Карнавал в Венеции — вековая история. История венецианского карнавала: от Сатурналий до современности Когда проходит Карнавал в Венеции

Знают все, а на зрелищное мероприятие приезжает около миллиона туристов. Удивительная атмосфера праздника заражает тех, кто принимает участие в грандиозном шествии по узеньким улочкам древнего города. Праздничная эйфория самого знаменитого карнавала в мире продолжается около двух недель, и не случайно туристы, мечтающие посетить Италию, приурочивают свою поездку именно к этому невероятному шоу.

История проведения карнавалов

Яркие костюмированные праздники, распространенные в католических странах, берут свои истоки из языческих традиций Римской империи. Ежегодно проводимые Сатурналии - яркие действа в честь уборки урожая - всегда проходили с массовыми гуляниями радостных хозяев и их рабов. Считается, что началом истории популярного народного праздника является 1094 год, только масок в те времена не надевали.

Маски, стирающие сословные границы

Через два века ставшие ежегодными карнавалы в Венеции под открытым небом превратились в настоящий маскарад по прихоти богатых итальянцев. Удивительно, но аристократы, презрительно относившиеся к своим рабам, во время праздничных мероприятий позволяли им сидеть с собой за одним столом и вкушать самые вкусные блюда.

Чтобы внести нотку таинственности и оставить в покое на несколько недель сословные предрассудки, было решено надевать маски из кожи или папье-маше, под которыми и богатые, и бедные прятали свои лица. Надо отметить, что до сих пор их производство является одной из самых прибыльных статей венецианских мастеров. Так, пряча под раскрашенными вручную масками лица, аристократы без стеснения общались с теми, кто стоит ниже их по социальной лестнице.

Веселый образ жизни

Поначалу красочные карнавалы в Венеции длились всего две недели. Со временем сроки проведения театрализованных зрелищ увеличились почти до шести месяцев, и веселый праздник стал образом жизни итальянцев. В конце XV века в городе даже создается специальный фонд, средства которого шли на проведение масштабного шоу, а каждый житель копил деньги на новый красочный костюм и маску. Даже бедняки, откладывавшие монеты по полгода, представали на празднике в богатых нарядах.

Указ о запрете масок вне проведения зрелищ

Под масками, стирающими социальное неравенство, совершались страшные преступления. Свобода действий приводила к постыдному распутству и даже убийствам. Многие, посчитав ношение маски весьма удобным для себя, не снимали ее и после проведения карнавалов. Церковь, обеспокоенная ухудшившейся ситуацией в городе, в начале XVII века издает указ, по которому всех мужчин, прячущих лицо в обычной жизни, сажали в тюрьму, а женщин жестоко

Упадок и подъем праздничного шоу

Постепенно веселые и беззаботные карнавалы в Венеции приходят в упадок, ворвавшаяся в страну промышленная революция не лучшим образом отразилась на увеселительных мероприятиях. Современные жизненные реалии вытесняют все красочные зрелища, и даже накладывается вето на проведение праздника, чтобы сохранить городскую казну. Однако отстающий от технического процесса и помнящий вековую историю существования карнавалов, неожиданно возрождает красочные действа в 1979 году, популяризируя культуру прославленного города.

Свою огромную лепту в возвращение шумных увеселительных мероприятий на улицы Венеции внес маститый итальянский режиссер Ф. Феллини с благословения Папы Римского. Великий мэтр модной индустрии К. Диор долгое время создавал удивительные карнавальные наряды для знаменитостей, поражающие изысканным кроем и яркими деталями. Он настолько был впечатлен особой праздничной атмосферой, что даже написал гимн для ежегодного массового шоу, который звучит уже 20 лет в на свете.

Венеция, карнавал: даты проведения

Костюмированный карнавал, ставший всенародный праздником, начинается за десять - двенадцать дней до начала Великого поста. Даже перевод названия фантастического парада масок с латинского языка (carnevale) уходит корнями в ожидание великой Пасхи - «до свидания, мясо». За многовековую историю проведения масштабных мероприятий по старинным улицам прошло огромное количество людей, веселящихся в преддверии строгого поста и прощающихся с сытными яствами.

Чаще всего запоминающиеся на всю жизнь мероприятия проходят в последнем месяце зимы. Волшебный карнавал в Венеции, даты проведения которого зависят от начала Великого поста и меняются из года в год, в 2016 году проходил с 23 января по 9 февраля. Хотя ранее феерия начиналась на неделю раньше и длилась 18 дней. Интересно, что темы фантастически прекрасных шествий также меняются, в этом году они были приурочены к открытию мировой выставки Milan Expo 2015.

Символ праздника - маска

Все, кто был на сказочном шоу, знают, насколько в те дни прекрасна построенная на воде Венеция. Карнавал, маски которого являются настоящим культурным явлением, привлекает невероятное количество приезжих, желающих запечатлеть неповторимое представление.

