Трук, федеративные штаты микронезии. Лагуна трук, микронезия Карта погибших корабли атолла трук

Острова Чуук - группа небольших островов в составе Федеративных Штатов Микронезии. Историческое название этих островов – Трук.
островов Трук началась с их открытия испанскими мореплавателями и продолжилась исследованиями французского мореплавателя Дюмон-Дюрвиля, а затем русского путешественника Фёдора Петровича Литке. После испано-американской войны 1898 года по соглашению между Испанией, Германией и США,- Микронезия, за исключением острова Гуам, была куплена у США Германией за $4,2 млн. В начале Первой мировой войны, в 1914 году, острова были оккупированы Японией.

Атолл Трук был крупной японской базой материально-технического снабжения, а также «домашней» военно-морской базой Объединённого флота Императорского флота Японии. Фактически эта база представляла собой японский эквивалент Пёрл-Харбора ВМС США, была единственной крупной японской авиабазой в радиусе Маршалловых островов и играла ключевую роль в материально-технической и оперативной поддержке японских гарнизонов, составляющих оборонительный периметр на островах и атоллах центральной и южной частей Тихого океана.

Пять аэродромов, рассчитанных почти на 500 самолетов. Кроме того в обеспечении защиты и функционирования базы участвовали патрульные, десантные и торпедные катера, подводные лодки, буксиры и корабельные минные тралы.

Чтобы обеспечить в воздухе и на море в предстоящем наступлении на Эниветок, адмирал Рэймонд Спрюэнс приказал атаковать Трук. Оперативное соединение TF 58 вице-адмирала Марка Митчера состояло из пяти авианосцев: (Энтерпрайз, Йорктаун, Эссекс, Интрепид и Банкер Хилл) и четырёх лёгких авианосцев: (Белло Вуд, Кэбот, Монтерей и Каупенс), которые несли на борту более 500 самолётов. Эскорт авианосцев обеспечивал большой флот из семи линкоров и многочисленных крейсеров, эсминцев, подводных лодок и других кораблей.

Опасаясь, что база стала слишком уязвимой, японцы передислоцировали авианосцы, линкоры и тяжёлые крейсера Объединённого флота на Палау неделей раньше. Тем не менее, многочисленные меньшие военные корабли и грузовые суда оставались на якорной стоянке, а несколько сотен самолётов продолжали оставаться на аэродромах атолла.

Эта атака под кодовым названием «Операция Хэйлстоун» застала японских военных врасплох, что привело к одному из самых успешных сражений США за время Второй мировой войны

Японское грузовое судно у атолла Трук после попадания торпеды, сброшенной TBF Avenger авианосца Энтерпрайз во время налёта на Трук, 17 февраля 1944 года.

Американские наступательные действия были комбинацией авианалётов, действий надводных кораблей и подводных лодок в течение двух дней и, казалось, застали японцев врасплох. Несколько дневных, наряду с ночными авианалётами, в том числе истребительной авиации, пикировщиков и торпедоносцев по японским аэродромам, самолётам, береговой инфраструктуре и кораблям на и возле якорной стоянке острова Трук. Американские надводные корабли и подводные лодки патрулировали возможные направления отхода с якорной стоянки и атаковали японские корабли, которые пытались скрыться от авианалётов.

В общей сложности во время операции были затоплены три японских лёгких крейсера: (Агано, Катори и Нака)

четыре эсминца: (Оитэ, Фумидзуки, Майкадзэ и Татикадзэ), три вспомогательных крейсера (Акаги Мару, Айкоку Мару, Киёсуми Мару), две базы подводных лодок (Хэйан Мару, Рио-де-Жанейро Мару), три меньших военных корабля (в том числе морские охотники Ch-24 и Сёнан Мару 15), авиационный транспорт Фудзикава Мару и 32 грузовых корабля.

Некоторые из этик кораблей были уничтожены на якорной стоянке, а остальные в окрестностях лагуны Трук. Многие грузовые суда были загружены подкреплениями и грузами для японских гарнизонов в центральной части Тихого океана. Только небольшое число войск на борту затонувших судов и незначительная часть грузов были спасены.

