Религия Хорватии: особенности, конфессии, основные праздники. Религиозный состав, демография и история населения сербии и хорватии

    Сообщения

  • Два народа, которые говорят практически на одном и том же языке и раньше бок о бок жили в одной стране, фактически ненавидят друг друга.

    Сербский и хорватский язык – по сути, диалекты одного и того же языка – сербохорватского, как он назывался в уже несуществующей Югославии. В написании язык отличается тем, что хорваты используют исключительно латинские буквы, а сербы также используют кириллицу. В произношении отличается сербская «экавица» от хорватской «иекавицы», то есть в одни и те же словах сербы произносят коротко «э», а хорваты тянут «ие». Еще имеются различия в плане словообразования: сербы предпочитают заимствованные слова из иностранных языков: «футбол», а хорваты стараются выдумать свое со славянскими корнями: «ногомет».

    Тем не менее, сербы, хорваты, а также боснийцы и черногорцы прекрасно понимают друг друга, даже говоря на разных диалектах. Для сравнения – серб или хорват поймет словенца или болгарина, если те будут использовать родной язык, только на 60-70%. Различий между сербским и хорватским языками намного меньше, чем между русским и украинским или белорусским.

    Однако отношения между двумя государствами более, чем сложные. Хорватия до сих пор не может забыть нападение Югославии в 1991 году и осаду Дубровника. Иск против Сербии по этому поводу был подан Хорватией в международный суд еще в 1999 году. Теперь уже и Сербия обвиняет хорватов в геноциде против сербов. Надо отметить, что в Сербии до сих пор проживает немалочисленное хорватское меньшинство, а вот в Хорватии ряды сербов значительно оскудели после нескольких хорватских операций по изгнанию сербов с территории Хорватии, а, впоследствии, открытой неприязни хорватов, относившихся к сербам, как к людям «второго сорта».

    Сербы откровенно не любят хорватов, во-первых, из-за сербского принципа не любить никого, кто воевал против Сербии, во-вторых, они все еще припоминают Хорватии сотрудничество с нацистской Германией, а, в-третьих, из-за разных верований. В Югославии, состоявшей из шести республик, религиозные различия практически забывались из-за социалистического настроя, но именно противоречия в религии послужили распаду некогда процветавшей страны. Боснийское мусульманство, хорватское католичество и сербское православие не смогли сочетаться на территории одной страны, а, напротив, породили различные конфликты и войны. http://nvl22.ru/publ/pochemu_serby_i_khorvaty_nenavidjat_drug_druga/38-1-0-77

    На дюковском штормфронте общаюсь с теми и другими,в переписках узнаю что нелюбят друг друга.Но сразу все происнилось когда вспыхнула Украина,хорваты стали склонятся к «правому сектору» и только сербы не верят,что этот сектор «правый» и с таким событием они сталкивались.Полностью поддержали меня,там в российском разделе модер русофоб аля Людота Коган.Все оттуда ушли,только он и «мороз» из наших,русофобы.

    Хорваты более светлые,потому,что австряки их защищали,в одной империи были и смешивались с ними.Сербы наоборот многие темные,300 лет под турками были.Если бы не Российская империя,их бы вообще не было сегодня.Но они свои и я их уважаю.

    Сербы откровенно не любят хорватов, во-первых, из-за сербского принципа не любить никого, кто воевал против Сербии, во-вторых, они все еще припоминают Хорватии сотрудничество с нацистской Германией, а, в-третьих, из-за разных верований. В Югославии, состоявшей из шести республик, религиозные различия практически забывались из-за социалистического настроя, но именно противоречия в религии послужили распаду некогда процветавшей страны. [B]Боснийское мусульманство, хорватское католичество и сербское православие не смогли сочетаться на территории одной страны, а, напротив, породили различные конфликты и войны.

