Как называются фигуры на острове пасхи. Как называются статуи на острове Пасхи? Кем были рапануйцы

Каменные статуи, исполинские моаи - знамени­тый символ острова Пасхи и одна из величайших зага­док нашей планеты. Высота моаи колеблется от 3 до 21 м, а вес - от 10 до 90 т. На острове даже нашли неоконченную статую высотой 20 м и весом 270 т. Всего на острове находится 997 моаи, 394 из которых не окончены и брошены в каменоломнях.

Моаи монолитны , т. е. вытесаны из единого камня. Из цельного куска спрессованного вулканического пепла вырезаны бюсты людей: головы и тела без ног. Массивные головы с тяжелыми квадратными под­бородками, длинными мочками ушей и высокими лбами - вот самый общий «портрет» неведомых людей (людей ли?), служивших «моделями» для древних скульпторов. Несмотря на общее сходство, лица статуй не копируют друг друга. Каждая моаи обладает особой, уникальной внешностью, как будто скульпторы пыта­лись передать портретное сходство. Сейчас статуи смотрят на нас пустыми глазницами, но ученые дока­зали, что когда-то у моаи были «глаза», сделанные из кораллов.

Большинство статуй стоят на побережье и смотрят в глубь острова, но семь моаи повернуты лицом к морю и находятся внутри острова, достаточно далеко от воды.

Некоторые статуи были установлены на аху - спе­циальные каменные площадки, предположительно предназначенные для неких ритуалов. Каменные блоки, из которых сложены аху, не скреплены ника­ким раствором, однако они настолько точно подогна­ны Друг к другу, что в щель между ними невозможно вставить даже тонкое лезвие ножа. Головы этих статуй, водруженных на постаменты, увенчаны пукау - ци­линдрическими «шапками» из красных камней.

Моаи изготавливались в каменоломнях, располо­женных в глубине острова, в кратерах вулканов, а потом доставлялись к месту установки. Как уже говорилось, часть статуй так и остались лежать в каменоломнях. Причем создается такое впечатления, что работы по возведению моаи были спешно остановлены, а ста­туи брошены на произвол судьбы. Что помешало древ­ним скульпторам? Возможно, виной тому была какая-то природная катастрофа, стихийное бедствие, после которого некому стало продолжить работу. А может быть, на остров явились незваные гости, уничтожив­шие большую часть коренного населения.

Хотя на острове Пасха нет ни рек, ни ручьев, ни озер , местное население не страдает от жажды. Источником пресной воды служат кратеры вул­канов, расположенные по краям острова. В них находится несколько озер с дождевой водой.

Официальная история острова Пасха гласит, что в IV в. н. э. сюда приплыли переселенцы из Полинезии. Как им удалось преодолеть тысячи километров океа­нического пространства - неизвестно. Видимо, древ­ние боги оберегали отважных мореплавателей. Первые поселенцы привезли с собой одомашненных кур. Позже на остров попали собаки и свиньи.

С течением времени на острове сложилась особая культурная и социальная среда. Островитяне разделились на две группы: правителей и черни, «длинноухих» и «короткоухих». Представители правящей группы но­сили массивные украшения, которые растягивали мочки их ушей, что отличало их от простого народа.

Моаи сооружались по приказу длинноухих, именно они владели секретами изготовления статуй-исполи­нов. Короткоухие же были всего лишь покорными ис­полнителями воли своих правителей.

Однако в XVI в. короткоухие подняли восстание. Господству длинноухих пришел конец. Не удивитель­но, что короткоухие не захотели больше создавать моаи - символ их векового рабства.

Время от времени на остров Пасхи наведывались инки. Сохранились легенды о неких могущественных вождях, приплывших из-за моря. От союзов индейцев с островитянками рождались дети-полукровки. Этот факт подтвержден исследованием ДНК современных жителей острова Пасхи. Она действительно схожа с ДНК южноамериканских индейцев.

Пока все выглядит вполне логично. В чем же , и почему каменные гиганты моаи столько лет не дают исследователям покоя?

Дело в том, что даже если принять официальную версию создания моаи за чистую монету, остается мно­жество вопросов.

