Воронцовский дворец время. Откуда в крыму английский дворец или удивительный замок графа воронцова

Дворец строился в 1826-1846 годах для графа М. С. Воронцова - одного из крупнейших русских деятелей первой половины XIX века.

В наше время его навали бы топ менеджером. Воронцов получил образование в Англии, где его отец был русским послом в конце XVIII - начале XIX века. Этим отчасти объясняется, что дворец выстроен в стиле английской архитектуры. В 1823 году он назначается генерал-губернатором Новороссийского края.

Для сооружения дворца и устройства большого парка Воронцов скупает земли у населения Алупки. За 10 лет (с 1824 по 1833 г.) были приобретены земельные участки у 158 лиц. Земли покупались за бесценок, местное население было вытеснено к горам, на каменистую почву.

Проект Воронцовского дворца в Алупке сделал английский архитектор Эдуарда Блор. Первоначально строительство дворца началось по проектам архитекторов Томаса Харрисона и Франческо Боффо. Именно им дворец обязан портальной нише. Руководил постройкой англичанин Вильям Гунт.

На основании сохранившихся планов и акварели (акварель находится в экспозиции) можно судить о первоначальном замысле Блора и изменениях, внесенных Гунтом. Блор проектировал дворец как легкий павильон с более ярко выраженными восточными чертами, чем это было осуществлено впоследствии Гунтом.

Гунт внес ряд небольших изменений в планировку внутренних помещений главного корпуса. Вместо открытой биллиардной выстроил застекленный зимний сад - легкий, обнесенный открытой галереей корпус, примыкающий к столовому крылу с запада, перестроил в более монументальное и тяжеловесное здание. Изменил форму западных башен, планировку хозяйственных построек и служебных флигелей.

С 1828 по 1830 г. составлялся проект дворца, заготавливался материал. Но настоящая стройка началась с закладкой первых камней только в марте 1830 года.

Строился дворец из диорита - красивого зеленовато-серого камня вулканического происхождения. Его брали из природной россыпи на территории Алупки. И в настоящее время нагромождения диорита сохранились в алупкинском парке в обильном количестве - так называемый каменный «хаос» . Для получения строительных блоков брались многотонные бесформенные глыбы диорита, требующие больших физических и временных затрат. Все выполнялось вручную орудиями того времени. Диорит сам по себе очень прочный и твердый камень. Сейчас даже не верится, что огромные прямы блоки для стен вырезаны вручную. Из этого же камня вырезались сложные орнаменты и украшения, высекались целые купола и зубцы на стенах. Тщательно отшлифованный диорит применялся для оформления внутренних помещений.

Как ни странно, но стройка строительство Воронцовского дворца началось не со знаменитого северного фасада центрального здания. Первым был выстроен столовый корпус и параллельно с ним с 1830 по 1834 год возводился Шуваловский корпус позднее преобразованный Гунтом в бильярдный зал . Изначально он был предназначен для гостей и зятя Воронцова Шувалова.

Уже после постройки западного крыла работы велись на восток. Центральный корпус, не смотря на все сложность реализации архитектурных замыслов, планировали закончить к приезду в Крым императорской семьи ы 1837 году. «С необыкновенными усилиями и издержками, - сообщалось в то время, - этот дом был окончен к приезду императорской фамилии. Он, лучше сказать, был приготовлен: ибо некоторые вещи, а особенно украшения, как внутренние, так и наружные, были сделаны только временно и после должны быть переделаны или вовсе уничтожены». Внутренняя и наружная отделка главного корпуса длилась еще четыре гола после визита императора в Крым.

В 1838 году была построена часовая башня и восточные флигеля. Зимний сад был закончен тогда же, но окончательно расцвел с появлением львиной террасы после 1841 года. Хозяйственные и библиотечный корпуса построены с 1841 по 1846 г.

Всю работу по строительству и внутренней отделке дворца выполняли не иностранцы, а простые русские и украинские мастера, главным образом крепостные Воронцова. Особенно много работало здесь владимирских каменотесов, издавна славившихся своим искусством возводить белокаменные соборы и высекать на камне сложные орнаментальные узоры.

Почти из всех вотчин Воронцова - из северных районов и украинских земель крепостные насильственно сгонялись в Крым. Многие добровольно шли сюда в надежде на заработки. К началу XIX века крепостные северных имений Воронцова были переведены на денежный оброк вместо барщины. В поисках заработка они пешком отправлялись из центральной России в Крым. Но их надежды были тщетны. За работу они получали ничтожную сумму, из которой должны были выплачивать оброк. Денег не хватало на хлеб. Работая до изнеможения, люди жили впроголодь.

На строительстве Воронцовского дворца дважды в 1833 и 1837 годах вспыхивали эпидемии, уносившие в могилу тысячи строителей.

Из-за отсутствия архивных данных трудно установить точное число крепостных, в течение 18 лет сооружавших дворец, но несомненно, что здесь работало несколько тысяч человек.

К сожалению, очень мало имен строителей дошло до нас. Известно, что здесь работали крепостные из Владимирской губернии: каменотес Дмитрий Боровков, садовод Максим Иванов, камнерез Ермолай Иванов, выполнивший фонтан «Трильби» и один из каскадных фонтанов у южного входа во дворец.

