Красная площадь. Памятник минину и пожарскому на красной площади Какой памятник открыли на красной площади

Красная площадь на протяжении многих веков служила ареной важных событий отечественной истории.

Возникновение Красной площади относится к концу 15 века, когда по приказу царя Ивана III были снесены деревянные постройки вокруг Кремля, угрожавшие царской резиденции постоянными пожарами. На их месте у восточной кремлевской стены была организована площадь для мелкой торговли. Первоначально она так и называлась - Торговая, а в 16 веке ее стали звать Троицкой, потому что в южной части площади находилась церковь Троицы. Красной площадь стали называть только в 17 веке.

Открытие памятника Минину и Пожарскому скульптора Ивана Петровича Мартоса состоялось 20 февраля 1818 г. в присутствии императора, императрицы, «при бесчисленном скоплении народа».

Русскому скульптору Ивану Петровичу Мартосу (1754-1835 гг.), уроженцу города Ични Черниговской области, заказывали работы императоры Павел I , Александр I , Николай I.

Первоначально монумент предназначался для Нижнего Новгорода, но по настоянию Мартоса, был поставлен в Москве. Хотели установить на Страстной площади, затем выбрали место перед зданием Верхних торговых рядов на Красной площади, где он и был установлен.

И. П. Мартос изображает момент, когда Минин (фигура слева) обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы.

Стоя, он одной рукой вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту Отечества.

Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».

Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие.

На щите Пожарского изображен Спас.

Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху.

Волосы его подстрижены в скобку.

После революции монументу повезло, он был включен в список памятников, имеющих историческую ценность.

Хотя одна из фигур и изображала князя, памятник Минину и Пожарскому сносить не стали, несмотря на то, что в Кремле после 1917 года был снесен памятник великому князю Сергею Александровичу (участнику русско-турецкой войны и взятия Плевны) и памятник Александру II работы А. М. Опекушина.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому перенесли за ограду храма Василия Блаженного , как мешающий прохождению парадов на Красной площади.

Теперь Минин показывает Пожарскому рукой не на Кремль, а на пространство перед ГУМом, где этот памятник стоял раньше.

В конце XIX-го века вокруг памятника Минину и Пожарскому заливали главный в Москве каток.

В последние годы эта традиция восстановлена - каток заливают на Красной площади на месте, где 113 лет простоял памятник спасителям Отечества.

В 30-е годы 16 века на Красной площади был построен помост, получивший название Лобное место. Этот помост служил своеобразной трибуной для объявления важнейших правительственных указов и для торжественных церемоний.

Возле Лобного места на бревенчатых помостах иногда совершались казни.

В нынешнем виде Лобное место существует с 1786 года, после перестройки его по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Оно представляет собой круглое каменное возвышение с площадкой, окружённой парапетом, и лестницей.

Торговые ряды

В 1786 году по проекту архитектора Дж. Кваренги напротив кремлевской стены были возведены торговые ряды. Это здание, разрушенное во время Отечественной войны 1812 года, было перестроено в 1814-1815 годах, а в 1818 году перед ним установили памятник героям борьбы с польской интервенцией Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. В 1930 году этот памятник работы скульптора И. Мартоса был передвинут к Покровскому собору.


Верхние торговые ряды (здание ГУМа).


Государственный Исторический музей.


Воскресенские ворота , памятник маршалу Советского Союза Г. К. Жукову.

Эти здания были сооружены в псевдорусском стиле, перекликавшемся с башнями и стенами Кремля.

Собор Василия Блаженного (Покрова Пресвятой Богородицы на Рву).


Собор Василия Блаженного.

Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его).

Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально - в честь свв. Киприана и Иустины - 2 октября), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа), Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского (30 сентября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.

Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев.


Храм Казанской иконы Божией Матери.

Скульптор В. М. Клыков. Архитектор Ю. П. Григорьев.


Недалеко от Красной площади находится Болотная площадь, на которой находится скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых».