Майкадзэ и ещё несколько кораблей были затоплены американскими надводными кораблями во время попытки покинуть якорную стоянку Трука. Спасшиеся с тонущих японских кораблей, по донесениям, отказывались от спасения американскими кораблями.

Крейсер Агано, пострадавший во время рейда на Рабаул и который в момент начала налёта уже находился на пути в Японию, был затоплен американской подводной лодкой Скэйт. Оитэ, поднявший 523 моряков с Агано, возвратился к Труку, чтобы принять участие в обороне своими зенитными орудиями. Он был затоплен сразу после начала авианалёта со всеми спасшимися моряками Агано, спаслось только 20 членов экипажа Оитэ.

Свыше 250 японских самолётов было уничтожено, большая часть ещё на земле. Многие самолёты были на разных стадиях сборки, так как только что были доставлены из Японии в разобранном состоянии на борту грузовых судов. Только небольшая часть собранных самолётов смогли подняться в воздух на отражение атаки самолётов США. Несколько японских самолётов, поднявшихся в воздух, были сбиты истребителями или стрелками бомбардировщиков США.

Американцы потеряли 25 самолётов, главным образом от интенсивного зенитного огня батарей на Труке. Порядка 16 американских лётчиков было спасено подводными лодками или гидросамолётами. Ночная торпедная атака японского самолёта из Рабаула или Сайпана нанесла повреждение Интерпиду, погибло 11 членов экипажа, заставив корабль вернуться в Пёрл-Харбор, а затем в Сан-Франциско на ремонт. Корабль вернулся в строй в июне 1944 года. Ещё одна атака японских самолётов привела к повреждению линкора Айова бомбой.

Налёт на Трук завершил существование Трука в качестве большой угрозы для операций Союзников в центральной части Тихого океана; японский гарнизон на Эниветоке не смог получить реальной помощи и подкреплений, которые могли бы ему помочь в защите от вторжения, которое началось 18 февраля 1944 года и, соответственно, налёт на Трук значительно облегчил американцам захват этого острова.

Позднее японцы перебросили около 100 оставшихся самолётов с Рабаула на Трук. Эти самолёты подверглись нападению авианосных сил США 29-30 апреля 1944 года, в результате чего большая их часть была уничтожена. Американские самолёты сбросили 92 бомбы в течение 29 минут, уничтожив японскую авиацию. При налётах апреля 1944 года кораблей в лагуне Трука обнаружено не было, и эта атака стала последним налётом на Трук во время войны.

Трук был изолирован силами Союзников (в большей мере США), которые продолжали своё наступление на Японию, захватывая острова в Тихом океане, в том числе Гуам, Сайпан, Палау и Иводзиму. Отрезанные, японские войска на Труке, как и на других островах в центре Тихого океана, испытывали недостаток продовольствия и находились перед лицом голода на момент капитуляции Японии в августе 1945 года.

Примерно 20 лет спустя любители приключений Жак Ив Кусто, Эл Гиддингс и Клаус Линдеманн обнаружили прелести этой лагуны, в которой затонувшие военные машины сочетаются с вереницами кораллов и разнообразием живого подводного мира.
Острова Чуук с их неглубокими и живописными лагунами – это настоящая Мекка для дайверов. Лагуна Трук бесспорно является одним из лучших мест на планете для погружения к затонувшим кораблям, калейдоскоп цветов и форм привлекает дайверов со всего мира как для дневных, так и для ночных погружений. Но не вся историческая сторона лагуны скрыта под водой. До японских маяков, расположенных на вершинах с лучшим видом на лагуну, можно доехать на машине или дойти пешком. Кроме того опытные гиды могут показать старые взлетно-посадочные полосы и командные пункты, огневые позиции и сети пещер, больницы и библиотеки.

