Вербальное описание самолета ан 24. Описание ан24

«Ан-24» является пассажирским турбиновинтовым самолетом. Предназначен он для авиалиний малой и средней дальности. В его конструкции имеется 2 турбовинтовых мощных двигателя (АИ-24 серии № 2 или АИ-24Т) с винтом воздушного типа Обладает он дальностью полета в 3000 км, скоростью крейсерской - 490 км/час, предельной взлетной массой в 21 т. Выпускался данный самолет с 1959 по 1979 г. Было изготовлено более 1000 единиц такой авиатехники. До настоящего времени в использовании находится свыше 300 единиц. В основном самолет «Ан-24» применяется на территории СНГ и в африканских странах. Это достоверный факт. Далее данную модель рассмотрим подробнее.

История

Разработку турбовинтового двухдвигательного самолета «Ан-24», эксплуатация которого предусматривалась на авиалиниях местного назначения, начали в 1958 году на ГСОКБ-473 им. О. К. Антонова. Осуществлялась она на основании постановления СМ СССР № 1417-656 от 18.12.1957 г. Согласно данному документу, самолет «Ан-24», характеристики которого будут указаны далее, должен осуществлять перевозку пассажиров с нагрузкой в 4000 кг на дистанцию до 400 км с определенной скоростью - в 450 км/ч. Также предусматривалось использование моторов АИ-24.

Самолет «Ан-24» осуществил первоначальный полет 20.10.1959 г. В данном случае за его штурвалом был экипаж, командование которым осуществлялось летчиком-испытателем Лысенко Г. И. Проведение последующих заводских и государственных испытаний выпало на 1961 год.

Серийный выпуск «Ан-24» стал осуществляться в первой половине 1962 г. на Киевском заводе № 473. В сентябре этого же года был проведен первый пассажирский рейс. С 31.10.1962 г. начали эксплуатировать самолет «Ан-24» на маршруте «Киев-Херсон».

Производство данной авиатехники осуществлялось до 1979 г. С 1962 по 1979 г. был осуществлен выпуск более 1200 единиц. Из них 1028 были изготовлены Киевским авиационным заводом «АВИАНТ». Аналог данного самолета производился также в Китае. Его название было «Y-7».

Конструкция и компоновочная схема самолета «Ан-24»

Данная модель является цельнометаллическим свободнонесущим монопланом, на котором находится высокорасположенное крыло. Также здесь имеется шасси трехстоечного типа, на котором установлены два передних спаренных колеса. Пассажирский самолет «Ан-24» состоит из следующих частей:

  • Фюзеляж типа «полумонокок».
  • Силовой набор — стрингеры и балки. Соединения — клеесварные.
  • Компоновка традиционная: впереди — кабина экипажа, далее между багажными отсеками — пассажирский салон с буфетом и туалетом.
  • Крыло: силовой набор — два лонжерона и 23 нерфюры.
  • Закрылки: на центроплане — однощелевые. Они являются отклоняющимися. Далее — двухщелевые выдвижные. Элероны здесь разрезные.
  • Оперение — тип традиционный с дополнительным подфюзеляжным килем.
  • Шасси: трехопорное с поворотной передней стойкой.
  • Колеса двойные. Регулирование давления в них осуществляется на земле.
  • Установка силовая: 2 ТВД АИ-24. В данном случае мощность — 2550 л. с. Здесь имеется винт с изменяемым шагом. Диаметр его 3,9 м.

Достоинства конструкции

Здесь имеются следующие преимущества:

  1. Проведено увеличение полезного объема фюзеляжа. Это за счет высокого расположения центроплана.
  2. Существенное отсутствие разрывов крыла в верхней части и проявлений, снижающих диффузорного эффекта в местах соединения с фюзеляжем. Это немаловажное свойство. В результате этого повышаются аэродинамические свойства крыла. Под диффузорным эффектом подразумевают отрыв пограничного слоя потока из-за интерференции основного. Возникает он в месте соединения крыла и фюзеляжа.
  3. Хорошая поперечная и продольная устойчивость самолета. Сохраняется она из-за отсутствия срыва потока, а также при закритических углах атаки.
  4. Наличие высокого расположения двигателей. Это позволяет эксплуатировать самолет «Ан-24» на грунтовых аэродромах, так как посторонние предметы не засасываются в двигатель.
  5. Высокое крыло не загораживает обзор пассажирам и облегчает погрузочные работы.

Недостатки

Однако существуют и минусы данной конструкции. Они заключаются в следующем:

  1. Удлиненные стойки шасси требуют гондол больших размеров. Это приводит к увеличению сопротивления.
  2. По сравнению с низкопланом у данной модели при взлете и посадке создается менее эффективная

Самолет «Ан-24». Характеристики крыла

В данном случае это:

  • Площадь: 74,98 м².
  • Профиль:
    - 1-7 нервюры (применяется ЦАГИ-С5-18);
    - 8-11 нервюры — переходные профили;
    - 12-23 — ЦАГИ-СВ-13.

В данной модели нервюры закручены по отношению к корневой под углом от 2,5 о до 0 о. Это в сочетании с изменением профиля обеспечивает аэродинамическую и геометрическую крутку крыла, вледствие чего обеспечивается ламиниризация потока. Это ведет к уменьшению сопротивления, повышению подъемной силы и результативности элеронов, а также к увеличению скорости, вызывающей эффект флаттера.

  • Удлинение: 11,7. Это является отношением квадрата размаха к площади.
  • Сужение: 3,92. Это отношение корневой нервюры к консольной.

Сужение и удлинение в данном случае выбраны с таким расчетом, чтобы в сочетании с круткой обеспечить равномерную нагрузку на крыло и уменьшить лобовое сопротивление. Также осуществляется симметричный поточный срыв на участках больших углов атаки.

  • Стреловидность: на центроплане нет. Далее до консоли — 6,5 о.
  • Поперечное V. Только у консоли — -2 о.

Это обеспечивает боковую устойчивость. В результате повышается управляемость при отказе одного из двигателей. Этому же способствует увеличение колебательной устойчивости и уменьшение крена в сторону отказавшего мотора.

  • Установочный угол крыла: 3 о. Выбран с целью уменьшения сопротивления фюзеляжа за счет его расположения по потоку на крейсерской скорости.
  • Элерон несимметричный двояковыпуклый. Здесь аэродинамическая компенсация 29%.

Модификации указанной модели

В данном случае это:

  • «Ан-24В». Пассажирский самолет на 50 мест. Он является основным изначальным типом. Возможно его переоборудование в грузопассажирский и административный.
  • «Ан-24РВ». Оборудован он разгонным ТРД, мощностью 1950 л. с. В результате этого обеспечивается быстрый запуск основных двигателей.
  • «Ан-24Т» - это чисто транспортный вариант с грузовым люком в нижней части фюзеляжа. Оперение в данном случае имеет два подхвостовых киля по сторонам люка.
  • «Ан-24РТ» - это также транспортный вид с разгонным мотором, как у «Ан-24РВ».
  • «Ан-24ЛП» - модификация для тушения лесных пожаров.

Технические характеристики

Самолет «Ан-24» технические характеристики имеет следующие:

  • Тип: «Ан-24».
  • Размер размаха крыла: 29,2 м.
  • Длина фюзеляжа: 23,52 м.
  • Параметр высоты самолета: 8,32 м.
  • Площадь крыла: 72,46 м². У модификаций с однощелевыми закрылками центроплана - 74,98 м².
  • Масса: пустой — 13,3 т; снаряженный — 13,75 т.
  • Полезная нагрузка: 4,6 т груза/48 пассажиров/38 солдат/24 носилок.
  • Показатель максимальной взлетной массы равняется 21 т. Для «АН-24РВ» - 21,8 т. На модернизированных самолетах, учитывая прочность шасси - 23,5 т.
  • Масса топлива: 4,76 т.
  • Экипаж: 5 человек.
  • Установка силовая: 2 ТВД АИ-24А по 2550 л. с. В модификации «Ан-24РВ» добавляется один двигатель для турбонаддува.

Наличие летных характеристик

В данном случае это:

  • Скорость крейсерская: 490 км/час.
  • Дальность практическая: 990 км.
  • Скорость максимальная: 540 км/час.
  • Дальность перегоночная: 2820 км.
  • Потолок практический: 9100 м.
  • Разбег: 500 м.

Итог

Ознакомившись с вышеуказанным, можно полностью представить, как выглядит самолет «Ан-24». В целом модель неплохая. В те времена самолет «Ан-24», фото которого имеются в данном тексте, считался высококлассным в своем роде.



Ан-24 (по кодификации НАТО: Coke — «Кока») — пассажирский турбовинтовой самолёт для линий малой и средней протяжённости. Имеет дальность 3 000 км, крейсерскую скорость 490 км/ч, максимальную взлётную массу 21 т. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 2 серии, АИ-24Т (Ивченко) с воздушным винтом АВ-72, АВ-72Т изменяемого шага. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Было выпущено более 1000 таких самолётов, более 300 до сих пор эксплуатируются, в основном в СНГ и странах Африки.Содержание

История создания и развития


Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолета Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в ГСОКБ-473 им. О. К. Антонова в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР № 1417—656 от 18 декабря 1957 года. Согласно заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4 000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24.

Первый полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за штурвалом которого находился экипаж лётчика-испытателя Г. И. Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе № 473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолета на трассе Киев-Херсон.

