Место расположения самого большого скопления мегалитов. История: История

Каменные сооружения, возраст которых насчитывает тысячи лет, разбросаны по всему миру. Очень многие из них появились еще до изобретения письменности, поэтому о строителях и целях возведения этих сооружений не осталось никаких свидетельств. Однако, несмотря на отсутствие письменных исторических источников, специфика структуры древних мегалитов позволяет ученым сделать достаточно основательные предположения насчет того, с какой целью строились эти сооружения и какую функцию выполняли.

На северо-западе Ирландии, недалеко от городка Рафо, находится простой на вид круг, который в прошлом мог выполнять самые разные функции — от ритуальных до научных. Вокруг насыпи, по окружности диаметром 45 метров расположены 64 камня, высота которых в среднем составляет два метра. По оценкам ученых, каменный круг был построен примерно в 1400-1800 году до нашей эры. По свидетельствам Оливера Дэвиса, который занялся исследованием древнего памятника в 30-е годы, в зоне каменного круга присутствовали признаки того, что кто-то пытался вести раскопки кустарным способом, но внезапно, возможно от страха, покинул это место.

Несмотря на изучение каменного круга Белтани, его предназначение выяснить пока не удается. Согласно одной из версий, разгадка кроется в названии мегалита. Слово Белтани, возможно, связано с названием языческого праздника Белтайн, во время которого на вершине холма зажигали костры, символизировавшие обновление сил Солнца. Другие гипотезы связывают каменный круг Белтани с кругами на Кэрроуморском кладбище, полагая, что круг Белтани использовался в ритуалах захоронения усопших. Некоторые считают, что весь комплекс из камней и насыпи, которую они обрамляют, скрывает под собой нечто вроде гробницы, но что там на самом деле, никому пока выяснить не удалось.

Мегалиты долины Бада

В индонезийской можно увидеть интересные мегалиты, которые напоминают статуи моаи и отличаются высоким скульптурным мастерством. Ученые не могут назвать ни точный возраст каменных изваяний, ни их предназначение. Расспросы местных жителей не помогли пролить свет на загадку мегалитов, аборигены утверждают, что «они всегда здесь были». Однако с этими каменными статуями у местных жителей связан целый ряд легенд.

Некоторые утверждают, что мегалиты установлены на местах массовых человеческих жертвоприношений. Другие говорят, что каменные статуи стерегут злых духов. А еще существует поверье, что эти статуи – окаменевшие злодеи, и некоторые даже верят, что они способны передвигаться. Ставит в тупик и еще один удивительный факт, связанный с мегалитами Бада: дело в том, что статуи изготовлены из камня, который не добывается в округе.

Колесо духов

Руджм эль-Хири или «колесо духов», представляет собой мегалитическую структуру, расположенную на территории Голанских высот, на границе Сирии и Израиля. Структура состоит из четырёх концентрических кругов и центрального каирна. Наибольший внешний диаметр равен 158 м (520 футов). Круги выложены из камней базальтовой породы. Кольца связаны между собой перемычками. Были предположения, что место в центре предназначалось для захоронения, но при изучении постройки никакого захоронения внизу обнаружено не было. Существует версия, что в далеком прошлом здесь хранились драгоценности, которые были разграблены мародерами.

Ученые считают, что каменное колесо не строилось как крепость или место, в котором могли жить люди. Судя по структуре строения и тому, как восход солнца и солнцестояние соотносится со «спицами» колеса», была выдвинута версия, согласно которой данное сооружение выполняло функцию календаря.

Некоторые исследователи полагают, что в круге проводились обряды освобождения усопших от всего плотского, предполагающие отделение плоти от костей. Кости после проведения ритуала перемещались в другое место, этим можно объяснить отсутствие в круге захороненных останков. Однако никаких доказательств проведения подобных мероприятий в Руджм эль-Хири не найдено. Какое бы ни было предназначение «колеса духов», видно, что на его строительство было потрачено немало сил и времени, и этот объект был очень важен для людей, которые им пользовались.

Радстонский монолит является самым высоким одиночным камнем в Британии. Такие каменные монолиты называют менгирами. Этот менгир расположен на церковном кладбище деревушки Радстон и его высота составляет 7,6 метров. Возраст монолита относят к 1600 году до нашей эры. Учитывая размеры и почтенный возраст монолита, нет ничего удивительного в том, что местные люди из поколения в поколение передают предания и легенды, связанные с этим камнем. По одной из них, этот камень прежде был копьем, которое дьявол метнул в церковь, но попал в землю церковного кладбища. Другая история рассказывает о том, что каменное копье метнули сверху, целясь в кладбищенских вандалов.

Сэр Уильям Стриклэнд ископал всю округу в поисках каких-либо археологических свидетельств истинной истории камня. По его данным, половина монолита находится глубоко под землей, соответственно, реальная его высота вдвое выше известной цифры. Также исследователь обнаружил немало человеческих черепов, намекающих на то, что это место могло использоваться для человеческих жертвоприношений и отправления религиозных ритуалов. Однако как бы там ни было, ни черепа, ни местный фольклор не проливают свет на то, что в действительности происходило у камня в Радстоне.

Отдельные стоящие мегалитические памятники в Корнуолле носят название Пайперс и Веселые Девы. Пайперс – это два отдельно стоящих камня, а Веселые Девы неподалеку от Пайперс образуют каменный круг совершенной формы. В восточной стороне сооружения находится вход, что теоретически может указывать на использование мегалитов в астрономических целях. В окрестностях мегалитического комплекса расположено множество могильников, что в свою очередь позволяет ученым предположить, что камни имели отношение к духовным ритуалам или похоронным обрядам. Возможно, что установленные в строгом порядке камни выполняли сразу несколько функций.

Несмотря на то, что Пайперс и Веселые Девы стоят отдельно друг от друга, эти сооружения неизменно упоминаются в едином контексте. Согласно одной из местных легенд, два волынщика играли для танцующих девушек в одно из воскресений, но так как подобное поведение было запрещено в такой день, то музыканты и веселые танцовщицы превратились в камни. Звучит красиво, но правда ли это?

В графстве Голуэй, что в Ирландии, все желающие могут полюбоваться на удивительный камень, которой в свое время был помещен в область кольцевого форта Фирвор. Позже камень был перемещен в окрестности дома Туруа. Камень имеет округлую форму и украшен узорами, выполненными в старинной кельтской технике «ла тене». Камень Туруа представляет собой наиболее яркий и хорошо сохранившийся образец этой декоративной работы по камню на территории Европы.

