Правила безопасного поведения после аварийной посадки самолета. Аварийная посадка самолета

Действия пассажиров при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании) на городском общественном транспорте

    сгруппируйтесь, крепче ухватитесь за поручни, старайтесь избежать падения

    упритесь ногами в пол, руками в спинку переднего сиденья, голову наклоните вперед

    покиньте транспорт через двери, окна, аварийные выходы. Ведущей окажите помощь пострадавшим

предметы: находящийся в солонее огнетушитель, тормозной башмак, жесткий дипломат и т.п.; в крайнем случае выбивайте стекло сильным ударом ноги в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях. Перед выходом обязательно очистите проем окна от оставшихся стекол.

При запахе гари такие меры следует признать обязательными, так как времени на выстраивание очереди, ведущей к действующему выходу, у пассажиров может не быть. При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Нос и рот в этом случаи следует заранее защитить шарфом, рукавом или другими материалом, по возможности смочив его любой жидкостью.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей.

При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе - сидящие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.

При падении в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

Действия пассажиров при пожаре в городском общественном транспорте

    немедленно сообщите о пожаре водителю

    защитите рот и нос платком, шарфом, рукавом

    начните тушить пожар

    откройте двери кнопкой аварийного откровения или разбейте стекло

    покиньте транспортное средство, пропустив вперед детей, женщин, стариков

    окажите помощь пострадавшим

Действия пассажиров при падении общественного транспорта в

    если транспортное средство на плаву, выбирайтесь через окно

При погружении в воду снимите лишнюю одежду

    глубоко вдохните и выбирайтесь наружу через дверь или окно

    при необходимости выбейте стекло 126

    помогите детям и не умеющим плавать

    выбравшись на берег окажите помощь пострадавшим

Аварии в метрополитене Зоны опасности в метрополитене

Турникет

Запрещается: перепрыгивать через турникет; проходить через турникет группой

Эскалатор

Запрещается: бежать по эскалатору; садиться на ступеньки эскалатора и ставит вещи на поручни; задерживаться на выходе с эскалатора и создавать давку

Запрещается: спускаться на пути метрополитена; выходить за ограничительную линию у края платформы; подходить близко к вагону до его полной остановки

Запрещается: прислонятся к дверям; препятствовать открытию и закрытию дверей;

открывать двери во время движения и на остановках

Из правил пользования метрополитеном. При падении людей и предметов на пути метрополитена, задымлении, загорании и возникновении других опасных ситуациях свяжитесь с дежурным по станции или машинистом поезда по системе «пассажир- машинист».

При обнаружении в метрополитене или вагоне поезда забытых, безхозных и подозрительных вещей и предметов немедленно сообщите об этом сотрудникам милиции, работникам метрополитена или машинисту поезда.

Действия пассажира, упавшего на пути

    не поднимайтесь с путей на платформу (под ней проложен высоковольтный

контактный рельс)

    если поезда не видно, бегите к началу платформы (там есть лестница)

    если показался поезд, ложитесь между рельсами, закрыв уши руками и открыв

Действия пассажиров поезда при его остановке в тоннеле

    не покидайте вагон без команды машиниста поезда «На выход!» по команде покиньте вагон со стороны, где не проходит контактный рельс двигайтесь вдоль полотна по ходу поезда между рельсами при появлении поезда укройтесь в ниши тоннеля соблюдайте осторожность на путях, при выходе из тоннеля

    не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества

    не включайте в электросеть вагона бытовые приборы

    при запахи горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику

    при реальной угрозе немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы; в крайнем случае выбивайте подручными предметами (лестницами - стремянками, жесткими портфелями - дипломатами, вырванными из гнезд столиками и одежными полками) оконные стекла

    не тянитесь к чемоданам, бросьте их; ваша жизнь не стоит находящихся в них вещей

Действия пассажиров при крушении поезда

    отойдите от окон и дверей

    ухватитесь за неподвижные части вагона и упритесь во что-нибудь ногами

    вагон покидайте через выходы и окна. В первую очередь эвакуируйте пострадавших и детей

