Как выглядит мусульманская мечеть изнутри с снаружи. Архитектура первых мечетей

Внутри стены мечети украшены стеклом и драгоценными камнями.

Знаете где находится эта мечеть?


Мавзолей Шах-Черах (перс. شاه چراغ, англ. Shah Cheragh) - одна из достопримечательностей г. Шираз

Усыпальница братьев Ахмеда и Муххамеда, сыновей Мусы аль-Кадима. Также мавзолей используется как мечеть и является местом настоящего религиозного паломничества для мусульман-шиитов. Мавзолей расположен в городе Ширазе.


"Шах-Черах" переводится с персидского как "князь света". Мавзолей был построен в четырнадцатом веке и с самого дня своего основания превратился в святыню. Сейчас это самая известная и популярная достопримечательность Шираза, а кроме того - одно из красивейших зданий во всем городе. Шах-Черах официально признан важным историческим памятником и внесён в список культурного наследия Ирана.

Снаружи эта мечеть-мавзолей выглядит вполне обычно - привычный для Шираза архитектурный стиль сочетается с традиционной мозаикой, использованной для оформления стен. Однако интерьер мечети просто невообразимо красив! Внутренние стены богато украшены кусочками стекла, драгоценностями и серебряными пластинами, а купол полностью покрыт зеркалами и цветным стеклом, поэтому в народе за Шах-Черах прочно закрепилось название "Зеркальная мечеть".

Во внутреннем дворике мы чувствовали себя как минимум неуместно и немного растерялись. Но тут к нам подошел таксист, который решил не бросать нас в беде. Он показал нам, где лежат "прокатные" комплекты чадр. Мы сняли обувь, замотались в тряпки и вошли внутрь. И только и могли сказать: уау!

Красота была столь великолепна, что впечатливший нас тремя днями ранее тегеранский Green Palace нервно курил в углу. Сначала мы немного стеснялись, но потом начали фотографировать, ибо только полюбоваться и уйти было бы преступлением по отношению к тем, кто там не был.

Внутри царило полное умиротворение. Очень много людей просто сидели на полу и смотрели на красоту вокруг. Кто-то, конечно, молился или читал Коран. И никто нас оттуда не погнал. Наоборот. Подходили женщины и просили нас сфотографировать на свои фотоаппараты их маленьких детей. Бездетные просто говорили уже традиционную для нас фразу "Welcome to Iran!"

Мечеть Омейядов в Дамаске
В начальный период распространения ислама в качестве мечетей использовали византийские храмы. Их не разрушали, а приспосабливали, переориентируя на Мекку и пристраивая к основному зданию огромный двор, где могли расположиться все молящиеся. До VIII века образцом такой «конвертации» служила старейшая мечеть Омейядов в Дамаске — бывший храм Иоанна Крестителя (еще раньше там располагался римский храм Юпитера, остатки которого видны с внешней стороны мечети). Однако в VIII веке храм был полностью перестроен, и на его месте появилась новая мечеть, облик которой сегодня считается эталонным. В мечети по-прежнему хранится одна из святынь как мусульманского, так и христианского мира - Глава Иоанна Крестителя, пророка Яхья в исламе.

Мечеть - не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу - главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».

Мечети бывают квартальные - для ежедневного пятикратного намаза жителей ближайшей округи, а также соборные - те, в которые на пятничную молитву собирается вся община. Особый тип общегородской мечети - мусалла - открытая площадь с единственной стеной, у которой совершаются богослужения в праздник Курбанбайрам.

