Зандан Жуу. В Бурятии находится самая ценная реликвия буддийского мира

Требование это можно рассматривать, как беспрецедентное, так как в буддийской традиции она приравнивается к живому Будде и несет в мир безграничное благословение.

Представители Традиционной буддийской сангхи России никак не прокомментировали этот инцидент. Однако известно, что эти китайские граждане не представлялись и не предъявляли никаких документов.

По мнению юриста Традиционной сангхи России Биликто Дугарова , скорей всего, это мошенники, которые предприняли попытку провокации.

Цели этой провокации, скорей всего, лежат вне плоскости религиозных отношений. Вряд ли это представители какой-то буддийской организации Китая. Вероятно, это частные лица иностранного происхождения, соответственно ими должны заниматься российские спецслужбы, – отметил Биликто Дугаров.

Тем не менее, это повод вновь напомнить общественности об огромной значимости этой буддийской святыни.

Прижизненное изображение Будды

По мнению известного российского буддолога Андрея Терентьева , в буддийской традиции махаяны указывается несколько скульптурных и живописных портретов, сделанных еще при жизни Будды. Однако лишь одно из этих изображений считается дошедшим до наших дней. Это как раз и есть известная статуя Сандалового будды Зандан Жуу, которая находится в Эгитуйском дацане.

Изначально это была скульптура «в натуральную величину» (то есть около 2 м) скульптура из гоширши (разновидность сандалового дерева), изготовленная по заказу раджи Удаяны на 38-м году жизни Шакьямуни.

Впервые эта история была зафиксирована письменно в китайском переводе «Экоттара-агама-сутры» расширенной махаянской версии «Ан-гуттара-никаи», составленной тохарским монахом Дхармананди в 385 году. Устное предание должно быть намного древнее этого года, так как уже в кушанское время была известна другая версия этой легенды, согласно которой изготовление статуи связывается с раджей Прасенаджитом, а не Удаяной.

Согласно одной из версий этой легенды в IV веке кашмирский монах Кумараяна, желая спасти эту святыню от местных войн, перенес ее в Центральную Азию, где буддизм тогда процветал. Он остановился в одном из оазисов Великого шелкового пути – в Куче. Правитель Кучи повелел ему жениться на своей младшей сестре и стать духовным вождем государства. А его сын, Кумараджива (344- 413), стал настолько знаменитым буддийским мудрецом, что в Кучу были направлены китайские войска, чтобы захватить Кумарадживу и привезти его в Китай.

Сандаловый Будда в Китае

В 384 году Куча пала и Кумараджива был доставлен в Китай вместе с этой статуей. До 417 года статуя оставалась в Чанъани, затем переехала в Цзянькан, где содержалась в монастыре до 588 года. Во время военных действий этот монастырь был разрушен, но статую спас монах по имени Чжу-ли, который переправил ее в Янчжоу, в Цзянсу, а в 614 году изготовил копию этой скульптуры. Очевидно, были сделаны и другие копии, поскольку японский паломник Эннин, посетивший Китай в 838 году упоминает уже четыре статуи Сандалового Будды.

В 970 году еще одна копия была сделана по заказу японского пилигрима Тёнэна (938-1016) и увезена в Японию. Там она и по сей день считается наисвятейшей реликвией японского буддизма. В 1018 году она была установлена в зале Сяка храма Сэйкадзи, где и находится по сей день.

Рассказывал об истории Сандалового Будды и знаменитый Чжан-чжа хутухта Ролби Дорже (1717-1786): «…И после воздвигли святыню Зандан Жуу в великой обители «Минжунсы» – города, находившегося на месте нынешнего Пекина во времена династии Дай Жина Чжурчжэньского. Впоследствии все императоры, унаследовавшие трон, оказывали ей высочайшие почести, построив множество храмов… А во времена великой монгольской династии Дай Юань Зандан Жуу установили в монастыре Шэнъансы. По приказу императора Хубилай-Сэчена (Мудрого) построили вихар-монастырь на месте нынешней великой Белой ступы (Байтасы) и учредили многочисленный монашеский орден, оказывали беспримерные и беспрестанные почести и проводили молебны. Последующие юаньские императоры (монгольские) и цари минской династии молились и поклонялись также усердно и прилежно. Наступило время династии Чин (Цин), четвертый год императора Канси. Милостивый чакравартин, воплощение бодхисаттвы Манджушри, издал указ построить новый храм под названием «Чрезмерная милость» вблизи заветного града на северо-западе в чертогах желтого города, и перенесли туда драгоценный Жуу».