    Собственно, как я тоже для себя не так давно открыл, это аксиома и очевидность для тех, кто занимается политологией чуть повыше дилетанского уровня.
    Там четко обозначено следующее понимание построения ЛЮБОЙ цивилизации:
    - основа — ВСЕГДА культ (вера-концепция — назови как хош);
    — на ней строится философия . нам запудрили мозги, что это отвлеченное понятие, что философия может существовать отдельно. Но по жизни — это не так. Философия ВСЕГДА производная от культового базиса.
    — 3-й этаж — свободные науки и искусство — которые тоже обязательно опираться на нижние этажи (если их даже и не видно);
    — 4-й этаж — на базисе 3-го этажа строится в обществе культура хозяйственная, культура производства
    — из культуры производства — а не от фонаря проистекает политика (система взаимодействия в обществе)
    — и уже как производная от культуры политической, то бишь порядка взаимодействия в обществе) формируется культура бытовая

    Это непреложный закон развития любого общества. Чего далеко ходить на Балканы — посмотрим поближе на ту же Украину. Ведь бендеры и восточные украинцы — это та же песня что и сербы-хорваты… И разница всё та же — одни католики, а другие православные…
    В итоге — если называть вещи своими именами — это два разных, причем враждебных (также как и сербы-хорваты), народа.

    И наконец вот это:

    Хорваты более светлые,потому,что австряки их защищали,в одной империи были и смешивались с ними.Сербы наоборот многие темные,300 лет под турками были.Если бы не Российская империя,их бы вообще не было сегодня.Но они [B]свои и я их уважаю.

    Вот опять же реакция, причем подсознательная, русского человека к сербам — «СВОИ». Вот положа руку на сердце, обретя мужество не лицемерно признать вещи своими именами — это чем же сербы «свои», а хорваты, такие же славяне «не свои»??

    Повторюсь — это не мое мнение — я его сам узнал из многих разнонаправленных источников (и русских, и европейских и еврейских, и современных и вековой давности) что основа мировоззрения и идентификации и своей принадлежности и других (типо свой-чужой) — это культ.

    Я это к чему говорю, что это всё безответсвенная утопия не решать вопросы единства или хотябы взаимоувадения культов, и говорить: вто гром грянет всё равно «в одних окопах окажемся». Ведь вот же история и хорваты-сербы. и бендеры-украинцы показывает — что более вероятно оказаться в разных окопах…

    Поэтому это не шутки. И нужно натаскаться во взаимоуважении прямо таки на подсознательном уровне ИМЕННО «пока гром не грянул.
    Печальный пример и опыт истории хорваты-сербы бендеры-украинцы должен домокловым мечем висеть над каждым серьезным вменяемым националистом, особенно в момент когда рот хочется открыть для очередного плевка в сторону русского приверженца иного культа.

    В Югославии, состоявшей из шести республик, религиозные различия практически забывались из-за социалистического настроя, но именно противоречия в религии послужили распаду некогда процветавшей страны

Хотите лучше понимать страну, в которую собираетесь поехать? Познакомьтесь с ее религиозными традициями! Мы подготовили обзор, который поможет вам узнать христианскую Хорватию, составить список культовых must visit и выбрать лучшее время для праздничной поездки.

Что нужно знать о религии хорватов?

  1. Большая часть населения Хорватии исповедует католицизм

Это примерно 85%, или более 3,5 миллионов, граждан страны. Еще со времен Средневековья местные жители зарекомендовали себя как рьяные католики и нередко использовались Римско-католической церковью для борьбы с протестантизмом. В некоторых немецких протестантских храмах все еще можно найти письмена времен Реформации: «Храни нас Господь от чумы, потопа и хорватского нашествия». Впрочем, сегодня религиозный фанатизм хорватам не свойственен – если вы зайдете в храм в шортах, никто не сделает вам замечание.

На втором месте по численности находятся православные (около 200 тысяч). Раньше их было значительно больше (преимущественно сербы), однако затяжной югославский конфликт вынудил многих покинуть Хорватию.

  1. В Хорватии церковь отделена от государства

В соответствии с Конституцией Хорватии, в стране действует свобода вероисповедания. Католическая церковь лишена статуса государственной, хоть и пользуется множеством привилегий от государства. В хорватских школах есть уроки, связанные с религиозным воспитанием, однако школьники могут посещать их по желанию.

