Уведомления. Погибший рейс: что известно о причинах крушения A321 спустя год Авиакатастрофа в шарм эль шейхе

Первопричины трагедии на Синае, возможно, следует искать в событиях 14-летней давности

О большинстве авиакомпаний в России мы узнаем, когда случается катастрофа. До этого момента вроде бы все благополучно - самолеты летают, пассажиры не жалуются, государство бдит. Но «золотое» правило чиновника - главное не работать, а создавать видимость, - увы, действует и в авиации. Давайте посмотрим, что из себя представляет авиакомпания «Когалымавия», чей борт разбился на Синае. И попробуем понять, почему вообще был возможен.

Первые перелеты «Когалымавиа» начала в 1993 году. Вначале ее клиентура была однообразной - это были нефтяники и газовики, а также все, кто был связан с добывающей отраслью. Авиапарк компании составляли два самолета - Ту-134 и Ту-154, а основные рейсы совершались туда-обратно между Когалымом, Сургутом, Нижневартовском и, естественно, Москвой. В другие города - Анапу, Баку, Волгоград, Киев, Минеральные воды, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи - возили реже, когда накапливалось достаточное количество заявок. Несколько самолетов «Когалымавиа» вместе с экипажами сдавались в аренду авиакомпании и выполняли полеты в Иране.

Не странно, что первые владельцы «Когалымавиа» были тесно связаны с ЛУКОЙЛом (собственно, аббревиатура ЛУКОЙЛ расшифровывается как Лангепас, Урай, Когалым - самые крупные на тот момент регионы добычи компании). Но потом авиаперевозчик перешел в другие руки. По данным российских и зарубежных интернет-изданий «Когалымавиа» теперь принадлежит «Западной авиационно-инвестиционной компании» (ЗАИК). Эта структура специализируется на таких видах деятельности, как аренда транспортных средств, услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию насосов и компрессоров, прочих машин специального назначения.

У ЗАИК отлично просматривается кавказский след. Компанией владеют предприниматели Амирбек Гагаев, Бувайсар Халидов (по 27,8% долей) и Хамит Джанкут Багана (44,4%). Последний имеет подданство Турции и более 35 лет занимается турибизнесом. Причем, состоит в акционерах крупнейшей турецкой частной авиакомпании Onur Air, в которой ранее и летал разбившийся A321.

Перелом в истории «Когалымавиа» случился в 2009 году. Компания закупила самолеты Airbus A320 и A321, а в конце 2011-го вовсе прекратила эксплуатировать «тушки». В мае 2012 года «Когалымавиа» провела ребрендинг и стала назваться MetroJet. С чем это было связано - не ясно. Но, по неофициальной информации, которая распространяется в кругу специалистов авиабизнеса, такое решение было сделано в связи с интересами одного из партнеров «Когалымавиа» - туроператором BRISCO, которым, как говорят на рынке, является Висхан Табулаев. Он же руководит и ЗАИК, офис которой находится в том же бизнес-центре, что и MetroJet. Любопытно, что BRISCO поменяло свое название с Lagina Travel (так BRISCO называлось с момента основания в 2004 году) в том же 2012 году, когда «Когалымавиа» стала MetroJet. Также стоит отметить, что трагический рейс Шарм-аль-Шейх - выполнялся по заказу Brisco. Его владелец Висхан Табулаев одновременно руководит «Западной авиационно-инвестиционной компанией».

Столь тесный сплав авиации с турбизнесом встречается в мире сплошь и рядом. И в нашем случан туроператор и перевозчик имеют общих бенифециаров. В данном случае, это уже упоминавшийся нами Багана и уроженец Чечни Исмаил Лепиев. Их общий офис, возможно, видели не раз любители антальских пляжей: вычурная коробка из стекла и бетона под вывеской Prince Group. Туристическая составляющая холдинга в лице Лепиева именуется ЗАО «Туризм холдинг и консалтинг» (в эту систему входит и туроператор BRISCO)

Всего в авиапарке компании MetroJet до последнего времени насчитывалось 10 самолетов: два Airbus A320, семь A321 и один Canadair Challenger 850 (это один из из крупнейших бизнес-бортов, позволяющий перевозить от 13 до 19). Средний возраст самолетов - 14 лет.

Разбившемуся A321 было 18 лет. Он был зарегистрирован в Ирландии. Его сертификат летной годности был действителен до марта 2016 года. Первые несколько лет он совершал перелеты в рамках ливанской авиакомпании Middle East Airlines, потом - в саудовской Saudi Arabian Airlines, затем в турецкой Onur Air (вспомним о Хамите Джанкуте Багане - крупнейшем совладельце ЗАИК) и наконец сирийской Cham Wings Airlines.

Здесь будет уместно протицировать интервью заместителя гендиректора ТхиК Зелимхана ЗАРМАЕВА двухлетней давности порталу «Библио глобус». В нем как раз идет речь о аэробусе, чей полет трагически прервался в субботу утром.