    чтобы не попасть под шаговое напряжение, отойдите от пути не менее чем на 30 м

    окажите первую медицинскую помощь пострадавшим

При авариях, связанных со столкновением и экстренным торможениями, большинство травм люди получают в результате падений с полок. Чтобы избежать их или хотя бы смягчит удар, следует, кроме закрепления багажа, убрать со столиков небезопасные бутылки, стаканы в подстаканниках с торчащими из них наподобие кинжалов ложками и т.п. Подогнуть, особенно на полках, на которых спят дети. Матрацы с внешней стороны или подложить под них свернутое одеяло или ненужную одежду, чтобы образовался защитный валик, через который трудно перекатиться. Полностью, до фиксации, закрыть или открыть двери купе, чтобы они при резкой остановке не стали причиной травмы попавших в проем руки или головы.

При серьезном крушении надо немедленно выбраться из вагона (только, выпрыгивая, не попадите под встречный поезд) и оказать помощь пострадавшим пассажирам. Внимательно осмотритесь, нет ли поблизости упавших токонесущих проводов: они могут представлять смертную опасность.

Пожар в поезде страшен не пламенем, а, в первую очередь, ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты. А при интенсивном сгорании - секунды. Во избежание этого в движущемся поезде перейдите в соседний вагон. Желательно в сторону движения, в остановившемся на улицу, по возможности со стороння, где нет железнодорожных путей. Не разбредайтесь во все стороны, так как прибывшие спасатели будут искать вас возле полотна.

При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой - полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях. Так как внизу (у пола) дыма бывает меньше. Бывают ситуации, когда движущийся поезд невозможно остановить. В таких случаях необходимо действовать по следующей схеме.

    наденьте на себя больше одежды. Защитите голову

    прыгайте по ходу поезда на сторону, где нет столбов

    старайтесь приземлиться на ноги, соединенные вместе

    кувырками и перекатами погасите скорость падения

Выпрыгивайте из движущегося поезда только в случаи прямой опасности для жизни!

Действия пассажиров при пожаре в поезде При возникновении пожара

    сообщите о пожаре проводнику вагона

    разбудите спящих пассажиров

    уходите в передние вагоны; если это невозможно - в задние; плотно закрывая двери

Если огнем отрезаны выходы

    зайдите в купе или в туалет

    плотно закройте за собой дверь и откройте окно

Если потушить огонь невозможно

    остановите поезд стоп-краном

    откройте двери, выбейте окна

    помогите эвакуироваться детям и пострадавшим

    выйдите из вагона, отойдите от него

После аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна - аварийные выходы (в зависимости об обстановки), так как высока вероятность пожара. Аварийным выходом из вагонов служат быстро открываемые окна в Зм и 6м купе со стороны поперечных полок. Разбивайте

Окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь на ту сторону железнодорожного пути, где больше свободного пространства, взяв с собой документы, денгьги, одежды или одеяла. Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивать пострадавших и т.д.

Во время аварии возможен разлив топлива. В этом случаи отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как существует угроза пожара и взрыва. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле может быть от 2 (сухая) до 30 (влажная) метров.

Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.

Покидая самолет через выход выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации.

Покидание самолета прыжком на трап

Правильно неправильно

Покидание самолета с использованием брезентового трапа

    старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труднорасплавляемых материалов

    продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасательным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет

    при каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер

    знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария неизбежна, займите нужную позу

    знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются

Действия авиапассажиров при декомпрессии (разгерметизации салона)

    немедленно наденьте кислородную маску

    пристигните ремень безопасности и приготовьтесь к резкому снижению

Действия авиапассажиров при пожаре в самолете

    слушайте и выполняйте команды членов экипажа

    защититесь от ожогов, закрыв открытие участки тела

    пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках

    если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел

    оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше Вынужденная посадка самолета на воду случается редко.

Действия авиапассажиров при вынужденной (аварийной) посадке на воду.

    наденьте спасательный жилет и слегка надуйте его

    возьмите с собой или наденьте теплую одежду

    займите место в спасательном плоту

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное соору­жение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавлива­ется, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, ког­да самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке (схема 58) нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета (рис. 23).

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.



При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют ос­трые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очере­ди на эвакуацию.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации (рис. 24, 25).

Старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемых материалов;

Продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

Знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария не­избежна, займите нужную позу;

Знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воз­дух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглу­шительного рева (уходит воздух). В этом случае (схема 59), не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

При пожаре в самолете

(схема 60) помните, что на бор­ту наибольшую опасность пред­ставляет дым, а не огонь. Ды­шите только через хлопчатобу­мажные или шерстяные элементы одежды, по возможно­сти смоченные водой. Пробира­ясь к выходу, двигайтесь при­гнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите откры­тые участки тела от прямого воз­действия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи ко­торых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После вы­хода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут на­ходиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на под­готовку практически не бывает. В одном случае самолет может кос­нуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом - может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по коман­де командира экипажа или бортпроводницы (схема 61), т.е. надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные пло­ты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин летом и 3 мин зимой. Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует за­бывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет дли­тельным. Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа воздушного судна.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места по­гружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плаву­чий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.

36. Как нужно после аварийной посадки покидать самолет через выход с выпушенным и надутым трапом:

а) не останавливаясь, прыгнуть на трап и съехать вниз;

б) не останавливаясь, сесть на край трапа и съехать вниз;

в) перед трапом остановиться, сесть на него и съехать вниз. |

37. При аварийной посадке самолета необходимо:

а) руки сложить на животе, согнуться и поджать ноги;

б) надеть спасательный жилет, руками упереться в спинку переднего сиденья, а голову зажать между коленями;

в) согнуться, наклонить голову как можно ниже и прикрыть ее руками, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

38. Вы летите в самолете. Бортпроводница сообщила о загорании на борту и предстоящей вынужденной посадке. Ваши действия после вынужденной посад­ки при условии, что салон самолета задымлен, в некоторых местах виден огонь, проход к эвакуационному выходу не заблокирован:

а) немедленно наденете кислородную маску, защитите от ожогов тело и будете ждать спасателей;

б) защититесь от ожогов, закрыв открытые участки тела, пригнетесь и поползете к выходу на четвереньках, прикрыв рот и нос платком или элементами одежды, смоченными жидкостью; оказавшись за бортом, быстро отойдете от самолета;

в) попросите бортпроводницу принести бутылку с минеральной водой, по спин­кам кресел проберетесь к выходу, обливая себя водой на ходу, оказавшись за бортом, встанете около самолета на случай, если понадобится ваша помощь.

39. Самолет произвел вынужденную посадку на воду. Вам необходимо:

а) надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одеж­ду, идти к выходу для посадки в спасательный плот;

б) взять с собой спасательный жилет и теплую одежду, подойти к выходу, спус­титься в спасательный плот, надеть теплую одежду и спасательный жилет;

в) надеть и надуть спасательный жилет, взять запас продуктов, пройти в соседний салон и ждать помощи бортпроводницы.

40. При нарушении герметичности в салоне самолета необходимо:

а) пристегнуть ремень безопасности и, закрыв голову руками, наклониться вперед;

б) немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремень безопасности и приготовиться к быстрому снижению;

в) пристегнуть ремень безопасности, помочь пристегнуться соседям, надеть кислородную маску.

Случаются не очень часто. Шансы выжить при этом сильно зависят от причины, ее вызвавшей. Если действия экипажа координированы и четко следуют тому, чему их обучали, то тогда шансы резко повышаются. Многое зависит и от вас самих. Паниковать и плакать будет уже поздно. Нужно выполнять инструкции экипажа и постараться сохранять спокойствие.

В 1974 году американской авиакомпании Pan American не смог сесть в аэропорту Паго Паго, на Самоа, из-за плохих погодных условий. Самолет рухнул в джунглях и на борту начался пожар. Выжить смогли только 5 человек. Они выполняли указания стюардесс, поэтому и остались в живых. Это подчеркивает важность знания своих действий при экстренной посадке самолета.

Самое простое — слушать внимательно перед полетом информацию , которую рассказывают . Пассажиры обычно занимаются посторонними делами, когда они показывают, как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами. Это неправильно. В случае аварийной посадки самолета на воду или на землю эти сведения могут спасти вам жизнь.

Обязательно ознакомьтесь с инструкциями, которые вкладывают в каждый кармашек кресла пассажиров. Это не займет много времени, но поможет понять, как вести себя в случае катастрофы.