Источники материала: Википедия, http://www.hrono.ru, http://www.openmoscow.ru.

В 1803 году члены Санкт-Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств обратились к Александру I с предложением воздвигнуть памятник героям народного ополчения против польской интервенции — Кузьме Минину и князю Пожарскому. Приближался двухсотлетний юбилей победы над Польшей — к 1812 году, как полагали просители, памятник без сомнения успеют воздвигнуть. Знали бы они, как распорядится этим ожиданием история!

Изначально монумент предполагалось поставить в Нижнем Новгороде , на родине Минина. Царь идею поддержал, и в художественном сообществе началась работа над первыми эскизами будущего памятника. В 1807 году скульптор Иван Мартос публикует гравюру с собственным проектом памятника Минину и Пожарскому, в котором народные герои предстают в образе античных воинов: от ампира конца XVIII — начала XIX века никуда не денешься, положение обязывает. Правда, согласно первому проекту Минин и Пожарский стояли рядом друг с другом, и это вызвало определенные идеологические нарекания. Никак невозможно, чтобы благородный князь стоял рядом с простым мужиком! Пришлось Мартосу князя усадить — чем, надо сказать, он не погрешил против исторической правды: Пожарский действительно был тяжело ранен в ногу и выслушивать Минина ему было куда сподручнее сидя.

Проект Мартоса понравился жителям Нижнего Новгорода, и они обратились к Александру с новой просьбой — получить высочайшее дозволение на сбор народных средств на постройку памятника. Царь соизволение, конечно же, дал, идея «народного памятника» ему чрезвычайно понравилась — и неудивительно, что в объявленном конкурсе на лучший проект памятника в 1808 году победил именно Мартос. К этому моменту Иван Петрович Мартос был одним из наиболее приближенных к царскому двору скульпторов. Именно он участвовал в оформлении Павловского парка и Казанского собора, служил одним из ведущих преподавателей Академии художеств — высокопарный стиль Мартоса чрезвычайно нравился и Александру I, и его отцу — Павлу.

Памятник создается в прямом смысле слова на народные деньги: организована подписка и имена жертвователей публикуются в печати. При этом меняется главная концепция: царь повелевает установить монумент в Москве , а в Нижнем Новгороде ограничиться памятным мраморным обелиском. Неслыханное дело — в старой столице устанавливают памятник не членам царской фамилии, а простому купцу и князю, имеющему весьма отдаленное отношение к правящему роду (по большому счету — не имеющему никакого, Дмитрий Михайлович Пожарский был, разве что, дальним потомком Юрия Долгорукого)! Но накал патриотизма, подогретый еще и Отечественной войной 1812 года, был чрезвычайно велик — в памятнике Минину и Пожарскому видели еще один символ победы русского народа.

Фото: Архив ЦИГИ

Мартос в 1812 году делает сперва малую, а затем и большую модель памятника, которую в начале 1813 года представляет публике в Академии художеств. Первые зрители — августейшая семья: императрица Мария Федоровна пришла от скульптуры в восторг. Моделями для фигур Минина и Пожарского стали сыновья Ивана Мартоса — Петр и Алексей. Но на памятнике есть и автопортрет самого скульптора — на одном из двух горельефах постамента изображен сам Мартос, отдающий своего сына на благо Отечества. Это была не метафора — старший сын Мартоса Никита подавал большие надежды как талантливый художник и скульптор и был отправлен отцом в Италию, совершенствовать мастерство. Там он и погиб — в 1813 году его убили наполеоновские солдаты, оккупировавшие Апеннинский полуостров.

Отливка памятника состоялась в 1816 году. Для пьедестала решено было использовать не сибирский мрамор, как предполагалось по первоначальному проекту, а гранит. Три гигантские глыбы доставили в Санкт-Петербург из Финляндии. Смонтированный памятник из-за огромного веса решили везти в Москву по воде: сперва до Рыбинска , потом по Волге — до Нижнего Новгорода, затем по Оке — до Коломны , и оттуда уже — по Москве-реке. 2 сентября 1817 года бронзовые Минин и Пожарский прибыли в Москву.