После смерти Воронцова дворец принадлежал его сыну, затем дальним родственникам Воронцовых - Воронцовым-Дашковым, богатым русским дворянам. После событий 1917 года дворец стал «народным» и был национализирован. В 1921 году здесь был открыт историко-бытовой музей дополненный предметами искусства и быта других дворцов и аристократических имений Южного берега Крыма.

Во времена второй мировой войны курорт могл лишится своей главной достопримечательности Алупки . Солдаты немецкой армии хотели взорвать дворец, но не успели. Весной же 1945 года во дворце разместилась английская делегация для участия в Ялтинской конференции. В 1956 открывается музей изобразительных искусств, ставший спустя два года архитектурно-художественным дворцом-музеем действующий по сей день.

В настоящее время музей занимает центральный, Шуваловский, столовый, хозяйственный и библиотечный корпуса дворцового комплекса. Вы можете посетить следующие выставки и экспозиции: парадные залы и Южные террасы, выставки «Дар профессора В.Н. Голубева», «Парижский архив», «Кабинет графа И.И. Воронцова-Дашкова», «Кабинет коменданта государственной дачи, «Украинская живопись», «Дом графа А.П. Шувалова» «Цветы в живописи» и «Воронцовская кухня».

Южный берег Крыма — одно из самых любимых мест у туристов, что и неудивительно, ведь помимо чудесной природы — солнца, мягкого субтропического климата, сравнимого только со средиземноморским, чистого и ласкового моря, здесь еще и множество достопримечательностей, которые просто невозможно посетить за один приезд. Многочисленные дворцы, парки, природные красоты — сюда стоит возвращаться и возвращаться, ведь некоторые места требуют и заслуживают того, чтобы потратить на них целый день.

Воронцовский дворец

Одно из таких мест — Воронцовский дворцово-парковый комплекс — чудо ландшафтного и архитектурного искусства. Этот комплекс включает в себя парк и дворец, расположенные в небольшом городке Алупка, у подножия самой знаменитой горы Крыма — Ай-Петри. Это место совсем недалеко от Ялты, поэтому добраться сюда совсем не трудно, хоть на общественном транспорте, хоть на такси.

Мое знакомство с комплексом началось с парка, поэтому и свой рассказ я тоже начну с него. Сразу скажу, что перед посещением Воронцовского парка мы побывали в Никитском ботаническом саду, поэтому контраст между этими двумя комплексами заметили сразу: если Никитский сад поразит вас многообразием и буйством красок, разнообразием растительности, в том числе и экзотической, собранной практически со всего света, то Воронцовский парк выглядит более сдержанно и менее искусственно. И в этом, пожалуй, и заключается гений его создателя — знаменитого садовода Карла Кебаха. Парк выглядит очень ухожено, но при этом очень естественно, он органично вписывается в сложный рельеф местности, словно бы создан не рукой мастера, а самой природой. Начало созданию парка было положено в 20-е годы позапрошлого столетия.


Воронцовский парк

Парк разделен на несколько зон. Его размер составляет почти 40 гектаров, и, как предупредил нас экскурсовод, отбиваться от группы нежелательно, так как на такой территории несложно заблудиться.
В парке собрана большая коллекция растений, в основном — это флора Средиземноморья и Кавказа, в целом около 200 видов кустарников и деревьев. Есть здесь и тисы, и кипарисы, и дубы, и платаны, и чинары, и пробковый дуб, тисы, клены, ясени, лавры и многое другое.


Воронцовский парк

Май 1 2017 в 12:21 PDT

Кстати, под лавром стоит задержаться на несколько минут, спокойно и глубоко вдыхая воздух, наполненный эфирными маслами, самым благотворным образом влияющими на организм человека. Некоторые деревья за свою долгую жизнь достигли просто гигантских размеров.


Воронцовский парк

Есть здесь и совершенно уникальные экземпляры, например, араукария чилийская — хвойное дерево, родиной которого, как нетрудно догадаться, является Чили, да еще Аргентина. На территории нашей страны она встречается только в ботанических садах Кавказа и Крыма. Ее особенность в том, что нижние ветви постепенно отпадают, и крона поднимается все выше и выше, оставляя внизу голый ствол.



Араукария чилийская - хвойное дерево

Прогуливаясь дальше, вы выйдете к зоне с прудами и водопадами. Здесь в тени огромных деревьев располагается несколько прудов, в которых кипит жизнь — рыбки, разные водоплавающие птицы, земноводные и пресмыкающиеся. В одном из прудов живут лебеди, он так и называется — лебяжий.


Лебяжий пруд



Выглядит это все максимально естественно, но на самом деле — это тоже результат фантазии архитекторов и, говоря современным языком, ландшафтных дизайнеров, а также труда человеческих рук. Называется это место «хаос», а камень, из которого сложен этот «хаос» называется диабаз и имеет вулканическое происхождение. Из этого же камня построен и сам Воронцовский дворец, а также выполнены некоторые элементы его внутреннего декора, например, готические камины.


