Грузовые люки и люковые закрытия. Смотреть что такое "ЛЮК" в других словарях Смотреть что такое "ЛЮК" в других словарях

(голл. luik ). Отверстие в палубе корабля для схода вниз или для нагрузки; отверстие в полу театральной сцены; вообще вход в подполье, в погреб; лежачая дверь, полукруглое окно вообще.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

1) наружное отверстие на корабле; 2) отверстие на полу театральной сцены; 3) дверь на полу для входа в подвал или на потолке для хода на чердак; 4) полукруглое окно.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

1) опускная дверь на полу, ведущая в подвал, или подъемная дверь в потолке для хода на чердак; 2) на кораблях - всякое наружное отверстие и в особенности - пушечной амбразуры с запорами и ставнями; 3) полукруглое окно.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

гол. luik . а) Отверстие в палубе корабля. b ) Отверстие в полу театральной сцены.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

(гол. luik) закрывающееся крышкой отверстие, напр, в палубе корабля, в танке, в полу сцены, в стенках парового котла.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

люка, м. [нем. Lucke ]. 1. Отверстие с захлопывающейся крышкой, напр. в палубе корабля, в танке, в полу сцены.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Люк

а, м. (нидерл. luik).
1. Закрывающееся крышкой отверстие, напр. в палубе корабля, в танке, в полу сцены и др. Канализационный л .
2. тех. Отверстие для орудия в борту судна, самолета и т. п.
Люковый - относящийся к люку 1, 2, люкам.
|| Ср. амбразура , порт .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЛЮК" в других словарях:

    Люк, а; мн.люки, ов … Русское словесное ударение

    люк - люк, а … Русский орфографический словарь

    люк - люк/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (от нидерл. luik): Закрывающееся крышкой отверстие для проникновения вниз или внутрь чего либо (напр., канализационный люк, вентиляционный люк, телефонный люк, грузовой люк). Люк в оптике реальное отверстие (диафрагма) или… … Википедия

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? люка, чему? люку, (вижу) что? люк, чем? люком, о чём? о люке; мн. что? люки, (нет) чего? люков, чему? люкам, (вижу) что? люки, чем? люками, о чём? о люках 1. Люком называют закрывающееся… … Толковый словарь Дмитриева

    ЛЮК, люка, муж. (нем. Lücke). 1. Отверстие с захлопывающейся крышкой в палубе корабля, через которое проникают в трюм (мор.). || Отверстие в борту судна для дула артиллерийского орудия (мор.). «И молча в открытые люки чугунные пушки глядят.»… … Толковый словарь Ушакова

    - «ЛЮК», СССР, КОНТРАКТ 2/ЗОДИАК (киностудия им. М.Горького)/киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1991, цв., 80 мин. Социальная драма. Молодой бомж Люк, не подчинившись законам, установленным его же коллегами бомжами, а также произволу прораба, попадает на… … Энциклопедия кино

Закрытия грузовых люков делятся на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые.

Для доступа в трюмы в палубах делают большие вырезы - грузовые люки, которые по периметру ограждают вертикальным листом - комингсом высотой 500 - 600 мм.

Наиболее простым является съемное закрытие, состоящее из одной стальной крышки, которая закрывает весь люк. Подъем крышек и установка их на место производится краном.

Снятую крышку укладывают на палубу или на соседний люк.

Наиболее широко съемные закрытия применяются на контейнеровозах и лихтеровозах, где они могут выполняться без комингсов люка, что обеспечивает удобное размещение контейнеров на палубе.

Откидное закрытие может быть выполнено из одной крышки, которая закрывает весь люк. Крышка шарнирно крепится к комингсу и при открытом люке занимает вертикальное положение, что создает некоторые неудобства при грузовых операциях.

Поэтому чаще применяется откидное закрытие с двумя крышками, каждая из которых закрывает только половину люка. Крышка состоит из двух частей - секций, соединенных между собой шарнирно. Для открывания и закрывания крышек используют мощный гидравлический привод.

