Крупнейшее землетрясение на сицилии. Мессинское землетрясение и русский флот Землетрясение в Мессине: Помощь пострадавшим

Землетрясение, ставшее сильнейшим в истории Европы – Мессинское. Его магнитуду достигла отметки 7,5. Стихийное бедствие произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. Мессина – очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. И в результате землетрясения цветущие города Мессина, Реджо-ди-Калабрия и окрестные селения были полностью разрушены.

Землетрясение началось около 5:20 утра 28 декабря в море, на дне Мессинского пролива. После этого на Мессину с интервалами в 15-20 минут обрушилось три волны цунами высотой до трёх метров. В самом городе за одну минуту произошло три сильных удара, после второго начали рушиться здания. Всего от землетрясения пострадали более двадцати населённых пунктов в прибрежной полосе на Сицилии и в Калабрии. В Калабрии, в 2-х поселках на восточном берегу, погибло 44% жителей! По общим оценкам, это около 70 000 человек. А общее число погибших под развалинами уничтоженных морской волной городов – доходит до 200 000! И, хоть в истории Земли были и более сильные землетрясения, Мессинское можно назвать самой настоящей катастрофой – старые несовершенные сооружения не выдерживали толчков и рассыпались в камни, кругом полыхали пожары.

Самое деятельное участие в спасении тысяч жителей Мессины, погребенных под руинами, приняли моряки русского флота. Российские корабли входили в учебный отряд, совершавший плавание по Средиземному морю, и в момент землетрясения находились в порту Аугуста на Сицилии. Командиру отряда, державшему флаг на «Цесаревиче», капитан порта и российский вице-консул А. Макеев сообщили о случившемся землетрясении с эпицентре в Мессинском заливе. Не дожидаясь ответа от Петербурга, командир приказал кораблям готовиться к походу.

В пути проходили экстренные приготовления к спасательной операции. Экипаж разбили по сменам, снабдили моряков инструментами, водой и продовольствием. Для раненых развернули приемный пункты в корабельных лазаретах.

По прибытии в Массину, морякам открылась страшная картина. От ранее процветающего города остались дымящиеся руины, все вокруг было разрушено. Бедствие оказалось еще хуже, чем его представляли – море тел, из-под развалин доносились крики и стоны людей, молящих о помощи, тысячи раненых и заваленных разрушенными сооружениями.

усские моряки тут же приступили к расчистке завалов и спасению людей, засыпанных в ближайших домах, перевязывать раненых. Вскоре к русским морякам присоединились экипажи с судов английской эскадры, которые так же оказались недалеко от места происшествия.

То, что сделали русские моряки, можно считать подвигом. Раскопки и извлечение пострадавших велись с большой опасностью для жизни самих спасателей. Время от времени возникала угроза лальнейшего разрушения зданий, что могло привести к новым человеческим жертвам. Смена команд происходила каждые 6 часов, но многие просто отказывались от заслуженного отдыха.

Русские суда забирали по 400-500 пострадавших и вывозили в Сиракузы, Неаполь и Палермо, после чего незамедлительно возвращались в Мессину, задерживаясь только для того, чтобы купить медикаменты и продукцию. Позже итальянские врачи написали морскому министру России:

«Мы не в силах описать Вашему превосходительству более чем братские заботы, которыми нас окружили… Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии… Да здравствует Россия!!!» Русские корабли были восторженно встречены итальянцами, проживавшими в Египте. К приходу отряда здесь была выпущена листовка, где говорилось: «Слава русским офицерам и матросам, не щадившим себя в Мессине во имя человечества!» Российский флот решено было наградить золотой медалью, а экипажи – большими серебряными медалями.

По сей день жители города продолжают бережно хранить память о подвиге российских моряков. В нынешней Мессине есть новые районы, которые когда-то были пригородными деревнями, полностью разрушенными, как и город, во время страшного землетрясения. Практически в каждом из этих районов есть улицы, названные в честь подвига русских моряков. Их названия похожи и звучат примерно одинаково: «Улица русских моряков», «Улица российских моряков-героев 1908 года», «Улица русских моряков Балтийской эскадры»…

Первыми в Мессину прибыли корабли Балтийского флота «Цесаревич», «Слава» и «Адмирал Макаров» и чуть позже «Богатырь» под командованием контр-адмирала Литвинова.

