Срок обучения на второе высшее образование. Второе высшее образование в России — как получить бесплатно Стремление заслужить похвалу

В последнее время стремительно увеличивается количество соискателей в различных сферах, имеющих несколько высших образований. В этом нет ничего удивительного, ведь многие авторитетные компании предпочитают сотрудничать с многопрофильными специалистами. Кроме того, второе высшее помогает успешно достигать вершин в карьере, углублять познания в выбранной профессии. Однако немало людей руководствуется личными целями, не собираясь прекращать обучение после получения одного диплома.

Принято считать, что предусматривает осваивание студентом программ высшего образования на основании имеющегося либо незаконченного высшего образования. Как правило, у значительной части абитуриентов присутствуют дипломы, подтверждающие получение высшего профессионального образования.

Но можно ли параллельно получать второе высшее? Этот вопрос для абитуриентов не теряет актуальности. Достаточно часто высшие учебные заведения предоставляют своим студентам такую возможность. Однако главным отличием от получения первого высшего становится обучение на коммерческой основе. При этом студенты считаются слушателями и могут учиться только на заочном отделении. Важно подчеркнуть приравнивание данного статуса к статусу студентов, обучающихся на дневном отделении.

Что касается сроков получения диплома, то на них непосредственное влияние оказывает первый диплом и форма обучения, указанная абитуриентом. В процессе зачисления осуществляется перезачет дисциплин, совпадающих в соответствии с программами. Таким образом, наименьшая продолжительность обучения будет у студентов, которые предпочли смежную специальность. Сходство учебных программ станет залогом существенного процента совпадений предметов. В среднем на получение дополнительного высшего образования человеку придется затратить от двух до трех с половиной лет.

С какого курса можно получать второе высшее?

Одномоментно получать еще одно образование способны студенты как начальных, так и более старших курсов. Но большинство их них предпочитает приступать к получению еще одного диплома, окончив третий курс по основной специальности. Данный шаг позволит избежать повторной сдачи экзаменов по предметам, которые являются общими для учебных программ. Решать, с какого курса можно получать второе высшее, человек должен самостоятельно, исходя из собственных возможностей и поставленных целей. Статистика свидетельствует о том, что получение второго диплома одновременно с первым выбирают студенты, обучающиеся на третьем-пятом курсе.

Чтобы начать обучение для получения дополнительной специальности, студенту необходимо пройти аттестационные испытания, представленные письменным тестированием профильной направленности. Приемной комиссии требуется предоставить не только привычный пакет документов, но также академическую справку, выданную основным местом учебы.

После завершения параллельного обучения выпускники, в отличие от своих однокурсников, получают два диплома государственного образца, подтверждающих получение высшего профессионального образования. Следует отметить, что это способны сделать только вузы, имеющие лицензию на образовательную деятельность, государственную аккредитацию по определенной специальности. О такой особенности обязательно стоит помнить современным студентам, рассматривая возможность параллельного обучения в разных институтах либо университетах.

Что такое дизайн?

На мой взгляд, однозначного ответа на этот вопрос не существует. Но, тем не менее, я знаю свой вариант, к которому пришел, занимаясь дизайном более 10 лет.Сначала мне просто нравилось разглядывать яркие картинки, листать книжки и журналы «про дизайн». Затем я начал делать что-то свое, не очень задумываясь над смыслом, — скорее, это был просто способ самовыражения.

И лишь потом я понял, что дизайн — это универсальный способ передачи информации. Это в первую очередь разговор между людьми, которые могут иметь разное воспитание, образование, вероисповедание, даже быть носителями другого языка! Но если дизайнер ставил перед собой задачу не продемонстрировать миру свое Я, а пытался создать с помощью дизайна универсальное послание, то его поймут.

И вот, если мы возьмем в качестве основного критерия «правильного дизайна» не количество шрифтов, цветов и витиеватых финтифлюшек на квадратный сантиметр, а качество передачи заложенного в дизайн-объект сообщения, то мы увидим, что главное, чему нам нужно будет научиться на факультете дизайна, — это разговаривать с людьми.