Производство самолёта продолжалось до 1979 года. С 1962 года по 1979 было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод «АВИАНТ». Также Ан-24 производился в Китае под названием Y-7.

Ан-24: Двухмоторный турбовинтовой высокоплан нормальной аэродинамической схемы с прямым крылом и однокилевым оперением.

Техническое описание

Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещен передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и задний багажный отсек.

Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагается два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два 2 выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение — традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.

Шасси самолета — трехопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колеса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется на земле.

Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопасными воздушными винтами АВ-72, АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16 (на самолете АН-24РВ в правой мотогондоле установлен дополнительный турбореактивный двигатель РУ-19А300 мощностью 800 кгс). Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлетном режиме — 2 550 л.с. Топливо размещается в 4 мягких баках в центроплане.

Характеристики

Технические характеристики
Экипаж: 3-6 человека
Пассажировместимость: 48 человек
Грузоподъёмность: 4 200 кг
Длина: 23,53 м
Размах крыла: 29,20 м
Высота: 8,32 м
Площадь крыла: 74,98 м²
Масса пустого: 13 300 кг
Масса снаряжённого: 13 750 кг
Нормальная взлётная масса: 18 000 кг
Максимальная взлётная масса: 21 000 кг (для самолета АН-24РВ - 21800кг, на доработанных самолетах (по условию прочности шасси) - 23500 кг)
Масса топлива во внутренних баках: 3 950 кг
Силовая установка: 2 × ТВД АИ-24
Мощность двигателей: 2 × 2 550 (2 × 1 876)
Воздушный винт: АВ-72Т
Диаметр винта: 3,90 м

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 540 км/ч
Крейсерская скорость: 420 км/ч
Практическая дальность: 990 км
Перегоночная дальность: 2 820 км
Практический потолок: 9 100 м
Длина разбега: 500 м
Длина пробега: 500 м

Модификации

Почтовая марка ГДР с изображением Ан-24
Построенные решения:
Ан-24 — первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году.
Ан-24 «Нить» — самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году.
Ан-24 «Троянда» — летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т.
Ан-24А — пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962-1963 годах изготовлено 200 самолётов.
Ан-24Б — пассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массой, рассчитанный на 48-52 места. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов.
Ан-24В — экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года.
Ан-24ЛП — лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта.
Ан-24ЛР «Торос» — самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов.
Ан-24ПС — поисково-спасательный на базе Ан-24Т.
Ан-24ПРТ — вариант Ан-24ПС с упрощенным составом оборудования.
Ан-24Р — самолёт радиоразведки и радиоконтроля.

Ан-24РВ в аэропорту Талаги
Ан-24РВ — вариант Ан-24Б(В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установки РУ-19А-300.
Ан-24РР — самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967-1968 годах переоборудовано 4 самолёта.
Ан-24РТ — военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969-1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта.
Ан-24РТ (Ан-24РТР) — самолёт-радиоретранслятор.
Ан-24Т (Ан-34) — военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б(В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961-1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967-1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта.
Ан-24ШТ — штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов.
Ан-24УШ — учебно-штурманский вариант Ан-24.Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов.
Ан-24ФК (Ан-30) — фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов.
Ан-26 — военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов.
Y-7 — китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984-2000 годах изготовлено 70 самолётов.
MA-60 — модернизированный вариант Y-7. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией.
Проектные решения:
Ан-24АТ — военно-транспортный самолёт на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м.
Ан-24АТ-У — самолёт укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов).
Ан-24АТ-РД — самолёт на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300.
Ан-24Д — пассажирский вариант, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км.
Ан-24К — административный (служебный) самолёт, рассчитанный на 16-18 мест.
Ан-44 — транспортный (проект). Отличался большой грузовой дверью в левом борту.
Ан-50 — с 4 ТРД АИ-25 (проект). Разработан в 1972 году.

Список катастроф и потерь самолёта Ан-24 всех модификаций.