  1. Православные, иудеи и мусульмане Хорватии получают право на выходной в день важных конфессиональных праздников

Несколько христианских праздников в стране пользуются статусом государственных: Рождество, Пасха, день Святого Стефана, День всех святых, Богоявление, Успение Богородицы. Однако, по закону, граждане Хорватии, которые исповедуют иную религию, могут «заменять» католические даты праздниками своей конфессии. Это касается православного Рождества, исламских праздников Ураза-Байрам и Курбан-Байрам, а также иудейских торжеств Рош Ха-Шана и Йом Киппур – в эти дни приверженцы той или иной религии получают законный выходной.

Главные хорватские храмы

В Загребе расположен кафедральный Собор Вознесения Девы Марии и святых Стефана и Владислава, строительство которого началось еще в XI веке. Собор хорошо виден практически из любой точки города – удивительно, но в прошлом главный католический храм столицы и страны был военной крепостью, которую возвели для размещения элитных частей Османской Империи.

Кроме того, на территории Хорватии действует 7 католических соборов, имеющих статус Малой базилики. Его присваивает Папа Римский – титул свидетельствует о древности церкви и ее важности для паломников. В этот список входят:

  • иезуитская Базилика Святейшего Сердца Иисуса ();
  • кафедральный собор Святой Анастасии ();
  • Базилика Девы Марии (Мария-Бистрица);
  • кафедральный собор Святого Петра (Джяков);
  • кафедральный собор Святого Иакова ();
  • Базилика Девы Марии ();
  • раннехристианская Евфразиева базилика (Пореч).

Религиозный сезон в Хорватии

Верующие со всей Европы приезжают в Хорватию с паломническими турами по местным святыням. Как правило, для визита выбирают время до начала лета, а также с конца августа до середины октября. Одним из самых популярных мест считается город Мария-Бистрица (около 20 км от Загреба).

По легенде, в XVI веке местный священник спрятал от турок статую Богородицы и умер, так и не успев никому рассказать о тайнике. Спустя почти полстолетия статую нашли благодаря яркому свечению, которое она излучала, – так Мария-Бистрица не только обрела чудотворный артефакт, но и превратилась в главное место паломничества страны.

Едва ли не самая старая (III–IV вв.) католическая епархия в Адриатике находится в Порече. Именно здесь расположена Евфразиева базилика, в саду которой до сих пор можно увидеть мозаику IV века – изображение рыбы, самого известного раннехристианского символа. А 16 сентября паломники устремляются в Ровинь – здесь, в Старом городе, расположена Церковь Святой Эуфимии, где хранится саркофаг с мощами святой.

Одним из культовых мест Загреба считаются Каменные Врата, разделяющие Градец и Нижний город. По легенде, когда-то здесь бушевал страшный пожар, уничтоживший все, кроме иконы Божьей матери. Этот священный лик на протяжении веков оставался главной загребской реликвией – сюда, под сумрачные средневековые своды, приходили молиться и ставить свечи со всей столицы. До сих пор отсыревшие стены хранят благодарственные надписи горожан, а многие приходят сюда за божьей помощью и сегодня.

Главные религиозные праздники

  • Рождество в Хорватии

Главный католический праздник в Хорватии – Рождество (здесь его называют Božić и празднуют в ночь с 24 на 25 декабря). Многие привыкли ассоциировать европейское Рождество с ярмарками в Праге, Берлине или Стокгольме, списывая Хорватию со счетов. И зря! Хорваты отмечают Рождество на широкую ногу, а декабрьский Загреб способен составить конкуренцию распиаренным европейским столицам (в 2015 году загребский Адвент был признан лучшим в Европе по версии сайта European Best Destinations).

Во-первых, здесь действует не одна, а целых семь рождественских ярмарок. Во-вторых, работать они начинают 28 ноября (и длятся до середины января), поэтому даже у бюджетных туристов будет возможность прочувствовать волшебство приближающихся праздников. В-третьих, в Хорватии ходят не евро, а , и стоимость развлечений гораздо приятнее, нежели в Западной Европе.

А еще, несмотря на комфортную температуру (в среднем, в районе 0°С), в часто идет снег – идеальное дополнение для рождественского настроения! Помните, все самое интересное сосредоточено на площади Бана Йосипа Елачича (Trg bana Josipa Jelačića). А самое колоритное местное лакомство – пончики, которые едят длинными шпажками из высоких стаканов.