Квартальные мечети обычно небольшие, заметные среди городской застройки лишь благодаря минарету. Чаще всего никакими архитектурными достоинствами они не обладают, а исполняют только религиозную функцию (поэтому я про себя называю их «хозблоками»). Пятничные мечети - совсем другое дело. Огромные, соразмерные средневековым соборам, соборные мечети Стамбула и Исфахана, Марракеша, Дамаска и Дели строились на средства казны лучшими мастерами. Архитектура - традиционный способ демонстрации могущества власти, и пятничные мечети показывали городу и миру силу государства, хотя, конечно, и собирали верующих для молитвы и проповеди. Именно в таких мечетях совершали намаз султан и его двор. У таких мечетей всегда несколько минаретов (у квартальных - один-единственный), поскольку чем больше минаретов и чем они выше, тем дальше разносится призыв на молитву. И, конечно, большая часть таких мечетей сегодня еще и музеи. Это памятники истории, образцы архитектурных стилей: османского, сельджукского, персидского, могольского и т. д.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле
Один из самых распространенных типов мечети в мире - османский. Архитектурная вершина этого стиля - мечеть Сулеймание в Стамбуле, построенная великим зодчим Османской империи Синаном в первой половине XVI века по заказу султана Сулеймана Великолепного (отсюда и название). Османские зодчие наследовали конструктивный принцип византийского храма, прежде всего константинопольской Святой Софии. Как и у нее, (1) купол Сулеймание положен на массивные опорные (2) столбы с помощью (3) «парусов». Вес купола равномерно «гасится» через боковые (4) полукупола. Мечеть украшают знаменитые изразцы из Изника, а также многочисленные светильники и галереи. Двор мечети по перимет ру обрамлен крытой (5) галереей, украшенной (6) малыми куполами. В центре двора расположен (7) фонтан для ритуальных омовений, который сегодня играет декоративную роль (омовения происходят под внешней галереей). По углам внут реннего двора Синан поставил четыре (8) минарета - Сулейман был четвертым правителем империи после переноса столицы в Стамбул. Десять (9) балконов, с которых возглашался призыв на молитву, также в честь Сулеймана - десятого султана из династии Османов. За (10) стеной киблы (кибла - направление на Каабу) стоят усыпальницы султана и его жены Роксоланы.

Попасть в пятничную мечеть можно в любое время дня. Чтобы не оказаться в неудобной ситуации, придерживайтесь элементарных правил, универсальных для любого места, связанного с культом. Будьте сдержанным, спокойным. Ведите себя так, как ведут себя местные, когда не молятся. Если они сидят, или лежат, или спят, то можно и самому спокойно сесть на ковер, подремать у стены. Единственное, что действительно раздражает верующих, - это отсутствие уважения к их религии у человека со стороны.

Не забывайте, что, входя в мечеть, нужно, во-первых, иметь благопристойный вид - никаких шорт и маек. А во-вторых, обувь придется оставить при входе. С одной стороны, тем самым демонстрируется уважение к дому Аллаха, с другой - этот обычай, как и многие другие, связан с гигиеной: во время молитвы верующие многократно касаются пола ладонями и лбом. А тем, кто брезгует ходить босиком (например, в индийских мечетях пол иногда ничем не покрыт и довольно грязен), лучше запастись носками. Обувь можно носить в руках, но проще бросить ботинки при входе, как это делают все остальные, - кража в мечети невозможна. Наконец, женщинам придется покрыть голову и руки. В исторических мечетях крупных городов платки предлагают при входе, а в мечети Омейядов в Дамаске я, например, с удивлением обнаружил, что женщина может взять напрокат балахон с капюшоном. Что в целом решает проблему любой «неформатной» одежды.

