«Разве что — коллективное помешательство. «Разве что — коллективное помешательство Падения ту 154 в черном море

Ту-154 Минобороны России направлялся с подмосковного аэродрома Чкаловский в Сирию. По пути лайнер приземлился в Адлере для дозаправки, а вскоре после взлета упал в море. Когда борт пропал с экранов радаров, в Москве была половина шестого утра.

Последний полет разбившегося Ту-154 продолжался всего около двух минут. Он не успел даже набрать высоту. Ночью военный борт вылетел из подмосковного Чкаловского. В аэропорту Сочи была промежуточная остановка – для дозаправки. Около половины шестого утра он поднялся в воздух, чтобы взять курс на Сирию.

«В 5:25 при выполнении планового перелета с аэродрома Адлер после взлета в 5:27 пропала отметка с радаров самолета Ту-154 Минобороны. По уточненной информации, на борту находилось 8 членов экипажа и 84 пассажира», - сообщил Игорь Конашенков.

Первое время источники сообщали, что самолет разбился в горах, однако вскоре стало известно, что он упал в море. А затем первые результаты дала поисковая операция. В воде спасатели обнаружили обломки лайнера и вещи пассажиров. А после и сам самолет – в полутора километрах от берега на глубине около 70 метров. Военные и спасатели почти сразу признали: никто из находившихся на борту не выжил. При таком крушении у людей практически не было шансов. Сейчас район катастрофы тщательно прочесывают корабли и вертолеты. В поисках задействованы более трех тысяч человек. К этому моменту уже найдены тела десяти погибших.

«Сформирован район поиска площадью 10,5 квадратных километров. Район разбит на сектора и распределен между задействованными силами. Поиск организован в круглосуточном режиме. Для подсвечивания береговой линии в темное время направлены прожекторные установки и спецтехника. В поисках задействовано 27 кораблей и судов. 37 водолазов, 4 вертолета, беспилотные летательные аппараты и телеуправляемые глубоководные аппараты», - сообщил начальник Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Игорь Конашенков.

На видеокадрах, судя по всему, тот самый разбившийся в Черном море самолет, с бортовым номером 85572. Выпущен в 1983 году. Общий налет - семь тысяч часов. Последний ремонт прошел в 2014-м. В сентябре этого года – плановое техническое обслуживание. За штурвалом был опытный пилот Роман Волков, военный летчик первого класса.

«Для расследования авиакатастрофы создана оперативно следственная группа. Так же к месту крушения самолета по поручению председателя выдвинулась группа следователей и криминалистов центрального аппарата СК России», - сообщила и.о. руководителя Управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ Светлана Петренко.

Известно, что погода в Сочи утром была хорошей, и едва ли катастрофа могла произойти из-за неблагоприятных метеоусловий. В качестве возможных причин называют ошибку пилотирования и критическую неисправность на борту. Причем последняя версия сейчас считается основной.

У берегов Сочи в Черном море 25 декабря потерпел крушение российский Ту-154 - самолет Минобороны РФ, летевший в Сирию с 92 людьми на борту. Пассажирами были военные, артисты Академического ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые должны были дать концерт российским военным в Алеппо. Также на борту разбившегося Ту-154 были журналисты российских каналов Первый канал, НТВ, Звезда и активистка Елизавета Глинка ("Доктор Лиза"). Погибли все.

Главное о катастрофе

  • Самолет Ту-154 вылетел в Латакию из Сочи (где он прошел дозаправку) 25 декабря в 4:20 (по Киеву). Пропал с радаров спустя две минуты после взлета.
  • На борту было 8 членов экипажа, 8 военнослужащих РФ, 64 артиста, 9 представителей СМИ (съемочные группы Первого канала, Звезды и НТВ), двое госслужащих и известный активист, врач Елизавета Глинка, широко известная как Доктор Лиза.
  • Фрагменты самолета обнаружены в 1,5 км от берега в Сочи на глубине 50–70 м. Личные вещи пассажиров - в море на расстоянии 12–14 км от берега.
  • Первое тело погибшего нашли в 6 км от берега.
  • 26 декабря в России объявлено днем общенационального траура.
  • Подняты все три черных ящика - основная версия - ошибка пилотирования. Также среди версий - техническая неисправность и попадание в самолет стаи птиц, версия теракта отметается властями.
  • На поверхность подняты полторы тысячи обломков лайнера и 15 тел погибших, а также больше сотни фрагментов тел.