Из российских исследователей первым об этой статуе написал Д. Позднеев, который, в частности, отмечал, что именно в монастыре Сандалового Будды у подножия этой статуи состоялась историческая встреча Дзанабазара и императора Канси. Они оба сидели на одном ковре, вспоминая, вероятно, об исторической встрече Пагба-ламы с императором Хубилаем.

Как Зандан Жуу попал в Бурятию

В 1900 году во время боксерского восстания в Китае монастырь Сандансы был разрушен, а статуя перевезена в храм бурятского поселка Еравна – в Эгитуйский дацан.

Известны три версии перевозки статуи на территорию России. Так, Базар Барадин сообщал, что ее туда перевезли сами китайские монахи, спасая от французских погромов при подавлении боксерского восстания в Пекине. По второй версии, изложенной А. М. Стрелковым, монахи увезли ее в Утайшанъ, а там буряты, а именно эгитуйский лама Эрдени Соржо (настоящее имя его – Гомбо Дорже ), ее выкупили и привезли в Еравну. Согласно третьей версии, бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из монастыря и спасли ее от гибели. Потом зимой 1901 года в качестве трофея они доставили статую в Бурятию.

После пожара китайские монахи, по разным сведениям, собрали пепел, оставшийся от сгоревшего монастыря, в несколько больших кувшинов. Эти кувшины являются религиозной реликвией, которой до сих пор поклоняются.

Как бы там ни было, в январе 1901 года статуя была установлена в Эгитуйском дацане. В 1935 году советская власть разгромила дацаны, и статуя попала в фонды Антирелигиозного музея Улан-Удэ. Тогда же вынули из ур-на-коши Будды вставленный туда тысячи лет назад алмаз и разбили ушнишу статуи, после чего исчезли хранившиеся там священные вложения. Сама статуя, не представлявшая, по мнению большевиков, «валютной ценности», уцелела.

Возвращение в Эгитуйский дацан

25 сентября 1991 года статуя была возвращена в отстроенный заново Эгитуйский дацан. Как рассказал «Байкальской правде» известный журналист и писатель Александр Махачкеев, который тогда работал в Министерстве культуры РЬ, ему пришлось в то время участвовать в процессе передачи статуи Эгитуйскому дацану.

Как говорят, когда Сандалового Будду вывозили из Еравны, люди бросали в грузовик деньги. Тогда на сотрудников правоохранительных органов это произвело огромное впечатление, потому что в Улан-Удэ грузовик приехал буквально заполненный деньгами. – рассказал Александр Махачкеев .

По его словам, когда было принято решение о передаче Зандан Жуу буддистам, ему было поручено организовать этот процесс.

Священная статуя хранилась на втором этаже нынешнего Одигитриевского собора – там располагался Антирелигиозный музей. С величайшими предосторожностями мы спустили статую по лестнице со второго этажа и погрузили в машину. Считаю, что Зандан Жуу спас меня от сильной травмы. Ведь каменные ворота собора очень узкие, машина буквально шоркнула бортом по каменному столбу и мне чуть не отхватило пальцы. Но, видимо, благодаря помощи Зандан Жуу я вовремя спохватился и убрал руку.

По мнению Андрея Терентьева , прижизненная скульптура стоящего Будды действительно существовала, и именно она послужила прототипом для художников Гандхары, Матхуры и Бамьяна. К IX веку в Китае было, по крайней мере, четыре копии этой статуи. Какая из них попала в Пекин, сейчас сказать трудно.

В настоящее время в Эгитуйском дацане находится та статуя, которая стояла более тысячи лет в Пекине. Бурятский Зандан Жуу, совершенно необычно глядящий вверх, покрытый темной сандаловой пастой и тремя слоями китайской сусальной позолоты, в точности соответствует описанию Ролби Дорже и других очевидцев, упоминающих эти особенности.