1 - ведущая секция; 2 - ведомая секция; 3 - гнездо для стопорной планки; 4 - роульс ведомой секции;5 - стойка-ограничитель; 6 - стойки; 7 - плунжер; 8 - резиновые амортизаторы; 9 - крайние кронштейны

Большое применение на флоте получили закрытия системы Мак-Грегора , у которых люк закрывается несколькими металлическими секциями длиной на всю ширину люка.

1 - люковая секция; 2 - направляющая балка; 3 - центрирующий ролик; 4 - опорные катки; 5 - цепочка, связывающая секции между собой; 6 - соединительный клин; 7 - трос, предназначенный для открытия; 8 - трос, предназначенный для закрытия; 9 - канифас-блок

В положении по-походному секции плотно обжаты. Поэтому прежде чем открывать люк, необходимо секции несколько приподнять (подорвать), иначе при горизонтальном перемещении секции будет происходить быстрый износ резины уплотнения. Для подъема и опускания секций имеется целый ряд различных конструкций.

Каждая из этих секций имеет четыре ведущих ролика (по два с каждого борта) и два направляющих (центрирующих). При выбирании троса, который закреплен на последней секции, все секции начинают сдвигаться вдоль люка, перемещаясь на ведущих роликах по продольным комингсам.
Когда секции последовательно подходят к концу люка, центрирующие ролики вкатываются на направляющие балки, и под действием силы тяжести каждая секция поворачивается и занимает вертикальное положение.

Закрывают люк в обратном порядке. Для этого ведущий трос проводят через канифас-блок, установленный на противоположном конце люка.
При натяжении троса крайняя секция сходит с направляющих балок и начинает перемещаться по продольным комингсам. Все секции соединены между собой цепью, поэтому каждая тянет за собой следующую.

Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновым уплотнением между крышкой и комингсом, а также между отдельными секциями крышки. Для плотного обжатия резинового уплотнения секции прижимают одну к другой клиновыми зажимами. К комингсу люка секция прижимается винтовыми задрайками или клиньями.

Откатываемое закрытие состоит из двух секций, которые при открывании люка откатываются на роликах к бортам по специальным направляющим.

Грузовые люки представляют собой большие вырезы в палубах для погрузки и выгрузки. На твиндечных судах грузовые люки располагаются один над другим. Люки в верхней палубе ограждаются по всему периметру толстым вертикальным стальным поясом - комингсом высотой до 1 м, а в твиндеках - леерами.

Грузовые люки оборудуются прочными водонепроницаемыми закрытиями, которые подразделяются на простые и механизированные.

Простые люковые закрытия состоят из съемных стальных бимсов, деревянных лючин и брезента. Бимсы закладываются в гнезда на продольных комингсах и служат опорами для лючин. Уложенные на бимсы лючины верхней палубы покрываются брезентом, который поджимается стальными шинами к комингсам и надежно заклинивается по периметру люка. Поперек каждого ряда лючин поверх брезента накладываются и скрепляются с комингсом люка окованные деревянные шины.

Люки в твиндеках обычно закрываются только лючинами. Простые люковые закрытия не обеспечивают достаточной надежности, особенно при больших размерах люков, а их снятие и установка на место требуют большой затраты времени и ручного труда. Поэтому все современные суда оборудуются механизированными люковыми закрытиями.

Механизированные люковые закрытия быстро и безопасно ставятся и снимаются грузовыми лебедками или специальными гидравлическими приводами. Они представляют собой металлические водонепроницаемые крышки и по способу их уборки подразделяются на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые.

Съемные закрытия просты по конструкции и надежны в эксплуатации. Они представляют собой одну металлическую крышку, соответствующую размерам грузового люка, которую снимают и ставят на место грузовой стрелой. По- походному крышка закрепляется винтовыми задрайками, которые одновременно уплотняют резину, уложенную по периметру крышки, обеспечивая водонепроницаемость закрытия. Съемные закрытия применяются на судах с небольшими люками.