По неофициальным отечественным и зарубежным данным на 4 августа 2010 года в результате катастроф и серьёзных аварий было потеряно 146 самолётов типа Ан-24. В результате катастроф погибло 2044 человека, включая 29 человек на земле.Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Описание
29.07.1962 46708 аэропорт Шереметьево н.д./н.д. Прервал взлёт во время испытательного полёта после отказа двигателя и последовавшего за ним пожара.
20.03.1965 46764 аэропорт Ханты-Мансийска 43/45 При посадке задел стойкой шасси снежный бруствер. Из-за удара произошел обрыв бракованной плоскости с двигателем, из которой в салон вылилось полтонны топлива, в возникшем пожаре самолёт полностью сгорел.
02.02.1966 SU-AOB близ Луксора 4/н.д. Разбился во время испытательного полёта.
18.03.1966 SU-AOA близ Каира 30/30 В условиях сильной грозы, обледенения и неисправных высотомера и компаса разбился при заходе на посадку в 5 км от ВПП, задев левым крылом песчаные дюны.
29.08.1966 CU-T875 близ Камагуэйя 0/н.д. Совершил аварийную посадку на пустырь недалеко от аэропорта, при приземлении оторвалось левое крыло.
30.09.1966 SU-AOM аэропорт Каира 0/43 При взлёте из аэропорта Луксора врезался правой стойкой шасси в вышедшего на ВПП верблюда, после чего совершил аварийную посадку на песчаную полосу Каирского аэропорта.
30.12.1967 46215 близ Лиепая 44/51 При уходе на второй круг во время посадки отказал правый двигатель, не сработала система автоматического флюгирования, из-за чего самолёт резко потерял высоту и врезался правым крылом в телеграфный столб, пролетев еще 180 м плашмя упал на заснеженное поле в 500 м от ВПП.
31.12.1967 46201 аэропорт Воронежа 0/н.д. Из-за отказа двигателя совершил аварийную посадку в 350 метрах от ВПП
06.01.1968 47733 близ Олёкминска 45/45 По неустановленной причине внезапно разрушился в воздухе на высоте 4500 м в 92 км западнее Олёкминска. По неофициальным данным мог быть сбит отклонившейся от курса ракетой ПВО.
18.08.1968 SU-AOL Средиземное море 40/40 Совершая рейс «Каир—Дамаск» по неустановленной причине рухнул в море в 180 км южнее острова Кипр.
06.10.1968 46552 близ Мары 0/н.д. Совершил экстренную посадку по причине отказа двигателя на высоте 4200 метров.
24.01.1969 SP-LTE близ Вроцлава 0/48 В нарушение правил полётов экипаж, в условиях недостаточной видимости, пошёл на посадку, при снижении сбил верхушки деревьев, опоры ЛЭП и произвёл экстренную посадку на автомобильной дороге.
24.03.1969 46751 аэропорт Алма-Аты 0/н.д. После взлёта произошёл отказ одного из двигателей, самолёт упал с высоты 80 метров и разрушился.
02.04.1969 SP-LTF близ гмина Завоя 53/53 По неизвестной причине отклонился от курса и в условиях сильного тумана врезался в гору Бабья.
03.08.1969 46248 близ посёлка Васильковка н.д./н.д. После взлёта на высоте 3600 м оторвалась лопасть воздушного винта, совершил аварийную посадку на поле, получив сильные повреждения.
13.10.1969 47772 близ Нижневартовска н.д./н.д. При подходе к аэропорту была случайно активирована противообледенительная система, самолёт резко потерял высоту и разбился в 1090 м от ВПП.
28.01.1970 47701 близ посёлка Батагай 34/34 В результате ошибки экипажа преждевременно начал снижение и столкнулся с каменистым холмом в районе реки Адыча в 40 км от аэропорта.
30.01.1970 SU-AOK аэропорт Луксора 0/н.д. При приземлении у самолёта обломилась стойка шасси.
04.02.1970 YR-AMT горы Апусени 21/22 По неизвестным причинам разбился в горах при приближении к аэропорту города Орадя.
14.03.1970 SU-AOC аэропорт Каира 0/15 Через 4 минуты после взлёта из аэропорта Александрии из-за попадания ракеты из ПЗРК «Стрела-2», по ошибке выпущенной по самолёту, взорвался и загорелся левый двигатель, самолёт совершил аварийную посадку в Каире.
01.04.1970 47751 близ Новосибирска 45/45 При выполнении горизонтального полёта столкнулся с метеорологическим шаром-зондом и разрушился в воздухе.
19.07.1970 SU-ANZ аэропорт Каира 0/3 При выполнении учебно-тренировочного полёта во время отработки взлёта-посадки из-за ошибки экипажа взлетел по более крутой траектории, достигнув высоты 50 м, накренился вправо и под углом 90° рухнул на землю.
1970 46241 аэропорт Саратова 0/н.д. Во время заправки возник розлив топлива, возник пожар в результате которого самолёт полностью сгорел.
31.03.1971 46747 аэропорт Быково н.д./н.д. В ходе тренировочного полёта по ошибке командира экипажа совершил посадку без выпущенного шасси.
01.06.1971 47729 близ Улан-Удэ 0/н.д. В ходе тренировочного полёта при отработке навыков пилотирования с одним неработающим двигателем, бортмеханик по ошибке выключил и второй двигатель, самолёт резко потерял высоту и совершил вынужденную посадку на Богородском острове, частично сгорев.
12.11.1971 46809 аэропорт Винницы 52/52 Из-за ошибки экипажа во время второго захода на посадку при низкой облачности и в условиях моросящего дождя ушёл в крен, упал рядом с ВПП и сгорел.
13.11.1971 46378 близ Керчи 5/5 При посадке задел высоковольтный кабель и разбился.
15.11.1971 YR-AMA аэропорт Отопени 0/22 Совершил аварийную посадку недалеко от ВПП.
01.12.1971 46788 аэропорт Саратова 57/57 При заходе на посадку в условиях тумана экипаж начал уход на второй круг, но во время разворота на высоте 150—200 м самолет потерял скорость и разбился в степи недалеко от торца ВПП.
22.02.1972 46732 близ Липецка н.д./н.д. Во время крутого снижения на высоте 1500 м воздушные винты по неизвестной причине вышли на режим отрицательной тяги, экипаж не смог восстановить управление самолетом и он столкнулся с землей.
27.02.1972 46418 близ Минеральных Вод 0/н.д. При быстром снижении на высоте 2000 м воздушные винты вышли на режим отрицательной тяги, экипаж не смог восстановить управление самолетом и совершил аварийную посадку на поле близ села Канглы.
16.05.1972 б/н Светлогорск 8+26/8 Борт ВМФ. При выполнении облёта с целью проверки радиоаппаратуры, из-за неисправного высотомера на недопустимо малой высоте вошёл в полосу густого тумана, затем на обрывистом берегу моря зацепил крылом верхушки сосен, потеряв его часть, и, пролетев ещё 200 м, рухнул на здание детского сада в жилом квартале и сгорел вместе с ним. Погибли 23 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.
04.11.1972 46202 близ Курска н.д./н.д. При заходе на посадку на расстоянии 2500 м от торца ВПП столкнулся с деревьями и разрушился.
22.01.1973 46276 близ Перми 44/44 В ночных условиях полёта на высоте 5400 м по неустановленной причине внезапно вошёл в штопор, на высоте 2700 м самолёт вновь стал набирать высоту и вошел в петлю, при которой отломились горизонтальное оперение, ОЧК и хвостовая часть, после чего вошел в глубокий штопор и столкнулся с землей в 95 км юго-западнее Перми близ деревни Пихтовка Частинского района. На обломках были найдены частицы зеленой краски, не относящейся к самолету, что может свидетельствовать о поражении отклонившейся от траектории ракетой.
28.02.1973 012 близ Голенюва 18/18 Борт ВВС. При заходе на посадку ночью в условиях обледенения попал в зону сильной турбулентности, резко потерял высоту и разбился недалеко от аэропорта «Щецин». Погибли все находившиеся на борту члены польско-чехословацкой делегации, которые должны были посетить морской порт Щецина, среди них: министр внутренних дел Польши Веслав Очепка (польск. Wiesław Ociepka), министр внутренних дел Чехословакии Радко Каска (чеш. Radko Kaska) и глава администрации ЦК Компартии Чехословакии Михал Кудзей (чеш. Michal Kudzej).
19.04.1973 SP-LTN близ Жешува н.д./н.д. Разбился во время тренировочного полёта.
18.08.1973 46435 близ аэропорта Бина 56/64 Вскоре после взлёта произошло разрушение турбины левого двигателя, экипаж попытался вернуться в аэропорт, но по причине максимального взлётного веса и изношенных лопаток правый двигатель не смог набрать максимальную тягу, самолёт стал терять высоту и столкнулся с нефтяной вышкой близ поселка Романы в 3 км от ВПП аэропорта «Бина».
17.09.1973 4206 Кобдоский аймак н.д./н.д. Во время снижения задел склон горы и совершил аварийную посадку.
06.01.1974 46357 близ Мукачево 24/24 По причине закрытия на ремонт аэропорта Ужгорода самолёт садился на соседнем военном аэродроме в Мукачево, из-за чего экипаж, не знакомый с рельефом местности, при заходе на посадку повёл самолёт слишком низко и врезался в гору.
25.01.1974 46277 близ Ростова-на-Дону 4/2 После мероприятий по техническому обслуживанию вылетел из аэропорта Ростова-на-Дону, сразу после взлёта отказал авиагоризонт, экипаж потерял пространственную ориентацию и упал на расстоянии 1750 м от конца ВПП.
08.03.1974 XW-TCA близ Ханоя 18/18 Разбился в условиях недостаточной видимости.
11.07.1974 н.д. н.д. н.д./н.д. Подробности происшествия неизвестны.
29.12.1974 YR-AMD близ Сибиу 33/33 Из-за ошибки экипажа отклонился от курса более чем на 20 км к югу, попал в зону сильной турбулентности и на высоте 1700 м врезался в горы массива Лотру в Южных Карпатах.
14.04.1975 035 близ Софии н.д./н.д. Борт ВВС, разбился при неизвестных обстоятельствах.
28.04.1975 46476 аэропорт Полтавы 0/н.д. Во время захода на посадку в сложных метеоусловиях попал в полосу приземного тумана, экипаж ошибочно допустил снижение ниже глиссады и самолет столкнулся с землей с недолётом до ВПП.
17.11.1975 46467 близ Гала 38/38 По неизвестным причинам во время снижения врезался в холм в 62 км юго-восточнее Сухума.
20.11.1975 46349 близ Харькова 19/19 Из-за ошибки диспетчера экипаж установил высотомер с ошибкой 200 м, в результате чего самолёт при заходе на посадку в облаках задел деревья и столкнулся со склоном холма в 17 км от аэропорта.
22.11.1975 LZ-ANA близ Софии 3/45 По невыясненным обстоятельствам разбился вскоре после взлёта.
13.01.1976 47280 близ аэропорта Ржевка н.д./н.д. При заходе на посадку ночью в условиях плохой погоды просел ниже глиссады, система предупреждения опасного сближения с землёй сработала, но была отключена пилотом, из-за чего снижение было продолжено и самолёт задел деревья и упал в лес.
21.01.1976 B-492 близ Шанхая 40/40 Разбился при заходе на посадку.
10.03.1976 46613 аэропорт Саратова 0/н.д. При заходе на посадку командир экипажа допустил ошибку в пилотировании, из-за чего самолёт совершил грубую посадку с последующим выкатом за пределы ВПП и разрушился.