Мессинское землетрясение (или землетрясение в Мессине и Реджио) произошло 28 декабря 1908 года ранним утром в регионах Сицилия и Калабрия (Южная Италия). Магнитуда землетрясение была 7,1, считается, что это немного, но по интенсивности землетрясение было катастрофическим и по шкале Меркалли его интенсивность определяется в XI баллов. Города Сицилии и Реджио ди Калабрия были практически разрушены, а от 75 до 200 тысяч человек погибли.
Землетрясение. 28 декабря 1908 года около 5 часов 20 минут по местному времени в районе сицилийского города Мессина произошло землетрясение силой 7,1 магнитуд. Эпицентр находится очень близко от Мессины. Вторым пострадавшим регионом был Реджио, который находится на континентальной части Италии. Подземные толчки продолжались 30 – 40 секунд, зона разрушений 300-километровым кольцом опоясывала Мессину. Через несколько минут после землетрясения двенадцатиметровое цунами нахлынуло на ближайшие побережья, вызывает еще большие разрушения. 91% городских структур Мессины было разрушено, а 70 тысяч жителей города погибли.

Спасатели искали людей в развалинах несколько недель, и целые семьи живыми откапывали позже, но тысячи остались похороненными там. Здания в этой области строились неустойчивые, и не могли выдержать сильные толчки, почти все дома имели тяжелые крыши и плохие фундаменты и стены.
Причины. Землетрясение было вызвано движением литосферных плит. Италия расположена вдоль границы континентальной Африканской плиты и эта плита сталкивается под дном Средиземного моря с также континентальной Евразийской плитой, движение плит идет с скоростью до 25 мм в год.
Происхождение цунами в Мессине по-прежнему остается нерешенной геологической проблемой. Этот регион находится, конечно, в зоне влияния большой рифтовой зоны, на калабрийской дуге, образованной путем медленного движения океанической коры в Ионическом море.
Такие тектонические условия характеризуются наличием разломов с направленными вверх движениями, которые могут в определенные периоды вызывать цунами. До сегодняшнего дня не было обнаружено никаких разломов или движений в Мессинском проливе или вдоль берегов Сицилии. В конце концов, очень странно, что цунами произошло через 8-10 минут после землетрясения, что затем привело исследователей к мысли, что цунами непосредственно с землетрясением не связано. Совсем недавно было высказано предположение, что цунами вовсе не генерировалось самим землетрясением, однако его вызвал огромный оползень в море.

Исследования дна моря показали, что цунами происходят в Средиземном море нередко, если брать геологические отрезки времени. В отложениях бухты Аугуста обнаружено двенадцать слоев, датируемых периодов в 4500 лет, с микроорганизмами, особенно фораминиферами, жившими вдоль берегов острова. Эти слои, возможно, сформировались после цунами, когда отложения были снесены с пляжей и транспортированы течениями в залив.
Также землетрясение привело к тысячам пожаров, которые еще больше разрушили дома и превратили их в полные руины.
Восстановление и помощь. Новость о катастрофе дошла с итальянскими подводными лодками до Никотеры, где были работающие телеграфные линии, но люди смогли добраться до телеграфа только в полночь следующего дня. Железнодорожные линии в районе были разрушены, часто вместе со станциями.
Итальянский военно-морской флот и армия пришли на помощь, моряки и солдаты стали разбирать завалы, лечить раненых и эвакуировать беженцев (как делал каждый корабль). Мародеров и бандитов расстреливали. Позже в Мессину прибыли король Виктор Эммануил III и королева.
Было объявлено о необходимости получения международной помощи по всему миру. С помощью Красного Креста и моряков флотов России и Англии поиск раненых и очистка города были усилены и ускорены. Российские боевые корабли «Цесаревич» и «Слава», крейсера «Адмирал Макаров» и «Богатырь», британский линкор «Эксмут» и крейсера «Эуриалус», «Минерва» и «Сатледж» пришли в Мессину для оказания помощи, а корабль «Афонвен» был в Мессине во время землетрясения. Французские броненосцы «Хустисе» и «Верите» и три миноносца были также направлены в Мессину. Американский «Большой Белый Флот» и корабли снабжения «Селтик» и «Кульгоа» также направлены для помощи населению.
Афтершоки. Повторные землетрясения различной силы (до 6,3) продолжались до 1913 года, то есть почти 5 лет.