Откатываемые закрытия имеют тросовый привод от грузовой лебедки. Наиболее распространенным закрытием этого типа является закрытие системы Мак-Грегора (рис. 59, a). Оно состоит из нескольких стальных коробчатых крышек (секций), которые для прочности с внутренней стороны подкреплены продольными и поперечными ребрами жесткости.

рис. 59 Откатываемое люковое закрытие системы Мак-Грегора

а - общий вид закрытия; б - схема открытия и закрытия люка; в - схема отдельной крышки

Крышки соединены между собой короткими цепями 4, тросами или металлическими стержнями - тягами. Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновыми прокладками, уложенными в пазы люковых крышек, задрайками и клиновыми зажимами, которыми крышки плотно прижимаются к комингсам люков.

Имеется несколько конструкций люковых закрытий системы Мак-Грегора, отличающихся одна от другой в основном некоторыми деталями открывающего и подъемного устройств. На рис. 59, б показана схема закрытия системы Мак- Грегора с автономными опрокидывающимися крышками. Каждая крышка имеет с боковых сторон по два ведущих ролика 2 и по одному осевому роульсу с желобками 3 (рис. 59, в).
Ведущие ролики опираются на направляющие полки 1 комингса, по которым крышки могут перемещаться вдоль люка. Осевые роульсы выступают в стороны несколько больше, чем ролики, и при перемещении крышки вдоль комингса - их желобки остаются за внешними краями направляющих полок, В конце полок к их наружным сторонам приварены вертикальные листы, имеющие скосы 5.

Открываются и закрываются трюмы при помощи тросовой передачи 7 от грузовой лебедки 8. Для отката крышек ходовой конец троса крепят за утку 10 ведущей крышки 9. При натяжении троса все крышки.начнут откатываться на ведущих роликах по направлению тяги.

При подходе каждой крышки к концу направляющих полок ведущие ролики сходят с них, а направляющие роульсы наезжают своими желобками на скосы и поднимают крышку. Свисающая за поперечный комингс люка часть крышки под действием собственного веса поворачивает крышку на направляющих роульсах. После полного раскрытия люка все крышки займут вертикальное положение под рострами грузовой рубки.

Для закрытия люка трос, закрепленный за утку последней крышки, надо выбирать либо лебедкой, расположенной по другую сторону люка, либо той же лебедкой, проведя трос через блок на противоположной стороне люка.
При натяжении троса ведущая крышка потянет за собой остальные. Когда ведущая крышка дойдет до упора, первая крышка 6 займет горизонтальное положение.
После этого трос переносят с ведущей крышки на первую и обтягивают, плотно прижимая крышки друг к другу. Для полного обжатия резинового уплотнения крышки прижимают одну к другой клиновыми зажимами, а к комингсу люка - винтовыми задрайками.

Перед открытием люка необходимо крышки немного приподнять, так как при горизонтальном перемещении плотно прижатых друг к другу крышек может повредиться резиновое уплотнение. Для подъема крышек закрытия имеются специальные приспособления различных конструкций.

Откидное закрытие в простейшем случае состоит из одной стальной крышки, закрывающей весь люк, шарнирно скрепленной с комингсом люка. При открытом люке крышка устанавливается и закрепляется в вертикальном положении.
Для закрытия люков больших размеров применяются откидные закрытия, состоящие из нескольких откидных складывающихся крышек (рис. 60). По количеству крышек закрытия бывают двух- и трехстворчатые или четырехстворчатые парные, откидывающиеся в обе стороны люка.

Для подъема крышек и установки их на место применяется, как правило, гидравлический привод, смонтированный у комингса люка или в секциях самих крышек. Иногда используется тросовая передача от грузовой лебедки. Процесс открытия грузового люка выбиранием троса 1 и закрытия выбиранием троса 2 понятен из рис. 60.