Изготовленные и разукрашенные вручную маски уникальны, в природе не существует двух одинаковых. Аксессуар с древней историей делится на несколько видов, о которых интересно узнать.

Разновидности скрывающего лицо аксессуара

Маска с вытянутой нижней частью, напоминающей клюв, и выглядящая очень зловеще, носит название «Баута». Носящий ее человек мог употреблять пищу и пить воду, а при разговоре не боялся быть узнанным, так как аксессуар изменял тембр голоса. Популярная на карнавале маска часто скрывала лица особ королевских кровей, ее часто выбирали те, кто хотел прогуляться по старинному городу инкогнито. Кстати, известный всем Казанова предпочитал носить именно «Бауту».

«Джокер» - мужская маска со звенящими бубенцами - напоминала внешним видом средневековые времена. «Жоли» - женский вариант предыдущего аксессуара.

«Моретта» - простая овальная маска, не закрывающая полностью лицо. Ее украшали специально для карнавала и добавляли некоторые элементы. Дополненная темной вуалью, она идеально подходила для посещения святых мест. На карнавалы в Венеции такую маску надевали красавицы, не пряча выразительные черты лица.

«Дама» - самый роскошный вариант для веселого шествия. Оригинальный аксессуар, сделанный из самых лучших материалов, дополнялся высокими прическами и роскошными украшениями. Дама в такой маска всегда привлекала мужское внимание, оставаясь неузнанной.

Еще один уникальный аксессуар, не закрывающий половину лица, называется «Гатто». Надо сказать, что страдающая от нашествия мышей Венеция всегда относилась с особым почтением к кошкам. Эта маска стала данью уважения к домашним животным, и выглядит она как мордочка кота.

Венеция, карнавал: костюмы

Конечно, король карнавалов всего мира славится роскошью и красотой костюмов, которые можно поделить на несколько видов.

Чаще всего участники карнавала облачаются в исторические наряды, соответствующие определенной эпохе. Некоторые, желая выделиться и показать принадлежность к субкультуре, удивляют прохожих готическими и косплей-костюмами. Часто итальянцы и туристы, приехавшие не просто посмотреть на яркое шоу, но и принять в нем непосредственное участие, выбирают ослепительно-белоснежные наряды Пьеро, пользовавшиеся особой популярностью больше 20 лет назад.

Кто-то заранее шьет себе роскошный костюм в предвкушении феерии, а кто-то пользуется услугами магазинов, предлагающих приезжим прокат изысканных масок, плащей и потрясающих карнавальных одеяний.

Ожидание нового чуда

Буйство красок, шумное веселье, потрясающая феерия - это все отличает знаменитый карнавал в Венеции. Отзывы туристов о знаменательном событии всегда полны восхищения, ведь не зря сюда стремятся те, кто уже не единожды принял участие в развлекательной фантасмагории. Праздник, проходящий под открытым небом, превращает Венецию в огромную сцену с самыми невероятными декорациями.

Многих итальянцев охватывает тоска по тому времени, когда народные гуляния длились несколько месяцев, и казалось, что веселый праздник будет нескончаемым. Волшебное шоу позволяет примерить каждому самые невероятные роли, радость от ежегодных перевоплощений захлестывает всех участников масштабного мероприятия. Когда в Венеции карнавал заканчивается, и старинные улочки наполняются тишиной, всегда есть те, кто живет мечтой о новой встрече с самым ожидаемым событием нового года.

Вчера начался Карнавал, а я в каком-то дурацкой зимней спячке его профукала. Забыла совсем. Ну ладно, теперь уж на следующий год. Все три или четыре раза я была на карнавале как зритель, зевака. Теперь понимаю, что надо или двигаться дальше - научиться надевать Маски, или хотя бы примерить Бауту, погрузиться в это зазеркалье, или уж перестать мёрзнуть на февральском ветру.

енеция - город очень маленький, и ему некуда расти - вода ограничивает его расползание естественным образом. Город физически не может вместить в себя столько народу, сколько наезжает туда каждый февраль. И мне с каждым годом все меньше нравится толпа в Венеции. Стало больше пьяных, появились какие-то мальчуковые группки скоттов, бриттов и англов - в постоянном поиске, где бы выпить пива. Полиции стало больше.

Даже для обычных зрителей вроде меня выдерживать напряжение карнавала тяжело. Я никогда не была готова ездить сюда два года подряд, в столпотворение и суету. Но для Масок карнавал - это что-то вроде неизлечимой склонности. Есть множество людей, приезжающих в Венецию каждый год, много лет подряд, и пропустить карнавал для них - настоящая драма. Они так любят Венецию и себя в ее роскошных декорациях, что готовы ездить и ездить сюда в феврале, не считаясь ни с тратами, ни со временем, убитым на подготовку костюмов.

Быть Маской нелегко. Маски - очень самоотверженные энтузиасты Карнавала. Маска меняет характер, "прирастает к лицу". Время карнавала - законный способ перестать быть собой, перевоплотиться. "Прививка от уныния" , - как называл это действие Петр Львович Вайль.