METROJET, для того чтобы выполнить свои обязательства перед пассажирами в туристический сезон, взяла в лизинг в Ирландии два самолета AIRBUS А-321-200, подав в компетентное ведомство все необходимые документы для сертификации воздушных транспортных средств. Ведомство, в свою очередь, не допустило аэробусы к полетам, предъявив требование оборудовать воздушные суда датчиками обледенения. Но данное требование не обоснованно.... Поскольку воздушные суда уже были сертифицированы в Ирландии, оформление их российским ответственным ведомством должно было стать чисто формальной процедурой. Однако мы столкнулись с бюрократической проволочкой, пострадали от которой, в конечном итоге, пассажиры нашей авиакомпании.

Пассажиры и правда пострадали - ряд рейсов пришлось отложить. Для авиакомпании, признанной в 2012 году «самой пунктуальной», неприятность и правда нерядовая. К сожалению, заботясь о пунктуальности, сами авиаторы похоже периодически забывали о безопасности. По крайней мере, неприятности у «Когалымавиа» случались неоднократно, причем, иногда с летальным исходом. В январе 2010 года иранском аэропорту Мешхед у его самолета Ту-154 при посадке (которая была произведена достаточно грубо) сломались стоки шасси и частично отрывалось хвостовое оперение. Около 40 человек получили ранения, а аварию связали с неблагоприятными погодными условиями.

Весной того же года в аэропорту Домодедово аварийно сел Аirbus A320», летевший в Хургаду. Причиной стали неполадки в гидросистеме. На борту авиалайнера сработала сигнализация, предупреждающая о низком уровне давления в системе. Командир воздушного судна принял решение о возвращении в аэропорт для обеспечения безопасности судна.

В начале 2011 года Ту-154Б-2 авиакомпании «Когалымавиа», выполняя рейс Сургут- , сгорел в аэропорту Сургута. Пожар произошел в хвостовом отсеке самолета во время руления. Взорвался один из топливных баков и сгорел весь фюзеляж. В результате трое погибло, а 40 человек получили травмы. Подробнее об этом - в соседнем материале устами лидера группы «На-На» Бари Алибасова.

И наконец 31 октября 2015 года. Airbus A321, следовавший по маршруту Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург, разбился в 100 км от Эль-Ариша в Египте. Основной версией крушения - техническая неисправность. Так ли это, покажет расследование.

Ну а пока Федеральная служба по надзору в сфере транспорта выдала предписание «Когалымавиа» о приостановлении полетов самолетов А321. По данным «Интерфакса», до 2 ноября компания должна оценить состояние «Аэробусов» и все риски, связанные с их полетами.

Но вот поможет ли это - большой вопрос. По некоторой информации, разбившейся самолет почти 15 лет назад, 16 ноября 2001 года, попадал в аварию в аэропорту Бейрута. Тогда он эксплуатировался ливанской MEA. Он получил «хвостовой удар» или «тэйлстрайк» на взлетно-посадочной полосе. Прошел ремонт, затем совершал перелеты на саудовских направлений, сирийских и российско-турецких линиях.

Только что такое «хвостовой удар»? Одно из самых страшных «ранений» самолета, когда транспортное средство входит в опасное соприкосновение с взлетно-посадочной полосой. Это может произойти как во время взлета, так и во время приземления.

Однако, А321 разбился не в воздухе. Причем тут «хвостовой удар»? Не все так просто. Такая авария наносит значительный ущерб владельцу и подвергает опасности жизни пассажиров.

Но любые повреждения самолета, даже устраненные - это как раковая опухоль. Их последствия могут проявиться за много лет после аварии и последующего ремонта самолета. Можно привести два случая - в 1985 году на линии Japan Airlines, который унес жизни 520 человек, и в 2002 году с самолетом China Airlines, что стало причиной гибели 224 пассажиров. Неправильный ремонт повреждений, полученный в результате «хвостового удара», привел к последующему разрушению самолета в воздухе.

Как заявил «МК» президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов, если ремонт самолета после «хвостового удара» был произведен квалифицированными специалистами, а детали и оборудование заменены на «родные» или сертифицированные изделия, то аварии любого летательного транспортного аппарата не будет. Но если имеет место какой-то «подлог» на якобы заменимые детали, то ожидать можно самого страшного. В том числе и аварии спустя десятки лет».

В этой связи вспоминается крупная катастрофа в 1979 году в США, когда на взлете из чикагского аэропорта О"Хара из-за отделения от пилона (подвеска под крылом) левого двигателя разбился самолет «Дуглас» DC-10 (погиб 271 человек и несколько человек на земле). Расследование выявило, что после планового техобслуживания двигателя механики устанавливали его по упрощенной схеме, что вызвало микротрещины на месте крепления.

Эксперты не исключают, что недобросовестный ремонт А321 после аварии в 2001 году стал причиной его крушения в 2015-м.

Однако, существуют мнения, что падение самолета «Когалымавиа» – это «средняя температура по больнице». Аварийность на авиаперевозках в России растет с каждым годом. Во многом это связано с расширением частных пассажирских авиамаршрутов в середине 2000-годов. За последние 10 лет, по некоторым в было зарегистрировано более 4000 частных самолетов и вертолетов. За рубежом многие могут позволить себе купить вертолет самолет. В Америке, например, насчитывается около 750 тыс частных летательный средств.

