Как попасть в монголию на машине. Запрягайте: гигантский путеводитель по Монголии

От Барнаула до столицы родины Чингисхана — 2372.51 км. Многие алтайские туристы все чаще выбирают для путешествий именно это направление. Рассказываем, чем привлекает Монголия, как добраться, что посмотреть и в какую сумму обойдется поездка.

Почему Монголия?

Рвануть в Монголию решится не каждый. Несмотря на относительную близость к Алтайскому краю, путь предстоит не самый близкий. В основном это направление предпочитают самостоятельные туристы.

Монголия находится на огромной территории, поэтому расстояния между населенными пунктами довольно внушительные, а качество дорожного полотна не всегда можно назвать хорошим. Путешественников привлекает дикая, не тронутая человеком природа, национальный колорит, гастрономические новинки и непривычные глазам пейзажи.

А еще бескрайние степи, прозрачные озера, пустыня Гоби, снежные пики, гостеприимство местных жителей. Здесь юрты - это не развлечение для туристов, а обычная жизнь, еда на костре.

Монголию не зря называют страной синего неба. Здесь более 260 солнечных дней в году, а в пустыне Гоби дожди могут не идти по несколько лет.

Как добраться?

Если вы едете на машине из Барнаула, то поездку лучше разбить на несколько дней. Например, доехать до села Акташ в Горном Алтае, там остановиться на ночевку, отдохнуть. Тем более что дорога до Улаганского района республики пролегает по потрясающе красивым местам. И просто невозможно ехать без остановок.

Например, придется преодолеть два перевала: Семинский и Чике-Таман, где обязательно сделать фото на память. Также это касается места, где сливаются Катунь и Чуя, а в нескольких километрах от села Акташ находится знаменитое Гейзерное озеро, которое стало популярным среди туристов.

Дорога по Чуйскому тракту находится в отличном состоянии, однако на некоторых участках ведется ремонт, так что возможны вынужденные остановки или даже пробки. Некоторые путешественники рассказывают, что им приходилось стоять до четырех часов, прежде чем разрешили проезд.

Дорога по Чуйскому тракту хоть и хорошая, но непростая, быстро ехать не получится, да и мало кому захочется разгоняться на горных серпантинах и извилистых спусках. Так что следующую остановку можно сделать, например, в селе Ташанта, отдохнуть, набраться сил и ехать дальше.

Какие документы нужны для поездки в Монголию?

Нужен загранпаспорт, водительское удостоверение, документы на машину. А вот визу оформлять не надо. Точнее так: если вы собираетесь пробыть в Монголии менее 30 дней, тогда она не понадобится. Если рассчитываете, что путешествие будет длиться более месяца, тогда виза нужна.

Само собой, запрещен ввоз наркотиков, психотропных препаратов и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, образцов животных и растительных тканей, а также порнографии. Если вы собираетесь вывезти из Монголии меха и шкуры, золото, драгметаллы и драгоценные камни, а также предметы, представляющие культурную или художественную ценность, их необходимо предъявить на таможне. Стоимость каждого наименования не должна превышать 500 USD; при превышении этой суммы необходимо заплатить пошлину от 10 % до 100 %.

Это не все ограничения, но их не так много. Перед поездкой ознакомьтесь с ними внимательно.

Где жить?

Поскольку в последние годы интерес к Монголии возрастает, для туристов есть достаточно предложений. В городах туристам предлагают размещение в отелях, гостиницах, на базах отдыха. Цены разнятся, в интернете встречаются как совсем недорогие предложения (от 700 рублей в сутки), так и гостиничные номера за 20 тысяч рублей.

А вот за пределами Улан-Батора и крупных городов все куда сложнее. Единственный вариант проживания — юрта. Большинство юртовых лагерей принадлежит частным лицам. Есть как дешевые, так и дорогие. Набор услуг от базового размещения по типу кемпинга до люкс-опций со всеми удобствами. Питание, как правило, полупансион или полный пансион. Стоимость размещения начинается от 2000 рублей в сутки.