"В карнавальные дни торопливо вмещался противовес грядущей аскезе. Карнавал выступал не рядовым праздником, а целой жизнью, проживаемой в сжатые сроки, - параллельной жизнью, в которой все наоборот. Дело не в протесте, а в альтернативе: проба иного варианта бытия с заменой плюса на минус, верха на низ, добра на зло. Шуты становятся королями, дураки - мудрецами: посмотрим, как получится. Можно сказать, что и в обычной жизни такое - сплошь и рядом".

Зато можно изображать дам и кавалеров галантного XVII века (расцвет венецианского карнавала пришелся именно на эту эпоху королевской роскоши, и теперь организаторы балов и вечеринок просят гостей придерживаться ее стиля). Хотя, конечно, трудно носить одежду XVII века так, чтобы не выглядеть в ней комично - все эти кринолины, парики, шляпки, кружева... Открытые плечи и декольте в феврале %) Есть и другая сторона дела - в маске нельзя разговаривать, кроме того, что особенно обидно, в маске невозможно пить вино кальдо и есть карнавальные пончики фрителли.

Я сама до последнего дня боролась с искушением купить себе фетровую треуголку. Поборола, теперь жалею. Наверное, в следующий раз куплю.

Тем более, что на кампо Сан Стефано в дни карнавала стоят палатки. Известные мастерские масок и костюмов торгуют здесь "навынос" плащами, треуголками и масками, так что простейший костюм можно соорудить и на месте.

Традиционно карнавал восходит к концу 10-го века, когда он продолжался по несколько месяцев, полных веселья и развлечений. За 40 дней до Пасхи начинался пост и заканчивался Карнавал. Австрийская оккупация в 1798 году прервала историю Карнавала, по крайней мере для венецианцев. Возродился он только в 1979 году благодаря инициативе местных ремесленных ассоциаций, но продолжался уже только 11 дней. Точные даты Карнавала меняюся каждый год в зависимости от того, на какое число приходится Пасха.

В прошлом году венецианцы отпраздновали начало карнавала с Festa Veneziana. Это своего рода карнавал в карнавале, порожденный желанием дать местным жителям праздник, напоминающий старые времена, праздник только для своих, который начнется прежде, чем массы туристы заполонят город.

Феста включает в себя костюмированную регату, фейерверк, пиротехническое шоу, и угощение. Многие продуктовые лавки выносят его прямо на берег каналов. Местные рестораны готовят типичные блюда венецианской кухни (bacala с полентой, cарде ин саор, frittele, galani).

Следующие 10 дней площадь Сан-Марко будет пахнуть ванилью и гвоздикой. Это запахи карнавала. В кафе официанты в белых маршальских мундирах будут разливать горячее вино и подавать фрителле - маленькие карнавальные пончики с цукатами.

Атмосфера этого Карнавала - нечто трудноуловимое, никаких тебе историй в духе "плаща и кинжала", ряженые в дурацкие пластиковые маски туристы выглядят как ряженые в дурацкие маски туристы. В специально отведенных для этого местах происходят специально поставленные представления. Чаще всего это фотосессии или платные вечера с балами и ужином.

Кто такие «Маски»? Маски (Вольные Маски, как они себя называют) - это фанатичные энтузиасты карнавала. Весь год, от февраля до февраля, они придумывают и шьют костюмы. Их причудливый наряд может быть собран из деталей, купленных на новогодней распродаже елочных украшений. Но чаще всего - это парча и кружево, - Венеция не признает фальшивый блеск и пластик.

Костюм Маски должен быть сконструирован так, чтобы не было видно ни единого фрагмента тела: на голове капюшон, плотно прилегающий к маске, на руках перчатки. По негласному уставу разговаривать Маска не имеет права, всё, что она хочет выразить, нужно "сказать" жестом и костюмом. Для общения друг с другом и фотографами Маски используют визитные карточки.

Иногда Маски называют себя «пандами» - чтобы добиться особой глубины взгляда из-под карнавальной маски, они гримируют глаза черным. В общем, и лицо не свое, и вместо глаз - загадочные провалы.

Фактически в этом и смысл маскарада - маска "прирастает" к лицу, заменяет его, становится вторым "Я". Вольные Маски признаются, что маска даже меняет характер своего обладателя на время карнавала. Неизвестно даже, кто под маской и в карнавальном костюме - мужчина или женщина. Это часть игры в перевоплощение.

Карнавал для Маски - настоящее испытание. Они встают рано утром, чтобы на рассвете собраться на молу у Сан Марко. Подъем в 5-6 часов, в зависимости от того, насколько сложен костюм, и как долго его предстоит надевать. Некоторые костюмы состоят из 10 и более деталей. Выход из дома по узкой старой лестнице – это тоже не простое дело, особенно в маскарадном наряде, в широкой юбке с кринолином, а если к костюму прилагается высокая шляпа, то приходится ее надевать уже на улице.

