Классификация судовых помещений. Помещения для экипажа и пассажиров

Форштевни, ахтерштевни

Носовую и кормовую оконечности ограничивают соответственно форштевнем и ахтерштевнем. Форштевень принимает на себя удары, делится по высоте на несколько частей, которые соединены сваркой. Палубы и бортовые стрингера, доходящие до форштевня, приваривают к горизонтальным ребрам форштевня – брештукам (треугольные, трапециевидные листы). Вертикальный киль приваривают к продольному ребру жесткости форштевня.

Ахтерштевень – кормовая оконечность служит одной из опор дейдвудной трубы, которая проходит через отверстие в яблоке ахтерштевня, расположенном в передней его стойке, именуемой старнпостом. Ахтерштевень также служит опорой для руля, который вращается на штырях, соединенных с его вертикальной стойкой – рудерпостом. Старнпост и рудерпост соединяют в верхней части аркой, а в нижней – подошвой, замыкая таким образом окно ахтерштевня.

Дейдвудные трубы, мортиры

Дейдвудная труба служит для поддержания гребного вала и обеспечивает водонепроницаемость в том месте, где он выходит из корпуса. Одним концом труба соединяется с переборкой ахтерштевня, а другим – с яблоком ахтерштевня. В местах соединения с переборкой ахтерпика устанавливают сальник.

Мортиры обеспечивают непроницаемость в местах выхода из корпуса бортовых гребных валов многовальных судов. Непроницаемость обеспечивают сальником такого же типа, что и у дейдвудной трубы, который устанавливают на носовом конце мортиры.

Классификация судовых помещений

Судовые помещения делятся на посты управления – экипаж несет вахту или выполняет работу (штурманская и рулевая рубки, ЦПУ СЭУ, станция пожаротушения и т. п.); жилые помещения (каюты, столовые, кают-компании, санитарно-гигиенические); служебные помещения (камбуз, кладовые и т. п.); грузовые помещения (трюмы, твиндеки); машинные помещения (МКО, РО, РМУ); Хранилища топлива, масла, воды (танки, цистерны); производственные помещения (рыбцех, консервный цех).

Помещения располагаются в основном корпусе, надстройках, рубках. В основном корпусе помещения образуются палубами, платформами, выгородками, поперечными водонепроницаемыми переборками. Помещения называют отсеками.

1. Форпик – крайний носовой отсек. Располагаются: цепной ящик, цистерна пресной воды, кладовые.



2. Ахтерпик – крайний кормовой отсек. Располагаются: цистерны пресной воды, румпельное отделение, помещение дейдвудной трубы, кладовые снабжения.

3. Междудонное пространство – пространство двойного дна, разделенное на отсеки для принятия жидких грузов.

4. Трюмы – грузовые помещения между настилом двойного дна и ближайшей палубой.

5. Твиндеки – грузовые помещения между соседними палубами.

6. Диптанки – глубокие цистерны, расположенные выше двойного дна, от борта до борта, служат для хранения топлива, балласта, котельной воды.

7. Коффердамы – узкие сухие отсеки, расположенные между топливными танками и

смежными отсеками.

8. МКО – помещение, где расположена ГЭУ.

9. Туннель гребного вала – помещение, где проходит валопровод.

10. РО, РМУ, жилые помещения, судовые кладовые.

Устройство и оборудование судовых помещений

Грузовой трюм без рефрижерации. На настил второго дна укладывают и крепят брусья – лаги, а на них настил – поелы (несъемные и съемные). Имеются сточные колодцы. Рефрижераторный трюм оборудуют изоляцией.

Туннель гребного вала. Расширение туннеля называют рецессом. Вход в туннель через клинкетную дверь.



Рулевая, штурманская, промысловая рубки являются постами управления судном. В рулевой рубке пост управления рулем (авторулевой), пульт управления ГД, навигационная и рыбопоисковая аппаратура и др. В штурманской стол для прокладки курса. Рулевая рубка, как правило, объединена с промысловой рубкой, добавляются пульты управления лебедками.

Рыбный цех под промысловой палубой (технологическое и морозильное оборудование).

Каюты: одно, двух, четырехместные 9освещение, кондиционирование).

Водонепроницаемые закрытия

К ним относятся водонепроницаемые двери, иллюминаторы, клинкетные задвижки, крышки люков, которые обеспечивают водонепроницаемость корпуса, надстроек, рубок. Водонепроницаемые двери бывают клинкетные и на петлях. Клинкетные двери устанавливают в водонепроницаемых переборках, ниже ватерлинии с дистанционным приводом. Ее можно закрыть, если через нее под напором поступает вода. На открытой палубе двери на петлях с резиновыми уплотнениями и клиновыми задрайками.

Иллюминаторы – круглые и прямоугольные для естественного освещения и вентиляции. Иллюминатор – рама на петлях с толстым стеклом, закрываемая гайками-барашками. Есть глухие иллюминаторы, которые не открываются. Непроницаемость иллюминаторов обеспечивается резиновыми уплотнениями.

Дельные вещи

Дельные вещи – металлические или пластмассовые конструкции части корпуса, не входящие в состав набора корпуса, но прочно связанные с ним и составляющие часть его оборудования, необходимого для обеспечения нормальных условий эксплуатации судна: иллюминаторы, окна, световые люки, крышки сходных люков и горловин, двери, трапы.

Иллюминаторы бывают глухие и створчатые, т. е. с открывающимся стеклом, снабжены штормовыми крышками (при повреждении стекла).

Световые люки обеспечивают доступ света и воздуха в помещения, удаленные от борта судна (МКО и др). Они имеют комингс, закрываемый водонепроницаемой крышкой, в которую вмонтированы иллюминаторы. Крышки сходных люков предназначены для закрытия люков, ведущих в расположенные внизу помещения. Горловины нужны для закрытия цистерн, бункеров и т. д.. Они представляют собой крышку из стального листа, прижимаемую шпильками через прокладку к приварышу, окаймляющему горловину.