А проходит ежегодная процессия «За крестом», которая символизирует Крестный путь Иисуса на Голгофу и даже вошла в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . В ночь с Чистого четверга на Страстную пятницу крестоносцы и другие участники действа облачаются в традиционные старинные одежды и повторяют путь Христа – процессия охватывает целых 6 сел острова и длится 8 часов. Накануне Пасхи проходит Цветница – Вербное Воскресенье, во время которого хорваты несут в храмы пальмовые и оливковые ветви. Если решите приехать в страну в это время, выбирайте приморские города – здесь празднества проходят особенно эффектно.

За всю свою историю Хорватия неоднократно находилась под властью других государств. В числе её завоевателей и правителей были православные, католики и мусульмане, поэтому не каждый сможет ответить, какая религия в Хорватии считается главной. Попробуем разобраться с этим далее в статье.

Состав населения и религия Хорватии

Хорватия - это совсем небольшая страна, в которой проживает около 4,8 миллионов человек, 51 % из них составляет женское население. Более 90 % жителей являются хорватами. Хотя в последнее время отмечается высокий наплыв иммигрантов, в основном итальянского происхождения. Такая тенденция связана с популяризацией Хорватии в мире. Сербы являются самым крупным В стране также проживают албанцы, боснийцы, цыгане, итальянцы, венгры, чехи, словенцы и другие.

Основная религия в Хорватии - католицизм. Эту веру поддерживает более 85 % населения. Следующей по распространенности религией является православие - 4-5 %, что связано с большим количеством сербов. Агностики и атеисты вместе составляют примерно такое же количество, что и Относительно небольшой процент составляют мусульмане и протестанты.

История

В VII веке хорваты появляются на территории современного государства (Республики Хорватии). Скорее всего, тогда они были язычниками, как и многие славяне. Влияние бенедиктинцев и византийских миссионеров сыграло в пользу христианской веры. В период с VII по IX век мирно и безболезненно происходит крещение хорватского населения. Уже в X веке были построены православные храмы, в которых богослужения проводились на хорватском и старославянском языках.

В XI веке во время Великого хорватское население испытывает сильный натиск со стороны папы римского. Многие переходят в католичество. Богослужения на хорватском были запрещены, службу отправляли на латинском. На дальнейшее развитие и укрепление католичества влияют францисканцы, доминиканцы, а затем и иезуиты. В Средневековье католицизм прочно устанавливается как основная религия Хорватии.

Власть в государстве часто переходила в разные руки. Долгое время Хорватия была под контролем Австро-Венгерской империи, которая также поддерживала католическую церковь. Во время существования Югославии вопрос веры несколько обострился - попытка объединить в одно государство православных сербов, хорватов-католиков и боснийцев-мусульман привела к религиозным, да и политическим конфликтам. В связи с этим многие православные сербы покинули страну.

Хорватия: религия в современном государстве

После обретения страной независимости при помощи Конституции была установлена свобода вероисповедания и равенство всех религий перед законом. Католицизм как главная религия Хорватии воспринимается таковой лишь по количественному критерию.

В местных школах разрешается проводить лекции, связанные с религией, но присутствие на занятиях не является обязательным. Уроки по религии координируются в основном католической церковью. Религиозные объединения имеют полномочия. Брак, скрепленный церковью (любого вероисповедания), считается официальным и на государственном уровне.

Несмотря на то что перед законом католическая церковь не отличается от других конфессий, она все же имеет определенные преимущества. Так, например, она ежегодно получает денежную помощь от государства, что закреплено в договоре между Ватиканом и Республикой Хорватией. Остальные религиозные объединения тоже получают финансирование, правда, оно осуществляется за счет пенсионного и здравоохранительного фондов. Кроме католической, в стране действует Сербская православная церковь, Мусульманская, Болгарская, Хорватская старокатолическая, Македонская православная, Адвентистская и другие церкви.