Ранним утром до площади можно дойти за четверть часа, максимум за полчаса. Но уже после полудня дорога занимает час-полтора: маску на каждом шагу тормозят туристы, просят сфотографироваться, и народу на улицах прибавляется - не протолкаться.

В Венеции большинство Масок - это французы и немцы. Очень немного итальянцев, совсем исчезающе малое число венецианцев. Немцы и французы потом выгуливают свои венецианские костюмы дома, на местных карнавалах, там эта традиция поддерживается давно.

У Масок есть конкуренты - Венецианская Ассоциация костюмов. У них есть свои раздевалки прямо под подиумом на Сан Марко, где проходит дефиле маскарадных костюмов, и наряды шьют профессионалы.

Есть еще одна категория участников карнавала, Маски их называют «Историческими костюмами». Это люди, которые берут костюмы напрокат в многочисленных мастерских и магазинчиках. Среди них есть и богатые туристы, которые приезжают сюда изображать дам и кавалеров галантного XVII века (расцвет венецианского карнавала пришелся именно на этот век, и теперь организаторы балов и вечеринок просят гостей придерживаться в костюмах стиля и образа этой эпохи), и итальянцы.

Масок «Исторические костюмы» никогда не носят, ходят в гриме, либо просто в полумаске. Глаза они никогда не гримируют. Впрочем, у некоторых лица столь выразительны, что никакой маски не надо. У «Исторического костюма» другая проблема: открытые плечи и декольте у дам. В феврале так гулять несколько прохладно.

А вот предусмотрительные Маски шьют свои карнавальные костюмы с запасом в 1-2 размера, чтобы была возможность поддеть теплое белье и несколько свитеров. Оно, говорят, здорово выручает в промозглом феврале.

Исторические Костюмы и Вольные Маски друг друга недолюбливают, вернее, вторые считают первых фриками. Чем занят Исторический Костюм? Тем же самым, - красуется, только за большие деньги. Он платит венецианским мастерским за сам костюм (желательно - с точным соответствием эпохе), и прогуливается в этом наряде по городу, посещая платные балы и другие развлечения. Вольные Маски свой наряд сооружают сами, на платные маскарады не ходят - высокомерно презирают. Они считают, что "карнавал должен быть в тебе")))

Все это, на мой вкус, просто забавные игры. Классический венецианский карнавальный костюм - баута - нужен был, чтобы оставаться неузнанным. Белая маска, черные плащ с черным кружевным жабо и треуголка, всё.

Баута - самая известная. венецианская маска, которую носили не только во время карнавала, но и в обычные дни. В ней ходили на свидания и в ней же расправлялись с обидчиками. В ней наносили визиты и посещали игорные заведения.

Однако сегодня на карнавале бауту можно встретить очень редко. Во-первых, она кажется Маскам слишком «простой» и незатейливой. Во-вторых, баута по происхождению - маска смерти, и многие просто опасаются примерять на себя этот довольно мрачный и инфернальный образ. Под маской вообще не различить ни пола, ни возраста, ни статуса. Зато те, кто ее носил, говорят, что маска необъяснимым образом меняет характер. Надевая ее, отказываешься от собственного лица, и баута становится твоим вторым я.


👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Расположенная в северной части Италии, Венеция иностранцам известна, прежде всего, благодаря своим, уходящим под воду улицам. Но не только прогулки на гондолах могут заинтересовать путешественников: любители событийного туризма вправе рассчитывать на ежегодные развлекательные мероприятия, проводимые в этом северном городе. Речь, конечно же, идёт об одном из известнейших костюмированных действий — венецианском карнавале.

История праздника

История венецианского карнавала уходит своими корнями в далёкое прошлое: каждый год в период зимнего солнцестояния после уборки урожая древние римляне устраивали массовые гуляния в честь бога Сатурна, именуемые Сатурналиями. Именно тогда и возникло само понятие карнавальной маски. Дело в том, что во время массовых празднований рабы сидели за одни столом со своими хозяевами и, дабы сословные предрассудки не портили веселье, лица пирующих скрывались под масками.

Как появилось само название «карнавал», доподлинно определить, пока не удалось. Одной из популярнейших версий является заявление католической церкви о связи слова «карнавал» с латинским «carne vale», что дословно переводится «прощание с мясом». Пытаясь приспособить дохристианское празднование к новому вероисповеданию, католическая церковь использовала его для подготовки к самому строгому и длинному в году посту перед Пасхальным воскресеньем. Первое письменное упоминание о венецианском карнавале датируется 1094 годом, а уже в 1296 году Сенат республики Венеция объявил последний день перед Великим постом официальным праздником.