Двери:1) Легкие (проницаемые) для кают, общественных и санитарно-бытовых помещений 2) Водогазонепроницаемые для входа с открытых палуб в помещения основного корпуса надстроек и рубок, а также в кладовые, мастерские и другие служебные помещения. Они снабжены быстродействующими приспособлениями для задраивания (клиновые задрайки с центрально-рачажным приводом), которыми можно оперировать с обеих сторон. Непроницаемость достигается уплотнением с помощью резинового жгута по периметру. 3) Клинкетные двери ставят в водонепроницаемых переборках ниже палубы переборок. Закрывание и открывание вертикальных дверей, происходит вследствие вращения ходового винта в закрепленной на двери гайке. Управление на месте или дистанционно. 4) Противопожарные (огнестойкие) двери предназначены для перекрытия проходов в противопожарных переборках, которые делят корпус и надстройки судна на вертикальные противопожарные (зоны) отсеки. Ее можно открывать в любую сторону, после чего специальная пружина возвращает ее в закрытое состояние (если ее не застопорить). 5) Лацпорты представляют собой закрытия отверстий в наружной обшивке судна для горизонтальной погрузки грузов.

Трапы подразделяются на внутренние, наружные и забортные. Внутренние бывают парадными, наклонными и вертикальными и располагают их вдоль судна. Трап состоит из тетивы, ступенек и поручней. Парадные трапы имеют большую ширину

Вертикальные трапы, стационарные и переносные, служат для местного подъема, а также их устанавливают в глубоких цистернах, коффердамах и т. п. Разновидностью их являются скоб-трапы, состоящие из стальных труб, привариваемых к вертикальным конструкциям корпуса.

Забортные трапы служат для подъема на судно, стоящее у пирса или на якорной стоянке. Их устанавливают на каждом борту, спуская с помощью специальных трап-балок. Ступеньки трапа при любом положении тетивы остаются горизонтальными.

Рангоут и такелаж

Рангоут – это совокупность судовых конструкций, установленных на верхней палубе судна и прочно соединенных с его корпусом, надстройками или палубами. Рангоут – это металлические конструкции.

Такелаж – это совокупность оснастки, которая обслуживает рангоут. Стоячий такелаж предназначен только для раскрепления рангоута в каком-либо положении. Бегучий такелаж – это все снасти, находящиеся в движении.

Сигнальные мачты предназначены для несения навигационных огней, подъема сигнальных флагов, государственного флага на ходу судна. Верхний конец мачты- топ, нижний-шпор, продолжение мачты-стеньга (выше рея). На топе стеньги установлен клотик, а на нем средство светосигнальной связи.

Рей – горизонтальная часть рангоута, крепится к мачте или стеньге.

Гафель – наклонная часть рангоута (поднимают Гос. флаг на ходу).

Гюйсшток – металлическая труба, установленная на носовой части судна, предназначена для установки якорного огня и подъема дневного сигнала – черного шара.

Флагшток – металлическая труба, установленная на корме, имеет клотик, служит для подъема Гос. флага

Кран – балка – Г-образная конструкция для поднятия груза

Трап – балка – Г-образная конструкция для спуска и подъема трапа.

Выстрел – металлическая труба на корме для промысловых операций.

Грузовые мачты, грузовые порталы и колонны служат для крепления грузовых стрел. Они могут выполнять функции сигнальных мачт.

Рангоут на современном судне не требует дополнительного крепления.

Стоячий такелаж: форштаг – снасть, идущая от носовой мачты к носу в ДП; контрштаг – снасть, идущая от кормовой мачты к корме в ДП; штаг-корнак – снасть, заведенная между мачтами; ванты – снасти, раскрепляющие мачты с боков; топрик – снасть, заведенная между ноками шлюп-балок.

Бегучий такелаж: гордени, топенанты грузовых стрел, грузовые шкентеля, тали, сигнальные фали, оттяжки грузовых стрел с талями, топрик-тали спаренных грузовых стрел.

Такелажное снабжение:

Тросы (растительные, синтетические, стальные, комбинированные). Характеристики – толщина, масса, разрывная прочность, гибкость, эластичность.

Такелажные цепи состоят из звеньев, изготовленных из прутковой стали без распорок (контрфорсов). Цепи длиннозвенные и короткозвенные.

Скобы применяют для крепления такелажа к корпусу и соединения элементов такелажа между собой.

Гаки применяют в грузовом устройстве.

Блоки применяют для оснастки горденей, талей. Блоки одно – и многошкивные, деревянные, пластмассовые, стальные. Канифас блок – блок у которого оковка блока с одной стороны откидывается и может стопориться поворотным стопором. Канифас блок позволяет заводить трос средней частью, а не только концом.

Талрепы предназначены для обтягивания снастей стоячего такелажа, шлюпочных найтов.

Коуши – желобообразные детали овальной или круглой формы для предохранения огона троса от перетирания.

Обух – кольцо, полукольцо, приваренное к корпусу судна или к рангоуту.

Рым – подвижное кольцо в обухе.

Утка – металлическая двухрогая планка на фальшборте для временного крепления.

Гордень – простейшее грузоподъемное устройство без выигрыша в силе.

Тали – грузоподъемное устройство, состоящее из двух блоков, оснащенных тросом. Тали дают выигрыш в силе. Их различают по числу шкивов (2 х, 3 х и т. д.)

Рулевое устройство

Рулевое устройство, в состав которого входят руль и привод руля, предназначено для управления судном. Руль состоит из пера и баллера. Перо – это плоский, часто двухслойный щит с внутренними подкрепляющими ребрами. Основу пера руля составляет рудерпис – вертикальный стержень к которому крепят горизонтальные ребра. Пели рудерписа навешиваются на рудерпост. Баллер – это стержень, при помощи которого поворачивают перо руля. Баллер входит в кормовой подзор через гельмпортовую трубу.

В зависимости от расположения руля относительно оси вращения различают: обыкновенные (небалансирные) рули, у которых перо полностью расположено в корму от оси вращения; балансирные, у которых перо руля разделено осью вращения на две неравные части (большая в корму); полубалансирные (балансирная часть сделана не по всей высоте пера). Балансирные и полубалансирные рули требуют меньших усилий для перекладки, но их крепление к корпусу сложнее. Руль воспринимает давление воды, в результате чего изменяется курс судна. Румпель – рычаг, служащий для поворота баллера.

Рулевые машины: ручные, электрические, электрогидравлические.

Рулевые приводы: секторно-зубчатый, гидравлический плунжерный, гидравлический лопастной

Рулевые передачи: гидравлические, электрические, комбинированные. Рулевая передача – это связь поста управления с пускорегулирующим устройством машины. Гидравлическая передача (телемотор) состоит: датчик манипулятора, связанный с рулевым штурвалом и представляющий собой нагнетательный масляный насос и приемника, установленного около рулевой машины (сервомотор).

Аксиометр – прибор для показания положения пера руля. Шкала прибора разбита на градусы.