Крушение Ту-154: хроника событий

Появилась расшифровка первого самописца! Разговор в кабине пилотов:

Скорость 300... (Неразборчиво.)

- (Неразборчиво.)

Забрал стойки, командир.

- (Неразборчиво.)

Ух, ё-мое!

(Звучит резкий сигнал.)

Закрылки, сука, чё за х**ня!

Высотометр!

Нам... (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

- (Неразборчиво.)

Командир, мы падаем!

Появилась схема падения лайнера:

Как поднимают обломки Ту-154: подводное видео

Силовики РФ пока не будут летать на Ту-154 - полеты приостановлены до выяснения причин крушения над Сочи.

Расшифровка черного ящика Ту-154 показала, что нештатная ситуация на борту могла произойти из-за не убравшихся закрылков. Ящик зафиксировал отказ системы закрылков. Пилоты пытались исправить возникший пикирующий момент, очень сильно задрав нос самолета, но лишь усугубили ситуацию до критической.

Минобороны РФ опровергло информацию, что на пассажирах Ту-154 были надеты спасательные жилеты.

В сети обсуждают скандальные фото, на которых видно, что фрагменты тел погибших в катастрофе в Сочи складывают прямо на землю. Кадры распространило издание Life.Ru.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Фото содержат сцены смерти и не рекомендуется к просмотру лицам до 16 лет, беременным и людям со слабой психикой


19:00 Большой разлет обломков разбившегося Ту-154 объясняется гидроударом, сообщил "Интерфаксу" источник в экстренных службах.

В свою очередь источник в силовых структурах сообщил агентству, что теракт среди основных версий катастрофы не рассматривается и такая версия практически исключена.

18:00 По данным Минобороны России, никто из находившихся на борту самолета Ту-154 не выжил.

16:40 Немного об истории ансамбля.

В марте министр обороны Эстонии Ханнес Хансо отказался выдать разрешение на въезд в страну ансамблю песни и пляски российской армии имени Александрова, поскольку военное сотрудничество между Россией и Эстонией приостановлено.

В 2014 году ансамбль исполнял песню "Вежливые люди", посвященную оккупации Крыма.

16:10 Президент Сирии Башар Асад выразил соболезнования президенту России Владимиру Путину в связи с катастрофой самолета Ту-154.

"С огромным сожалением мы получили известие о катастрофе российского самолета Ту-154, на борту которого находились наши дорогие друзья, которые хотели разделить с нами и жителями Алеппо радость победы и праздников", - отметил Асад.

15:58 По данным источника «Интерфакса» в экстренных службах, найдены тела 12 человек, погибших при крушении самолета Ту-154 в Черном море.

«Это наша обычная практика, которая позволяет защитить профили пользователей от аномальной активности в комментариях и на стене», - заявил представитель сайта Евгений Красников, сообщил РБК.

15:30 Издание Медуза сообщает, что сотрудники «Первого канала» говорят, что их коллеги, погибшие в авиакатастрофе, «не хотели лететь в срочную командировку». «Почему так быстро? Никто раньше не знал что ли, что полетит ансамбль? - сказал один из сотрудников «Первого канала». - Вообще они говорили: *****, опять Сирия, еще и забрасывать туда будут на каком-нибудь вертолете».

15:15 Певец Иосиф Кобзон сообщил, что его приглашали лететь в Латакию вместе с другими артистами в Ту-154, разбившемся сегодня у берега Сочи. Чтобы петь для российских военных на Новый год. По его словам, он отказался, так как у него открыта медицинская виза и надо ехать лечиться.

14:40 В поисковой операции участвуют более 3 тысяч человек, в том числе 37 водолазов, а также 27 кораблей, четыре вертолета, БПЛА и телеуправляемые глубоководные аппараты.