Праздничные карнавальные веяния от венецианцев «подхватили» жители других городов и стран. Главными же атрибутами любого карнавального действия являлись маски и костюмы, основным назначением которых было скрыть социальные отличия. Среди самих же жителей Венеции венецианские карнавальные маски стали настолько популярны, что их носили не только в карнавальные, а и обычные дни. Причём нередко лица скрывали для совершения весьма неблаговидных поступков, таких, как воровство. Из-за этого ношение карнавальных масок в Венеции вне действия было запрещено католической церковью. А в 1608 году был выдан декрет, по которому, нарушившие указ, мужчины приговаривались к штрафу и двум годам тюрьмы, а женщин публично секли розгами на городской площади.

Венецианский карнавал стал настоящей отдушиной для итальянцев, живших под жестоким гнётом религиозных запретов, а поэтому ничего постыдного и недозволенного для человека в костюме и маске просто не существовало. Практически до конца XVIII века карнавал оставался ярчайшим событием общественной жизни венецианцев, но потом интерес к нему угас. Своё продолжение история венецианского карнавала нашла лишь во второй половине XX века.

Традиционным символом ежегодного карнавального действия, проходящего в Венеции, является маска. В быту маски венецианского карнавала были очень популярными: к их помощи прибегали, как во время романтических свиданий, так и для действий, связанных с нарушением закона.

Кожа, бархат и папье-маше являются главными материалами, служащими для изготовления венецианских масок. Самые первые карнавальные маски имели непритязательный дизайн и носили практичный характер. А вот современные маски венецианского карнавала – настоящее произведение искусства. Их разукрашивают вручную при помощи сусального золота и грунта, украшая перьями и драгоценными камнями. Большинство венецианских карнавальных масок являются персонажами комедии дель арте – уличного представления очень популярного среди жителей Италии.

Одной из популярнейших масок была баута: её надевали не только бедняки, а и те богачи, которые хотели «сходить в народ», сохранив инкогнито. Немного жутковатый дизайн не только менял голос обладателя, а и позволял кушать, не снимая маски.

Полумаска Коломбина украшается перьями, золотом, хрусталём и серебром. Легенда её появления сообщает о красавице актрисе, не пожелавшей скрывать свою красоту. Для неё и была изготовлена маска, закрывающая лишь часть лица.

Весьма интересная история предшествовала появлению маски венецианского карнавала кот. Хотя котов в тонущем городе было немного, к ним относились с большим уважением. Один китаец приехал в Италию абсолютно без денег, но с котом. Несмотря на свой достаточно преклонный возраст, животное умудрилось переловить всех крыс и мышей во дворце. Дож был настолько рад, что осыпал китайца золотом, чтобы кот остался в Венеции. Решив, что за неописуемой красоты шелка заплатят больше, чем за дряхлого кота, китаец вернулся в Италию с новым товаром. Привезённые купцом, ткани привели дожа в такой восторг, что он без малейших раздумий распрощался с самым ценным, что у него тогда было. Таким вот образом кот вернулся на родину.

Венецианский карнавал сегодня

Примерно полмиллиона туристов из разных уголков планеты ежегодно съезжаются на венецианский карнавал. Праздник, посвящённый освобождению девушек, похищенных пиратами из Истрии, Festa delle Marie открывает действие. Представления в стилистике комедии дель арте показывают на площади, после чего на зрителей сыплются тонны конфетти. И только потом начинается шествие. Уличные концерты, фейерверки, театральные представления, дворцовые балы маскарады – это то немногое, чем радует венецианский карнавал. Костюмы венецианцев, олицетворяющие популярных персонажей итальянской комедии, – Пьеро, Коломбину, Арлекина, Панталоне – на несколько дней становятся своеобразной эмблемой Венеции. Карнавал сегодня – это попытка отобразить фривольную, бесшабашную и феерически весёлую атмосферу древнеримских Сатурналий.

В 1996 году известный на весь мир кутюрье Пьер Карден лично написал гимн Венецианского карнавала, а отличительной чертой карнавальных постановок последних лет является участие в них художника из России Михаила Шемякина. Костюмы многих представителей элиты разных стран пошиты по его эскизам. А вот менее притязательные путешественники предпочитают изготавливать эксклюзивные венецианские маски своими руками. Это не только намного дешевле в финансовом отношении, но и позволяет обычному туристу почувствовать свою причастность к столь древнему и великому действу под названием венецианский карнавал.{jcomments on}

Двухнедельная праздничная эйфория царит в итальянской Венеции во время ежегодного карнавала. Костюмированные и театрализованные представления, выступления жонглёров, акробатов, фокусников, мимов, заклинателей змей, шпагоглотателей, конкурс на лучшую венецианскую маску, музыка и танцы, бесконечная атмосфера фривольного веселья сделали венецианский карнавал одним из самых знаменитых и запоминающихся карнавалов в мире. Многими путешественниками он даже негласно призван Королём всех карнавалов.

Умение венецианцев развлекаться и организовывать поистине несравненное шоу увеличивает численность населения города каждый год на 500.000 туристов.
Именно поэтому запланированное не только можно, но и нужно приурочить к посещению Венецианского карнавала. Вы точно не прогадаете!

