Международные правила по маркам осадки судов. Марки углубления нефтеналивных судов

Марки углубления (марки осадки) – вертикальные шкалы, наносимые на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня и ахтерштевня, а также на мительшпандоуте (самая широкая часть судна).

Марка углубления обозначает углубление судна, то есть расстояние от действующей ватерлинии до нижней кромки горизонтального киля. Марки углубления делаются в метрической системе и отмечаются на борту судна арабскими цифрами высотой 10 см.


34. Понятие крен, деферент. Как определить крен и деферент судна. На что влияют эти показатели.

Крен – положение судна, при котором плоскость его симметрии отклонена от вертикали к земной поверхности.

Деферент – угол отклонения корпуса судна от горизонтально положения в продольном направлении (разница осадок кормы и носа судна).

Если осадка кормой больше осадки носом, то судно имеет деферент на корму, при осадки судна кормой меньше осадки носом деферент на нос.

Деферент считается положительным в случае деферента на корму, отрицательный – когда деферент на нос. В случае, когда деферент равен нулю, судно находится на ровном киле.


Корпус судна. Особенности конструкции нефтеналивных судов внутреннего плавания.

Устройство судна

Суда разделяются на суда внутреннего плаванья и морские суда.

Устройство судов внутреннего плаванья принципиально не отличается от устройства судов морского флота.

Грузовые суда внутреннего плаванья, как правило, меньше подобных судов морского флота. Масштабный фактор, а также условия плаванья вынуждают выбирать нерациональные с точки зрения ходкости соотношения главных размеров судна, что приводит к увеличению сопротивления воды при движении судна.

Вне зависимости от типа и эксплуатационного назначения все суда имеют общие конструктивные элементы :

· корпус;

· надстройки и рубки с оборудованием;

· судовые энергетические установки;

· движители;

· электро- и радиооборудование;

· судовые устройства, судовые системы (балластные системы) и трубопровод

Корпус судна – водонепроницаемая оболочка той или иной формы коробчатой конструкции, состоящей из обшивки и настилов, подкрепленных набором, и разделенную по длине и ширине поперечными и продольными переборками.

Водонепроницаемость корпуса обеспечивается наружной обшивкой и настилом верхней палубы, которые крепятся к балкам, образующим набор судна (скелет судна).


Виды набора корпуса судна. Как определить вид судового набора.



Система набора определяется направлением большинства балок и бывает поперечная, продольная и комбинированная.

Если перекрытия главного направления расположены вдоль судна, то перекрытие набрано по продольной системе набора.

Балками главного направления будут являться днищевые, бортовые и подпалубные ребра жесткости (стрингеры; карленгсы – балки, идущие параллельно килю; киль – балка, которая замыкает на себе всю обшивку, самая длинная).

Применение продольной системы позволяет обеспечить высокую продольную прочность. Данная система набора применятся на длинных судах, испытывающих действие большого изгибающего момента.

Если балки главного направления идут поперек судна, то такое перекрытие набрано по поперечной системе.

При поперечной системе набора балками главного направления в палубных перекрытиях будут бимсы, в бортовых – шпангоуты, в днищевых – флоры.

При комбинированной (клетчатой) системе набора палубные и днищевые перекрытия в средней части корпуса набирают по продольной системе, а бортовые перекрытия в средней части и все перекрытия в оконечностях набирают по поперечной системе.

Такое комбинирование систем набора позволяет более рационально решать задачи по обеспечению общей продольной и местной прочности корпуса, а также обеспечить хорошую устойчивость листов палубы и днища при сжатии.

Комбинированная система набора применяется на крупнотоннажных танкерах.

По длине и ширине корпус судна разделяется вертикальными перегородками, которые называются переборки .

Для уменьшения заливания носовой оконечности и увеличения объема помещений палубу и борта над форпиком приподнимают над уровнем палубы – образуется бак (ахтерпик – ют).

Надстройки служат для размещения жилых, служебных и специальных помещений.