Статистика доказывает, что шансов выжить больше у тех пассажиров, кто выбирает большие самолеты , не маленькие. Согласитесь, что лучше лететь на , чем на стареньком кукурузнике.

Информация, которую рассказывают стюардессы перед полетом, может спасти вам жизнь!

Выбор места внутри салона тоже влияет на ваши шансы на выживание. Если самолет терпит крушение, то, в большинстве случаев, сначала разрушается передний отсек, а затем задний. Такое может случится и с хвостом, и с крылом. Самое главное — чтобы ваше кресло находилось в 5 рядах от аварийного выхода . Тогда вы сможете быстро выбраться из салона, если самолет совершил аварийную посадку.

80% всех катастроф проходит в первые три минуты после взлета и последние 8 минут перед посадкой. В эти периоды надо пристегнуть ремень и не спать. Если вы любите снимать обувь на время полета, то обязательно наденьте ее обратно.

Теперь рассмотрим, что нужно делать при разгерметизации салона/пожаре на борту/посадке на воду или на землю.

При декомпрессии

Первое, что вы услышите при разгерметизации кабины, это оглушительный рев . По салону начнут летать незакрепленные вещи. Все вокруг будет, как в тумане. Вы почувствуете боль и шум в ушах. Может заболеть живот.

Сразу одевайте кислородную маску , которая автоматически выпадет сверху. Даже если это кажется вам эгоистичным, но вначале вам нужно ее одеть, а потом уже помогать одевать их своим близким, даже детям. Нехватка кислорода — это очень опасно. Вы можете очень быстро потерять сознание. Поэтому лучше позаботиться о себе, а потом уже помогать окружающим.

Разгерметизация очень опасна, так как вызывает нехватку кислорода.

Вторым вашим действием должно быть закрепление ремня безопасности . Экипаж будет направлять терпящий бедствие самолет на . Если катастрофа очень серьезная, то он будет попросту падать. Чтобы не выпасть из кресла, нужно застегнуть ремень.

При пожаре в салоне

Практически каждая пятая авиакатастрофа сопровождается пожаром на борту . Если такое произойдет, то снимите синтетическую одежду (колготки и т.д.). Она легко плавится. Вещи из материалов, которые плохо горят, лучше наоборот надеть.

Накиньте сверху плед или одеяло , если они есть под рукой. Дыхательные пути рекомендуется защитить с помощью смоченной в какой-либо жидкости тряпкой. Передвигаться по салону лучше на четвереньках .

Ползите через разбросанные по полу предметы или через кресла. Если за аварийным люком виден огонь или идет дым, то не открывайте их. Не теряйте надежду! И старайтесь выбраться из самолета . Помогайте другим людям.

При посадке на воду или землю

Если посмотреть видео аварийных посадок пассажирских самолетов, то можно заметить, что именно паника и путаные действия губят пассажиров .

Внимательно слушайте инструкции экипажа и выполняйте их. Пристегните ремни и опустите голову на уровень колен. Закройте ее ладонями или сцепленными сверху руками. Под живот подложите плед или сумку. Колени уприте в спинку кресла, расположенного впереди.

Снимите все металлические предметы с себя . Иначе медикам потом придется выковыривать их из вашего тела. Шарфы или платки тоже лучше снять . Зацепившись за что-нибудь, они могут вас задушить.

При аварийной посадке самолета необходимо оставаться на своем месте, пока он не остановится.

Все люди устремятся к выходам, через которые и входили. Не торопитесь идти за ними. В давке вы можете получить серьезные травмы.

При аварийной посадке самолета постарайтесь не паниковать, а действовать, согласно указаниям экипажа.

В самолете предусмотрены надувные трапы, по которым пассажиры съезжают вниз. Есть еще канаты с узлами.

Надувной трап — это два баллона с натянутым между ними дном . Один его конец крепится внутри салона, а другой упирается в землю. Не держитесь за боковые шнуры, когда будете спускаться. Женщинам лучше снять туфли на высоких каблуках, чтобы не испортить трап. Спустившись, сразу отходите, чтобы не мешать другим пассажирам.