Карнавал начинается за 12 дней до начала католического Великого поста и заканчивается Жирным вторником, после которого верующие соблюдают 40-дневный пост перед древнейшим христианским праздником – Пасхой.

История Венецианского карнавала

История этого празднества восходит к 1094 году, но торжества того времени проходили без масок. С 1162 года, исторически отмеченным годом победы над патриархом Аквилеем, карнавал стал проводиться ежегодно на площади Сан-Марко.

Венецианские маски, традиционно выполняемые из папье-маше или кожи, вошли в моду лишь в XIII-XIV веках. Это была прихоть богатых и знатных венецианцев, желающих внести в праздник нотку таинственности, начав кушать за одним столом с рабами.

Балансируя на грани принятых светским обществом правил, но, не желая испортить веселье сословными предрассудками, все одевали маски. Раскрашенные от руки с использованием сусального золота и грунта , маски понравились венецианцам. У них появилась возможность контактировать с социально неравными. Маски стали носить с августа до Жирного вторника.

Увеличившееся количество внебрачных детей и притонов привело к запрету масок в 1703 году Советом десяти. Запрет просуществовал только один год, так как сама власть не могла отказать себе в удовольствии носить маски на торжество.

Скоро создание масок стало настоящим произведением искусства , которые украшались птичьими перьями и даже дорогостоящими драгоценными камнями. Современный Венецианский карнавал не обходится без проведения конкурса на лучшую маску.

Венецианские карнавалы за свою многовековую историю существования переживали как подъёмы, так и падения. Наивысшего расцвета карнавал достиг в XVIII веке. Карнавальные костюмы стали показателем тенденций высокой моды. Именно в этом веке герои итальянской комедии – Арлекино, Пьеро, Панталоне и Коломбина стали главными действующими лицами карнавала.

Эмблемой карнавала стала очаровательная Коломбина . Упадок же пришёлся на конец XVIII века, когда в городе, как и в стране в целом царили революционные идеи. Бедняки-революционеры осуждали власть имущих за расточительство городской казны на такие празднества. Это привело к наложению вето на проведение карнавала.

Современный Венецианский карнавал – сплетение далекого прошлого и настоящего

В 1979 году по инициативе итальянского кинорежиссёра, удостоенного пяти премий «Оскар» – Федерико Феллини, шумное веселье карнавала с позволения Папы Римского вернулось на улицы города.

Великий кутюрье Пьер Карден не только создавал для бомонда неповторимые карнавальные костюмы, но, окрылённый и воодушевлённый магическим средневековым праздником, написал в 1996 году гимн для него.

С тех пор гимн стал непременным атрибутом карнавала, первые аккорды которого приводят публику в трепетное ожидание чего-то нового и неизведанного.



Как и в средневековье, начало праздника открывается ритуалом под названием «Воло делла Коломбина» . Бумажную голубку Колумбину запускают с колокольни на площади Святого Марка. Голубка взрывается во время полёта – и разноцветное конфетти осыпается на головы собравшихся зрителей на площади.

Затем следует старейший венецианский праздник – Festa delle Marie, посвящённый освобождению девушек, которые были похищены пиратами из Истрии. Многочисленные красавицы считают для себя честью принять участие в этом представлении, изображая угнетённых пленниц, а затем счастливых освобождённых дев, чья красота готова пленить и окутать своими чарами любого молодого человека.

Праздник выливается на все узкие улочки города. Венеция с её просторными площадями, гондольерами, мостами и каналами превращается в одну большую сцену с немыслимыми декорациями.

Полёт и буйство безудержной фантазии художников, воссоздавших средневековую эпоху, трудно уже привязывать к реальному времени. Каждый венецианец и гость города не может прийти на праздник без костюма.

Не стоит забывать: это костюмированный карнавал. Пух, перья, камзолы и сюртуки, расшитые золотом, белоснежные рубашки с кружевами, жабо и воротничками-стойками, пышные платья с глубоким декольте , панталоны, напудренные высокие парики, чёрные треуголки – и это далеко не весь перечень элементов карнавального убранства.



Многих особей женского пола можно встретить одетыми в зендале – чёрный длинный и узкий кружевной или шёлковый платок. Не стоит отчаиваться, если заранее не был подобран карнавальный костюм.

Многие магазины предлагают широкий выбор неповторимых масок и накидок, плащей, которые можно приобрести или взять напрокат.

Помимо Арлекино, Панталоне, Пьеро и Коломбины на улицах города можно встретить Джандуйя – одного из персонажей итальянской комедии дель арте. Честного крестьянина из Пьермонтской глубинки, обожающего вино, красивых девушек и сытную пищу, легко можно узнать по трёхрожковой шляпе и коричневому жакету с красными краями.

Также везде разгуливает Пульчинелла – сплетник и насмешник, которого можно опознать по заносчивому виду и пронзительному голосу. Слегка горбатый и носящий маску с большим гипертрофированным мясистым носом, он стал прообразом русского Петрушки .