Но нужно ли это России? Над Москвой, где сконцентрированы самые большие финансы страны, летать на собственном транспорте разрешено только самым большим чиновникам. В регионах иной раз забраться до места назначения регулярными маршрутами и дешевле, и удобнее.

В таком случае, назревает вопрос - а нельзя ли превратить систему в некое единообразие. То есть, будут существовать один-два-три (пусть до десятка) перевозчика и антимонопольное законодательство не будет нарушено. Примерно с таким предложением, выступает председатель комитета Госдумы России по международным делам Алексей Пушков. Он предложил сократить число национальных авиаперевозчиков до трех. «Я обратил внимание, что катастрофы последних 50 лет, как правило, связаны с компаниями среднего типа», - отмечает парламентарий.

Вместе с этим, большинство проблемных ситуаций, в том числе и аварий с летальным исходом, связаны не только с компаниями совершающими или обслуживающими перелеты, но и самих парком самолетов. По словам Олега Смирнова, до конца 1990-х годов наша страна использовала самолеты исключительно отечественного производства - более 13,5 тыс единиц. Теперь большинство авиакомпаний покупают «Боинги» и «Аэрбасы», причем бывшие в эксплуатации у зарубежных перевозчиков не менее 15-20 лет. Почти все из низ зарегистрированы в других странах - в той же Ирландии, как трагически погибший А321, либо на «островах, налоговая система в которых гораздо мягче, нежели в России».

«Покупаем мы самолеты за рубежом, обучаем пилотов так же, запасные части также импортируем. А билеты продаем в рублях. Соответственно, перевозчикам приходится экономить. В том числе, на технике безопасности - ремонте и техническом обслуживании. Переход к сокращению числа авиаперевозчиков, по типу советской системы, замены нынешних частных компаний на государственные, не приведет к улучшению ситуации. Сейчас в России существует около 100 авиакомпаний того или иного уровня. За год они перевозят чуть более 90 млн человек. В США действуют примерно 1 тыс авиаперевозчиков. И в прошлом году их пассажиропоток превысил 800 млн. Руководству нашей страны необходимо разработать новую, более совершенную программу аэрофикации. Потребуются на это долгие годы - ведь за последние 25 лет мы отстали в этом бизнесе от остального мира на полвека», - считает Олег Смирнов.

КАК У НИХ?

Зарубежный рынок пассажирских авиаперевозок чрезвычайно обширен. Так, в США насчитывается свыше полусотни компаний, которые обеспечивают пассажирские авиарейсы как внутри страны, так и за рубеж (без учета авиалиний, предоставляющих небольшие самолеты для коротких путешествий). При этом перевеса в сторону одной компании нет. Например, в 2014 году четыре компании - Delta Air Lines, United States Southwest Airlines, United States United Airlines и United States American Airlines - перевезли в общей сложности 440 тысяч пассажиров. Причем на первую компанию пришлось 130 тысяч, а на четвертую из списка - 88 тысяч.

Схожим образом обстоит ситуация и в Европе, например во Франции, где насчитывается более 20 перевозчиков (впрочем, лидером безоговорочно является Air France с 52 тыс. пассажиров), в Германии (порядка 30 компаний, лидирует Lufthansa со своими «дочками» и 60 тыс. перевезенных за прошлый год пассажиров).

Ярким исключением здесь, пожалуй, является Испания, где приватизированная в 2001 году компания Iberia Airlines поглотила ряд региональных перевозчиков, фактически монополизировав рынок внутренних перелетов. В 2010 году было объявлено о слиянии ее с British Airwaves, однако обе компании, образовавшие International Airlines Group, продолжают работу под своими привычными названиями. Впрочем, с Iberia весьма успешно внутри страны конкурирует Vueling Airlines.

В Китае, в свою очередь, также немал выбор авиакомпаний, но традиционно выделяется так называемая «большая тройка»: China Southern Airlines, Air China и China Eastern Airlines. На долю первых двух в прошлом году пришлось в общей сложности почти 120 тысяч пассажиров.

31 октября 2015 года российский самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, .

По поручению президента правительство России в связи с катастрофой во главе с министром транспорта Максимом Соколовым. Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) была под руководством исполнительного директора комитета Виктора Сороченко.

Каир сразу после катастрофы о возможности принять участие в расследовании трагедии. Была создана специальная комиссия по расследованию, в нее : России, Египта, Франции (государства — разработчика самолета), Германии (государства — изготовителя лайнера) и Ирландии (государства регистрации). Главой комиссии по расследованию катастрофы был назначен Айман аль-Мукаддам.

1 ноября 2015 года генеральный прокурор Египта Набиль Ахмед Садек участие специалистов РФ в расследовании причин катастрофы с российским самолетом на Синайском полуострове.

Группа следователей и криминалистов центрального аппарата Следственного комитета России по согласованию с компетентными органами и совместно с представителями Республики Египет в соответствии с нормами национального и международного права участвовали в осмотре места авиакатастрофы в Египте.