Тогда же определились с местом для памятника — его установили у входа в Верхние торговые ряды, в центре Красной площади: бронзовый Минин указывает Пожарскому на Кремль , где двести с лишним лет назад засели поляки: пойдем и освободим Москву!

20 февраля 1818 года памятник был торжественно открыт: на церемонию прибыл Александр I с семьей, а на Красной площади по такому случаю устроили торжественный парад. Довольный Александр наградил всех причастных к созданию памятника: литейщик Екимов получил двадцать тысяч рублей премии и орден Анны Второй степени, а Мартос пожизненную пенсию в четыре тысячи рублей в год.

Впрочем, не все восприняли новый памятник с восторгом — Александра Сергеевича Пушкина, например, расстроила надпись на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818». Щепетильный Пушкин написал: «Надпись „Гражданину Минину“, конечно, не удовлетворительна. Он для нас или мещанин Косма Минин… или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства… Все это не худо было бы знать, так же как имя и отчество князя Пожарского». А вот юный Виссарион Белинский, напротив, памятником проникся до глубины души. В 1829 году он написал: «Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мной тогда делается! Какие священные минуты доставляет мне это изваяние! Волосы дыбом подымаются на голове моей, кровь быстро стремится по жилам, священным трепетом исполняется все существо мое, и холод пробегает по телу...»

В начале XX века рядом с памятником располагается центральная остановка трамвайных путей под названием «Красная площадь» — странно, но факт: через главную площадь Москвы десятилетиями ходили трамваи! Сперва общественный транспорт останавливался прямо у подножия памятника, но несколько лет спустя рельсы перенесли на другую сторону площади, ближе к кремлевской стене, где они благополучно и просуществовали еще долгие годы.

В тридцатые годы прошлого века памятник переезжает: по официальной версии, это было сделано из-за того, что скульптура якобы мешала проведению демонстраций и военных парадов. Но истинная причина переноса памятника была куда комичнее — естественно, никакому движению техники памятник не мешал: в двадцатые годы движение автотранспорта по Красной площади не останавливалось, а когда в 1930 году на ней затеяли глобальный ремонт (площадь замостили брусчаткой, наконец-то сняли трамвайные пути, а заодно снесли Воскресенские ворота и Казанский собор), Минина и Пожарского даже не подумали трогать.

Неприятность случилась ровно через год. В 1931 году на постаменте появилась крамольная надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Злые языки поговаривали, что надпись сделали противники Григория Зиновьева — один из партийных лидеров после смерти Ленина стал активно подниматься на вершину политического Олимпа. Сплетничали о том, что Зиновьев вот-вот захватит власть, а в народе ему дали кличку «Гришка Отрепьев». Сталин зиновьевские поползновения пресек довольно быстро, а памятник от греха подальше перенесли к Покровскому собору (храму Василия Блаженного), где он стоит и поныне. Теперь Минин указывает князю вовсе не на Кремль, а на Исторический музей. Мол, хочешь узнать, что там произошло в Смутное время — можешь пойти и ознакомиться с экспозицией. И никаких провокационных ассоциаций.

А в Нижнем Новгороде все-таки появился свой памятник Минину и Пожарскому. В 2005 году главный придворный ваятель 90-х Зураб Церетели преподнес городу в дар копию московского монумента. Она, правда, немного (на пять сантиметров) ниже оригинала и на постаменте не указана дата, но в остальном не отличается от скульптуры Мартоса. В Нижнем Новгороде памятник поставили около церкви Рождества Иоанна Предтечи, как и планировалось по первоначальному проекту. Это совершенно логично: именно с паперти этой церкви Кузьма Минин призывал народ на ополчение. Так что круг наконец-то замкнулся, и Нижний Новгород обрел собственных Минина и Пожарского — пусть и спустя двести с лишним лет.