Мастера разговорного жанра

Исходя из того понимания дизайна, о котором я сказал выше, мы вместе с преподавателями факультета дизайна Отделения дистанционного обучения при МИП и МЭИ составляли программу, думали, чему и как мы будем вас учить. Мы изучили программы лучших мировых вузов, в которых обучают дизайну, и многое почерпнули в них, но не забывали о главном критерии: практика.

Полученные знания вы сразу сможете применить в реальной жизни. И, если продолжать эксплуатировать начатое выше сравнение дизайна с разговором, коммуникацией, то вы сразу заметите, как расширится ваш словарный запас, и как вам легче станет общаться: друг с другом, с вашими коллегами, с клиентами, и главное, с теми, кому будут адресованы ваши работы, — с людьми.

Разговаривать можно по-разному

Можно с помощью типографики, цвета и композиции, классического печатного или современного «диджитал-дизайна», с помощью видео-дизайна или векторных мультиков, — арсенал современных дизайнеров пополняется с каждым днем.

Но, какие бы инструменты мы ни выбрали, и каким бы ни был наш дизайн-объект: печатный макет, сайт, шрифт, видео-ролик или логотип, — главное, что мы должны помнить, приступая к работе, — мы должны обращаться к людям так, как хотели бы, чтобы они обращались к нам.

Модная тенденция или жизненная необходимость?
Не так давно наша страна буквально «сходила с ума» по второму высшему образованию. Иметь один диплом или учиться только в одном вузе было немодно и стыдно. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) количество получающих второе высшее в 2005 году увеличилось на 25% по сравнению 2004. Сейчас «страсти по вышке» немного поутихли, и у людей наконец-то появилась возможность трезво оценить ситуацию с получением второго диплома.
Чаще всего, отправляясь получать вторую специальность, люди рассчитывают на то, что по окончании вуза легко смогут найти новую высокооплачиваемую работу или сумеют сделать блестящую карьеру на прежнем месте. Институт переподготовки и повышения квалификации Уральского государственного экономического университета провел исследование под названием «Второе высшее: мотивация выбора», по данным которого 71,1% респондентов предполагают, что получение второго образования будет способствовать увеличению их доходов. Также 60,9% опрошенных уверены, что по окончании обучения займут более высокую должность. Подавляющее большинство обладателей одного диплома убеждены – наличие второго станет для них заветной палочкой-выручалочкой. Однако, как показывает практика, с получением второго высшего образования лишь у некоторых людей происходят кардинальные перемены – начинается долгожданный прогресс в карьере, да и в жизни в целом. Для другой части горе-студентов вторая «вышка» - лишь результат зря потраченных времени и денег.

Три «против»…
1. Глупо отправляться получать вторую «вышку» только потому, что так сейчас делают если не все, то многие. Нужно четко понимать свою мотивацию – если сейчас вы работаете, скажем, продавцом в обувном магазине, и вам для подобного трудоустройства, по сути дела, не нужен был и первый диплом, для чего тратить силы, время и деньги на второй?!
2. Хотите стать настоящим профи своего дела и доказать, что вы высококвалифицированный специалист? Второй диплом вам для этого вовсе не нужен. Если вы планируете развиваться в рамках своей первой специальности – отправляйтесь в аспирантуру или пройдите курсы повышения квалификации. Специалист, обладающий глубокими знаниями в своей сфере да еще и с опытом работы, будет цениться потенциальными работодателями гораздо больше, чем неопытный выпускник вуза, пусть даже имеющий два диплома.
3. Неважно, планируете ли вы получать второе высшее образование одновременно с первым или хотите совмещать обучение с работой – будьте готовы к чрезмерным нагрузкам. Сочетать получение «вышки» с чем угодно всегда достаточно сложно, поскольку вне зависимости от вашей занятости спрос со всех студентов одинаковый.