Одним из известных сакральных мест Бурятии становится Эгитуйский дацан, расположенный в местечке Хара-Шибирь, что в Еравненском районе, примерно в 280 км к востоку от Улан -Удэ. Примечателен тем, что в нем хранится Сандаловый Будда, прижизненная статуя Будды Шакьямуни, высотой 2 м 18 см, изготовленная 2500 лет назад по заказу раджи Удаяны из сандалового дерева (на самом деле путем анализа установлено, что дерево - это липа, покрытая сандаловой пастой). Есть легенда, записанная тохарским монахом Дхармананди в 385 г. н.э. (в китайском переводе Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи по сведениям А.А.Терентьева), что Просветленный был в это время на небесах Тридцати Трех Богов, проповедуя Дхарму своей матери Майе, переродившейся там после смерти. Раджа Прасенаджит возжелал видеть Просветленного и повелел изваять его статую. Маудгальяна, ученик Будды, достигший чудесных способностей, перенес мастеров на небеса, где они встретились с Просветленным. Мастера были возвращены на землю и изваяли статую из сандалового дерева «гоширша» в натуральную величину около двух метров высотой.

""Статуя попала на территорию России в Еравну благодаря невероятным усилиям Соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью. Сандаловая статуя была куплена ламами дацана во время «боксерского» восстания в Китае. По другой версии зимой 1901 года, после разгрома восстания в Пекине бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из горящего монастыря, и тем самым спасли от гибели в огне. В качестве трофея статую с большими предосторожностями на санях доставили в Бурятию. Тогда же была изготовлена металлическая копия статуи, а оригинал скрыт. До 1935 года статуя находилась в одном из сумэ Эгитуйского дацана и была объектом поклонения и почитания. В период антирелигиозных репрессий статуя была перевезена в Улан-Удэ и хранилась в фондах Национального музея истории Бурятии.""" из истории возникновения статуи на Бурятской земле. В китайских источниках есть сведения о ее перемещении из Индии того времени. В IV веке монах Кумараяна из Кашмира, чтобы спасти статую от местных войн, увез ее в Центральную Азию, где в Куче (городе-оазисе Великого шелкового пути) был вынужден жениться на сестре правителя Дживаке и стать духовным наставником в государстве. Его сын Кумараджива стал знаменитым буддийским мудрецом. Слава его стала так велика, что в 384 году китайские войска осадили Кучу, чтобы захватить Кумарадживу и привезти в Китай. Вместе с ним была перевезена статуя Сандалового Будды, после чего последовал взлет буддийской мысли в Китае. В начале VIII в. жены тибетского царя Сронцзангамбо из Непала и Китая привезли буддийские реликвии, и среди них статую Сандалового Будды, в Тибет. Непальская принцесса Бхрикути почиталась как Зеленая Тара, а китайская принцесса Вэнь-чэнь как Белая Тара. И уже при следующем правителе, царе Тисрондэцане, буддизм стал государственной религией Тибета. По другим китайским источникам статуя попала сначала в Монголию во время правления Чингиз-хана в XIII в. и потом была перевезена в Китай, где неизвестно сколько лет хранилась в провинции Ли, в специально для нее выстроенном монастыре Сандан-Сы – «Монастырь Сандалового будды». История ее пребывания в России удивительна. В Китае в 1890-1901 гг. разразилось Боксерское восстание (Ихэтуаньское восстание, тайное общество И-хэ-цюань «Кулак во имя справедливости согласия»). В июне 1901 года Пекин был захвачен повстанцами, сожжен и разгромлен. Статуя Сандалового Будды хранилась в монастыре Сандан-сы - «Монастырь Сандалового Будды», где все буддийские паломники Монголии, Бурятии и Тибета поклонялись ей, посещая Пекин. Востоковед и один из старейших русских буддистов В.М. Монтлевич пишет об этом: «Но обрывки сведений о самом похищении сохранились, и эти сведения более или менее достоверны, ибо поведал их мне в 1969 г. известный русский востоковед Борис Иванович Панкратов, долгие годы (32 года, с 1916 по 1948 гг.) проведший в Китае. Зимой 1901 г., после разгрома Боксерского восстания, бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в самом монастыре, вывезли статую. Руководил операцией начальник русской почты Гомбоев. Статую положили на сани, укрыли соломой и рогожей и замаскировали провиантом и почтовым реквизитом. Всего было двое саней, статую везли на вторых, как бы грузовых, санях. Можно представить благоговейный трепет и отчаянный восторг тех, кто исполнил это смелое и опасное предприятие, ведь они совершили религиозный подвиг ради распространения Учения, безусловно, исполняя наказ не известных нам и почитаемых учителей и лам. Исполнители знали, что есть поверье: там, где находится Сандаловый Будда, там и центр буддийской религии. Какой верующий не восхитится душой считать таковым центром свою страну и свой дацан. Без особых приключений статуя прибыла в Забайкалье и была укрыта в Эгитуйском монастыре (дацане). Тогда была изготовлена металлическая копия статуи и размещена в Эгитуйском дацане; оригинал был тщательно укрыт в секретном месте. Эта мера предосторожности была вполне уместна. Восстание в Китае было жестоко подавлено силами Англии, Германии, России, Японии и Франции в сентябре 1901 г. И вскоре в Бурятию приехали японские эксперты на поиски знаменитой статуи. Японцы имели сведения, что статуя находится в Эгитуйском дацане. Приехавшим показали металлическую копию, и они вынуждены были в полном разочаровании уехать.
Конечно, возникает вопрос о правообладании статуей. В ответ за возмущенные требования китайцев о возврате статуи бурятские ламы ответили: -Статую конечно отдадим,....когда весь наш народ поклонится ей.
Зандан Жуу – не единственное прижизненное изображение Будды, в литературе встречаются упоминания о его живописных портретах и других скульптурах. Более того, в сиамской и бирманской версиях говорится о сидящем изображении Будды, тогда как в текстах Махаяны речь идет о стоящей скульптуре.