Ограничители перекладки – конечные выключатели, срабатывающие при перекладки свыше 35 о.

Привод машины – основной, запасной и аварийный. Основной привод обеспечивает перекладку руля при максимальной скорости переднего хода с 35 о одного борта на 30 о другого борта за 28 сек.

На современных судах применяют подруливающие устройства, которые хорошо использовать на малых скоростях судна.

Активный руль – это руль, на котором укреплен винт, создающий дополнительный упор – силу, разворачивающую корму.

Поворотная насадка – представляет собой кольцеобразное тело, укрепленное на баллере, ось которого расположена в плоскости диска гребного винта (вместо руля). При повороте насадки, отбрасываемая винтом струя воды отклоняется, что и вызывает поворот судна.

Носовое и кормовое подруливающее устройство – сквозной туннель в носовой и кормовой частях судна с внутренним реверсивным винтом. Работа винта создает боковой упор за счет силы реакции, выбрасываемой из туннеля воды. Направление упора изменяется реверсированием.

Якорное устройство

Я. У. обеспечивает надежную стоянку судна в море, безопасную швартовку, разворот в узкости. Якорь благодаря своей массе и форме входит в грунт, создавая тем самым удерживание судна на месте. В качестве якорного каната используется якорная цепь (связывает судно и якорь). Я.У. расположено в носовой части судна и в его состав входят: якорный клюз – для проводки якорь цепи и крепления якоря по походному; стопоры якорь- цепей – для крепления якорь- цепи при стоянке судна и по походному; цепные трубы – служат для проводки якоря в цепной ящик; цепные ящики – служат для хранения якорь-цепи; устройство для крепления и дистанционной отдачи коренного конца якорь-цепи (с палубы).

По назначению якоря делятся на становые (два в клюзах, один запасной) и вспомогательные (для снятия с мели и для помощи становому). По конструкции якоря бывают с неподвижными лапами и со штоком – адмиралтейские; якоря с подвижными лапами и без штока – Холла; якоря с подвижными лапами и со штоком – Матросова, Грузона. Качество якорей характеризуется держащей силой, которая кратна массе якоря. Масса якоря зависит от размеров судна. У БМРТ сила – 2-3т, ПБ и ТР – 7т.

Адмиралтейский якорь состоит из веретена, рогов с лапами, штока, скобы и клиновой чеки для крепления штока. Место соединения рогов с веретеном называется трендем. В рабочем положении шток перпендикулярен веретену и закреплен чекой, в походном положении находится сбоку веретена. Сила (10-12)Р. Недостатки – нельзя вбирать в клюз, торчащие на мелководье лапы, представляют опасность для других.

Якорь Холла состоит из веретена, лап, отлитых заодно с коробкой. Веретено шарнирно связано с коробкой, Коробка может вместе с лапами свободно разворачиваться относительно веретена на 45 о. Сила (3-4)Р. Вбирается в клюз, используется как становой.

Якорь Матросова. Шток отлит заодно с лапами, близко расположенными к веретену. Сила (10-15)Р.

Якорь Грузона напоминает якорь Холла. Лапы максимально сближены. Имеет отлитый с коробкой шток. Сила значительно больше, чем у якоря Холла.

Якорная цепь служит для крепления якоря к корпусу судну. Она состоит из звеньев, образующих смычки длиной 25-27м, соединенных одна с другой при помощи специальных разъемных звеньев. Смычки образуют цепь длиной 50-300м. Цепь: якорная (к якорю), промежуточные, коренная (к корпусу) и соответственно – смычки. Чтобы предотвратить скручивание цепи в нее включают поворотные звенья – вертлюги. Для крепления и экстренной отдачи коренного конца имеется устройство с откидным гаком, называемым глаголь-гаком. Якорные цепи различают по калибру – диаметру поперечного сечения прутка звена. Звенья цепей калибром более 15мм должны иметь распорки – контрфорсы, увеличивающие прочность звена. Звенья соединяются между собой скобой Кентера (разъемная). Для определения числа вытравленных смычек якорь-цепи маркируются. В начале и в конце каждой смычки в белый цвет окрашивается определенное число звеньев и на их контрфорсы накладывается марка из проволоки.

Брашпиль – механизм с горизонтальным валом. Предназначен для обслуживания цепей левого и правого бортов. На конце вала – жестко связанные с ним швартовые барабаны – турачки. Свободно вращающиеся на валу цепные звездочки, могут соединяться с валом с помощью кулачковых муфт. Якорно-швартовый шпиль – механизм с вертикальным валом – обслуживает одну цепь. На вале насажен швартовый барабан.

Эксплуатация. Периодические осмотры и проверки. Износ звеньев не более 10% от первоначального диаметра.

Швартовное устройство

Ш. У. предназначено для крепления судна к причалу, к борту другого судна. В состав Ш. У. входят швартовные тросы (швартовы), которыми судно крепят. Обычно длина швартова на 10% превышает длину судна. Швартов имеет огон длиной 2-3м.

1.Швартовные вьюшки - для хранения швартовных концов.

2. Швартовные кнехты – для крепления швартовных концов.

3. Киповые планки – для проводки швартов, изменения их направления, предохранения от истирания.

4. Швартовные роульсы – для тех же целей, что и киповые планки.

5. Швартовные клюзы – для тех же целей, что 3 и 4.

6. Швартовные механизмы (брашпили, шпили, лебедки) для выборки швартов.

7. Проводники – тонкие тросы для выборки швартов.

8. Бросательные концы – для подачи проводников и швартов (капроновый шнур 30-40м с грузом на конце (мешочек с песком в оплетке).

9. Стопоры на швартовы – отрезок такелажной цепи калибром с прикрепленным растительным тросом. Крепится стопор к обуху на кнехте.

10. Кранцы – предохраняют борт судна от деформаций при швартовке.

Швартовные концы: кормовые продольные (правый и левый); носовые продольные (правый и левый); кормовой прижимной; носовой прижимной; кормовой шпринг; носовой шпринг.

Эксплуатация. Периодические осмотры. Механизмы выключены, все на штатных местах. Швартовы обтянуты равномерно и имеют некоторую слабину. На турачках швартовы не оставляют.

Грузовое устройство

Г.У. предназначено для выполнения погрузочно-разгрузочных работ судовыми средствами. В его состав входят грузовые мачты, порталы, колонны, стрелы, лебедки.