…и четыре «за»

1. Желание радикально изменить сферу своей деятельности может возникнуть и у тех, кто проработал на одном месте 15-20 лет, и у тех, кто только начал свою карьеру и быстро осознал, что, пожалуй, выбрал что-то не то. Неплохо бы заняться чем-нибудь другим, однако недостаток полученных ранее знаний не позволяет сделать этого. Именно в этот момент стоит задуматься о получении второго высшего образования.
2. Современный рынок труда претерпевает активные изменения. С каждым днем появляется все больше и больше новых отраслей и направлений. И для работы в них также требуются высококвалифицированные кадры, обладающие необходимыми фундаментальными знаниями. Такая потребность также обуславливается необходимостью получения второго высшего образования по ряду специальностей, которые ранее не преподавались в вузах вовсе.
3. Среди уже трудоустроенных на местах людей нередко встречается проблема недостатка знаний, уровня квалификации. Так происходит, когда окончив вуз, выпускник отправляется работать не по своей специальности. Проработав некоторое время, он испытывает острую необходимость в получении второго образования, которое теперь уже будет связано с нынешней сферой его деятельности. И это также еще одна разумная причина для получения второго диплома.
4. Стремление продвинуться по карьерной лестнице весьма похвально. Правильно выбранная специализация для второго высшего образования наверняка поможет ее обладателю перейти на другую должность или добиться долгожданного повышения заработной платы.

И все-таки…
Какой же вывод мы все-таки можем сделать? Нужен ли в итоге второй диплом и зачем?

Евгения Горбунова, студентка ЮУрГУ : «В настоящий момент я получаю два высших образования, и уже через год у меня на руках будет два диплома. Один из них – диплом международного факультета, специализация – антикризисное управление (это мое «первое» образование, оно очное), вторая специальность юридическая – гражданское право и процесс, ее я получаю на заочном отделении. Я считаю, что у меня получится вполне выгодный тандем экономического и юридического образований, и это даст мне возможность быть довольно востребованным специалистом на рынке труда. Вообще в современном мире, на мой взгляд, наличие второго высшего образования у работника – огромный плюс. Сейчас существуют такие должности, куда просто не попасть, не имея двух дипломов. Конечно, не буду говорить, что получать два образования одновременно очень легко. Почти на всех занятиях заочного обучения необходимо присутствовать, из-за этого приходится пропускать «очку». Иногда случается так, что сессии на очном и заочном отделениях совпадают, и тогда за месяц необходимо сдать около 12 экзаменов и 10 зачетов, что довольно сложно. Помимо этого, приходится выполнять множество текущих заданий, что дает дополнительную нагрузку. Однако стоит отметить, что все эти трудности необходимо преодолеть ради того, чтобы в дальнейшем обеспечить себе достойное будущее».

Ольга Важенина, преподаватель кафедры массовой коммуникации ЮУрГУ :«Мы всегда поддерживаем студентов, желающих получить второе высшее, поскольку в настоящее время очень ценятся интегрированные знания и комплексный подход к образованию. Например, на нашей кафедре мы уже с первого курса даем студентам возможность получать второе высшее лингвистическое образование. Мы уверены, ребятам будет полезно иметь и экономические навыки, знать дополнительные языки. Образование никогда не бывает лишним».

Тонкости «вышки»: где, когда и как?
Ну что ж, пожалуй, теперь с уверенностью можно сказать: если у вас есть силы и время для саморазвития, стоит непременно отправиться за вторым дипломом. Правда перед этим необходимо определить правильный мотив и поставить себе конкретные цели, которые будут достигнуты после получения очередной «вышки». Если же перспективы кажутся туманными, не стоит отвлекаться на получение второго высшего образования и пытаться объять необъятное. В общем, известная поговорка «семь раз отмерь – один раз отрежь» как нельзя лучше подходит для определения необходимости получения второго диплома. Ну, а дальше информация для тех, кто уже четко решил, что будет поступать во второй раз.

1. Какие наши годы?

В каком возрасте получать второе высшее лучше всего? Специалисты проекта «2EDU» из компании «Begin Group» провели исследование, по результатам которого 47% респондентов задумались о получении второго образования в 20–25 лет. В возрасте от 26 до 30 лет решили получить новую специализацию 23% опрошенных, а 16% отправились за новыми знаниями в период, когда им было от 31 до 40 лет. Такие данные доказывают – учиться никогда не поздно и отправиться получать еще одно образование можно в любом возрасте.