14:20 Семьи погибших получат компенсации. Размер выплат по факту авиакатастрофы составит до 7,8 млн рублей для военных и 3 млн рублей для гражданских лиц.

13:50 Соболезнования России выразили Иран, Казахстан, Турция и посол США. Реакции Украины пока нет. МИД лишь поздравил Павла Климкина с Днем рождения.

13:35 Спасатели нашли тела 10 погибших в авиакатастрофе.

12:50 Президент РФ Владимир Путин объявил понедельник, 26 декабря, общенациональным днем траура по погибшим в авиакатастрофе Ту-154.

12:30 Это Елизавета Глинка, которая находилась на борту самолета, и, как уже очевидно, погибла вместе со всеми пассажирами. 8 декабря Путин вручил Глинке премию "за благотворительность в Донбассе и Сирии".


Путин недавно вручил Глинке премию за Сирию и Донбасс (фото: ЕРА)

12:25 Появилось видео, на котором видно, как у берега Сочи люди нашли в воде тело одного из погибших при крушении Ту-154 и пытаются сообщить об этом спасателям:

12:04 ФСБ России отрабатывает версию теракта.

12:00 Звукооператор НТВ Евгений Толстов перед вылетом в Сирию разместил последнее фото самолета Ту-154 на своей странице в Facebook:

11:46 Полный список . Минобороны РФ заявило: район катастрофы определен, выживших не наблюдается.

11:42 Снова меняются данные по числу пассажиров борта Ту-154 - их было 92.

11:40 По данным СМИ, активистка "Доктор Лиза" везла медикаменты для университетского госпиталя в сирийской Латакии. Владимир Путин и представители властей выражают соболезнования родным погибших.

Известно, что в Латакию взяли не весь оркестр Александрова, а лишь лучших.

11:36 В 6 км от берега Сочи найдено тело погибшего, оно поднято на борт спасательного судна. На поиски отрядили 50 водолазов. Глубина моря до 100 м. Метеоусловия нормальные. Всего работают больше 300 спасателей.

11:32 Канал НТВ обнародовал фото одной съемочной группы, которая была на борту Ту-154 в момент крушения под Сочи: корреспондент НТВ Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов:

11:11 Минобороны РФ уточнило списки находившихся на борту Ту-154 - всего 93 человека.

Жители Сочи также публикуют видео с места крушения - на горизонте поисковые катеры:

11:08 Новые версии крушения - по данным Минобороны, на борту Ту-154 при наборе высоты возникла техническая неисправность критического характера, которую не получилось быстро устранить.

Рассматриваются и другие версии катастрофы - в частности, ошибка пилотирования. Однако это маловероятно, пилоты были очень опытные.

10:16 В 6 километрах от Сочи в Черном море нашли обломки шасси самолета Ту-154 Минобороны РФ, летевшего после дозаправки из Сочи в Латакию.

Также спасатели начали обнаруживать тела погибших в районе крушения Ту-154, их личные вещи, документы.

10:11 Возможной причиной крушения Ту-154 могло стать попадание птицы в двигатель. Вблизи аэропорта Сочи находится станция перелетных птиц и орнитопарк, сообщает Интерфакс.

10:00 Поиск ведут катеры:

9:50 Минобороны России опубликовало список людей, находившихся в Ту-154. В списке 84 фамилии, среди них 8 членов экипажа, 9 представителей СМИ, 64 артиста ансамбля Александрова, двое госслужащих и известная общественная активистка Елизавета Глинка ("Доктор Лиза").


Первое фото с предполагаемого места крушения Ту-154 (РБК)

9:45 Самолет Ту-154 был выпущен в 1983-м году, последний ремонт борт прошел в декабре 2014-го года, плановое обслуживание судно прошло в сентябре 2016 года. Управлял самолетом, по сообщению Минобороны РФ, опытный пилот, летчик первого класса Роман Волков.

8:02 Уточнение - лайнер изначально вылетел из Подмосковья, залетел дозаправиться в Сочи и оттуда направился в Сирию.