Запретная мечеть в Мекке
Совсем иначе устроена главная мечеть мусульманского мира. Поскольку ее первая задача - вместить сотни тысяч паломников во время хаджа к главной святыне ислама, Каабе, мечеть представляет собой огромный двор, обнесенный многоярусной (1) галереей с (2) минаретами по углам. В центре двора расположена (3) Кааба - святилище, в сторону которого обращаются мусульмане всего мира во время молитвы. Это кубическое сооружение высотой 15 метров и основанием 10 на 12 метров. В восточный угол Каабы («черный угол») вделан (4) черный камень, заключенный в серебряную оправу. Камень имеет метеоритное происхождение, он был объектом древнего семитского культа задолго до становления ислама. Во времена молодости пророка Мухаммеда на этом месте находился идол Хубала - божества-покровителя Мекки, вокруг которого располагались 360 идолов божеств, почитаемых в Аравии. Значение Каабы для ислама резко возросло, когда она была объявлена святым местом, обратясь к которому мусульмане обязаны совершать молитву (до 622 года направление киблы было на Иерусалим, где, по преданию, совершилось вознесение пророка). В мусульманской религиозной мифологии «черный камень» - это «белый яхонт» из рая, дарованный Адаму Аллахом, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Черным он стал позже из-за людских грехов и пороков. Рядом с «черным камнем» находится (5) макам Ибрагима (место Ибрагима) - камень из рая, стоя на котором пророк Ибрагим строил Каабу и который сохранил отпечаток его стоп. Рядом с макамом Ибрагима имамы руководят молитвой правоверных. Справа от него за полукруглой стенкой находится (6) Аль-Хиджр - место, где пророк Ибрагим оставил жену Хаджарь и сына Исмаила, привезя их в Мекку, и где повелел Хаджарь строить дом. Это особое место, куда паломники не заходят во время обхода Каабы: считается, что при пророке Ибрагиме оно было частью Каабы и там, по легенде, похоронены его жена и сын.

Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет. Однако мобильный телефон, конечно же, лучше отключить и громко не разговаривать, хотя дети, которые часто резвятся на коврах мечети, совершенно естественно вопят, как им и положено. И, разумеется, мужчинам лучше не соваться на женскую половину. Как правило, она отгорожена деревянными ширмами, но даже если и нет, то следует приглядеться, куда не заходят местные мужчины.

Иноверцу, зашедшему в мечеть до начала молитвы, совершенно необязательно выходить, когда верующие начали молиться. Если он никак не мешает молящимся, выгонять его никто не будет. Нет ничего страшного и в том, чтобы зайти в мечеть уже после начала молитвы. Многие верующие сами прибегают из своих лавок и офисов с опозданием, нисколько этим не смущаясь.

Войдя в мечеть, стоит выбрать тихий угол с хорошим обзором, сесть у стены и с пола разглядывать интерьер и людей. Большинство правоверных ждут молитвы или остались после нее, чтобы пообщаться и отдохнуть. Это одно из главных удовольствий в раскаленном мусульманском городе: прохлада огромных мечетей, тихий гул голосов, детская беготня. Ноги отдыхают, глаза, уставшие от солнца, тоже.

1. Минбар - кафедра , с которой имам читает пятничную проповедь. Расположена всегда справа от михраба. Имеет форму лестницы, украшенной сверху островерхим куполом. В пятничных мечетях минбар часто покрыт искусной резьбой - того типа, который распространен в стране, где эта мечеть расположена. По традиции, имам занимает предпоследнюю сверху ступень лестницы, поскольку на верхней ступени незримо присутствует сам пророк Мухаммед.
2. Михраб - ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу. К михрабу мусульмане обращаются лицом во время молитвы. Михраб часто украшается по периметру изразцами, резьбой и надписями из Корана и фланкируется двумя полуколоннами. В больших мечетях сооружают несколько михрабов, чтобы один из них всегда был в поле зрения молящегося. Михрабы устраивают и во дворе мечети - для тех, кто опоздал на молитву и вынужден свершать намаз снаружи.

В большие мечети, особенно шиитские (внешне их легко узнать по обильным орнаментальным украшениям и куполу, покрытому золотом или изразцами; кроме того, они возводились у места погребения кого-либо из потомков пророка), мусульмане приезжают семьями, чтобы не только поклониться могиле праведника, но и пообщаться, провести время, показать роскошные интерьеры детям. Во дворах больших мечетей не запрещается устроить мини-пикник: путь проделан долгий, а в кафе ходить дорого. Пить вино и жарить мясо никто не будет, но разложенные на платке бутерброды, фрукты, бутылки с водой - обычное зрелище.

Часто во время религиозных праздников при мечетях бывают благотворительные акции - например, раздача пищи. Однажды в Тегеране я угостился отличной печеной картошкой, завернутой в лаваш с солью, а в Исфахане по случаю праздника Ашура выстоял очередь за бесплатным обедом - рис и мясо со сливами - и получил его в специальном термопакете. Правда, это было в дни обострения конфликта в Палестине, поэтому на упаковке красовалась надпись (дословно): Down with Israeli, down with USA - «Долой Израиль, долой США».