200 таинственных и загадочных мест планеты Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Лагуна Трук Кладбище военной техники

Лагуна Трук

Кладбище военной техники

Уникальное географическое положение лагуны Трук в Микронезии в свое время оценили не туристы и даже не географы, а… японские военные, устроившие в этом тропическом раю в Тихом океане мощный боевой форт. Во время Второй мировой войны на весьма небольшой территории острова находилось до 40 000 военных и гражданских лиц!

На Труке проложили дороги, возвели аэродром, ангары, корабельные доки, оборудовали зенитные огневые точки и завезли огромное количество военной техники. В окружающих остров скалах пробили тоннели для укрытия кораблей. Именно здесь, на Труке, базировались «Муссаки» и «Ямато» - самые крупные военные линкоры того времени. В подземных бункерах разместилось командование 6-го подводного флота, а на аэродромах скопилось огромное количество гидропланов, истребителей и бомбардировщиков, готовых в любой момент вступить в бой.

Но… практически всей этой военной армаде не суждено было испытать опьянение боем: однажды на рассвете небо над Труком заполнилось американскими истребителями. Пёрл-Харбор не был сброшен со счетов, и Трук оказался в числе тех, кому пришлось ответить за бойню в США.

В ходе операции «Хилстон» большинство японских самолетов были расстреляны прямо на бетоне аэродромов, а те немногие, которым все же удалось взлететь, были сбиты и затонули тут же, в лагуне. Далее подошла очередь бомбардировщиков, и они буквально не оставили от острова камня на камне. Не успели выйти в море и знаменитые линкоры - более 30 крупных кораблей были уничтожены американскими подводными лодками, которые смогли подобраться к берегам Трука незаметно.

Дно Трука так густо усеяно военной техникой и различными предметами как военного, так и гражданского быта, что выглядит невероятной подводной декорацией. На кораблях, с которых так и не были сняты орудия и пулеметы, теперь поселились кораллы и водоросли, а вместе с грузовым судном «Хоку Мару», покоящимся на глубине 46 м, затонула целая автоколонна! Жуткое впечатление производят и человеческие останки - пилоты все еще сидят в кабинах самолетов, а найденные черепа экипажей кораблей аккуратно разложены дайверами на палубах судов, которые так и не вышли в свой последний бой.

Остров, казавшийся неприступным, был уничтожен в считаные часы. Как оборонный объект Трук не был восстановлен. Сегодняшний Трук - уникальный туристический аттракцион для дайверов, желающих насладиться апокалиптическими картинами дна лагуны, где до сих пор покоится вся японская военная мощь времен Второй мировой войны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Идеи на миллион, если повезет - на два автора Бочарский Константин

11/кобрэндинг с продавцом бытовой техники Алексей Канищев, начальник отдела по работе с филиалами КПКГ «Нирлан-новосел»Договоритесь с одним из операторов рынка бытовой техники о выдаче взаимных дисконтных карт (2-3%). Этот шаг потребует минимальных затрат (изготовление

Из книги 70 и еще 5 лет в строю. Книги. Наука и техника автора Ашкенази Александр Евсеевич

Часть 3 Стратегия развития Дело техники «Секрет фирмы»N25 (160), ИЮЛЬ 2006компания: «Ситроникс»сфера: производство бытовой электроникипроблема: попав в национальные торговые сети, компания ищет способы справиться с их гнетомДва года назад марка Sitronics стремилась стать более

Из книги Очерки 1922-1923 годов автора Маяковский Владимир Владимирович

3. Стукач, не знавший техники А почему этот случай попал ко мне, вообще непонятно. Вероятно, начальник проектно-монтажного отдела не знал, куда это заявление ткнуть.Ведется монтаж шестимашинного агрегата. Стояковых подшипников почти вдвое больше, чем машин, и надо их

Из книги Проблемы культуры. Культура переходного периода автора Троцкий Лев Давидович

ПОИСКИ ТЕХНИКИ На обратном пути я стал бомбардировать руководителей моих просьбой избавить меня от политиканства депутатов и от искусства и показать что-нибудь новое из парижской "материальной культуры".– Что у вас выстроили нового, покажите что-нибудь, что бы не

