Тюрьма в париже. Дворец правосудия

Мрачное здание Консьержери вытянулось вдоль набережной Часов. Круглые башни с коническими крышами выглядят декорацией к рыцарскому роману - грозный боевой замок посреди сегодняшнего Парижа. Сначала Королевский Дворец, а затем тюрьма - Консьержери сыграл свою злую роль в период Французской Революции и Эпохи Террора. Расположенный на западной стороне острова Сите дворец Консьержери начал свое существование в качестве королевской резиденции под названием Дворец Сите. Это живописное место было выбрано Филипп IV в начале 14го столетия. Он хотел построить дворец, отражающий его богатство и величие. В период Средневековья сооружение считалось одним из величайших в своем роде.

Тем не менее, уже в конце 14го столетия Карл V сменил резиденцию, переехав в Лувр. Дворец Сите (включавший также Палаты Правосудия и часовню Сент-Шапель) в итоге превратился в Консьержери и был передан парламенту под королевские административные офисы. Управление дворцом было передано Консьержу, управлявшему также городской полицией.


В 1391 дворец Консьержери стал тюрьмой, принимавшей как обычных, так и политических осужденных. Богатым заключенным давали самые лучшие камеры в бывшем дворце, в то время как обычным узникам приходилось спать в темном, кишащем крысами подземелье, где они очень быстро умирали от чумы и других болезней. Несколько фрагментов Консьержери сохранились со времен Средневековья: Серебряная Башня, где размещалось королевское казначейство, башня Цезаря, названная в честь римских императоров и Башня Бонбек, где находилась камера пыток.

Консьержери в Эпоху Террора

Французская Революция (1789-1799) стала одним из самых кровопролитных периодов во французской истории. В этот период Консьержери обрела свою печальную славу как место, где заключенные ждали отправки на гильотину. Здесь же был устроен революционный трибунал, осуждавший оппонентов Французской Революции. Согласно записям, Трибунал проходил в Большом Зале Консьержери в период с апреля 1793 по май 1795 года, отправив на гильотину более 2600 узников. По иронии судьбы, основатель Трибунала Максимилиан Робеспьер сам оказался узником Консьержери и был обезглавлен в 1794. Среди знаменитых узников была также Мария Антуанетта. На фото ниже вы можете увидеть её камеру:


Когда Революция завершилась, Консьержери продолжала оставаться местом заключения известных узников, включая Наполеона III. Обширная реконструкция дворца состоялась в середине девятнадцатого века, включая преобразование камеры Марии Антуанетты в часовню. Здание было списано со служебного пользования в 1914 и открылось для общественности в качестве национального исторического памятника. Консьержери остается популярной достопримечательностью Парижа, хотя доступ к большей части здания до сих пор ограничен.





Название Консьержери произошло от должности. Консьержем именовался дворянин, которому после переезда королей в Лувр было поручено управлять бывшим дворцом и собирать арендную плату с владельцев лавок, мастерских и прочих, порой сомнительных заведений, снимавших помещения в здании бывшего дворца. Когда здание было превращено в тюрьму, консьерж собирал плату с заключённых за пользование камерами-одиночками и за прокат мебели в них.


Отсюда отправлялся в 1189 году в третий крестовый поход король Филипп-Август вместе со своим родичем и союзником английским королём Ричардом I Львиное Сердце. А за полтора века до того жила королева Франции, дочь киевского Великого князя Ярослава Мудрого Анна, жена Генриха I.

При Филиппе IV Красивом, прозванном Железным Королём, дворец был расширен. В нем построили Зал Стражей - сводчатое помещение в стиле ранней готики, и грандиозный Зал Вооруженных площадью около 2 тыс. кв. м. Этот невероятный зал, законченный в 1315 году, имеет длину более 70 метров. Своды его держатся на 69 пилястрах и колоннах. Из зала широкий арочный пролёт выводит в дворцовую кухню, прозванную столетием позднее Кухней Св. Луи, хотя она была построена при короле Жане Добром в 1350 г. Четыре угла кухни срезаны четырьмя каминами, в каждом из которых жарились на вертелах по два быка.