Воронцовский парк

Замок очень гармонично вписывается в пейзаж и рельеф, являясь логическим завершением прогулки по парку. Построил его в 20-е — 40-е годы XIX столетия английский архитектор Э. Блор. Кстати, позже он станет придворным архитектором английской королевы Виктории, с именем которой связывают целую эпоху в английском искусстве.


Воронцовский дворец

Дворец строился в качестве резиденции генерал — губернатора всей Новороссии графа Воронцова. Граф был очень богатым и влиятельным человеком, его отец нес дипломатическую службу в Англии, поэтому вырос будущий губернатор в этой стране, усвоив многие английские аристократичные манеры, безупречный вкус и передовые взгляды. Он сделал очень много для развития южных городов Новороссийского края, но особенное внимание уделял именно Крыму, способствуя развитию здесь виноделия, овцеводства и пароходства.

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Апр 30 2017 в 11:07 PDT

Воронцовский дворец — один из самых необычных в Крыму. Его уникальность заключается в том, что, глядя на него с разных сторон, вы ни за что не догадаетесь, что это один и тот же дворец, настолько различаются его стили. Вид с внутреннего двора, того, что непосредственно выходит к парку, выдержан в строгом английском стиле эпохи Тюдоров. Подобную архитектуру можно часто увидеть в английских фильмах, так как в этом стиле выдержаны многие английские поместья.

Внутренний двор огорожен диабазовой стеной. Здесь есть лавочки, чтобы отдохнуть после прогулки по парку, а также небольшой магазин, где можно купить сувениры, воду или мороженное. Со внутреннего двора открывается впечатляющий вид на гору Ай-Петри.



Воронцовский парк

Пройдя под аркой с правой стороны от входа, вы словно перенесетесь на несколько столетий назад в средневековье. Перед вами откроется та часть дворца, которая напоминает средневековый замок: высокие крепкие каменные стены, башни, кажется, что сейчас по этой вымощенной булыжником дороге проедут рыцари в доспехах.


Воронцовский дворец

Говорят, что здесь снимались многие известные исторические фильмы в советское время, правда, какие именно, не уточнили, чтобы не раскрыть всех секретов.


Воронцовский дворец

Южная сторона дворца поразит великолепием мавританского стиля. Это самая роскошная и пышная в плане декора сторона комплекса. Здесь же — выход из зимнего сада, которым завершается экскурсия по внутренним залам. Отсюда спускаются каменные лестницы, охраняемые знаменитыми львами, а с террас, поражающих буйной густой растительностью, открывается великолепный вид на море. Теплое крымское море...


Считается, что эта часть дворца была выполнена по примеру знаменитых дворцов Альгамбры в Испании.


Воронцовский дворец

Роскошные виды органично дополняют пальмы, высаженные вдоль зубчатой стены, поверх которых возвышается все та же Ай-Петри. Честно говоря, просто не знаешь, в какую сторону смотреть и восхищаться.


Внутри дворца располагается музей. Вход в него платный. В экскурсию также входит посещение зимнего сада и некоторых террас с экзотическими и редкими растениями. Убранство дворца поражает вкусом и роскошью его владельцев. Голубая гостиная, залы в готическом стиле с мебелью из дорогих пород дерева, предметами из малахита, хрусталя, фарфора, вазы и бронзы и многое другое — все это предстает перед взорами посетителей. Здесь же представлена коллекция картин английских, итальянских и французских мастеров живописи, правда, не слишком известных. Зато коллекция русской живописи впечатляет: Левицкий, Айвазовский, Боровиковский и другие — их полотна являются предметами гордости многих столичных музеев. Правда, к сожалению, фотографировать внутри дворца не разрешается, поэтому получить все визуальные впечатления от его посещения вы сможете самостоятельно.

Завершить экскурсию вы сможете по затененным каменным лестницам, ведущим вниз к берегу моря. Здесь же располагаются многочисленные лавочки с сувенирами. Главный сувенир, который обязательно нужно привести из Алупки — это небольшая фигурка льва, подобная тем, которые охраняют южные террасы и являются своеобразной «визиткой» дворца.


Воронцовский дворец

И Воронцовский парк и Воронцовский дворец оставляют неизгладимые впечатления на туристов.

Полезные ссылки

Отели и гостиницы Ялты

Отели и гостиницы Севастополя

Отели Крыма: отзывы и бронирование

Алупка - курортный городок в составе Большой Ялты, расположенный у подножья горы Ай-Петри в 17 км юго-западнее города Ялта в Крыму.

Воронцовский дворец и его парковый комплекс - «изюминка» Алупкинского пейзажа и

главная достопримечательность приморского городка .

Отдых на Черном море в Алупке привлекает туристов мягким климатом без резких сезонных колебаний, лечебным морским и сосновым воздухом, в котором дышится легко и свободно, а также живописным видом на окрестности российского приморского городка на Южном берегу Крыма.

Особенно завораживающий вид открывается на Алупку с моря: в центре панорамы на холме красуется великолепный Алупкинский Дворец (Воронцовский); корпуса прибрежных санаториев цепочкой растянулись вдоль моря и утопают в зелени парков, а над ними главенствуют зубцы величественной горы Ай-Петри.

