Ринальдо и армида пуссен. Ринальдо и Армида - bubligum9000 — LiveJournal

Картина «Ринальдо и Армида» относится к началу 1630-х годов. Этот период творчества Пуссена несет на себе печать его глубокого увлечения искусством Тициана, оказавшим большое влияние на живописное дарование мастера.
Сюжет «Ринальдо и Армиды» был заимствован Пуссеном из знаменитой поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», увидевшей свет в 1580- 1581 годах. В описываемый период Пуссен неоднократно обращался к прославленному тексту, о чем свидетельствует другой его шедевр «Танкред и Эрминия», хранящийся в Эрмитаже, или другие варианты «Ринальдо и Армиды», находящиеся в Берлине и в Дуличской галерее в Англии.

Примечательно, что Пуссен выбирает из произведений Тассо именно любовно-лирические сцены, проходя мимо эпических и героических эпизодов. На картине изображен момент, когда волшебница Армида, олицетворяющая собой силы, противоборствующие христианским рыцарям, склоняется к спящему Ринальдо, чтобы убить его, но останавливается, пораженная его красотой, зажигающей любовь в ее сердце? Как и всегда у Пуссена, мы видим глубоко продуманную композицию, где совершающееся действие и отношения между персонажами с предельной ясностью воплощаются в выборе фигур, в их группировке, в сочетании форм и линий. Главным героям сопутствуют маленькие шаловливые амуры, играющие доспехами беззаботно уснувшего рыцаря. Справа, на переднем плане,- аллегорическая фигура речного божества, усыпляющего рыцаря журчанием водных струй, а в глубине - золотая колесница Армиды и ее белые кони, готовые умчать Ринальдо сквозь облака в очарованные сады волшебницы. Основное содержание этого произведения Пуссена - чувство любви, преисполненное самой возвышенной поэзии. Прекрасный облик главных персонажей, их отрешенность от остального мира, элемент волшебной сказочности в их окружении - все это усиливает эмоциональное звучание всей представленной сцены, но главную роль здесь играет колорит с его ликующим сочетанием синего, красного и желтого цветов. Классицизм Пуссена в «Ринальдо и Армиде» является нам полным живого человеческого чувства, захватывая зрителя красотой и высоким лиризмом замысла и красотой исполнения. Картина подтупила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1930 году из Государственного Эрмитажа.

Ринальдо и Армида - пара влюбленных из итальянской эпической поэмы "Освобожденный Иерусалим" Торквато Тассо (1544-1595). Впервые опубликованная в 1580-81 годах, эта поэма сразу же привлекла к себе внимание многих художников, увидевших в ней неисчерпаемый кладезь драматических сюжетов для своего творчества.

Поэма "Освобожденный Иерусалим" - это идеализированный рассказ о первом Крестовом походе, завершившимся захватом Иерусалима в 1099 году и установлением христианского царства. Кроме собственно сражений и подробностей военной жизни, в поэму вкраплено несколько любовных историй. Одна из них повествует о рыцаре-христианине Ринальдо и прекрасной Армиде, которая была колдуньей и речной нимфой, сражавшейся на стороне сарацин.

П.Балларини Встреча Армиды и Ринальдо 1754 г.

Желая ослабить силы крестоносцев, дамасский царь - маг Идроад посылает в лагерь к крестоносцам свою прекрасную племянницу волшебницу Армиду. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан. В сети к Армиде попадает и Ринальдо – оплот крестоносцев.
После того как Ринальдо спасает своих товарищей, которых Армида превратила в монстров, - колдунья хочет отомстить ему.
Но в конце концов, плененная красотой Ринальдо, Армида влюбляется в него и уносит на остров. Чтобы вернуть его, на остров посылают двух воинов. Воины находят Ринальдо в волшебном саду Армиды и подносят к его глазам щит, чтобы он увидел в нем, как в зеркале, что пренебрегает своими обязанностями. Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве.

Никола Пуссен Подвиги Ринальдо 1628 г.

Эти события образуют последовательность сюжетов в пасторальной атмосфере, которые приобрели широкую популярность у итальянских и французских художников XVII - XVIII веков.