8:00 Самолет Ту-154 потерпел крушение в Черном море в нескольких километрах от берегов Сочи.

7:00 Утром, 25 декабря, около 04:40 по киевскому времени, через несколько минут после взлета военно-транспортный самолет Ту-154 Минобороны России, вылетевший из Сочи в Сирию (Латакию), пропал с радаров. На борту находились более 90 человек – российские военные, артисты ансамбля им. Александрова, 9 российских журналистов и восемь членов экипажа.

Завершена. Об этом рассказал министр транспорта Максим Соколов. Он, а также представители Минобороны, МЧС и других ведомств . Все, что необходимо для того, чтобы определить причину падения лайнера, уже поднято на поверхность.

Больше всего журналистов на пресс-конференции, конечно, интересовал вопрос о версиях авиакатастрофы. Изначально следствие рассматривало до 15 вариантов развития событий с Ту-154. После частичной расшифровки речевого самописца и параметрического регистратора круг сузился до 6-7. Теракт — наименее вероятная причина крушения.

"На данный момент эта версия не находит никакого подтверждения, ни в части теракта, ни тем более взрыва на борту самолета, — констатирует министр транспорта РФ, глава государственной комиссии по расследованию крушения Ту-154 Максим Соколов. — На данный момент подтверждения, что на борту был взрыв, нет".

Данные, записанные на пленку черных ящиков, безусловно, прольют свет на все обстоятельства последнего полета. Сделать полную расшифровку самописцев специалисты планируют в течение 10 дней. Но уже сейчас известны некоторые детали.

"Весь полет проходил около 70 секунд, — сообщил начальник службы безопасности полетов авиации ВС РФ Сергей Байнетов. — Максимальная высота, которую мы определили по параметрической информации, составляла около 250 метров. На этом эшелоне скорость около 360-370 километров в час".

Прокомментировали в комиссии и просочившуюся в прессу информацию о возможной неисправности закрылков — якобы в последние секунды полета летчики говорили об этом.

"Радиообмен был крайне краток, — отметил Сергей Байнетов. — Особая ситуация развивалась в течение 10 секунд. Что можно сказать за 10 секунд? Пока я не могу сказать ни про закрылки, ни про другие вещи, которые мы слышали. Все было достаточно штатно, но фраза командира одна — анализ этой фразы — говорит о начале особой ситуации, о начале развития этой ситуации. Больше пока ни о чем она нам не говорит".

Официально поисковые работы в акватории Черного моря завершены. Но это касается лишь обломков самолета. Пассажиров рокового рейса продолжат искать.

"Было установлено, что самолет при ударе о водную поверхность и в последующем о дно Черного моря практически полностью разрушился, что, конечно же, осложнило проведение поисковой операции", — рассказал министр транспорта РФ, глава государственной комиссии по расследованию крушения Ту-154 Максим Соколов.

Родственникам жертв уже начали выплачивать компенсации. Кредиты, которые были у погибших, российские банки пообещали списать. Итоги расследования причин крушения займут не менее месяца.

Эксперты Минобороны пришли к выводу, что самолёт разбился над Чёрным морем из-за возможной ошибки второго пилота, перепутавшего рычаги управления, а также низкой высоты и перегруза.

После полной расшифровки чёрных ящиков разбившегося в конце декабря 2016 года в акватории Сочи Ту-154 - параметрического и речевого - эксперты Минобороны фактически уже точно могут назвать причины авиакатастрофы. По мнению специалистов, самолёт с пассажирами сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте, возможно, перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.

Тяжёлый и неуправляемый

Источник Лайфа, знакомый с ходом расследования причин катастрофы, рассказал, что пресловутый человеческий фактор признан приоритетной версией крушения Ту-154.

Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные речевого и параметрического (фиксирующего работу всех агрегатов самолёта) самописцев говорят, что на третьей минуте полёта, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости, - рассказал Лайфу источник. - Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками.

По мнению специалистов, это могло произойти после того, как второй пилот, 33-летний капитан Александр Ровенский, вместо того чтобы убрать шасси, убрал закрылки.