Ай-Петринский горный массив - один из самых высоких в Крыму. Словно щит закрывает он Алупку от северных холодных ветров, а наибольшее число солнечных дней в году (по сравнению с Черноморскими курортами Кавказа) делают этот городок на берегу Черного моря прекрасным курортом — вторым после Ялты на Южном побережье Крыма.

Воронцовский дворец в Алупке.

Воронцовский дворец (Алупка) - это бывшая летняя Крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова .

Михаил Семёнович Воронцов

Портрет Михаила Семеновича Воронцова кисти Лоуренса, 1823 год.

Граф, с 1845 года — князь Михаи́л Семёнович Воронцо́в (18 или 19 мая 1782— 6 или 7 ноября 1856) — русский государственный деятель из рода Воронцовых, генерал-фельдмаршал (1856), генерал-адъютант (1815), герой войны 1812 года. В 1815—1818 годах — командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—1854 годах — новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов.

Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. В 1844—1854 годах — наместник на Кавказе.

ИСТОРИЯ ВОРОНЦОВСКОГО ДВОРЦА

Имение задумывалось как летняя резиденция генерал-губернатора Михаила Воронцова, который имел много поместий в разных регионах страны и считался богатейшим помещиком России. В 1824 году были приобретены владения семейства Ревелиоти, владевшего большей частью южного берега Тавриды. Воронцов приглашает немецкого ботаника Карла Кебаха, который занялся первыми посадками, из которых появился Воронцовский парк.

В 1824 году начинают возводить и Воронцовский дворец . Архитекторами стали Томас Харрисон (Воронцов провел в Англии все детство и юность, потому решил довериться опытному британскому зодчему) и Франческо Боффо (он создал дворец Воронцова в Одессе). Дворец задумывался в стиле неоклассицизма. Спустя 4 года завершена закладка фундамента, но Харрисон внезапно умирает в 1829 году.

Сам Михаил Воронцов в 1831-м решает приостановить строительство и решает изменить стиль дворца. Он отправляется в Англию к Эдварду Блору и тот только по представленным рисункам местности создал свой проект, основанный на английской готике. Сам Блор так и не появился в Алупке — Воронцовский дворец в Крыму возводил его ученик Уильям Гунт, которого рекомендовал сам архитектор.

Гунт внес ряд изменений в проект. Таким образом, Воронцовский дворец Алупки выдержан в стиле Тюдор, столь популярном в Англии XVIвека. Но учитывая, что в Крыму еще чувствовалось турецкое влияние, то южные ворота в противовес северным сделаны в восточном индо-мавританском стиле. Дополнили композицию мраморные львы скульптора Джованни Боннани. Дворец строился до 1848-го. Парк окончили создать на 3 года позже. Во дворце насчитывается 150 комнат, разделенных между 5 корпусами.

Особенность архитектуры дворца хорошо заметна со стороны моря — он гармонирует с массивом Ай-Петри. Это неудивительно, поскольку предполагалось, что стены будут продолжением гор, нависающих над ним.

Для изготовления дворца использовался местный камень — диабаз (зеленовато-серый камень вулканического происхождения), который в обилии был расположен в округе. Его взрывали динамитом и обтачивали на блоки. В парке и сегодня можно увидеть много обломков скал из диабаза.

В работе принимали участие иностранные мастера, занимавшиеся садом, и крепостные крестьяне графа Воронцова. Особенно преуспел лепщик Роман Фуртунов, который единственный из крепостных получал равный с иностранными мастерами оклад.

После смерти графа Михаила Воронцовский дворец Крыма переходил по наследству детям. Вначале по мужской линии, потом по женской. В годы советской власти он был национализирован. Здесь размещалась дача НКВД, а с 1952 года санаторий. В это время часть меблировки дворца была утрачена, в частности был утерян бильярдный стол, который после распада СССР был заменен другим, найденным на складах в Ялте.

Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник идеально вписался в удивительный ландшафт с горной грядой, вечнозеленой растительностью и несколькими узкими улочками городка, поднимающимися в гору от морского побережья.

Он построен из диабаза - материала, который по своей прочности превышает в 2 раза гранит и добывается на Крымском полуострове. Серо-зеленый цвет камня создает единую архитектурную композицию Воронцовского дворца с природой.

Дворец спроектировал английский архитектор Эдуард Блор. Строительство велось с 1828 по 1848 год. Отделка длилась до 1852 года. Архитектура дворца своеобразна. Она заключается в сочетании разных стилей:

  • Северный Фасад - это поздняя английская готика;
  • Западный Фасад — это европейский средневековый замок, крепость 8-12 веков;
  • Южный - элементы Индии и Востока. Огромный купол Южного фасада с арабскими надписями, открытый в сторону Черного моря, имеет романтический вид. «Львиная терраса» с постепенно настораживающимися «царями» зверей украшает великолепную лестницу, ведущую ко входу в замок со стороны парка. Три пары львов из каррарского белого мрамора выполнены в мастерской флорентийского скульптора Боннани, но самая известная (нижняя) — «Спящий лев»

Шуваловский проезд.

Дворцовый ансамбль состоит из 5 корпусов, открытых и закрытых двориков, террас. Воронцовский дворец выглядит одновременно суровым и изящным, стабильным и романтичным.