Место для ночевок искать желательно заранее, уже спланировав маршрут.

Что есть?

Национальную монгольскую кухню. Отношение к ней у всех разное. Кто-то рекомендует не сильно надеяться на гастрономическое удовольствие, чтобы не разочароваться. Другие раз и навсегда влюбляются в чай со сливками и с солью, кумыс, блюда из баранины. Кстати, в основном все мясные блюда готовятся именно из баранов, а еще там любят козлятину. Реже конина и говядина. Еда сытная и жирная. Так что если вы по состоянию здоровья на специальной диете, лучше берите с собой крупы и готовьте самостоятельно.

Кстати, питание в кафе обойдется совсем недорого, например, за тарелку лапши с бараниной придется отдать около 120 рублей.

Когда ехать?

Официально лучший сезон в Монголии – с июня по начало сентября. Однако путешественники, которые ездили и в другое время, говорят, что в Монголии всегда красиво. Главное – взять правильную одежду. Чем больше теплых вещей, тем лучше.

Что посмотреть?

Смотря что вас интересует в первую очередь. Одни едут за рыбалкой и пейзажами, другие считают необходимым посетить пустыню Гоби. Монголия у каждого своя. И эта страна занимает огромную территорию. Так что посмотреть ее полностью за один раз не получится. Или потребуется очень много времени.

Но все же есть места, которые настоятельно рекомендуют к посещению.

Природные достопримечательности Монголии: самое глубокое в Центральной Азии озеро Ховсгол. Кстати, оно весьма популярно для рыбалки и экотуризма. Также путешественники выбирают для посещения долину реки Селенга, которая впадает в озеро Байкал. А еще можно посетить священную гору Богдо-Ула, место рождения Чингисхана, окрестности которой имеют статус природоохранной зоны. Ну и, конечно, если вас интересует в первую очередь природа, отправляйтесь в пустыню Гоби. Это, конечно, капля в море из того, что можно посмотреть в Монголии.

Один обед или ужин в недорогом ресторане обойдется примерно в 190 рублей. В заведении классом повыше — примерно в 1200 рублей. Цены на еду в супермаркетах отличаются от барнаульских. В Монголии дороже. Например, булка хлеба стоит 44 рубля, а пакет молока — примерно 62 рубля, яйца (12 штук) — 142 рубля. Овощи и фрукты также дороже, чем в Барнауле.

Проживание, если вы не едете с палатками, тоже существенная статья расходов.

Вкратце объясню девочкам и тем, кто ещё не в курсе: «Тойота Приус» - это гибридный японский автомобиль, в котором бензиновый двигатель дополнен электрическим. Процесс их совместной работы управляется бортовым компьютером, и основной (бензиновый) двигатель работает только тогда, когда в этом есть необходимость. И выключается, как только нужда в его усилиях отпадает - при движении на малой скорости (например, в пробках), во время остановки на светофоре, при торможении, при движении с отпущенной педалью газа или на уклоне и в других ситуациях, когда электродвигатель в силах справиться самостоятельно.

Благодаря этому гибридные автомобили экологичнее обычных машин с ДВС, но монголы, конечно же, покупают их не поэтому. А потому, что «гибриды» позволяют экономить на бензине, который, как я уже писала, в Монголии дорог. Расход у «Приусов» - от 4 до 6 литров на 100 километров, в зависимости от версии, сезона и манеры вождения. Езда в эко-режиме по длинным степным трассам позволяет местным жителям значительно экономить на топливе.