У реки Оронт (Сирия), Ринальдо наткнулся на мраморную колонну, на которой была надпись, приглашавшая прохожего открыть для себя чудеса маленького острова, лежащего на середине реки. Здесь Ринальдо погрузился в волшебный сон. Армида "спешит к нему для совершения мести", но с первого взгляда влюбляется в него.

Никола Пуссен Ринальдо и Армида 1629 г.

Колдунья Армида опутывает спящего Ринальдо волшебными узами из цветов - лилий и роз - и переносит его в свою колесницу. Затем они отправляются на далекий остров, затерявшийся среди океана, где все цветет невиданной красотой. В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге.

Антонис Ван Дейк Ринальдо и Армида 1629 г.

Никола Пуссен Ринальдо и Армида 1625-6 г.г.

КОММЕНТАРИЙ:
На полотнах Ринальдо обычно изображается лежащим на берегу реки, он в латах, рядом с ним его шлем и оружие. Армида стоит перед ним на коленях, вглядываясь в его лицо. На заднем плане изображена ее колесница, поблизости колонна с надписью. Бог реки Оронт возлежит, облокотившись на перевернутую урну.
Армида обычно изображается несущей Ринальдо, ей помогает ее служанка. Или она стоит в колеснице, а ее спутницы поднимают тело, обычно увитое гирляндами цветов. Или она мчится на колеснице по небу к своему острову в океане, увозя спящего рыцаря. Обычно ее колесница запряжена лошадьми и лишь в редких случаях драконами, о которых упоминает текст поэмы.

Отто Мюллер Сад Армиды

Тем временем крестоносцы переживают тяжелые времена. И конечная победа христиан зависит от возвращения Ринальдо. Тогда Готфред отправляет на розыски исчезнувшего героя несколько витязей. Они достигают острова Армиды, минуют опасности (дикие звери - стражи острова), проходят дворец-лабиринт. Не поддавшись на соблазн нимф, купавшихся в ручье, они решительно продолжают свой путь, пока не попадают в дивный сад и не выходят к месту, где под деревом "был стол накрыт великолепный".
Там они находят Ринальдо в объятиях Армиды.

Антонис Ван Дейк Карло и Умбальдо находят Ринальдо в объятиях Армиды 1634-35 г.г.

КОММЕНТАРИЙ:
Излюбленная в искусстве тема, в основе которой именно этот фрагмент поэмы, где говорится, как воины вышли на влюбленных, расположившихся в тени деревьев на берегу озера. Вглядываясь в глаза возлюбленной и видя в них свое отражение, Ринальдо, при этом, держит перед нею зеркало, которое она вложила ему в руку: каждый зрит свой собственный образ в момент любовного экстаза - он пылает страстью ("он рабством горд"), она - иронична ("она - гордится властью").
Так они и изображаются: Ринальдо, склонившийся к ней на колени, его голова у нее на груди, он смотрит ей в лицо и при этом держит зеркало. Два воина взирают на происходящее, укрывшись в кустах или за деревом. На заднем плане может виднеться дворец Армиды.

Джованни Батиста Тьеполо Ринальдо и Армида в саду 1752 г.

Франсуа Буше Ринальдо и Армида 1734 г.

Франческо Хайец Ринальдо и Армида 1812-13 г.г.

Один из пришедших воинов ставит перед Ринальдо алмазный шит.
Ринальдо бросил взор на этот щит
И в нем свое увидел отраженье,
Какой несвойственный мужчине вид!
Стан и убор постыдной дышат ленью,
И даже меч цветами так обвит,
Что ты его предметом украшенья,
Игрушкой бесполезной счесть готов,
А не оружьем, грозным для врагов.
(Песнь XVI, октава 31. Пер. О. Румера)

Увидев свое отражение в щите, призванный собратьями по оружию исполнить свой долг, Ринальдо понимает всю глубину своего падения и покидает остров. Когда их лодка отчаливала, Армида стояла на берегу и молила его остаться, а затем проклинала, когда увидела, что мольбы тщетны.

Ангелика Кауфманн Ринальдо покидает Армиду 1776 г.

Джованни Батиста Тьеполо Ринальдо покидает Армиду 1755 г.