Западная часть дворца (так называемый Шуваловский проезд) предстает перед туристами в виде вымощенной камнем улицы средневекового города со старыми крепостными стенами с мощными башнями и узкими окнами-бойницами.Дочь Михаила Семеновича Воронцова, выйдя замуж, стала графиней Шуваловой, и в правом корпусе располагались ее апартаменты.

Северный фасад

Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В тенистой перголе из цветущих глициний укрылся

Фонтан "Сельсибиль" - копия "фонтана Слез" из Ханского дворцы в Бахчисарае, воспетого Пушкиным.

Рядом, у левого крыла дворца - беломраморный фонтан "Источник Амура".

Южный фасад дворца.

Южный фасад знаменит высоким порталом с глубокой нишей, на фризе которой арабской вязью начертано изречение

«Нет победителя, кроме Аллаха».

Мраморный лев на южной террасе.

ИНТЕРЬЕРЫ ДВОРЦА

Основная экспозиция включает 10 комнат. Комнаты верхнего этажа закрыты, чтобы не подвергать перегрузке ослабевшие перекрытия. Начинается экскурсия через боковой вход, выводивший в коридор, который вел в кабинет графа. Первоначально комнаты нижнего этажа служили спальней для четы Воронцовых. Главные комнаты, открытые в экспозиции «парадные залы главного корпуса»:

1. Парадный кабинет;

2. Столовая, где расположен балкончик для музыкантов;

3. Оранжерея, включающая собрание редких растений из далеких стран;

4. Бильярдная;

5. Ситцевая комната;

6. Китайский кабинет;

7. Вестибюль;

8. Голубая гостиная, стены которой украшены лепными розами. Также здесь выставлен рояль, не являющийся оригинальным в интерьере Воронцова.

Каждая из 150 комнат, входящих в дворцовый ансамбль, своеобразна: «Ситцевая комната», «Голубая гостиная», «Парадная столовая», «Зимний сад», «Китайский кабинет», «Бильярдная», «Вестибюль». Всюду видна роскошь и любовь хозяев к своему дому.

Особая гордость Алупкинского дворца — роскошные камины в готическом стиле, выполненные из мраморовидного известняка и полированного камня диабаза.

"Парадный вестибюль

Парадный вестибюль расположен в центре дворца. С юга и севера к нему симметрично прилегают два небольших тамбура, а с запада и востока расположены кабинеты и комнаты для отдыха. Северный тамбур, как и северный фасад дворца, выполнен в английском стиле. В противовес английскости южный тамбур украшают ковры с изображением персидского шаха Фатх-Али.

"Парадный кабинет"

Кабинет выглядит достаточно сдержанно, по-английски, но обилие дерева в комнате придает теплоты и уюта в интерьере.Обои были специально заказаны в Англии.

Центральное место на западной стене кабинета занимает портрет графа Воронцова работы Луизы Дессеме.

Массивные деревянные двери дополнены дубовыми панелями на стенах и лепным потолком под дерево. У стены - антикварный книжный шкаф черного дерева в стиле Буль, купленный самим хозяином дворца. В отделке шкафа использованы панцирь черепахи и сложная резная инкрустация из бронзы.

Рядом с книжным шкафом уютно пристроились круглый стол, английские стулья и кресла с готической резьбой. Такая расстановка мебели придаёт кабинету атмосферу, располагающую не только к деловым беседам, но дружеским встречам.

Еще одно напоминание об англомании Михаила Семеновича Воронцова - окно в виде эркера. Этот часто встречаемый в английской архитектуре элемент, зрительно увеличивает пространство кабинета и дает больше света. В эркер поместили крытый зеленым сукном стол и два кресла. Сидя в кресле, можно любоваться верхним парком, а в ясную погоду и вершинами Ай-Петри.

"Ситцевая комната"

Из кабинета мы попадаем в Ситцевую комнату. Ситцевой она названа потому, что стены комнаты действительно затянуты ситцем.

На стенах оригинальная ткань, единственный изъян которой это выгоревший цвет. Первоначально ситец был малинового оттенка с небольшими вкраплениями голубого, что сочеталось с камином из розового уральского мрамора и люстрой в форме корзины. Розовато-голубые блики подвесок на люстре перекликались с цветом ситца на стенах.

Через Ситцевую комнату проходим в Китайский кабинет хозяйки дома Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой , чей портрет кисти Джорджа Доу можно увидеть на правой стене от входа.

Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, кисти Джорджа Доу.

"Китайский кабинет"

Комната оформлена в модном тогда восточном стиле, но без каких-то определенных привязок к Китаю, Индии или странам Востока вообще. Дубовые панели, высокие стрельчатые окна и двери, ведущие на южную террасу, к морю, неожиданно, но удачно сочетаются с расшитыми шелком и бисером рисовыми циновками на стенах и деревянными резными деталями в интерьере.

Потолок в комнате не деревянный, как может показаться, а лепной. Русский крестьянин Роман Фуртунов умело сделал потолок из гипса, имитируя резьбу по дереву.

В углу между окнами расположился ценнейший предмет мебели, это небольшой угловой шкафчик.