Есть у гибридных автомобилей один маленький недостаток (но он же и достоинство) - пусковой аккумулятор. Он используется для включения автомобиля - да-да, именно включения - и поддержания его функций, когда тот выключен (питание часов и сигнализации, например), поэтому постепенно разряжается. Так что «гибрид» не любит долго стоять без дела, его нужно «выгуливать» хотя бы раз в несколько дней, чтобы пусковой аккумулятор подзарядился. Особенно не любят бездельничать эти машины в холодное время года. Зато в режиме постоянной эксплуатации аккумулятор чувствует себя бодро, и машину не требуется ставить на регулярный прогрев в морозы, как обычные авто. Даже в -30° и ниже она включится без проблем - ей ведь не нужно крутить замёрзший стартер. Но возможности пускового аккумулятора сильно ограничены, и, например, «подкуривать» от «гибрида» обычный автомобиль нельзя, только собрата с такой же миленькой маленькой батареечкой. Так что если вдруг вам понадобится помощь такого рода, не надейтесь на «Приусы», ищите машину попроще м покрупнее.

Правительство Монголии покупку «гибридов» всячески приветствует. В принципе, в этой стране и так очень человечные пошлины на ввозимые автомобили - у них же нет своего «как бы автопрома, который изо всех сил нужно тянуть за уши, а значит, нет и необходимости в заградительных пошлинах на импорт. На гибридные же автомобили пошлина ещё ниже, чем на обычные. Более того, с июня 2016 года в Монголии отменена таможенная ставка при импорте новых автомобилей из Японии и налоги на японские же автомобили с пробегом менее 3 лет. Прекрасный пример грамотного регулирования импорта, когда поощряется ввоз более качественных товаров. Так что в ближайшее время эта страна заткнёт нас за пояс по количеству классных автомобилей на душу населения. По автомобильной экологичности-то, я думаю, уже заткнула. Эх, везёт же!

За нами выстроилась очередь из десятков машин метров на 200 от границы. Мы убедились, что наши машины не сбросили в кювет и не прокололи шины и мысленно поблагодарили погранца.
В 9:00 граница открылась, и мы заехали первой партией легковушек прямо после двух автобусов, которые протиснулись по встречке. Как выяснилось, мы очень удачно заехали - сразу после нас границу закрыли для легковушек и пустили в обход пробки бензовозы. Это стоило всем остальным пары часов потерянного времени сверх обычной очереди. К слову, весь бензин в Монголии либо наш, либо Китайский. К китайскому в Монголии отношение примерно такое же как у нас ко всему китайскому – «фу, это китайский бензин, езжайте вон на ту заправку, там пусть и нет 95-го, зато бензин хороший (читай, Российский)»
Так вот, заехали мы на границу. Забегая вперед, вся процедура заняла у нас 2 часа – примерно 1 час с небольшим на нашу границу (с момента въезда в зону КПП), потом надо проехать чистую зону около 20 км, на которой нельзя останавливаться, потом чуть-чуть постояли перед въездом на монгольский КПП, позаполняли бумажки на монгольском (с дублированием на английском – это важно, т.к. раньше путешественники жаловались, что эти формы вообще не переводят – теперь там хоть что-то можно понять) и прошли монгольскую границу раза в два быстрее, чем нашу.