Во-первых, каким образом островитяне, не знав­шие железа, могли вытесывать статуи, и главное - как они умудрялись доставлять многотонные махины к месту установки? Аборигены утверждали, что моаи двигались сами. Сразу возникла гипотеза, что древние жители Пасхи обладали телекинетическими способ­ностями, и действительно могли одним усилием мысли заставить массивные статуи перемещаться в нужном направлении. Вполне симпатичная версия, объясняю­щая абсолютно любые неясности. Неопровержимая, и в то же время абсолютно недоказуемая. Такая гипо­теза с радостью принимается теми, кто верит, что ш

Пасха - часть затонувшей Пацифиды , населенной представителями высокоразвитой цивилизации.

Сторонники Пацифиды, часто ссылающиеся на ра­боты Тура Хейердала, обычно забывают упомянуть, что норвежский путешественник не поленился про­вести «следственный эксперимент». Он попросил пос­ледних представителей клана длинноухих, живущих на Пасхе, воспроизвести все этапы создания моаи. Группа туземцев отправилась в каменоломню, где с по­мощью каменных молотков вытесала статую. Частыми ударами моаи выкалывали из вулканической породы. Молотки, быстро приходившие в негодность, тут же заменялись новыми.

Затем аборигены переместили 12-тонное изваяние к месту установки. Статую тащили волоком, в гори­зонтальном положении, мобилизовав для этого боль­шую группу помощников. Затем статую подняли в вертикальное положение с помощью приспособле­ния из камней и бревен. Камни подкладывали под основание статуи, три бревна использовали в качест­ве рычага.

Хейердал был удивлен, что ранее туземцы никогда не рассказывали европейцам о способе создания и установки моаи. На это гордый предводитель клана длинноухих ответил, что раньше никто не обращался с этим вопросам лично к нему.

Островитяне, участвовавшие в эксперименте, рас­сказали Хейердалу, что, хотя моаи давно уже не строят­ся, секреты их создания передаются из уст в уста, от старших к младшим, причем старики заставляют молодежь повторять услышанное снова и снова, пока не убедятся, что сведения твердо усвоены.

В 1986 г. Хейердал совместно с чешским инженером и экспериментальным археологом Павлом Павлом поставили еще один эксперимент. Как вы помните, короткоухие рассказывали, что моаи сами «доходили» до места назначения. Не означало ли это, что статуи перемещались в вертикальном положении? Ученые проверили, возможно ли сделать это, не имея совре­менных инженерных приспособлений. Оказалось, что группа из 17 человек действительно в состоянии пере­тащить вертикально поставленную 20-тонную статую, обвязанную веревками, перекантовывая ее.

Существует мнение, что островитяне «привозили» моаи к месту установки на подстилке из перекатываю­щихся круглых бревен.

Так или иначе, было доказано: чтобы переместить моаи, не нужно обладать экстраординарными способ­ностями. Такая задача под силу обычным людям.

Эксперименты Хейердала пролили свет на многие загадки моаи. Но исполинские статуи продолжали хра­нить множество тайн. В частности, совершенно непо­нятна оставалась цель возведения такого количества гигантских статуй.

Так кого же изображают каменные исполины?

  1. Сразу напрашивается ответ: моаи - это фигуры богов. Вполне разумная гипотеза. Правда, есть одно «но». Сегодня на маленьком островке проживает всего 4888 человек. Вряд ли в давние времена население Пасхи было существенно больше. Получается, что примерно на каждые 10 человек приходилось по одно­му истукану. Слишком много богов и слишком много сил, потраченных на создание священных статуй. А ведь аборигенам приходилось прилагать немало сил для того, чтобы добывать пищу, строить жилища, за­щищаться от хищников, одним словом, заниматься повседневными делами. Неужели туземцы были столь фанатичными поклонниками культа своих каменных богов? Тогда почему столь распространенный культ так стремительно угас, и современные жители Пасхи практически не могут ничего поведать о творении своих предков?
  2. Существует версия, что каменные моаи - не боги, а предки аборигенов Пасхи. Эта гипотеза объяс­няет, почему статуи имеют разную высоту. Якобы размеры моаи отражают заслуги того или иного древнего островитянина. Выдающиеся люди запе­чатлевались в образе многометровых гигантов, ос­тальным же приходилось довольствоваться статуями поменьше.
  3. Есть также мнение, что моаи должны были защи­тить остров от надвигающегося моря, затопившего Пацифиду: не то в качестве волнорезов, не то в качест­ве магических стражей.
  4. Наконец, некоторые исследователи полагают, что остров Пасхи некогда служил гостям из параллельной Вселенной храмом, землей, где они исполняли культо­вые обряды, и каменные статуи служили именно для этих целей. Когда в силу неизвестных причин окно в параллельную Вселенную захлопнулось, работы по созданию новых статуй прекратились.