Наматываемые закрытия имеют люковые крышки, состоящие из большого числа узких, шарнирно соединенных между собой металлических секций коробчатого сечения. При открывании люка такая крышка перемещается по продольным комингсам и наматывается на длинный (во всю ширину крышки) барабан специальной вьюшки, установленной у поперечного комингса люка.

Из-за сложности конструкции и других недостатков наматываемые закрытия широкого распространения не получили.

Палубы в составе корпуса обеспечивают его продольную и поперечную прочность; предназначены для размещения грузов, помещений для пассажиров и команды; палубы служат опорами для бортов и переборок и обеспечивают водонепроницаемость корпуса. Различные суда имеют разное количество палуб и платформ: суда внутреннего и смешанного плавания имеют одну главную палубу, а пассажирские суда - еще и платформы. На морских судах, особенно пассажирских, бывает по нескольку палуб, а главной из них считается палуба, до которой доводят поперечные переборки. Эту палубу часто называют палубой переборок.

Верхняя (главная) палуба судов имеет форму плавной кривой с подъемом от средней части судна к оконечностям - седловатостью палубы. При этом подъем палубы к носу обычно делают в два ра-i3a больше, чем к корме. Такая седловатость ограничивает заливание палубы встречной или попутной волной.

Кроме седловатости, верхняя (главная) палуба имеет поперечную кривизну - погибь бимсов. Стандартная стрелка погиби бимсов равна 1/50 ширины корпуса. Погибь бимсов улучшает скатывание воды с палубы за борт. Нижние палубы (внутри корпуса) Смогут не иметь ни седловатости, ни погиби бимсов.

Так же, как и днище, палуба может быть набрана или по поперечной, шли по продольной системе набора. Платформы обычно набирают по поперечной системе набора.

Палуба судна (поперечная система набора). Палубы сухогрузных судов (рис. 20) отличаются наличием большого количества вырезов - грузовых люков, обнесенных комингсами. Для удобства погрузки и выгрузки, особенно на судах, перевозящих руду, лес (в бревнах) и крупногабаритные контейнеры, вырезы делают больших размеров, причем они могут быть расположены в один или два ряда (по ширине судна).

Подпалубный набор судна состоит из балок главного направления: бимсов (по всей ширине) или полубимсов (от люка до борта или между люками). Перекрестными продольными связями, установленными в плоскости днищевых стрингеров (кильсонов), являются усиленные подпалубные балки - карлингсы. Поперечные связи (бимсы) ставят в плоскости шпангоутов, соединяясь с которыми, они представляют собой как бы замкнутые связи, идущие под палубой, по бортам и днищу. Усиленные поперечные связи: по днищу - Усиленный флор, по бортам - рамные шпангоуты и под палубой - Усиленный бимс, состоящий из полосы с обратной полосой.

Рис. 20. Конструкция палубы (вид из трюма) сухогрузного судна (поперечная система набора):
1 - настил палубы, 2 - карлингс, 3 - бимс, 4 - продольный и поперечный комингсы люка, 5 - пиллерс, 6 - полубимс, 7 - концевой бимс

При больших вырезах (люках) на судах вдоль краев люка, под Палубой, идет карлингс, а над палубой в той же плоскости - продольный комингс. На небольших судах (иногда) в диаметральной плоскости устанавливают продольный карлингс; если же средний люк разрезает его, то продольные комингсы над люком удлиняют на 2-3 шпации за вырез, делая как бы «перевязку» продольных связей.

Для улучшения работы палубных перекрытий и передачи усилий нагрузки с палубы на днище и наоборот, в качестве опор между палубами и днищем устанавливают стойки - пиллерсы, состоящие из труб или сваренных между собой угольников или швеллеров.