2. Что нужно рынку?
Спрос специалистов различного плана на рынке труда сейчас настолько многообразен, что определиться, куда поступать во второй раз довольно сложно. В очередной раз обратимся к статистике ВЦИОМ. По последним данным лидерами второго высшего являются специальности в сферах экономики и финансов (у каждой из них по 32%). Не менее популярны юридическое образование – его выбирают 29% опрошенных, и специализация в сфере компьютерных технологий - 28%.
Другое исследование, также уже упомянутой «Begin Group», свидетельствует о немалом интересе студентов к менеджменту, этой специальности хотят обучаться 42% работников с высшим образованием. На втором месте рейтинга - «финансы», они, по данным исследователей, интересны 29%, третье место занимает маркетинг - у него 19%.
Будьте внимательны к всероссийским тенденциям, и еще раз подумайте, на какой специальности стоит остановить свой выбор. А то, как бы не пришлось потом отправляться за третьим дипломом.

3. Время – деньги
Все вузы предлагают получить второе образование на коммерческой основе. Да и 5 статья федерального закона «Об образовании» от 10.07.1992 г. оговаривает, что «гражданин имеет право на получение высшего образования на бесплатной основе, если оно (образование) получается впервые». Это значит, что поступить «на бюджет» на вторую «вышку» не удастся. В вдвойне проигрышном положении окажутся работающие люди, поскольку, согласно 177 статье трудового кодекса, работодатели не предоставляют работникам, получающим второе высшее образование, отпуск на время сессии с сохранением среднего заработка.

Обычно длительность получения второго высшего составляет около 2-3 лет, и хотя общеобразовательные дисциплины чаще всего опускаются, по своей продолжительности курс в любом случае не должен быть менее 500 часов. Однако если содержание учебных дисциплин первой и второй специальности кардинально отличается, обучение может продлиться и все 5 лет. Также студенты, получающие первое высшее образование, в ряде вузов имеют возможность параллельного обучения второй специальности.

Анна Иванчикова
специально для

Другие статьи

  • Второе высшее экономическое образование Получить экономическое образование сегодня можно как с нуля, так и имея на руках диплом вуза. Второе высшее образование необходимо носителю каждой профессии, чтобы...
  • Психология: заочное обучение Психолог - специалист, который изучает закономерности, формы и проявления психических явлений и состояний личности. Он может оказывать консультативную помощь,...
  • Специальность «Экономика»: заочное обучение Экономисты - одни из тех специалистов, спрос на которых будет оставаться стабильно высоким ещё много лет. Получить глубокие знания по экономическому направлению...

Срок обучения на второе высшее образование

Со временем некоторые обладатели диплома высшего образования задумываются над тем, чтобы получить вторую специальность. Это может быть связано с самыми разными причинами, например, появлением хороших перспектив при освоении другой профессии. Получить второе образование сегодня можно заочно, но при этом многих желающих интересует продолжительность обучения.

Сколько нужно учиться?

Особенность получения на базе первого состоит в том, что учиться можно только на заочной форме. Срок определяется в каждом вузе самостоятельно, но с учётом норм, которые прописаны в Госстандартах и законе об образовании. В среднем он составляет от 3,5 до 4 лет.

Для обучения обычно бывает доступно две формы заочки: классическая и группа выходного дня. Последняя оптимальна тем, что посещать занятия нужно только по субботам или воскресеньям - в будние дни вы можете ходить на работу. Стоимость при этом будет несколько выше.

Можно ли сократить или увеличить срок обучения

Если вы хотите приблизить выпуск и скорее получить второе высшее образование, то сделайте следующее:

  • Сравните дисциплины, которые имеются во вкладыше к имеющемуся диплому, с программой обучения новой специальности.
  • Предоставьте в деканат перечень зачтённых предметов.
  • Проследите за переносом баллов.

Процедура признания и переноса оценок называется перезачётом. Чем больше перезачтённых дисциплин, тем меньше вам придётся сдавать.

Альтернативный способ сокращения срока обучения - это досрочная сдача экзаменов. Для этого подготовьте заявление, в котором следует описать причины досрочного прохождения испытаний. Передайте его в деканат и согласуйте там составление индивидуального графика занятий.