При посадке на воду наденьте спасательный жилет . Он находится под креслом, надевается через голову. Специальными ремнями он надежно крепится.

В салоне есть специальные плоты. Их нужно спустить на воду и сесть в них. Чтобы привлечь внимание спасателей, надо воспользоваться свистком или фонарем.

Брифинг для бортпроводников

СБ информирует всех бортпроводников о сложившейся ситуации.

В случае, если имеется достаточно времени, то брифинг может быть проведен в передней части самолета.

Для проведения подготовки пассажирской кабины к аварийной посадке необходимо

полное освещение.

Информация для пассажиров

Командир корабля информирует пассажиров о ситуации, возникшей на борту. Если это поручается СБ, он может использовать установленные тексты информаций для пассажиров.

Подготовка рабочих зон.

Убрать все незакрепленные предметы, включая газеты и журналы (сложить в пакет).

Закрыть и запереть туалеты, убрать видеомониторы, снять детские люльки.

Закрепить оборудование кухонь (емкости, тележки, и т.д.).

Отключить все электрооборудование, вытащить предохранители.

Запереть все отсеки и гардеробы.

Открыть и закрепить шторы, сорвать их, если возможно.

Освободить пути эвакуации от любых предметов (ручная кладь и т.д.).

Двери и трапы

Селекторы дверей должны находиться в положении “ARMED”

Пассажиры-помощники

При выборе пассажиров-помощников отдается предпочтение членам экипажей любых авиакомпаний, которые следуют пассажирами, а также другим работникам авиакомпаний.

Пассажиры-помощники должны сидеть на местах у аварийных выходов, на свободных местах бортпроводников, а также рядом с пассажирами, которым необходима дополнительная помощь (инвалиды, несопровождаемые дети).

Пересаживая пассажиров-помощников, необходимо убедить других пассажиров уступить им свои места.

Информация по подготовке пассажиров

СБ зачитывает по пунктам инструкции этапы подготовки к аварийной посадке согласно тексту аварийных информаций. Если времени для подготовки мало, то СБ выбирает только те пункты, выполнение которых необходимо в данной конкретной аварийной ситуации.

Бортпроводники выполняют сами и проверяют выполнение пассажирами указаний СБ, последовательно передавая сигнал о выполнении каждого этапа подготовки:

Поставить спинки кресел в вертикальное положение, убрать откидные столики,

подножки и индивидуальные видеомониторы, чтобы: освободить пути эвакуации,

принять позу безопасности, избежать травм при посадке.

Снять галстуки, расстегнуть воротники во избежание затруднения дыхания.

Верхняя одежда. Надеть в соответствии с внешними условиями.

Колющие и режущие предметы, очки, зубные протезы необходимо снять и поместить в ручную кладь. Если времени мало, то эти предметы можно поместить между сидений кресел. Размещение этих предметов в карманах впередистоящих кресел запрещено.

Ручная кладь должна быть размещена под сидениями впередистоящих кресел.

Легкие предметы размещаются на багажных полках (в виде исключения, могут быть

использованы туалетные комнаты). В случае проведения эвакуации ручная кладь

должна быть оставлена на борту самолета. Снять обувь, поместить ее на полку или под впередистоящее кресло, чтобы не повредить надувные трапы и плоты.

Продемонстрировать аварийные выходы.

Аварийное освещение.

Бортпроводники должны продемонстрировать световую дорожку (если имеется) и

световые табло выходов.

Аварийная посадка.

Необходимо объяснить использование трапов и выходов на крыло.

Посадка на воду.

Перед посадкой на воду должны быть надеты спасательные жилеты. Жилеты надувают: непосредственно перед покиданием самолета через дверь или после покидания самолета через аварийный люк (преждевременно надутый жилет помешает принятию безопасной позы, эвакуации и может быть поврежден при эвакуации).

Спасательные жилеты для маленьких детей должны быть надуты сопровождающим лицом сразу после остановки самолета. Детская спасательная люлька надувается перед покиданием самолета.

Безопасная поза .