И последнее. В некоторых городах при входе в мечеть вводится (крайне редко и чаще всего стихийно) своего рода фейсконтроль. Какой-нибудь особо религиозный старец может внезапно спросить человека непривычного для него вида: «Муслим?» («Мусульманин?»). Со мной такое случалось дважды: в мечети Купол Скалы в Иерусалиме и в мечети Хасана II в Касабланке. Что делать? Если вам действительно нужно попасть внутрь - например, чтобы своими глазами увидеть мечеть с раздвигающейся крышей, вмещающую 25 000 молящихся, - дайте спокойный утвердительный ответ: «Йес, муслим». И можно проходить. Есть и более простой вариант: намотать на пальцы мусульманские четки. Увидев их, даже исламский фундаменталист никаких вопросов задавать не станет.

Иллюстрации Эльдара Закирова


Всего 67 фото

Вторая часть моего рассказа о мечети Сулеймание в Стамбуле будет о её удивительных внутренних пространствах. Мы внимательно и по возможности подробно осмотрим мечеть изнутри. Интерьер мечети Сулеймание кстати не менее величественен и впечатляющ нежели её внешний облик, а может даже и значительнее. Итак, продолжим!

В 1660 году мечеть Сулеймание была фактически уничтожена сильнейшим пожаром. Но турецкий правитель Мехмед IV издал приказ о восстановлении этого уникального исторического и религиозного памятника. Процессом реставрации руководил человек по имени Фоссати. Он внес некоторые изменения во внешний вид здания, придав ему черты, свойственные европейскому стилю барокко. В XIX веке мечеть Сулеймание в Стамбуле вновь обрела свой первоначальный облик. Однако в период Первой мировой войны двор мусульманской святыни который мы тоже увидим был использован как большой склад для хранения оружия и боеприпасов. К несчастью все это предсказуемо взорвалось, и произошел масштабный пожар. Реставрационные работы после этого чрезвычайного происшествия были закончены лишь в 1956 году. Последний же текущий ремонт был осуществлен в 2010 году.

Попасть в основной передний двор (расположенный с запада перед основным зданием мечети) можно через три входа. Мы зайдем во внутренний двор мечети Сулеймание с южной стороны.
02.

Это как раз и есть южный портал внутреннего двора.
03.

Внутренний двор мечети Сулеймание. Сам двор окружают галереи (всего в галереях 24 колонны), а портик украшают 28 куполов.
04.

Вид южного портала со стороны внутреннего двора мечети Сулеймание.
06.

Верхняя часть южного портала.
07.

Колонада внутреннего двора и входа в мечеть.
08.

Купола южной галереи внутреннего двора мечети.
09.

Авлу (внутренний двор мечети) Сулеймание (на фото ниже). В центре двора расположен мраморный квадратный фонтан для ритуальных омовений, а в углах выстроены четыре минарета, как символ того, что Сулейман четвертый султан с момента завоевания османами Константинополя и десятый из Османов, поэтому на минаретах 10 балконов (шерефе) - два минарета с двумя балконами, два - с тремя.

Мечеть Сулеймание в плане. Справа как раз вырисован внутренний двор мечети и что любопытно - каждая его мраморная плита.
12.

Шадырван - ритуальный фонтан для омовений (в правой части кадра на фото ниже).
13.

Фонтан сейчас не функционирует. Можно однако попытаться заглянуть внутрь строения фонтана через декоративные решетки.
14.

Пора зайти и в саму мечеть. Это западная сторона мечети Сулеймание с колонадой.
15.

Парадный вход в мечеть Сулеймание.
16.

Кстати Султану Сулейману перед возведением этой мечети приснился Пророк Мухаммед, который и указал место, где она должна быть построена. Проснувшись в глубоком волнении, владыка воздал хвалу Всевышнему и сразу призывал к себе архитектора Синана.
"О, мой султан, я стоял рядом с вами!» - восклицает спешно появившийся и взволнованный мастер рассказывая повелителю детали того же самого сна.

