромную высоту. Кроме того, вулканологи пришли к выводу, что этот остров, выявленный на прошлой неделе, не будет мешать судоходству.

CBCNews сообщают о том, что исследовательская группа, которая состоит из геологов правительственной компании GNS Science настоящий момент производят анализ того, какое происхождение имеет данный остров. Для этого были взяты анализы пемзы с поверхности острова и с его подводных частей. Важно понять, каким образом всё же произошло образование этого острова. Российский институт геодинамики и вулканологии РАЕН в лице его представителя Генриха Штейнберга высказывают собственное мнение относительно происхождения острова и его дальнейшей судьбы. Как они предполагают, данный остров просуществует совсем недолго, из-за того, что пемза является от природы не очень прочным материалом. Но это явление по своим масштабам самое крупное из того, что происходило в последние 20 лет. Но для подводных извержений образование таких пемзовых островков, это, на самом деле, достаточно обыденная вещь. Именно такое мнение высказал сам Штейнберг. Именно по количеству выброшенного продукта вулканологам удается определить и интенсивность произошедшего землетрясения. Вулканическая пемза всплывает кусками только в той местности, где происходило извержение при условии небольшой глубины произошедшего стихийного бедствия.

Так, как уже известно, что размеры острова составляют несколько тысяч квадратных метров и легко заметны с борта самолета, это может говорить только об одном - извержение вулкана под водой происходило очень интенсивно или длительно. Этот вулкан, судя по всему, осуществлял свою активную деятельность в районе тихоокеанского хребта. Это извержение, которого нельзя было увидеть на поверхности, нанесло большой ущерб подводному миру и вызвало появление этого недолговечного острова.

Декабрь 18, 2013

Остров Сейбл, принадлежащий Канаде, является одним из самых таинственных, загадочных и странных мест на карте Земли. Находится он рядом с Галифаксом, канадским портом, на севере Атлантического океана. Как раз в этой точке происходит встреча теплого течения Гольфстрим с холодным Лабрадорским течением.

Перевод названия острова с разных языков будет звучать, как « песок», «черный, траурный цвет». А жители Канады называют его не иначе, как «щупальца осьминога». Странно…

Размеры и форма острова Сейбл также особенны. Он напоминает полумесяц, который имеет длину немногим более 40 км. Наибольшая ширина его – примерно 1,5 км.

Загадки кочующего острова Сейбл

Проклятый остров, убийца кораблей, пожиратель суден, коварное место – таких эпитетов удостоен этот небольшой остров. В чем же дело? Оказывается, эта узкая полоска суши постоянно перемещается с невероятной скоростью – почти 200 метров в год! Сам остров часто покрыт густыми туманами. Невысокий и плоский, спрятавшийся во мгле он, будто бы, ждет добычу, скрываясь за водами холодного океана. Во время сильного шторма и высоких волн заметить остров-призрак совсем невозможно.

На острове Сейбл песок может менять свой цвет, подстраиваясь под цвет вод океана. Это – еще одна невероятная особенность странного острова. Очертания острова постоянно изменяются, ведь сильное течение размывает песок с одной стороны и намывает его с другой. Этим и обусловлена высокая скорость движения острова в восточном направлении. Геологи в недоумении. Такое движение – нонсенс… Ведь Сейбл находится на мощной тектонической плите, которая дрейфует всего лишь на миллиметры в год! Получается, что этот остров двигается быстрее, чем дно океана! Неясно до сих пор, почему это происходит.

«Кладбище Атлантики» — второе название зловещего острова Сейбл. Рядом с островом произошло более 300 крушений кораблей. Если корабль выбрасывало на этот клочок суши, его ждала страшная участь. Зыбучие пески кочующего острова за пару месяцев проглатывали корабль. Пейзаж острова довольно мрачен. Иногда Сейбл, словно желая навести ужас на окружающий мир, возвращает на поверхность остатки кораблей. Они откуда-то снова появляются на поверхности острова.

Есть ли жизнь на зловещем острове Сейбл?

На острове растет лишь трава и редкие невысокие растения. Все деревья, высаженные здесь, погибли. Здесь живут дикие лошади, похожие на пони, которых насчитывается около трехсот и большая колония редких тюленей – тевяков. Дикие животные приспособились к тому, что вокруг – лишь зыбучие пески и океан. В начале 1960 года государство взяло обитателей острова под свою защиту. И сейчас это удивительное творение природы является национальным достоянием и заповедной зоной. Поэтому посетить кочующий остров Сейбл можно только после получения специального разрешения.

Жизнь на коварном острове, конечно, нелегка и опасна. Постоянно здесь находится всего лишь не более 30 человек. Это – сотрудники метеорологической станции. Они стараются предотвратить новые кораблекрушения в этих зловещих водах. Власти Канады предприняли меры, повышающие безопасность судоходства. Были построены несколько маяков. После обеспечения более-менее нормальной видимости рядом с берегами Сейбла страшные катастрофы у острова прекратились.