Джованни Батиста Тьеполо Ринальдо покидает Армиду 1757 г.


Франсуа Буше. Ринальдо и Армида. 1734, Лувр .
Ринальдо и Армида — герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Т. Тассо (1544—95). Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима в 1099 г. и установлением христианского царства.
Армида, красавица-колдунья, была послана Сатаной (поддержкой которого заручились сарацины), чтобы сокрушить крестоносцев силой своих чар. Она ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно Цирцее, превратила в монстров. Однако, покоренная красотой Ринальдо, Армида влюбляется в него и уносит в свои зачарованные сады. На картине изображен знаменитый эпизод, в котором рассказывается о том, как воины, разыскивающие похищенного Армидой Ринальдо, находят влюбленных в садах Армиды. Армида вложила в руку Ринальдо зеркало (на картине зеркало держит, точнее подпирает своей спиной, один из амуров); влюбленные смотрят в глаза друг другу и при этом видят в зеркале свой собственный образ в момент любовного экстаза. Два воина взирают на происходящее, укрывшись за колонной дворца Армиды

Джованни Батиста Тьеполо. Ринальдо и Армида в саду 1752 .
История того, как ненависть Армиды переросла в любовь - и все это в пасторальной атмосфере волшебного царства Армиды; в конце концов Ринальдо покинул ее.
Эти события образуют последовательность сюжетов, которые приобрели широкую популярность у итальянских и французских художников XVII - XVIII веков.

Ринальдо изображается лежащим на. берегу реки, он в латах, рядом с ним его шлем и оружие. Армида стоит перед ним на коленях, вглядываясь в его лицо. На заднем плане изображена ее колесница, поблизости колонна с надписью. Бог реки Оронт возлежит, облокотившись на перевернутую урну.
Похищение Ринальдо.

Никола Пуссен. Ринальдо и Армида 1625.

Колдунья опутала Ринальдо волшебными узами из цветов - лилий и роз - и положила его в свою колесницу Она изображается несущей Ринальдо, ей помогает ее служанка. Или она стоит в колеснице, а ее спутницы поднимают тело, обычно увитое гирляндами цветов. Или она мчится на колеснице по небу к своему острову в океане, увозя спящего рыцаря. Обычно ее колесница запряжена лошадьми и лишь в редких случаях драконами, о которых упоминает текст (драконы везут также колесницу Медеи, другой колдуньи).
Воины в саду Армиды.
Два рыцаря, разыскивая Ринальдо, явились на волшебный остров, где у Армиды был дворец. Не поддавшись на соблазн нимф, купавшихся в ручье, они решительно продолжили свой путь, пока не вышли к месту, где под деревом "был стол накрыт великолепный"
Ринальдо и Армида.
Излюбленная в искусстве тема, в основе которой фрагмент поэмы где говорится, как воины вышли на влюбленных, расположившихся в тени деревьев на берегу озера. Вглядываясь в глаза возлюбленной и видя в них свое отражение, Ринальдо при этом держит перед нею зеркало, которое она вложила ему в руку: каждый зрит свой собственный образ в момент любовного экстаза - он пылает страстью ("он рабством горд"), она - иронична ("она - гордится властью").

Франческо Хайец Ринальдо и Армида 1812.
Так они и изображаются: Ринальдо, склонившийся к ней на колени, его голова у нее на груди, он смотрит ей в лицо и при этом держит зеркало. Два воина взирают на происходящее, укрывшись в кустах или за деревом. На заднем плане может виднеться дворец Армиды.

Ангелика Кауфманн Ринальдо покидает Армиду 1776 .
Покинутая Армида. Призванный собратьями по оружию исполнить свой долг, Ринальдо покинул остров. Когда их лодка отчаливала, Армида стояла на берегу и молила его остаться, а затем проклинала, когда увидела, что мольбы тщетны. Сюжет во многом напоминает историю Дидона и Энея. В конце концов Армида лишилась чувств. Изображают трех воинов в лодке вдали. На берегу страстно жестикулирующая и лежащая без чувств Армида.