Ислам в Хорватии

Мусульманская вера пришла в это балканское государство вместе с захватчиками - турками-османами. В XV веке Османская империя установила контроль над частью современной Хорватии. Избавиться от турецкого правления территориям удалось только в XIX веке, и за это время многие хорваты приняли ислам. Многие средневековые историки и путешественники, например Марко Пигаффет, замечали, что влияние не было односторонним. В старинных записях можно прочесть о наблюдении, что в Стамбуле в те времена очень большое количество турок знало хорватский язык. Даже в зале суда чиновники иногда разговаривали на нем.

В настоящее время мусульман в стране примерно 1,5 % от всей численности населения. Эту религию исповедуют в основном турки, албанцы, боснийцы и цыгане. Интересно, что, когда существовала Османская империя, в Хорватии не было построено ни одной мечети. Теперь одна из самых больших мечетей в стране построена в столице государства - Загребе.

Религиозные праздники

На время некоторых страны установлены официальные выходные. Так как самая распространенная религия Хорватии - католицизм, то общие для христиан праздники проводятся согласно католическому церковному календарю. Это касается Пасхи и Рождества (последнее отмечается 25-26 декабря). Выходными на государственном уровне являются также: День трех волхвов, Праздник Тела Христова, Успение Богородицы и Гражданам, которые разрешается не работать во время Рамазан-Байрама и Курбан-Байрама, православным - во время православного Рождества, а иудеям - на праздник Йом-Кипур.

Приняв к рассмотрению хорватское Обвинение против Сербии в геноциде, Международный суд правды в Гааге дал официальной Хорватии еще одну возможность проявить расистскую ненависть в отношении сербов. Считающийся в Хорватии «отцом нации» Анте Старчевич (1823-1896) еще в позапрошлом веке заразил ею многих хорватов, заложив ее в основы Хорватской партии права, которую он основал вместе с Е. Кватерником.

Страшный парадокс: мать «отца нации» была православной сербкой, отец - обращенным в католицизм сербом, а их сын Анте стал идейным вдохновителем геноцида сербов в Хорватии. Он испытывал огромную ненависть и к евреям, хотя его ближайшим соратником был Иосиф Франк - еврей, принявший католичество и ставший хорватским националистом. Под их предводительством толпа хорватов в течение первых трех дней сентября 1902 года в Загребе, Карловце и Славонском Броду громила мастерские и магазины сербов, врывалась в их дома, их избивали, выбрасывали имущество из помещений… Не было ли это неким прологом «Хрустальной ночи» в Германии 9 ноября 1939 года?!

«Отец хорватской нации» писал о сербах: «Сербы - это мусор, выродки, питающиеся фекалиями и пожирающие останки жертв. Сербы по своей натуре лишены разума и уважения, им противна свобода, а они противны любому добру».

Таковы национальные святыни и основы Хорватии усташей, Хорватии Туджмана. Много ли изменилось в Хорватии нынешней? Не стали ли эти идеи разделяться всем Большим Западом? То отношение, которое демонстрирует и Международный суд правды в Гааге, принимая хорватский иск против Сербии по обвинению в геноциде, заставляет склониться к утвердительному ответу на этот вопрос.

ЭТНИЧЕСКИЕ ЧИСТКИ В ХОРВАТИИ: ИЗГАННЫЕ ЛЮДИ И СОЖЖЕННЫЕ КНИГИ

Кто же на самом деле виновен в геноциде? Хорваты или сербы? Отвечая на этот вопрос, обратимся к истории. Вспомним о том, как Хорватский Сабор (Парламент) в 1990 году лишил сербов статуса государствообразующего народа в Хорватии. Через год была проведена перепись населения. Согласно ее данным, в Хорватии осталось жить 581 663 серба (или 12,2% от всего населения). После всех военных ужасов, через десять лет в Хорватии оставалось уже 201 631 серб (всего 4,5% населения Хорватии). Численность сербов, таким образом, сократилась более чем на две трети.

«В течение долгих лет Хорватия настаивала на случае в местечке Овчара у города Вуковар как на крупнейшем военном преступлении сербов над хорватами. При этом оставалось как бы забыто ужасное преступление в Хорватии, совершенное в начале войны, - преступление в селе Янузе, где было убито 500 сербов, которых затем увезли в холодильных установках. Тому есть свидетель под защитой. Однако ни единого процесса по этому преступлению не состоялось», - пишет профессор Светозар Ливада, философ, историк, демограф.