В двухтысячеметровом зале на королевских пирах размещались приглашенные гости за П-образным бесконечной длины столом. Зал был одновременно и пиршественным, и тронным, и бальным: в нём, отодвинув столы к стенам, танцевали медленную торжественную павану, а в перерывах между танцами слушали пенье менестрелей под звуки арф. Быков же для обедов этих, как и прочие припасы, доставляли по Сене на баржах и перегружали в кухню прямо через специальное окно с блоком.

Башни Консьержери носят названия Башня Часов, Бонбек, Цезарева и Серебряная. За башней Бонбек открывается проход в помещения Трибунала, где в дни якобинской диктатуры и заседал революционный трибунал.


Тюрьмой Консьержери стал вскоре после переезда первых королей династии Валуа в Лувр в 1370-х годах. Но обычно эта новая тюрьма пустовала: высокопоставленные узники содержались, как правило, в Бастилии, а тут держали воров и бродяг, которых в те времена было в тюрьмах меньше, чем благородных узников. Из государственных преступников содержали здесь только не дворян, и то много позднее.

По злой иронии судьбы одним из первых узников Консьержери оказался Ангеррану де Мариньи - тот самый, которому Филипп Красивый поручил строительство нового дворца. При наследнике Людовике Х Сварливом он впал в немилость и был казнен в 1314 году. Граф Габриэль де Монтгомери, смертельно ранивший Генриха II, через несколько лет оказался в Консьержери за то, что примкнул к движению Реформации и противостоял Карлу IX. Казнён в 1574 году. Религиозный фанатик Франсуа Равальяк попал в тюрьму через два дня после убийства Генриха IV, его пытали “сапогами”-колодками. После суда его подвергли публичным пыткам, а затем четвертовали с помощью четырех лошадей. Знаменитая отравительница Мари-Мадлен д’Обре, маркиза де Бренвилье в 1676 подвергнута пытке водой, обезглавлена на Гревской площади. Отчаянный разбойник Картуш сидел в башне Монтгомери, выдержал пытки сапогами, но перед колесованием выдал своих сообщников в том числе и из дворянской знати. Был обезглавлен в 1721 году. Страшные пытки вынес Роберт Франсуа Дамьен за покушение на убийство Людовика XV. Он был четвертован. Графине де Ламотт за мошенничество и историю с “Ожерельем королевы” после суда каленым железом выжгли “V” (фр. voluer - вор), публично наказали розгами и отправили в тюрьму Сальпетриер, откуда она сбежала.


Именно здесь находилась в заточении перед казнью Мария-Антуанетта. Кстати, камера, в которой держали Марию Антуанетту, приняла год спустя другого узника. По странной случайности им оказался сам Робеспьер, которого кинули туда раненным после переворота 9 термидора. И тем же путём на ту же гильотину вывезла его скрипучая фура из железных ворот Консьержери. При выходе из камеры бывший диктатор разбил себе лоб о притолоку двери: он забыл, что это по его же приказу притолока была специально сделана ниже роста высокой Марии-Антуанетты, “чтобы заставить гордую австриячку кланяться всякий раз при входе и выходе”, как писал Робеспьер в своем декрете.

Но в дни Робеспьера социальный состав населения тюрьмы изменился. Если еще в 1790-91 годах в первый период революции в огромном зале пара десятков воров играли в пятнашки или в чехарду, как пишет современник, то в 1793 году тут было помещено более тысячи человек. Рядом, в Зале стражей, находились дамы. Достаточно было в те дни просто принадлежать к аристократии, чтобы двери Консьержери распахнулись перед вами. Но отсюда уже не выходили, а только выезжали на огромной скрипучей фуре, которая везла по мостам и набережным под улюлюканье черни к тому месту, где в тот день стояла гильотина. Площадей и любопытных в Париже было много, а гильотина - одна, и её регулярно перевозили с места на место.

Список из 2780 имен обезглавленных можно увидеть на стене музея Консьержери в помещении трибунала. Вице-президент Революционного трибунала Коффиналь, бессменный судья и он же зачастую прокурор в одних и тех же “процессах”, лично отправил на гильотину две тысячи из этих 2780 человек. Но кроме гильотинированных погибло прямо в тюрьме несколько десятков человек, когда в сентябре 1792 г. во внутренний двор ворвалась подогретая якобинцами толпа. Ворвавшиеся вытаскивали первых попавшихся узников, чтобы тут же их повесить. Стража, естественно, на помощь “врагам народа” не спешила.