Грузовые мачты, порталы и колонны служат для крепления стрел. Стрела имеет трубчатую конструкцию. Верх стрелы – нок, низ – шпор. Шпор стрелы шарнирно связан с башмаком шпора, установленном на портале и т. д. Подъем и опускание стрелы осуществляется топенантом-талями 4, ходовой конец которых наматывается на барабан топенантной вьюшки или лебедки 16. На малотоннажных судах просто топенант. Для разворота стрелы и крепления ее в требуемое положение служат оттяжки 12 и 13, которые состоят из стального троса – мантыля 11 и талей 10. Дополнительное крепление стрелы осуществляется контроттяжкой 12. Подъем и опускание груза осуществляется с помощью грузового шкентеля 7, имеющего на конце противовес 8 и гак 9. Шкентель 7 проведен через грузовой блок 17 на башмаке шпора 2 и намотан на барабан грузовой лебедки 15. Грузовые лебедки служат для обеспечения грузовых, промысловых и швартовых операций. Лебедки имеют барабан, на которой наматывается шкентель. Барабан насажен на вал. На конце вала жестко насажены турачки. Топенантные лебедки, вьюшки предназначены для подъема и опускания стрелы. Вращение барабана вьюшки производится посредством свистова – стального троса, намотанного на дополнительный барабан вьюшки. Сматываясь с барабана вьюшки на турачку грузовой лебедки свистов вращает его. Шкентель – гак имеет грузовой носок, загнутый вовнутрь, что предотвращает его задевание за комингс.

Легкие стрелы применяют на судах ФРП и их грузоподъемность до 10тс. Тяжелые стрелы свыше 10тс опираются шпором не на мачту, а на специальный фундамент, установленный около нее.

Г.У. должно быть всегда в исправном состоянии. На каждой стреле должна быть нанесена грузоподъемность. Вес груза не должен ее превышать. Г.У. подвергается периодическим осмотрам. Блоки, скобы смазываются. Если в тросе число лопнувших проволок более 10% и их толщина уменьшилась на 10%, то трос заменяют. Грузовые стрелы могут работать поодиночке и спаренно (на телефон).

Спасательные шлюпки. Средства спуска и подъема шлюпок.

Тип шлюпки – вельбот. Корпус выполнен из легких алюминиевых или пластмассы и имеет жесткое тентовое покрытие. Шлюпки моторные. По наружному борту имеется спасательный леер и киль-поручень. Имеются гаки для спуска и подъема шлюпки, пробки на резьбе для выпуска воды. Снабжение шлюпки: шлюпочное (якорь, фонари и др.), штурманское (карты, компас), сигнализация, запас продовольствия, воды, медикаментов.

Для спуска и подъема шлюпок служат шлюпбалки (поворотная, заваливающаяся, гравитационная). Наиболее распространены гравитационные шлюпбалки одно и двухшарнирные (увеличивается вылет шлюпки). Для крепления шлюпок по- походному применяются шлюпочные найтовы, с помощью которых шлюпка прижимается к бортблоку на шлюпбалке. Найтов отдается вместе со стопором крепления шлюпки по- походному. Для спуска и подъема служит шлюпочная лебедка.

Международная конвенкция регламентирует в зависимости от числа людей и размеров судна, района плавания количество и конструкцию шлюпок. Шлюпки от 10 до 150 человек. На рыбопромысловых судах в шлюпке половина людей от общего количества на судне. Безопасная посадка должна осуществляться при крене на любой борт до 20 о и дифференте до 10 о.

Спасательные плоты

ПСН – 6М, ПСН - 10М (плот спасательный надувной вместимостью 6 и 10 человек). ПСН состоит из надувной камеры с распоркой по оси симметрии, надувных дуг для поддержания тента, надувного днища, двойного тента с воздушной прослойкой. Под днищем плота четыре водобалластных кармана для устойчивости плота на волнении. По бокам плота имеются водосборные карманы для сбора дождевой воды. По периметру спасательный леер. У днища плота закреплен баллон с газовой смесью. Плот укладывается в чехол, а затем в контейнер, состоящий из двух половин (корпуса и крышки) и устанавливается на стеллаж. Контейнер прикреплен к подставке или палубе двумя найтовами через разобщительное устройство – гидростат, имеющий педаль принудительной отдачи. Из контейнера выходит наружу пусковой линь со слабым звеном.

Спуск плота вручную: 1. Нажать на педаль гидростата, освободив найтовы 2. Сбросить контейнер в воду. 3. Линь привязать к борту судна. 4. Выбрать слабину пускового линя и резким движением привести в действие систему газонаполнения (слабое звено бандажа разрывается). При погружении судна с плотом в воду, плот приводится в действие автоматически. Вода поступает в гидростат, и освобождает найтовы. Плот всплывает, линь натягивается и срабатывает система газонаполнения.

Спасательные круги изготавливаются из пенопласта (пеноайрита) и обшиваются парусиной. Круг имеет спасательный леер. Окрашивается в оранжевый цвет, может имеет линь. Спасательный жилет состоит из шести элементов из пеноайрита, соединенных тканью оранжевого цвета. Жилет имеет тесьму, пуговицу и застежку. Вверху два кармана для свистка и огня (батарейка и лампочка). Дернув за шнурок – зажигают огонь. Устойчивое положение под углом 45 о к поверхности воды, лицом вверх.

В корпусе и надстройках любого судна имеются специально оборудованные помещения. Количество, размеры и расположение помещений, а также их оборудование определяются назначением и условиями эксплуатации судов. Строгого деления таких помещений нет, однако могут быть выделены, например, следующие группы: жилые, служебные, бытовые, санитарно-гигиенические, общественные, специальные, вспомогательные.

Жилые помещения для пассажиров делят на каюты «люкс», I, II и III классов или туристского класса. Каюты экипажа состоят из кают комсостава и команды.

К служебным относятся помещения: административные, главных, вспомогательных и палубных механизмов, различные мастерские и т. п.

Бытовыми помещениями считают косметические и парикмахерские салоны, камеры хранения, лавки, киоски и т. п.

Санитарно-гигиенические помещения объединяют амбулаторию, операционную, лазарет, душевые и др.

Общественными помещениями считают салоны музыкальные, кинозалы, дискотеки, рестораны, кафе, буфеты и т. п.

Специальные помещения - это рубки различного назначения, гребных электродвигателей, аккумуляторные, трансформаторные, кондиционирования воздуха и др.

К числу вспомогательных помещений относят белье вые, плотницкие, прачечные, сушильные, кладовые, провизионные, трюмы.