Последняя версия не слишком вписывается в кон­цепцию острова Пасхи как остатка . Зато первые три гипотезы становятся более убедительными, если допустить, что статуи создава­лись не горсткой островитян, а многочисленным на­родом, населявшим материк Пацифиду.

В 1924 г. новозеландский археолог Джон Макмил-лан Браун выпустил монографию «Загадки Тихого океана », в которой собрал и проанализировал все данные, свидетельствующие о существовании ма­терика Пацифиды, некогда затонувшего в Тихом океане.

На этом загадки моаи не исчерпываются. Дело в том, что еще в XVIII-начале XIX в., по словам евро­пейских путешественников, посещавших Пасху, боль­шинство статуй моаи стояли в вертикальном положе­нии. Но что-то или кто-то низвергнул каменных исполинов с их постаментов.

И опять напрашивается очевидный, с первого взгля­да, ответ. Статуи упали вследствие разразившейся при­родной катастрофы или нашествия завоевателей, т. е. по тем же причинам, по которым туземцы бросили работы в каменоломнях.

Исследователи даже нашли две легенды, повест­вующие о низвержении моаи.

Согласно первой, на южном склоне вулкана Рано-Рараку жила старуха. Она обладала чудесной силой, «манной», с помощью которой перемещала готовые моаи из каменоломни к морю и аху, а пока каменотесы изготавливали очередную статую, старуха варила им обед. Однажды каменотесы выловили аппетитных соч­ных омаров. Не удержавшись, они съели все до пос­леднего кусочка, не поделившись со старухой. Прознав об этом, старуха пришла в ярость. В отместку за нане­сенную обиду она сбросила все моаи наземь и впредь не помогала каменотесам, поэтому работы в камено­ломне Рано-Рараку прекратились.

Есть и другая легенда, очень похожая на первую. Правда, в ней фигурирует некий немой старик. Однажды он пришел к островитянам и жестами поп­росил угостить его куриными головами, считавшимися у древних жителей деликатесом. Островитяне отказа­лись накормить чужака, хотя и пустили его переноче­вать. Старик устроился на ночлег в одной из хижин. Среди ночи хозяева проснулись от страшного грохота. Старик что есть силы топал ногами по каменному полу. Наутро островитяне обнаружили, что все статуи, установленные на аху, лежат на земле.

По поводу приведенных легенд можно с определен­ной уверенностью сказать, что они были выдуманы гораздо позже того времени, когда изготовление моаи было прекращено, а сами статуи были повержены на­земь.

Дело в том, что в легендах все моаи упали одновре­менно вследствие какого-то единовременного собы­тия (в принципе, можно было бы предположить, что ярость старухи - это буря, а топот старика - земле­трясение). Однако по свидетельствам мореплавателей, посещавших остров Пасхи в течение XVIII-XIX вв. статуи падали постепенно. Год от года оставалось все меньше статуй, сохранявших вертикальное положе­ние. В 1838 г. адмирал Дюпети-Туар сообщал о 9 стоя­щих моаи, а вскоре все каменные гиганты острова Пасхи оказались на земле. Эта печальная участь мину­ла лишь статуи, врытые в грунт возле каменоломни Рано-Рараку.

Причина падения моаи до сих пор остается загад­кой. Быть может, просто пришло их время и, выполнив неведомую нам миссию, они отправились на покой.

На острове Пасхи есть таинственные исполины, зовущиеся на местном языке «моаи». Безмолвно возвышаются они на берегу , выстроившись в линию и глядя в сторону берега. Эти гиганты, словно армия, защищающая свои владения. Несмотря на всю упрощенность фигур, моаи завораживают. Особенно могущественно эти изваяния выглядят в лучах заходящего солнца, когда вырисовываются лишь огромные силуэты…

Место расположения статуй острова Пасха:

Исполины стоят на одном из самых необычных островов нашей планеты - Пасхи. Он имеет форму треугольника со сторонами 16, 24, и 18 километров. Находясь в Тихом океане, от ближайшей цивилизованной страны он удален на тысячи миль (в 3 000 км находится ближайший сосед - ). Местные жители относятся к трем разным расам - чернокожие, краснокожие и, наконец, совершенно белые люди.