Из книги Танки августа. Сборник статей автора Лавров Антон

Из книги Психология и трубадуры автора Паунд Эзра

Обновление парка вооружения и военной техники Наибольшие успехи режима Саакашвили были достигнуты в сфере закупок вооружения и военной техники для вооруженных сил Грузии. Основным фактором, способствовавшим данному процессу, стал огромный рост военных расходов

Из книги 10 мифов об СССР автора Бузгалин Александр Владимирович

Известные поставки основных видов военной техники в Грузию в 2000-2008 годах Таблица составлена Центром АСТТип – Количество (поставщик, год поставки)Основные танки Т-72А/Б – 110 (Украина, 2005–2008)Основные танки Т-72М1 – 71 (Чехия, 2005–2006)Основные танки Т-55АМ2 –11 (Чехия, 2000)Боевые

Из книги В стране странностей автора Кублицкий Георгий Иванович

Шаг в сторону от проблем поэтической техники Как за средневековыми повествованиями, будь то рыцарский роман или шансон дю жест, скрывается незамысловатая склонность к "романтике", так за канцонами мы обнаруживаем "любовный код". Одна-две теории,

Из книги Великие авантюры и приключения в мире искусств автора Коровина Елена Анатольевна

Производство военной техники и вооружений в СССР и в Германии Таблица 2Производство танков 1 без учета самоходной артиллерии2 первые шесть месяцев.Источники: СССР 1930–1935 – История второй мировой войны, 1939–1945 гг. М.: Воениздат, 1973, т.1. С. 214; СССР 1937–1941 –

Из книги Цена будущего: Тем, кто хочет (вы)жить… автора Чернышов Алексей Геннадьевич

Русское кладбище Был вечер. Автобус бежал вдоль побережья. Неожиданно над темными дюнами в закатном красном небе возник высокий черный крест.- Там была запретная зона, - сказали нам. - Фашисты привозили туда людей на расстрел. В том месте, где крест, погибла Йоханна

Из книги По следу крови автора Уэмбо Джозеф

Из книги Сталин и евреи автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Кладбище для демократии Очень важно понимание, что необходимо отказаться от формальной демократии, которая в итоге приводит к росту бюрократических наростов и ведет к потере эффективных методов управления и к деградации элиты и общества. Это как в сказках. Есть живая

Из книги Заговор Англии против России. От Маркса до Обамы автора Латыпов Нурали Нурисламович

31. Кладбище На окраине Нарборо, где заканчивается Блэк-Пэд, находится старая церковь Всех святых и кладбище. На шиферной крыше церкви красуются гранитные башенки, розово-янтарные в лучах заходящего солнца. Воскресными вечерами колокольный звон возвещает о вечерне. Когда

Из книги Донбасс в огне. Хроника необъявленной войны. Апрель – сентябрь 2014 автора Северский Виктор

Создатели новой техники Вторая еврейская волна была многочисленной. Как уже говорилось, их были тысячи и тысячи, кого в начале 1930-х годов набирали на работу в промышленность, кто поступал в фабрично-заводские училища и институты. Если представители первой волны были

Из книги автора

Прогресс – от техники к обществу Маркс учит: производственные отношения должны совершенствоваться сообразно развитию производительных сил. В конце концов, проблуждав по всему спектру экономических учений, я вспомнил этот завет и задумался: раз информационные