Однако каким целям служил этот камень? Никто не знает точного ответа на этот вопрос. Учитывая характерную, близкую к фаллической, форму камня, некоторые эксперты предполагают, что камень использовался в ритуалах, направленных на повышение плодородия во всех его проявлениях.

Другая версия связывает английское написание названия Туруа (Turoe) со словосочетанием «Cloch an Tuair Rua», которое означает «камень красной пустоши». Присутствие слова «красный», по мнению исследователей, может намекать на то, что у камня практиковались жертвоприношения, в том числе и человеческие. Существует мнение, что этот камень изначально находился во Франции, а в Ирландию попал позже.

На территории высокогорной равнины в центре Иберийского полуострова, а также на севере Португалии и Галисии можно встретить больше 400 гранитных, довольно грубых, но реалистичных скульптур животных – чаще всего, кабанов, поэтому испанцы называют их «веррако» (от исп. verraco – дикий кабан), а также медведей и быков. Ученые датируют их IV-I вв. до н. э. Предполагается, что создателями веррако были веттоны — древний кельтский народ Испании.

Быки Гисандо являются, пожалуй, самыми известным из веррако. Это скульптурный комплекс из 4 изваяний, датированный примерно II веком до н. э. Считается, что когда-то у этих быков были рога, но под действием атмосферных осадков и ветра они разрушились. Некоторые историки полагают, что каменные фигуры быков изготовлены отдельно друг от друга, а собраны вместе были много позже.

Ученые не уверены в истинном предназначении каменных быков, но замечено, что веррако расположены в местах, где их хорошо видно окружающим. Возможно, скульпторы просто хотели привлечь внимание к своим работам. Расположение быков на хорошо обозримом месте также могло быть связано с какими-то религиозными моментами. Некоторые верят, что веррако защищают деревни и фермы от злых духов.

Серые бараны — уникальная в своем роде мегалитическая структура. Ее оригинальность состоит прежде всего в том, что это сооружение представляет собой два круга, расположенных рядом друг с другом. В каждом круге насчитывается по 30 камней, диаметр каменных кругов составляет 33 метра. При раскопках каменных кругов был обнаружен тонкий слой древесного угля, что может свидетельствовать об обширных пожарах в этом месте. Очевидно, что внутри кругов что-то происходило, но что именно – неизвестно.

Есть версия, которая связывает круги с духовными концепциями. То есть, один круг связан с миром живых, а другой — представляет тех, кто отошел в мир иной. Ритуалы, отправляемые в «круге живых», были направлены на создание порталов между двумя мирами. Другая теория не делает акцента на духовной природе каменных кругов, а связывает их с половой принадлежностью их посетителей: один круг предназначался мужчинам, другой — женщинам. Есть и те, кто считает, что в этом месте встречались представители разных племен, здесь они торговали, пировали и решали насущные вопросы. А причем же тут бараны, спросите вы.

Местная легенда объясняет название мегалитов следующим образом: как-то в Дартмур приехал один фермер и сразу начал критиковать качество овец на местном рынке. После пары стаканчиков местным удалось убедить приезжего фермера в том, что у них есть товар, способный удовлетворить его изысканный вкус. Подвыпившего фермера вывели на поле, где, якобы, паслись овцы. Погода была туманная, и фермер, увидев в тумане неясные силуэты, поверил продавцам. Расплатившись, наутро бедняга обнаружил, что купил он не настоящих овец, а камни, стоявшие в поле.

Местные называют этот мегалитический комплекс «алтарем друидов». Дромберг состоит из 17 менгиров, происхождение которых неизвестно. Но о предназначении этих камней можно сделать определенные предположения: один из камней ориентирован по точке заката солнца во время зимнего солнцестояния. Возможно, это был календарь.

Кроме этого, в Дромбрге обнаружили еще одну интересную находку: в разбитом сосуде были найдены останки кремированного человека, причем сосуд был намерено разбит во время погребения. Возраст захоронения датируется 1100-800 годом до нашей эры. Археологами было установлено, что в окрестностях каменного круга когда-то жили люди, которые по каким-то причинам приходили в Дромберг и вынуждены были там оставаться на некоторое время.

На севере Монголии можно увидеть покрытые удивительной резьбой мегалиты, которые устанавливались на месте захоронений воинов или на месте жертвоприношений, и служили своеобразными памятниками погребенным. В общей сложности было найдено 1200 отдельно стоящих камней, высота которых составляет от одного до пяти метров. Датируются они поздним бронзовым и началом железного веками.

Практически на всех камнях есть изображения оленей как реалистические, так и фантастические. Кроме оленей на камнях встречаются изображения лошадей, солнца, птиц, предметов вооружения, различные геометрические фигуры.

Некоторые историки полагают, что подобное взаимодействие природных элементов — оленя, солнца и птицы, может символизировать путь, который душа проходит при переходе в мир иной. Дух уходит с земли (олень), попадает на небо (птица), а за тем на небеса, то есть на тот свет (солнце). Возможно, изображения оленей на каменных глыбах обеспечивали защиту от злых духов.

Использованы материалы сайта:

Мегалиты – это древнейшие возведения, состоящие из блоков либо единичных модулей. Определение мегалит не носит чёткого характера и включает в себя группы различных построений. Примером тому являются такие сооружения, как менгир, кромлех, дольмен , таула, трилит, сейд, каирн. А так как большая часть подводных поверхностей океанов так и остается неисследованной по сей день, утверждать, что мы знаем хотя бы малую часть об этих постройках и их создателях было бы опрометчиво. Ведь именно в соленой воде постройки такого типа сохраняются лучше всего. Но стоимость подобных научных изысканий непомерно высока, потому пока археологи вынуждены довольствоваться наземными исследованиями.

Предназначение мегалитов

Широкое распространение мегалиты имеют в паралических территориях. По данным учёных, предназначение мегалитических строений весьма разнообразно. Так, в некоторых областях они служили для погребений, в других – для объединения ёмких общин, в-третьих представляли собой церемониальные постройки, культивировавшие духи мёртвых, а также они могли использоваться для астрономических целей. Однако общей картины нет, ученые спорят по сей день и не могут прийти к одному решению. На данный момент существует больше десятка противоречивых теорий, и все они в равной степени и вероятны, и недостоверны.