Он сделан в форме панциря черепахи в стиле Буль, украшенный бронзой, но особо в нем ценно то, что этоподарок императрицы Александры Федоровны,жены Николая I, в знак благодарности за оказанное им гостеприимствовладельцам дома в Алупке.

И немного лирических отступлений. Со школьной скамьи многим известно, что Александр Сергеевич Пушкин был увлечен женой новороссийского генерала-губернатора. Считается, что именно Елизавете Воронцовой Пушкин посвятил стихи "Сожжённое письмо", "Ненастный день потух…", "Желание славы", "Талисман", "Храни меня, мой талисман…".

Ходили слухи, что именно Пушкин был отцом одной из дочерей Елизаветы Ксаверьевны. Однако у исследователей биографии поэта есть основания предполагать и то, что Пушкин был лишь прикрытием для романа Елизаветы Ксаверьевны с её родственником и другом Пушкина Александром Раевским. В любом случае, можно сказать спасибо Михаилу Семёновичу Воронцову, который "поспособствовал" смене южной ссылки поэта на ссылку в Михайловское. Потому что именно там Александр Сергеевич написал не только роман "Евгений Онегин", но и другие свои поэтические произведения, ставшие гордостью русской литературы. И кстати, те же исследователи утверждают, что у самого Воронцова была внебрачная дочь с лучшей подругой его жены Ольгой Станиславовной Нарышкиной. Портреты Ольги Станиславовны и ее дочери всегда хранились среди личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета.

«Парадная столовая»

«Парадная столовая» - самый величественный зал Воронцовского дворца.

Площадь столовой около 150 кв.м., высота потолка 8 м. При Воронцовых её освещали десятки канделябров и люстр. Огромный стол, состоящий из четырех сдвинутых частей с полированными столешницами красного дерева, возвышается на тумбах со звериными лапами и занимает значительную часть комнаты. У окна установлен массивный сервант на таких же львиных лапах, как и столы, а под сервантом - ванна в египетском стиле для охлаждения вина, которую наполняли колотым льдом.

В центре северной стены парадной столовой между каминами расположен фонтан, ниша которого украшена майоликовым панно с изображением фантастических птиц и драконов. Над фонтаном - резной деревянный балкон для музыкантов.

"Кухня"

"Голубая гостиная"

Гостиная поделена на южную и северную части выдвижными деревянными занавесами, которые в сложенном виде почти незаметны. В южной части располагался "зрительный зал", где разместился мебельный гарнитур, перевезенный в Алупку в конце XIX века из Одесского дворца. Интерьер дополняют резной камин из белого каррарского мрамора и огромные вазы - кратеры, расписанные в голубых тонах.

Для проведения музыкальных вечеров и театральных постановок в северной части Голубой гостиной установлен рояль. В 1863 году здесь выступал один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин. В 1898 году в Воронцовском дворце под аккомпанемент Сергея Рахманинова пел Федор Шаляпин.

"Бильярдная"

Здесь много дерева: панели, потолок, паркетный пол.

Диваны и стулья обиты дорогим атласным сатином оливкового цвета. На стенах много картин. Особенно ценились тогда полотна живописцев Голландии, Фландрии, Италии 16-18 вв.

Из Голубой гостиной гости Воронцовых выходили в Зимний сад. В XIX веке почти в каждом европейском дворце был свой зимний сад, который использовался для чтения и отдыха.

"Зимний сад"

У застекленной стены, состоящей из огромных французских окон, расположен ряд мраморных бюстов, среди которых скульптурные портреты представителей семейства Воронцовых - Семёна Романовича Воронцова, самого Михаила Семеновича и его жены Елизаветы Ксарьевны. По соседству с ними мраморный бюст Екатерины II работы Иоганна Эстеррейха. Говорят, за излишнюю реалистичность её изображения в камне стареющая императрица не только не заплатила за работу, но и выслала скульптора из России в течение суток.

Зимний сад служит переходом из центрального корпуса в столовый. Первоначально это была лоджия, которую впоследствии застеклили, сконструировав сверху большой фонарь для лучшей освещенности. Стены зимнего сада оплетает фикус-репенс. Фонтан и мраморные скульптуры стоят в окружении араукарий, саговника, финиковых пальм и монстеры.

https://www.youtube.com/embed/u7-r7cK5dUE

"Воронцовский парк"

Работа по созданию парка, начатая даже несколько раньше, чем строительство дворца, в 1820 году, была поручена главному садовнику Южного берега Крыма Карлу Антоновичу Кебаху. При закладке парка учитывалось обилие горных источников, которые использовались для создания искусственных озер, многочисленных каскадов и небольших водопадов. В этой части парка беспрестанно слышится журчание воды.

Большинство дорожек Верхнего парка ведет к озерам и Большому Хаосу - огромному каменному завалу естественного происхождения.

Самое большое из озер парка - Лебединое. Садовник намеренно придал ему неправильную форму, чтобы создать иллюзию его природного, а не искусственного происхождения. При Воронцовых дно озера было усыпано полудрагоценными "коктебельскими камешками" - яшмой, сердоликами, халцедонами, которые в изобилии встречались в Коктебеле.