Из книги автора

Отдельные аспекты применения боевой техники в

Трук - группа небольших островов в архипелаге Каролинские острова в юго-западной части Тихого океана. Входят в состав Федеративных Штатов Микронезии, являясь частью штата Чуук. В переводе с местного языка Чуук переводится как «высокие горы». Исторические названия - Трук, Рук, Хоголеу, Торрес, Угулат, Лугулус. Острова Трук расположены в центральной части микронезийского архипелага Каролинских островов в Тихом океане и представляют собой небольшую островную группу, состоящую из гористых островов, окружённых моту и барьерным рифом. Всего в группу входят 19 возвышенных островов внутри лагуны, 10 атоллов и 225 моту, многие из которых расположены за пределами лагуны. В центре островов Трук расположена крупная лагуна, площадь которой составляет около 2131 км² (площадь суши - около 100 км²). Наиболее важными островами являются Дублон, Эиол, Эот, Этен, Фило, Фанапенгес, Фефан, Моэн, Парам, Пата, Пис, Полле, Ромунум, Сис, Тарик, Тол, Удот и Уман. Иногда к группе причисляют соседние острова Холл и атолл Номонуито. Географически и диалектно острова разделены на западную и восточную части: острова Фаичуук и острова Намонеас.

Климат на островах Трук тропический с незначительными сезонными колебаниями. Среднегодовая температура составляет около 26,7 °C. Среднегодовое количество осадков - 305-356 см. Наибольшее количество осадков выпадает с июня по августа.