В Европе мегалиты относят к временному отрезку с третьего по второе тысячелетие до нашей эры. В Англии особенностью является то, что мегалитические постройки датируются новокаменным веком. Нынешний анализ учёных мужей опровергает существовавшие ранее попытки привязать мегалиты к единой крупной мегалитической культуре.

Мегалиты и народные предания

Во многих странах мира о мегалитах слагают легенды, если быть точнее, то в большей степени они повествуют о существах, которые занимались данным титаническим трудом. Если верить полинезийцам, то существа представляли собой карликов, ростом не более девяноста сантиметров. Чрезвычайная сила, переполнявшая их, помогала им всего одним взглядом повалить огромнейшие деревья. Отличались они крайней доброжелательностью к людским созданиям и потому помогали им в энергозатратных трудах.


Гавайские мегалиты
Фото: http://earth-chronicles.ru/Publications_9/17/5/SamosirMegalith.jpg

По поверьям мегалитические построения менехуны, как их называли в Полинезии, сооружали в ночное время, так как солнечный свет был им невыносим, а порой и губителен. Повсеместно распространившийся народный фольклор не позволяет скептически настроенным учёным мужам полностью опровергнуть данные домыслы.
Потому пока данное мистическое происхождение мегалитов остаётся глубочайшей тайной предков. А точнее их легендами, так как доказательств, сохранения в фольклоре достоверных фактов тоже нет.

Классификация мегалитов

Наиболее простейшим представителем мегалитов предстаёт перед археологами различных времён менгир. Менгир представляет собой неизящно обработанный столб, широкий у основания и сужающийся к вершине.

Чаще всего встречаются менгиры, установленные группами, в некоторых областях они выставлены целыми аллеями. Также к менгирам принято относить кромлехи. Термин кромлехи закрепился лишь в континентальной Европе. Кромлехи в свою очередь являются сооружениями, возводимыми вплоть до раннего Средневековья.


Кромлех с менгиром.
Гончарский дендрологический парк им. П.В. Букреева: Гончарка,Гиагинский район, Адыгея
Автор: BubukaGala – собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=49107361

Термин, характеризующий данную конструкцию, произошёл от кельтского наречия и отдалённо напоминал дольмены, потому на территории России часто археологические сообщества их так и именуют, что создаёт некоторую путаницу в формулировках. В Великобритании, неподалёку от городка Солсбери, располагается самый популярный для туристов и более чем загадочный для исследователей кромлех под названием Стоунхендж.

Габариты менгиров также весьма разнообразны и могут достигать двадцати метров в высоту с весом около трехсот тонн.

Загадка мегалитов

На более молодых мегалитах со временем начинают встречаться не только изображения, но и резные орнаменты, чем они выгодно отличаются от более древних сооружений.
Практически до XIX века, не имея должных возможностей для полноценных исследований, предполагали, что друиды использовали данные сооружения для жертвоприношений.



Автор: Alexandr frolov – собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=57324831

На сегодняшний день сооружения мистического характера до сих пор оставляют за гранью понимания современного человека цели их установки. А также остается только гадать, как столь громоздкие и тяжелые сооружения могли быть возведены, с учетом того, что чем более развита цивилизация, тем больше следов ее существования остается на планете. А мы имеем дело с редкими, хоть и чрезвычайно интересными следами погибшей цивилизации.

Расположение мегалитов

Наиболее часто менгиры встречаются в Западной Европе, также они широко представлены в Азии и Африке. Можно их встретить также и на территории РФ, например, в Прибайкалье, Кавказе и Крыму



Автор: Rost.galis – собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=48934260

Горизонтальная установка камней является менее прочной, потому современное общество, используя мудрость древнейших, и по сей день прибегает к более прочной и долговечной вертикальной практике в сооружениях, например, желая увековечить какое-либо событие в конкретной области.

Историю этих построек еще только предстоит разгадать. А может быть, она так и останется интригующей тайной древности.

На всех континентах нашей планеты, за исключением Антарктиды, можно встретить загадочные строения из обработанных глыб камня. Их называют — мегалиты. Большинство построек состоит из громадных, весом от десятков до сотен и даже тысяч тонн каменных глыб.

Каменные блоки тщательно отесаны и отшлифованы тысячи лет назад. Но даже прошедшие века не смогли повлиять на качество их соединения — они пригнаны друг к другу настолько точно, что невозможно просунуть в соединения и лезвие ножа.

Расположено большинство мегалитов вблизи от берегов морей и рек, иногда они находятся под водой, и нередко занимают высокогорье. Материал для изготовления мегалитов зачастую не встречается в ближайшей округе и, вероятно, был доставлен за сотни километров от места добычи к стройке.

Все десятки тысяч известных в настоящее время дольменов можно разделить на несколько типов, по особенностям их конструкции:

1. Собственно классические дольмены.
2. Подземные дольмены — тулюмусы.
3. Ансамбли дольменов — каирны.
4. Одиночные обработанные камни — менгиры.
5. Конструкции из трех камней — трилиты.
6. Комплексы из множества трилитов — кромлехи.
7. Циклопические стены, сложенные из подобия кирпичей — огромных каменных блоков.

Классические дольмены. Они наиболее распространены. В мире их научно описано более 65 тысяч штук! По своей конструкции они представляют четыре вертикально поставленных каменных плиты, образующих стены, и накрывающую их более толстую плиту — своего рода крышку.

Часто «крышка» расположена со скосом в одну сторону и свесом в противоположную сторону. Таким образом, формируется «козырек». В плите, под этим козырьком, на высоте около полуметра от земли располагается высверленное с отличным качеством сквозное отверстие. Диаметр такого отверстия около 50-60 сантиметров.

Крайне редко обнаруживают дольмены, отверстия у которых либо вовсе отсутствуют, либо закрыты своеобразной грибовидной пробкой, выточенной из того же материала, что и плиты стен. Еще более редки классические дольмены, не имеющие стен вовсе, их заменяет четыре вытесанных из камня столба на которых и покоится многотонная крышка.

Географически классические дольмены разбросаны по всем широтам — от северной Шотландии до островов Океании.

Редким видом классических дольменов являются тулюмусы. Строители еще в древности поместили их либо в недра пещер, либо просто засыпали с неизвестными целями землей. В остальном же в своей конструкции тулюмусы ничем не отличаются от обычных дольменов.