Остров сейчас представляет собой небольшой кусочек суши - всего 165 квадратных метров, но во времена возведения статуй остров Пасхи был в 3, а то и в 4 раза больше. Какая-то его часть, подобно Атлантиде, ушла под воду. В хорошую некоторые участки затопленной суши видны на глубине. Существует совершенно невероятная версия: прародительница всего человечества - материк Лемурия - затонула 4 млн. лет назад, а остров Пасхи - его крохотная уцелевшая часть.

Каменные статуи стоят у Тихого океана вдоль всего побережья, они расположены на специальных площадках , эти постаменты местные жители называют «аху».

Не все статуи сохранились до наших дней, иные совсем разрушены, другие повалены. Немало статуй сохранилось - насчитывается более тысячи фигур. Они не одинакового размера и отличаются по толщине. Самые маленькие длиной 3 метра. Крупные весят 80 тонн и достигают 17 метров в высоту. У всех очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, короткие шеи, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из камня. Черты лиц у всех одинаковы - несколько мрачноватое выражение, с низкими лбами и плотно сжатыми губами.

Остров Пасхи, принадлежащий Республике Чили, расположился в юго-восточной части Тихого океана. Площадь его составляет 165 кв. км, расстояние до ближайшего материка – более 3500 км.

Свое название остров получил из-за того, что европейцами он был открыт в Пасхальное воскресенье в 1722 году. Но туземцы называют место своего обитания Рапануи, что в переводе с полинезийского означает «Большой Рапа».

Главным достоянием Рапануи, привлекающим сюда туристов со всего света, являются огромные разбросанные по всей береговой линии исполины с большими головами и бесформенным телом – моаи.

Жители Рапануи верят, что в скульптурах моаи заключена духовная сила острова – мана, помогающая добиться успеха в любви, победы на войне и выздоровления после болезни; концентрация маны способствует установлению хорошей погоды и сбору богатого урожая.

Кроме того, эта сверхъестественная сила в древние времена оживляла статуи моаи, поэтому они приходили к месту установки сами – об этом рапануйцы с уверенностью заявляют и в наши дни.

Первые исследователи о статуях моаи

Якоб Роггевен

Якоб Роггевен – голландский мореплаватель, считающийся первооткрывателем острова, пробыв там всего один день, рассказывал о рапануйцах следующее: живут они в небольших хижинах из камыша, вечерами молятся огромным статуям, вместо матраца используют циновки, а роль подушек отводят камням. Роггевен никак не мог поверить в то, что туземцы с их первобытным образом жизни построили огромные скульптуры из камня, поэтому решил, что фигуры слеплены из глины и обсыпаны сверху камнями.

В 1774 году на острове побывал Джеймс Кук. Исследователь был поражен: как древние рапануйцы, лишенные всякого рода современных технологий, установили гигантские статуи на каменные постаменты? Он также отметил, что некоторые скульптуры во время его пребывания на Рапануи были повалены.

Из чего сделаны истуканы?

Подавляющее большинство моаи (95%) выполнено в крупноблочном хорошо поддающимся обработке вулканическом туфе. Материалом для изготовления остальных 5% исполинов служат трахит, красная базальтовая вулканическая пемза или базальт. Одна из статуй – особо почитаемая рапануйцами Хоа-Хака-Нана-Иа – вырублена из муджиерита вулкана Рано Као.


Многие моаи были изготовлены в каменоломне, находящейся на территории вулкана Рано Рараку. Исследователи допускают, что некоторые статуи вырубались из месторождений других вулканов, расположенных ближе к месту их последующей установки.

Размер и вес исполинов

Средний вес большинства истуканов – около 5 тонн при росте 3-5 метров и ширине основания чуть больше полутора метров. Статуи повыше (около 10-12 метров) и весом более 10 тонн встречаются на острове реже. В основном они размещены на внешнем склоне вулкана Рано Рараку.