Многие старинные дворцы распахивают свои двери для именитой публики, где проводятся эксклюзивные частные приёмы и традиционные костюмированные балы.

Так, прекрасный дворец XIV века Папафава (PALAZZO PESARO PAPAFAVA), окна которого выходят на канал Милосердия (Мизерикордия) ежегодно приглашает на бал под аккомпанемент живой музыки в зал, освящённый огнями тысячи свечей. Прекрасный и незабываемый вечер, изящные танцы остаются надолго в памяти участников вечера.

Также очаровательный дворец Pisani Moretta (PALAZZO PISANI MORETTA), расположенный на Большом Канале и наполненный драгоценными декорациями и фресками XVIII века, вовлекает гостей со всего мира в эпоху Республики Серениссима. Гран Бал даёт возможность гостям искупаться в атмосфере развлечений, вседозволенности и соблазна.

Российский художник Михаил Шемякин, по чьим эскизам создаются костюмы для элитной публики, давно принимает участие в постановочных проектах Венецианского карнавала, в том числе и для роскошных отелей и дворцов.

Изумительный фейерверк над лагуной возле площади Сан Марко венчает окончание парада костюмов. И весь праздник завершается языческим ритуалом – сожжением соломенного чучела , которое символизирует обновление природы. Начало Великого поста оповещается звоном колоколов церкви Сан-Франческо делла Винья.

Побывавшие на карнавале никогда не забудут этого торжества. А напоминанием о чудесном времяпрепровождении может стать карнавальная маска. Многие венецианцы давно стали коллекционерами таких масок, пополняя свои коллекции каждый год новыми шедеврами. Так почему бы не последовать их примеру?

И наш вам совет при поездке в Италию: лучше . Это не так сложно, и самое главное – доступно. Так можно сэкономить на билетах на автобусы, поезда, такси, а также собственное время, которое дорого стоит в путешествиях.

Photo: Irina Baryshnikova

История Венецианского карнавала насчитывает десятки веков. За это время он успел пережить свой расцвет, упадок, полный запрет и триумфальное возрождение. Овеянный романтическими легендами и воспетый сотнями поэтов, для нас этот карнавал был и остается эталоном красочного городского праздника, а Венеция – городом масок. Кстати, маски на карнавале были не всегда, но об этом далее…

Сатурналии

История этого самого знаменитого итальянского праздника уходит корнями в глубь веков. Истоки его нужно искать в Древнем Риме. На протяжении многих столетий римские граждане ежегодно отмечали Сатурналии – шумные праздненства, посвященные богу Сатурну. В честь этого покровителя земли, посевов и плодородия люди несколько дней предавались безудержному веселью, неуемным возлияниям и прочим безумствам, это самое плодородие прославляющим. Все присутствующие на празднике должны были надевать маски, поэтому в это время стирались все социальные различия и богач мог спокойно пировать бок о бок с рабом, а знатная матрона с удовольствием предаваться плотским утехам с плебеем.
Все это, разумеется, было не слишком полезно для здоровья, а потому смерть во время Сатурналий считалась делом не только обыденным, но даже почетным. Более того, на время праздника горожане выбирали так называемого короля, которым мог оказаться кто угодно. Звание было очень почетным, если бы по завершении всех торжеств, король не должен был публично покончить с собой…


Шли века, и кровавые обычаи Сатурналий ушли в небытие вместе с ними самими. В раннее средневековье – время темное и тревожное, венецианцы предпочитали не веселиться. А первый венецианский карнавал в нашем понимании этого слова состоялся в 1162 году, тогда горожане шумно праздновали свою независимость от патриарха Аквилеи. Эти гуляния так им понравились, что традиция стала ежегодной. Правда, масок в то время еще не носили, они появились несколькими веками позже.

Порок под маской

В эпоху расцвета Венецианской республики маски стали очень популярны среди горожан, которые носили их даже в обычной жизни. Существовало даже поверие, что смерть всегда проходит мимо человека в маске. Как правило, за масками люди прятали свои пороки – страсть к азартным играм или супружеские измены. Обязательно носили маску блудницы и преступники.


Так как почти все венецианцы имели причину скрывать свое лицо, со временем масок на улицах стало так много, что местные власти вынуждены были издать указ о запрете их ношения. Это случилось в 1703 году. С тех пор, маски можно было надевать только во время ежегодных празднований окончания зимы, которые постепенно и превратились в знакомый нам по книгам и фильмам Венецианский карнавал.


Город надевал маски ежегодно в середине зимы, и не снимал их вплоть до самой Масленницы. Так, предаваясь самым изысканным утехам и порокам, знатные венецианцы коротали время до весны. Простой люд в это время также предпочитал веселиться. На городских площадях постоянно проходили шуточные состязания. Люди ловили зубами рыб в кадушках или соревновались в умении взбираться по намазанным салом шестам, проводили потешные бои, бросаясь друг в друга яйцами, а в морозные зимы, которые в те времена не были редкостью, катались на коньках и санках.