Каирны. Представляют собой огромные ансамбли из множества классических дольменов. Расположенные бок о бок, такие дольмены образуют гигантские крытые галереи. По своим размерам каирны ничуть не уступают пирамидам. Но не в смысле высоты — она редко превышает 15-20 метров, а в своей площади — например, каирн Барнеиз (расположен на севере Франции) занимает площадь более двух гектаров!

Менгиры. Это еще один из типов дольменов, выделяющийся своим минимализмом. Их внешний вид представляет собою каменные колонны, высотою до 25-30 метров, чей вес иногда превышает 500 тонн! Такие колонны часто установлены строго вертикально или под определенным, строго выверенным углом в пустынных местах.

Иногда неподалеку друг от друга установлены десятки, а то и тысячи менгиров. Таким образом, они образуют огромные поля из вертикально стоящих циклопических колонн.

Трилиты. Любопытный тип дольменов является развитием менгира — неподалеку устанавливали две вертикальные каменные колонны, а поверх них размещали горизонтально третью. Так получались гигантские ворота.

Кромлехи — представляют собой сложные, раскинувшиеся на огромных площадях кольцевидные комплексы из трилитов. Таковой конструкцией является широко известный Стоунхендж. Этот памятник древней архитектуры построен из десятков каменных блоков, чей вес составляет около 50 тонн, а длина 8-10 метров! Площадь Стоунхенджа превышает полтора гектара!

Особо стоит . Очень долго считалось что мегалиты могут быть лишь на поверхности суши. Однако в конце 1990-х годов и в начале 2000-х годов авторитетные археологические экспедиции сделали череду сенсационных открытий — они обнаружили массу подводных мегалитов!

Первое такое открытие было сделано у западного побережья острова Куба (на глубине более 600 метров), немного позднее мегалиты обнаружили в Индийском океане — у берегов Индонезии и в Тихом океане, у побережья Японии и ряда островов Океании.

Недалеко от последних из мегалитов по сути состоит почти сотня небольших островков, площадью более 90 гектаров. Здесь же, под водами Тихого океана найдены гигантские постройки — храм Нон-Мадол, крепостные стены и морские дамбы.

Их высота местами превышает 20-30 метров и нигде не опускается ниже 10 метров. Поскольку хорошо известно из исследований палеоклиматологов, и не вызывает сомнений динамика уровня океана, то это дает возможность точно датировать минимальный возраст этих грандиозных сооружений: от 10 до 15 тысячелетий назад!

Но, несмотря на все вышеприведенное, в официальной исторической науке до сих пор признается как непреложная истина: мегалиты сооружались первобытными племенами в эпоху окончания каменного века — в неолите. Это было по заверениям маститых археологов не ранее 7 тысячелетия до нашей эры.

Но как было показано выше, это утверждение ошибочно. Кроме приведенных фактов новейших находок, существует еще ряд спорных моментов.

Материалом для строительства мегалитов служил природный минерал, который образовался сотни миллионов лет назад. До сих пор не существует достаточно надежной методики для определения времени, когда блоки мегалита были вырублены из скального массива в карьере.

По этой причине производят радиоуглеродный анализ останков жизнедеятельности людей, находимых рядом с мегалитом в культурных слоях, сопровождающих его. Зачастую такими объектами выступают следы древних костров, которые разводились внутри дольменов.

В случае с менгирами за точку их создания обычно принимают возраст ближайшей к ним палеолитической стоянки первобытных людей. При всей очевидной ненадежности и приближенности такой датировки, даже она говорит о том, что мегалиты на порядки старше всех известных нам народов, живших на этих землях.

ЗА ТАЙНАМИ МЕГАЛИТОВ.

В итоге возникает закономерный вопрос — зачем вообще в те давние времена люди строили эти гигантские сооружения? Первым шагом к получению ответа на этот вопрос будет выяснение того, как были построены мегалиты.

Наиболее распространенное в научной среде объяснение способа постройки мегалитов сводится к аналогии с постройкой пирамид. В том смысле, что задействовались сотни людей, из блоков, веревок и рычагов. Именно таким способом транспортировались и помещались один на другой гигантские каменные блоки.

Но если вдуматься, то в этом объяснении можно найти ряд противоречий. Прежде всего, то, что пирамид сравнительно немного и их строили десятилетиями в землях богатых ресурсами для обеспечения строителей. Но мегалитов известно десятки тысяч экземпляров. И многие из них стоят в труднодоступных местах, а в окружающих их землях никогда не было богатых источников для жизни первобытных племен.

Можно сделать вывод, что мегалиты строились достаточно быстро. Это подтверждается множеством сказаний у различных народов о создателях мегалитов. В этих преданиях сообщается о белых рыжебородых богах или богинях, которые пришли на эти земли издалека и в считанные дни построили мегалиты.

Проанализировав все вышеназванные факты, можно сделать вывод, что мегалиты строили некие древние мореплаватели. Они принадлежали к неизвестной нам древней культуре, достаточно высокоразвитой, обладавшей значительным объемом знаний о механике, геометрии и кристаллохимии.

В поисках ответа на вопрос о назначении мегалитов очень долго считалось, что они были гробницами. Но в тысячах подробно исследованных сооружений не выявлено даже намека на останки погребений. А если они там и были, то гораздо более поздней эпохи. Если же мегалиты были сооружениями ритуального назначения, то почему они так не похожи на другие сооружения для отправления религиозных ритуалов? Почему мегалиты так просты и утилитарны?

Другим распространенным объяснением назначения мегалитов является то, что они были древними обсерваториями. В качестве доказательства обычно приводились факты, что большинство мегалитов ориентированы по времени и месту равноденствия. Но это совершенно нерационально даже для первобытного мышления. Слишком уж огромны использовавшиеся каменные глыбы.

И, что самое интересное, действительно с древности существовали сооружения из камней использовавшиеся как обсерватории (это доказанный факт), но максимальный вес камней, из которых они были построены не превышает 250-300 килограмм, а не 50 тонн как у обычных мегалитов!

В «желтой прессе» время от времени появляются публикации, авторы которых утверждают, что мегалиты были ориентирами для какого-либо транспорта (чаще всего инопланетного). Но тогда зачем указатели располагаются такими огромными комплексами и зачастую в труднодоступных местах, где их вовсе не видно?