Дорога в Эгитуйский дацан. На пути встретилась пара цапель, что считается хорошим знаком. Объясняется, что божества местности приветствуют наше желание посетить Сандалового Будду.


Птицы практически не пугались проезжающих автомобилей.


Но как только мы остановились их сфотографировать, цапли решили перелететь чуть подальше.


Показались строения дацана


Ступы, ориентированые по сторонам света.


Главный Дуган, в котором хранится статуя Сандалового Будды


Традиционное Колесо Учения и две лани по бокам


Вот он! Знаменитый Сандаловый Будда, мировая реликвия буддистов! Рассказывают, что когда Будда Шакьямуни первый раз увидел эту статую, то статуя сделала к нему шесть шагов. Тогда Будда Шакьямуни произнес пророчество, что статуя окажется далеко в северной стране и будет способствовать процветанию Учения в той стороне.


Говорят, что статуя Сандалового Будды висит в воздухе и под ней можно протащить хадак.
Будда пророчествовал ее перемещение на север: в Китай, Тибет, Монголию. Туда,куда попадал Сандаловый Будда, перемещался и центр буддизма. В III в. статуя из Индии была перевезена в Китай. После этого последовал взлет буддийской мысли в Китае. В VIII в. непальская жена тибетского царя привезла Сандалового Будду в Тибет. И уже при следующем правителе, царе Тисрондэцане, буддизм стал государственной религией Тибета. В XIII в.,перед распространением буддизма в Монголии, мы снова находим упоминание о появлении там Сандалового Будды. Предсказание сбывается, и появление Зандан Жуу в Забайкалье зимой 1901 года является благим предзнаменованием развитию Учения Будды в России.
До 1935 года она находилась в одном из сумэ Эгитуйского дацана и была объектом поклонения и почитания. В смутный период репрессий Зандан Жуу была перевезена в Улан-Удэ и хранилась в фондах Музея истории Бурятии.

25 сентября 1991 года Зандан Жуу вертолетом перевезли в Згитуйский Дацан. В июле 2008 года состоялось открытие Дворца для Зандан Жуу.

Согласно буддистской традиции считается живым Буддой - его изображения несут благодать. У статуи особая иконография: Будда стоит, с длинными руками до колен, среди цветов и пейзажа, «человеческий» Будда, подобный Будде Майтрея.

У Зандан Жуу слегка прищурены веки, взгляд устремлен немного вверх, правая рука Сандалового Будды поднята в приветственно-охранном жесте, левая – обращена ладонью вперед, но пальцами вниз. Говорят, что не все могут находиться у Зандан Жуу: некоторые не выдерживают этот мощный энергетический поток, выходят из дацана. А другие, наоборот, через некоторое время обнаруживают, что прошло несколько часов с того момента, как они уселись напротив Сандалового Будды. Скульптура обладает особой «магнетической» силой, есть много легенд об этой святыне. Старожилы рассказывают о том, что святыня устраняет негативные деяния, дарует долгую жизнь, дает установку на удачу, счастье, здоровье, если молящийся надеется на него и верит ему от чистого сердца.