Остров Сейбл, это странное и загадочное творение природы, неуклонно продолжает свое движение. С какой целью, куда и под влиянием каких факторов, кроме известных ученым течений движется этот остров, больше похожий на непонятное таинственное существо, пока ответить не может никто. Исследователи продолжают изучать этот феномен, но до разгадки тайн кочующего острова еще далеко…

Кочующий остров Сейбл фото

Мореплаватели старались обойти «остров-призрак» десятой стороной, лишь бы только добраться до пункта назначения живыми. По разным данным, от 350 до 500 кораблей нашли свое последнее пристанище возле острова Сейбл.

Атлантическое «кладбище тысячи погибших кораблей»

Мрачная слава Сейбла свидетельствует о невероятном количестве произошедших тут кораблекрушений. Столетиями мореплаватели из уст в уста передавали страшные легенды, связанные с этим местом, называя остров «призраком», «смертоносной саблей» и «гробницей Атлантики».

Кому принадлежит открытие злополучного Сейбла, остается загадкой. Приписывают это себе и норвежцы, и французы, и англичане. Возможно, остров был открыт португальцами в 16 веке. Есть также версия, что Сейбл открыл французский путешественник Жан де Лери, который и дал имя острову. Но правдивее всего, истинные первооткрыватели почили на морском дне много веков назад, а их имена, так и останутся белым пятном в истории навсегда.

На заметку! Остров является заповедником и принадлежит Канаде.

До появления более точных приборов навигации и картографических схем спутников, в районе острова Сейбл было подобно чуду.

Пять столетий одно только название «Sable» (от английского «ужас») наводило страх. На самом же деле «Сейбл» имеет и другую, более научную трактовку. В переводе с французского языка «Sable» означает «песок». Действительно, остров – это сплошной песок. Но у него есть фантастическая особенность – он мигрирует по всей Атлантике!

«Живой остров»: могила для сотен судов

Ученые выяснили: поблизости острова встречаются два течения – теплый Гольфстрим и холодное Лабрадорское течение. Именно их «конфликт» заставляет воду «кипеть», создавая головокружительные водовороты.

Остров находится в Атлантическом океане, в 180 км от Новой Шотландии. В форме сабли, он небольших размеров – всего 38,5 на 1,5 км. Причем, если ширина – изменчива, то длина острова не меняется никогда!

Из-за того, что остров находится в постоянном движении, опасность сесть на мель здесь - одна из самых высоких в мире. Кроме того, многие недели на острове могут стоять беспросветные туманы, чередуясь со взрывными штормами. И только один месяц в году, в июле, Сейбл успокаивается.

Песчаные дюны, скудная растительность и сильные ветра – климат на Сейбле суров. Остров постоянно «подстраивается» под цвет морских волн и меняет свой рельеф. А зыбучие пески буквально за считанные месяцы затягивают в себя огромные суда.

«Аномальная зона» - так называют это место ученые. «Братом» Бермудского треугольника, из-за множества кораблекрушений, произошедших в постоянно меняющейся акватории острова, интересуются не только ученые-геологи, но и уфологи. Выдвигались даже версии о его инопланетном происхождении.

На острове есть только метеорологическая станция, поэтому обслуживающие ее 15 человек – и есть все жители острова. Это правительство Канады в 20 веке решило хоть как-то обезопасить курсирующие мимо острова корабли, основав здесь метеостанцию и построив .

Это интересно! Последнее кораблекрушение случилось в районе Сейбла в 1947 году, когда пароход «Manhasset» столкнулся с островом. Команда в полном составе была спасена.

Поскольку с людьми на острове постоянно что-то случалось, было решено перевести маяк в автономный режим и снять вахтенный метод его обслуживания. Поэтому здесь находится буквально десяток человек с чрезвычайно стойкой психикой, надо предположить. Ведь не раз сотрудники станции поведывали о видениях и призраках.

Основные «аборигены» Сейбла – это дикие лошади, которых здесь насчитывают около 300 особей. Кроме того, Сейбл – настоящая археологическая находка. Здесь постоянно отыскивают реликвии прошлого. Так, по подсчетам, общая стоимость ценностей из затонувших здесь кораблей, составляет около двух миллионов фунтов стерлингов!

Посетить остров сложно, но возможно. Если, конечно, рискнете. Решение принимает департамент транспорта Канады. На корабле лучше подплыть к острову в июле-августе. Вертолетом добираться стоит в октябре. В остальные месяцы – сидите дома, не стоит пополнять «арсенал» жертв Сейбла.

Необъяснимо, но факт

Остров движется со скоростью двести метров в год! Выяснить его точное топографическое нахождение подвластно лишь спутникам. За последнее столетие наблюдений, остров «переехал» на 20 км на восток.

Кочующий остров многие годы был источников тайн и легенд. Многие из которых, до сих пор не имеют научного объяснения. К примеру, с точки зрения науки, любой остров – это своеобразная вершина подводной горы. Гора – часть тектонической плиты. Таких плит на Земле много, и они в состоянии двигаться не быстрее нескольких миллиметров в год. Как остров может кочевать на расстояние до 230 м ежегодно? Ученые предполагаю: остров не связан ни с горой, ни с дном океана. Почему и как такое возможно? Ответа – нет. Ясно одно: Сейбл прекрасно хранит свои тайны.