Положения о грузовой марке разработаны на основе Международной конвенции о грузовой марке 1966 года.

Положения о грузовой марке применяются к каждому судну, которому назначен минимальный надводный борт.

Надводный борт – расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки.

Палуба надводного борта – это самая верхняя непрерывная, не защищенная от воздействия моря и погоды палуба, которая имеет постоянные средства закрытия всех отверстий на ее открытых частях и ниже которой все отверстия в бортах судна снабжены постоянными средствами для водонепроницаемого закрытия.

Назначенный судну надводный борт фиксируется путем нанесения на каждом борту судна отметки палубной линии, знака грузовой марки и марок углубления, отмечающих наибольшие осадки, до которых судно может быть максимально нагружено при различных условиях плавания (рис. 10.15).

Грузовая марка, соответствующая сезону, не должна быть погружена в воду на протяжении всего периода от момента выхода из порта до прихода в следующий порт.

Судам, на борта которых нанесены грузовые марки, выдается Международное свидетельство о грузовой марке на срок не более чем на 5 лет.

Рис. 10.15. Грузовая марка

Применяются следующие грузовые марки:

¾ летняя грузовая марка – Л (S);

¾ зимняя грузовая марка – З (W);

¾ зимняя грузовая марка для Северной Атлантики – ЗСА (WNA);

¾ тропическая грузовая марка – T (T);

¾ грузовая марка для пресной воды – П (F);

¾ тропическая марка для пресной воды – ТП (TF).

Обозначение организации, назначившей грузовую марку, наносится над горизонтальной линией, проходящей через центр кольца знака (диск Плимсоля). Обозначение Регистра судоходства Российской федерации – РС.

Различают грузовые марки для лесовозов, пассажирских и парусных судов.

Марки углубления предназначены для определения осадки судна, наносятся на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня, ахтерштевня и на мидель-шпангоуте (рис. 10.16).



Марки углубления отмечаются арабскими цифрами высотой 10 см (расстояние между основаниями цифр также 10 см) и определяют расстояние от действующей ватерлинии до нижней кромки горизонтального киля.

До 1969 года марки углубления на левом борту наносили римскими цифрами, высота которых равнялась 6 дюймам. Расстояние между основаниями цифр равно 1 футу (1 фут = 12 дюймам = 30, 48 см; 1 дюйм = 2,54 см).

Грузовая шкала представляет собой таблицу для определения водоизмещения (дедвейта) по вычисленной или снятой средней осадке судна (табл. 10.2). Обычно она рассчитывается для двух плотностей воды: морской – 1,025 т/м 3 , пресной – 1,000 т/м 3 .

Для пользования грузовой шкалой необходимо провести через известную величину (например, осадку) горизонтальную линию и снять интересующие величины (например, водоизмещение).

Грузовая шкала

3. Схема огней, применяемых на судах согласно МППСС: с механическим двигателем; ЛВУ, ОВМ; СССО (на якоре, на мели).

Билет № ____

1. Подготовка судна к плаванию в шторм. Влияние штормовых условий на мореходные качества судна. Способы штормования. Расчет резонансной зоны качки и способы выхода судна из нее.

ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ В ШТОРМОВУЮ ПОГОДУ Хорошая морская практика требует, чтобы независимо от района плавания и прогноза погоды судно перед выходом в рейс было готово к любым изменениям погоды. Поэтому подготовка к плаванию в штормовую погоду должна начинаться еще в порту, перед выходом в рейс, с момента получения рейсового задания. Составление грузового плана предусматривает обеспечение общей и местной прочности корпуса судна и его мореходных качеств как на момент выхода из порта, так и во время рейса. Перед выходом судна в рейс необходимо тщательно провести анализ предстоящих погодных условий рейса по всей имеющейся информации.