Перед тем как взойти на фуру, узники, особенно женщины, обязаны были пройти через Туалетный Зал. Последний “туалет” был просто обыском, при котором отбирались все, не отнятые во время предыдущих обысков, драгоценности, затем женщинам стригли волосы и отбирали одежду, давая взамен холщовые балахоны. Так что Робеспьер и его товарищи уже изобрели то, что стало позором середины ХХ века. Только масштабы ещё были не те…


Эта первая во Франции государственная тюрьма была ликвидирована только в начале Первой мировой войны.


Здание Консьержери слито в один ансамбль с огромным, торжественным и довольно неуклюжим Дворцом Юстиции.


Комплекс Дворца Правосудия занимает чуть ли не половину острова Сите - это город в городе. Здесь сосредоточено все: и криминальная полиция, и залы суда всех инстанций, и прокуратура.

Комплекс Дворца Правосудия создавался веками и, можно без преувеличения сказать, тысячелетиями, и каждая эпоха наложила свой отпечаток на этот эклектичный, но обладающий своеобразным шармом ансамбль.

В рабочие дни все части этого комплекса открыты для публики. Его можно посетить во время отдыха в Париже . Рассказ о Дворце Правосудия вы можете услышать во время экскурсии по историческому центру города, которую включают в себя многие туры в Париж .

Первоначально Дворец Правосудия был резиденцией королей Франции. Еще Хлодвиг – король из династии Меровингов – сделал Париж столицей франкского королевства. Вторая королевская династия в истории Франции – Каролинги – перенесли столицу из Парижа. Сменившая их династия Капетингов вновь вернула Парижу значение столицы с королевской резиденцией на острове Сите. В конце Х века Гуго Капет – первый король династии Капетингов – разместил во дворце совет и администрацию.

Сын Гуго Капета Роберт II Благочестивый (972-1031) решил увеличить королевский замок. Он пристроил к стенам потерны. На северо-востоке замка построил Королевский Зал, где заседала Курия (Большой королевский совет), на западе - Королевскую палату. Дворец, построенный по всем правилам крепостной архитектуры, представлял из себя здание с внутренним двором, окруженное со всех сторон квадратными башнями.

Людовик VI Толстый (1108–1137), осаждаемый сеньорами, укрепил стены с западной стороны крепости, снес старинный донжон и построил мощную башню, которая имела.11,7 м в диаметре и стены 3-метровой толщины. Эта башня получила в XVI в. имя «Монтгомери», и простояла до XVIII века.

Людовик VII Молодой (или Младший) (1120-1180) увеличил королевские покои и пристроил к ним молельню, нижняя часовня которой впоследствии станет часовней

В эпоху короля Филиппа Красивого Консьержери был королевской резиденцией, которую расширил и перестроил из замка-укрепления архитектор и друг короля - Ангерран де Мариньи. В конце 14 века после восстания парижан король Карл V покинул дворец, доверив его управление "консьержу" (что означает "королевский сановник"), от этой должности и появилось название - Консьержери.

Тюрьма Консьержери в наши дни

Тюрьма Шатле была переполнена, и вскоре покинутый королевский дворец стал новой тюрьмой. Консьержери - одно из самых мрачных мест Парижа, за стенами которой появляются неупокоенные души узников. Стены, впитавшие стоны осужденных и умерших в страданиях.

Комфорт в тюрьме зависел от социального статуса и состояния узника. Свое проживание в тюрьме оплачивали сами заключенные или их родственники. Богатые могли позволить себе просторные камеры с добротной мебелью, знатным заключенным позволяли читать книги и писать письма. Узник среднего благосостояния мог оплатить узкие комнатушки с жесткой кроватью. Такие "малые" камеры называли "пистолями" - от денежной единицы "пистоль". А узников-бедняков ждало заключение в сыром темном подвале с соломенной подстилкой вместо кровати и крысами. Долго в таких условиях люди не выживали.