Все обозначенные вопросы остаются нерешенными до сих пор. Пока что продолжается подробное исследование мегалитов методами естественных наук. И оно уже дало поразительные результаты.

Подробно исследуя мегалиты, исследователи смогли найти ряд интересных фактов. Прежде всего выяснилось, что все без исключения мегалитические постройки на всех континентах планеты построены из одного и того же материала — кварцевого песчаника. Зачастую его месторождения находятся в сотнях километров от расположения мегалита.

Сейчас науке известно, что кварц (основной элемент из которого состоит кварцевый песчаник) является отличным генератором электрического тока при его сжатии (это называется пьезоэффект) и способен стабилизировать частоту колебаний. После возникновения электромагнитного поля и при одновременном сжатии кристаллы кварца генерируют одновременно ультразвук и радиоволны.

В наше время все эти особенности кварца используют в электронике. Например, в ходе исследования хорошо сохранившегося кромлех Рояллайт (находится в Британии) было выявлено, что этот кромлех незадолго до восхода солнца испускает мощные ультразвуковые импульсы. Они наиболее интенсивны и сложны по своей структуре во время равноденствия.

Все отдельные камни мегалита Рояллайт имеют свою диаграмму и интенсивность излучения. Это многократно усиливается и неким образом модулируется из-за продуманного расположения всех каменных глыб, составляющих этот мегалит.

В ходе дальнейших исследований, было выяснено, что некоторые из камней мегалита излучают сильный ультразвук, направленный за пределы комплекса.

Практически все мегалитические постройки без исключения являются излучателями. Для увеличения их мощности особым образом накладывали один каменный блок на другой. А менгиры устанавливали на более тонкий конец, под который клали особенным образом обработанный опорный камень — обладавший хорошо выраженным пьезоэффектом.

И последний загадочный факт — многие мегалиты находятся над глубинными разломами земной коры. Это так называемые патогенные/геопатогенные районы. Вряд ли это простое совпадение, но что оно означает и как люди каменного века определяли структуру земной тверди на глубине в километры? Все это остается загадкой, ожидающей научного решения.

Среди перечисленных руин наибольший интерес представляют развалины трех стен («крепости») Саксаумана длиной около 600 м. Первая и вторая стены достигают высоты 10 м, третья – 5 м. Нижняя (первая) стена состоит из андезитовых и диоритовых блоков весом от 100 до 200 тонн. Самый большой из них имеет размеры 9 х 5 м х 4 м. Блоки второй и третьей стен немного меньше, чем блоки первого яруса.

Но и те и другие так точно подогнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже лезвие ножа. Кроме того, все блоки представляют собой многогранники довольно сложной формы. Они вырубались в каменоломне, лежащей в 20 км от Саксауамана. На протяжении этих 20 км находятся несколько ущелий, крутых подъёмов и спусков!

Куско
В Куско имеются остатки циклопических стен, сложенных из огромных каменных блоков, также филигранно подогнанных друг к другу. Одним из таких зданий является дворец Инки.

Ольянтайтамбо
В Ольянтайтамбо гигантские строительные блоки из андезита и розового порфира находятся в основании храма Солнца, сохранившихся фрагментах задней стены и ворот храма 10 Ниш, «священной зоне» (в разбросанном виде) и первом ряду террас. Они также встречаются в разных труднодоступных местах долину р. Урубамбы. Местные жители называют их «утомленные камни» (исп. piedras cansadas).

На сайте «Живая этика в Германии» приводится поистине фантастическая гипотеза о том, что древние строители южноамериканских мегалитических сооружений размягчали скальную материю до желеобразного состояния с помощью своей психической энергии. Затем они нарезали её на огромные блоки произвольной формы, транспортировали их по воздуху к месту постройки с помощью телекинеза, и там укладывали их в стены, подгоняя один к другому посредством того же метода размягчения скальных блоков до пластичной субстанции, придавая им нужную форму на месте. Только таким способом можно объяснить ту странную форму, которую имеют великанские постройки Ольянтайтамбо, дворца Инки в Куско, стен Саксауамана, развалин Тиауанако, постаментов аху на острове Пасхи и другие аналогичные постройки.

Читайте мою работу " Силы-сиддхи и причины сверхчеловеческих способностей предшественников людей "

Гигантские монолитные скульптуры Южной Америки и о.Пасхи


Кроме развалин, важной составной частью мегалитичекой культуры Южной Америки являются гигантские монолитные скульптуры в Чили, Боливии, Перу, Колумбии, на о. Пасхи, а также «ольмекские головы» в Мексике. Высота таких скульптур достигает 7-10 м, а вес 20 и более тонн. Высота голов колеблется от 2 до 3 м при весе до 40 тонн.

Моаи и аху – мегалитические сооружения острова Пасхи


Особенно большое количество скульптур – моаи – находится на о. Пасхи . Их 887. Самые большие из них стоят на склоне вулкана Рано Рараку. Они по шею погружены в отложения, накопившиеся на острове за его долгую историю. Некоторые моаи раньше стояли на каменных постаментах – аху. Общее количество аху превышает 300. Их размер составляет от нескольких десятков метров до 200 м.
Самый большой моаи «Эль Джианте» (El Gigante) имеет высоту 21,6 м. Он находится в карьере Рано Рараку и весит около 150 тонн (по другим данным, 270 тонн). Самый большой моаи «Паро» (Paro), стоящий на постаменте, расположен на аху «Те Пито Кура» (Ahu Te Pito Kura). Его высота достигает 10 м, а вес - около 80 тонн. Высота моаи, разбросанных по склону вулкана Рано Рараку тоже составляет около 10 м.

Изваяния голов людей и животных на плато Маркагуаси


В один ряд с развалинами и гигантскими скульптурами можно поставить громадные изваяния голов людей с чертами европейцев и негров, а также изображения обезьян, черепах, коров, лошадей, слонов, львов и верблюдов на расположенном на высоте около 4 км плато Маркагуаси в Перу. О древнем возрасте этих изображений свидетельствуют, как минимум, два факта. Во-первых, «выгравированные» на плато животные никогда не жили на такой высоте. Во-вторых, большинство из них исчезло с Американского континента задолго до появления там европейцев – от 10-12 до 150-200 тыс. лет назад.