Рядом с Лебединым озером - Форелевый пруд и ещё дальше - Зеркальный. На Зеркальном пруду вода кажется неподвижной, отчего деревья и небо отражаются на его глади как в зеркале.

К востоку от озер в пейзажной части парка расположены четыре живописные поляны - Платановая, Солнечная, Контрастная, где посреди газона возвышаются кедр гималайский и тис ягодный, и Каштановая.

Выше прудов по дорожке сквозь Зал гротов, между искусно размещенными обломками скал, путь идет к Большому и Малому Хаосу. Миллионы лет назад застывшая магма в результате землетрясений и оползней превратилась в россыпь огромных обломков. Создатели парка оставили нетронутыми каменные глыбы, лишь убрали мелкие осколки и засадили верх соснами. Так получился знаменитый "алупкинский хаос".

Всем привет, дорогие друзья! Если вы решили посетить Воронцовский дворец в Алупке, эта статья для вас просто незаменима: я расскажу, как туда добраться, сколько стоят экскурсии и почему это стоит посетить.

В этой статье:

Где расположен дворец

Дворец расположен в Северо-Восточной части Алупки, у подножья Ай-Петри, на выступающем в море скальном склоне, который трудом крепостных в 19 веке превратили в роскошный парк.

В его центре - уникальное архитектурное строение с тремя разными по стилю фасадами: дворец светлейшего князя М.С.Воронцова, крестника Екатерины II, губернатора южных земель, присоединённых к России, англомана и масона.

Заповедная зона вокруг дворца является Государственным бюджетным учреждением республики Крым (ГБУ РК) и имеет свой адрес: Алупка, Дворцовое шоссе, 10 (можете открыть в новом окне, чтобы проложить маршрут).

Местоположение дворца на карте:

GPS координаты - N 44°25.181 , E 34°03.252

Как добраться

Дворец начинает работать с 9 утра, поэтому рекомендую отправляться туда как можно раньше, чтобы успеть обойти весь парк.

Если вы путешествуете не на автомобиле, воспользуйтесь общественным транспортом. Он доставит вас к автовокзалу Алупки, от которого дойти до Воронцовского дворца можно за пару минут. А я ниже расскажу о расписании автобусов.

Алупка находится:

  • в 18 км от Ялты,
  • в 57 км - от Севастополя,
  • в 101 км от Симферополя,
  • до Симеиза, Мисхора, Гаспры от неё всего 6 км.

1. Из Ялты

Из Ялты в Алупку ежедневно курсируют десятки рейсов. Актуальное расписание (можете нажимать на него для просмотра информации о месте посадки):

2. Из Симферополя

Расписание прямых автобусных рейсов:

3. Из Севастополя

4. Из Алушты

5. Из Гурзуфа

6. Из Симеиза

7. Из Мисхора

Время работы и стоимость билетов

Парк включает несколько экспозиций, для посещения каждой из которых нужно покупать отдельный билет на экскурсию — единых билетов не предусмотрено.

Стоимость билетов лучше смотреть на официальном сайте, так как она может меняться в зависимости от сезона — стоимость экскурсий .

При этом за вход в парк платить не нужно, можно прогуляться по нему абсолютно бесплатно.

Воронцовский дворец работает с 9-00 до 17-00, но лучше всего приезжать в парк не позднее обеда, чтобы успеть посетить не только его, но и другие не менее интересные сооружения парка.

Чем поражает Воронцовский дворец

Вы сможете наблюдать сочетание разных архитектурных стилей:

  • для Северного фасада - английской поздней готики;
  • для Западного - замкового средневековья Европы 8-12 века;
  • для Южного - неомавританский стиль с «Львиной террасой» из диабаза.

Увидите своими глазами шикарное убранство гостиных: «голубой», «ситцевой», «китайского кабинета», парадной столовой.


Насладитесь уникальной коллекцией оранжерейных и садовых растений, которые в количестве 200 видов облагородили 40 га площади парка.

Вы поразитесь размахом застройки: пять корпусов, 150 помещений, башни, внутренние дворики, библиотека на 25 000 книг, оранжерея.


Восхититесь декоративностью фасадов, где так органично сочетается несовместимое: христианская и мусульманская культура, масонские символы и викторианские раритеты.


Сможете увидеть монументальный спуск к морю.


Судя по тому, что заповедник стал натурным фоном для десятка самых популярных отечественных фильмов, режиссёры не перестают находить здесь историческую достоверность в отражении разных эпох и стран.

Вот, пожалуй, основное, что следует знать, готовясь посетить дворцово-парковый комплекс. Надеюсь, разочарований не будет, и эта информация поможет вам на отдыхе в Крыму не упустить из поля зрения такой редкостный по красоте объект.

Желаю великолепной поездки!

В Крыму есть несколько мест, где побывать нужно непременно, и одно из них, это Воронцовский дворец в Алупке и окружающий его парк. В самом дворце сейчас работает музей с прекрасной экспозицией, а парк живописен в любое время года, так как в его коллекции немало вечнозеленых растений, а мягкий климат Южного берега Крыма располагает к долгим прогулкам.