Общее представление о расположении помещений на сухогрузном и нефтеналивном судах дают рис. 1.3 и 1.4. На этих судах имеются: грузовые помещения для перевозки генеральных, сыпучих или жидких грузов. К таким помещениям относятся твиндеки, трюмы, танки. Кладовые для хранения различного инвентаря: малярные, фонарные, шкиперские, электрооборудования и т. д.

Рис. 1.3. Расположение помещений на сухогрузном судне. 1 - румпельное отделение; 2 - цистерна пресной воды; 3 - ахтерпик; 4 - машинное отделение; 5 - рефрижераторное помещение; 6 - твиндек; 7 - цепной ящик; 8 - кладовая; 9 - форпик; 10, 12, 13 - диптанки, 11, 14 - грузовые трюмы; 15 - балластная цистерна; 16, 17 - топливные цистерны; 18 - цистерна смазочного масла; 19 - цистерна питательной воды.


Рис. 1.4. Расположение помещений на нефтеналивном судне.

1,2 - кладовые; 3 - сухогрузный трюм; 4 - форпик; 5 - диптанк; 6, 10 - коффердамы; 7 - насосное отделение; 8 - грузовые танки; 9 - грузовое насосное отделение; 11 - топливная цистерна; 12 - машинное отделение; 13 - цистерна питательной воды; 14 - ахтерпик; 15 - кормовой танк; 16 - котельное отделение; 17 - румпельное отделение; 18 - танки второго дна.

Машинно-котельные помещения используют для размещения главных энергетических установок, вспомогательное механизмов, котлов, компрессоров, насосов, аккумуляторов, преобразователей тока, электростанций и т. п. Посты управления включают радиорубку, рулевую, помещение гирокомпаса, штурманскую и др. В них расположены навигационные приборы, оборудование, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. д.

Значительно сложнее внутреннее устройство мощных ледокольных судов, представляющих крупнейшие сооружения (рис. 1.5). Здесь предусмотрено все необходимое для работы в трудных полярных условиях. Окрашивание их рассмотрено в гл. 7.


Рис. 1.5. Внутреннее устройство крупного ледокола.

1, 2 - носовое и кормовое машинные отделения, 3 - отделение гребных электродвигателей; 4 - плавательный бассейн; 5 - грузовой трюм; б - кормовая рулевая рубка; 7 - ангар вертолета; 8 - малярная; 9 - рулевая рубка; 10 - столовая; 11 - провизионная; 12 - якорный шпиль.

В связи с интенсивным освоением Севера построено большое количество барж, толкачей, судов грузовых, буксирных, колонкового бурения, исследовательских, танкеров и др., рассчитанных на эксплуатацию в арктических условиях.

Газовозы, на которых перевозят сжиженные газы, оборудованы четырьмя - шестью емкостями шарообразной формы. Верхняя часть их выступает над палубой, придавая судну своеобразный профиль (рис. 1.6). Служебные, жилые и вспомогательные помещения сосредоточены в кормовой надстройке, где расположены и каюты экипажа.


Рис. 1. 6. Расположение помещений на газовозе. 1 - цепной ящик; 2 - форпик; 3 - отделение приводных двигателей; 4 - отделение грузовых насосов и компрессоров; 5 - промежуточная цистерна; 6 - сферические грузовые цистерны; 7 - машинное отделение.

Характерной особенностью судов с горизонтальной грузообработкой (ро-ро) является наличие забортных аппарелей, лацпортов (бортовых вырезов), через которые осуществляются погрузочно-разгрузочные работы, а также широких палуб, удобных для быстрого размещения колесной техники - автомашин, трейлеров и других грузов, перемещаемых накаткой (рис. 1.7).


Рис. 1.7. Расположение грузовых помещений на судне ро-ро: а - вдоль судна; б - на палубах.


В основном корпусе (рис.1.) помещения образуются палубами, платформами, поперечными водонепроницаемыми и обычными переборками (выгородками). Помещения, образуемые поперечным водонепроницаемыми переборками, платформами, палубами, называют отсеками. К основным отсекам на судне относят: форпик – крайний носовой отсек, в котором размещены цепной ящик 20, цистерны пресной воды 3,4, судовые кладовые 2; ахтерпик – крайний кормовой отсек, в котором размещены румпельное отделение 9, помещение дейдвудной трубы 8; рядом расположена еще одна цистерна 11 пресной воды;междудонное пространство – пространство двойного дна, разделенного на отсеки 5, используемые для принятия балласта; трюмы 6 – грузовые помещения между настилом второго дна и ближайшей палубой (рефрижераторные трюмы оборудуют тепловой изоляцией); твиндеки 12 – грузовые помещения между палубами и платформами;диптанки 14 и 18 – глубокие цистерны, расположенные выше двойного дна, от борта до борта, служащие для хранения котельной воды, балласта, топлива, масла;коффордамы 13 и 19 – узкие сухие отсеки, расположенные между топливными танками и смежными отсеками; машинно-котельное отделение 15 – помещение, где расположена энергетическая установка судна (главные дизели, вспомогательные котлы, механизмы и т.д.); туннель гребного вала 7 – помещение, где проходит валопровод.

На добывающих и обрабатывающих судах в основном корпусе размещается рыбный цех . Обычно на добывающих судах он расположен под промысловой палубой. В рыбном цехе устанавливают технологическое и морозильное оборудование. Готовую продукцию направляют в трюмы.

Надстройки. Это закрытые палубные сооружения 16 на верхней палубе, простирающиеся от борта до борта или не доходящие до бортов судна. Носовую надстройку 1 называют баком, кормовую 10 – ютом. В надстройках в зависимости от типа судна размещают жилые и служебные помещения.

Рубки. Это служебные помещения 17, в которых сосредоточены посты управления судном. Пост управления рулем, а также средства внутренней связи и сигнализации сосредоточены в рулевом и штурманском помещениях.

=Учебник моториста II класса (стр.12)=

Судовые помещения подразделяются на жилые, служебные и общего пользования.

К жилым помещениям относятся каюты и кубрики. К служебным помещениям относятся помещения, предназначенные для размещения и обслуживания технических средств, медицинского обслуживания, хранение судовых запасов и грузов, выполнение судовых и ремонтных работ. К помещениям общего пользования относятся помещения для приёма пищи, личной гигиены, отдыха и проведения культурно-массовых мероприятий.