Известные люди, погибшие во время землетрясения
Луиджи Карло Инверницци (1827 – 1908), гарибальдиец
Домимико Боссо (1827 – 1908), патриот Италии
Плачидо Лука Тромбетта (1828 – 1908), художник
Гаэтано Микале (1828 – 1908), скульптор и гравер
Франчески Перрони Паладини (1830 – 1908), юрист, гарибальдиец
Джузеппе Ла Маэстра (1831 – 1908), музыкант и художник
Джакомо Макри (1831 – 1908), юрист и политик, бывший ректор Мессинского университета
Рафаэле Вильяри (1831 – 1908), писатель и художник
Грегорео Заппала (1833 – 1908), скульптор
Отец Джамбатиста да Франкавильи (1836 – 1908), монах из секты капуцинов в Мессине.
Отец Агостино да Мессина (1838 – 1908), монах из секты капуцинов в Мессине
Рафаэле Сильваньи (1838 – 1908), юрист, судья апелляционного суда.
Франческо Физичелла (1841 – 1908), священник, философ и юрист.
Нино де Лео (1843 – 1908), гарибальдиец и политик
Плачидо ди Белья (1843 – 1908), художник.
Кресчензо Грильо (1845 – 1908), генеральный прокуратор короля в Мессине
Джузеппе Галати (1846 – 1908), заместитель прокуратора короля в Мессине
Алессио Валори (1846 – 1908), поэт и публицист
Гаэтано Руссо (1847 – 1908), скульптор
Сальваторе Капальбо (1848 – 1908), судья апелляционного суда.
Грегорио Панебьянко (1848 – 1908), художник и профессор университета.
Раймондо Сан Мартино де Спуччес герцог Санто-Стефано (1850 – 1908), дворянин и мэр Сан-Стефано
Луиджи Фаччиоли (1851 – 1908), доктор и профессор Мессинского университета
Даниэль Стасси (1851 – 1908), в прошлом настоятельно католической церкви в Мессине.
Джакомо Перрони Ферранти (1851 – 1908), юрист и адвокат, профессор уголовного права Мессинского университета
Фердинандо Пуглия (1853 – 1908), юрист и адвокат, профессор процессуального права Мессинского университета
Амалия Эльвира Мондио (1854 – 1908), дворянка, мать Мичелло Грисафульо Мондио, итальянского политика, сподвижника Муссолини
Николо Фульчи (1857 – 1908), политик и юрист, бывший заместитель министра
Пауло Каррузо (? – 1908), квестор из Мессины
Джиоаччино Чиниго (1858 – 1908), поэт и литературный критик
Джузеппе Ариго (1858 – 1908), юрист, мэр Мессины с 1897 по 1899, член парламента.
Джованни Сеска (1858 – 1908), философ
Соттиле Себастьяно (1858 – 1908), юрист и политик
Гаспаре де Урсо (1861 – 1908), медик, академик, декан медицинского факультета Мессинского университета
Джованни Дандоло (1861 – 1908), профессор
Джованни Цикала (1861 – 1908), финансист
Никола Петрина (1861 – 1908), политик и профсоюзный деятель
Джузеппе Апенапримо барон де Лихтенберг (1862 – 1908), историк, поэт
Джузеппе де Агуанно (1862 –1908), юрист и социолог, профессор университета
Плачидо Чезарео (1862 – 1908), ученый и поэт
Чарльз Босфильд Хулеатт (1863 – 1908), священник англиканской церкви, тренер футбольного клуба Мессины
Луиджи Ломбардо Пеллегрино (1864 – 1908), инженер, политик и общественный деятель.
Арнольдо Саббатини (1864 – 1908), директор университетской библиотеки в Мессине
Мария Тереза Бари (1864 – 1908), директор библиотеки в Мессине
Бенедетто Кракси (? – 1908), профессор гуманитарных наук
Эдуардо Джакомо Бонер (1866 – 1908), поэт, писатель и журналист.
Джованник Ноэ (1866 – 1908), политик
Карло Руффо (1866 – 1908), аристократ и художник
Филиппо Ре Каприата (1867 – 1908), физик, профессор университета
Агатино Джованни Барбера (1867 – 1908), врач и ученый, профессор физиологии университета
Габриэле Грассо (1867 – 1908), географ
Виргилио Сачча (1867 – 1908), писатель и журналист, поэт
Артур Сэнфорд Чейни (1869 – 1908), американский консул в Мессине, погиб вместе с женой Лаурой (1870 – 1908)
Мария Патерно Ареппо (1869 – 1908), аристократка и филантроп
Винченцо Страззулья (1870 – 1908), археолог
Анджело Гамба (1872 – 1908), тенор местного театра, в ночь перед землетрясением пел партию Радамиса в театре
Альфредо Де Медио (1875 – 1908), юрист, профессор римского права университета
Луиджи Плаканика (1876 – 1908), административный деятель
Джузеппе Ориолес (1878 – 1908), юрист и депутат
Анджело Тоскано (1879 – 1908), поэт
Вальтер Оутс (1879 – 1908), английский предприниматель и футболист клуба Мессины
Фрэнк Джон Картер (1879 – 1908), английский предприниматель и футболист клуба Мессины
Рикардо Касалаина (1881 – 1908), композитор
Фрэнк Вуд (1889 – 1908), английский предприниматель и футболист клуба Мессины
Амалия Крисафульи Мондио (1890 – 1908), дворянка