Смесь московского с нижегородским

Нижегородский памятник Минину и Пожарскому отличается от московского размером и весом, но не степенью выразительности.

В Москве. Это первый памятник в столице, сооруженный не в честь государя, а в благодарность народным героям. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, созданный великим русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом, стал лучшей его работой. Скульптурная композиция отражает патриотизм и доблесть не только двух героев России, но и всего русского народа.

Из истории

В 1803 году Вольное общество любителей словесности, наук и художеств Санкт-Петербурга выступило с инициативой собрать средства на создание памятника в честь героев нижегородского ополчения 1612 года. Главной фигурой композиции должен был стать народный герой нижегородский земской староста Кузьма Минин, а установить монумент планировалось в Нижнем Новгороде , поскольку именно здесь собралось Второе земское ополчение.

Для справки: В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин призвал создать народное ополчение и изгнать иноземцев из Москвы. Главным воеводой он предложил назначить нижегородского князя Дмитрия Пожарского. Под Нижним Новгородом было собрано огромное войско, для которого люди приносили одежду, оружие и деньги. Под руководством этих патриотов народное ополчение с иконой Казанской Божией матери направилось в Москву и 4 ноября 1612 года был штурмом взят Китай-город и иноземцы были изгнаны из столицы.

Создание памятника

В 1808 году прошел конкурс на выполнение проекта памятника, в результате которого победу одержала работа Ивана Мартоса. Средства на строительство собирали по всей России, причем все желающие могли увидеть гравюру с изображением будущего монумента.

Над скульптурной композицией Иван Мартос работал 14 лет – с 1804 по 1817 год. Установить ее планировалось в 1812 году к 200-летию победы над польско-литовскими интервентами, но война с Наполеоном помешала выполнить эти планы. Вместе с тем, победа России над французами вызвала новую волну патриотизма, воплощением которого стала созданная Мартосом скульптурная композиция.

Описание

Главной фигурой памятника является фигура Кузьмы Минина - его поднятая вверх рука указывает Пожарскому и всему русскому народу на Москву, призывая защитить ее от чужеземного ига. Мужественный торс и широкий шаг героя выражают его уверенность и решительность.

Дмитрий Пожарский изображен сидящим, он еще не оправился после ранения, но уже откликнулся на призыв Минина. В одной его руке - щит с изображением Спаса, а другая рука – на мече, протянутом Кузьмой Мининым.

Меч объединяет фигуры двух героев, подчеркивает их единство и выражает готовность возглавить ополчение и повести народ на борьбу с иностранным игом.

Работы Ивана Мартоса в большей своей части выполнены в классическом стиле и поэтому можно видеть, что лицом Минин напоминает Зевса и оба героя имеют античные одеяния. Но, если присмотреться, то можно заметить, что на щите изображен Спас. Рубаха Кузьмы отделана узором, характерным для русской одежды, а стрижка выполнена скобой, как у русского мужика, то есть, автор хотел подчеркнуть важную роль русского народа в победе над оккупантами.

Памятник был открыт 20 февраля 1818 года. На церемонии присутствовали император Александр I, его супруга, императрица Елизавета Алексеевна и большое число жителей Москвы. Первоначально скульптуры находились в центре Красной площади , а позже композицию сместили к Собору Василия Блаженного , чтобы освободить место для прохода демонстраций и военных парадов.

В Нижнем Новгороде вместо монумента установили обелиск в честь героев ополчения, а в 2005 году по инициативе Юрия Лужкова под руководством Зураба Церетели была отлита копия памятника, установленного в Москве. Эту композицию поместили под стенами Нижегородского Кремля , рядом с церковью Иоанна Предтечи. Именно с паперти этого храма Кузьма Минин призывал народ объединиться и освободить Москву.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади на фоне Собора Василия Блаженного является символом Москвы. Этот монумент посвящен героизму всего русского народа, сплотившегося в борьбе против польско-литовского ига.

Завтра, 4 ноября, в России будет отмечаться прекрасный и на долгое время незаслуженно забытый праздник — День народного единства .