убранство алтаря




внутри красиво и светло


Шатер на потолке


Вход в дуган охраняют снежные львы


везде рассажены цветы


Драконы, обвивающие столбы


Ступы


Молитвенные барабаны с мантрами Ом Мани Падме Хум внутри. Если крутить барабан по часовой стрелке, то мантры Ом Мани Падме Хум возносятся в пространство и радуют всех живых существ.




Дуганчики на территории дацана
























Нам сделали небольшую экскурсию по дацану




История возникновения Сандалового Будды.


Все гости из Индии и Тибета, которые прибывают на землю Бурятии стремятся оказаться у Сандалового Будды. Это действительно мировая святыня. Доктор Нида Чтенатцанг читает пуджу Сандаловому Будде.
Говорится, что тот, кто увидит статую воотчию, тот не переродится в следующей жизни в аду.
Статуя признана памятником федерального значения и, наряду с Атласом тибетской медицины и Нетленным телом Хамбо Ламы Д.-Д. Итигэлова, решением большого вселамского собрания (сугунды) Буддийской традиционной Сангхи России от 22 апреля 2003 года утверждена в качестве буддистской святыни.

В далеком бурятском дацане хранится статуя будды шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Речь идет о сандаловом будде, который в искаженном бурятском произношении зовется по-тибетски зандан - жуу.

Неизвестная святыня.

В далеком бурятском дацане хранится статуя будды шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Речь идет о сандаловом будде, который в искаженном бурятском произношении зовется по-тибетски зандан - жуу. Эту статую можно сравнить с туринской плащаницей или с черным камнем каабы. Да что далеко ходить, ее значение для буддийского мира сопоставимо с деревом бодхи в бодхгайе или сингальским зубом будды. Но в отличие от всех вышеперечисленных религиозных реликвий бурятский зандан - жуу в буддийском мире почти неизвестен. В чем же дело? Бурятию уже трудно назвать "Медвежьим Углом", богом забытым местом, сведения о котором можно найти, внимание, только в записках редких путешественников. Эпоха интернета уравняла всех, и турагентства соревнуются в изощренных методах "Раскрутки" брендовых объектов республики. Почему, в таком случае, сандаловый будда остается святыней местного значения, в отличие от, скажем, нетленного тела итигэлова, паломничество к которому уже приобретает международный размах?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, так ли уникальна и священна статуя будды, хранящаяся в эгитуйском дацане. За последние годы о ней вышли две серьезные научные работы чешского религиоведа Любоша белки и известного петербургского буддийского деятеля Андрея Терентьева. Многое из того, что будет сказано в этой статье, почерпнуто из этих работ.

История странствий сандалового будды.

Буддийская легендарная традиция утверждает, что прижизненное изображение будды шакьямуни из сандалового дерева было изготовлено на небесах, куда будда чудесным образом переместился для того, чтобы преподать учение своей матери, которая переродилась богиней. Правитель одного из мелких индийских государств того времени раджа Удаяна затосковал об исчезнувшем учителе и велел нескольким скульпторам отправиться на небеса и изваять там точную его копию. Будде статуя понравилась, и после своего возвращения на землю он объявил ее своим заместителем. Впоследствии, в течение двух с половиной тысяч лет сандаловый будда странствовал по Азии. В III в. статуя попадает из Индии в Китай, откуда, в свою очередь, ее перевезли в центральную Азию, в город куча, столицу государства древних индоевропейцев юэчжи. Позднее статуя, возможно, побывала в тибете, где с нее сняли копию, которую тибетские буддисты считают главной своей святыней. Еще одна копия сандалового будды была увезена в Японию, где хранится до сих пор в одном из храмов Киото. Статуе поклонялся хубилай - хан, по заданию которого сандаловый будда был доставлен в ханбалык самим Марко поло. Знаменитая статуя стоящего будды в афганском бамиане, уничтоженная талибами, также является ее увеличенной копией. Наконец, зандан - жуу обрел временное пристанище в Пекине, где стал главным сокровищем маньчжурского императорского двора.