Профессор утверждает, что «в Хорватии проведена самая “чистая” этническая чистка, которая когда-либо где-либо производилась». Переименованы населенные пункты - всего 52. Вместе с топонимами уничтожена идентичность всего живого и неживого, существовавшего там, затем подверглись ревизии кадастровые книги и, наконец, осуществлен «книгоцид». Мой хорватский друг написал книгу об уничтожении книжного фонда. Человек, составивший инструкцию о том, как нужно уничтожать книжный фонд, получил в прошлом году награду от Хорватского государства на день библиотечного работника.

В ходе этой акции было уничтожено 100 тысяч книг - все книги напечатанные кириллицей или даже латиницей, но в Сербии. Уничтожена вся литература по марксизму, антифашистская литература, многие книги, авторами которых являлись евреи, мусульмане, русские.

КОНТРОБВИНЕНИЯ ВЫДВИНУТЫ СЛИШКОМ ПОЗДНО

Это - всего лишь несколько штрихов к портрету страны, считающей себя «жертвой геноцида». Для нас, сербов, памятно и то, что Хорватия впервые выдвинула иск против Сербии в июле 1999 года, когда мы были в страхе и чувствовали неутихающую боль после неистовых натовских бомбежек, длившихся 78 дней. Дети еще вскрикивали от сигналов автомобилей, боясь, что это сирена предупреждает об авианалете. Матери все еще мыкались по Косову и Метохии в поисках пропавших и погибших сыновей, оказавшихся в рядах регулярной Армии СР Югославии. Еще колыхались руины разрушенных мостов над реками Сербии. Развороченные могилы, от бомб, направленных на кладбища, как бы говорили о том, что силы НАТО будут бомбить нас и мертвых. А раненые дети еще испуганно спрашивали: что мы им сделали?..

Отделившись от СФРЮ, Хорватия обвинила официальный Белград в том, что он ответственен за «этническую чистку хорватских граждан, как вид геноцида, так как он непосредственно контролировал действия своих вооруженных сил, спецслужб и различных паравоенных отрядов, совершивших преступления на территории Хорватии, в районе Книна, восточной и западной Славонии и Далмации».

Хорватия потребовала от Международного суда правды провозгласить Сербию виновной в нарушении Конвенции о геноциде, заставить ее «наказать всех преступников» и вернуть в Хорватию предметы культуры, выплатив репарации в размере, которые определит суд.

Между тем, Международный суд правды отказался принять от Сербии в 2004 году иск против стран - участниц НАТО за бомбежки 1999 года. Суд заявил, что этот вопрос находится вне его компетенции. Почему? Не потому ли, что в данном случае иск подавали сербы? Подчеркну, что Сербия - первая и единственная страна в истории этого суда, которую пытаются обвинить в геноциде.

На очень противоречивой политической сцене Сербии, где доминирует садомазохизм правящей элиты, этот иск вызвал новые споры и манипуляции. До сих все, на что была способна власть, - это бесконечные извинения в адрес хорватов и боснийцев. Президент Борис Тадич установил настоящий рекорд, «покаявшись» за «военные преступления» трижды: сразу же в начале своего президентства во время визита в Сараево, затем в Сребренице и Загребе.

Тогда в Сребренице он ничего не сказал. Но мы знаем, что Борис Тадич никогда не преклонял головы перед тенями трех тысяч сербов из Сребреницы, которых головорезы Насера Орича убили самым зверским образом.

Лишь в ответ на демарш Загреба правительство Сербии решило выдвинуть контробвинение против преступлений хорватов над сербами, и не только во время операций 90-х годов «Блесак» и «Олуя», но и за преступления, совершенные в Независимом Государстве Хорватия в годы Второй мировой войны.

ЦИНИЗМ МЕСИЧА НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ

Сербские юристы попытаются доказать связь между событиями Второй мировой войны и событиями 90-х годов, в смысле повторения преступлений усташей.

Однако сразу же после решения сербского правительства выступить с контробвинением президент Хорватии Стипе Месич, как всегда презрительно и цинично, заявил, что «операции хорватских войск были легитимны, что многие сербы покинули Хорватию вместе с подразделениями ЮНА, а хорватская армия не перешла ни одну границу, не опустошала села Сербии, не засылала на ее территорию своих добровольцев, что граждане Сербии не содержались в хорватских концлагерях».