От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел, - добавил источник Лайфа.

Как выяснилось, ситуацию усугубил перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Спасти машину было нельзя: не хватало скорости и высоты. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.

По словам источника Лайфа, нештатная ситуация стала полной неожиданностью для экипажа: в первые секунды командир самолёта 35-летний майор Роман Волков и второй пилот Александр Ровенский растерялись, однако быстро взяли себя в руки и до последних секунд пытались спасти самолёт.

РАСШИФРОВКА:

Скорость 300... (Неразборчиво.)

- (Неразборчиво.)

Забрал стойки, командир.

- (Неразборчиво.)

Ух, ё-моё!

(Звучит резкий сигнал.)

Закрылки, сука, чё за х**ня!

Высотомер!

Нам... (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

- (Неразборчиво.)

Командир, мы падаем!

Так эксперты поняли, что у самолёта возникли проблемы с закрылками именно по вине экипажа.

Пилоты, летавшие на Ту-154, с которыми пообщался Лайф, подтверждают выводы экспертов Минобороны о том, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов.

У "Туполева" рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлёта, устал, - рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который сам восемь лет отлетал на Ту-154. - От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, ударился о воду, и у него отвалилась хвостовая часть.

Эту версию считает допустимой и лётчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев.

На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки - слева, шасси - справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолёт взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками, - рассказал Лайфу Толбоев.

По словам Толбоева, нельзя исключать ещё и такой версии, что после взлёта экипаж превысил скорость и механизм закрылка разрушился, из-за чего лайнер свалился вправо, потерял скорость и рухнул в воду.

Трагический опыт

Ещё одним фактором катастрофы Ту-154 в Сочи могло стать отсутствие у командира корабля и второго пилота достаточных знаний, как действовать в экстремальной ситуации.

" src="https://static..jpg" alt="" data-extra-description="">

Катастрофа с Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны произошла 25 декабря 2016 года. Это было в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт Минобороны летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.

Разбившийся лайнер базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский и входил в состав ФГБУ "Государственная авиакомпания 223-й лётный отряд" Минобороны, осуществляющего перевозку военнослужащих.

Модификация Ту-154 Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров экономического класса и выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. С 2012 года гражданские авиакомпании России не эксплуатируют Ту-154 Б-2.

«Ошибочные действия экипажа» названы причиной катастрофы Ту-154 над Черным морем, произошедшей 25 декабря 2016 года. РИА «Новости» со ссылкой на Министерство обороны сообщило: «По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном».

Практически одновременно с сообщением РИА «Новости» в интернет просочились четыре страницы доклада начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенанта Сергея Байнетова об итогах работы «комиссии по расследованию авиационного происшествия». Документ очень похож на настоящий. Он датирован 4 мая 2017 года и имеет исходящий номер 137/2/883 ДСП (аббревиатура ДСП обозначает — для служебного пользования).

В докладе генерал-лейтенанта Байнетова очень подробно описан последний полет разбившегося Ту-154, входившего в состав 800-й авиабазы особого назначения воздушно-космических сил (ВКС) РФ. При этом последние минуты — посекундно. Ключевой вывод, содержащийся в документе: «Причиной катастрофы самолета Ту-154 Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (сутуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушного судна, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью».

В документе подчеркнуто, что командир воздушного судна майор Роман Волков«стал испытывать затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о предстоящем курсе взлета» , не понимая, с какой из двух взлетных полос сочинского аэропорта предстоит взлет.

В 5 часов 24 минуты 36 секунд экипаж приступил к взлету с курсом 238°. Но уже на седьмой секунде разбега командир воздушного судна (КВС) «эмоционально начал запрашивать экипаж о курсе взлета».При этом с применением «ненормативной лексики», что привело «к упущению КВС контроля наземных параметров взлета, отвлечению членов экипажа от выполнения ими функциональных обязанностей» .