18.03.1976 CU-T879 близ Гаваны 5/5 Во время подготовки лётной программы в рамках авиасалона «Кубана де Авиасьон» столкнулся в воздухе с самолётом Douglas DC-8-43 (CU-T1200). Из-за столкновения Ан-24 разрушился в воздухе, лайнер DC-8 благополучно приземлился, несмотря на потерю части крыла, в том числе одного двигателя.
15.05.1976 46534 близ Чернигова 52/52 Во время полета на высоте 5100-5700 м попал в спутный след истребителя МиГ, пилот которого из-за несогласованности военных и гражданских диспетчеров вышел из отведенной для пилотажа зоны и вошел на гражданскую трассу. Произошло резкое отклонение руля направления, винты обоих двигателей автоматически зафлюгировались, самолёт сорвался в штопор и разбился.
13.08.1976 47734 близ Гурьева 0/н.д. Из-за ошибки экипажа приземлился с недолётом до ВПП и разрушился.
09.09.1976 46518 близ Анапы 52/52 На высоте 5700 м над Чёрным морем cтолкнулся с самолётом Як-40 (СССР-87772) в 37 км южнее Анапы. Столкновение произошло из-за ошибки диспетчера, направившего Як-40 на неверный эшелон 5700 м, предназначенный для движения в противоположном направлении (с севера на юг). При столкновении Ан-24 «отрубил» самолёту Як-40 хвостовое оперение вместе с двигателями. Обломки самолётов упали в море и затонули на глубине 500—600 м. Погибли все находившиеся на борту Як-40 14 пассажиров и 4 члена экипажа.
17.12.1976 46722 близ Киева 48/55 Во время ночной посадки в аэропорту Жуляны, происходившей в условиях низкой облачности, снега с дождем, обледенения и тумана, диспетчер не сообщил экипажу об ухудшении видимости ниже минимума в 700 м. По этой причине самолёт продолжил снижение, в 2500 м от ВПП с завышенной вертикальной скоростью ушёл ниже глиссады и на расстоянии 1265 м от ВПП столкнулся с бетонным забором ближнего приводного радиомаяка, затем пролетев еще 115 м врезался в железнодорожную насыпь высотой 4,5 м, разрушился и загорелся.
08.07.1977 46847 близ Сухума 6/7 Во время тренировочного полёта в условиях сумерек с курсантами Кировоградской школы высшей лётной подготовки самолет сразу после взлёта из аэропорта Сочи на высоте 150 м из-за временной потери работоспособности командира экипажа перешёл в снижение и упал в море в 1-1,5 км от берега.
09.12.1977 47695 близ Тарко-Сале 17/23 После взлета в тёмное время суток набрал высоту 120 м, на которой при несинхронной уборке закрылков произошло резкое увеличение крена, самолёт перешел в снижение и прямо по курсу взлёта упал в тайгу в 4-5 км от ВПП, разрушился и загорелся.
23.10.1978 46327 залив Сиваш 26/26 При выполнении ночного полёта в облаках, экипаж поздно включил обогрев входных направляющих аппаратов двигателей, из-за чего с интервалом в 40 секунд оба они остановились. При попытке запуска одного из двигателей возник разворачивающий момент, самолёт потерял управление, сорвался в штопор и упал в залив Сиваш недалеко от села Емельяновка Крымской области.
19.12.1978 46299 аэропорт Самарканда 5/5 При выполнении тренировочного полёта с заходом на посадку с одним неработающим двигателем, самолёт прошел ближний приводной радиомаяк на 15 м ниже глиссады, после чего командир экипажа принял решение об уходе на второй круг. Из опасений вызвать большой разворачивающий момент вывод двигателя на взлётный режим осуществляли замедленно, по этой причине самолёт не смог набрать высоту и, после уборки шасси и закрылков, потерял скорость и с креном упал на землю.
15.01.1979 46807 близ аэропорта Минск-1 13/25 При заходе на посадку в условиях обледенения, экипаж, следуя РЛЭ, полностью выпустил закрылки, из-за чего самолёт, вследствие перекомпенсации руля высоты и потери устойчивости, совершил клевок, потерял управление и разбился. После этого происшествия в РЛЭ внесли изменения, предписывающие выпуск закрылков в условиях обледенения только до промежуточного положения.
01.05.1979 1202 аэропорт Эрдэнэта 0/н.д. При посадке совершил выкат за пределы ВПП и получил повреждения.
03.09.1979 46269 близ посёлка Амдерма 40/43 При заходе на посадку из-за отсутствия штурмана на рабочем месте экипаж не контролировал снижение самолёта, из-за чего прошёл дальний приводной радиомаяк на 95 м ниже установленной высоты. После выхода из облаков экипаж в условиях безориентирной местности в визуальном полете преждевременно снизился на недопустимо малую высоту и на удалении 1850 м от начала ВПП столкнулся с небольшой сопкой, разрушился и сгорел.
20.03.1980 B-484 близ Чанша н.д./н.д. Разбился при неизвестных обстоятельствах.
31.03.1980 3X-GAU аэропорт Конакри 0/35 При посадке совершил выкат за пределы ВПП и разрушился.
14.04.1980 47732 аэропорт Красноярск-Северный 2/52 После взлёта из-за разрушения шлиц-шарнира не убралась правая опора шасси. Командир экипажа принял решение вернуться на аэродром, но в это время на полосе готовился к взлёту самолёт Ил-76, и Ан-24 выполнил посадку под углом к ВПП 20-30º, коснувшись ВПП в 200 м от торца. После посадки самолёт проехал 600 м по вязкому грунту, затем правая опора шасси попала в яму, из-за чего самолет развернуло, он частично разрушился и загорелся.
18.04.1980 46220 аэропорт Быково 0/н.д. При подготовке к взлёту экипаж не установил закрылки во взлётное положение, из-за чего самолёт, оторвавшись от ВПП, не смог набрать высоту, задел бетонный забор аэропорта, пересёк шоссе, столкнулся с постройками и загорелся.
24.09.1980 YI-AEM аэропорт Киркука 0/0 Уничтожен на земле в ходе Ирано-иракской войны.
08.03.1981 46280 близ Курска н.д./н.д. При посадке в аэропорту Курска из-за ошибки экипажа снизился ниже глиссады, задел деревья, упал и полностью сгорел. Данный самолёт в 1967 году на авиасалоне Ле Бурже впервые представил марку Ан-24 за рубежом.
26.03.1981 SP-LTU близ Слупска 1/52 При заходе на посадку разрушился воздушный винт, самолёт совершил вынужденную посадку и разрушился.
24.08.1981 46653 близ Завитинска 31/32 Столкнулся на высоте 5220 м с военным самолётом Ту-16 (с/н 6203106) в 70 км восточнее Завитинска. Столкновение произошло из-за несогласованности действий военных и гражданских диспетчеров, а также ошибок экипажей: экипаж Ан-24 не сообщил об уклонении от трассы на 10 км, а экипаж Ту-16 доложил о достижении высоты 5100 м за 2 минуты до того, как это произошло на самом деле. После столкновения самолеты разрушились в воздухе, оба экипажа (в том числе и экипаж Ту-16 из 6 человек) погибли. Лариса Савицкая, упавшая на фрагменте фюзеляжа с высоты 5220 метров, единственная из всех пассажиров осталась жива.
25.01.1982 YR-BMD близ Констанцы 7/7 Во время тренировочного полёта, делая заход на посадку, из-за неисправности в системе оперения накренился влево, задел левым крылом землю и полностью разрушился.
25.01.1982 YI-AEO н.д. н.д./н.д. Во время посадки врезался крылом в землю и разрушился.
28.08.1982 YI-ALN аэропорт Эн-Насирии н.д./н.д. При посадке обломилась передняя стойка шасси, из-за чего самолёт при пробеге по ВПП клюнул носом вперёд, и из-за трения обшивки об бетон загорелся.
16.12.1982 46567 близ посёлка Ширяево 0/н.д. Через 52 мин после взлета из аэропорта Борисполь на высоте 5100 м в кабине экипажа произошло возгорание электропроводки, экипаж немедленно приступил к экстренному снижению и тушению пожара. Несмотря на принятые меры пожар ликвидировать не удалось и командир корабля совершил вынужденную посадку с убранными шасси на поле близ села Саханское Одесской области. В результате продолжившегося на земле пожара самолет полностью сгорел.
25.06.1983 8401 аэропорт Улан-Батора 0/н.д. Разбился во время посадки при неизвестных обстоятельствах.
24.12.1983 46617 близ села Лешуконское 44/49 При заходе на посадку ночью в условиях облачности и моросящего дождя экипаж не ушел на второй круг несмотря на недопустимое отклонение влево от глиссады. Пилот начал доворачивать вправо и нескоординированными действиями вывел самолет на закритический угол скольжения, что привело к потере скорости. В 1 км от ВПП экипаж попытался уйти на второй круг, но, несмотря на перевод двигателей на взлетный режим и уборку шасси, боковое скольжение вызывало дальнейшее падение скорости, самолёт стал крениться влево, терять высоту и с креном 90º рухнул на землю в 230 м от ВПП и в 110 м правее неё.
28.01.1984 47310 аэропорт Ижевска 4/51 Перед началом снижения после выключения автопилота произошёл полный отказ управления рулём высоты. В первом заходе на посадку самолет начал раскачиваться по тангажу и стал поднимать нос прямо перед полосой, из-за чего экипаж ушёл на второй круг. При втором заходе самолет резче, чем в первый раз, задрал нос, на высоте 3-5 м над ВПП свалился на правое крыло и, несмотря на взлётный режим двигателей, потерял скорость и под углом 15º врезался в землю рядом с ВПП и разрушился.
18.01.1985 B-434 близ Цзинаня 38/41 Разбился в условиях дождя и тумана при заходе на второй круг.
22.02.1985 TZ-ACT близ Тимбукту 50/51 Вскоре после взлёта отказал один из двигателей и при возвращении обратно самолёт не дотянул до ВПП и разбился.
??.03.1985 н.д. аэропорт Джелалабада 0/н.д. Перед взлётом экипаж не переключил управление на ножное руление, из-за чего во время разгона самолёт стало стаскивать с ВПП влево на стоящие вдоль неё советские военные вертолёты Ми-8МТ, в результате левым крылом Ан-24 повредил хвосты пяти вертолётам, а сам получил сильные повреждения.
19.12.1985 42845 близ Хайлара 0/43 При выполнении рейса Якутск—Тахтамыгда—Чита—Иркутск при подлёте к Чите был захвачен вторым пилотом Шамилем Алимурадовым, который велел лететь в Китай. При подлёте к городу Хайлар у самолёта кончилось топливо и он совершил вынужденную посадку на поле.
02.03.1986 46423 близ Бугульмы 38/38 При заходе на посадку перед входом в глиссаду через секунду после выпуска закрылков отказал микровыключатель датчика автоматического флюгирования воздушного винта левого двигателя и он самопроизвольно перешел в положение флюгирования. Самолет накренился влево, начал разворот в ту же сторону, потерял скорость и разбился в 8 км от ВПП в 500 м от её оси.
05.09.1986 YR-AMF близ Клуж-Напока 3/55 При посадке обломилась передняя стойка шасси, самолёт упал носом вперёд и от трения об поверхность ВПП возник пожар, быстро перешедший на кабину пилотов.