В новой России этот праздник отмечается лишь с 2005 года, но стоит вспомнить, что до революции 1 ноября (22 октября по-старому) с 1649 года и до самого 1917 г. отмечаемый в этот день Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 г.) отмечался на государственном уровне.

Главными героями торжества были гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, которым и поныне на Красной площади стоит памятник, самый первый памятник в Москве .

Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.

Памятник должен был украсить площадь перед Кремлем в Нижнем Новгороде, где и собиралось ополчение.

Сюжет памятника: нижегородский гражданин Минин указывает князю Пожарскому на Кремль и призывает его подняться на борьбу с поляками. Князь в тот момент под Нижним Новгородом отдыхал и лечился от ран, полученных в московских боях в ходе Первого ополчения. Кузьма Минин передает ему меч, как будущему военному начальнику, а сам же обязуется найти собрать средства и людей.

Что интересно, сначала по замыслу скульптора Ивана Мартоса оба великих мужа стояли, но запротестовала тогдашняя: «Как же можно, чтоб знатный князь на равных стоял рядом с простолюдином!?»

Средства на памятник собирались по всей России и, его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.
Хотя в Нижний Новгород водными путями из Петербурга в Москву памятник все же заехал.


Торжественное открытие памятника в 1818 г. Обратите внимание на старые Верхние торговые ряды.

До строительства нынешнего ГУМа в 1890-х (новые Верхние торговые ряды) площадь выглядела так:

Но вернемся к памятнику. Барельефы на нем тоже отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.

Спереди постамента горельеф изображает граждан-патриотов жертвующих свое имущество на благо Родины. Это гражданский подвиг.

Слева можно видеть самого Ивана Мартоса, автора памятника, отдающего Отечеству самое дорогое — двух своих сыновей.
И, действительно, сыновья Ивана Мартоса прошли через Отечественную войну 1812 г. Один из сыновей был послан на учебу в Италию, где был убит наполеоновскими солдатами в 1813 г.
Всего у Мартоса было 6 дочерей и 4 сына от двух браков.


Иван Мартос. Портрет работы П.О.Росси

В 1910 г. в журнале «Сатирикон» И.Л.Оршер следующим своеобразным путем описывал историю образования ополчения:

Однажды на площади появился человек в форме мясника и закричал:
— Заложим жен и детей и выкупим отечество!
— Заложим! — загудела толпа. Кузьма Минин заложил (впоследствии оказалось, что это был он), пересчитал деньги и сказал:
— Маловато!
И, воодушевившись, снова воскликнул:
— Продадим дворы и спасем отечество!
— Продадим! — снова загудела толпа. — Без жен и детей дворы ни к чему.
Тут же наскоро стали продавать дворы и вырученные деньги отдавали Минину.

Кто покупал дворы — никому из историков не известно. А может быть, известно, но из стыдливости они это скрывают. Полагают, что была основана тайная патриотическая компания по скупке домов и имущества.

«Странно, — замечает один иностранный историк, имя которого мы дали слово держать в секрете. — Всех принуждали продавать дома; кто не хотел добровольно продавать дом, того принуждали. Как же в такое время могли появляться люди, которые осмеливались покупать дома?»


На щите у Пожарского — лик Спаса Нерукотворного.

Горельеф с задней части постамента изображает уже князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы. Это военный подвиг.


Проработка деталей просто изумляет

После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного — мешал парадам.
Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).

Если памятник стоял бы сейчас на прежнем месте, то вид был бы примерно таким:

Или таким:

А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы небезызвестного Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.

С наступающим праздником!

Будете на Красной площади подойдите к памятнику, чтобы почтить память героев.

Кроме того, завтра 4 ноября 2010 г. на Красной площади пройдет официальное освящение и открытие надвратной иконы Николая Чудотворца на Никольской башне.
Видеть ее можно уже сейчас:

Также напомним, что ранее, 28 августа 2010 г. была открыта и освящена икона Спаса на Спасской башне: