Обелиск на площади восстания. Площадь Восстания: описание и история

Площадь Восстания.

Если взглянуть на карту центрального района Санкт-Петербурга — несложно заметить, что прочерчен двумя практически прямыми линиями, пересекающимися под небольшим углом. В месте единственного изгиба находится одна из значимых городских площадей – площадь Восстания.

Это историческое место всегда служило городу главными въездными воротами, и сегодня здесь расположен Московский вокзал со всей необходимой инфраструктурой: гостиница «Октябрьская» — для размещения приезжих, станция метро «Площадь Восстания» — для дальнейшего их следования и Обелиск «Городу-герою Ленинграду» — как визитная карточка города, подчеркивающая его высокий статус.

История и общая информация

В первом десятилетии XVIII века к Новгородскому тракту, проходившему здесь еще до основания Петербурга, прорубили две просеки. Одна шла от , другая – от . Из-за ошибки в расчетах второй участок подошел к тракту немного севернее, траектория просеки дала изгиб.

На этом месте образовался обширный перекресток новой Большой перспективы (Невский проспект) и старой Новгородской дороги (Лиговский проспект). Постройка деревянной церкви Знамения пресвятой Богородицы преобразовала перекресток в Знаменскую площадь. Возведенное по указанию императрицы Елизаветы в 1765-1767 годах деревянное здание храма, затем было перестроено в камне архитектором Ф. И. Демерцовым.

До середины XIX века здесь был пустырь, в распутицу, превращавшийся в болото. Из описания известного адвоката А. Ф. Кони, сделанного в 1840 году: «Знаменская площадь обширна и пустынна… Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо… протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила…».

Все изменилось со строительством железной дороги между Москвой и Петербургом (1843-1851 годы), когда на южной окраине площади решено было построить конечную станцию.

Московский вокзал

Светлое здание вокзала, спроектированное архитектором К. А. Тоном, увенчанное двухъярусной башней с часами, больше похожее на дворец, чем на пассажирский терминал, преобразило площадь.

До 1924 года вокзал назывался Николаевским, как и железнодорожная ветка. Здание, построенное в 1844-1851 годах, неоднократно перестраивалось, и сейчас от его первоначальной конструкции сохранился только фасад – близнец Ленинградского вокзала в Москве.

Гостиница Октябрьская

В соответствии с планом преобразования Знаменской площади, разработанным архитектором Н. Е. Ефимовым, напротив великолепного здания вокзала предусматривалось здание гостиницы, с номерами, зимним садом, концертным залом и рестораном. Построенная в 1857 году Знаменская гостиница несколько раз меняла облик и названия: «Знаменский вокзал», «Северная», «Большая Северная».

В XX веке она получила имя, сохранившееся до наших дней, — «Октябрьская». Сейчас глядя на солидное здание гостиницы трудно поверить, что в 1920-х годах в нем располагалось городское общежитие пролетариата (ГОП), сюда свозили беспризорников со всего Петрограда, откуда и появилось слово «гопники» — непрезентабельные обитатели Лиговки…

Памятник Александру III

В 1907 году первая трамвайная линия, проложенная по Невскому проспекту, связала вокзал с Адмиралтейством. Через два года в центре привокзальной площади был установлен памятник Александру III, как основателю Сибирской железной дороги.
Конная статуя, выполненная скульптором П. П. Трубецким, вызвала противоречивые отзывы, многие посчитали ее карикатурной, требовали убрать. Тем не менее, монумент оставался на площади до 1937 года и стал свидетелем и невольным участником исторических революционных событий.

Знаменская площадь оказалась в центре массовых народных волнений, кровопролитных стычек с полицией, здесь проходили митинги и строились баррикады. В память о Февральской революции в 1918 году площадь получила современное название.

Большевики оставили памятник самодержцу и, весьма своеобразно, использовали его в целях пропаганды. В 1919 году на пьедестале были высечены строки Д. Бедного:

«Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.»

К десятилетию Октябрьской революции в 1927 году бронзовая статуя монарха была задействована в праздничном оформлении площади. Ее заключили в железную клетку, с мачтами, колесом и надписью «СССР».

Через 10 лет памятник все же убрали в запасники . Теперь скульптура выставлена на всеобщее обозрение во дворе .

Обелиск и станция метро

Современный облик площади Восстания сформировался в середине прошлого века.
В центре площади Восстания в память о Великой Отечественной войне и мужестве защитников города, победивших фашизм, к 40-летию Победы был установлен Обелиск «Городу-герою Ленинграду», выполненный из 360-тонного гранитного монолита в виде пятигранной стелы по проекту архитекторов В. С. Лукьянова и А. И. Алымова.

Знаменскую церковь снесли в 1940 году, а на ее месте построили павильон станции «Площадь Восстания», открытой в 1955 году в составе первой очереди метрополитена. Это пилонная станция глубокого заложения (58 метров), оформление ее подземного зала посвящено Октябрьскому вооруженному восстанию.

Круглое классическое здание станции с ризалитами и ротондой со шпилем, который изначально был украшен звездой в лавровом венке, принадлежит к объектам культурного наследия и является символом Петербургского метро. Перед открытием Обелиска, увенчанного золотой звездой героя, звезду на шпиле станции метро заменила буква «М», затем утраченная.

Площадь Восстания всегда многолюдная и шумная, в праздничные дни преображается и выглядит особенно эффектно и колоритно. И первое, что видит каждый приезжий при выходе из здания вокзала – «Город-герой Ленинград». Так героическое прошлое города, с которым тесно связана история площади, напоминает о себе неоновой надписью на гостинице «Октябрьская».

Где находится и как добраться

Площадь Восстания находится на пересечении Невского проспекта с Лиговским проспектом в историческом центре Санкт-Петербурга.

Добраться можно на метро до одноименной станции «Площадь Восстания».

Площадь Восстания neznaiko wrote in January 20th, 2014

Наверное, каждый второй, приезжающий в Петербург, выходит с Московского вокзала на площадь Восстания. Первое, что видит гость - вечно стоящий в пробках Лиговский проспект, на самой площади - обелиск победы и здание гостиницы "Октябрьская" с надписью на фасаде "Город-герой Ленинград".


Площадь Восстания, н.в.

У площади очень интересная история. Также здесь можно заметить визуальный обман обелиска, и имеет свою, не менее интересную, историю.

В 1765 году императрица Елизавета Петровна распорядилась построить на пересечении Невского проспекта и церковь. В те времена это была граница того, первого Санкт-Петербурга. На месте Смольного собора располагалась деревня, вместо Лиговского проспекта был водный канал, берущий своё начало в реке Лиге. В 1794 году вместо церкви был заложен каменный храм, а в 1804 году строительство было закончено.
Знаменской церковь названа по пристроенному приделу. Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые — во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.
Знаменская церковь была разобрана в начале 1941 года. (Дата 1936 год ошибочна — церковь ещё действовала в первой половине 1937 года).


Знаменская площадь, между 1890 и 1905 годами


Знаменская площадь, вид со стороны Лиговского канала (ныне - проспект), 1860-е

Саму же площадь образовали в 1840-х годах в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Чуть позже было построено здание Николаевского (ныне Московского) вокзала.


Здание вокзала Петербург-Московской железной дороги, между 1855-1862 годами


Площадь Восстания, съёмка с летательного аппарата, 1931 год.

В середине 19 века была построена . Гостиница потом называлась "Северной", "Большой Северной", а после революции стала "Октябрьской". В 1920-х годах в гостинице было организовано городское общежитие пролетариата, куда свозили всех Петроградских беспризорников. Сокращенно общежитие называли ГОП, а его малолетних обитателей — гопниками.

В 1909 году в центре площади был установлен памятник Александру III. В октябре 1937 года памятник был демонтирован и его перевезли во двор Русского музея. В 1994 году монумент установлен во дворе Мраморного дворца.


Открытие памятника Александру III 23 мая 1909 года


Площадь Восстания, памятник Александру III

17 ноября 1918 года площадь, на которой в 1917 году разворачивались масштабные события и манифестации Февральской революции, была переименована в площадь Восстания.
В конце 1930-х годов начались работы по строительству метрополитена, которые были заморожены в начале Великой Отечественной войны и блокады города.
Во время войны площадь Восстания была активным действующим пунктом - работал вокзал (эвакуация жителей блокадного города), были размещены ДОТы.


ДОТ (долговременная огневая точка) на площади Восстания, 1944 год



Сквер на месте Знаменской церкви, 1948 год

В послевоенное время, в 1952 году, проведена реконструкция площади, разбит парадный сквер, в центре которого в дальнейшем намечалось установить монумент в память об исторических событиях города.


Вид на площадь Восстания от Гончарной улицы, сквер по центру, 1970-е г.г.

В 1955 году была открыта станция метро "Площадь Восстания".


Открытие ст. м. "Площадь Восстания", 15 ноября 1955 года


Вид на Невский проспект и вестибюль ст. м. "Площадь Восстания", между 1960-1970 годами

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" был установлен в 1985 году.



Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Лиговского проспекта, 2000-е г.г.


Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Невского проспекта, 2000-е г.г.

Что интересно: на Невском проспекте в Санкт-Петербурге две высотных доминанты — Башня Городской Думы и Обелиск "Городу-герою Ленинграду" являются в плане правильными пятиугольниками.
Это создаёт благоприятный эффект со всех точек обзора и хорошо вписывается в городской ландшафт, поэтому многие горожане традиционно считают, что оба эти сооружения — в своём плане квадратные.

Сквер на площади Восстания

Еще с одним зеленым островком посреди Невского проспекта мы встретимся на площади Восстания на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Впервые свое официальное название площадь получила в 1849 году. Тогда ее назвали Площадью к Знаменскому мосту. Мостик через Лиговский канал вел к церкви во имя Входа Господня в Иерусалим. Церковь построили в 1804 году по проекту архитектора Ф.И. Демерцова. В народе она была известна как Знаменская, или «Знаменье», по одному из приделов. Еще ее называли Павловской, по фамилии известного ученого, лауреата Нобелевской премии Ивана Петровича Павлова. Он был ее усердным прихожанином, а по одной из легенд, даже венчался в ней. В 1940 году, после смерти Павлова, церковь снесли. Сейчас на ее месте стоит наземный павильон станции метро «Площадь Восстания».

В 1857 году название площади отредактировали, придав ей современное звучание. Теперь она стала называться Знаменской.

23 мая 1909 года на Знаменской площади был открыт конный памятник Александру III - редкий образец сатиры в монументальной скульптуре: грузная фигура царя с тяжелым взглядом тайного алкоголика, каким и, может быть, не без оснований считали его современники, на откормленном тучном битюге, как бы пригвожденном к гробовидному пьедесталу. Почти сразу разразился скандал. Верноподданная часть петербургского общества требовала немедленно убрать позорную для монархии статую. Демократическая общественность, напротив, приветствовала произведение такой обличительной силы. В спор включилась Городская дума. И только автор памятника Паоло Трубецкой, итальянский подданный, воспитывавшийся вдали от «всевидящего ока» и «всеслышащих ушей», оставался невозмутимым и отшучивался: «Политикой не занимаюсь, я просто изобразил одно животное на другом». В салонах рассказывали анекдот про одного грузинского князя, который воскликнул, глядя на памятник: «Я знаю, цто Саса зопа, но зацем же это так подцеркивать?» Надо сказать, что памятник и в самом деле вызывает неоднозначные чувства. Если верить фольклору, многие петербуржцы испытывали по отношению к нему обыкновенную неловкость. Сохранился анекдот о приезжем англичанине, который попросил своего петербургского друга показать ему новый памятник, «что Трубецкой сделал». «И так мне братцы, обидно сделалось, - рассказывал впоследствии петербуржец, - что повел я его к фальконетовскому Петру Великому». - «Ну и что же англичанин?» - «Ничего, хвалил».

Памятник Александру III на Знаменской площади

Впрочем, существует легенда, пытающаяся объяснить сложившуюся ситуацию. Будто бы памятник Александру III, казавшийся в архитектурной среде Петербурга таким грубым, на самом деле предназначался для установки на урале, «на границе Азии и Европы», высоко в горах. Смотреть на него предполагалось из окон движущегося по Транссибирской магистрали поезда. Это дало бы возможность по иному взглянуть на монумент. Фигуры коня и всадника не казались бы такими массивными и неуклюжими.

Паоло Трубецкой приехал в Россию в 1897 году преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и сразу принял участие в конкурсе на проект памятника умершему за несколько лет до того царю. Одержав победу в конкурсе, скульптор приступил к работе. Он сделал 14 вариантов памятника, однако ни один из них не удовлетворил официальную комиссию. Легенда гласит, что, только услышав, как Мария Федоровна, вдова покойного императора, подойдя к одному из проектов, радостно воскликнула: «Вылитый Сашенька!» - члены высокого жюри, переглянувшись и удивленно пожав плечами, остановили наконец свой выбор на этом варианте.

Невиданному остракизму подвергли памятник в феврале 1917 года. Как только тогда его не называли: «Пугало», «Комод», «Скотина на скотине», «Обормот на бегемоте», «Медведь на слоне». Изощрялись в частушках, стихах и песнях.

Возродилась старинная мода на так называемые загадки-пирамиды, ответы на которые приводили в невероятный восторг уличную толпу. В фольклоре сохранилось несколько вариантов этих замечательных загадок:

На площади комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапочка.

Какого дурака это папочка?

На площади комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте идиот,

На идиоте шапка,

На шапке крест,

Кто скажет слово -

Того под арест.

Судьба монумента оказалась печальной. В 1937 году памятник убрали с площади, к тому времени уже не Знаменской, а Восстания. Причина - традиционная, он будто бы мешал трамвайному движению по Невскому проспекту. Долгое время памятник хранился за чугунной решеткой во дворе Русского музея. По меткому выражению фольклора, он стал «Узником Русского музея». Во время блокады Ленинграда он едва не погиб от снаряда. К этому времени в Ленинграде сформировалось поверье: благополучие города, его честь и достоинство оберегалось тремя всадниками: Петром I - на площади Декабристов, Николаем I - на Исаакиевской площади и Александром III - на площади Восстания. И то, что один из них вынужден был покинуть свое историческое место, рассматривалось ленинградцами как знак беды.

Неслучайно одной из первых побед демократической общественности в постсоветском Петербурге считается освобождение памятника Александру III из-за решетки Русского музея. Голос: «Свободу узнику Русского музея!» - был услышан. Памятник вывели из заключения, но установили не на его историческом месте, а перед входом в Мраморный дворец. Во дворе, на низком пьедестале, еще совсем недавно занятом пресловутым «Ленинским броневиком». Говорили, что временно. Что при этом имелось в виду, неизвестно. Историческое место памятника Александру III перед Московским вокзалом занято.

Между тем жизнь бывшей Знаменской площади, к тому времени переименованной в площадь Восстания, продолжалась. В 1952 году на месте снятого памятника разбили партерный сквер, посреди которого установили закладной камень для будущего памятника В.И. Ленину.

Памятник Александру III у Мраморного дворца

Однако со временем планы изменились. Закладной камень был убран, и в 1985 году к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в центре сквера на площади Восстания был установлен обелиск «Городу-герою Ленинграду» по проекту А.и. Алымова и В.М. Иванова.

Многотонный гранитный монолит, обработанный в виде армейского штыка, сразу привлек внимание городского фольклора. Пожалуй, трудно найти в городе памятник, заслуживший такое количество негативных определений. Наиболее мягкие из них: «Пограничный столб», «Каменный гвоздь», «Отвертка», «Долото», «Развертка», «Шпиндель», «Вилка», «Штырь», «Гвоздь», «Шампур», «Пипетка», «Страшный сон парашютиста». Но даже среди этого не очень лестного ряда есть и более жесткие: «Штык в горле Невского проспекта».

Заговорили о переносе обелиска на площадь Мужества. Многим казалось, что там, вблизи всемирно известного Пискаревского мемориального кладбища, на площади, само название которой посвящено памяти ленинградцев, защитивших свой город от фашистского нашествия, обелиск обретет свое подлинное значение.

Спор о том, что должно находиться на площади, - памятник Александру III или обелиск городу-герою Ленинграду - продолжается до сих пор. Иногда кажется, что в спор включается и сама площадь. И в самом деле - оказалось, что обелиск обладает неожиданным оптическим эффектом. Тень от звезды, венчающей стелу, утверждает городской фольклор, в определенное время и при известном освещении образует на асфальте Невского проспекта четкие очертания двуглавого российского орла.

Из книги Москва и москвичи автора

Из книги Все о Москве (сборник) автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Нарышкинский сквер Нарышкинский сквер, этот лучший из бульваров Москвы, образовался в половине прошлого столетия. Теперь он заключен между двумя проездами Страстного бульвара, внутренним и внешним. Раньше проезд был только один, внутренний, а там, где сквер, был большой

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги Улицы Петроградской стороны. Дома и люди автора Привалов Валентин Дмитриевич

Георгия Товстоногова, сквер В 2010 г. зеленый массив у дома № 4 по Петровской набережной назван именем Г. А. Товстоногова, художественного руководителя Большого драматического театра.28 сентября 2010 г. перед домом по проекту скульптора И. Б. Корнеева и архитектора

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Сквер в Брюсовом переулке Чтобы не прерывать экскурсию, мы по дороге осмотрим несколько мест, которые тоже вписываются в ее тему, правда, косвенно. Тем не менее мне будет приятно, если кому-то увиденное по пути напомнит эпизоды из полюбившихся книг.Сворачиваем с Моховой

Из книги Москва и москвичи автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Нарышкинский сквер Нарышкинский сквер, этот лучший из бульваров Москвы, образовался в половине прошлого столетия. Теперь он заключен между двумя проездами Страстного бульвара, внутренним и внешним. Раньше проезд был только один, внутренний, а там, где сквер, был большой

автора

Петровский сквер на Сенатской площади В начале XX века рядом с Александровским садом, в центре огромного пустынного пространства, известного как Сенатская площадь, возник сквер, названный Петровским. Сквер был разбит вокруг памятника Петру Первому, который был

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер перед Казанским собором В 1737 году по указу императрицы Анны Иоанновны специально для иконы Казанской Богоматери на «Невской прешпективе» построили церковь Рождества Богородицы, ее тогда же в народе прозвали Казанской. Она стояла ближе к тротуару, примерно там, где

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на площади Ломоносова В сюжете о Екатерининском сквере мы уже рассказывали о задуманном Карлом Росси грандиозном ансамбле Александринского театра. Реализация проекта предполагала организацию огромного пространства от Невского проспекта до набережной Фонтанки,

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на Пушкинской улице В 1730-х годах территорию вдоль правой стороны Невского проспекта за Фонтанкой отдали для заселения служащим Дворцового ведомства. Постепенно здесь образовались слободки поваров, кузнецов, свечников, стремянных. Память о них до сих пор

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на площади Искусств Чтобы продолжить рассказ о садах и скверах, сложившихся на улицах и площадях, расположенных параллельно Невскому проспекту, вернемся к Гостиному двору, перейдем на противоположную, четную сторону проспекта и по Михайловской улице пройдем на

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Биржевой сквер Вблизи порта, позади современного здания Биржи, располагался так называемый Биржевой сквер. Весной, с приходом в порт иностранных кораблей, в Биржевом сквере разворачивалась бойкая торговля экзотическими заморскими диковинками - говорящими попугаями,

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Румянцевский сквер Традиционно западной границей Стрелки Васильевского острова считается Кадетская линия. Как мы уже знаем, в 1818 году, по предложению архитектора Карла Росси, сюда, на Васильевский остров, с Марсова поля, перенесли памятник генерал-фельдмаршалу П.А.

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на площади Тургенева В 1886–1887 годах перед западным фасадом Покровской церкви по проекту архитектора Н.Л. Бенуа создается сквер. В 1920-х годах вокруг Покровской церкви шумел оживленный толкучий рынок со всеми характерными приметами петербургского уголовного мира и

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Калинкинский сквер Садовая улица заканчивается у самого устья Фонтанки, у Старо-Калинкина моста, там, где река, раздваиваясь на два рукава, впадает в Неву. Во второй половине XVIII века здесь, при въезде на Старо-Калинкин мост, по Большой Петергофской дороге сформировалась

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на Московской площади В этих условиях ни о каком садово-парковом строительстве речи быть не могло. Только в советское время, когда из-за близости границ казавшейся в то время агрессивно опасной капиталистической Финляндии в воспаленном воображении руководителей

Отражением архитектурной сталинской эпохи 40-х – 50-х годов в Москве стали семь монументальных многоэтажных здания, которые экскурсоводы и жители столицы именуют не иначе, как « ». Одна из таких высоток расположена на Кудринской площади, которая вплоть до 1992 года называлась площадью Восстания. Один из архитекторов в своих воспоминаниях писал, что проектирование высотки было связано с разработкой общей композиции площади, чтобы здание было органично с ней связано, стало плотью от плоти ее.

Архитектурное решение высотки

Строительство гигантского жилого дома было начато в 1948 году и продлилось почти 6 лет. Над проектом будущей высотки работали два талантливых советских архитектора А. Мндоянц и М. Посохин в тесном и плодотворном сотрудничестве с конструктором М. Вохомским. Здание представляет собой высокий 24-х уровневый центральный корпус, к которому симметрично примыкают, составляя общую структуру сооружения, два боковых крыла, насчитывающих по 18 этажей. Опирается весь массив здания на мощный цокольный этаж. Всего в жилом доме расположено порядка 450 квартир.

Традиционно для московских высоток того времени основной фасад увенчан башней со шпилем, и вместе с остроконечной верхушкой сталинский небоскреб насчитывает более 150 метров. Украшением дома служат ажурные аттики, башенки и скульптурные группы на фасадной части. В архитекторские планы входило также обрамить сооружение зелеными насаждениями, но первоначальный замысел так и не был осуществлен.

Не менее величественно здание выглядит внутри. Мраморные лестницы, огромные вестибюли, украшенные зеркалами и роскошными люстрами. В больших подъездах действует по три лифта, в маленьких предусмотрен один лифтовый подъемник.

Для кого же строили такое шикарное здание, и кто получил апартаменты в престижном доме? Часть квартир была предоставлена работникам авиационной промышленности, жилье в центре Москвы обрели конструкторы и летчики-испытатели. Их соседями стали партийная номенклатура и высокие чиновники госаппарата. Но, тем не менее, высотку в народе нередко называли «домом авиаторов». Впрочем, за этим гигантским жилым домом закрепилось и другое название: «высотка на площади Восстания». Верхние этажи были жилые, а первый и цокольный этаж занимали магазины и кинотеатр.

Позднее находившиеся в боковых корпусах технические помещения переделали в жилые. А к 850-летию столицы московскую высотку косметически подремонтировали, подлатали, очистили плитку фасадов, одним словом, подновили.

О чем говорят легенды

Нередко рассказывают, что строительство высотки тщательно контролировалось не только специалистами строительного надзора, но и более серьезными службами: Комитетом безопасности. Этому совершенно не стоит удивляться, нужно вспомнить в какие времена происходило строительство дома. Поговаривают и о каких-то мифических тайных коридорах, в которых якобы могли подслушиваться разговоры жильцов. Легенды легендами, но, в доме, например, каждый этаж мог быть наглухо изолирован от лестниц и лифтовой площадки, а в подвале были оборудованы вместительное бомбоубежище и подземные гаражи.

Сталинская высотка в наши дни

Прошло более полувека после строительства московской многоэтажки, она пережила своих создателей и даже государство, в котором была воздвигнута, но по-прежнему осталась престижным многоквартирным домом. В верхних этажах, как и раньше, располагаются служебные помещения, многие из которых арендуются различными коммерческими структурами. Кинотеатр давным-давно не функционирует, а в цокольном этаже открыт боулинг-клуб.

Дом продолжает жить своей жизнью и является объектом туристического интереса, как и другие высотки сталинской эпохи.


Над одной из самых больших городских площадей возвышается грандиозная стела «Городу-герою Ленинграду». Этот 36-ти метровый обелиск возведен в мае 1965 года. Памятник увенчен «Золотой Звездой Героя» и невольно напоминает каждому горожанину и туристу о драматической истории города в годы Великой Отечественной войны.

    пл. Восстания


Здание Николаевского вокзала (по имени железной дороги) было возведено в 1847-1851 годах по проекту архитектора Константина Тона и является «близнецом» построенного им же Ленинградского вокзала в Москве. До 1868 года вокзал не ремонтировали, однако в связи со значительно возросшим пассажиропотоком было решено срочно его реконструировать. Так, здесь пристроили двухэтажный флигель для приёма багажа, а правое крыло здания соединили с царскими покоями.

Уже в 1912 году властями был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского вокзала, однако перед архитекторами стояла трудноразрешимая задача. Сложность перестройки заключалась в том, что новый вокзал мог быть расширен только в сторону путей, так как к тому времени Знаменская площадь уже была сформирована. Однако архитектор Владимир Щуко придумал, как правильно поступить, что и помогло ему выиграть конкурс. Вскоре было начато строительство корпуса прибытия, который должен был стать левым крылом нового здания, не нарушая гармонии ансамбля Знаменской площади.

В 1923 году, в связи с переименованием Николаевской железной дороги в Октябрьскую, то же название получает и вокзал, однако в 1930 году его снова переименовывают, называя Московским, каким он нам и известен по сей день.

    пл. Восстания


В здании 1930-х годов постройки раньше располагалась Никольская единоверческая церковь. В годы гонений на религию храм был закрыт и частично перестроен. Сегодня здесь расположился музей Арктики и Антарктики, рассказывающий петербуржцам о подвигах путешественников, исследованиях самых отдаленных уголков планеты и их диковинных обитателях.

    ул. Марата, 24


Этой улицы вы не найдете на карте города, но она все-таки есть, хоть и скрыта от глаз непосвященных за двумя дверями, ведущими в арт-центр «Пушкинская, 10». Для всех тех, кому близка пропитанная романтикой лирика легендарных The Beatles, это место станет настоящей меккой ливерпульской четверки в Петербурге. Стены здания украшает желтая подводная лодка, барельефы участников группы, а также разнообразные элементы и детали, так или иначе связанные с творчеством коллектива, покорившего сердца миллионов слушателей по всему миру.

    арт-центр «Пушкинская,10», Пушкинская ул., 10 (вход с Лиговского пр., 53)

Дом из русской сказки

На тихой Колокольной улице, идущей параллельно Невскому проспекту, расположен дом из русской сказки. Его фасад привлекает внимание ярким декором из майолики и изумительной отделкой со множеством деталей. Цветы, листья, кокошники на фасаде, отделка балконов - всё это можно разглядывать долго, особенно если посчастливится попасть во двор. Во дворе дома - целый ансамбль с башенкой, изразцовыми ширинками и красивыми деталями. Дом построен архитектором Никоновым в 1900 году. В начале 2012 года здание отреставрировали после пожара, сегодня оно приобрело еще более яркий и сказочный облик.

    Колокольная ул., 11


Музей хлеба обладает уникальной коллекцией из более чем 14000 экспонатов, которые позволяют показать жизнь и быт наших предков через гениальное изобретение человека - хлеб. Экспозиция показывает историю создания хлеба, пути развития хлебопечения в Петербурге с момента его основания до настоящего времени. В музее представлены различные образцы выпечки, инструменты, утварь, формы для выпечки, коллекция самоваров, вывески торговых заведений, живопись, предметы прикладного искусства, документы и собрание книг по кулинарии. Воссоздана мелочная лавка с русской печью и всем необходимым оборудованием для выпечки и продажи хлеба.

    Лиговский пр., 73

«Музэрос»




Музей претендует на звание крупнейшего в России. Экспозиция рассказывает посетителям о развитии и эволюции сексуальных отношений со времен язычества и до наших дней. Особая гордость коллекции - копия обеденного кресла XVIII века для услад императрицы Екатерины Великой. В музее не забывают и о современных достижениях секс-индустрии: 3D-мультимедиа и интерактивные аттракционы ждут своих посетителей. Экспозицию постоянно пополняют и сами жители города.

Пространство работает 24 часа в сутки. Проводятся экскурсии и мастер-классы.

    ул. Седова, 11, ТЦ «Эврика»


Первый книжный центр знаменитой питерской сети, открывшийся в 2005 году. Здесь впервые начали проводиться (и проводятся до сих пор) концерты, мастер-классы, встречи с писателями и другие интересные мероприятия. Потом появился «Парк культуры и чтения» на Невском, но для многих книгочеев «Буквоед» на Восстания остаётся самым любимым. Среди книжных залов спряталось кафе. Доступ к книгам жаждущим библиофилам магазин предоставляет 24 часа в сутки.

    Лиговский пр., 10


По средам в небольшом зале бесплатно показывают русское авторское кино, а по пятницам ставят европейскую и голливудскую классику. Завсегдатаи советуют приходить заранее, чтобы занять удобные места, а после показа остаться на обсуждение картины в тесном кругу любителей кинематографа.

    Литейный пр., 58


Удивительные экспонаты экспозиции (микроподелки мастера В. Анискина) так малы, что подиумами для них служат маковые зерна и срезы волос. Зрители разглядывают творения исключительно под объективами микроскопов, которые вмонтированы в выставочные формы и снабжены автономным светодиодным источником освещения.

    Невский пр., 81


Это не просто кафе, а настоящий уличный дворик под крышей одного из домов Петербурга. Сидя за столом, можно наблюдать неяркий свет из окон, слушать, как журчит вода в водосточных трубах или мяукают друг на друга дворовые коты. Картину дополняют многочисленные линии электропередач над шифоньерными крышами, антикварная мебель с различной старинной утварью, музыкальные инструменты, расставленные по залу. И тут же расположилось потертое черное пианино, звуки которого можно услышать каждый четверг. Любой петербуржец, зайдя в кафе «Музыка крыш», окунется в атмосферу ностальгии, а каждый чужеземный гость сможет по-настоящему прочувствовать «музыку крыш» Петербурга.

    ул. 1-ая Советская, 12

Гостиница «Октябрьская»



«Октябрьскую» (или на старый манер «Знаменскую») на вокзальной площади принято считать старейшей гостиницей Северной столицы. Немудрено, ведь впервые ее двери для постояльцев открылись аж в 1851 году. «Октябрьская» состоит вовсе не из одного корпуса, а из двух - первый стоит аккурат на площади напротив Московского вокзала, фасад второго выходит на Лиговский проспект. Проектом обоих корпусов занимался архитектор Александр Гемилиан.

Уже в первые годы своего существования гостиница успела не только принять массу постояльцев, но и сменить добрый десяток хозяев. Происходило это по той причине, что в те времена действовали достаточно строгие правила деятельности трактирных заведений и гостиниц. Поэтому до 1887 здесь неоднократно происходила практически полная перепланировка.

На историю гостинцы не лучшим образом повлияли революционные события - все имущество описали, а саму «Октябрьскую» передали в ведомство Николаевской железной дороги. Так, в 20-е годы старинную гостиницу с многолетней историей превратили в Городское общежитие пролетариата, куда со всего города свозили беспризорников. Кстати, в те времена «Октябрьскую», превращенную в «общагу», называли просто ГОП, а ее обитателей соответственно - гопниками. Таким образом, слово «гопник» обогатило русский язык не без участия старинного отеля.

    площадь Восстания

Костел Лурдской Божьей матери


Римско-католическая церковь в Ковенском переулке была построена в 1903-1909 годах на потребу французской католической общины по проекту архитекторов Леонтия Бенуа и Мариана Перетятковича.

Облик нового католического храма вышел на редкость аскетичным, строгим и по-готически мрачным. В архитектуре здания использованы мотивы романского стиля, о чём свидетельствуют башни, асимметрия форм и портал в идее арки, который находится в центре главного фасада.

После Октябрьского переворота и событий гражданской войны все католические храмы в Петрограде и его пригородах были закрыты, однако французская церковь продолжала свою работу и оставалась одним из немногих действующих католических храмов города. Когда в 1941 году советские власти разорвали дипломатические отношения с Францией, а настоятель храма отец Флоран был выслан из страны, богослужения в церкви прекратились, но довольно скоро были возобновлены.

По сей день храм является действующим, здесь регулярно проходят богослужения и органные вечера.

    Ковенский пер., 7, лит. А

Овсянниковский сквер. Сад им. Н. Г. Чернышевского



Во второй половине XIX столетия по собственной инициативе и на свои кровные деньги купец Степан Овсянников создаёт сквер для общественного пользования. Для создания проекта он привлекает архитектора Николая Гребенка. Место это было выбрано не совсем случайно. Во-первых, заброшенный пустырь уже много лет смущал взгляд горожан, а во-вторых, сам купец жил в доме, который своим главным фасадом по сей день смотрит на живописный сквер, а по сему не мог не озаботиться созданием зелёной зоны, где могли бы гулять его дети и внуки.

Тот сквер, построенный в XIX веке, имел форму многоугольной фигуры с семью прямыми сторонами, на круглых площадках которого были сооружены фонтаны. Сам сквер украшали деревья и кустарники различных пород, а его территорию ограждал железный заборчик на каменном фундаменте. В сад вело три входа: со стороны улицы Мытнинской, 4-й Советской и Малоохтинского проспекта.

Когда Овсянников умирает, по велению императора Александра II сквер называют в его честь, а планировка сквера неоднократно меняется: убирается вход с Мытнинской улицы, изменяется количество и направление дорожек, удаляются и вновь создаются фонтаны.

Своё современное название - Сад имени Николая Чернышевского, сквер получил в 1952 году: именно здесь 19 мая 1864 года произошла гражданская казнь Николая Чернышевского - русского революционера, писателя и ученого. Невзирая на столь уважительную причину и ход времени, коренные петербуржцы по-прежнему продолжают называть этот зеленый рай Овсянниковским садом.

    Мытнинская ул., 10; Бакунина пр., 9; 3-я Советская ул., 21


Памятник Александру Пушкину на Пушкинской улице был открыт 7 августа 1884 года по инициативе городского общественного управления. Создателями памятника стали скульптор Александр Опекушин и архитектор Николай Бенуа. Фигура писателя стоит на постаменте из чёрного мрамора, на каждой из сторон которого выбиты золотом строки из «Медного всадника».

Есть любопытная городская легенда, согласно которой перед войной памятник хотели перенести на другое место. Приехали рабочие и техника, вознамерились пройти к памятнику, однако ребятня, игравшая в саду, окружила рабочих и стала кричать, размахивая руками: «Это наш Пушкин». Растерянные работники позвонили одному из ленинградских чиновников, который долго молчал, а потом согласился оставить памятник на его историческом месте.

    Пушкинская улица