Пассажирам нужно объяснить смысл команды «SAFETY POSITION» и что она может прозвучать незадолго до посадки. Необходимо продемонстрировать пассажирам безопасную позу: в то время, когда СБ объясняет, как принять безопасную позу, бортпроводники, сидя на спинке кресла первого ряда в своей зоне, демонстрируют ее. В салонах первого и бизнес классов безопасная поза демонстрируется бортпроводниками стоя в проходах. Безопасную позу для младенца индивидуально объясняют сопровождающему лицу.

Предупредить пассажиров, что при посадке следует ожидать нескольких сильных

толчков, и им следует оставаться на своих местах с застегнутыми ремнями безопасности до остановки самолета.

Объяснить начало эвакуации: по команде бортпроводников нужно отстегнуть ремни и

быстрее бежать к ближайшему выходу.

Привязной ремень .

После демонстрации привязного ремня и тренировки его использования,

потребовать, чтобы пассажиры туго застегнули свои привязные ремни на уровне бедер

(Преждевременно застегнутый ремень затруднит подготовку пассажира).

Инструкция по безопасности для пассажиров.

Пассажиры-помощники.

В инструктаж пассажира-помощника входит: открытие выходов; помощь внизу у трапа; оказание помощи на крыле самолета и на земле; оказание помощи пассажирам – инвалидам; сбор пассажиров на безопасном расстоянии; помощь пассажирам, которые в этом нуждаются (престарелые, больные, дети).

Последняя проверка готовности

Бортпроводники должны окончательно убедиться, что салоны и кухни полностью готовы к аварийной посадке.

Форменная одежда

Надеть полный комплект форменной одежды, для того чтобы выделить себя, как члена экипажа. Снять металлические эмблемы и именные значки. Обувь бортпроводники снимают в момент информирования пассажиров при проведении подготовки, либо в момент последней проверки готовности.

Освещение пассажирской кабины

По окончании подготовки освещение салонов должно соответствовать наружным

условиям в момент посадки.

Съемное аварийное оборудование

Убедиться, что аварийно-спасательное оборудование доступно. Все оборудование находится на местах крепления до момента, когда оно понадобится после посадки.

Окончание подготовки

Бортпроводники должны доложить СБ, СБ – командиру корабля.

Место бортпроводника

Занять свое место и провести 30-ти секундный настрой.

Проведение эвакуации

Не всегда за проведением подготовки к аварийной посадке следует эвакуация.

Если в проведении эвакуации возникнет необходимость, то бортпроводники должны

начать ее после команды «PASSENGER EVACUATION» в соответствии с «Инструкцией

по проведению эвакуации»

Материал для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности с применением дистанционных образовательных технологии по теме: «Правила поведения при аварии на авиа-, водном и железнодорожном транспорте»
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ ПАССАЖИРОВ ПРИ АВАРИЯХ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение , так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета.

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку , облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации.

Старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемых материалов ;

Продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

Знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску , даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

При пожаре в самолете помните, что на бор­ту наибольшую опасность пред­ставляет дым, а не огонь. Ды­шите только через хлопчатобу­мажные или шерстяные элементы одежды, по возможно­сти смоченные водой. Пробира­ясь к выходу, двигайтесь при­гнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите откры­тые участки тела от прямого воз­действия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи ко­торых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После вы­хода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на под­готовку практически не бывает. В одном случае самолет может кос­нуться поверхности так плавно , что непонятно , приземлился он или приводнился, в другом - может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по коман­де командира экипажа или бортпроводницы (схема 61), т.е. надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные пло­ты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин летом и 3 мин зимой. Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует за­бывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет дли­тельным. Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа воздушного судна.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места по­гружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плаву­чий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.
Ссылка на видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=9s9uWipfN8I
Тест 2

1) Как нужно после аварийной посадки покидать самолет через выход с выпушенным и надутым трапом:

а

б

в

2)

а

б

в

3)

а

б

в

4)

а

б

в) надеть и надуть спасательный жилет, взять запас продуктов, пройти в соседний салон и ждать помощи бортпроводницы.

5)

а

б

в

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ ПАССАЖИРОВ

ПРИ АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине лю­дей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.