На этом этапе подготовки судна проводится ряд перечисленных ниже мероприятий:

Задраивают и проверяют горловины всех танков и отсеков, двери водонепроницаемых переборок;

Танки и цистерны или полностью заполняют или опорожняют так, чтобы в них не имелось свободных поверхностей жидкости;

В грузовых помещениях проверяют льяла и приемные сетки, опробывают в действии водоотливные средства, проверяют исправность водомерных трубок;

Проводят внешний и внутренний осмотры корпуса и переборок;

При загрузке грузовых помещений производят тщательную штивку и крепление груза;

Осматривают состояние люковых закрытий, проверяют плотность прилегания крышек к комингсам люков;

При наличии палубного груза производят надежное крепление его найтовами.

За подготовку судна к плаванию в штормовых условиях отвечают старший помощник капитана и старший механик.

При получении штормового предупреждения на район плавания необходимо выполнить следующее:

Проверить закрытие трюмов;

Проверить крепление палубного груза;

Проверить крепление грузовых стрел, кранов, спасательных шлюпок, плотов, дополнительно закрепить по штормовому судовое имущество по заведованиям ответственных;

Якоря берутся на дополнительные стопора, проводят цементирование якорных клюзов;

Задраить люки, двери, иллюминаторы;

Проверить чистоту шпигатов;

С верхней палубы удалить все ненужные растительные и синтетические тросы, а также предметы, которые могут находиться во внутренних судовых помещениях;

Трюмные вентиляторы разворачивают по ветру и закрывают чехлами;

Обеспечивают свободный и безопасный проход по верхней палубе;

Другие меры предосторожности, зависящие от особенностей судна.

В процессе плавания судна в штормовых условиях на судне ведется постоянное наблюдение за изменением давления, ветра, температуры воздуха, волнения, облачности и другими признаками погоды.

Посадкой наз. положение судна относительно спокойной поверхности воды. В общем случае посадка судна определяется параметрами, фиксирующими положение судна относительно поверхности воды или положение ватерлинии относительно судна.

Рис.5 Посадка судна.

Если диаметральная плоскость наклонена на некоторый угол к вертикальной плоскости, то таким параметром будет угол θ, который наз. углом крена (Рис.5 а); если плоскость мидель – шпангоута наклонена на некоторый угол по отношению к вертикальной плоскости, то таким параметром будет угол ψ, называемый углом дифферента (Рис.5 б).

Посадку судна в общем случае определяют три параметра:

D – средняя осадка (осадка на миделе), м;

D f – дифферент (разность осадок носом и кормой D f = d н – d к), м;

-θ – угол крена – (наклонение судна в плоскости мидель – шпангоута), град.;

Угол дифферента связан с дифферентом D f:

tg ψ = (d н – d к) /L = D f /L

При принятой системе координат положительным считается дифферент на нос (ψ > 0), а угол крена на правый борт (θ> 0) .

Возможны следующие случаи посадки:

А . Судно плавает прямо и прямо на ровный киль (θ = 0, ψ = 0). В этом случае посадка характеризуется только одним параметром – средней осадкой d .

Б. Судно плавает прямо, но с дифферентом (θ = 0, ψ ≠ 0). В этом случае посадка характеризуется двумя параметрами в одном из следующих сочетаний:

Средней осадкой d и углом дифферента ψ ;

Средней осадкой d и дифферентом D f ;

Осадками носом d н и кормой d к , измеряемые соответственно на носовом и кормовом перпендикулярах.

Названные выше параметры связаны между собой следующими зависимостями:ψ ○ = 57 0 ,3(d н – d к / L) ; d = (d н + d к) /2

В. Судно плавает на ровный киль, но с креном (ψ = 0, θ ≠ 0) . В этом случае посадка характеризуется двумя параметрами – средней осадкой d и углом крена θ .

Г. Общий случай посадки(судно плавает с креном и дифферентом). Посадка характеризуется тремя параметрами в одном из следующих сочетаний:


d , ψ иθ ; d н, d к иθ ; d , D f иθ.