17 ноября 2015 года глава ФСБ РФ Александр Бортников во время совещания в Кремле об итогах расследования причин крушения российского самолета , что в результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте, были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. Он .

В свою очередь египетские власти призвали не торопиться с выводами. Глава МИД Египта Самех Шукри сообщил, что в рамках расследования уголовного дела .

В марте 2016 года Международная комиссия по расследованию катастрофы российского самолета А321 о том, что получила официальный доклад от Следственного комитета России и передала его в генпрокуратуру Египта для завершения юридических процедур. Сама комиссия, несмотря на передачу дела в следственные органы госбезопасности страны, продолжила техническое обследование обломков лайнера.

В середине апреля генеральный прокурор Египта Набиль Садек о передаче дела о катастрофе российского самолета в Высшую прокуратуру государственной безопасности страны. Решение главы надзорного ведомства, отмечалось в тексте заявления, было принято на основании данных доклада Следственного комитета России, "в котором указывается на подозрение о наличии криминального следа".

В июне директор ЦРУ Джон Бреннан, выступая в сенате Конгресса США, что американская разведка располагает данными о причастности к взрыву на российском пассажирском самолете А321 египетской группировки "Ансар Бейт аль-Макдис", присягнувшей на верность запрещенному во многих странах террористическому движению "Исламское государство" (организация, запрещенная в РФ), а 4 августа минобороны Египта заявило о ликвидации лидера этой террористической группировки.

По настоянию Следственного комитета России международная комиссия по расследованию авиационного происшествия . В результате проведенных работ была и установлен факт воздействия высокоэнергетических элементов на обшивку самолета по направлению "изнутри-наружу" и "взрывной декомпрессии" в полете.

В октябре 2016 года комиссия по расследованию, сформированная генеральной прокуратурой Египта, двенадцать обломков лайнера в научную лабораторию по сплавам для проведения детального исследования.

Работа по определению причин крушения . До настоящего времени у сторон нет понимания того, что произошло с самолетом, каким образом взрывное устройство попало на борт самолета, кто его пронес. Также нет установленных подозреваемых и их пособников из числа сотрудников аэропорта.

Ровно четыре года назад над Синайским полуостровом разбился самолет Airbus A320, который вез российских туристов из Египта на родину. Все пассажиры и члены экипажа погибли, так и не добравшись до дома. Среди погибших было 25 детей, в том числе маленькая жительница Гатчины Дарина Громова , которую россияне назвали Главным пассажиром. Выяснением причин крушения лайнера власти нескольких стран занимаются до сих пор. По количеству жертв катастрофа является крупнейшей в российской авиации. Но уже ничто не сможет вернуть ни в чем неповинных людей. сайт вспоминает жертв катастрофы и хронологию событий над Синайским полуостровом

Развитие событий

Самолет российской авиакомпании «Когалымавиа» прилетел в Шарм-эш-Шейх накануне трагедии. 30 октября он выполнил два пассажирских полета по маршруту Шарм-эш-Шейх - Самара - Шарм-эш-Шейх. Командир воздушного судна Дмитрий Жигалкович и второй пилот Юрий Юшко потом рассказывали, что полет проходил в штатном режиме, и никаких проблем в воздухе не возникало. 31 октября лайнер перешел под управление 48-летнего командира Валерия Немова и 45-летнего второго пилота Сергея Трухачева. Немов имел за плечами больше 12 тыс. часов летной практики, почти 4 тыс. из которых за штурвалом Airbus A321. Самолет прошел технический контроль в аэропорту Шарм-эш-Шейха и благополучно поднялся в воздух.

Фото: траектория полета рейса 7К-9268 / flightradar24.com

Чартерный рейс 7К-9268 маршрута Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург должен был прибыть в Северную столицу в 12:10, чуть больше, чем через пять часов полета. В 06:50 по московскому времени борт вылетел из египетского аэропорта и взял курс вдоль побережья залива Акаба. Через 12 минут самолет повернул влево на курс 340°, чтобы пересечь Синайский полуостров. Когда борт поднялся до высоты 9411 метров, его скорость резко начала падать. По данным сайта Flightradar24 , в 06:13 Airbus A320 начал терять высоту со скоростью 30 м/с. Примерно в 07:14 рейс 7К-9268 рухнул в центральной части Синайского полуострова. Обломки самолета разбросало в радиусе 13 км. Общая площадь поисков тел погибших и остатков лайнера составила 30 км. Все 224 пассажира погибли.

Первые сообщения о пропаже лайнера с радаров появились в российских СМИ около 10:20 по московскому времени. Первоначально сообщалось, что связь прервалась недалеко от кипрского города Ларнака. Международные издания Reuters и Sky News, со ссылкой на собственные источники, сообщали, что рейс рухнул. В это время родственников пассажиров начинают извещать о пропаже лайнера. Люди, в надежде на чудо, выезжают в Пулково, чтобы встретить задерживающийся рейс. Чартер 7К-9268 все еще значился на информационном табло, которое сообщало о задержке на десять минут..