Самая крупная статуя размером более 20 метров и весом около 145 тонн не отделена от основания и до сих пор находится в каменоломне.

Расположение на острове

Самые древние моаи устанавливались на аху – длинных (от 10 до 160 метров) каменных церемониальных платформах прямоугольной формы. На таких постаментах размещали от одной небольшой статуи до целого ряда гигантских исполинов. Часть идолов на таких площадках снабжена красными цилиндрами пукао.


Самая большая из платформ – аху Тонгарики – вмещает 15 моаи различного размера.
Половина скульптур по непонятным причинам так и осталась в Рано Рараку. Некоторые из них не вырублены полностью, по крайней мере, выглядят незавершенными, словно ваятели вынуждены были внезапно покинуть свои рабочие места. Но быть может, такова была задумка авторов.

Тайна моаи


Европейцы долго не могли понять, кто являлся автором моаи, какие для изготовления использовались инструменты, как гигантские исполины перемещались по острову от каменоломни до места назначения, находящееся в 18 километрах, с помощью каких приспособлений огромные скульптуры были установлены на каменные платформы? Последние десятилетия исследователи спорят друг с другом, пытаясь найти ответы на эти вопросы.

«Длинноухие» ваятели

В 50-х годах прошлого столетия на остров высадился Тур Хейердал – норвежский путешественник, организовавший археологическую экспедицию на Рапануи с целью проведения эксперимента по высеканию, перемещению и последующей установке моаи.


В ходе подготовки к эксперименту выяснилось, что создателем огромных голов было племя, внешне отличающееся от основного населения острова удлиненными под тяжестью украшений мочками ушей – отсюда они и получили свое название: «длинноухие».

Это вымирающее племя долгие века хранило секрет от всех остальных «короткоухих» жителей острова, окруживших моаи различными суевериями и длительное время вводивших в заблуждение европейских исследователей.

Тур Хейердал попросил предводителя «длинноухих» воспроизвести весь процесс высекания, перемещения по острову и установления одной статуи. Лидер клана Педро Атан ответил, что последние поколения вымирающего племени изготовлением статуй уже не занимались, но в теории знают, как это сделать, поскольку эти знания передавались им по наследству.

Во время эксперимента племя высекало моаи каменными молоточками частыми ударами по вулканической породе; молотки при этом постоянно разрушались, поэтому «длинноухим» приходилось часто менять их на новые.

Вытесанную 12-тонную статую большая группа людей перемещала к месту установки в положении лежа, волоком. Устанавливали статую на «ноги» путем подкладывания под ее основание камней и используя брёвна в качестве рычагов.

Оставался лишь один вопрос: почему по легенде моаи приходили к месту установки сами в вертикальном положении? Спустя тридцать лет чешский экспериментальный археолог Павел Павел совместно с Хейердалом провел еще один тест, в ходе которого 17 туземцев, вооружившись веревками, в короткие сроки переместили 10-тонную статую моаи в стоячем положении.

Моаи привели остров к коллапсу?

Популярный американский биолог-эволюционист и биогеограф Джаред Даймонд, основываясь на данных, полученных британским исследователем Джоном Фленли, в своей книге «Коллапс» выразил уверенность в том, что каменные исполины привели остров к обезлесению, что спровоцировало продовольственный кризис, голод и сокращение численности населения.


Ученый предположил: каменные гиганты изготавливались двумя враждующими друг с другом племенами, которые словно соревновались в том, кому под силу установить великана большего размера. Для вождей этих племен статуи моаи были единственным способом продемонстрировать соседу свою мощь, возможность удовлетворить жажду первенства.

По мнению Даймонда, перемещение статуй по острову до места назначения осуществлялось с помощью деревянных саней, передвигающихся по бревенчатым рельсам (такой способ перемещения моаи тоже был успешно протестирован).


Для этого требовалось много древесины, что со временем привело к истощению ее запасов. Разозлившись на моаи, жители острова стали сбрасывать их с платформ, поэтому к началу 19 века почти все статуи были повалены.

К слову, растительность на острове и впрямь довольно скудная: трава, осока, папоротники. Местность выглядит опустошенной: не видно ни деревьев, ни кустов. Но ученые расходятся во мнениях, что привело территорию острова к обезлесению.