Для контроля за осадкой судна при изменении его нагрузки, а также для определения его дифферента используют марки углубления . Марки углубления наносят на обоих бортах судна в носу и на корме, а также в районе мидель – шпангоута. Высота цифр, измеренная по нормам к ОП, равна 1дм (100 мм), расстояние между ними также 10 см, или соответственно 50 мм и 50 мм; при нанесении марок углублений в футах высота цифр и интервал между ними принимают равными 0,5 футам (6 дюймам). Метрические марки наносятся арабскими цифрами, футовые – римскими (Рис.6)

Рис. 6 Марки углублений (осадок).

По маркам углубления замеряют габаритную осадку т. к. нижняя кромка каждой цифры показывает расстояние по вертикали до нижней кромки горизонтального киля. Кроме того, марки углубления не обязательно располагают на носовом и кормовом перпендикулярах судна.

Судовая документация, служащая для оценки мореходных качеств судна рассчитывается и строится для осадок, отсчитываемых на перпендикулярах от ОП судна. Поэтому для их получения необходимо значения осадок снятые с марок углублений исправить с помощью специальной шкалы (Рис. 7).

При отсутствии указанной шкалы осадки на перпендикулярах определяются по формулам:

d н = d нм ± δ нм + (L/2 - ℓ 1) ψ ;d к = d км ± δ км - (L/2 - ℓ 2) ψ , где: δ нм иδ км – отстояние от основной плоскости нижней кромки киля в плоскостях носовых и кормовых марок углубления (знак «+», когда кромка проходит ниже ОП, знак « - » - выше ОП), ℓ 1 и ℓ 2 – отстояние носовых и кормовых марок углубления от плоскости мидель – шпангоута.

На некоторых судах для определения осадок устанавливаются осадкомеры, показания от которых автоматически передаются на мостик.

Рис. 7 Шкала, связывающая осадки на перпендикулярах с осадками на марках углубления т/х «А. Сафонцев».

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие параметры определяют посадку судна?

2. Какие случаи посадки характерные для судов?

3. Для чего, где и как наносятся марки углубления?

4. Имеется ли разница между осадками снятыми по маркам углубления и осадок рассчитываемых в судовой документации и в чем она заключается?

К объемным технико-эксплуатационным характеристикам транспортных грузовых и пассажирских судов относятся: грузовместимость, удельная грузовместимость, валовая вместимость и чистая вместимость.

Для транспортных пассажирских судов указанный ГОСТ предусматривает специальную характеристику- пассажировместимость. Кроме того, для всех транспортных судов важное значение имеет характеристика емкости помещений для топлива, воды и балласта.

Грузовместимость судна представляет собой объем всех его грузовых помещений и характеризует способность судна вместить определенное количество грузов по объему. Грузовместимость выражается в кубических метрах, а в некоторых странах- и в кубических футах. Различают грузовместимость судна насыпью и в кипах:

- киповая грузовместимость судна W к (м 3), или объем всех грузовых помеще­ний между внутренними кромками выступающих конструкций (шпангоутов, бимсов, карлингсов и т. п.) и защищающих их деталей;

- грузовместимость судна насыпью W з (м 3) - суммарный объем всех имею­щихся в грузовых помещениях свободных объемов.

Киповая грузовместимость судна всегда меньше грузовместимости насыпью. Эта разница находится в пределах до 4-5 % для больших судов и до 10% -малых.

Удельная грузовместимость судна(м 3 /т), показывает грузовместимость судна, приходящуюся на 1 т его чистой грузоподъемности. w = W/D ч.

При уменьшении чистой грузоподъемности величина удельной грузовместимости увеличивается, и наоборот.

Для исчисления взимаемых с судов сборов за пользование каналами, лоцманские услуги, постановку в доки и т. п., а также для статистического учета флота устанавли­вают так называемую валовую вместимость судна и чистую вместимость судна, кото­рые измеряются в регистровых тоннах (1 peг. т. = 100 куб. фут или 2,83 м 3). Каждое морское транспортное судно получает так называемое мерительное свидетельство, в котором указывается его регистровая вместимость.