Все это веселье прекратилось с падением независимости республики. Новый правитель Венеции, австрийский император, в 1797 году запретил городу проводить большие праздники. Такого же мнения придерживался 150 лет спустя и диктатор Бенито Муссолини. Потом случилась война, и позорное поражение. А после разруха и медленное возвращение к нормальной жизни заняли все мысли венецианцев, им опять стало не до праздников.

Карнавал сегодня

Возродился Венецианский карнавал только в 1979 году. К тому моменту правительство Италии осознало, что подобный праздник обязательно привлечет к себе внимание общественности, а большое число туристов очень благотворно скажется на экономике страны. И они не просчитались, каждый год на карнавал в Венецию приезжает более полумиллиона туристов.


В конце 90-х годов карнавал получил свой гимн, написанный самим Пьером Карденом. Но, разумеется, участие великого кутюрье в праздненстве этим не ограничилось. Современный карнавал – это настоящая феерия с музыкой, танцами, фейерверками и дорогими роскошными костюмами. Многие богачи мира отдают модельерам целые состояния за возможность блеснуть в уникальном костюме Пьеро или Коломбины. А многие маски ручной работы смело можно причислить к произведениям искусства.


Простые люди также могут принять участие в карнавале и желающие это сделать, на протяжении многих месяцев самостоятельно готовят себе костюмы. Однако чаще всего туристы предпочитают смотреть на торжество со стороны или через объектив фотоаппарата. А посмотреть тут есть на что.

Парад Марий

Венецианский карнавал начинается с так называемого «Парада Марий». По легендам, в Х веке в городе существовала странная традиция – все свадьбы могли совершаться только один день в году. В этот день целая процессия невест шествовала по улицам города к церкви Сан Николо, где их ожидали будущие мужья.
Но в 943 году свершиться свадьбам помешали пираты, которые вероломно напали на процессию и похитили всех невест. Однако далеко уйти со своей добычей корсарам так и не удалось, разгневанные горожане напали на их корабль и вернули всех девиц на церемонию.


В память об этом случае в Венеции был заведен обычай праздновать одновременно 12 свадеб. Самые богатые и знатные женихи должны были связать себя узами брака с самыми красивыми, но бедными горожанками. При этом каждая из них должна была носить имя Мария.
При возрождении карнавала возродили и Парад Марий. И хотя теперь они не вступают в брак с самыми завидными женихами Венеции, попасть в число 12-ти участниц не так просто, все девушки проходят тщательный отбор. Сам парад открывает карнавал, а в его последний день, на площади Сан-Марко торжественно выбирают самую красивую «Марию» и коронуют ее.

Полет ангела и прочие развлечения

Полет ангела — одно из самых впечатляющих событий карнавала проходит в первое воскресенье праздника. Девушка одетая в красивое платье, как правило это победительница парада Марий прошлого года, совершает головокружительный полет на канате над площадью Сан-Марко. Он начинается с вершины стометровой кампанеллы и заканчивается у порога Дворца дожей.


Говорят, что эта традиция появилась еще в XV веке, когда один отчаянный акробат, одетый в костюм ангела, прошел по канату от собора Сан-Марко до Дворца дожей. Это зрелище привело горожан в восторг, и с тех пор повторялось каждый год, пока один из смельчаков не разбился насмерть. Это произошло в середине XVIII века, и в последующие годы ангел над Венецией больше не летал. Традицию возродили только в начале ХХI века, когда современные технологии позволили сделать полет безопасным, а зрелище еще более захватывающим.


В тот же день проходит и еще одно увлекательное мероприятие – красочная регата – своеобразный водный парад, когда по Гранд-Каналу в гондолах проплывают живописные группы, одетые в яркие исторические костюмы.


Все последующие дни весь город превращается в одну большую арену для выступления акробатов, музыкантов, танцоров и театральных коллективов.


В особняках аристократов в эти дни проходят грандиозные балы. Стать гостем такого бала теоритически может любой желающий, но стоит такое участие немалую сумму. Зато на самом балу, никто не спросит вас о знатности происхождения и любая «Золушка» сможет станцевать менуэт с представителем какой-нибудь аристократической семьи. Разумеется, что самым главным условием пребывания на балу служит маскарадный костюм и маска.


Еще в дни карнавала проходит большой конкурс масок. На суд авторитетного международного жюри представляются самые изысканные и оригинальные костюмы. Награды вручаются сразу в нескольких номинациях, а сама церемония проходит в заключительные дни карнавала и производит потрясающее впечатление.

Венецианский карнавал это удивительный праздник с богатым на события прошлым и счастливым будущим. И хотя венецианцы частенько ворчат, что он превратился в чисто коммерческое мероприятие, целиком и полностью созданное для развлечения туристов, они неправы. Удивительная атмосфера самого города, его архитектура и история, придают празднику неповторимое очарование. Поэтому карнавал в Венеции никогда не станет рядовым городским праздником, для этого он слишком изыскан и своеобразен.