Консьержери-дворец в средние века

Тюрьма подразделялась на женскую и мужскую часть. Женщины могли гулять во внутреннем дворе у фонтана, где им разрешались свидания с близкими. Небогатые заключенные дамы, которые не могли оплатить услуги прачек, сами стирали свою одежду в фонтане во время прогулки.


Круглая башня справа называлась Серебряной башней, по легенде там были спрятаны королевские сокровища

В эпоху французской революции Консьержери стала тюрьмой для "подозрительных", выход из которой был только на гильотину. Узники содержались по нескольку человек в камере - время их пребывания в тюрьме обычно было недолгим. После вынесения приговора смертники устраивали прощальный ужин, утром их ждала повозка на гильотину.

"Заутра казнь, привычный пир народу..." - как писал Пушкин об узниках Консьержери.

В сентябре 1792 года около сотни арестантов погибли от самосуда, когда разъяренная нетрезвая толпа санкюлотов ворвалась в тюрьму, чтобы "повесить на фонарях" ненавистных "врагов народа".


Самосуд над "врагами народа" в сентябре 1792 года

Революционер Марат одобрил действия "истинных патриотов", себя он именовал "Друг народа" и издавал одноименную газету. Вскоре он сам стал жертвой самосуда. Его убила девушка - Шарлотта Корде.


Картина "Смерть Марата" - художник Жак-Луи Давид, который пережил короля, революцию, директорию и потом рисовал портреты Наполеона. Современники называли его "Один из самых бесчестных людей эпохи"
На картине в руке Марата приказ - будто он собирался дать денег бедной девушке, а она его убила. На самом деле - Марат приготовился записать имена "врагов народа", которые Шарлотта обещала ему назвать. Поэтому он согласился на аудиенцию с незнакомкой.

Марат страдал кожными заболеваниями и был вынужден находиться в ванне, поэтому и посетителей принимал в таком виде.


Картина "Смерть Марата" середины 19 века. Образ Шарлотты уже героический
Художник - Поль Жак Эме Бодри

О смерти Марата наш А.С. Пушкин писал
Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом вольности безглавой
Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду*.

*Эвменида - античная богиня мести.

Убитый Марат почитался как мученик революции, ему посвящали песни и оды.
В защиту Шарлотты Корде в годы террора осмелился выступить поэт Андре Шенье, не скрывавший восхищения ее смелым поступком:
"Тогда, как в эти дни, отравленные скверной,
Стенают подлецы, кто впрямь, кто лицемерно,
Среди бессмертных чтя Марата своего,
А идола сего заносчивый служитель,
Парнасский подлый гад, парнасской грязи житель
Вопит свой жалкий гимн у алтарей его.

Ты, Истина, молчишь. Слова оцепенели.
Страх спеленал язык, и губы не посмели
Пропеть деянью славному хвалу.
Ужель нам стоит жить? И жизни смысл каков?
Когда томится мысль под тяжестью оков
И от народных глаз скрывается во мглу..."


Шарлотта перед казнью. Женщинам остригали волосы. Все личные вещи, даже одежда и обувь - забирались у приговоренного на благо революции.

"...О, как нас обманул твой, дева, облик нежный,
Когда ты в глубине свой замысел мятежный,
Месть беспощадную лелеяла, тая,
Так небо тихое в безветренной лазури
Таит в себе порой возможность дикой бури,
Метущей молнии, волнующей моря.

И приведенная на подлой казни место,
Была прекрасна ты, как юная невеста,
Спокойное лицо и чистый ясный взор,
Как презирала ты хулу толпы народной,
Себя считающей всевластной и свободной
И с воплем радостным ловящей приговор.

Но с подвигом твоим сплетен и наш позор.
Мы - Франции сыны - молчим, потупя взор.
На миг мужчиной став, ты посрамила нас,
Нас - жалких евнухов, нас - хор душонок рабьих,
Погрязших в жалобах, увязших в всхлипах бабьих
Тогда, когда зовет кинжальной мести час."

Поэт пополнил списки "врагов народа", был арестован и приговорен к смертной казни.