Иногда появляется необходимость увеличения срока обучения. Это может быть связано с тем, что студент не справляется с учёбой, он временно переезжает и другими форс-мажорными обстоятельствами. В таком случае студент может попросить учебный или академический отпуск сроком до 12 месяцев. Отличие между ними следующие:

  • Академический отпуск. Выдаётся при наличии соответствующего заключения со стороны врача - также возможен учёт форс-мажорных обстоятельств. За время обучения претендовать на такой отпуск можно только один раз. При этом студент не должен иметь задолженностей по сессии, зачётам и экзаменам.
  • Учебный отпуск. Может быть оформлен работающим студентом, если он будет отправлен на повышение квалификации своим работодателем. Это должно быть описано в соглашении к трудовому контракту.

Процесс обучения

Заочное обучение представляет собой специфическую программу, часто предполагающую индивидуальный график работы с учебным материалом. Студент самостоятельно выстраивает план подготовки. К примеру, он может заниматься каждый день по 2-3 часа или браться за освоение материала всего 1-2 раза в неделю - всё зависит от его занятости и желания.

Также график обучения зависит от выбранной специальности. Будущим юристам приходится изучать большой пласт информации, который нужно успеть проработать - это требует большого внимания к учёбе. Проще обучаться специалистам по направлениям, связанным с экономикой.

Как поступить?

В последние годы очень популярны такие направления, как менеджмент, маркетинг, экономика, юриспруденция, лингвистика, программирование и другие. Обычно второй раз в вуз поступают для того, чтобы получить образование по смежному направлению. Отнестись к поступлению нужно также серьёзно, как и в первый раз. Узнать перечень необходимых документов следует в приёмной комиссии вуза. Он включает в себя оригинал диплома, приложения к нему, паспорт и несколько фотографий 3х4 см.

Чаще всего для поступления требуется подать документы и пройти собеседование. Бывают и исключения, когда вуз требует сдачи вступительного экзамена по основной дисциплине. При успешном прохождении экзамена со студентом заключается договор на обучение.

Подать заявление о поступлении в институт онлайн!

Считается, что второе высшее образование в нашей стране можно получить только за деньги. Но некоторые ушлые студенты умудряются получать по несколько самых настоящих, а не липовых дипломов — и совершенно бесплатно.


АННА ВАСИЛЬЕВА


Магистр других наук


Бесплатно получить государственный диплом о высшем образовании, уже имея один в кармане, можно несколькими законными путями (многие, как это ни прискорбно, идут путем незаконным, но об этом позже).

Самым очевидным способом является магистратура. Студенты, получившие диплом специалиста или бакалавра, могут отправиться в любой другой вуз за дипломом магистра. На сайтах абсолютно всех университетов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура — это возможность получения второго высшего образования бесплатно. "На места, финансируемые из средств федерального бюджета, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью бакалавра или специалиста",— говорится, например, на сайте Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. При этом уточняется, что при поступлении в магистратуру можно выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля вашего первого высшего образования. "Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы "4+2" (бакалавриат + магистратура)",— подчеркивают в Высшей школе экономики.

Этот путь хорош со всех точек зрения, в том числе и тем, что поступить в магистратуру некоторых вузов бывает легче, чем поступить туда же на первый курс.

"Я мечтал поступить в Высшую школу экономики со школы,— рассказывает 24-летний Руслан Пехов.— Но точно знал, что на бесплатное отделение мне не поступить, слишком высокие требования и конкурс большой. И тогда я пошел в МИИТ, получил там диплом бакалавра и с ним уже поступил в магистратуру в ВШЭ. Вступительные экзамены намного проще, и конкурс минимальный".

Несмотря на то что в магистратуре учиться нужно всего два года, студенты, которые решили кардинально поменять направление в процессе учебы, действительно получают две полноценные профессии. "Я отучилась четыре года в Институте стран Азии и Африки МГУ,— рассказывает 25-летняя Настя Миронова.— Хорошо выучила японский, получила диплом бакалавра. Однако потом поняла, что знание языка — это еще не профессия, работу найти будет сложновато. Поэтому решила, что диплом магистра я получу уже на факультете журналистики МГУ. Сдала документы, прошла конкурс, получила бюджетное место и через два года — второй диплом о высшем образовании. Теперь работаю специальным корреспондентом в Японии и вполне довольна началом своей карьеры".

Но что делать тем, кто уже стал магистром, а учиться все еще хочется?