Пылающий Пекин.

1900 год стал для дряхлеющей цинской империи катастрофичным. Возмущенные агрессивной колониальной политикой европейских держав и Японии, китайские крестьяне и ремесленники стали объединяться в отряды и громить посольские кварталы. Россия была в числе 8 других держав, которые пострадали от действий мятежников, и присоединила свои войска к иностранному карательному контингенту. В результате каратели ворвались в столицу и подвергли форменному разграблению императорский квартал Пекина - запретный город. Европейцы грабили дворцы и, заметая следы, сжигали их. Сохранилось воспоминание одного из очевидцев происходившего грабежа: "солдаты, зарывшись с головой в сундуки красного лака, копались в вещах императрицы, другие ворошили груды парчи и шелков, кто рассовывал по карманам или просто ссыпал в рубаху или фуражку рубины, сапфиры, жемчуга, горный хрусталь; кто увешивался драгоценными жемчужными ожерельями. Растаскивали часы с каминов, снимали часы со стен; саперы орудовали топорами, расколачивая мебель в щепы, чтобы выбрать драгоценные камни, которыми были инкрустированы дворцовые кресла. Один из них очень усердно старался разрубить прелестные часы в стиле Людовика XV, чтобы извлечь циферблат, на котором сверкали хрустальные цифры; он вообразил, что это бриллианты" (ссылка.

Операция "Срочная Эвакуация".

Та же участь ожидала и храм сандалового будды с его драгоценным содержимым. Однако находившиеся в составе российского контингента бурятские казаки из забайкальского казачьего войска по просьбе монгольских лам успели тайно вывезти статую из города. В течение нескольких лет они везли ее в Бурятию. Операция координировалась начальником почтовой службы российского посольства Николаем гомбоевым, небезызвестным и вездесущим Агваном Доржиевым и настоятелем эгитуйского дацана ламой зодбоевым. Как сообщается в исследованиях: "Ее Везли на Санях, Укрыв Соломой, Рогожей, Замаскировав Провиантом и Почтовым Реквизитом" (ссылка. Когда статую привезли в Бурятию, было решено определить ее в отдаленный дацан, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания. Российские власти понятия не имели о дерзком поступке бурятских казаков, а если бы узнали, то, вероятно, расценили бы его как опасное должностное преступление. Операция не вышла за пределы "Бурятского Круга".

Парящая статуя.

Статуя сандалового будды представляет собой изображение будды шакьямуни высотой в 2 метра 18 сантиметров вместе с небольшим постаментом. Вопреки названию, сама статуя, как показал анализ, выполнена из липы и покрыта сверху слоем сандаловой пасты. Имеются сведения, что верхнюю часть головы зандан - жуу изначально украшал Рубин или алмаз, а внутрь статуи были помещены мощи будды. Эти ценные артефакты, вероятно, были похищены в 1935 году, когда статую перевозили из эгиты в Улан-удэ. Традиция утверждает также, что статуя не покоится на постаменте, а как бы парит в воздухе на волосок от него. Потому проверить ее подлинность, якобы, можно, проведя шелковую нить между подошвами ступней и основанием. Однако такой проверки не проводилось, равно, как и полноценного научного анализа возраста древесины. И это несмотря на то, что статуя некоторое время находилась на хранении в одигитриевском музее, который служил музейным хранилищем, и на реставрации в эрмитаже. В 80-х годах прошлого века статую вернули эгитуйскому дацану.

Китай возврата святынь требует.

Посещая отделы дальневосточного искусства в лувре или британском музее, вы можете видеть старинные фарфоровые вазы и панно, попавшие туда в результате разграбления запретного города в 1900 году. Китай уже давно требует от западных стран и Японии возвращения ценностей. Только в том случае, если договориться не удается, китайские власти и крупный бизнес выкупают утерянные предметы на аукционах. Так, на сегодняшний день выкуплено около 200 единиц на общую сумму в 33 миллиона долларов США (ссылка. Для правительства КНР дело чести восстановить запретный город в прежнем виде и закрыть позорную страницу истории своей страны. Это, однако, только капля в море, поскольку число таких экспонатов, по некоторым оценкам, равняется полутора миллионам. Китай понимает это и ставит цель вернуть, по крайней мере, самое ценное.