"Слуга народа" зачитывает список приговоренных, фигура Андре Шенье в центре

А.С. Пушкин так описал последние минуты перед казнью поэта Андре Шенье:
...лампады тихий свет
Бледнел пред утренней зарею,
И утро веяло в темницу. И поэт
К решетке поднял важны взоры...
Вдруг шум. Пришли, зовут. Они! Надежды нет!
Звучат ключи, замки, запоры.
Зовут... Постой, постой; день только, день один:
И казней нет, и всем свобода,
И жив великий гражданин
Среди великого народа.
Не слышат. Шествие безмолвно. Ждет палач.
Но дружба смертный путь поэта очарует.
Вот плаха. Он взошел. Он славу именует...
Плачь, муза, плачь!.

Судьба казненного писателя впечатлила Пушкина:
Меж тем, как изумленный мир
На урну Байрона взирает,
И хору европейских лир
Близ Данте тень его внимает,

Зовет меня другая тень,
Давно без песен, без рыданий
С кровавой плахи в дни страданий
Сошедшая в могильну сень.

Певцу любви, дубрав и мира
Несу надгробные цветы.
Звучит незнаемая лира.
Пою. Мне внемлет он и ты...


Первые часы в Париже были установлены на башне Консьержери (тогда еще дворца) в 14 веке, первоначальные часы утрачены. Нынешний вариант часов - работа мастера 16 века.
Нижняя надпись - «Этот механизм, разделяющий Время на двенадцать равных и справедливых частей, учит охранять Правосудие и защищать Законы».
В годы революции фраза об "Охране правосудия" звучала зловеще. Они будто отсчитывали последние минуты жизни осужденных.


"Мост Менял", ведущий к тюрьме Консьержери. По нему приговоренные следовали на казнь. Мост перестроен в 1860 году

"Мост менял" в 19 веке


А таким Мост менял был со средних веков до конца 18 века. Плотно застроен домами и лавками ростовщиков. В конце 18 века дома на мосту снесли.


Тюрьма Консьержери стала музеем в начале 20 века - в 1914 году

Знаменитые узники Консьержери

Ангерран де Мариньи

По воле злого рока. Первым казненным узником Консьержери стал архитектор дворца Консьержери - Мариньи, который занимался расширением этого здания. Он впал в немилость после смерти короля Филиппа Красивого и был казнен.


Казнь Ангеррана де Мариньи

Франсуа Равальяк

Арестован за убийство Генриха IV. Равальяк был фанатиком-протестантом, которому было видение - что он должен убить короля. Приговорен к смертной казни - четвертованию, но толпа не дала палачу выполнить свою работу и растерзала убийцу короля. Потомки Равальяка были отправлены в изгнание и сменили фамилию.


Франсуа Равальяк

Граф де Монтгомери

Многим известен по роману Александра Дюма - "Две Дианы". На турнире в поединке смертельно ранил короля Генриха II. Тогда графу удалось избежать наказания - турнир был честным, осудить победителя не могли. Габриэль де Монтгомери был арестован позднее по обвинению в государственной измене и казнен.


Граф Габриэль де Монтгомери в жизни


Габриэль в романе Дюма "Две Дианы"

Маркиза де Бренвилье

Прославилась как отравительница. Вместе с сообщником-любовником она также отравила мужа и детей. Любовник тоже сознался в злодеяниях, но потом внезапно умер. (Об этой мадам подробнее будет позже)
Маркиза упоминается и в романе Булгакова - "Мастер и Маргарита".


Маркиза де Бренвилье в заключении

Графиня де Ламотт

Авантюристка, выдававшая себя за особу королевской крови, обманом заполучила знаменитое "Ожерелье королевы" (об этом подробнее отдельно).


Авантюристка графиня де Ламотт


"Гражданская казнь" авантюристки. Ее публично выпороли розгами, а на плече выжгли клеймо с буквой "V", которое означало "воровка". Она была приговорена к пожизненному заключению, но сбежала из тюрьмы и перебралась в Лондон. Графиня отомстила Марии-Антуанетте, издав в Англии скандальную книгу о "личной жизни королевы", сплетни из которой якобинцы потом использовали для обвинения Марии-Антуанетты.