Валовая вместимость судна, или брутто-регистровый тоннаж(БРТ) выражает объем помещений судна как сооружения в целом.

Чистая вместимость судна, или нетто- регистровый тоннаж(НРТ) выражает условный объем помещений судна, которые служат для перевозки грузов или пассажиров, т.е. коммерчески эксплуатируемых.

Контейнеровместимость - измеряется в ДФЭ (TEU"S). ДФЭ - двадцатифу­товый эквивалент (TEU"S - twenty feet equivalent unit"s), т. е. указывается какое ко­личество двадцатифутовых контейнеров может разместить судно в трюмах и на па­лубе.

Пассажировместимость- . наибольшее количество пассажиров, допускаемых к перевозке н данном пас. судне согласно спецификации и свидетельству о безопасности судна. Зависит в значительной степени от напряженности пассажиропотока, района и дальности плавания.

Емкость топливных, водяных цистерн, помещений для смазочных масел и т.д. определяет возможное количество этих запасов, которое может быть принято на судно для совершения морских переходов наибольшей дальности.

Емкость балластных цистерн определяет возможный объем принимаемого балласта-забортной воды. Прием забортной воды в качестве балласта позволяет в процессе рейса при расходовании судовых запасов в нужных случаях регулировать осадку и обеспечивать условия, необходимые для сохранения остойчивости судна.

Ватерлиния, нанесённая на корпус корабля (чёрным)

Ватерли́ния (англ. waterline ) - линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна . Также - в теории корабля элемент теоретического чертежа: сечение корпуса горизонтальной плоскостью.

Различают следующие ватерлинии:

Действующая ватерлиния определяется формой судна, его средней плотностью, а также степенью волнения воды в данном бассейне. Площадь ватерлинии используется для вычисления коэффициента полноты корпуса. Форма площади ватерлинии, точнее её момент инерции , является фактором, определяющим устойчивость формы . Очевидно, в зависимости от условий нагрузки, крена и дифферента форма площади ватерлинии, а с ней и устойчивость, могут меняться.

Длина по ватерлинии служит характерным линейным размером в определении числа Фруда для водоизмещающих судов и, соответственно, их теоретической скорости.

Грузовая марка

Грузовая марка (Plimsoll line)

Все коммерческие суда должны иметь на борту отметку под названием грузовая марка (также известна под названиями англ. Load line,Plimsoll line ).

До того, как эта отметка стала обязательной (первый прецедент в новой истории - британский закон о грузовой марке 1890 г., по которому минимально допустимая высота надводного борта устанавливалась не судовладельцем, а государственным органом), было потеряно много судов. Основная причина - перегрузка, обусловленная стремлением в получении дополнительной прибыли от перевозки , которая усугублялась разницей в плотности воды - в зависимости от её температуры и солёности осадка судна может существенно меняться.

Грузовая марка - это специально наносимая на мидель судна отметка, по которой суперкарго (лицо, ответственное за погрузку, доставку и разгрузку груза) определяет уровень, до которого судно может быть безопасно нагружено, то есть грузовую ватерлинию . При загрузке судна оно садится глубже в воду и отметка опускается ближе к поверхности воды.

В 1870-х годах британским политиком Сэмюэлем Плимсолем была предложена система универсальной маркировки судов, которая позволила определять максимальную загрузку корабля в зависимости от времени года и региона.

Таблица соответствия осадки судна его загрузке и риске грузовой марки

Буквы на грузовой марке означают:

Примечания

Литература

Ватерлиния:

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Суворов Н. С., Иванов В. П., Фёдоров В. П. Современные боевые корабли. - ДОСААФ СССР, 1978. - 285 с.
  • Фрид Е. Г. Устройство судна. - Л. : Судостроение, 1989. - 344 с. - 25 000 экз. -