Здания, разрушенные землетрясением
Дом отца Минорити, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Мессина), Церковь чистилища душ (Мессина), Церковь Святого Филиппа Черного (Мессина), Церковь Сан-Грегорио (Мессина), Церковь Санта-Мария-делла-Скала (Мессина), Церковь Санта-Тереза (Мессина), Коллегиум иезуитов (Мессина), Монастырь Святого Франциска (Мессина), Отель «Тринакрия», Дворец Джиокомо Минутоли, Дворец Арена, Дворец Аварна, Дворец Бруначчини, Дворец Трибунала, Дворец Дель Аппалто, Торгово-промышленная палата, Дворец Грано, Дворец Моло, Мэрия Мессины, Дворец Писторио-Кассибиле, Королевский дворец Мессины, гражданская больница Мессины

В разных районах итальянского города Мессина, расположенного на севере Сицилии, туристы могут встретить улицы с похожими названиями: «Улица русских моряков», «Улица русских моряков Балтийской эскадры», «Улица российских моряков-героев 1908 года».

А на здании местного муниципалитета увидят памятную доску с надписью: «В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей: «Богатырь», «Цесаревич», «Макаров», «Слава» – жителям Мессины, пострадавшей от землетрясения 28 декабря 1908 г.» .

Что же такого сделали российские моряки, что жители города уже больше ста лет хранят о них благодарную память?

В 1908 году в Италии на острове Сицилия произошло страшное землетрясение мощностью в 10 баллов. Существуют разные оценки общего количества погибших, максимальная цифра - 200 000 человек.

Города Мессина и Реджо Калабрия всего за 46 секунд превратились в руины. Если о землетрясении мало кто уже помнит, то, пожалуй, ещё меньше людей знают, что именно моряки Российского флота первыми пришли на помощь итальянцам! Дело в том, что российские корабли проводили боевые учения недалеко от Сицилии и, узнав о трагедии, мгновенно пришли на помощь, не дожидаясь одобрения Петербурга.

Спасение жителей Мессины превратилось в крупнейшую международную гуманитарную операцию двадцатого века.

Для участия в спасательных работах с кораблей сошло 113 офицеров, 164 гардемарина, 42 кондуктора, 2599 нижних чинов, а с подошедших чуть позже канонерских лодок "Гиляк" и "Кореец" еще 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов. В первый же день под открытым небом русскими моряками был открыт госпиталь, где оказывали первую помощь пострадавшим итальянцам. Тяжелораненых размещали на кораблях, а затем доставляли в Неаполь. Так русские военные корабли "Слава" и "Адмирал Макаров" перевезли более двух тысяч человек. Докторов и санитаров не хватало, и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными.

Примечательно,что среди кораблей был и знаменитый крейсер «Аврора»,который своим залпом в 1917 году изменил ход мировой истории.

А в самой России тем временем начался сбор пожертвований пострадавшим от землетрясения.

Вот что писало "Русское слово" о тех событиях:

ПАРИЖ. Передают о многочисленных подвигах русских моряков в Мессине, которые, несмотря на опасность обвала, забирались под развалины, спасали сотнями раненых, разгоняли бандитов, помешали расхищению банков, доставили на берег кассу сицилийского банка - 20 миллионов золотом и билетами. Командир военного судна «Адмирал Макаров» заявляет, что его экипаж спас тысячу человек. Все суда русской эскадры превращены в госпитали.

«Русское слово», декабря 19-го, пятница

РИМ. Во время спасения засыпанных в Мессине погибли три русских матроса. Русские офицеры восторженно отзываются о королеве Елене, которая самоотверженно в платье женщины из народа участвует в спасении погибающих. На глазах королевы погиб один русский матрос под обрушившейся стеной. Все называют королеву ангелом милосердным. По ее просьбе русский крейсер «Слава» перевез в Неаполь 500 раненых. В Неаполе дворец короля превращен в госпиталь.