«Я в тот день была как раз в аэропорту и застала людей, которые ждали этот самолёт. Я тогда прилетала на учебу, и у меня были проблемы с получением багажа. Я прилетела, а тот рейс — нет. Помню номер этого самолёта на табло с красной надписью «задержан». Только уехала с аэропорта, как буквально через 15 минут объявили о крушении. Через несколько часов начали появляться в сети фотографии с аэропорта. Я смотрю, а там все эти люди, многих из которых я видела на входе, или в «Старбаксе», или еще где. Люди, которые пришли ждать своих родных»

Вскоре надежды родственников рухнули: египетские власти сообщили, что обломки самолета обнаружены в 50 км от Нехеля, в провинции Северный Синай. Руководство аэропорта совместно с Росавиацией разбили мобильные медицинские штабы. Людям оказывали психологическую помощь. Начинал работу штаб по чрезвычайным ситуациям. Спасатели постоянно информировали родственников. Но последние уже начинали понимать, что родных уже не вернуть.


Фото: обломки рейса 7К-9268 / life.ru

Расследование

Когда информация о крушении подтвердилась, МЧС отправило в Египет пять спецбортов, для доставки тел погибших на родину. Черные ящики, которые практически не пострадали, удалось отыскать в день трагедии. Расшифровкой занималась египетская сторона. В расследовании принимали участие представители шести стран: России, Египта, США, Германии, Франции и Ирландии. Также в комиссию вошли консультанты компании «Airbus».

Найденные за 13 км от места крушения обломки дали повод утверждать о разрушении самолета в воздухе. В связи с этим начали появляться версии о возможном подрыве самолета. Причем не исключалась версия как взрыва бомбы в салоне, так и ракетного удара с земли. Однако Египет называл любые версии преждевременными и неподкрепленными фактами. 16 ноября глава ФСБ Александр Бортников заявил, что самолет взорвался в результате теракта. На телах пассажиров силовики обнаружили остатки взрывчатых веществ, произведенных не в России. Египетские власти заверили, что примут исследование ФСБ во внимание, но никаких выводов делать не стали. Ответственность за теракт взяла на себе одна из группировок, подконтрольная ИГИЛ (запрещенная в России организация). Экспертиза обломков лайнера показала, что бомба взорвалась в пределах 30-31 рядов. Предположительно она была заложена на месте 31А. Однако в сентябре 2016 года эксперты заявили, что бомба была спрятана в хвостовой части самолета среди детских колясок.


Фото: обломок рейса 7К9268 / vebus.ru

До сих пор власти африканской страны не возбудили дело по статье «Терроризм». В июле 2017 года источник, близкий к российско-египетским переговорам о авиабезопасности, рассказал «РИА-Новости» , что Египет не хочет расследовать дело по статье «Терроризм», чтобы не выплачивать компенсации родственникам погибших. В этом случае станет понятно, что катастрофа произошла из-за недоработки местных служб безопасности.

Жертвы

От взрыва, ожогов и падения с огромной высоты погибли 224 человека. На борту находились преимущественно граждане России — 219 человек. Также с отдыха летели четыре гражданина Украины и один гражданин Белоруссии. Самому старшему погибшему было 77 лет, самой младшей — всего 10 месяцев. 48 человек, не вернувшихся домой, были из Ленобласти. 1 ноября 2015 года в России был объявлен траур, который продлился три дня. В Ленобласти до 4 ноября отменили все развлекательные мероприятия.

Среди погибших были дети, внуки, мужья и жены, отцы и матери. Многие из пассажиров выложили в сеть фотографии перед полетом. Кто-то полетел в Египет с семьей, кто-то отметить годовщину свадьбы, а кто-то, чтобы сделать предложение любимой девушке. Были и те, кто впервые полетел на отдых заграницу. Но никому не было суждено вернуться в родной дом.

Самая известная публикация — это фотография дочери четы Громовых. Маленькая Дарина впервые полетела с родителями в теплый Египет. Мама девочки Татьяна Громова подписала фотографию «Главный пассажир». Под этим именем запись распространилась по всему миру и стала символом трагедии. Дарина была самым маленьким пассажиром самолета. Ее тело нашли в 35 км от места крушения.

Супруги Ольга и Юрий Шеины полетели в Египет, чтобы отметить десятилетие совместной жизни. С собой они взяли троих детей: 11-летнюю Женю, 10-летнюю Лену и 3-летнюю Настю. Ольга за несколько минут до посадки выложила на свою страницу во «Вконтакте» фотографию мужа с младшей дочерью. Подпись к фотографии гласит: «Мы летим домой». Родной дом Шеины так и не увидят.


Фото: личный архив Ольги Шеины

Армен Вишнев полетел в Египет, чтобы отметить свой день рождения. За несколько дней до трагедии, 26 октября, ему исполнилось 27 лет. Он работал в Федеральном таможенной службе под Петербургом, в Пушкине. Мама Армена рассказала журналистам, что одним из последних сообщений он призвал ее не скучать. Армен пообещал привести с собой памятный подарок.