История

Согласно археологическим материалам, найденным на одном из островов группы, острова Трук были заселены около 2 тысяч лет назад. Согласно местным легендам первопоселенцами были выходцы с острова Косраэ, который расположен примерно в 1300 км к востоку. Первоначально местные жители селились только на побережье и занимались гончарным ремеслом, но примерно 1500 лет назад эта культура исчезла, а островитяне переселились во внутренние районы и гористые склоны.
Открытие островов Трук европейцами связано с путешествиями испанских мореплавателей: слишком высокие цены на пряности вынуждали испанцев искать новые земли. Спустя шесть месяцев после подписания Като-Камбрезийского мира, закончившего Итальянские войны 1494-1559 годов, король Филипп II послал письмо Луису де Веласко, вице-королю Новой Испании, с требованием «об открытии западных островов относительно Молуккских». Речь также шла о захвате Филиппинских островов. Ответом стало снаряжение новой экспедиции в составе четырёх кораблей под командованием Мигеля Лопеса де Легаспи, которые 21 ноября 1564 года вышли из города Акапулько. 17 января 1565 года экипаж судна «Сан-Лукас» под командованием Алонсо де Арельяно, члена экспедиции, заметил на горизонте острова Трук. Вошедший в лагуну корабль сразу же встретили местные жители на каноэ, которые предложили чужеземцам недалеко от острова Тоновас высадиться на суше. Встречные ветра и угрожающе большее количество островитян испугали Арельяно, поэтому он решил повернуть судно обратно. До этого команда предусмотрительно пленила несколько туземцев. И олько после пушечного залпа путешественникам удалось отбиться от островитян, которые начали метать копья. Проведя ночь с внутренней стороны рифа, «Сан-Лукас» на следующий день вышел в открытый океан.
На протяжении почти двух с половиной столетий острова Трук оставались незамеченными иностранными судами. Следующим европейцем, который побывал на островах после Ареллано, стал Мануэль Дублон, бриг которого вошёл в лагуну островной группы 10 декабря 1814 года. Подробных сведений об этом визите не сохранилось.
24 июня 1824 года к островам Трук подплыл корвет под командованием француза Луи Дюперрея, который исследовал группу в течение пяти дней (были уточнены координаты, составлена первая карта лагуны). Несмотря на то, что путешественник за все эти дни не вошёл в лагуну, на борт были приняты несколько туземцев, благодаря которым удалось узнать названия отдельных островов. Двое англичан были оставлены на берегу по их собственному желанию. Хотя Дюперреи собрал ценную географическую информацию, в его записях всё-таки отсутствовали сведения о культуре и быте местных жителей. Спустя четыре года острова Трук были исследованы французским мореплавателем Дюмон-Дюрвилем, а затем русским путешественником Фёдором Петровичем Литке.
Первая наиболее полная информация о местной культуре и жителях была собрана Дюмон-Дюрвилем в 1838 году во время его второго плавания. 22 декабря два корабля экспедиции, «Астролябия» и «Зеле», вошли в лагуну через пролив в юго-восточной части островной группы. На протяжении последующих четырёх дней путешественник собрал ценную информацию о местных жителях: об убранстве домов, рыболовецких сетях, местных каноэ, оружии. На борту кораблей происходил товарообмен с туземцами. Островитяне были дружелюбными, но очень осторожными, а в некоторых случаях проявляли вполне обоснованный страх перед чужеземцами. Например, женщины, увидев иностранцев, сразу же бросились в лес или поплыли на соседние островки. Впоследствии французам вежливо объяснили, что местным женщинам запрещено подходить к незнакомцам без разрешения мужа, иначе их сразу же казнят. Жители островов Трук с радостью меняли свои вещи, еду на железные изделия, браслеты, ожерелья и другие безделушки. Однако Дюрвиль был несколько удивлён, когда выяснил, что туземцы ещё ни разу не видели огнестрельного оружия. Подстреленная птица поразила местных жителей.
Постепенно островитяне привыкали к иностранцам, они становились дружелюбнее, но и одновременно более любопытными. Спустя несколько дней после прибытия на острова двое французских офицеров, в течение дня собиравшие образцы местной флоры и насекомых, с радостью присоединились к компании местных жителей, сидевших у вечернего костра. Чтобы показать своё уважение, чужеземцы стали раздавать туземцам еду, которую они взяли с собой. Трукцы жадно съели печенье, но выбросили сыр и, морщась, выпили вино. Французам же показались несъедобным полуприготовленная рыба и крабы. Затем путешественники расположились в доме-каноэ, чтобы переночевать там. Островитяне остались у костра. Неожиданно один из местных жителей издал вопль и начал петь. Это вызвало удивление у французов: один из них начал в ответ петь Марсельезу. Островитянин же стал танцевать. Когда он закончил, то потребовал у иностранца, чтобы тот также станцевал. Француз нехотя согласился и голышом исполнил кадриль.
Пребывание путешественников на островах не обошлось без опасностей. Когда на следующий день небольшая группа французов отправилась исследовать рифы между островами Фефан и Дублон, они подверглись нападению местных жителей. Чужеземцы дали залп, в результате было убито десять или двенадцать трукцев. После этого события французы решили покинуть островную группу.
С тех пор островная группа как опасная зона очень долгое время оставалась на периферии европейских интересов. Даже китобойные суда, которые очень часто причаливали у соседних островов Понапе и Кусаие, чтобы пополнить запасы пресной воды и древесины, обходили острова Трук стороной: в период с 1840 по 1860 года мимо группы проплыло всего два судна, и ни одно из них не причалило у берегов.
Христианские миссионеры окончательно закрепились на островах Трук в 1879 году: все предыдущие попытки не увенчались успехом. В этом году вождь острова Уман (одного из возвышенных островов группы), который находился с визитом на острове Нама в группе Мортлок, услышал проповедь одного из миссионеров. Впоследствии вождь пригласил его к себе на остров, чтобы основать там христианскую церковь, и гарантировал ему, как и другим его сподвижникам, личную безопасность. Так на островах появились первые миссионеры, за ними же последовали и первые иностранные торговцы.
В 1886 году контроль над Микронезией, в том числе над островами Чуук, перешёл к Испании. Но после испано-американской войны 1898 года по соглашению между Испанией, Германией и США Микронезия, за исключением острова Гуам, была куплена у США Германией за $4,2 млн. В начале Первой мировой войны, в 1914 году, острова были оккупированы Японией, которая стала управлять ими с 1919 года по мандату Лиги Наций.



В годы Второй мировой войны на островах располагалась крупная морская военная база Японии (в ней находилось около 40 тысяч солдат и гражданских лиц), а также аэродром. Остров был стратегически важен для империи: на нём действовал коммуникационный штаб, откуда подавались радиокоманды, направлявшие операции всех военно-морских сил Японии в Микронезии. В 1944 году в лагуне Трука находились корабли 4-го императорского флота и командование 6-го подводного флота. 17 февраля 1944 года американцы начали осуществление военной операции «Хилстон», в результате которой было потоплено более 30 крупных и много небольших японских судов. Впоследствии контроль надо Труком перешёл к армии США.
После разгрома Японии в войне Чуук стали одним из шести округов Подопечной территории Тихоокеанские острова, которые управлялись США по мандату ООН.
В 1990 году Федеративные Штаты Микронезии были признаны Советом Безопасности ООН независимым государством. С тех пор острова Чуук являются территорией этой страны.
Население островов составляет - 40 465 человек (2000 год). Из них на островах Фаичуук - 14 049 чел. и на островах Намонеас (север и юг)- 26 416 чел.