Каменные шары из гранита и обсидиана Центральной Америки и Мексики


Следующим свидетельством существования высокоразвитых цивилизаций в доколумбовой Америке являются каменные шары из гранита и обсидиана в Мексике, Коста-Рике, Гватемале и США (штат Нью-Мексико). Среди них встречаются настоящие гиганты диаметром до 3 м. Проведенное определение абсолютного возраста мексиканских обсидиановых шаров показало, что они образовались в третичный период «еще до появления человека» (не позднее 2 млн. лет назад ). Пытаясь найти объяснение этому, американский ученый Р. Смит высказал гипотезу, что они возникли естественным путем из вулканического пепла.

Мегалитические сооружения Ближнего Востока

Баальбек в Ливане
Развалины мегалитических сооружений и других древнейших археологических памятников известны и далеко за пределами Американского континента. Наиболее величественными из них являются руины Баальбека в Ливане. Вес каждого из трех каменных блоков в Трилитоне, находящемся в основании построенного древними римлянами храма Юпитера, составляет 750 тонн. Поверхности блоков идеально обработаны, а их размеры просто поражают: 19,1 х 4,3 х 5,6 м. Причем эти монолиты находятся … на восьмиметровой высоте! Они покоятся на блоках чуть меньшего размера.

В полкилометре к югу от храма Юпитера из земли под углом 30 град. торчит самый большой в мире обработанный камень - Южный или Материнский - весом около 1200 тонн и размерами 21,5 х 4,8 х 4,2 м
Автор книг «Боги нового тысячелетия» и «Путь Феникса» Алан Элфорд поинтересовался у специалистов по большегрузым кранам, можно ли поднять такую громадину. Те ответили утвердительно, но при этом добавили, что передвигаться с блоком можно будет лишь в том случае, если поставить подъемный кран на гусеничный ход и сделать хорошую дорогу. Значит, подобная техника была у строителей основания Баальбека?

В каменном кругу древнего кладбища, в пульсирующем древней магией и мощью месте культа старых, забытых и вечных богов Стенолаз поднял руки и окровавленный нож. И закричал. Ликующе. Дико. Нечеловечески.
Всё вокруг замерло в ужасе.

Анджей Сапковский «Божьи воины»

Среди ветреных пустошей, над вереском, под низким неспокойным небом - иероглифы на сером камне. Истёртые временем, потерянные, чуждые нашему миру, заброшенные в него из другой, неизвестной реальности, отделённой бездной веков. Несущие печать вечности обломки забытых эпох, пережившие не одно поколение легенд, в которых уже нет ни капли правды. Но по-прежнему исполненные странной силы и непобедимого величия. Вызывающие трепет даже сейчас. Мегалиты.

Мегалитами («большими камнями») обычно именуются доисторические сооружения из огромных каменных блоков, соединённых без применения раствора. Но это определение очень неточно. Значительная часть археологических памятников, относимых к мегалитам, в строгом смысле не являются сооружениями вообще, так как состоят из единственного монолита или нескольких не соединённых друг с другом плит.

Кроме того, камни мегалитических построек не всегда велики. Наконец, к мегалитам зачастую относят и некоторые здания, построенные уже в историческое время, но либо с использованием циклопических глыб (храм Юпитера в Баальбеке), либо без применения раствора (Мачу-Пикчу в Перу, XVI век).

Что же тогда объединяет мегалиты? Пожалуй, монументальность и ореол тайны. Мегалит - творение ушедшего, часто уже безымянного народа. Это послание из невообразимо далёкого «долегендарного» прошлого. Памятник неизвестному строителю.

ВЕЧНЫЕ КАМНИ

Чуждый, сюрреалистический, противоречащий всем известным принципам архитектуры облик мегалитов подпитывает обширнейшую «современную мифологию», полную атлантов, гиперборейцев и прочих представителей канувших в Лету высокоразвитых цивилизаций. Но есть минимум две причины не принимать всерьёз подобные спекуляции. Во-первых, вразумительного объяснения появлению мегалитов они всё равно не дают. Во-вторых, действительные тайны истории интереснее мнимых.

К простейшим мегалитам, тем самым, которые не могут ещё считаться сооружениями, относятся священные камни сейды и менгиры - вертикально воткнутые в землю продолговатые, грубо обработанные блоки, отколотые от скалы. Чуть позже они сменяются ортостатами, отличающимися плоской формой и наличием как минимум одной тщательно сглаженной грани, на которой чертились или высекались магические знаки.

Одиночные менгиры и сейды, как правило, служили предметами поклонения. Возле крупнейшего в Англии Радстонского монолита высотой 7,6 метра, украшенного окаменевшими следами динозавра, приносились жертвы. На равнинах ледниковые глыбы всегда привлекали внимание и, вполне вероятно, могли считаться домом духа либо оружием первопредка. Менгиры помельче обычно служили надгробиями вождей. Во всяком случае, именно с этой целью последний из них под камеру был установлен в начале прошлого века в Индонезии. Крупнейшее скопление из 3000 ортостатов - Карнакские камни в Бретани - доисторическое кладбище.

В некоторых случаях менигиры размещались группой, образуя обозначающий границы культового места - круг кромлех. Нередко в центре декоративной ограды обнаруживалась выложенная камнем платформа, на которой сжигались тела умерших либо приносились в жертву животные и пленники. Здесь же могли проводиться церемонии, собрания, празднества и прочие общественные мероприятия. Культы менялись. Кромлехи долговечнее религий.

Не исключено и использование мегалитических сооружений в качестве обсерваторий. Для точного определения положения Луны и Солнца (по тени) требовались незыблемые ориентиры. Расставленные по кругу менгиры выполняли эту роль. Нужно отметить, что и в Средние века у обсерваторий было сходное устройство.

Уже в древности люди стремились к разнообразию и не боялись экспериментов. Эпохальным шагом вперёд, настоящим прорывом в каменной архитектуре стали таулы - конструкции из большого камня, водружённого на маленький. Затем появились трилиты - арки из трёх камней - краса и гордость Стоунхенджа. Устойчивость и долговечность этих сооружений навела первобытных строителей на мысль о сооружении дольменов - первых каменных зданий в истории человечества.