Житель Волхова Дмитрий Богданов повез на море отдыхать своих детей — 10-летнего Антона, 22-летнюю Настю и 24-летнюю Леру. Мама большой семьи за несколько лет до этого умерла от рака. Дети написали на своих страницах в соцсети «Прощай, Россия!», «Прощай, холодная Россия» и «Дождливый Питер, давайдосвиданья». Они никогда вновь не увидят родину.

Молодая пара Александра Черновая и Евгений Явсин отправились в первую совместную поездку за границу. Александру на отдыхе ждал сюрприз: Евгений специально копил деньги на путевки, чтобы сделать любимой предложение на море.


Фото: личный архив Александры Черновой

В катастрофе погибла Евгения Мурашова из Пскова. В Египет она полетела со своей мамой Ириной Пикалевой. Дома у Евгении осталась 8-летняя дочь. За несколько дней до своей трагической гибели она выложила на своей странице аудиозапись под названием «Я знаю, что уже не вернусь».


Фото: скриншот со страницы Екатерины Мурашовой

Вместе со всеми этими невинными людьми погибли сотни других. Сотни, а то и тысячи родственников остались с разбитыми сердцами. Многие из них до сих пор не смогли опознать своих близких, а значит, хранят крупицу надежды в своем сердце. Неопознанные останки жертв Синайской катастрофы захоронили в братской могле на одном из мемориальных кладбищ Санкт-Петербурга.

Память

На Румболовой горе во Всеволожске на вторую годовщину трагедии «Сад памяти». Финансировали проект из областного бюджета и бюджета Всеволожска. На гранитной плите увековечены имена всех погибших пассажиров рейса 7К-9268. Также в этот день все колокола храмов Петербурга пробьют 224 удара, в честь каждого погибшего человека.


Фото: «Сад памяти»

В Петербурге 28 октября открыли памятник «Сложенные крылья». Мемориал поставили на месте захоронения неопознанных пассажиров «Аэробуса». В небо запустили 25 белых шаров, символизирующих погибших в катастрофе детей.


Фото: «Сложенные крылья» / Администрация Санкт-Петербурга

По всей стране ежегодно проходят акции памяти жертв катастрофы на Синаем.

После трагедии активисты создали благотворительный фонд «Рейс 9268» . Фонд поддерживают администрация Ленинградской области, администрация Петербурга, Российский союз спасателей и Гильдия Кузнецов. В феврале 2016 года, при содействии фонда, более 80% семей родственников погибших письменно поддержали идею строительства храма и памятника в память о погибших пассажирах и экипаже рейса 9268. Храм великомученика Димитрия Солунского построят в МФК «Балтийская жемчужина».


Фото: Эскизный проект храма святого великомученика Димитрия Солунского в МФК «Балтийская жемчужина» / flight9268.ru

Ровно два года назад — 31 октября 2015 года произошла самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа, за всю историю России. В этот день авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха и взял курс на Санкт-Петербург. Экипаж лайнера выполнял чартерный рейс и вез российских туристов после отдыха домой.

Самолет спокойно набирал высоту, следуя вдоль залива Акаба, и вскоре должен был пересечь Синайский полуостров, чтобы войти в воздушное пространство Европы. Однако на 23-й минуте полета связь наземных служб с воздушным судном прервалась. Вскоре выяснилось, что Airbus A321-231 рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился. Обломки воздушного судна были разбросаны на 13 км. Все 224 человека, находившихся на борту самолета, погибли.

В момент гибели авиалайнера там было семеро членов экипажа, а также 217 пассажиров. Из них было четверо украинцев, один белорус, а остальные — граждане России. Среди них был , заместитель главы Пскова и депутат местного законодательного собрания. По данным Росавиации, самому старшему пассажиру был 77 года, а

самой маленькой жертвой трагедии оказалась 10-месячная .

Незадолго до трагического происшествия ее мама Татьяна опубликовала фотографию ребенка на странице в социальной сети «ВКонтакте». На снимке девочка изображена, стоя на подоконнике окна аэропорта спиной к зрителю. Она смотрит на самолеты, стоящие на земле. Под снимком сделала подпись: «Самый главный пассажир».

Эта фотография позже была растиражирована многими российскими и мировыми СМИ и стала символом синайской катастрофы. Мать и отец Дианы также погиби в результате крушения лайнера.

Соболезнования жертвам выразили российский президент , а также лидеры многих стран Европы и мира. На следующий день после крушения лайнера в России был объявлен траур. Впрочем, французский опубликовал три карикатуры на тему катастрофы, что вызвало негативную реакцию РФ и . В ответ французский МИД заявил, что «во Франции журналисты свободно выражают свое мнение», при этом «оно не всегда совпадает с официальной позицией французских властей».

«Вопросов к машине не было»

Вскоре после инцидента стали выдвигаться различные версии случившегося. Практически сразу была отметена гипотеза, согласно которой самолет упал из-за ошибки летчика. Потерпевший крушение Airbus управлялся опытными пилотами, а командир экипажа — 48-летний Валерий Немов — налетал свыше 12 тыс. часов, из них более 3860 — на Airbus A321.

Однако вскоре стали известны подробности эксплуатации самолета, и выяснилось, что он далеко не новый.