Странная ситуация.

В случае с сандаловым буддой - ситуация странная, если не сказать неразрешимая. Фактически в этой истории буряты обвели вокруг пальца и Китай, оставив его без шедевра мирового значения, и Россию, которой придется решать эту проблему, если на нее обратят внимание власти соседней державы. Официально в Китае считается, что статуя сандалового будды сгорела вместе с храмом, в котором она хранилась. Но мало ли шедевров, считавшихся безвозвратно утерянными, возвращались к своим владельцам?

В 2003 году буддийская традиционная сангха России признала статую зандан - жуу одной из трех буддийских святынь России. Однако на федеральном уровне признание эгитуйской святыни подлинным памятником буддийского искусства, вывезенным из Китая, сталкивается с вопросами культурной дипломатии.

Странствия не окончены?

Один мой петербургский коллега как-то высказал мысль о том, что ни в интересах Бурятии, ни в интересах России продвигать в средствах массовой информации вопрос о сандаловом будде. Рано или поздно это приведет к тому, что КНР пришлет своих экспертов и потребует возврата святыни в Пекин. Но, с другой стороны, такое продвижение уже началось. Упомянутые мною исследования белки и Терентьева написаны на английском языке и наверняка уже известны китайским коллегам.

Суждено ли зандан - жуу остаться святыней местного значения, "Внутренним Бурятским Делом" или когда-нибудь вопрос о сандаловом будде войдет в повестку российско - китайских отношений? Ясно одно, сандаловая статуя будды является заложником ситуации, а, значит, ее странствия еще не завершены. (С) Николай цыремпилов.

(от тиб. tsan dan jo bo ), или Сандаловый Будда, это статуя Будды Шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Буддийская легендарная традиция утверждает, что прижизненное изображение Будды Шакьямуни из сандалового дерева было изготовлено на небесах, куда Будда чудесным образом переместился для того, чтобы преподать учение своей матери, которая переродилась богиней.


Фото © Buryad-Mongol Nom


Правитель одного из мелких индийских государств того времени раджа Удаяна затосковал об исчезнувшем учителе и велел нескольким скульпторам отправиться на небеса и изваять там точную его копию. Будде статуя понравилась, и после своего возвращения на землю он объявил ее своим заместителем.
Впоследствии, в течение двух с половиной тысяч лет Сандаловый Будда странствовал по Азии. В III в. статуя попадает из Индии в Китай, откуда, в свою очередь, ее перевезли в Центральную Азию, в город Куча, столицу государства древних индоевропейцев юэчжи. Позднее статуя, возможно, побывала в Тибете, где с нее сняли копию, которую тибетские буддисты считают главной своей святыней. Еще одна копия Сандалового Будды была увезена в Японию, где хранится до сих пор в одном из храмов Киото. Статуе поклонялся Хубилай-хан, по заданию которого Сандаловый Будда был доставлен в Ханбалык самим Марко Поло. Знаменитая статуя стоящего Будды в афганском Бамиане, уничтоженная талибами, также является ее увеличенной копией. Наконец, Зандан-Жуу обрел временное пристанище в Пекине, где стал главным сокровищем маньчжурского императорского двора.



Представители войск восьми держав коалиции в 1900 г. Слева направо: Великобритания, США, Россия, Британская Индия, Германия, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония.


В 1900 году возмущенные агрессивной колониальной политикой европейских держав и Японии, китайские крестьяне и ремесленники стали объединяться в отряды и громить посольские кварталы. Россия была в числе восьми других держав, которые пострадали от действий мятежников, и присоединила свои войска к иностранному карательному контингенту. В результате каратели ворвались в столицу и подвергли форменному разграблению императорский квартал Пекина - Запретный город. Европейцы грабили дворцы и, заметая следы, сжигали их. Сохранилось воспоминание одного из очевидцев происходившего грабежа: «Солдаты, зарывшись с головой в сундуки красного лака, копались в вещах императрицы, другие ворошили груды парчи и шелков, кто рассовывал по карманам или просто ссыпал в рубаху или фуражку рубины, сапфиры, жемчуга, горный хрусталь; кто увешивался драгоценными жемчужными ожерельями. Растаскивали часы с каминов, снимали часы со стен; саперы орудовали топорами, расколачивая мебель в щепы, чтобы выбрать драгоценные камни, которыми были инкрустированы дворцовые кресла. Один из них очень усердно старался разрубить прелестные часы в стиле Людовика XV, чтобы извлечь циферблат, на котором сверкали хрустальные цифры; он вообразил, что это бриллианты».