Пиллерсы устанавливают, как правило, в углах грузовых люков и, как обязательное условие для их опоры, выбирают: по днищу - пересечение днищевых стрингеров с рамным флором, а по палубе- пересечение рамного бимса с карлингсом. В углах больших палубных вырезов устраивают утолщенные палубные листы, а углы вырезов скругляют. В отдельных местах устанавливают также местные пиллерсы для поддержания балок.

Палубное перекрытие (продольная система набора). Такие палубы делают у крупных сухогрузных судов и на танкерах. Балками главного направления являются продольные подпалубные балки, установленные в плоскости днищевых продольных балок и стоек поперечных переборок. Опорами для продольных подпалубных балок служат рамные бимсы и рамные полубимсы, через вырезы в которых пропускают эти балки неразрезными и приваривают к стенкам вырезов. Конструкция палубы сухогрузного судна, набранной по продольной системе набора, изображена на рис. 21.


Рис. 21. Конструкция палубы сухогрузного судна (продольная система набора):
1 - продольный комингс грузового люка, 2 -поперечный комингс грузового люка, 3 - вварной усиленный лист палубы, 4 - настил палубы, 5 - карлингс, переходящий в нижнюю часть комингса, продольная подпалубная балка, 7 - пиллерс, 8 - кница, 9 - концевой бимс

Переборки - это вертикальные стенки, служащие для разделения корпуса на отсеки. Переборки бывают поперечные и продольные, основными из которых считают поперечные. Продольные переборки устанавливают на танкерах, разделяя корпус на отдельные отсеки по ширине.

На каждом судне морского, смешанного и внутреннего плавания по требованиям Регистра СССР и речного Регистра РСФСР обязательно должны быть установлены следующие поперечные переборки:
форпиковая (таранная), ограничивающая первый носовой отсек судна - форпик; ее устанавливают не ближе 0,05L и не далее 0,05L + 3,0 м от форштевня (на крупных судах);
ахтерпиковая, ограничивающая крайний кормовой отсек - ахтерпик;
носовая и кормовая переборки МО (машинного отделения), если оно расположено в средней части судна.

Максимальное расстояние между поперечными переборками на крупных морских судах делают не более 30 м, на танкерах- 12- 15 м. Максимальное расстояние между переборками на судах речного флота - не свыше 6 высот борта, на танкерах внутреннего и смешанного плавания с высотой борта H≤2,5 м - не более 24 шпаций, а при H≥2,5 м - не более 36 шпаций.

Расстановка поперечных переборок на судах связана также с Условиями обеспечения непотопляемости.

По назначение переборки делят на прочные, проницаемые, непроницаемые, огнестойкие и выгородки - стенки в надстройках и рубках, а также на отбойные, которые ставят внутри топливных цистерн.

По конструкции различают: плоские (с ребрами жесткости) и гофрированные.

Плоские переборки состоят из полотнищ, сваренных из отдельных листов поясами (нижний, средний и верхний). Полотнища подкрепляют вертикальными стойками - ребрами жесткости, поставленными на расстоянии 600-900 мм в зависимости от назначения и места установки переборки. В плоскости бортовых стрингеров по переборке ставят усиленную поперечную связь - шельф, а в плоскости днищевых стрингеров (кильсонов) и карлингсов - усиленные жесткости - контрофорсы.

Крепление ребер жесткости с шельфом такое же, как продольных балок с рамными связями. Поперечная переборка (плоская с ребрами жесткости) изображена на рис. 22.


Рис. 22. Поперечная переборка (гладкая с жесткостями)

Гофрированные переборки изготовляют из полотнищ путем штамповки на мощных прессах. Применение гофрированных переборок дает уменьшение трудоемкости на 10-15% и массы их на 25% за счет отсутствия набора.

Гофры на поперечных переборках судна располагают вертикально, а на продольных - горизонтально. Прочность гофрированных переборок эквивалентна прочности плоских переборок.