18.

Выдающееся мастерство архитектора Синана блестяще проявилось и в проектировании внутренней планировки и убранстве мечети. Купол Сулеймание освещен почти полутора сотнями окон так, что человек, входя в молитвенный зал мечети (63 м шириной, 69 м длиной), сразу охвачен потоком света, который течет от самого купола вниз к земле. На полу мечети расстелены "ячеистые" ковры, а не очень большие по своим размерам светильники люстр светят тускло и дают представить посетителю о той эпохе, когда все внутри освещалось свечами, общее количество которых могло достигать четырех тысяч.
19.

Несмотря на свои внушительные размеры, мечеть имеет минималистический в деталях интерьер.
20.

При этом внутренний декор и надписи являются поистине эстетическим чудом.
21.

Зал здания обладает превосходной акустикой обусловленной использованием специальных глиняных кувшинов-резонаторов, замурованных в стенах. С акустикой мечети связана интересная история. Однажды Сулейман получил "от доброжелателя" донос о том, что архитектор Синан совсем не занимается строительством мечети, а сидит в ней и курит целыми днями наргиле (подвид кальяна). Разгневанный султан Сулейман решил сам разобраться и лично отправился на стройку с инспекцией, где действительно обнаружил Синана, сидящего посередине мечети с наргиле, но табака султан не обнаружил. Оказалось, что Синан замерял акустические свойства внутреннего объема мечети, булькая водой в наргиле, и прислушиваясь к тому, как звуки разносятся по всему храму. Султан был удовлетворен, а Синан продолжил свою кропотливую работу) Как утверждают духовные лица, в ходе реставрационных работ 2007-2010 гг. эта самая акустика мечети пострадала: "К сожалению, при проведении реставрационных работ использовались синтетические материалы, которые не существовали во времена архитектора Синана. Поэтому теперь пострадала акустика мечети, и проповеди и молитвы здесь больше не звучат так, как раньше".

Объем зала украшен различными цветочными узорами, геометрическими паттернами, надписями из Корана.
Также внутри сразу заметны четыре огромные монументальные опорные колонны.
22.

С северной и южной сторон имеются две большие аркады, поддерживаемые колоннами из красного гранита. Одна из этих колонн привезена из Люблянского храма Зевса (Баальбек), вторая из Александрии, третья из одной стамбульской мечети и, наконец, последняя колонна - из окрестностей дворца Топкапы. Эти колонны символизируют четырех исламских халифов.
23.

В помещении насчитывается 138 оконных проемов, через которых солнечный свет проникает внутрь.

26.

Над центральным залом здания мечети возведен купол. Он "положен" на массивные опорные столбы с помощью "парусов". Вес купола равномерно "гасится" через боковые полукупола. Для надежности этой основной конструкции были использованы особо лёгкие и прочные кирпичи.
28.

Каллиграфическая надпись в самом основном куполе гласит: "Аллах - свет небес и земли. Его свет - точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло - точно жемчужная звезда. Зажигается он от древа благословенного - маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к своему свету, кого пожелает!".
29.

По некоторым сведениям в вершину купола Сулеймание вмурован фрагмент священного для всех мусульман камня Кааба ("Чёрного камня").
30.

Интерьер Мечети Сулеймание выполнил каллиграф Хасан Челеби.
31.

Мечеть также украшают знаменитые изразцы из Изника.
32.

Михраб и минбар (на фото выше) сооружены с применением белого мрамора, над ними расположены цветные витражи - работа мастера Ибрагима по прозвищу Сархош, т.е. "Опьяненный")
39.

Кстати обратите внимание, что между лампадами попадаются подвешенные предметы похожие на большие желтые яйца. Что любопытно, что это яйца и есть только страусиные. Они развешаны чтобы защитить огромное здание мечети от пауков и паутины. И действительно, страусиные яйца имеют такое специфическое свойство отпугивать пауков и других насекомых.
40.