Ошибочно обвиненные моаи?

Археологи Терри Хант и Карл Липо с Даймондом категорически не согласны. Они считают, что древние рапануйцы были миролюбивыми скульпторами и умелыми земледельцами, а не амбициозными враждующими друг с другом истребителями леса.


После раскопок на пляже Анакена они заявили: первые жители на острове появились не раньше 1200 года, полностью извести леса за 500 лет они просто не могли. По мнению Канта и Липо, причиной гибели леса стали полинезийские крысы, поедающие семена деревьев – это подтверждается найденными археологами плодами вымершей гигантской пальмы, на которой заметны небольшие вмятины от зубов.

Эти же исследователи выдвинули гипотезу о том, что статуи моаи передвигались по острову вертикально при помощи небольшой группы человек, которым не нужны были приспособления из древесины. С данной теорией согласилось большинство ученых, она также подкрепляется устным народным творчеством и большим количеством древних рисунков.

Бывший губернатор острова Рапануи однажды поведал археологам о том, что сама форма статуй делала их «прямоходящими»: выпуклые животы статуй клонили фигуру вперед, а форма основания давала возможность раскачивать их из стороны в сторону.

Хант и Липо решили протестировать данный способ перемещения. Эксперимент доказал: при наличии трех прочных веревок 18 человек, приноровившись, могут с легкостью передвинуть 5-тонную статую на сотни метров.


Конечно, некоторые скульптуры, перемещаемые древними рапануйцами, были гораздо больше участвующей в эксперименте, да и путь им предстоял более сложный: десятки километров по холмистой местности. Видимо, в связи со всеми этими трудностями десятки истуканов так и не добравшись до места назначения, остались лежать вдоль дороги, ведущей от каменоломни.

Статуи моаи в наши дни

Как было сказано выше, Джеймс Кук во время своего визита на остров заметил, что некоторые моаи опрокинуты лицом вниз – до него никто из путешественников не замечал подобного.

Многие ученые связывают падение статуй в начале 70-х годов 18 века (т. е. незадолго до приезда Кука) с началом гражданской войны между «длинноухими» и «короткоухими» жителями острова. Другие исследователи заявляют, что виной всему землетрясения и цунами.


В последний раз стоящие статуи застала французская эскадра, зашедшая на остров Пасхи в 1830 году. С тех самых пор никто из европейцев не видел статуй моаи, установленных непосредственно древними рапануйцами. Все существующие сегодня на острове скульптуры были восстановлены в 20 веке. Не так давно – в 90-е годы прошлого столетия – прошла последняя их реставрация.

Кстати, чтобы увидеть моаи, вовсе необязательно отправляться за тридевять земель (а расстояние от Москвы до острова Пасхи почти 16 тыс. км): со скульптурой Хоа-Хака-Нана-Иа, например, можно ознакомиться в Британском музее, куда ее доставили еще в 1868 году.

Но лучше все же побывать на острове, тем более что для проживания и развлечения туристов на Рапануи сегодня есть все условия: организованы экскурсии, дают представления театры, работают музеи, магазины, рестораны, клубы.

Но главное, там есть возможность окунуться в историю, испытать целую гамму эмоций при виде мощных исполинов, проникнуться духом древних рапануйцев, а может быть, даже зарядиться священной силой острова – маной – на долгие годы вперед. Остров Пасхи всегда ждет своих путешественников!

Является эта географическая точка. Ученым пришлось потратить немало времени и усилий, чтобы приоткрыть завесу тайны, которой окружены исполинские каменные фигуры острова. Причина их появления и места расположения на территории данного объекта также вызывают огромный интерес.

Описание острова

Крохотный участок суши в Тихом океане, имеющий форму треугольника, - вот что сейчас представляет собой остров Пасхи. Длина участка составляет приблизительно 17 километров, а ширина - одиннадцать. Ученые считают, что во времена, когда на его территории высекались и устанавливались фигуры, остров имел площадь, превышающую современные размеры в 3-4 раза. Одни из ближайших соседей географического объекта - Галапагосские острова. Они находятся на расстоянии 3000 километров от легендарного места. Четыре тысячи километров отделяют остров от Южной Америки.