Та же участь ожидала и Храм Сандалового Будды с его драгоценным содержимым. Однако находившиеся в составе российского контингента бурятские казаки из Забайкальского казачьего войска по просьбе монгольских лам успели тайно вывезти статую из города. В течение нескольких лет они везли ее в Бурятию. Операция координировалась начальником почтовой службы Российского посольства Николаем Гомбоевым, небезызвестным и вездесущим Агваном Доржиевым и настоятелем Эгитуйского дацана ламой Зодбоевым. Как сообщается в исследованиях: «Ее везли на санях, укрыв соломой, рогожей, замаскировав провиантом и почтовым реквизитом» . Когда статую привезли в Бурятию, было решено определить ее в отдаленный дацан, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания. Российские власти понятия не имели о дерзком поступке бурятских казаков, а если бы узнали, то, вероятно, расценили бы его как опасное должностное преступление. Операция не вышла за пределы «бурятского круга».


Статуя Сандалового Будды представляет собой изображение Будды Шакьямуни высотой в 2 метра 18 сантиметров вместе с небольшим постаментом. Вопреки названию, сама статуя, как показал анализ, выполнена из липы и покрыта сверху слоем сандаловой пасты.

Имеются сведения, что верхнюю часть головы Зандан-Жуу изначально украшал рубин или алмаз, а внутрь статуи были помещены мощи Будды.
Эти ценные артефакты, вероятно, были похищены в 1935 году, когда статую перевозили из Эгиты в Улан-Удэ.

Традиция утверждает также, что статуя не покоится на постаменте, а как бы парит в воздухе на волосок от него. Потому проверить ее подлинность, якобы, можно, проведя шелковую нить между подошвами ступней и основанием. Однако такой проверки не проводилось, равно, как и полноценного научного анализа возраста древесины. И это несмотря на то, что статуя некоторое время находилась на хранении в Одигитриевском музее, который служил музейным хранилищем, и на реставрации в Эрмитаже. В 1991 г. прошлого века статую вернули Эгитуйскому дацану.




Официально в Китае считается, что Статуя Сандалового Будды сгорела вместе с храмом, в котором она хранилась. В 2003 году Буддийская традиционная сангха России признала статую Зандан-Жуу одной из трех буддийских святынь России. В 2008 году для нее был построен новый храм, оснащенный системой поддержания постоянного микроклимата. ❚



Фото © Buryad-Mongol Nom

Пятница, 07 Февраля

13-й лунный день с элементом Огонь. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы. Сегодня хорошо закладывать фундамент, строить дом, копать землю, начинать лечение, покупать лекарственные сборы, травы, проводить сватовство. Отправляться в дорогу – к увеличению благосостояния. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика. Не рекомендуется заводить новые знакомства, обретать друзей, начинать преподавательскую деятельность, устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, покупать скот. Стрижка волос – к счастью и успешности.

Суббота, 08 Февраля

14-й лунный день с элементом Земля. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика. Сегодня хороший день для того, чтобы просить совета, избегать опасных ситуаций, проводить обряды для улучшения жизни и для богатства, выдвигаться на новую должность, покупать скот. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи. Не рекомендуется писать сочинения, издавать труды по научной деятельности, слушать поучения, лекции, начинать задуманное дело, устраиваться или помогать устроиться на работу, нанимать работников. Отправляться в дорогу – к большим неприятностям, а также к расставанию с близкими. Стрижка волос – к приумножению богатства и скота.

Воскресенье, 09 Февраля

15-й лунный день с элементом Железо. Благодетельные поступки и греховные деяния, совершённые в этот день, приумножатся в сто раз. Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона. Сегодня можно строить дуган, субурган, закладывать фундамент дома, строить дом, начинать задуманное дело, учиться и постигать науку, открыть вклад в банке, шить и кроить одежду, а также для жесткого решения некоторых вопросов. Не рекомендуется переезжать, менять место жительства и работы, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, а также проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к плохим вестям. Стрижка волос – к удаче, к благоприятным последствиям.