«Русское слово», декабря 21-го, воскресенье

Il Messagero рассказывает о следующем трогательном случае. Один русский матрос нашел под развалинами живого грудного ребенка. Он его высвободил, спеленал, напоил молоком и привез в Неаполь, где сдал в консульство. Там он заявил, что если родители ребенка не отыщутся, то он хочет усыновить малютку и просит, чтобы ему его отдали.

«Русское слово», декабря 31-го, среда

А вот что писала итальянская пресса.

«Вы видели их, бросающихся не щадя своей жизни в самые опасные места, чтобы без лишних слов спасать жизнь другим, невзирая на ужас, их окружающий. Вы помните примеры исключительного мужества, совершенные среди разрушения и смерти. Мы обратимся к храбрым русским морякам, с которыми нас так сблизило несчастье, с самыми сердечными приветствиями, торжественно подтверждая, что вечны наша благо­дарность и признательность к тем, кто показал ве­ликолепные образцы человеческой солидарности и братства, первыми придя к нам на помощь».

Только 16 января 1909 года последние русские корабли, линкоры «Цесаревич» и «Слава», ушли из Мессины. Произошло это после того, как итальянские власти подтвердили, что дальше смогут справляться собственными силами. В портах, куда после окончания спасательных работ в Мессине заходили русские корабли, им устраивали восторженные встречи, а в Александрии даже выпустили специальную листовку, в которой говорилось: «Слава русским офицерам и матросам, не щадившим себя в Мессине во имя человечества!».

В 1978 в СССР была выпущена почтовая марка с изображением макета памятника русским морякам. Эскиз памятника русским морякам-героям передал цесаревичу Алексею еще в 1911 году итальянский скульптор Пьетро Куфереле. Но памятник так и не был создан. Прошло более века, и по эскизу П. Куфереле памятник создал в 2012 году российский скульптор Андрей Клыков. По предложению итальянцев памятник назвали «Героям милосердия и самопожертвования», а площадь, на которой установлен памятник, переименовали в «Площадь русских моряков».

Кстати, трагические события в Мессине подробно описал в своём очерке «Землетрясение в Калабрии и Сицилии» наш соотечественник Максим Горький, который находился там в качестве журналиста. Этот очерк был издан в 1909 году на русском и немецком языках. А Валентин Пикуль написал свой рассказ "Ничего синьор, ничего синьорита".

Мессинское землетрясение (итал. Тerremoto di Messina) магнитудой 7,5 произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. В результате были разрушены города Мессина и Реджо-Калабрия. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы.
Землетрясение началось около 5:20 утра 28 декабря в море, на дне Мессинского пролива. Толчки вызвали смещение участков дна, после чего на Мессину с интервалами в 15-20 минут обрушилось три волны цунами высотой до трёх метров. В самом городе в течение одной минуты произошло три сильных удара, после второго начались обрушения зданий. Всего от землетрясения пострадали более двадцати населённых пунктов в прибрежной полосе на Сицилии и в Калабрии. Повторные толчки продолжались в январе 1909 года. Существуют разные оценки общего количества погибших, максимальная цифра - 200 000 человек. Чаще всего называются цифры в 70 000-100 000 человек, в том числе от 60 000 - в Мессине, население которой составляло около 150 000 человек[. В двух поселках на восточном берегу (в Калабрии) погибло 43,7 % жителей.
Первыми в Мессину прибыли корабли Балтийского флота «Цесаревич», «Слава» и «Адмирал Макаров» и чуть позже «Богатырь» под командованием контр-адмирала Литвинова. Российские корабли входили в учебный отряд, совершавший плавание по Средиземному морю. Помимо основных экипажей, для прохождения практики на кораблях находились еще 166 гардемаринов - выпускников Морского кадетского корпуса.
Контр-адмирал Андрей Августович Эбергард


27 (14) июля 1908 г. А. Эбергард сдал отряд контр-адмиралу Владимиру Ивановичу Литвинову, который сразу же начал готовить его к заграничному плаванию для прохождения практики с гардемаринами. Были разработаны 2 маршрута с учетом политической ситуации в европейских странах, один из которых (№2) был утвержден (по первому маршруту возвращение в Либаву планировалось 28 (15) апреля, а по второму 10 апреля (28 марта) 1909 г. Морской министр адмирал И. М. Диков 2 сентября (20 августа) дал приказание отряду возвратиться к 3 апреля (21 марта), поэтому первый маршрут был отвергнут). Что касается захода отряда в итальянские порты, то из Министерства иностранных дел России был получен ответ, в котором говорилось что: «…Итальянское Правительство не встречает препятствий к заходу и пребыванию нашей эскадры в итальянских водах, присовокупляет, что качество порта Аугуста считается лучше Сиракуз». По первоначально утвержденному плану заход отряда должен был быть в Сиракузы (город на юго-востоке Сицилии, центр морской торговли).
«Адмирал Макаров»