Версия о существовании древнейшего материка кажется правдоподобной, если задуматься о том, как могли появиться поселенцы на этом крошечном участке. По предположению ученых, существовал материк, исчезнувший под водой около четырех миллионов лет назад. А оставшийся остров - это лишь крохотная часть огромного континента. При хорошей погоде и сегодня сквозь толщу вод просматриваются очертания дна, которые когда-то могли располагаться выше уровня вод Мирового океана и соединять остров Пасхи с Южной Америкой. Эта гипотеза дает основания полагать, что первые жители острова могли прийти сюда по суше.

Тайны первых поселенцев

Статуи острова Пасхи - это не единственная его особенность. Уникальность состоит еще и в том, что данный географический объект является самым отдаленным от современной цивилизации местом. Но, несмотря на это, он населен людьми. Крошечные размеры территории острова не смутили людей, которые решили обосноваться здесь.

Буйная растительность, большое количество водоемов с пресной водой, плодородная почва, изобилие рыбы у побережья сделали остров настоящим раем для первых поселенцев. Но что привело к гибели экосистемы этого участка суши и почти полному вымиранию его населения? Почему, кроме каменных исполинов, местные жители вырезали деревянные фигурки, изображающие изголодавшихся людей? Сколько статуй на острове Пасхи? О чем рассказывают найденные учеными таблички с письменами? Остров и сегодня таит много загадок, заставляя ученых выдвигать все новые и новые версии.

История развития цивилизации

Сегодня доподлинно известно, что первыми жителями острова были выходцы из Полинезии. Расстояние между географическими объектами составляет около 2500 километров. Заселение острова произошло приблизительно в V веке. Об этом говорят найденные археологами артефакты.

Первые поселенцы вели обособленное существование, и продолжалось оно не менее тысячи лет. Развитие цивилизации шло естественным путем. К XIV веку численность жителей острова составляла около 20 тысяч человек.

Но в 1722 году высадившиеся на острове голландские путешественники обнаружили здесь деградировавшее общество, находящееся на грани вымирания. К этому времени на острове не осталось и 2000 жителей. Экосистема была уничтожена. Одна из версий говорит, что кризис был спровоцирован строительством и транспортировкой моаи (как называются статуи на острове Пасхи, вы уже знаете). Но это лишь одно из существующих предположений.

Секрет возникновения моаи

К моменту появления первых европейцев статуи острова Пасхи уже давно не создавались местными жителями. Но воображение мореплавателей было поражено тем, что сохранило здесь время. Размеры статуй, их количество, особое расположение на территории сразу бросилось в глаза путешественникам. Особый интерес вызвали статуи, изготовление и установка которых не были закончены. Таких фигур на острове и сегодня насчитывается около трехсот. Что заставило людей начать, а затем прекратить этот неимоверно тяжелый труд?

Одна из самых распространенных версий ученых говорит о том, что в племенах первых поселенцев острова был очень сильно развит культ предков. Для того чтобы увековечить память о них, и создавались каменные исполины. Кроме того, изваяния охраняли покой и привлекали благополучие для живых. Однако, как показывает история, этого оказалось недостаточно. Угроза полного вымирания племен острова была очевидна.

Техника создания моаи

Как создавались фигуры и транспортировались к месту установки? Еще два важных вопроса, которые не имеют сегодня однозначного ответа.

Для изготовления монолитных изваяний использовались вулканические породы, которые в достаточном количестве залегали на острове в кратерах потухших вулканов. Главным инструментом для высечения фигур было приспособление, выполненное из более прочной породы камня. На изготовление одной фигуры иногда уходили годы.
Следующим этапом была транспортировка изваяния к месту его установки. Разгадка техники выполнения этих работ остается одной из самых важных. Ведь узнав её, ученые смогут ответить на многие важные вопросы, связанные с загадками острова Пасхи.

Разновидности каменных исполинов

Статуи острова Пасхи имеют между собой существенные различия. Это связано с материалом изготовления изваяний, местом их расположения, стилем исполнения фигур, их высотой. Статуи острова Пасхи в полный рост имеют огромные размеры. Самые большие фигуры расположены вблизи единственного города острова - Ханга-Роа. Некоторые экземпляры достигают в высоту более десяти метров. Но наиболее часто встречаются 5- и 7-метровые статуи.