Поподробнее расскажу про пересечение границы. Запускается 6 машин. Они встают около трёх больших металлических столов, на которые надо будет вытряхнуть абсолютно всё из машин. Ну вообще всё! Бардачок только разрешили не выворачивать. С начала – паспортный контроль, потом ты возвращаешься к машине, которую при тебе обыскивают самым пристальным образом с собаками, просят открыть капот задают дежурные вопросы про наркоту. У меня был газовый баллончик, его пришлось выкинуть. С остальным проблем не было. В багажнике было 3 канистры по 20 литров, только одна из которых полная. Я достал все 3 и поставил их рядом. Если мне не изменяет память, то при всей строгости процедуры, к ним даже никто не подошел. Секретки под сиденьями и под полом в Куге тоже никто не нашел и не осмотрел. По сути, с нашей стороны всё более или менее просто и ясно, а если что – подскажут, погранцы дружелюбные и разговорчивые. Маленький нюанс – граница эта только автомобильная и пересечь её пешком нельзя, поэтому перед границей встречается народ, который просится подсесть в машину для пересечения границы. Я читал, что это крайне небезопасно – народ разный, вплоть до наркотрафика, поэтому никого не брали, хотя были вроде приличные на вид европейцы – самый опасный тип – от них не ожидаешь подвоха)
С нами в очереди на паспортный контроль стоял местный, который как раз зарабатывает таксованием через границу. Он нам рассказал, что мы чуть не попали в праздник Наадам, когда граница просто закрывается на 4 дня! Праздник большой. Мы его не прочувствовали, т.к. в основном были в пути, но почитали, что главные атрибуты праздника – гонки на лошадях, турниры по стрельбе из лука и традиционная борьба. Борьба, к слову, очень своеобразная – нет границ ринга – всё происходит на футбольных полях (из того, что мы увидели по телику), нет ограничений по времени, точнее если они и есть, то мы раньше переключали канал)) Мужики стоят, толкаются и пытаются схватить друг друга за скудные элементы одежды. От сумо это отличается как минимум тем, что борцы вполне себе атлетичны и не такие жирные, хотя и пузатые. В общем, зрелище на любителя)
На границе наблюдали следующую картину – за горизонт на сколько хватает глаз идёт колючка и песочная полоса для следов. Мы смотрим и видим, что через границу сквозь какие-то ворота плетётся стадо коров. И блин, явно никому не предъявляют паспорта и багаж)) Мы спросили об этом у пограничников, и они сказали, что да, на зоне между границами в 20 км разрешено пасти скот в рамках межправительственных соглашений) Короче, коровы мигрируют спокойно)

Монголия, чудесная страна, необъяснимое сочетание местного колорита и европейской роскоши ресторанов и отелей...

Я была в Монголии три раза. Ехать лучше в августе - уже не так жарко, но и не холодно: 25-28 градусов. Зимой же там очень холодно, а в Улан-Баторе еще и смог от того, что топят навозом...
Визу в Монголию можно получить либо через турагенство, что достаточно дорого (обычно около 5 тыс руб, если вы не живете в Москве), хотя сама виза стоит копейки. Либо ехать в Иркутск, там можно сделать визу за 3 дня. Да и сам Иркутск посмотреть - тоже очень интересно.
Цены в Монголии : местная валюта - тугрик, в ресторанах средний чек 500-700 руб, но, конечно, можно поесть и намного дешевле. Так, обед в местных кафе обойдется в 50-70 рублей, причем еда в кафе вполне съедобная. С санитарией, конечно, проблема, как во всех азиатских странах.
Гостиницы в Монголии есть разные - демократичные по 600 руб. за номер, есть очень дорогие... В Улан-Баторе звездные гостиницы очень дорогие, но есть много мелких отелей, где цены очень приемлемые. Бронировать не нужно, всегда много свободных мест.

Береги кошелек
К русским в Монголии относятся очень хорошо, таксисты почти все говорят на русском.
Лететь можно из Москвы, но это достаточно дорого, около 25 тысяч руб в оба конца. Также из Москвы идет скорый поезд, летом 2 раза в неделю. Три дня и на месте, поезд хороший, весь купейный. Единственное, граница из России - мы стояли около 8 часов.
В Монголии надо быть осторожным - здесь много уличных краж. На рынке нужно быть очень аккуратным, много попрошаек и нищих.
Из странностей - полгорода ходит в марлевых повязках. Так как они народ степной, то туалет у них везде... В Улан-Баторе это не так заметно, а выезжаешь за пределы - и там один большой туалет. Они даже и не парятся по этому поводу.