К грузовым помещениям сухогрузных судов относятся трюмы и твиндеки (межпалубное пространство). Для сохранности груза в трюмах настил второго дна покрывается деревянным настилом из сосновых досок (пайолом) толщиной 40 – 60 мм, шириной 60 – 100 мм.

Для закрытия льял (водосборное пространство), образованных крайним междудонным листом и наружной обшивкой, служат съемные деревянные щиты, которые укладываются на скуловые кницы.

Для предохранения груза от повреждения бортовым набором применяют продольные рейки – рыбинсы толщиной 40 – 50 мм, шириной 100 – 120 мм. Их располагают вдоль корпуса судна в специальных скобах на расстоянии друг от друга 200 – 250 мм.

На рефрижераторных судах грузовые помещения имеют специальную тепловую изоляцию из пробки, пенопласта и т.д. На изоляцию укладывают два слоя шпунтовых досок, сверху их закрывают антикоррозионными листами алюминия. Охлаждают трюмы холодным воздухом, подаваемым от рефрижераторных установок по трубам, или батареям, расположенными по бортам.

На некоторых промысловых судах груз перевозят в специальных ячейках – чердаках, выполненных из досок, уложенных в пазы специальных пиллерсов и плинтусов. Чердачная перевозка исключает деформацию тары и рыбной продукции.

При перевозке сыпучих грузов для избежания их пересыпания применяют постоянные или съемные продольные переборки (шифтинг-бордсы).

Для увеличения запасов топлива и воды, а иногда и для балластировки на судах предусматривают специальные танки, располагающиеся вне двойного дна. К ним относятся диптанки, занимающие пространство от борта до борта, а по высоте – от второго дна до нижней палубы; бортовые цистерны, находящиеся в районе машинного отделения или трюмов.

На больших промысловых судах предусматривается внутритрюмная механизация погрузочно-разгрузочных работ – элеваторы и транспортеры, а на транспортных рефрижераторах – электрокары.

К служебным помещениям относятся машинное отделение, рефрижераторное отделение, рулевая и штурманская рубки, радиорубка, румпельное отделение, шахта лага, эхолота, гирокомпасное помещение, служебно-хозяйственные помещения (фонарная, малярная, шкиперская кладовые).

Машинное отделение обычно располагается в средней или кормовой части судна. Здесь находится главный и вспомогательный двигатели, электрические генераторы, главный распределяющий щит электропитания. Если в качестве главного двигателя используется паровая машина или турбина, то их обычно размещают в одном отсеке, а паровые котлы – в другом отсеке (котельном отделении).

Вращение от двигателя на гребной винт передается при помощи гребного вала, который расположен в туннеле гребного вала, имеющем в конце небольшое расширение – рецесс. Для обеспечения естественной вентиляции над машинным отделением предусмотрена шахта, которая заканчивается световым люком – машинным капом. В крышках светового люка имеются иллюминаторы.

Рулевая и штурманская рубки – место несения судоводительской вахты. Отсюда осуществляется управление работой судна в целом. В рулевой рубке установлены рулевая колонка, путевой магнитный компас, репитеры гирокомпаса, машинный телеграф, радиолокаторы, рыбопоисковые приборы, различные сигнальные приборы. На современных судах многие из этих приборов устанавливаются в пультовом исполнении. В штурманской рубке, которая всегда соседствует с рулевой рубкой, имеется стол навигационной прокладки и хранения морских карт. Здесь же расположена часть штурманских приборов (радиопеленгаторы, приемоиндикаторы радионавигационных и спутниковых систем, указатели глубины эхолотов, репитеры лагов) и инструменты штурманской работы.

На судах старой постройки типа БМРТ имеются две рулевые рубки: носовая(ходовая0 и кормовая(промысловая – для управления судном во время работы с орудиями лова). На современных судах РТМ типа “Атлантик”, БМРТ типа “Прометей”, БМРТ типа “Горизонт” и других управление судном осуществляется из единой навигационно-промысловой рубки.

Радиорубка размещена в районе ходового мостика или в непосредственной близости от него. Это диктуется необходимостью оперативной связи радиооператора с вахтенным помощником капитана.

Шахты лага и эхолота делаются раздельными или совмещенными. Они выполняются в виде герметичной трубы, в нижней части которой в районе днища расположены центральный прибор лага с приемной трубкой и блок посылок эхолота с вибраторами.

В помещении гирокомпаса находятся все приборы гирокомпаса, за исключением периферийных.

Служебно-хозяйственные помещения, как правило, выносят под полубак ввиду их повышенной пожароопасности. Такое расположение позволяет держать эти помещения под наблюдением и своевременно предупреждать опасные ситуации.

Помещения для экипажа и пассажиров делятся следующим образом: жилые, общественные, хозяйственные, санитерно-гигиенические, медицинские.

Жилые помещения на судах обычно расположены в надстройках и рубках. В первую очередь для этой цели стремятся использовать среднюю надстройку – место, наименее подверженное действию качки и заливания.

На современных судах жилые помещения командного состава представляют собой, как правило, одноместные каюты, а рядового состава в зависимости от размеров судна и назначения – одно-, двух- и даже четырехместные каюты. Каюты обычно размещают по бортам судна, что обеспечивает возможность естественного освещения и вентиляции их через иллюминаторы.

На пассажирских судах жилые помещения размещены не только в надстройках и рубках, но и в междупалубных пространствах. Каюты для пассажиров разделены на классы. Одноместные и двухместные каюты I и II классов обычно находятся в средней надстройке и рубках, а четырехместные каюты III класса – на нижних палубах.

Каюты, как правило, располагают по коридорной системе. Двери открываются внутрь кают для обеспечения свободного передвижения по коридорам.

Общественные помещения – это столовая и салон для команды, кают-компания для командного состава, на больших современных судах спортзалы, плавательные бассейны, комнаты отдыха и т.д. На пассажирских судах общественных помещений, как правило, значительно больше. Это могут быть рестораны, столовые, курительные, музыкальные салоны, кинозалы, читальные залы, детские каюты, спортзалы и т.п.

Хозяйственные помещения включают камбуз, хлебопекарню, провизионную кладовую, буфетную, камеры хранения.

Санитарно-гигиенические помещения подразделяются на санитарно-бытовые (прачечные, сушилки, гладильные помещения для постельного белья и рабочей одежды) и санитарно-гигиенические (умывальники, душевые, бани, туалеты и т.п.).

Медицинские помещения включают изолятор, стационар, амбулаторию. На плавбазах, как правило, имеются операционная, рентгеновский, зубоврачебный кабинеты и другие.