15.12.1986 B-3413 близ Ланьчжоу 6/44 Через 30 минут после взлёта из-за обледенения отказали оба двигателя и экипаж принял решение вернуться в аэропорт. Попытки запустить двигатели результата не дали и самолёт разбился, не долетев до аэропорта.
23.01.1987 7710 аэропорт Улан-Батора н.д./н.д. Разбился при неизвестных обстоятельствах.
08.07.1988 46669 близ Хабаровска 0/н.д. При взлёте не смог набрать высоту и столкнулся с постройками за пределами аэропорта.
02.11.1988 SP-LTD близ Жешува 1/29 При подходе к аэропорту отказал один двигатель, экипаж принял решение садится на поле. При посадке самолёт попал шасси в небольшой ров, развалился и сгорел.
15.08.1989 B-3417 близ Шанхая 34/40 Сразу после взлёта отказал второй двигатель, самолёт потерял высоту и упал в реку.
26.08.1989 46525 аэропорт Саскылаха 0/н.д. В процессе разбега после поднятия передней стойки шасси бортмеханик, не имеющий достаточного опыта, ошибочно установил переключатель шасси на «уборку», из-за чего самолёт столкнулся нижней части фюзеляжа с поверхностью ВПП.
24.09.1989 н.д. аэропорт Кабула 0/0 Находясь на стоянке в результате массированного ночного обстрела аэропорта был поражён неуправляемыми ракетными снарядами и полностью сгорел.
04.10.1989 46525 аэропорт Степногорска 0/52 При посадке в условиях тумана сошёл с полосы и завалился на бок.
21.11.1989 46335 близ Тюмени 34/42 При заходе на посадку в условиях снегопада из-за ошибки экипажа снизился ниже глиссады и на высоте 20-25 м в 180 м от ближнего приводного радиомаяка самолёт задел верхушки деревьев, после чего рыскнул вправо, в 700 м от ВПП и в 250 м правее её оси в перевёрнутом положении упал на землю и загорелся.
28.12.1989 YR-BMJ близ Бухареста 7/7 Выполнял рейс в Белград за грузом гуманитарной помощи, вскоре после взлёта из аэропорта Бухареста в условиях плохой погоды по неизвестным причинам развалился в воздухе, обломки самолёта разбросало в радиусе 1 км² близ деревни Вишина жудеца Дымбовица в 55 км от Бухареста. По неофициальной версии мог быть сбит ракетой ПВО из-за единственного пассажира на борту — английского журналиста Яна Перри, который во время Румынской революции находился в штабе ЦК Компартии Румынии и снял во время боёв большое количество фото- и видеоматериалов. На это указывают обнаруженные на обломках самолёта следы химических веществ, используемых в топливе и взрывчатке ракет ПВО. Также, по свидетельствам очевидцев, на месте катастрофы некие люди целенаправленно собирали уцелевшие фотографии и видеокассеты.
09.01.1990 н.д. близ Джубы н.д./н.д. Борт ВВС. В ходе гражданской войны был сбит в 110 км южнее Джубы близ деревни Каджо-Каджи из ПЗРК «Стрела-2» повстанцами НАОС.
26.01.1990 10208 близ Улясутая 30/30 Разбился из-за нехватки топлива после неудачных попыток в ночное время найти аэропорт.
22.04.1990 34008 аэропорт Луангнамтхи 0+1/3 После взлёта обнаружились проблемы с двигателем, экипаж принял решение вернутся в аэропорт, но при посадке самолёт промахнулся мимо ВПП и врезался в здание. Погиб находившийся в нём человек.
02.06.1990 46551 аэропорт Кенкияк 0/33 При посадке совершил касание ВПП с избыточными посадочной и вертикальной скоростями, из-за чего вошёл в прогрессирующее козление — после трёх прыжков передняя опора шасси подломилась и самолет совершил выкат за ВПП на 83 м, в результате чего в районе передней опоры шасси возникло возгорание, которое впоследствии полностью уничтожило самолет.
14.12.1990 47164 аэропорт Шахтёрска 0/43 При посадке в условиях сильного снегопада ударился правой стойкой шасси о земляную насыпь перед началом ВПП, стойка обломилась и самолёт юзом протащило по земле несколько десятков метров.
23.03.1991 46472 аэропорт Навои 34/63 При заходе на посадку экипаж выдавал диспетчеру заведомо ложную информацию о местоположении самолета, в результате была грубо нарушена схема посадки: снижение проходило со значительной горизонтальной и вертикальной скоростями, дальний привод был пройден на высоте 300 м (вместо 200), ближний привод — на высоте 90 м (вместо 60). Торец ВПП был пройден на высоте 30 м со скоростью 350 км/ч, что исключало безопасную посадку, при этом экипаж грубо нарушил правила, не уйдя на второй круг. Касание ВПП произошло на удалении 710 м от входного торца ВПП, через 10 секунд на скорости 225 км/ч самолёт совершил выкат за пределы ВПП, где, в связи с работами по увеличению длины ВПП, концевая полоса безопасности отсутствовала. Самолёт продолжил движение по грунту строящегося участка ВПП, в результате столкновений с неровностями грунта и бруствером котлована разрушилась передняя опора шасси, затем основные опоры и передняя часть фюзеляжа вместе с кабиной экипажа. На удалении 317 м от конца ВПП столкнулся правым крылом со штабелем бетонных плит высотой 2 м, полностью разрушился и частично сгорел.
26.04.1991 46605 аэропорт Залив Креста 0/н.д. При посадке подломилась одна из стоек шасси, самолёт просел и столкнулся нижней части фюзеляжа с поверхностью ВПП.
26.09.1991 46724 близ Санкт-Петербурга 10/10 По неизвестным причинам упал в Финский залив через 5 минут после взлёта из аэропорта Пулково. Двигатели работали до момента столкновения с водой, а в кабине были найдены подготовленные экипажем дымозащитные маски.
26.11.1991 47823 близ Бугульмы 41/41 При заходе на посадку ночью в условиях обледенения экипаж не включил противообледенительную систему крыльев и стабилизатора, в результате чего они покрылись льдом. До входа в глиссаду экипаж в нарушение РЛЭ довыпустил закрылки до 30º, в 1700 м от ВПП самолет стал резко уклоняться вправо, через 300 м вышел за предельно допустимое уклонение и просел ниже глиссады. Экипаж на высоте 60 м начал уход на второй круг — двигатели были переведены на взлетный режим, но закрылки не убраны, это привело к тому что самолёт вошёл в срывной режим и под углом 75-80º носом столкнулся с землей в 802 м после начала ВПП, в 598 м правее неё.
22.02.1992 OB-1439 аэропорт Арекипы 0/45 Приземлился в самом конце ВПП, совершил выкат за её пределы и проехал 150 м по пересечённой местности, сломав шасси.
07.04.1992 J5-GAE район Эль-Куфра 3/13 Личный самолёт председателя Организации освобождения Палестины и лидера ФАТХа Ясира Арафата. Совершая рейс из Хартума в штаб-квартиру ООП в Тунисе попал в сильную песчаную бурю, из-за чего самолёт совершил вынужденную посадку в пустыне. При приземлении весь экипаж погиб, Ясир Арафат получил легкие ранения.
28.07.1992 LZ-ANN аэропорт Софии 0/0 Стоял на стоянке аэропорта, когда при проведении работ на самолёт рухнул кран, обломив правое крыло.
02.09.1992 46816 близ Атырау 0/49 После взлёта на высоте 900 м загорелся двигатель и экипаж принял решение вернутся, но по причине обледенения самолёт со скоростью 6 м/сек быстро терял скорость и был вынужден совершить экстренную посадку на брюхо с недолётом до ВПП. Проехал 418 м по пересеченной местности самолёт наполовину разрушился.
21.11.1992 46306 аэропорт Краснодара 0/20 При аварийной посадке с ускорением в 3 единицы обломилась стойка шасси и повредилась 4-ая переборка.
16.01.1993 46478 аэропорт Костаная 0/23 При подходе к аэропорту произошла остановка одного двигателя, экипаж в нарушение правил не сообщил об этом органам УВД и продолжал снижение. На высоте 60 м и расстоянии 400 м от ВПП самолет повело налево и диспетчер дал задание уходить на второй круг, и при включении взлётного режима второго двигателя самолёт свалился и упал на землю за 162 м до начала ВПП и в 477 м слева от её оси, при посадке самолет заскользил по снежному полю и задел стоящий на нём военный Ан-12.
03.02.1993 47180 аэропорт Усть-Куйги 0/20 При взлёте отказало рулевое управление, самолёт совершил аварийную посадку при которой получил существенные повреждения.
06.04.1993 YL-LCH аэропорт Степанавана 0/32 При посадке обломилась передняя стойка шасси, самолёт упал на нос и его 600 м протащило по ВПП.
01.02.1994 47718 аэропорт Омсукчана 0/53 Самолёт ледовой разведки. При разбеге во время взлёта задел снежный бруствер, из-за чего поменял направление движения и совершил выкат на снежное поле высотой 1,2 м.
??.??.1994 46600 аэропорт Тулы 0/н.д. При грубой посадке ударился о ВПП с большой вертикальной скоростью, из-за чего разрушился правый внешний пневматик, самолёт вынесло с полосы вправо и на грунте подломило переднюю стойку шасси.
17.07.1994 46575 аэропорт Херсона 0/32 При разгоне преждевременно убрались шасси, из-за чего самолёт просел и брюхом приземлился на ВПП.
06.02.1995 46564 аэропорт Архангельска 0/38 При посадке в сильную метель из-за плохой видимости экипаж ушёл с посадочной глиссады и приземлился на ВПП под углом, из-за чего самолёт совершил выкат за пределы полосы и врезался в снежный бруствер.
21.09.1995 10103 близ Мурэна 42/43 При заходе на посадку опустился слишком низко и врезался в гору.
01.11.1995 UN-47710 аэропорт Шымкента 0/4 При заходе на посадку остановился один двигатель, скорость самолёта уменьшилась, однако пилот по ошибке не добавил мощности на второй двигатель, а выключил его, из-за чего самолёт совершил жёсткую (свыше 2,6 единиц) посадку и приземлился с недолётом 1100 м до ВПП, по пути сбив барана.
13.12.1995 YR-AMR близ Вероны 49/49 По прилёту из города Тимишоара через час должен был вылетать обратно. Из-за нулевой температуры, сильного ветра и снегопада вылет задерживался, однако перед вылетом командир экипажа не принял во внимание погодные условия и решил не обрабатывать самолёт противообледенительными реагентами. После вылета с перегрузом в 2000 кг достиг максимальной скорости и, по причине минусовой температуры и отсутствия противообледенительной обработки, крылья стали покрываться льдом и самолёт вследствие нарушения аэродинамических качеств стал кренится вправо. Скорость резко снизилась и экипаж опустил рули высоты резко вниз, из-за чего скорость вновь стала возрастать. Продолжая полёт с правым креном экипаж поднял закрылки, однако самолёт увеличил крен до 67°, командир воздушного судна не смог восстановить контроль над самолётом и он упал на правое крыло, разрушился и загорелся в 1,5 км от аэропорта.