Королева Мария-Антуанетта

Королева оказалась узницей в той же тюрьме, что и авантюристка графиня де Ламотт. Королеве, в годы власти потратившей состояние на наряды и украшения, в тюрьму было разрешено взять два платья - белое и черное. Казнена на гильотине.


Мария-Антуанетта в тюрьме Консьержери, портрет написан после смерти королевы



Консьержери в 19 веке



Очередь в музей Консьержери летом. Дворец юстиции - часть комплекса Консьержери


Суровые стражи порядка


Рядом уютные кофе, где можно отдохнуть от долгой прогулки и снова двинуться в путь, продолжая поиски местных легенд

Другие легенды Франции

Дворец Консьержери – бывший королевский дворец, позднее ставший самой старой и страшной тюрьмой в Париже, стены которой «видели» королеву Марию-Антуанетту и героя французской революции Робеспьера, знатных особ и бесчисленное множество простых узников. Его аналогом в Лондоне может служить знаменитый Тауэр.

Здание Консьержери входит в комплекс Дворца Правосудия (Palais de Justice). Кажется, что мощные стены, которыми окружены эти здания, словно несут тяжесть всех казней и преступлений, которые совершались за ними.

Советы по посещению Консьержери
Снаружи дворец выглядит очень величественно с набережной Месиссри (Quai de la Mesisserie, правый берег Сены), там можно совершить прогулку и сделать хорошие фото.
Покажите детям башни-близнецы Тур д’Аржан (Tour d’Argent) – здесь раньше хранились сокровища короны и Тур де Сезар (Tour de Cesar).

В самом дворце детям особенно будет интересен Зал стражи (Salle des Gens d’Armers – зал «вооруженных людей», именно от этого словосочетания и возникло слово «жандарм ») – огромный, выполненный в готическом стиле.
Длина зала составляет 64 м, ширина 28 метров. Он служил трапезной для слуг и охраны и мог вместить до 2000 человек. Здесь же ночью, на подогреваемом трубами полу могло разместиться на постой около 500 военных.

Вдоль Зала стражи протянулся длинный коридор, отделенный решеткой, который назывался Парижской улицей (Rue de Paris), по нему «главный палач» переходил из одного здания в другое.
На одной из колонн в Зале вы можете найти отметку уровня воды, до которого она поднялась в 1910 году

Официальная информация
Адрес: Palais de la Cite, 1 округ, boulevard du Palais, 2.
Метро «Cite», «Saint-Michel», станция RER «Saint-Michel — Notre-Dame» .
Вход – с правой стороны от центрального входа во Дворец Правосудия.

Часы работы дворца Консьержери : ежедневно 9.30 – 18.00 (март – октябрь), 9.00 – 17.00 (ноябрь – февраль).
Стоимость билета : старше 25 лет – 6,50 евро, с 18 до 25 лет – 4,50 евро, дети до 18 лет бесплатно.
В первое воскресенье каждого месяца с октября по март и в Дни национального достояния (3-й week-end сентября) вход бесплатный.

Вы можете купить общий билет для посещения в один день Консьержери и , они находятся близко друг от друга. В этом случае стоимость билета такова: старше 25 лет – 10 евро, с 18 до 25 лет – 7,90 евро.

Историческая справка.
Основная часть замка Консьержери была построена в XIII-XIV веках в качестве дворца для короля и его семьи, в те времена он был одним из самых роскошных в Европе.
Но примерно с 1360 годов королевский двор переехал в Лувр, а Консьержери превратился в судебный дворец и надежную тюрьму, король судил своих подданных в Высоком зале (Salle Haute) Дворца. Например, здесь был осужден и жестоко казнен Равальяк, убивший Генриха IV в 1610 году.

В смутные времена французской революции под нож гильотины легло немало узников Консьержери.
Самой известной из них была королева Мария-Антуанетта , томившаяся здесь в застенках 76 дней и казненная 16 октября 1793 года. В её камере воспроизведен сейчас быт тех времен, с подлинными предметами и восковыми фигурами действующих лиц, посмотрите её – от взоров надзирателей королеву отделяла лишь тканевая ширма.
Во времена Реставрации (правление Людовика XVIII) помещение, где была заключена Мария-Антуанетта, освятили под именем церкви Искупления (Chapelle Expiatoire).