Ты начальник - я дурак
Из особенностей - они очень уважают вышестоящее руководство и начальников (ДАРГА), боготворят всех, кто выше по званию. К женщинам относятся по разному - в городах цивилизованно, но выезжать в степь одной не безопасно. Но народ гостеприимный - местные жители всегда пригласят в свой дом. Многие учились в бывшем СССР, поэтому с удовольствием пообщаются и угостят кумысом.
В Монголии сейчас много иностранцев: американцы, немцы, меньше - русских. Аптечку лучше брать свою, с лекарствами там явные проблемы. Фрукты и овощи у них невкусные - в основном из Китая.
На границе в Монголии очень строго, лучше ничего не скрывать, все внести в декларацию. Меня в прошлом году даже попросили трико снять, но это потому, что виза рабочая была археологическая....
Гулять можно, днем относительно спокойно, темнеет рано - в августе часов в 8 уже темно, хотя такси круглосуточно. Но как ездят автомобилисты! Здесь одно правило: ни каких правил!

По Монголии путешествовала Наталья К.


Хорхог - монгольский творог. Он бывает разных видов, считается, что очень полезный... А на вкус, как мне показалось, весь одинаковый. Хранится долго, я даже домой привозила. Стоит копейки, там продукты очень дешевые, особенно все молочное и мясо. Деньги лучше менять в Улан-Баторе, напротив ж-д. вокзала есть обменный пункт, там самый выгодный обмен.





Из России выполняются несколько раз в неделю Аэрофлотом и Miat Mongolian Airlines по маршруту Москва–Улан-Батор.

Международный аэропорт Чингисхан (ULN) расположен в 15 км к юго-западу от Улан-Батора. Телефон справочной службы аэропорта: +976 11 119.

Билеты в Монголию

Расположенная на нашем сайте форма поиска позволит вам в режиме онлайн выбрать и забронировать билеты на самолет в Монголию. Здесь же можно посмотреть расписание полетов и цены на билеты в Монголию, выбрав самый дешевый вариант. Имейте в виду, что чем раньше вы заказываете билет, тем дешевле он может стоить.

Введите соответствующие города в поля «Пункт отправления» и «Пункт назначения»; укажите дату вылета и другую требуемую информацию, и нажмите «Найти». Вы увидите полный перечень авиарейсов между отмеченными вами городами, с указанием цен. Если же прямых полетов между указанными пунктами нет, то вам будут предложены оптимальные (как по цене, так и по времени) маршруты с пересадками.

Приобрести билеты в Монголию можно, не отходя от компьютера. Нажав на кнопку «Купить», вы попадете на сайт, где содержится вся необходимая информация об оплате и доставке билета.

Как попасть в Монголию на поезде

Добраться до Монголии на поезде можно со стороны России и Китая.

Из Москвы один раз в неделю отправляется поезд в Улан-Батор; в монгольской столице делает остановку поезд, следующий по маршруту Москва–Пекин.

Кроме того, с территории России в Монголию ходят региональные поезда (например, Иркутск–Улан-Батор).

Просмотреть расписание поездов в Монголию, узнать стоимость проезда, а также в режиме онлайн заказать билет можно на странице .

Центральный вокзал Улан-Батора расположен в 8 км от центра города. До вокзала можно добраться всеми видами транспорта.

Как добраться до Монголии автотранспортом

Попасть в Монголию можно и на автобусе. Так, регулярно курсируют автобусы между Улан-Удэ и Улан-Батором (время в пути – около 12 часов).

Для въезда на территорию Монголию на своем автомобиле достаточно международных водительских прав, никаких других разрешительных документов российского ГИБДД или замены российских автомобильных номерных знаков на монгольские знаки не требуется.

Проехать через границу на автомобиле, управляемом по простой письменной доверенности нельзя – действительны только нотариально заверенные доверенности. При пересечении границы данные автомобиля заносятся в таможенную декларацию владельцем и фиксируются в компьютерной базе данных монгольской таможни.

На монгольской границе расположены следующие автомобильные пограничные переходы: Монды, Кяхта, Соловьёвск.

Расстояние по автодороге от Иркутска до Улан-Батора составляет 1028 км.

Расстояние от КПП «Кяхта–Алтанбулаг» до Улан-Батора – 345 км.