С дольменами, как, впрочем, и с остальными простейшими мегалитами связана масса загадок. Например, их никогда не удаётся связать с какой-то определённой археологической культурой - то есть с древним народом, миграции которого отслеживаются учёными по характерной керамике, наконечникам и другим находкам. Камень не выдаёт возраста постройки, ничего не сообщает о создателях. Определить дату появления дольмена, как правило, можно лишь с точностью до нескольких веков. А за такой срок население страны сменялось не раз. Артефакты же, обнаруженные в сооружении и вокруг него, ни о чём не говорят, так как известно, что мегалиты, переходя из рук в руки, оставались «в эксплуатации» тысячелетиями.

Изрядно озадачить может и то обстоятельство, что похожие, почти идентичные мегалиты разбросаны по огромной площади - от Кавказа до Португалии и от Оркнейских островов до Сенегала. В связи с этим выдвигалась даже версия о некой «культуре дольменов», представители которой некогда населяли все эти территории. Но гипотеза не подтвердилась. Следов такого народа найдено не было. Более того, обнаружилось, что возраст двух одинаковых, расположенных рядом дольменов может различаться на пару тысяч лет.

На самом деле сходство дольменов разных стран объясняется тем, что лежащая на поверхности идея закономерно приходила в голову многим людям. Любой ребёнок мог сделать «домик», поставив на ребро четыре плоских камня и положив на них пятый. Либо накрыть ямку в камне плоским блоком (корытообразный дольмен). Восхитившись своим творением, юный архитектор вырастал, становился вождём и подвигал соплеменников на строительство сооружения уже в натуральную величину.

С определённостью можно сказать одно: появление первых мегалитов связано с переходом населения к осёдлому образу жизни. У бродячих охотников не имелось желания ворочать встреченные во время миграций глыбы. Да и группы людей были слишком малочисленными для осуществления масштабных работ. У первых же земледельцев возможность заняться капитальным строительством появилась. Отсутствовал только опыт. И ничего лучшего, нежели вкопать в землю два камня и водрузить на них третий, им долго не приходило в голову.

Судя по всему, дольмены были склепами. В некоторых из них найдены останки сотен людей. Истлевшие кости образовывали слой за слоем, и новые могилы выкапывались прямо в образовавшейся массе. Другие дольмены совершенно пусты. Вероятно, за прошедшие тысячелетия кто-то взял на себя труд вычистить их.

Путь в лабиринте

Особую категорию мегалитов составляют плоские каирны - выложенные из небольших камней линии или рисунки. К ней относятся многочисленные «каменные ладьи» - захоронения викингов, выполненные в форме обозначенного валунами контура корабля, и уникальный «каменный орёл» - изображение птицы с распростёртыми крыльями, созданное неизвестным племенем североамериканских индейцев.

Но самые знаменитые плоские каирны - «лабиринты», встречающиеся в Скандинавии, Финляндии, Англии, на севере России и даже на Новой Земле. Ряды камней образуют запутанную, свивающуюся спиралью тропу. Это наименее заметные и, одновременно, чрезвычайно эффектные мегалиты. Ибо лабиринт - мощный символ, сплетающий реальность. Путь в страну духов извилист.

Кто оставил эти каменные печати, неразгаданные знаки на северной, скудной земле? Как и большинство мегалитов, лабиринты анонимны. Иногда их связывают с племенами протосаамов, но сами саамы ничего не знают о спиралях. Кроме того, лабиринты распространены далеко за пределами границ расселения предков этого народа. Отдельное мнение по данному вопросу у ненцев, считающих плоские каирны делом рук сиртя - низкорослого коренастого народа кузнецов, давно ушедшего под землю.

Но рано или поздно строительство простых каменных коробок переставало приносить удовлетворение. Дольмен достаточно эффектен для прославления отдельного клана, но маловат, чтобы стать гордостью и культовым центром целого племенного союза. Люди уже хотели большего. Хотя бы просто по размеру.

Отдельные дольмены начали выстраиваться в длинный коридор, часто с боковыми ответвлениями. Иногда строились два соединённых переходами коридора. Естественные плиты трудно было подобрать по форме, и для строительства «стен» стала применяться кладка, как в составных дольменах, либо цельные шлифованные блоки, как в плиточных.

Но и в таком случае строение не казалось достаточно величественным. Поэтому поверх «многосерийных» дольменов насыпался колоссальный каирн - искусственное сооружение в виде груды камней. Для того же чтобы пирамида не оседала, по периметру её «подпирали» кольцом ортостатов. Если пояс был не один, получалось что-то подобное зиккурату. О масшта бах неолитической гигантомании можно судить уже по тому, что подобные сооружения, давно принявшие вид покатых холмов, в новое время десятилетиями эксплуатировались как каменоломни, прежде чем рабочие обнаруживали внутренние камеры.

Самые внушительные из памятников неолита именуются ныне «коридорными гробницами» либо «мегалитическими храмами». Но одно и то же сооружение могло совмещать функции или изменить их со временем. В любом случае курганы плохо подходили для совершения ритуалов. Внутри было слишком тесно. Поэтому каирны продолжали сосуществовать с кромлехами до тех пор, пока люди не научились строить настоящие храмы, под сводами которых могли бы поместиться не только жрецы, но и верующие.

Эра мегалитов, начавшаяся в доисторические времена, не имеет чётких границ. Она не завершилась, а лишь, по мере того как совершенствовались технологии строительства, постепенно сходила на нет. Даже в сравнительно поздние эпохи, когда способы возведения арки стали известны, а здания строились из тёсаного камня и кирпича, спрос на гигантские блоки не исчез. Их продолжали использовать, но уже скорее как декоративный элемент. И даже умея скреплять камни раствором, зодчие не всегда находили нужным это делать. Ведь шлифованные камни, пригнанные друг к другу, снабжённые выступами и пазами, смотрелись лучше. Наконец, даже необработанная глыба иногда оказывалась к месту. Валун, служащий основанием для конной статуи Петра I в Санкт-Петербурге, - типичный мегалит.

Башни титанов

Шотландские борхи и средиземноморские нураги - мегалиты относительно поздние, относящиеся уже к веку бронзы. Представляют они собой башни, сложенные из небольших необработанных камней без применения раствора. И то, что многие их этих сооружений, скреплённых лишь весом материала, стоят до сих пор, вызывает огромное уважение к строителям.

Создание борхов приписывается пиктам, а нурагов - шарденам. Но обе версии не бесспорны. Кроме того, от самих этих народов остались лишь имена, данные им иностранными летописцами. Происхождение и обычаи пиктов и шарденов неизвестны. И это ещё более затрудняет разгадку назначения многочисленных (лишь на одной Сардинии было построено больше 30 000 нурагов), но нефункциональных сооружений.