В Кронштадте приняли новую смену практикантов, состоящую из произведенных 19 (6) мая 1908 года 135 корабельных гардемарин морского корпуса (ныне военно-морской институт – морской корпус Петра Великого), 23 корабельных гардемарина-механика и 6 корабельных гардемарин-судостроителей инженерного училища (ныне военно-морской инженерный институт им. А. Н. Крылова), а также учеников строевых унтер-офицеров (учеников квартирмейстеров) Балтийского флота, и 22 (9) июля вышли в практическое плавание по Финскому заливу.
Предполагавшееся включение в состав отряда крейсера «Олег», состоявшего в Гвардейском экипаже, не произошло.
В центре - "Адмирал Макаров", слева - "Олег" и "Богатырь"

Корабль 10 октября (27 сентября) попал в аварию у маяка Стейнорт по пути к Либаве (сел на мель). Взамен него был назначен крейсер «Адмирал Макаров» (позже обсуждался вопрос с Морским министром о включении крейсера «Олег» после ремонта 5-м кораблем в состав отряда). Гардемарины, находившиеся на крейсере «Олег» были распределены по другим кораблям, чем было ухудшено условие службы и жизни всех гардемарин отряда из-за увеличения их на каждом корабле, не приспособленном к этому. 3 октября (20 сентября) 1908 года гардемаринский отряд удостоился Высочайшего посещения Государём Императором Николаем II на рейде Биорке. В своей речи Государь Император призывал корабельных гардемарин помнить о том, что при посещении далёких заморских стран они являются представителями Его - Всероссийского Императора и нашей славной Родины - России. «…Ведите себя достойным образом, чтобы поддерживать честь русского имени среди народов стран, которые вам придётся посетить...», - так закончил свою речь Государь Император.
7 (4) октября 1908 г. Балтийский гардемаринский отряд под командованием контр-адмирала В. И. Литвинова в составе линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава», а также крейсера «Богатырь» вышел из Либавы и отправился в учебное плавание в Средиземное море в соответствии с утвержденным планом.
«Цесаревич»

3 ноября (20 октября) корабли отряда прибыли в порт Виго, расположенный на Атлантическом побережье северо-запада Испании. В виду хорошей погоды на кораблях отряда проводились всякого рода рейдовые учения и занятия, особенно важные в первый период плавания после очень больших перемен в составе экипажей кораблей (это объяснялось недостатком офицерского состава вследствие гибели многих во время русско-японской войны 1904-1905 гг. и ухода большого числа офицеров в отставку, не видевших в будущем ничего светлого для флота. Их осталось на службе немного и по большей части это были молодые офицеры, обязанные служить за полученное образование). В этот же период состоялись парусные офицерские соревнования (гонки) при свежем шквалистом ветре, из-за которого часть шлюпок не окончила гонку. Вельбот с линкора «Слава» завоевавший первый приз, после прохождения дистанции перевернулся, но его команда была подобрана подошедшими шлюпками. В воскресенье 15 (2) ноября на кораблях отряда были приспущены флаги и гюйсы, в связи с известием о кончине Великого Князя генерал-адмирала Алексея Александровича. По уведомлении береговых властей о причине траура, флаги были приспущены на кораблях и судах испанского флота стоящих в гавани и на рейде, а также на крепости. На кораблях отряда было отслужено торжественное заупокойное богослужение.
Русский крейсер "Богатырь" на фоне разрушенной Мессены

17 (4) ноября во второй половине дня отряд В. Литвинова покинул Виго и взял курс на тунисский порт Бизерту, куда прибыл 23 ноября (10 ноября). В Бизерте корабли отряда отрабатывали подготовительные упражнения, предшествующие практическим и боевым стрельбам, которые планировалось выполнить в районе Аугусты. 2 декабря (19 ноября) в Бизерту прибыл крейсер «Адмирал Макаров», совершивший 16-ти дневной форсированный переход из России. Перед выходом из Либавы он был доукомплектован 30-ю человеками, вместо 149, из команды крейсера «Олег», поэтому для пополнения некомплекта команды ему в Бизерте пришлось передать из других судов отряда около 60 нижних чинов, что несколько ослабило эти корабли. На последней неделе стоянки в Бизерте для корабельных гардемарин были проведены вторые проверочные испытания, после чего гардемарины, плававшие ранее на крейсере «Олег» (до выхода отряда в Средиземное море), были переведены на крейсер «Адмирал Макаров». Из Бизерты пришлось отправить в Россию 2-х корабельных гардемарин: Иосса Андрея Александровича и барона Курта Мантейффеля. Первый совершенно не переносил качки, а второй был настолько с расслабленной нервной системой, что к военной службе, а тем более к военно-морской, совершенно не пригоден.
Адмирал Макаров в Мессене