Условия содержания напрямую зависели от кошелька узника, отдельные камеры доставались лишь единицам, а бедняки содержались в маленьких 5-метровых комнатушках. Экскурсия по дворцу Консьержери позволит вам увидеть все эти камеры, а также настоящую гильотину на стене.
Выйдя наружу, вы попадете во Двор женщин (Cour des Femmes), где заключенными совершались прогулки, и была возможность проститься со своими родственниками через решетку перед казнью.


Где находится : quai de l"Horloge, 1, м.Cite
Как работает : с апреля по сентябрь 9.30-18.30, с октября по март 10.00-16.30, закрыт по праздникам. Вход с bd. du Palais.
Цена билета : € 6,10, можно купить единый билет для посещения Консьержери и Сен-Шапель - € 10.

История
В те времена, когда Галлия была провинцией Римской империи, на острове Сите находилась резиденция легатов. Позже Филипп II Август распорядился возвести на ее месите королевский замок, впоследствии перестроенный и расширенный Людовиком Святым. Дальнейшую реконструкцию провел его внук Филипп Красивый, построивший ту час королевского дворца, которую сейчас называют Консьержери. Со времен Людовика Святого и Филиппа Красивого сохранились:
- Зал стражи,
- Зал гвардии,
- башня Цезаря, названная так в память о римских временах,
- Серебряная башня (говорят, в ней спрятаны королевские сокровища),
- башня Бонбек (название можно перевести как "мощный клюв", здесь находилась камера пыток),
- Парижская улица.

В середине XIV в. Карл V Мудрый переехал во дворец Сен-Поль, передав Консьержери в распоряжение парижского парламента (высшая судебная инстанция, куда можно было апеллировать на судебные решения феодалов), счетной палаты (высший финансовый орган королевства) и королевского совета. Кроме властных структур в стенах замка размещалась тюрьма.

Для того, чтобы следить за порядком, управлять зданием и информировать короля, Карл V учредил особую должность – консьерж. Занимавший ее чиновник обладал большой властью и многочисленными привилегиями, но был обязан постоянно жить в самом дворце. Он получал доход с аренды помeщений парикмахерам, виноторговцам, торговцам серебром и золотом. Когда в 14 веке Консьержери стала тюрьмой, он получал деньги за аренду тюремной мебели заключенным.

Около 1350 года в северо-восточном углу дворца построили прямоугольную дозорную башню, на которой установили первые во Франции часы . В 1585 году их заменили часами с красочным циферблатом, обрамленным барельефами с аллегорическими изображениями Закона и Правосудия. Механизм исправно работает по сей день.

После падения монархии Консьержери стал тюрьмой Революционного трибунала. В течение двух лет более 2 700 человек, приговоренных к смерти, провели в казематах старого дворца свои последние минуты. Среди них – королева Мария-Антуанетта, поэт А.Шенье, М.Робеспьер. В XIX в. здесь томились маршал Ней, анархисты Орсини и Равашоль. В этом же веке Виолле ле Дюк в рамках комплексной реконструкции Сите перестроил дворец, вновь придав ему средневековые черты. В 1914 году тюрьму закрыли и присвоили дворцу статус исторического памятника.

Осмотр Консьержери
Спустившись от входа по довольно крутой лестнице, попадаем в Зал стражи (1310 г.). Это самый древний из сохранившихся в Европе средневековых залов. При Филиппе IV Красивом это была своеобразная приемная перед Большим залом, где король вершил правосудие. В 1793-95 гг. здесь заседал Революционный трибунал. Зал со стрельчатыми сводами разделен на четыре нефа тремя рядами колонн. Капитель одной из колонн украшена барельефом, где, как предполагают, изображены Абеляр и Элоиза.

В Зале гвардии (длина 64 м, Шарина 27,5 м, высота 8,5 м, 1312) находилась столовая, где кормили примерно 2 000 человек, состоявших на службе у короля. Четыре огромных камина обогревали зал. У южной стены – внушительных размеров фрагмент королевского обеденной стола (черный мрамор), за которым во время революции заседал суд Революционного трибунала.