Поразительно, что это говорит именно Месич, который был последним президентом СФРЮ и верховным главнокомандующим Югославской Народной Армии (ЮНА). Это по его приказу ЮНА была направлена в Словению, когда там с особой силой проявились сепаратистские тенденции, имевшие гибельные последствия и для союзного государства и для невиновных солдат ЮНА.

Там начались первые оборонительные бои ЮНА. На военные казармы начали нападать военизированные подразделения. Почти все казармы были окружены и изолированы - без газа, воды, электричества, еды. Солдат убивали внутри казарм.

Туджман еще в 1989 году, находясь в Германии, заявил, что земля в Краине станет красной от крови, когда он будет президентом Хорватии. Так и произошло! Потом, уже как президент Хорватии, в апреле 1994 года он гордо заявил в Загребе: «Войны бы не было, если бы Хорватия ее не захотела!»

НЕМНОГО ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ

У меня лично принятие к рассмотрению иска Хорватии против Сербии вызвало тяжелые воспоминания. В начале ноября 1991 года мы, три женщины из Белграда, повели около 1 300 родителей из Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины и Сербии, рискуя жизнями, чтобы навестить их сыновей, братьев, отцов и мужей, которые как военнослужащие ЮНА уже несколько месяцев были заперты в казармах ЮНА в военном округе Загреба.

Когда нам с трудом разрешили войти в город Беловар, мы должны были от автобуса до школы-тюрьмы, пробираться сквозь беснующуюся толпу, кидавшую в нас камни, грязно ругавшуюся, угрожающую нас повесить на центральной площади Белграда, когда хорваты в него войдут.

Месяцем раньше боевики хорватского Збора народной гвардии (печально знаменитый Зенг - от сокращения ЗНГ) после многодневной блокады казармы, в которой находилась 265-я моторизованная бригада ЮНА и новобранцы, только что прибывшие на службу, напали на казарму. Погибли три солдата, многие были ранены.

Вместо помощи Командование Военного округа Загреб отправила к ним Миссию наблюдателей ЕС - «для посреднической миссии в прекращении вооруженных столкновений». Эта Миссия так никогда и не прибыла в Беловар.

Не имея шансов на удачное окончание обороны, командир Бригады приказал ее прекратить, сложить оружие и сдаться. Военные построились на плацу. Боевики Зенга вошли в казарму, а хорват-председатель так называемого Кризисного штаба Беловара приказал военнопленным раздеться до пояса: 60 старших и младших командиров и около 150-ти солдат. Потом хорваты вывели из строя командира бригады и его помощника и перед строем расстреляли.

Шесть пленных солдат, среди которых было и два хорвата, 3 октября из казармы вывели люди в униформе и масках. В ближайшем лесу все шестеро были расстреляны.

На следующий день жители Беловара пришли в занятую казарму. Они плевались и мочились на тела расстрелянных военнопленных, солдат и офицеров ЮНА.

Затем мы пришли в Беловар, 250 человек, в основном матери, сестры, деды и бабушки. Мы пришли посетить выживших пленных, 18-летних ребят. Снова плевки и ругань…

Недалеко от казармы на горе Беденик у ЮНА имелся арсенал. Майор Милан Тепич, начальник склада и семь его солдат, чтобы оружие не досталось усташам, подорвали склад ценой своей жизни. Среди погибших был и Стоядин Миркович, солдат родом из окрестностей Валево.

Мать Стоядина была среди нас. Пришла увидеть любимого сына. Когда начальник тюрьмы прочитал его имя, он лишь сказал: «Мертв!» Никогда не забуду его резкий голос и ее глухой, не верящий ответ: «Хочу моего сына. Пусть и мертвого!» Я только успела прижать платок к ее устам, чтобы заглушить крик матери.

Через три года ей удалось перенести посмертные останки сына. Мы стали сестрами.

Вспоминая этот эпизод, я хочу спросить: будут ли и Стоядина обвинять в Гааге в совершении геноцида над хорватским народом?

Перевод с сербского Михаила Ямбаева