12 декабря (30 ноября) отряд в составе уже четырех кораблей во главе с «Цесаревичем», вышел из Бизерты и 14 (1) декабря 1908 г. пришел в порт Аугуста (восточное побережье острова Сицилии, в 70 милях к югу от Мессины). Стоянка в порту Аугуста была использована для производства всевозможных учений и занятий, положенных по программе соревнований и стрельб. Итальянский флот пользовался Аугустой для выполнения практических и боевых стрельб.
28 (15) декабря 1908 года отряд после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб встал на якорь в порту Аугуста. Внезапно среди ночи послышался мощный гул. Корпуса кораблей стали содрогаться, будто по ним молотили здоровенной дубиной. Ворвавшаяся в бухту огромная волна развернула стоящие на якоре суда почти на 360 градусов. Через несколько минут гул прекратился, хотя волнение еще некоторое время продолжалось. На отряде сыграли боевую тревогу, но, убедившись, что корабли в порядке и им ничего не угрожает, дали отбой.
Вечером из Катании (город и порт на восточном побережье острова Сицилия, у подножия вулкана Этна, административный центр провинции Катания) к командиру отряда В. Литвинову, державшему флаг на «Цесаревиче», прибыли капитан порта и российский вице-консул А. Макеев. Они сообщили, что накануне на юго-западе Италии в Сицилии и Южной Калабрии произошло землетрясение силой 7.5 баллов с эпицентром в Мессинском проливе.
Район землетрясения

Города Meccинa, Реджо-ди-Kaлaбpия и ещё 40 oкpecтных селений были полностью разрушены. Под их развалинами и в трех огромных морских волнах (пришедших одна за другой через несколько минут после начала толчков) погибли десятки тысяч людей, в очертаниях берегов Мессинского пролива и его дна произошли значительные изменения.

Портовый начальник вручил В. Литвинову телеграмму от префекта Сиракуз, в которой тот просил «дружественную нацию не отказать в помощи населению».
Командир отряда телеграфировал о случившемся в Петербург и, не дожидаясь ответа, дал команду кораблям готовиться к походу. Ночью 29 (16) декабря В. Литвинов приказал отряду сняться с якоря и следовать в Мессину для помощи пострадавшим жителям города. Крейсер «Богатырь» был оставлен в порту Аугуста для связи.
Месси́на (итал. Messina, сиц. Missina, лат. Messana, греч. Μεσσήνη) - город в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноименной провинции. Третий по величине город на острове Сицилия.
Покровителем города считается Madonna della Lettera. Праздник города - 3 июня.
Дворец построенный Джино Коппеде. 1900

Мессина расположена на севере Сицилии, на западном берегу Мессинского пролива, отделяющего остров от материковой Италии (область Калабрия).
Старая ратуша, построенная в 1820 году по проекту Джеймса Минутоло

Высота над уровнем моря - 3 метра. Город занимает территорию 211,73 квадратных километра.
Проспект Виктора Эммануила до землетрясения

Мессина находится в 90 км от Катании, расстояние до Палермо - 230 км. Город тянется на 30 км вдоль Мессинского пролива, на суше обрамлен Пелоританскими горами.
Мессина до землетрясения

Центром города считается территория, занимающая 10 км, которая расположена между речками Аннунциата и Сан Филиппо, в настоящее время скрытыми под улицами. Порт Мессины (имеющий военное и торговое значение) расположен в естественной бухте Ионического моря.
Панорама гавани

Благодаря морской торговле Мессина достигла своего расцвета в XV столетии и в XVII веке была настолько богатой, что претендовала на восточную часть Сицилии и даже пыталась отделиться от Испании при поддержке французского короля Людовика XIV.
Собор на Виа Сеттембре

Хотя Мессина не обрела независимости и была разрушена во время землетрясения 1783, город снова восстановился и в XIX веке среди первых участвовал в итальянском Рисорджименто.
Фонтан Нептуна

Мессина - очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. От материковой части Италии он отделен узким Мессинским проливом. Древнегреческая легенда гласит, что в этом проливе обитали морские чудовища Сцилла и Харибда. Харибда топила корабли у сицилийской стороны, а Сцилла губила моряков у итальянского берега. В одном из своих странствий по Средиземноморью Одиссей (в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи». Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой) сумел успешно миновать пролив. И с тех пор появилось выражение «быть между Сциллой и Харибдой», т.е. выбирать между двумя опасностями.