От кухонного павильона (квадратное в плане помещение), построенного при Иоанне II Добром, сохранился только нижний уровень со стрельчатыми сводами и четырьмя грандиозными угловыми очагами, на каждом из которых готовили строго определенную пищу: на одном птицу, на другом мясо, на третьем рыбу, на четвертом овощи.

Когда в Консьержери была тюрьма , четыре западных пролета Зала гвардии отгораживались от остальной части зала стеной с решетками. В застенке (он назывался Парижская улица – rue de Paris) содержались самые бедные заключенные, которые не могли оплатить более комфортабельную камеру. Их камеры называли "сенники", так как в качестве постели у узников было только сено. Сегодня в помещениях, расположенных к югу от Зала гвардии воссоздана обстановка тюрьмы Коньсержери эпохи революции. На первом этаже можно осмотреть коридор узников , предназначенный для прогулок заключенных, рабочее место секретаря суда , составлявшего списки осужденных, комнату консьержа , отвечавшего за безопасность, соблюдение режима и снабжение, туалетную , где у приговоренных к смерти перед казнью отбирали личные вещи, отрывали воротнички и обрезали волосы, правда, только на затылке. Это делалось с определенной целью, и вовсе не только лишь для того, чтобы они не мешали плавному скольжению ножа гильотины. По обычаю, палач, взяв отрубленную голову за волосы, должен был показать ее толпе и лишь затем швырнуть обратно в корзину. Рассказывают, что, показывая толпе отрубленную голову Шарлотты Корде, убившей Марата, помощник палача ударил ее по щеке, и щека покраснела – от негодования ли или же из-за того, что у палача были залиты кровью руки, осталось неизвестно.

Кроме того, на первом этаже есть капелла Жирондистов , получившая теперешнее название за то, что в этом помещении, построенном в Средние века, в 1793 году содержались перед казнью депутаты-жирондисты, капелла Марии-Антуанетты , построенная по желанию Людовика XVIII на месте, где находилась тюремная камера королевы. Капелла разделена на две части. По преданию, в западной ее половине провел последние часы перед казнью Робеспьер.

В восточной половине воспроизведена обстановка камеры Марии-Антуанетты . На основании исторических свидетельств реставраторы постарались воссоздать все в этой камере так, как это было во времена революции: внутри видна восковая фигура женщины в черном, за которой зорко следит охранник. Женщина с книгой сидит спиной к посетителям, а перед ней на стене с отрывающимися обоями, на которых изображена геральдическая лилия, висит распятие. На полу – подлинный ковер XVIII в.

На женском дворе сохранился фонтан, где узники стирали, и один из каменных столов. Двор окружали камеры, за пребывание в которых заключенные должны были платить. Одно из помещений называется "Уголок двенадцати", где мужчины и женщины могли переговариваться через решетку. Мурашки пробегают по коже, когда, выйдя на залитый солнцем аккуратный зеленый газон, представляешь себя на месте несчастных, последний раз щурящихся после сырых темных камер на солнечный свет перед отправкой на гильотину… Отсюда на эшафот везли Марию-Антуанетту, которая, хотя и превратилась в последние часы ожидания смерти в поседевшую за одну ночь старуху, выходила с гордо поднятой головой и поистине королевским величием. Говорят, что, когда она взошла на эшафот, вся толпа, бесновавшаяся несколько мгновений назад, изумленно притихла – так сильно было впечатление от нечеловеческого самообладания гордой королевы. Уже подходя к гильотине, Мария-Антуанетта случайно наступила на ногу палачу и, нисколько не смутившись, произнесла: "Прошу прощения, месье, это было не намеренно".

В первом зале второго этажа вывешен список гильотированных узников Консьержери. В соседних залах – документы, гравюры и подлинные тексты, посвященные 500-летней историю тюрьмы.

Дворец Консьержери включен в комплекс зданий Дворца правосудия (Palais de Justice, bd. du Palais, 4), построенного при бароне Османе около 1860 года в неоклассическом стиле во дворце находятся суды высших инстанций Парижа, а также Конституционный суд Франции. Кроме этого, на территории комплекса располагается одна из самых красивых церквей мира –