Синан применил остроумное инженерное решение как удалять неизбежную копоть четырех тысяч горящих свечей. Он устроил в верхней части северной стены «коптильню» с отверстиями, куда вся копоть втягивалась сквозняком и осаждалась там. А сажа в дальнейшем использовалась для приготовления чернил.
42.

Когда-то мечеть освещалась светом тысяч свечей, теперь же их заменили электрические лампы соответствующе и бережно стилизованные по форме.
43.

И во времена становления этим термином называли место , подразумевая любой ритуально приемлемый участок земли.

Главной мечетью считается заповедная мечеть в (Масджид аль-Харам), в которой находится исламская святыня - . В каждом исламском городе существуют «соборные» мечети, служащие для больших коллективных молений в , а также квартальные мечети, мечети при , на вокзалах и в аэропортах, в богатых домах и дворцах.
Первая мечеть была построена сразу после в предместье Ясриба () в середине 623 г. рядом с домом . Это была очень просторная мечеть, где проводились преимущественно пятничные молитвы. Однако, согласно тексту Корана, мечеть не является необходимым условием для совершения этого культового действия: весь мир, данный верующему человеку во владение, годится для того, чтобы почитать .
После завоевания Мекки в 630 г. Кааба и окружающий ее двор тоже были превращены в мечеть. После этого мечети стали возводить во всех мусульманских городах.
Начиная с 7 в. сосуществовали два типа мечетей: частные молельни и мечети, предназначенные для всей общины, в них по пятницам проводились коллективные моления, выполнявшие не только религиозную, но и важную политическую функцию. Чаще всего на русский язык словосочетание masdjid djami’ переводится как «большая» или «соборная» мечеть.
В первые века ислама правители или наместники широко использовали мечеть: хранили казну, объявляли народу указы, выступали с речами, проводили судебные разбирательства. Постепенно социально-политическая функция мечетей ослабевала. Однако и по сей день они продолжает быть символом не только духовного, но и светского единения общины мусульман.

Архитектура мечетей

Что касается архитектурных особенностей, то устойчивая планировочная структура закрепляется за мечетями лишь с 16 столетия. Однако надо учитывать, что мечети, возводимые на периферии мусульманского мира (в , ), в большинстве случаев представляют собой относительно недавние постройки, архитектурный облик которых сложился не столько под влиянием ислама, сколько под воздействием местных строительных традиций.

Внутреннее убранство

В разных районах мусульманского мира сложились различные архитектурные типы мечетей. Основные черты мечетей определились в конце 7 в. Большинство мечетей имеют один или несколько - башен, с которых провозглашается призыв к молитве (). В молитвенном помещении находится - ниша, указывающая направление на Мекку, к которой молящиеся должны повернуться лицом. Около михраба устанавливается кафедра проповедника - . Пол мечети и ее двор обычно устилаются коврами. При каждой мечети должен быть естественный или искусственный водоем для ритуального . Женщины молятся в специально отгороженной части общего зала или на галереях. Во многих мечетях размещаются книгохранилища. Некоторые мечети совмещены с усыпальницами.

Многие мечети содержатся на средства общины, но есть и такие, что существуют за счет вакфов или государственные субсидии. В исламе нет , но с первых дней существования мечетей в них трудились известные странствующие проповедники (куссас), выполнявшие также роль наставников, толкователей Корана и учителей. Со временем в больших мечетях появляется предстоящий на молитве, . Он мог состоять в штате мечети и одновременно выполнять обязанности казначея. Во многих мусульманских государствах организацией и поддержанием мечетей ведает аппарат чиновников; они же назначают имама. Кроме имама, в мечетях есть еще одна значимая фигура - му’аззин (), человек, созывающий верующих на молитву.
Служители мечетей - имамы, хатыбы, муэдзины - не обладают святостью и благодатью (как, например, христианские священнослужители); они выступают лишь как организаторы ритуала.

Требования к посещению

От верующих на молитве требуется , перед входом в мечеть принято снимать обувь.