За чужой счет


Тогда законный путь остается один — гранты. По сравнению с Западом в России тема грантов кажется не очень-то актуальной, тем не менее при желании и способностях образование с их помощью можно получить не только в России, но и за рубежом. Общественных организаций, предоставляющих такие гранты, на самом деле довольно много, стоит только задаться целью их отыскать. Существует, например, Фонд Форда, который ежегодно объявляет конкурс на грант для обучения в магистратуре или аспирантуре в любом университете мира, включая российские. Есть Германская служба академических обменов (DAAD), благодаря которой гранты на второе высшее образование можно получить более чем по 2 тыс. специальностей, причем обучение будет проходить не обязательно на немецком языке.

В этом году Британский совет в России возродил известную многим стипендиальную программу Chevening, обеспечивающую молодым специалистам не только бесплатное обучение в любом выбранном вузе Великобритании в течение 12 месяцев, но и проживание в этой стране. Помимо возможности пройти курс обучения программа предусматривает спонсирование работы специалистов над краткосрочными исследовательскими проектами. От заявителей требуется высокий уровень владения английским языком, диплом о высшем образовании с отличными и хорошими оценками, а также опыт работы не менее двух лет по выбранной специальности. Особый упор делается на намерение претендента на стипендию продолжить трудовую деятельность в России.

Подобные гранты пытаются выделять министерства иностранных дел всех стран, с которыми у России налажены дипломатические отношения. Поэтому, по сути, стоит выбрать страну, зайти на сайт ее посольства и внимательно изучить раздел, описывающий сотрудничество в сфере образования. Так, на сайте посольства Франции опубликован список программ, по которым выдаются гранты, и кажется, что в них отражен весь спектр человеческой деятельности. Здесь есть программа "Коперник", которая рассчитана на молодых экономистов, юристов и инженеров, стипендии, предназначенные для российских студентов, желающих продолжить обучение в рамках второго цикла (мастер), гранты для выпускников вузов, которые хотели бы поступить на государственную службу, и многое другое.

Большинство этих грантов предполагает, что по окончании обучения специалистам будут выданы дипломы, которые приравниваются к официальным документам о получении высшего образования.

Без диплома, но со знанием дела


Всем уже давно понятно, что наличие диплома далеко не всегда свидетельствует о наличии знаний. Поэтому желающим поднять свой уровень образования довольно часто приходит в голову, что куда логичнее выбрать какие-нибудь курсы повышения квалификации или приобрести новые навыки, не связанные с твоей профессией. Количество платных предложений в этой сфере вообще бьет все рекорды, а вот над поиском бесплатных вариантов стоит потрудиться.

Уникальным здесь выглядит Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", основанный в 2009 году. Цель института — "воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, от которых будет зависеть облик мира в XXI веке".

Создатели проекта называют институт постдипломной программой, которая предназначена для выпускников высших учебных заведений — молодых профессионалов. "Программа дает возможность поработать с авторами блестящих проектов в области урбанистики, архитектуры и коммуникаций из разных стран мира — опыт, неоценимый для всякого молодого специалиста",— рассказывает директор по коммуникациям института "Стрелка" Александр Острогорский.

"Воспринимать обучение в нашем институте как обычное второе высшее образование все же нельзя. Образовательная программа рассчитана на год, в течение которого студенты работают над проектами, идеи которых связаны с какой-то глобальной и российской проблематикой, например будущим энергетики или сохранением исторического наследия. После обучения студенты получают сертификаты, но мы не выдаем дипломы государственного образца ни по российской, ни по западной системе",— отметил Острогорский.

При этом поступить в "Стрелку" не проще, чем в какой-нибудь западный вуз. При поступлении студенты должны представить портфолио, объяснить, почему им важно это образование, и пройти серьезный конкурсный отбор: на место в прошлом году претендовали 12 кандидатов. После поступления всем студентам предоставляется стипендия, а в случае необходимости — места для проживания.

Обучение абсолютно бесплатное. "Да, у нас есть летние школы для всех желающих, где некоторые воркшопы — платные. Но для наших студентов весь курс обучения абсолютно бесплатен",— уточняет Острогорский.

По его словам, поступить в институт могут не только те ребята, которые уже получили архитектурное или дизайнерское образование. "Наша главная задача — находить пути решения важных для России и всего мира проблем. Поэтому, если к нам придет не архитектор, а, например, физик и скажет, что мечтает применить в России инновационные подходы в области энергетики, мы будем только рады",— подчеркнул Острогорский.