21.12.1995 46473 аэропорт Краснодара 0/44 При заходе на посадку произошло смещение груза, вследствие чего нарушилась центровка самолёта. После пролёта торца ВПП экипаж поздно приступил к выравниванию и первое касание полосы произошло при незавершённом выравнивании, что привело к развитию прогрессирующего «козла». Ошибочные действия экипажа по предотвращению «козления» характеризовались значительными несоразмерными движениями штурвала «на себя» и «от себя» и, тем самым, усугубили ситуацию. В процессе шести последовательных приземлений с перегрузкой от 1,37 до 3,3 единиц произошло разрушение передней опоры шасси с последующим повреждением силовых элементов конструкции.
29.12.1995 46401 аэропорт Саранска 0/5 При выполнении тренировочного полёта слишком резко зашёл на посадку, ударился левым крылом об землю и разрушился.
22.02.1996 YR-BMK близ Бухареста 0+2/8 При заходе на посадку в условиях сильного снегопада при выполнении третьего захода задел крылом деревья и врезался в частный жилой дом, в котором погибли два человека.
25.02.1996 XU-314 аэропорт Банлунга 0/42 Во время пробега по ВПП после посадки в северо-восточной части Камбоджи оказались неисправны тормоза, из-за чего у самолёта лопнули шасси, он сошёл с полосы и врезался в здания.
03.05.1996 ST-FAG близ Хартума 53/53 После ряда неудачных заходов в аэропорт Хартума в условиях сильной песчаной бури пытался совершить аварийную посадку в 15 км к северо-востоку от столицы в городке Хай-Юсеф, но при снижении врезался в недавно построенное и незаселенное здание и разрушился.
06.11.1996 47356 аэропорт Усть-Неры 0/29 При заходе на посадку диспетчер не предупредил экипаж о реконструкции покрытия в начале ВПП, ошибочно решив что командир самолёта в курсе строительных работ. Запоздалое предупреждение пришло перед самым касанием полосы, из-за чего самолёт не смог уйти на взлёт и проехал по реконструируемой ВПП, получив значительные повреждения.
18.03.1997 46516 близ Черкесска 50/50 Во время вертикального полёта на высоте 6000 м из-за глубоких очагов коррозии, возникших во время эксплуатации в странах Африки, и незамеченные при техническом обслуживании и ремонте самолета, в условиях повышенной нагрузки произошло разрушение конструкции хвостовой части фюзеляжа в районе туалетной кабины, после чего хвостовая часть отделилась, самолёт перешёл в неконтролируемое падение, столкнулся с землей в 1 км восточнее города Черкесска и сгорел.
20.03.1997 н.д. близ Джубы 4/4 Борт ВВС. При подходе к аэропорту Джубы отказал один из двигателей и командир экипажа принял решение совершить аварийную посадку на равнину, после чего самолёт упал и полностью разрушился. По неофициальной версии сбит повстанцами НОАС близ деревни Ей в 40 км от Джубы.
11.07.1997 CU-T1262 близ Сантьяго-де-Куба 44/44 При взлёте из аэропорта на высоте 150 м самолёт стал заваливаться влево, после чего сорвался в штопор и упал в Карибское море.
29.09.1998 EW-46465 Манарский залив 55/55 После вылета из аэропорта Джафны при наборе высоты 4250 м командир экипажа сообщил о разгерметизации, после чего связь прервалась и самолёт упал в Индийский океан. Предположительно сбит ракетой из ПЗРК повстанцами движения «Тигры освобождения Тамил-Илама» в ходе боевых действий Третьей Иламской войны.
22.09.1999 08824 аэропорт Ухты 0/н.д. При рулении на взлётной дорожке сломалась правая основная стойка шасси. Последний построенный Ан-24 — выпущен 1 июля 1979 года.
19.02.2000 47829 аэропорт Сургута 0/н.д. При заходе на посадку в сложных метеоусловиях при наличии в районе ВПП тумана, командир экипажа, в нарушение правил, не принял решение об уходе на второй круг, и, в результате ошибок в расчёте посадки, приземление произошло на расстоянии 370 м до конца ВПП, из-за чего самолёт совершил выкат на полосу безопасности на 435 м и столкнулся с огнями приближения.
15.11.2000 D2-FCG близ Луанды 42/42 Сразу после вылета из аэропорта на высоте 60 м из-за попадания птицы загорелся левый двигатель, самолёт потерял управление, накренился влево и разбился в 5 км от ВПП
10.10.2001 YA-DAH аэропорт Кабула 0/0 Уничтожен на земле в ходе американских авиаударов по аэропорту.
10.10.2001 YA-DAJ аэропорт Кабула 0/0 Уничтожен на земле в ходе американских авиаударов по аэропорту.
10.10.2001 н.д. аэропорт Кабула 0/0 Уничтожен на земле в ходе американских авиаударов по аэропорту.
13.07.2002 46670 аэропорт Якутска 0/4 Во время учебно-тренировочного полёта при заходе на посадку бортмеханик-инструктор ошибочно установил кран выпуска-уборки шасси из положения «Нейтрально» в положение «Уборка» вместо «Выпуск». За 14 секунд до посадки диспетчер предупредил экипаж о невыпуске шасси и дал команду об уходе на второй круг, однако оно замечено не было и через 5 секунд диспетчер повторил команду, которую заметил один из членов экипажа и предупредил командира, который дал команду на взлётный режим, но через 1 секунду самолёт коснулся задней частью фюзеляжа земли, приземлился на брюхо в 973 м от торца ВПП, проехал 1960 м и разрушился
06.02.2003 46828 аэропорт Толмачёво 0/н.д. При взлёте во время набора высоты произошёл отрыв воздушного винта правого двигателя, после чего экипаж совершил экстренную посадку
25.04.2003 700 аэропорт Эль-Фашера 0/0 Борт ВВС. Уничтожен на поле аэродрома в ходе нападения повстанцев НОАС на город.
14.06.2003 CU-T1295 близ Нуэва-Херона 0/52 При подходе к аэропорту экипаж обнаружил течь тормозной жидкости из гидравлической системы шасси, из-за чего после приземления была применена система экстренного торможения, однако она не сработала и самолёт, прокатившись 2500 м по ВПП, совершил выкат за её пределы, пробежал по пересечённой местности несколько сот метров, сломав переднюю и левую стойки шасси, и остановился, попав в искусственное озеро.
16.09.2004 EW-47808 аэропорт Кабула 0/н.д. Сразу после вылета из аэропорта Кабула отказал один из двигателей, из-за чего командир экипажа принял решение вернуться в аэропорт вылета, при посадке в сложных метеоусловиях самолет совершил выкат на расстояние 200 м за пределы ВПП.
04.03.2005 EY-46399 близ Импфондо 0/н.д. При посадке пробежался по ВПП, выехал за её пределы, врезался в деревья и, разрушившись, полностью сгорел
16.03.2005 46489 близ посёлка Варандей 28/52 При заходе на посадку в условиях «белой мглы» и отсутствия ориентиров на поверхности, экипаж принял за полосу участок грунтовой дороги, расположенной в 4 км до ВПП аэропорта и параллельной направлению ВПП аэропорта. Для захода на ошибочное место посадки командир экипажа предпринял затянутый (20 секунд) манёвр снижения со скольжением и потерей скорости. Это, при недостаточном режиме работы двигателей и отсутствии контроля за скоростью полёта, привело к выходу на критические углы скольжения более 20° и сваливанию самолёта на левое крыло на высоте 26 метров, после чего он столкнулся с землёй в 4217 м от ВПП, разрушился и частично сгорел
02.06.2005 ST-WAL аэропорт Хартума 7/42 Во время разбега при взлёте взорвался и загорелся левый двигатель, горящие обломки которого разрушили часть фюзеляжа с левой стороны самолёта и вызвали пожар в салоне.
16.07.2005 3C-VQR близ Малабо 55/55 Вскоре после вылета из аэропорта Малабо в условиях плохой видимости врезался в лесистый склон горы и полностью разрушился в 17 км от аэропорта
02.11.2005 46618 аэропорт Южно-Сахалинска 0/н.д. При жёсткой посадке носовая стойка шасси подломилась и пробила фюзеляж.
23.12.2005 ER-AZX провинция Сонго 0/н.д. При посадке выехал за пределы ВПП и врезался в деревья.
19.01.2006 5605 близ села Хейце 42/43 Борт ВВС. Доставлял домой словацких миротворцев, возвращающихся из Косово, где они выполняли миссию KFOR в рамках НАТО. При приближении к аэропорту города Кошице экипаж преждевременно снизился и отклонился на 3 км от траектории полёта, в результате чего на высоте 700 м врезался в заснеженный и лесистый склон горы Борсо в 20 км от Кошице, в 3 км от словацкой границы, и полностью разрушился
23.03.2006 ER-AZZ авиабаза Али 0/н.д. При снижении произошел отказ левого двигателя, но экипаж продолжил снижение, когда не выпустилась передняя стойка шасси. Командир экипажа принял решение об уходе на второй круг, при уходе на который основные стойки шасси не убрались, а передняя стойка начала выпускаться, в результате чего в условиях одного работающего двигателя и выпущенных шасси самолёт потерял скорость и экипаж произвёл вынужденную посадку вне ВПП, при которой самолёт получил значительные повреждения.
25.06.2007 XU-U4A провинция Кампот 22/22 Во время снижения в условиях шторма за 5 минут до времени посадки экипаж снизился значительно ниже минимальной безопасной высоты для данного района и на высоте 500 м столкнулся с со склоном горы массива Дамри в провинции Кампот в 57 км от курортного города Сиануквиль и полностью разрушился
23.07.2007 EX-030 близ Дыре-Дауа 0/6 При выполнении грузового рейса во время взлёта из-за проблем с двигателем на высоте 600 м начал терять скорость и высоту, экипаж принял решение вернуться обратно в аэропорт, но при возвращении совершил вынужденную аварийную посадку в пустыне, при которой у самолёта оторвались кабина и хвост.
13.01.2009 S9-KAS аэропорт Босасо 0/15 При посадке не выпустилось переднее шасси, из-за чего при приземлении самолёт упал на нос и проехался по ВПП, получив незначительные повреждения.
23.01.2009 46693 аэропорт Игарки 0/7 При выполнении взлёта во время разбега самолёт отклонился влево на 30 градусов от курса взлета и совершил выкат на боковую полосу безопасности на 32 метра от оси ВПП, в результате чего из-за касания земли был повреждён левый винт двигателя
15.08.2009 UK-46658 аэропорт Зарафшана 0/н.д. Во время взлета из-за преждевременной уборки шасси упал на фюзеляж и получил значительные повреждения.
04.02.2010 47360 аэропорт Якутска 0/42 При выполнении взлёта на этапе разбега из-за ошибки бортмеханика произошла преждевременная уборка шасси, что привело к просадке самолета, столкновению нижней части фюзеляжа с поверхностью ВПП и повреждению самолета
17.05.2010 YA-PIS близ Саланга 44/44 При выполнении полёта в условиях сильного ветра и тумана на высоте 4100 м врезался в склон горы массива Гиндукуш южнее перевала Саланг
03.08.2010 46524 аэропорт Игарки 12/15 При заходе на посадку ночью при плохих погодных условиях самолёт задел верхушки деревьев и в 700 м до ВПП с отклонением 300 м вправо от её оси столкнулся с землей, разрушился и частично сгорел
11.11.2010 ST-ARQ аэропорт Залингеи 6/36 При посадке у самолёта лопнули покрышки шасси, из-за чего самолёт ударился крылом о землю и развалился