В 1860 Мессина был освобождена войсками Джузеппе Гарибальди. Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908, когда погибло почти 70 тыс. жителей, оказалось настоящим ударом для города; почти все средневековые здания были разрушены. Мессину восстановили, но город снова пострадал при американских бомбардировках 1943.
Фотографии Мессины до катастрофы

Во время перехода шли экстренные приготовления к спасательным работам. Для высадки на берег экипажи кораблей разбили по сменам. Сформировали спасательные команды и снабдили их шанцевым инструментом, водой и продовольствием. Уже в море обнаружилась масса плавающих обломков строений, шлюпок и рыбачьих судов. Всех их смыло в море или сорвало с якорей обрушившийся на город циклопической почти 5 м высоты придонной волной.
Погода испортилась, через несколько часов впереди по курсу отряда показалось зарево, горела Мессина. Утром 29 (16) декабря корабли отряда прибыли на рейд Мессины. Взорам моряков открылась страшная картина.

Курортный город, славившийся своей изысканной архитектурой и красивейшей набережной, являл ужасающую картину тотального разрушения. Во многих местах полыхали пожары. На берегу лежали выброшенные волной мелкие суда, набережная и портовые сооружения были разрушены.

Мессинское землетрясение произошло 29 декабря 1908 года. Вскоре весь мир потрясло трагическое известие о страшных событиях. Два итальянских города Мессина и Реджо-Калабрия в короткий срок превратились в руины. Десятки тысяч человек были погребены под обломками обрушившихся зданий. Из-за стихийного бедствия изменились даже очертания берегов и рельеф прибрежного дна. Интересно, что наиболее полное описание катастрофы составили Максим Горький, который в то

время как раз находился в Италии, и польский геолог Богданович К. И.

Роковое утро

Мессинское землетрясение 1908 года внезапно началось ранним утром, в 05.30 по местному времени, когда жители города еще видели сны в своих постелях. Многим из них так и не суждено было проснуться. Согласно оценкам геологов, магнитуда толчков составила целых 7,5 балла. Первый удар длился всего лишь 10 секунд, однако этого было достаточно, чтобы превратить цветущие в развалины. Разгром был довершен следующими двумя толчками. Мессинское землетрясение также спровоцировало волны цунами, которые с интервалом в 20 минут обрушивались на города и нанесли окончательные штрихи на ужасную картину того, во что было превращено побережье. В высоту они достигали

трех метров. Слабая сейсмическая активность продолжалась еще несколько дней вплоть до 1909 года. Землетрясение в Италии в 1908 году унесло жизни от 80 до 100 тысяч человек. Точная цифра до сегодняшнего дня неизвестна. В частности, из 150-тысячного населения Мессины под обломками зданий навеки остались около 60 тысяч человек.

Спасение уцелевших

Первыми на месте трагедии оказались русские моряки, находившиеся неподалеку от на учебных стрельбах. Узнав о том, что произошло Мессинское землетрясение, командир отряда дал команду кораблям срочно направляться к месту трагедии. По пути к разрушенным городам шли одновременные приготовления к работам по спасению: были сформированы спасательные команды, сооружены приемные пункты для пострадавших в корабельных лазаретах,

приготовлены потенциально необходимые материалы вроде бинтов и медикаментов. Уже утром корабли прибыли к месту происшествия, где начались активные работы по расчистке завалов, а также по спасению погребенных под ними людей. Раскопки представляли собой опасность и для самих спасателей, так как Мессинское землетрясение к тому времени еще давало о себе знать, сейсмическая активность продолжалась, напоминая о себе подземными толчками и угрозой новых обвалов. И несколько матросов все же нашли здесь свою смерть. Команды спасателей меняли друг друга каждые шесть часов. Только по официальной статистике моряки спасли более двух тысяч человек, расчищая развалины и извлекая тела людей, находившихся на грани смерти. В последующие дни к берегам города начали подходить с помощью и корабли других государств. До сегодняшнего дня жители города бережно хранят память об этом подвиге. В частности, в городе установлены памятники спасателям, а несколько улиц имеют характерные названия в честь русских моряков.