Основные принципы формирования судовых помещений. Помещения промысловых судов образуются прежде всего делением основного корпуса на ряд отсеков поперечными переборками. Конечные отсеки (носовой - форпик и кормовой - ахтерпик) обычно служат для приема запаса воды или балласта. В форпике устраивают небольшую выгородку для размещения якорных цепей - цепной ящик. Форма и размеры этих отсеков не позволяют найти им лучшее применение. Остальные отсеки основного корпуса используются под грузовые помещения - трюмы, для размещения силовой установки, рыбообрабатывающих цехов и технологических линий.

По высоте основной корпус разделяется палубами и платформами. На многопалубных судах палубы нумеруют сверху вниз, начиная с верхней непрерывной палубы (главной).

Большинство сухогрузных судов, в том числе промысловых, имеют двойное дно - пространство, занятое днищевым набором и отделяющееся от трюмов и других помещений настилом второго дна. Двойное дно, разделенное на отсеки - танки, используется для приема жидкого балласта с целью повышения запаса остойчивости (неопрокидыва- емости), а также для хранения жидкого топлива и запасов пресной воды. Наличие второго дна повышает непотопляемость судна в случае повреждения наружного днища. На танкерах второе дно устанавливают только в районе машинного отделения.

Укрупненно все судовые помещения делятся следующим образом: грузовые помещения и балластные цистерны, служебные помещения, помещения для экипажа и пассажиров .

К грузовым помещениям сухогрузных судов относятся

трюмы и твиндеки (межпалубное пространство). Дня сохранности груза в трюмах настил второго дна покрывается деревянным настилом из сосновных досок (пайолом) толщиной 40-60 мм, шириной 60-100 мм.

Для закрытия льял (водосборное пространство), образованных крайним междудонным листом и наружной обшивкой, служат съемные деревянные щиты, которые укладываются на скуловые кницы.

Для предохранения груза от повреждения бортовым набором применяют продольные рейки - рыбинсы толщиной 40-50 мм, шириной 100 - 120 мм. Их располагают вдоль корпуса судна в специальных скобах на расстоянии друг от друга 200-250 мм.

На рефрижераторных судах грузовые помещения имеют специальную тепловую изоляцию из пробки, пенопласта и т. д. На изоляцию укладывают два слоя шпунтовых досок, сверху их закрывают антикоррозионными листами алюминия. Охлаждают трюмы холодным воздухом, подаваемым от рефрижераторных установок по трубам, или батареями, расположенными по бортам.

На некоторых промысловых судах груз перевозят в специальных ячейках - чердаках, выполненных из досок, уложенных в пазы специальных пиллерсов и плинтусов. Чердачная перевозка исключает деформацию тары и рыбной продукции.

При перевозке сыпучих грузов для избежания их пересыпания применяют постоянные или съемные продольные переборки (шифтинг-бордсы).

Для увеличения запасов топлива или воды, а иногда и для балластировки на судах предусматривают специальные танки, располагающиеся вне двойного дна. К ним относятся диптанки, занимающие пространство от борта до борта, а по высоте - от второго дна до нижней палубы; бортовые цистерны, находящиеся в районе машинного отделения или трюмов.

На больших промысловых судах предусматривается внутритрюм- ная механизация погрузочно-разгрузочных работ - элеваторы и транспортеры, а на транспортных рефрижераторах - электрокары.

К служебным помещениям относятся машинное отделение, рефрижераторное отделение, рулевая и штурманская рубки, радиорубка, румпельное отделение, шахта лага, эхолота, гирокомпасное помещение , служебно-хозяйственные помещения (фонарная, малярная, шкиперские кладовые).

Машинное отделение располагается обычно в средней или кормовой части судна. Здесь находится главный и вспомогательные двигатели, электрические генераторы, главный распределительный щит электропитания. Если в качестве главного двигателя используется паровая машина или турбина, то их обычно размещают в одном отсеке, а паровые котлы - в другом отсеке (котельном отделении).

Вращение от двигателя на гребной винт передается при помощи гребного вала, который расположен в туннеле гребного вала, имеющем в конце небольшое расширение - рецесс.

Для обеспечения естественной вентиляции над машинным отделением предусмотрена шахта, которая заканчивается световым люком - машинным капом. В крышках светового люка имеются иллюминаторы.

Рулевая и штурманская рубки - место несения судоводительской пахты. Отсюда осуществляется управление работой судна в целом. В рулевой рубке установлены рулевая колонка, путевой магнитный компас, репитеры гирокомпаса, машинный телеграф, радиолокаторы, рыбопоисковые приборы, различные сигнальные приборы. На современных судах многие из этих приборов устанавливаются в пультовом исполнении. В штурманской рубке, которая всегда соседствует с рулевой рубкой, имеется стол навигационной прокладки и хранения морских карт. Здесь же расположена часть штурманских приборов (радиопеленгаторы, приемоиндикаторы радионавигационных и спутниковых систем, указатели глубины эхолотов, репитеры лагов) и инструменты штурманской работы.

На судах старой постройки типа БМРТ имеются две рулевые рубки: носовая (ходовая) и кормовая (промысловая - для управления судном во время работы с орудиями лова). На современных судах РТМ типа "Атлантик", БМРТ типа "Прометей", БМРТ типа "Горизонт" и других управление судном осуществляется из единой навигацион- но-промысловой рубки.

Радиорубка размещена в районе ходового мостика или в непосредственной близости от него. Это диктуется необходимостью оперативной связи радиооператора с вахтенным помощником капитана.

Шахты лага и эхолота делаются раздельными или совмещенными. Они выполняются в виде герметичной трубы, в нижней части которой в районе днища расположены центральный прибор лага с приемной трубкой и блок посылок эхолота с вибраторами.

В помещении гирокомпаса находятся все приборы гирокомпаса, ia исключением периферийных.

Служебно-хозяйственные помещения, как правило, выносят под полубак ввиду их повышенной пожароопасности. Такое расположение позволяет держать эти помещения под наблюдением и своевременно предупреждать опасные ситуации. Все служебные помещения отличаются от прочих тем, что пребывание в них разрешается лишь со служебными целями.

Помещения для экипажа и пассажиров делятся следующим образом: жилые, общественные, хозяйственные, санитарно-гигиенические, медицинские.

Жилые помещения на судах обычно расположены в надстройках и рубках. В первую очередь для этой цели стремятся использовать среднюю надстройку - место, наименее подверженное действию килевой качки и заливания.