Однако, на его взгляд, для тех, кто хочет совместить учебу с работой, это не лучший вариант. "График обучения очень плотный. В течение года студентам предстоит освоить обширнейшую программу, которая состоит из лекций, мероприятий и обучающих поездок. Поэтому мы против того, чтобы обучение совмещали с серьезной работой, да и вряд ли это может получиться",— считает Острогорский.

Если же стоит задача совместить образование с рабочим графиком, можно попробовать заставить платить за свое обучение работодателя. Некоторые фирмы организуют обучение своих сотрудников на рабочем месте. Это называется корпоративный университет. Такие есть, например, у "Билайна", "Северстали", "Ингосстраха", "Ростелекома", "Вимм-Билль-Данна", "Макдоналдса", Coca-Cola и многих других. Хороши эти заведения тем, что студентам даются практические знания по узкой специальности без отрыва от производства. Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, а процесс обучения строится на выполнении бизнес-заданий.

Надежда на лучшее


Не исключено, что в будущем учиться второй раз бесплатно в вузе будет проще. Во всяком случае, дискуссии на эту тему среди законодателей ведутся. В 2008 году в Государственную думу был внесен законопроект, в котором депутаты предлагают позволить бесплатно получать второе высшее образование по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства. В частности, предполагалось дать возможность еще раз бесплатно отучиться тем людям, которые захотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако номер не прошел.

"Тогда Министерству финансов просто стало жалко денег,— полагает один из авторов законопроекта, депутат от партии "Справедливая Россия" Елена Драпеко.— Конечно, нам объяснили это более благородной причиной: если уж и разрешать бесплатное получение второго высшего образования, то всем". При этом она уверена, что еще не все потеряно, и намерена повторно внести законопроект в ближайшее время. "Многолетний опыт объективно показывает, что в некоторых профессиях, например в профессии режиссера или дирижера, успех достигался только теми, кто поступал на эти специальности в возрасте 23-25 лет. Дирижер — это второе образование по определению, поскольку человек как минимум до того должен получить музыкальное образование и стать, к примеру, отличным скрипачом",— отметила депутат.

Она рассказывает показательную историю про молодого человека, у которого во время обучения на театральном отделении обнаружился редкий талант режиссера мультипликационного кино. "Вот вы мне скажите, много ли у нас режиссеров мультипликационного кино? Да почти никого! А парень действительно талантище. И признают это все. Преподаватели и рады его еще раз бесплатно отучить по новой специальности, но не положено по закону. Вот и приходится собирать деньги по спонсорам,— говорит Драпеко.— Пытаемся найти деньги для талантливых ребят. Но таких грантов мало, далеко не всем желающим и заслуживающим удается их получить".

"Да и кроме того, в этом нет системы,— продолжает депутат.— Это какое-то ручное управление. Мы должны наконец признать, что есть специальности, обучаться которым нужно только взрослым людям".

В обход закона


А пока законопроект ждет своего часа, ушлые студенты решают проблему второго высшего по-своему. Согласно федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" каждый гражданин России имеет право бесплатно получить профессиональное образование на конкурсной основе и только если он получает образование данного уровня впервые. Однако ответственность за получение второго высшего образования бесплатно в законе не предусмотрена. Не предусмотрен и порядок проверки данных о наличии у абитуриента законченного профессионального образования. И некоторые этим пользуются. Абитуриент, как известно, обязан представить приемной комиссии документ, удостоверяющий личность, гражданство, документ государственного образца об образовании и фотографии. То есть нужно по идее представить и диплом о высшем профессиональном образовании, если таковой имеется. Более того, каждый абитуриент расписывается в том, что получает высшее профессиональное образование впервые.

"Законодательство не предусматривает ответственности за предоставление ложных сведений или непредставление определенных документов при поступлении в вуз,— рассказывает специалист Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова.— А судебная практика по применению к таким делам ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ о предоставлении заведомо подложных документов пока не сформировалась". По идее ответственность в виде отчисления из вуза может быть закреплена в уставе вуза, но и этого тоже практически не бывает.