Едва оторвавшись от земли, задав самолету тангаж 15°, майор Волков отклонил штурвал от себя, замедлив набор высоты. А уже на 53-й секунде полета, когда самолет набрал всего 157 метров высоты, КВС приказал убрать закрылки, хотя по всем регламентам эта операция производится на высоте не менее 500 метров. При этом Волков продолжал отклонять штурвал от себя. Что привело к тому, что на высоте 231 метр самолет перешел на режим снижения, теряя высоту со скоростью 6-8 м/с. Сработала сирена, в кабине замигало красное табло. Но никто из экипажа не обратил на это внимания.

На 70-й секунде полета, когда Ту-154 находился всего в 90 метрах от поверхности воды, КВС резко перевел самолет, шедший в разворот с небольшим правым креном примерно 10°, в крутой левый крен 53°. Самолет устремился к поверхности воды в три раза быстрее, со скоростью 20 м/с, и был уже обречен.

На 73-й секунде полета Ту-154 на скорости 540 км/ч и левом крене около 50, задев левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул.

В докладе генерал-лейтенанта Байнетова указано, что возникновению критической ситуации на борту Ту-154 способствовали «эмоционально-физиологическое утомление» командира Волкова, а также отсутствие у него «устойчивых навыков» пилотирования в сложных ситуациях.

Опытные военные летчики, которых мы попросили прокомментировать выводы комиссии о причинах сочинской катастрофы и распространенный в интернете документ, похожий на доклад начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ, сошлись во мнении, что и в официальном сообщении, и в «документе» много нестыковок.

Наши эксперты обратили внимание, что в сочинском аэропорту самолеты выруливают на старт за автомобилем сопровождения. Кроме того, аэропорт оборудован подсветкой указателей номеров рулёжек и взлетно-посадочных полос. «Заблудиться» в сочинском аэропорту практически невозможно. Если майор Волков «потерялся» уже на земле, тут же должен последовать запрет на взлет.

Произошедшее уже после взлета, объяснить невозможно:

— Разве что произошло коллективное умопомешательство, — заявил один из наших экспертов. — Действия и капитана и экипажа абсолютно неадекватные. Действия рулями (особенно рулем направления — от педалей) после взлета не поддаются нормальному объяснению. Скорость полета, указанная в документе, позволяет самолету держаться в воздухе, но нормальный, обученный, проверенный и допущенный к полетам на данном типе пилот таких действий рулями допустить не мог.

Не поддается объяснению и фактическая самоустраненность второго пилота и штурмана:

— Экипаж видит, что КВС совершает одну роковую ошибку за другой, и ничего не предпринимает. Такое в военно-транспортной авиации невозможно.

— Можно предположить, что отказал КПП-1 (командно-пилотажный прибор — основной прибор любого самолета), — предположил еще один наш собеседник. — В «документе» сказано о его прямой индикации, мол, это сложно. Да, сложно. Во время переучивания, на тренажере. А Волков был опытным летчиком. Кроме того, у КПП-1 есть дублирующий авиагоризонт АГР-72.

Наши эксперты обратили внимание, что в «документе» написано о том, что шасси убрали, но на всех фотографиях собранных обломков разбившегося Ту-154 шасси находятся в выпущенном положении.

Один из наших экспертов, ветеран военно-транспортной авиации, имеющий более 10 тысяч часов налета, из которых около 4 тысяч — командиром экипажа Ту-154, продолжает придерживаться версии, которую «Новая» обнародовала еще в марте. Наш собеседник предполагает, что штатный командир экипажа Ту-154 майор Роман Волков во время взлета выполнял функции второго пилота, впрочем, находясь на своем месте, а взлетал пилот, не только не обученный и не допущенный к полетам на данном типе самолета, но и не внесенный в полетное задание, старший по званию и должности. Да, имевший большой летный опыт, но на других типах самолетов, например на Ан-72. На борту разбившегося самолета действительно находился старший инструктор-летчик войсковой части 42829, подполковник. И летал он именно на Ан-72.

«Документ», позиционирующийся как доклад генерал-лейтенанта Сергея Байнетова, очень похож на настоящий, но наши эксперты не исключают, что это фальшивка, изготовленная «на базе» настоящего документа.