На современных судах жилые помещения командного состава представляют собой, как правило, одноместные каюты, а рядового состава в зависимости от размеров судна и назначения - одно-, двух- и реже четырехместные каюты. Каюты обычно размещают по бортам судна, что обеспечивает возможность естественного освещения и вентиляции их через иллюминаторы.

На пассажирских судах жилые помещения размещены не только в надстройках и рубках, но и в межпалубных пространствах. Каюты для пассажиров разделены на классы. Одноместные и двухместные каюты I и II классов обычно находятся в средней надстройке и рубках, а четырехместные каюты III класса - на нижних палубах.

Каюты, как правило, располагают по коридорной системе. Двери открываются внутрь кают для обеспечения свободного передвижения по коридорам.

Общественные помещения - это столовая и салон для команды, кают-компания для командного состава, на больших современных судах спортзалы, плавательные бассейны, комнаты отдыха и т. д. На пассажирских судах общественных помещений, как правило, значительно больше. Это могут быть рестораны, столовые, курительные, музыкальные салоны, кинозалы, читальные залы, детские каюты, спортзалы и т. п.

Хозяйственные помещения включают камбуз, хлебопекарню, провизионную кладовую, буфетную, камеры хранения.

Санитарно-гигиенические помещения подразделяются на санитар- но-бытовые (прачечные, сушилки, гладильные помещения для постельного белья и рабочей одежды) и санитарно-гигиенические (умывальники, душевые, бани, туалеты и т. п.).

Медицинские помещения включают изолятор, стационар, амбулаторию. На плавбазах, как правило, имеются операционная, рентгеновский, зубоврачебный кабинеты и другие.

Требования к судовым помещениям. Для обеспечения сохранности груза грузовые помещения перед началом погрузки тщательно убирают, а при необходимости и моют. После мойки трюмов воду из льял полностью откачивают и обеспечивают сушку трюмов естественной вентиляцией, а иногда и калориферами. Льяльные колодцы тщательно очищают от грязи. Цистерны пресной воды следует содержать в особой чистоте. Их очищают от грязи не реже одного раза в 6 мес, а также перед началом каждого длительного рейса.

В жилых помещениях ежедневно проводятся утренние приборки. Каюты старшего командного состава и кают-компанию убирает буфетчик, столовую команды и каюты командного состава - дневальный, места общего пользования - уборщик, каюты команды - проживающие в них члены команды. При выявлении на судне инфекционных заболеваний больного изолируют, а помещение дезинфицируют.

При появлении на судне признаков вредных насекомых (блох, кло

пов, тараканов) производится дезинсекция с использованием дуста, фторофоса, дихлофоса и других препаратов.

На судах загранплавания два раза в год, а на остальных судах один раз проводят дератизацию - окуривание помещений ядовитыми газами для истребления грызунов.

Не реже одного раза в неделю на судне производят мойку открытых палуб, для чего используют мыльные растворы, песок.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите признаки, по которым классифицируют суда.

2. Назовите наиболее массовые типы и номера проектов промысловых судов.

3. Назовите основные характеристики корпуса судна.

4. Назовите типы наборов судна и элементы силовых конструкций.

5. Назовите помещения для перевозки грузов и судовых запасов.

6. Назовите служебные помещения.

7. Назовите помещения для экипажа и пассажиров.

8. Перечислите требования к судовым помещениям.

Судовые помещения для экипажа и пассажиров делятся на жилые, общественные, бытовые, хозяйственные и медицинские.

Жилые помещения. На грузовых судах обычно для них используют среднюю надстройку и рубки, расположенные в ней. На пассажирских судах жилые помещения находятся не только в надстройках и рубках, но и в междупалубных пространствах.

Основным типом жилых помещений на судах являются каюты. Командный состав размещается в одноместных каютах, а рядовой - в одно-или двухместных.

Каюты для пассажиров разделяются на классы. Одно- и двухместные каюты I и II классов обычно располагаются в средней надстройке, а четырехместные каюты III класса - на нижних палубах.

Суда, совершающие непродолжительные рейсы или рейсы с частыми заходами в порты, могут перевозить пассажиров в общих помещениях с местами для сидения.

Жилые помещения оборудуют мебелью и инвентарем. В каютах командного состава, а также в пассажирских каютах I и II классов устанавливают диваны и умывальники. Койки могут быть одно или двухъярусные, устанавливают также стол, стулья и платьевые шкафы.

На судах чаще всего применяют коридорную систему. Выходящие в коридор двери открываются внутрь
кают, чтобы не стеснять движения людей по коридорам. Только двери общественных помещений должны открываться наружу, что ускоряет выход из этих помещений в случае аварии.

Общественные помещения. На грузовых судах к ним относятся столовая для команды и кают-компания для командного состава. Обычно рядом со столовой находится салон, который отделен от нее раздвижной переборкой. Это позволяет использовать оба помещения для проведения массовых мероприятий.

На современных грузовых судах имеются плавательные бассейны, спортивные залы, комнаты отдыха
и другие помещения, значительно улучшающие бытовые условия экипажа.

На пассажирских судах общественных помещений значительно больше. Здесь есть столовые, рестораны, курительные и музыкальные салоны, .кафе, бары, кинозал, читальни, спортивные залы, бассейны для купания, детские игровые помещения и т. п. Предусматривается также достаточная
площадь открытых палуб или веранд, предназначенных для прогулок пассажиров.

Бытовые помещения. К ним относятся гальюны (уборные), умывальные, ванные, бани, душевые и т. п. Для них используют помещения, не имеющие, как правило, естественного освещения. Недалеко от бани размещают помещение для спецодежды, оборудованное персональными шкафами. Иногда здесь имеются сушильные шкафы.

Хозяйственные помещения. На грузовых судах камбуз (кухня)-небольшое помещение, снабженное плитой, столом, кубом для кипячения воды, полками и шкафами для посуды. Камбуз пассажирского судна имеет большие размеры и иногда может состоять из ряда отдельных помещений. Поблизости от камбуза располагают кладовые для хранения продуктов. Их оборудуют стеллажами, шкафами, рефрижераторными камерами.

Медицинские помещения . К ним относятся амбулатория, стационар, изолятор и т. п. Размеры этих помещений и количество коек зависят от числа экипажа и категории судна. Располагают медицинские помещения обычно изолированно от других помещений с отдельными независимыми выходами на открытую палубу. Стационар и изолятор имеют собственный отдельный санитарный блок (гальюн, ванну, душ).