Брохи напоминают укрепления, но едва ли использовались для обороны, потому что не имели бойниц и не могли вместить достаточное количество защитников. В них не разводили огонь, не жили, не хоронили усопших и не хранили припасы. Найденные же в башнях предметы принадлежат почти исключительно кельтам, столетия спустя заселившим Шотландию и пытавшимся придумать башням какое-то применение. Однако преуспели они не больше археологов.

ТАЙНЫ БОЛЬШОГО КАМНЯ

Остается вопрос «как». Как без тяжёлой техники люди доставляли огромные камни, как поднимали их, как обтёсывали? Именно эти загадки вдохновляют авторов альтернативных гипотез. В основе которых, впрочем, лежит банальное отсутствие воображения. Неподготовленному человеку трудно представить, как варвары каменными орудиями обтёсывают гигантский блок и вручную устанавливают его на место. Представить же, как всё это неизвестно зачем неизвестным способом проделывают неизвестно куда подевавшиеся атланты, по силам любому.

Но альтернативные рассуждения содержат фундаментальную ошибку. Располагая подъёмными кранами и алмазными пилами, мы не используем огромные каменные монолиты. Это же нерационально. Сейчас доступны более удобные материалы. Мегалиты сооружались людьми, просто не способными ещё строить иначе.

Камень действительно трудно обрабатывать другим камнем или медью. Поэтому лишь в век железа строить начали из сравнительно компактных тёсаных «кирпичей». Ведь чем меньше блок, тем больше его относительная поверхность. Так что египтяне вовсе не стремились осложнить себе работу, используя для возведения пирамид полутора- и двухтонные глыбы, которые, конечно же, нелегко было перевозить и поднимать. Напротив, они облегчали её, насколько возможно. Ведь с уменьшением блоков затраты на их изготовление резко возросли бы, транспортные же расходы сократились бы незначительно.

Переправлять-то пришлось бы прежний вес. Так же рассуждали и создатели мегалитов.

Оценка сложности задачи «на глаз» часто приводит к ошибкам. Кажется, что труд строителей Стоунхенджа был огромен, но, очевидно, затраты на сооружение самых малых из египетских и месоамериканских пирамид были несравненно выше. В свою очередь, на все пирамиды Египта, вместе взятые, ушло вчетверо меньше труда, чем на один только канал - 700-километровый «дублёр» русла Нила. Вот это действительно был масштабный проект! Пирамиды же египтяне возводили в свободное время. Для души.

Трудно ли было обтесать и отшлифовать 20-тонную плиту? Да. Но каждый крестьянин или охотник в каменном веке за свою жизнь между делом, вечерами изготовляя необходимые инструменты, доводил почти до зеркального блеска около 40 квадратных метров камня, по возможности выбирая самые твёрдые из горных пород: обработке откалыванием и шлифовкой о мокрый песок не поддаётся только алмаз.

Сложной представляется доставка огромных камней не только без техники, но и без лошадей, даже без колеса. Между тем, при Петре I фрегаты именно так переправлялись по маршруту будущего Беломорканала. Крестьяне и солдаты тянули корабли по деревянным рельсам, подкладывая деревянные же катки. Причём груз не раз приходилось втаскивать на многометровые утёсы. В таких случаях приходилось сооружать намёт, а иногда и использовать противовесы в виде клетей с камнями. Но, отдавая приказ, царь, вероятно, думал недолго, так как речь шла об операции вполне заурядной. Испанцам тоже казалось и быстрее, и безопаснее перетаскивать галеоны из Карибского моря в Тихий океан через Панамский перешеек, чем перегонять их вокруг мыса Горн.

Ценную информацию дало исследование мальтийских мегалитических храмов, один из которых был внезапно заброшен в процессе строительства. Всё, что рабочие обычно забирали с собой, - каменные катки и салазки - осталось на месте. Сохранились даже чертежи, имевшие вид миниатюрного макета сооружения (именно так - по модели, а не по бумаге, - строили до XVIII века). Кроме того, на Мальте, а позже и в других богатых мегалитами регионах, были обнаружены «каменные рельсы» - параллельные борозды, оставленные многократным прокатыванием круглых камней под тяжёлыми салазками.

Хоббичьи норы

Мегалитические сооружения Скара-Брей уникальны в первую очередь тем, что они - жилые. Обычно люди неолита строили из вечного камня дома только для мёртвых. Но Шотландия в ту пору была северным форпостом земледелия. Так что удивительно низкорослому, меньше пигмеев, народу, решившему обосноваться на этой суровой земле, пришлось окапываться на совесть. Сказывалась и нехватка дерева. «Хоббиты» могли рассчитывать лишь на брёвна, принесённые морскими волнами.

Другая интересная особенность данных мегалитов - в их кладке немного того, что заслуживало бы эпитета «мега». Камни, в большинстве, невелики. Дома явно строились силами одной семьи, не способной доставить на место и водрузить на сооружение монолитную плиту дольмена. Крыши «хоббиты» сооружали из дерева и дёрна. Зато в каждой комнате было несколько мегалитов в миниатюре - каменных табуретов и этажерок.

Но всё-таки - не слишком ли велик был труд? Так ли уж нужно было безвестным варварам осложнять свою и без того нелёгкую жизнь доставкой и подъёмом 50-тонных глыб Стоунхенджа? Причём не выгоды ради, а для красоты, для славы. Понимая, что арки культового центра вполне можно сделать и из дерева.

Жители неолитической Англии думали, что не слишком. Точно так же полагали и римляне, используя в Баальбеке рекордные, немыслимые 800-тонные блоки, хотя вполне могли обойтись и обычными. С ними были согласны инки, вырезая из камня прихотливые пазлы, чтобы собрать из них стены Мачу-Пикчу. Мегалитические постройки поражают воображение даже сейчас. Поражали они его и тогда. Намного сильнее поражали. Своим трудом строители прославляли божество, и немного - самих себя. А учитывая, что цели они достигли, - хотя имена их забыты, слава, пережив рождение и конец многих цивилизаций, гремит сквозь тысячелетия, - можно ли говорить, что труд был слишком велик?

Напротив, это было очень экономичное решение.

Во что поиграть?
  • Rise of Nations (2003)
  • Age of Empires 3 (2005)
  • Civilization 4 (2005)