Фантастическая красота рукотворных и нерукотворных чудес. Огромное пространство с вековыми деревьями, видами на море и прогулками. А еще — удивительная история! Те, кто посещал эти дивные места, возвращаются сюда снова и снова. Знакомьтесь, дворцово-парковый музей-заповедник, известный как Воронцовский дворец.

Немного из истории Воронцовского дворца в Алупке. Строительство крымской резиденции генерал-губернатора Новороссийского края графа М.Воронцова было начато в 1828г., а окончено спустя двадцать лет. Проект создавался командой талантливых иностранцев. Включая и придворного архитектора английской королевы Виктории Эдварда Блора (по некоторым данным, иностранец даже не был в этих краях!). За тем, чтобы Алупкинский дворец вписался в окружающий пейзаж, следил его соотечественник, архитектор Уильям Хант.

Подробнее о дворцовом ансамбле

В него включены:

  • главный, шуваловский, библиотечный корпуса;
  • часовая и западная башня;
  • зимний сад;
  • фонтаны;
  • дворцовый дворик;
  • летние террасы;
  • мраморные лестницы, ведущие к морю.

Здания построены не в строгой геометрической группировке, как это было принято. Блор расположил их в соответствии с движением гор. В итоге дворец, расположенный у подножия горы Ай-Петри, гармонично вписался в местный ландшафт.

Его южный фасад, выполненный в мавританском стиле, похож на дворец Альгамбра в Гренаде. Перед ним расположена «Львиная терраса» с великолепной лестницей с мраморными львами.


Чем еще необычен Воронцовский дворец, достопримечательность Крыма? Конечно же, архитектурой других эпох. Тут столько всего сказочно красивого. Начиная ажурным висячим мостом из чугуна, парадным двориком, эркерами, контрфорсами, боковыми ризалитами, луковичными куполами, пинаклями, куполами, и кончая дымовыми трубами, арками, балюстрадами, балконами, дворцовыми интерьерами и пр. Все это, как и сама история Воронцовского дворца в Крыму, сказочно красиво и интересно.

Кстати, сходство с древним замком-крепостью, достигнутое с помощью замкнутых пространств, сторожевых башен, окон-бойниц и пр., похожесть заднего фасада и западной его части на замки английских аристократов привлекает кинематографистов.

Воронцовский дворец: музей в музее

Не менее прекрасен Воронцовский дворец и внутри, где насчитывается около 150 комнат. Музей сейчас занимает несколько дворцовых корпусов – центральный, столовый, библиотечный и гостевой. Основная его экспозиция — это 8 парадных комнат со своими образно-художественными решениями.

Готика царит в отделке вестибюля, передней, большой столовой, бильярдной и библиотеки, где и потолки, и двери, и панели сделаны из мореного дуба.


В вводном отделе музея хранятся не только документы, а и старинные рисунки, литографии и пр. В парадном кабинете изысканная английская меблировка, скульптуры, портреты участников Отечественной войны и семьи Воронцова.

В столовой развешены панно француза Гюбера Робера. Парадные комнаты уставлены мебелью из дуба, ореха и красного дерева, канделябрами, вазами, хрустальными, фарфоровыми, малахитовыми изделиями.

В Ситцевой комнате — картины пера С.Щедрина, Н.Чернецова, И.Айвазовского. Внимания заслуживают гостиные — Малая и Голубая. Переходом из последней в самый большой зал, парадную столовую, служит потрясающе красивый Зимний сад.


Залы и террасы фасадных порталов украшены лепниной, скульптурными изображениями семьи и близких графа, копиями скульптур философов и античных богов, живописными полотнами известных русских художников, их коллег из Италии, Франции и Англии.

В бильярдной собрана западноевропейская живопись XV-XVIII ст. Библиотека поражает не только количеством — 25тыс. книг, а и тем, что они были изданы на многих европейских языках и посвящены самым разным темам.

Алупкинский парк

Немного истории. Один из крупнейших новомодных в ту пору парков появился раньше, чем сама резиденция графа Воронцова. Усилиями оком немца-садовода Карла Кебаха, специально выписанного графом, роскошный парк Воронцовского дворца был разбит в 1820 г. Решение тут устроить свою резиденцию граф, впечатленный новыми модными веяниями, царившими в Англии, мотивировал:

  • теплым климатом;
  • огромным количеством чистых ключей;
  • соседством моря;
  • бесподобными видами (на море, на горную гряду и пр.).

Фантазия создателей была потрясающей, размах просматривается во всем: в обилии скульптур, фонтанов и рукотворных озер, разнообразной растительности, которая регулярно буйно цветет и зеленеет, буквально окутывая дворец.


Его фасад украшают розы, текома, глициния. А дальше… Вот калина украинская. Неподалеку — чилийская араукария, маслины и кипарисы с лаврами. Вокруг – столько экзотики и привычных для нас растений! Как все это прижилось на скалистом берегу?

Спасибо не только благоприятному климату, а и человеческому гению! Талантливый иностранец сохранил местные растения, вписав их в общую картину. Завезя издалека кустарники и деревья, продумал все, чтобы «чужестранцы» ни в чем не нуждались. Как видим, ему это удалось.