Ну и маленько фото это прекрасного работяги.







К сожалению, время этого самолета безвозратно уходит.

P.S. большое спасибо сайтам aiwar.ru russianplanes.net aviaport.ru aviaforum.ruза помощь в подготовке жанного материала.

Разработанный в конструкторском бюро «Антонова» турбовинтовой самолет Ан-24 впервые поднялся в воздух в октябре 1959 года. В серию лайнер пошел вначале 1962 года. В первый рейс с пассажирами он отправился в сентябре того же года. Выпускался самолет до 1979 года. Всего за это времени было изготовлено больше 1200 машин. Такой же самолет, только называвшийся «Y-7» делался в Китае.
В пассажирском варианте лайнер назывался Ан-24А. Следующей модификацией стал Ан-24Б. Отличительная особенность этого самолета -увеличенная взлетная масса. Больше всего было изготовлено машин Ан-24РВ. Они имели на борту вспомогательную силовую установку, что положительно отразилось на их взлетных характеристиках.

Пассажирский Ан-24 предназначался для работы на линиях средней и малой дальности. В настоящее время используется более 300 таких лайнеров. Они выполняют рейсы, как на территории России, так и в странах СНГ. Летают эти самолеты и в африканских странах.

При проектировании ставилась задача обеспечить машине возможность перевозить 4 тонны полезного груза на расстояние 400 километров со скоростью 450 километров в час. Лайнер модификации Ан-24Б (пассажирский вариант) мог перевозить 50 пассажиров. Это можно переоборудовать, устанавливая ТРД. Этот двигатель, использовавшийся при разгоне, имел мощность 1950 лошадиных сил. За счет этого можно быстрее запускать основные двигатели.

Модификация Ан-24Т является транспортным вариантом. У этого самолета в хвостовой части фюзеляжа имеется люк. Лайнер также имеет разгонный двигатель.

В Российских авиакомпаниях эксплуатируется около 100 Ан-24. Значительная часть их используется в условиях Сибири и северных территорий. Заменить этот лайнер на другой довольно трудно. Поскольку его двигатели находятся высоко над землей, осуществлять посадку и взлет он может с грунтовых аэродромов. В его двигатели не попадает мусор, что случается при расположении двигателей в нескольких десятках над поверхностью ВВП.

Салон самолета: лучшие и худшие места

Обычная компоновка салона пассажирского варианта лайнера – это 10 – 12 рядок кресел, расположенных в 2 ряда. В каждом ряду по 4 кресла, располагающихся по 2 справа и слева от прохода. Вместимость самолета от 48 до 52 пассажиров.

О каких-то удобствах, характерных для больших авиалайнеров, имеющих места бизнес-класса, говорить не приходится. Пассажиры находятся в условиях, характерных эконом-классу.

К категории мест, отличающихся неудобствами, в салоне относятся кресла первого ряда. Причина – ограниченное пространство для ног. Неудобства могут испытывать пассажиры последнего ряда. Здесь могут не откидываться спинки кресел. Общим минусом для пассажиров является шум от работающих двигателей. При этом он примерно в равной степени присутствует как в носовой части салона, так и в кормовой.

Единственным положительным фактом является то, что Ан-24 используется для перелетов лишь на незначительные расстояния. То есть, существующие неудобства пассажиры испытывают в течение непродолжительного времени. Так что существующего в салоне комфорта для такого перелета в большинстве случаев бывает достаточно.

Ан-24 как основа для ряда модификаций

Авиалайнер Ан-24 оказался настолько удачным, что на его основе было создано много модификаций, предназначавшихся для разных целей. Общее их число приблизилось к сорока. Это Ан-26, предназначенный для перевозки грузов, Ан-30, использующийся для аэрофотосъемки, Ан-32, который можно эксплуатировать в горах и который успешно взлетает и осуществляет посадку на горных аэродромах. Кроме того, с его помощью осуществляется ледовая разведка.

Характеристики самолета Ан-24

Длина: 23,5 м.
Высота: 8,3 м.
Размах крыльев: 29,2 м.
Площадь крыльев: 75 кв.м.
Ширина фюзеляжа: 2,9 м.
Крейсерская скорость: 440 км/ч.
Максимальная скорость: 540
Дальность полета: 1850 км.
Число пассажирских мест: 48.
Экипаж: 3.

Есть ли будущее у лайнера

Хотя выпуск новой модификации самолета по убеждениям некоторых специалистов считается нецелесообразным, возможности такие существуют. Так, вполне осуществим вариант установки на него двигателей, использующихся на Ан-140. Разумеется, на новой машине следует установить самое современное оборудование.

В настоящее время признается, что спрос на такой самолет не перекроет затраты. Однако в будущем ситуация может измениться. Ведь во многих случаях Ан-24 просто невозможно заменить. Другие машины не могут выполнять работу, которую выполняет этот лайнер.

Расчет стоимости такси в аэропорт

Турбовинтовой грузовой и пассажирский самолет Ан-24, разработанный в конце 50-х годов прошлого столетия, составлял основу авиационного парка в СССР, предназначенного для перевозок внутри страны. Машина получила по классификации НАТО обозначение «Кокс» (Coke).

При разработке конструкторы закладывали срок эксплуатации 30 тыс. часов, что соответствовало примерно 15 годам службы. Однако прочность конструкции оказалась столь высокой, что к концу 2011 года в активной эксплуатации числилась 101 машина. За последующие годы парк самолетов заметно поредел, но в 2016 году по несколько машин продолжали эксплуатироваться в России, Беларуси, Украине и еще ряде государств.

Краткая история

Разработка новой машины, предназначенной для работы на внутренних авиалиниях, стартовала в КБ Антонова в 1958 году. Базой для начала работ стало, как было заведено в СССР, постановление Совета Министров, увидевшее свет в конце предыдущего года. Постановление оговаривало грузоподъемность машины на уровне 4000 кг при дальности полета не менее 400 км на крейсерском режиме.

В качестве силовой установки предполагались два двигателя модели АИ-24. Новый самолет должен был заменить , оснащенный поршневой силовой установкой.

Созданием машины, получившей обозначение Ан-24, шло ускоренными темпами. Уже осенью 1959 года состоялся первый полет прототипа, а через два года самолет представили на официальные испытания. После их успешного завершения машину рекомендовали к серийному производству, которое велось на авиастроительном заводе №473, расположенном в Киеве.

Первые серийные образцы построили зимой 1962 года.