При этом нужно учитывать, что изваяния - это не только головы. Статуи острова Пасхи имеют туловище и постамент. Каждая часть изваяния выполнена с конкретной целью. Ведь неслучайно перед каменными фигурами совершались культовые обряды, после которых участники впадали в состояние, похожее на транс.

Установлено, что некоторые фигуры имели глаза, выполненные из специальных пород камня. Некоторые ученые считают, что направление взгляда этих исполинов указывает на часть света, откуда на остров пришли предки.

Как сохранить наследие

Историки утверждают, что последние каменные истуканы, установленные непосредственно жителями острова, путешественники могли видеть здесь в далеком 1830 году. С тех пор в этих местах происходили события, которые могли привести к полному исчезновению уникальных находок.

Усилиями современных ученых процесс уничтожения артефактов прекращен. Опрокинутые или найденные статуи острова Пасхи под землей бережно восстанавливаются. Ведутся научные работы, которые, возможно, когда-нибудь полностью откроют завесу тайны над загадочным островом.

Остров Пасхи является самым уединенным уголком нашей планеты, представляет из себя небольшой кусочек суши, который находится в Тихом океане и удален от ближайшего обитаемого острова Питкейр на 2600 км.

Коренные жители называют свой остров Рапа-Нуи. А известное всему миру название он получил потому, что был открыт в Пасхальное воскресенье 1722 года голландцем Якобом Роггевеном.
Cамая известная загадка острова Пасхи, которую уже сотни лет пытаются разгадать исследователи – гигантские каменные статуи, моаи. Эти таинственные монолиты были вырезаны из окаменевшего вулканического пепла.

Всего на острове 887 статуй, 397 из них находятся возле вулкана Рано Рараку, в кратере которого изготавливались и все остальные моаи.
Там же обнаружили множество незаконченных статуй и еще больше брошенных рубил, что наталкивает на мысль о внезапном прекращении работ в связи с каким-то серьезным катаклизмом.

На острове существует два вида моаи. «Великаны» от 10 метров ростом, без шапок-пукао, все они преимущественно стоят на склоне вулкана Рано Рараку, по шею в осадочных породах.

И четырехметровые «карлики», водруженные на постаменты-аху вдоль океанского побережья, в оригинальных головных уборах. Они выглядят помоложе своих 10-метровых родственников, да и лица у них не такие длинные.

Дальше начинаются теории и легенды. Одно из сохранившихся преданий гласит, что когда-то на острове правили люди с длинными мочками ушей. У них в подчинении находились короткоухие. В это время вовсю велось строительство моаи, беспощадно вырубались пальмовые леса, пока экология острова не была доведена до нынешнего плачевного состояния. Население росло, есть стало нечего, дерева не хватало даже для изготовления лодок, начался каннибализм… Одним словом, короткоухие не выдержали и низвергли элиту.

Большинство ученых согласно с этой версией заката эры таинственных создателей гигантских каменных статуй. Некоторые даже дополняют общую картину подробностями. Так, считается, что короткоухими простолюдинами были выходцы из Полинезии, а длинноухой элитой – путешественники из Южной Америки, которые, прибыв на остров где-то в 800 г., каким-то способом на долгие годы смогли захватить власть над аборигенами.

Нашли научное объяснение и множеству брошенных рубил в кратере Рано Рараку. Специалисты считают, что это отработанные инструменты. А поскольку изготовить новое каменное орудие труда намного легче, чем заточить старое, древние мастера выбрасывали отслужившие свое рубила. Вот и собралось их за сотни лет изрядно.

А неоконченные истуканы остались такими, потому что, вырубая их из относительно мягкого вулканического туфа, мастера натыкались на более твердые породы, преодолеть которые им было не под силу.

Но как доставляли каменных исполинов на нужное место? Местные жители ничего определенного сказать по этому поводу не могут, кроме того, что статуи ходили сами. В их языке даже есть слово, которое означает медленное передвижение без помощи ног. Но что они имели в виду неизвестно.

А потом появилась теория движения вертикальным вращением вразвалку. Так еще передвигают тяжелые бочки и баллоны. Удачно проведенные полевые испытания этого метода все расставили по местам: с помощью веревок и коротких деревянных рычагов моаи уверенно «шагали» вперед.