На Западе

Образцом для мечетей, строящихся по всему миру по мере распространения ислама, служил масджид, сооруженный в Медине рядом с домом Мухаммада. Архитектурный стиль мечетей зависел от эпохи и от региона, в котором они возводились. Иногда мечети строили похожими на церкви, крестообразными в плане. В разных странах под воздействием местных эстетических воззрений, архитектурных и строительных традиций выработались самостоятельные типы мечетей. В Америке мечети обычно возводят в строгом ближневосточном стиле, чтобы они выделялись на фоне молитвенных зданий других конфессий, привлекая внимание верующих. Однако в ряде сообществ из-за стесненности городской застройки можно встретить мечети в многоквартирных домах, в складских помещениях, в помещениях, предназначенных для магазинов, что соответствует практике организации церквей и синагог.
Следует отметить, что в мечетях нет специального обряда освящения молитвенного дома, и здание может использоваться по другому назначению, если не служит больше мечетью. Многие американские мечети не только служат местом общей молитвы, но и выполняют функции исламских общественных центров, где есть помещения для кухни и банкетные залы для празднования событий, связанных с обрядами жизненного цикла.

Мусульманские храмы называются мечетями, а строятся они по определенным правилам. Во-первых, здание должно быть ориентировано строго на Восток, то есть на святое для всех мусульман место - Мекку. Во-вторых, обязательным элементом любой мечети является минарет - высокая и узкая пристройка чаще всего цилиндрической или прямоугольной формы. Таких в мечети может быть от одного до девяти. Именно из этого помещения муэдзин призывает верующих к молитве.

Практически все мусульманские храмы оборудованы двором. Здесь по традиции должен быть устроен фонтан, колодец или любое приспособление, предназначенное для омовений. Согласно мусульманским обычаям, входить грязным на молитву в храм нельзя. Во дворе также находятся хозяйственные постройки. Медресе отличается от мечети тем, что во дворе могут быть оборудованы помещения для семинаристов. Современные храмы, конечно же, имеют достаточно скромную архитектуру. Однако если посмотреть на старые великолепные можно заметить, что раньше дворы часто обносили колоннами, даже устраивали по периметру галереи.

Здание мечети венчает купол, украшенный полумесяцем.

Это особенности мусульманского храма в плане экстерьера. Внутри же здание делится в наше время на две половины - мужскую и женскую. На восточной стене молитвенной комнаты в обязательном порядке устраивается михраб - специальная ниша. Справа от него располагается особая кафедра, с которой имам читает свои проповеди верующим. Во время молитвы старые люди стоят к нему ближе всего. За ними - люди И в самых последних рядах - молодежь.

Изображения людей и животных в исламе запрещены. Поэтому, конечно же, никаких икон в молитвенной комнате либо где-нибудь еще нет. В наше время стены обычно украшаются арабскими письменами - строками из Корана. Очень часто для оформления мечетей используются также фрактальные или Они могут быть выполнены как снаружи здания, так и изнутри. Мусульманские храмы отделываются обычно в традиционных синем и красном цветах. Кроме того, в орнаментах можно часто наблюдать вкрапления белого и золотистого.

Замечательным примером исламской архитектуры можно считать, к примеру, Тадж-Махал в Агре. Это очень которое считается общемировой жемчужиной культуры. Построен этот мусульманский храм, фото которого вы можете видеть в самом верху страницы, Шахом Джахадом в честь своей жены. Женщину звали Мумтаз-Махал (отсюда и слегка переиначенное название храма), а умерла она при родах. В храме имеются две гробницы - жены шаха и его собственная.

На втором фото - мечеть Султана Ахмета, находящаяся в Стамбуле. Отличительной особенностью турецких мусульманских храмов можно назвать особую форму купола - более пологую, чем в мечетях других стран. На третьей фотографии - мечеть Султана Ахмета изнутри. Довольно часто мусульмане приспосабливали под собственные покоренных народов. Примером тому может служить самый значимый памятник раннехристианской культуры - София Константинопольская, к которой турками были пристроены минареты.

Таким образом, таких зданий, как мусульманские храмы, можно назвать купол и наличие двора. Кроме того, обязательными архитектурными элементами являются минареты, михраб и кафедра.