Он был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полет. После этого самолет передали американской компанией International Lease Finance Corporation (ILFC), которая к 27 мая сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines (MEA) в распоряжении которой он находился шесть лет. 2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE лайнер сдали в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air. Эта структура позже сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с 30 июля по 29 сентября 2010 года — сирийской Cham Wings Airlines. К весне 2012 года борт TC-OAE вернулся к ILFC, и к 30 марта 2012 года был взял в лизинг российской «Когалымавиа».

30 апреля того же 2012 года его у ILFC выкупила голландская авиакомпания AerCap, которая повторно сдала этот авиалайнер российской «Когалымавиа». Российская авиакомпания, в свою очередь, с 1 мая 2012 года уже работала под торговой маркой Metrojet.

За время долгой службы самолета с ним произошел неприятный с точки зрения безопасности инцидент. 16 ноября 2001 года он совершал пассажирский рейс ME 306 по маршруту Бейрут — Каир и при заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли его нос, в результате чего хвост опустился настолько низко, что ударился о землю. Никто из находящихся на борту самолета 88 человек (81 пассажир и 7 членов экипажа) тогда не пострадал, а сам лайнер после прохождения ремонта вернулся на пассажирские маршруты. Эту информацию подтвердили и представители «Когалымавиа», заверив, что самолет проходил все необходимые проверки и технические тесты в срок.

Накануне вылета злополучный рейс прошел техническое обслуживание, и у принимающего экипажа не возникло вопросов к машине.

Прерванное сообщение

Расследование причин трагедии начали сразу несколько крупных структур стран мира, так как Египет — очень популярное туристическое направление у граждан многих государств. Разбирательство стали проводить Министерство гражданской авиации Египта, российский , Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции, Немецкое федеральное бюро расследования авиационных происшествий, ирландский Отдел по расследованию авиационных происшествий, а также Национальный совет по безопасности на транспорте США.

При этом, согласно нормам международного права, общее руководство осуществляли египетские следователи, поскольку инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны. Уже первого ноября были расшифрованы найденные ранее «черные ящики» с погибшего лайнера. А тем временем возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Прервали авиасообщение с египетским государством также Великобритания и немецкие авиакомпании, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх. Кроме этого об отмене ночных рейсов в Шарм-эль-Шейх сообщила .

Заказчики не установлены

Тем временем, потерпевшие по делу о катастрофе подали коллективный иск к туроператору, авиакомпании «Когалымавиа» и страховым компаниям на общую сумму порядка €1,4 млрд. Это первый пример коллективного иска на столь серьезную сумму в российской истории.

И хотя причастность сотрудников «Когалымавиа» к происшествию над Синаем не подтверждается фактами, весной 2016 года запретила внутренние и международные рейсы этой авиакомпании.

Согласно наиболее часто озвучиваемой версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической « » (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося.

Впрочем, есть и другие точки зрения. Ряд специалистов считает, что за терактом могла стоять прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис» (ячейка запрещенного в России ИГ). О ее следе в трагедии заявляло и США.

Как бы то ни было, после гибели самолета российская авиация стала интенсивнее наносить воздушные удары по объектам различных исламистских организаций в Сирии. К налетам на цели ИГ и других экстремистов впервые привлекли российскую стратегическую авиацию.

Тем не менее, имена конкретных исполнителей теракта установить пока не удалось.

А 28 октября 2017 года на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам катастрофы. Кроме того, среди петербуржцев есть идея поставить памятник 10-месячной Дарине Громовой, который уже обещал бесплатно сделать известный скульптор .

Самолет Airbus A321 рейса 9268 авиакомпании "Когалымавиа" (бренд Metrojet) разбился, пропав с радаров утром субботы, 31 октября. На борту самолета находилось 224 человека - пассажиры, дети, 7 членов экипажа, все они были россиянами. Лайнер выполнял "туристический" рейс между Шарм-Эль-Шейхом и Санкт-Петербургом.

Последние данные о катастрофе также можно прочесть в твиттере по хэштегу #КогалымАвиа и #7k9268 .

Власти Египта официально подтвердили авиакатастрофу и начали поиск обломков силами армии, турецкие же авиационные власти сообщили о входе лайнера в их воздушное пространство. При этом СМИ ранее заявляли, что лайнер продолжил полет, однако официальная пресса Каира заявляет - авиакатастрофа все-таки произошла, обломки лайнера находятся на Синае.

Красноречивее всего выглядит иллюстрация системы Flightradar, позволяющая отслеживать любые гражданские борты мира, на которых находятся специальные транспондеры. По данным Flightradar видно , что самолет "снижался со скоростью примерно 6000 футов в минуту (110 км/час)перед тем как сигнал был потерян" через 23 минуты после взлета.

Пресса также сообщает, что экипаж лайнера сообщил о неисправностях, некоторые журналисты говорят о том, что КВС и второй пилот запрашивали аварийную посадку - однако эта информация пока не подтверждается.