После короткой процедуры освоения летным составом началась эксплуатация Ан-24. Первые коммерческие полеты велись на линии Киев-Херсон с осени 1962 года. Со следующего года началась активная эксплуатация машин на трассах между Москвой и Саратовом, а также Воронежем.

Выпуск Ан-24 продолжался до 1979 года, основную часть машин собрал Киевский завод. Всего было выпущено 1200 самолетов, плюс неизвестное число лайнеров построили по лицензии в Китае под обозначением Xian Y-7.

Китайские машины могли оснащаться двигателями Pratt&Whitney. Такие варианты поставлялись на экспорт. На базе Ан-24 был создан военный и гражданский , который продолжает активно эксплуатироваться в ВВС почти 30-ти государств.

Описание конструкции

Конструктивно пассажирский самолет Ан-24 представляет собой моноплан с расположенным по верхней кромке фюзеляжа крылом. Фюзеляж построен полностью из металла по схеме полумонокока. Набор состоит из балок и стрингеров. Фюзеляж состоит из трех секций, которые состыкованы по листам обшивки. При необходимости ремонта или замены секций фюзеляж разбирается.

Первые две секции герметичны, поскольку в них расположены кабина и салон. Кроме этого в фюзеляже расположен гардероб и санузел. Имеются специальные отсеки, предназначенные для перевозки багажа и груза. Стандартный пассажирский салон вмещает 48 пассажиров.

Сидения и перегородки имеют съемную конструкцию, что позволяет оперативно переоборудовать самолет Ан-24 в транспортный вариант.

Крыло состоит из двух частей, имеющих прямоугольную и трапециевидную форму. Центропланная часть крыла оснащена закрылком, дополнительный закрылок установлен на прямоугольной секции. Внешние части крыла несут по элерону, состоящему из двух секций. Обшивка крыла металлическая, переменной толщины. Внутри крыла расположены баки и приводы механизации.

В качестве силовой установки на самолете Ан-24 применены турбовинтовые двигатели модели АИ-24 либо 24Т. Они вращают четырехлопастные воздушные винты изменяемого шага моделей АВ-72 либо 72Т соответственно двигателю.

На машинах Ан-24РВ установлен дополнительный турбореактивный ДВС РУ19А-300, предназначенный для использования во всех режимах полета. Установленный на нем генератор может использоваться в качестве резервного источника постоянного напряжения.

Двигатели оснащены индивидуальными масляными системами. При работе мотора масло циркулирует по малому кругу, минуя масляный бак. Жидкость применяется для смазки ДВС, управления воздушным винтом и для регулировки параметров работы силовой установки. Нормальная вместимость каждой системы составляет 62…64 л масла.

Гидравлика Ан-24 состоит из основной и резервной системы.

От гидроприводов работают механизмы управления стойками шасси, управление передним колесом, тормоза колес, механика закрылков.

Подача жидкости выполняется насосами, смонтированными на двигателях. В магистралях установлены гидроаккумуляторы, сократившие время работы насосов. В случае поломки основных насосов масло подкачивается электрическим насосом.

Запас топлива размещен в четырех топливных баках мягкого типа и двух кессонных. Баки расположены симметрично в плоскости полукрыла. Допускается установка дополнительных мягких баков, предназначенных для увеличения дальности полета. Каждый двигатель подключен к своей группе баков, но все емкости соединены между собой в кольцо, оснащенное краном.


Шасси Ан-24 включает в себя две основные стойки и переднюю опору, оборудованную управляемым двойным колесом и приспособлением для наземной буксировки. Основные стойки убираются в ниши, выполненные в гондолах двигателей. Эти стойки оборудованы парой колес и дисковыми тормозами.

Для работы системы автоматического торможения в стойках установлены инерционные сенсоры. Тормоза конструкцией передней опоры не предусмотрены. Все стойки оборудованы системой амортизации газо-масляного типа.

Для борьбы со льдом применяется подача горячего воздуха и нагрев поверхностей электрическим током.

Забор горячего воздуха ведется из компрессоров двигателей. Воздухом обогреваются носовые части крыла и воздухозаборники. Воздушные винты, стекла кабины, датчики давления воздуха и ряд других элементов оборудованы электрическим подогревом.

Электрика самолета Ан-24 оснащена системой однофазного и трехфазного тока (115 и 36В соответственно при 400 Гц), а также сетью постоянного напряжения (27В). Источниками напряжения 115В служат генераторные установки, расположенные на распределительных редукторах двигателях. Для формирования напряжения 36В применены преобразователи.


Постоянный ток вырабатывается стартер-генераторами двигателей, что является особенностью конструкции. Перечень электрооборудования и установленные модели генераторов и преобразователей могут отличаться в зависимости от даты выпуска самолета.

Кабина

В передней части кабины пилотов самолета Ан-24 расположены места командира и второго пилота. За ними расположены места штурмана, бортового радиста и бортмеханика (по центру). Места командира и пилота оборудованы стационарными кислородными масками.

Управление машиной может вестись с обоих мест пилотов.

Рули высоты, направления и элероны оборудованы механическими приводами. При этом триммер левого элерона оснащен электродистанционным управлением. В цепи управления рулем направления использован сервокомпенсатор. Закрылки приводятся в действие гидравликой.

Кабины оборудованы системой кондиционирования воздуха, использующей для работы сжатый воздух, забираемый из 10-й ступени компрессора каждого двигателя. На стоянке возможно подключение наземной установки.

Салон

Схема салона Ан-24 построена по двухрядной схеме с центральным проходом. Каждый ряд состоит из двухместных кресел. На последнем ряду ближе к проходу имелись два места для выделенных пассажиров. Еще два выделенных пассажира находились в начале салона напротив аварийного выхода. В центре салона имеется дополнительный аварийный люк.


В начале и конце салона размещены места бортпроводников. Между кабиной пилотов и салоном расположена грузовая дверь. Вход в салон выполняется через кормовую часть фюзеляжа, там же выполнена багажная дверь. Для пассажиров предусмотрено несколько переносных кислородных приборов, расположенных в салоне.

Модификации

Самолет Ан-24 послужил базой для нескольких десятков модификаций, построенных как в единичных экземплярах, так и крупными сериями. Первой крупносерийной версией стал Ан-24А, изготовленный в 1962-63 году тиражом 200 экземпляров. Машина имела салон на 44 пассажира, что было признано недостаточным.

Версия Ан-24Б позволяла перевозить до 52 человек и имела повышенную грузоподъемность, самолет стал самым массовым вариантом – с 1964 года построили 400 машин.

Оставшийся в проекте вариант Ан-24Д должен был перевозить 60 человек на расстояние не менее 2700 км. Существовал проект Ан-24К, представлявший собой служебную машину с салоном на 18 человек. Для армейских нужд и перевозки военнослужащих строился транспортный вариант самолета Ан-24РТ, отличавшийся установкой дополнительного реактивного двигателя.

Машина строилась в Иркутске с 1969 года, за три года собрали 62 машины. Другой вариант транспортника обозначался Ан-24Т. Машина отличалась увеличенными грузовыми люками в бортах фюзеляжа. Модификация выпускалась тем же Иркутским авиазаводом, всего ворота предприятия покинули 164 экземпляра.


Существовали наработки по оснащению машины четырьмя двигателями АИ-25. Проект имел обозначение Ан-50, работы по нему велись в начале 70-х годов. Примерно тогда же разрабатывался Ан-44 с большим грузовым люком по левому борту фюзеляжа. Ни один проект в металле реализован не был.

Технические характеристики

Приведенная ниже сравнительная таблица показывает, что советский самолет Ан-24 не уступал иностранным самолетам аналогичного предназначения и размеров. К недостаткам отечественной машины можно отнести большой экипаж и сниженную, по сравнению с аналогами, высоту полета.

Параметр Ан-24 Handley Page Dart Herald Fokker F27
Страна-изготовитель СССР Великобритания Нидерланды
Длина, мм 23530 23100 25060
Размах крыла, мм 29200 28900 29000
Высота, мм 8320 7300 8720
Экипаж, чел. 5 2 2
Вместимость, чел. 52 56 56
Скорость полета, км/час 460 445 518
Дальность полета, км 1850 1750 1826
Потолок, м 7700 9052 9000

За годы эксплуатации в авариях были разбиты 162 машины типа Ан-24. Для голландского F27 этот показатель еще хуже – из 793 построенных машин потеряно в результате летных происшествий 183 самолета.


Что касается британской машины, то она была построена тиражом всего 50 экземпляров и к 1968 году снята с производства.

След в истории авиации и культуры

Длительная эксплуатация и узнаваемость машин Ан-24 стала причиной установки списанных самолетов в качестве памятников, установленных в ряде республик бывшего СССР. Часть машин используется в качестве импровизированных кафе. Установленный в селе Конь-Колодезь (трасса «Дон») самолет Ан-24Б частично «вживлен» в помещение кафе. При этом машина окрашена в цвета «Аэрофлота».

Различные модификации Ан-24 засветились в кинофильмах «Противостояние» (снят в 1985 году), «Укрощение огня» (1972 г.), «24-25 не возвращается» (1968 г.) и многих других.

Не обошли стороной самолет и производители масштабных моделей. В эпоху СССР была популярной модель самолета производства VebPlasticart (ГДР), комплектовавшаяся красочной декалью и краской. В настоящее время модель стала раритетом.

Видео