Информация

  • Архипелаг : Каролинские острова
  • Акватория : Тихий океан
  • Крупнейший остров : Моэн
  • Общая площадь : 99,87 км²
  • Наивысшая точка : 443 м
  • Страна : Федеративные Штаты Микронезии
  • АЕ первого уровня : Чуук
  • Население (2000 год) : 40 465 чел.

В юго-западной части Тихого океана лежит архипелаг Каролинские острова, входящий в состав Федеративных Штатов Микронезии. Его самыми известными островами являются Трук (Truk Islands, а также Chuuk): их акватория признана крупнейшим в мире «кладбищем кораблей».

Все они относятся к XX веку, а точнее — к периоду Второй мировой войны. Тогда острова Трук были самой мощной базой Императорского флота Японии и единственной важной японской авиабазой в радиусе Маршалловых островов. Они играли ключевую роль в поддержке японских гарнизонов, занявших оборонительный периметр на островах центральной и южной частей Тихого океана. По масштабу эксперты сравнивают базу Трук с американским Пёрл-Харбором.

17-18 февраля 1944 года база была уничтожена армией США. Предполагая возможность этой атаки, японцы неделей ранее успели передислоцировать авианосцы, линкоры и тяжелые крейсера. Однако на якорной стоянке у островов Трук оставалось множество меньших военных кораблей и грузовых судов, а на аэродромах атолла находилось несколько сотен самолетов.

Нападение, получившее название «Операция Хэйлстоун», носило сокрушительный характер: бомбардировки с воздуха велись в течение двух суток и днем, и ночью, а корабли и подводные лодки не позволяли японским судам скрыться от налетов. В результате операции были затоплены три японских легких крейсера, четыре эсминца, три вспомогательных крейсера, две базы подводных лодок, три небольших военных корабля, авиационный транспорт и 32 грузовых корабля. Свыше 250 японских самолетов было взорвано, притом большая часть — еще на земле, поскольку они, в основном, находились на стадии сборки. Сами американцы при этом потеряли 25 самолетов.

Свидетельства этого исторического события до сих пор покоятся на дне океана. Наш коллега Алексей Тищенко совершил серию погружений и снял 360°-видео, на котором можно увидеть несколько объектов, затонувших во время операции Хэйлстоун.

Каждый из них имеет свою историю. Так, вспомогательный крейсер Киёсуми Мару (Kiyosumi Maru) получил повреждения еще в январе 1944-го; к островам Трук он был отбуксирован для ремонта, но так и не успел вернуться в строй. Сейчас его останки разбросаны на глубине 12-33 метров. Та же судьба постигла ремонтирующийся грузовой корабль Ямагири Мару (Yamagiri Maru). В его разбомбленном трюме до наших дней сохранились артиллерийские снаряды.

Еще одно судно, стоявшее на базе островов Трук для ремонта, эсминец Фумидзуки (Fumitsuki), в ходе Второй мировой войны принимал активные участия в атаках на Филиппины, Западную Яву (Индонезия) и другие страны региона. 17 февраля 1944 года четыре бомбы подожгли эсминец, и к утру следующего дня он опустился на дно.

Построенный в 1940 году танкер Шинкоку Мару (Shinkoku Maru) всего лишь год перевозил нефть, а затем был реквизирован японским флотом. Выполняя военные задачи, танкер неоднократно подвергался обстрелу. Время для ремонта он «выбрал» крайне неудачно, прибыв к островам Трук за 4 дня до американской атаки. Однако сейчас дайверы считают его одним из самых ярких объектов — в прямом смысле слова: его полностью облепили кораллы, превратив в красочный искусственный риф и дом для сотен морских обитателей.