Ринальдо и Армида (ок. 1630), Картинная галерея Далвич, Лондон

В конце 1620-х и начале 1630-х годов Пуссен написал несколько картин по мотивам знаменитой эпической поэмы "Освобожденный Иерусалим", автором которой был великий Торквато Тассо. Впервые опубликованная в 1580-81 годах, эта поэма сразу же привлекла к себе внимание многих художников, увидевших в ней неисчерпаемый кладезь драматических сюжетов для своего творчества. В поэме говорится о битве за Иерусалим между христианами и сарацинами во время Первого Крестового похода, состоявшегося в конце XI века. Кроме собственно сражений и подробностей военной жизни, в поэму вкраплено несколько любовных историй. Одна из них повествует о рыцаре-христианине Ринальдо и прекрасной Армиде, которая была колдуньей и речной нимфой, сражавшейся на стороне сарацин. Ринальдо лежит, погруженный в колдовской сон. Он беззащитен перед Армидой, и она может беспрепятственно исполнить свой замысел - убить юношу. Но нимфа, увидев прекрасное лицо Ринальдо, воспылала страстью к своему врагу и не решилась пустить в дело свой кинжал. Это одна из самых поэтичных картин Пуссена, отличающаяся богатым колоритом и удивительно свободной манерой. К сожалению, мы не знаем имени заказчика этого полотна. История его создания остается тайной - впервые оно было обнаружено лишь в 1804 году.

Пуссен говорил: “Тема должна быть взята благородная…содержание и сюжет должны быть величественны…” Пуссена привлекали героические поступки, “возвышенные страсти”, то, что могло служить образцом моральных норм; он хотел создать образ идеально-прекрасного мира, где царит гармоничный человек, совершенный телом и духом.

Композиция «Ринальдо и Армида» (1630) принадлежит к самым замечательным произведениям музейной коллекции. Сюжет взят из поэмы итальянского поэта XVI века Торквато Тассо “Освобождённый Иерусалим”. В одном из эпизодов рассказано о том, как волшебница Армида, в чьих владениях оказался Ринальдо, хотела убить рыцаря, но, покорённая его красотой, полюбила юношу и унесла в свои сады. Главная тема – это могущество, величие чувства; и любовь, в которой раскрываются лучшие качества человека, приравнивается Пуссеном к героическому, благородному деянию.

Вместе с героями мы переносимся в мир поэзии и чарующей красоты. Прекрасны герои, они похожи на античные скульптуры. В фигуре Армиды, склонившейся над спящим Ринальдо – порыв восхищения и нежности. Девушки-прислужницы легко ступают в облаках и мы любуемся гибкостью и стройностью их тел. Солнце льёт свет на прелестных амуров, весело играющих доспехами рыцаря. Величественно возлежит Божество реки – в правом нижнем углу картины.

Армида – злодейка, но мы совсем не видим этого, настолько прекрасно её лицо и ни одна чёрточка не подчёркивает её злые намерения.

Три группы участников композиции вписаны в прямоугольники, а всё вместе – в пирамиду. Армида склонилась над Ринальдо, любуясь его красотой и подумала, что хорошо было бы умчаться с ним подальше. Она – волшебница и её мысли исполняются немедленно – в облаках появляется колесница, готовая унести Армиду с возлюбленным – это третья группа.
Построение композиции здесь также продумано до мелочей. Колесница, которая появляется в облаках, никуда не летит и не улетит, она останется в рамках картины. Колонна справа останавливает ее движение. Зрительно колесница так и будет крутиться в верхней части полотна.

Фигура старика явно перерисована с древней статуи – настолько мощно написано его тело со всеми мышцами.
Здесь вновь видна та же цветовая гамма, перетечка тех же цветов, повторение их во всех группах, пуссеновские синий, красный, золотой. Наиболее сильно эта цветовая гамма звучит в группе главных персонажей и приглушённо – в остальных частях картины. Цвет словно напоен ликующим счастьем страстного чувства, пробудившегося в Армиде. В других частях композиции цвет подыгрывает главным героям.

В то же время Пуссен довольно свободно трактует этот сюжет. Известно, что на самом деле купидон, или амур,должен быть только один. Здесь их несколько. И Божество воды вводится в композицию затем, чтобы мы узнали место действия – река Арон.

Познакомится с творчеством .