Отметим, что многие пилоты и авиационные эксперты, говоря об авиакатастрофах, напоминали - отказ двигателя (без разрушения двигателя или самолета) не приводит к падению лайнеров - они могут планировать даже со всеми выключенными двигателями до ближайшего аэродрома (также уже случалось в истории авиации - СМИ вспоминают и аварийную посадку Ту-204, и "планер Гимли").

"Самолет упал в закрытой военной зоне. Там проводятся контртеррористические операции",- сообщает ВГТРК.

Режим ЧС введен в северном синае в Египте в связи с крушением российского самолета, на место крушения выехали премьер-министр Египта, спасатели и военные.

Reuters сообщает, что, возможно, на месте катастрофы «слышны крики выживших пассажиров».

"ЭКИПАЖ РАЗБИВШЕГОСЯ РОССИЙСКОГО АВИАЛАЙНЕРА НЕСКОЛЬКО РАЗ ЗА НЕДЕЛЮ ЖАЛОВАЛСЯ НА ПРОБЛЕМЫ С ДВИГАТЕЛЕМ",- передают информагентства.

"Египетские экстренные службы начали вывоз тел погибших при крушении российского A-321 на Синайском полуострове",- сообщает AFP. Место катастрофы оцеплено и охраняется от мародеров.

"Найдены тела пятерых детей, упавший в Синае российский самолет развалился на две части",- заявило AFP.

Президент РФ Владимир Путин выразил самые глубокие соболезнования родственникам погибших в катастрофе самолета компании «Когалымавиа», приказав направить спасателей на место трагедии.

"Общий налет 48-летнего командира упавшего в Египте самолета составил 3682 часа. Из них в качестве командира воздушного судна Валерий Немов пролетал 1100 часов",- заявил Lifenews.ru.

"Как стало известно, до полетов на самолете типа А-321, Валерий Немов управлял ТУ-154. Переучивался пилот в учебном центре AmurAir, расположенном в Турции",- добавляет пресса, называя КВС профессиональным пилотом.

Стало извесно, что как минимум одна из пассажиров рейса выложила фотогрфию самолета и своего мужа с дочкой перед взлетом, написав "мы летим домой ".

"По данным египетской стороны, самолёт пытался зайти на посадку на аэродром Эль-Ариш",- сообщили в посольстве России.

"Как стало известно, из-под обломков российского лайнера, потерпевшего крушение в 100 километрах от Эль-Ариша на севере Синайского полуострова, вытащили около ста тел пассажиров",- сообщает Egypt Independet.

"Очевидцы говорят, что потерпевший крушение в Египте самолет горел в воздухе",- сообщил Коммерсант FM.

СМИ сообщили, что спасатели нашли на месте трагедии один из бортовых самописцев - черных ящиков.

Президент Владимир Путин объявил 1 ноября траур в связи с крушением российского лайнера в Египте,

Тела всех 17 детей обнаружены на месте крушения А-321 в Египте. Сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя гражданской авиации.

Как выяснила «Газета.Ru», туристической компанией «Бриско», клиенты которой летели на разбившемся самолете, и авиакомпанией «Когалымавиа» владеют одни и те же лица.

"Либо пожар в центральной/хвостовой части, либо пожар двигателя с распространением его по всей гондоле с последующем температурным разрушением крыла",- пишут на профессиональном форуме пилотов.

Местное племя бедуинов «Аль Таяха» увидело, как российский лайнер авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение на Синайском полуострове. По словам кочевников, Airbus A321 вспыхнул в воздухе, в частности, они увидели, как горит один из двигателей самолета.

"Многие погибли в креслах, пристегнутыми ремнями безопасности", - представитель египетских спецслужб/Рейтерс

В офисе владельца авиакомпании «Когалымавиа» в Столешниковом переулке Москвы проходят обыски. Сотрудники правоохранительных органов изымают из офиса документы и электронные носители,- сообщают СМИ.

Авиационные власти Египта не исключают, что катастрофа с лайнером российской авиакомпании «Когалымавиа» в Египте произошла из-за теракта, передаёт CBS Extra. "Эта версия маловероятна, так как у террористов в регионе нет соответствующего вооружения - зенитно-ракетных комплексов, ведь самолёт находился на высоте более 6 тысяч метров", - заявляют специалисты.

"С Синая пару месяцев назад реактивными снарядами обстреляли территорию Израиля. В Сирии и Ливии исламисты захватили десятки комплексов С125 и С200. В Йемене перестрелки идут с применением Точек У, а саудиты по всей границе развернули Пэтриоты",- пишут в соцсетях.

"По словам представителя египетского комитета по расследованию авиационных инцидентов Аймана аль-Мугадема, пилот предупредил наземных диспетчеров, что на самолете возникла "техническая проблема" и ему нужно приземлиться как можно скорее",- сообщают "Известия".

Египетские власти сообщили, что в результате крушения российского самолета никто не выжил - сообщило агентство Рейтер.

Перед вылетом из Шарм-эш-Шейха разбившийся самолет прошел необходимую техническую проверку и какие-либо неисправности выявлены не были, заявил глава египетской компаний по аэропортам Адель Махгуб. "Был произведен технической осмотр самолета и подтверждена его летная годность", - подчеркнул он.