Хэйан Мару (Heian Maru), построенный в 1929 году как пассажирский лайнер и выполнявший рейсы в США, во время войны был переоборудован в базу подводных лодок. Его уничтожение заняло два дня: повреждения после первой бомбардировки экипажу удалось исправить, но на следующий день корабль, снова охваченный огнем, затонул.

Покрытый кораллами Фудзикава Мару (Fujikawa Maru) в прошлом был грузовым кораблем, а затем его переоборудовали в средство для доставки авиатехники. Уйдя на дно, он унес с собой множество самолетов, части которых можно увидеть и сейчас. Многие эксперты по дайвингу уверенно включают Фудзикава Мару в десятку самых интересных объектов для погружения в мире.

И, наконец, новое 360°-видео AirPano также показывает один из самолетов — бомбардировщик Betty Bomber. Его гибель окутана тайной — возможно, он разбился сам еще до операции Хэйлстоун. В отличие от кораблей, он имеет алюминиевую обшивку, поэтому кораллы на нем не выросли, что позволяет хорошо разглядеть самолет во всех деталях.

Совершите вместе с AirPano погружение к крупнейшему в мире «кладбищу кораблей»!

Печально известная лагуна Трук расположена вблизи берегов Микронезии. Под её кристально чистыми водами находится одно из огромнейших кладбищ военной техники в мире.

В самый разгар Второй мировой войны лагуна Трук была выбрана Японией в качестве одного из своих коммуникационных штабов, откуда по радио отдавались команды для всех японских военно-морских сил в Микронезии.

Здесь был построен небольшой аэродром, а также ожидали своего часа подводные лодки и военные корабли императорского флота. Вскоре лагуна стала крупнейшим оплотом Японии в тихом океане и приобрела важное стратегическое значение. Этого не могли не заметить и вражеские разведчики.

17 февраля 1944 года американские войска начали осуществление операции «Хилстон». В результате массированного авианалёта, было потоплено более 40 японских судов (в том числе 3 крейсера, 4 миноносца и 6 танкеров) и около 270 самолётов.

Благодаря тщательно спланированной атаке потери с американской стороны были незначительными. Несмотря на то, что атакующие верили в успех своей операции, они не рассчитывали на столь лёгкую победу.

Лагуна Трук ещё много десятков лет будет подводным эхом яростного сражения прошлого столетия. В 70-х годах здесь побывала научная экспедиция Жака Ива Кусто и после этого кладбище военной техники стало весьма популярным в рядах дайверов, небоящихся акул и страшных историй про месть мертвецов.

Далеко не всем довелось умереть от пуль или взрывов. В некоторых случаях техника с невредимыми людьми шла ко дну и солдатам лишь оставалось с ужасом в глазах наблюдать как тёмные морские пучины затапливают отсеки, вытесняя последние глотки воздуха. Атмосферу боли и безысходности, пропитавшую это место, могут стереть лишь столетия.

Тропические воды скрывают сотни затонувших кораблей, десятки самолётов и танков. Лагуна окружена грядой кораллов, которая оберегает её от сильных течений открытого океана, поэтому подводная картина прошлых лет хорошо сохранилась.

Уцелевшие бомбы, ящики с армейским снаряжением, коробки продовольствия и человеческие скелеты всё еще можно найти раскиданными по тёмным трюмам и скользким палубам многих кораблей, что с каждым годом всё больше врастают в коралловые рифы. Ежегодно по тем или иным причинам здесь погибают дайверы и тела некоторых из них никогда не находят.

Любителям экстремальных ощущений не рекомендуется погружаться в одиночку и пропадать из поля зрения других дайверов. Как показывает практика, это место воспринимает подобное как дерзкий вызов не заставляя долго ожидать ответных действий за которыми обычно следуют печальные последствия.

Видео - Лагуна затонувших кораблей