Оставление судна при аварии или кораблекрушении производится только по указанию капитана. Он отдает такое распоряжение в следую­щих случаях:

Имеются явные признаки наступающей гибели судна;

Судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затопле­нию, а достаточных средств для борьбы с водой экипаж не имеет;

Происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведет к его опрокидыванию, а экипаж не имеет средств борьбы со смещением гру­за или обледенением;

По судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализа­ции и ликвидации.

На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлю­почную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующе­го спасательные работы.

Всем участникам плавания необходимо надеть имеющуюся в их рас­поряжении запасную одежду - хлопчатобумажное и шерстяное белье, свитера, малопромокаемую, лучше водонепроницаемую верхнюю одеж­ду, при наличии гидрокостюм и, конечно, спасательный жилет. Одежду лучше надевать многослойную. Два тонких свитера предпочтительней одного. Шею желательно обмотать шарфом, в крайнем случае, полотен­цем или рукавом разорванного свитера, оторванной штаниной, так как она сильнее остальных частей тела подвержена переохлаждению в воде. На голову следует надеть одну или две облегающие шерстяные шапоч­ки, накинуть и затянуть капюшон, на руки - варежки или перчатки. Следует стремиться защитить места, особо подверженные теплопотерям, - грудь ниже подмышечных впадин , область паха , шею, голову. Обувь лучше надеть просторную, на два-три шерстяных носка, но так, чтобы при этом не стеснять движения пальцев ног.

Каждый участник плавания должен уметь обращаться с индивиду­альным средством спасения. Лучше всего научиться этому заранее. Надо помнить, что неправильно надетый спасательный жилет может не только не помочь, но даже ускорить гибель человека на воде.

Первыми, согласно старинному морскому правилу, на коллектив­ное средство спасения переходят дети, женщины, раненые, ослаблен­ные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спас-средство может спуститься один взрослый мужчина.

Капитан покидает судно последним, предварительно лично удосто­верившись, что все члены экипажа, пассажиры, а также предметы ава­рийного снаряжения находятся в спасательном средстве.

Перед посадкой в надувные средства спасения (плоты, лодки) необ­ходимо плотно обмотать тканью металлические части обуви - подковы, пряжки, выступающие гвозди, которые могут повредить резиновую об­шивку. При посадке в надувные плоты и лодки желательно избегать прыжков. Если без прыжка обойтись невозможно, надо стараться упасть на надувные элементы - бортовые баллоны, надувные балки, банки и стойки. При этом желательно соприкоснуться с обшивкой возможно большей площадью тела, чтобы уменьшить ударную нагрузку на на­дувную конструкцию. Если человек приземляется на ноги, он может пробить дно спасательной лодки или плота.

Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасатель­ных шлюпках и надувных плотах, переходом на борт подошедшего суд­на-спасателя, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.

Особенности оставления судна прыжком в воду . Пе­ред оставлением судна члены экипажа должны напомнить пассажирам правила прыжка в воду и дальнейшего поведения на воде. Для прыжка в воду выбираются такие места, чтобы быть отнесенным от судна тече­нием. Если есть возможность, то лучше спускаться к воде по трапу. Спа­сательный жилет необходимо оберегать от повреждений.

При прыжке в воду подбородок поджать к груди, но голову сильно вперед не наклонять, чтобы не удариться о воду лицом, затылок на­прячь. Одной рукой прижать одежду, другой - закрыть ноздри и рот. Прыгать ногами вниз, ступни прижать друг к другу, ноги слегка со­гнуть и напрячь. Перед прыжком сделать глубокий вдох. Оказавшись в воде, выныривать с открытыми глазами, избегая попасть под судно, шлюпку или плот. Восстановив дыхание, повернуться лицом к надви­гающейся волне, затем осмотреться, не угрожает ли вам опасность со стороны находящихся рядом судов.

При отсутствии спасательных средств, находясь в воде, подавай­те сигналы свистком или поднятием руки. Двигайтесь как можно мень­ше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколь­ко раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. Если на вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плаваю­щий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на пла­ву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

При нахождении на спасательном плавательном средстве примите таблетки от морской болезни. Для сбережения тепла находитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. Если нет обоснованной надежды достичь бе­рега или выйти на судовые пути, старайтесь оставаться рядом с другими шлюпками вблизи места гибели судна.

Никогда не пейте морскую воду. Сохра­няйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для умень­шения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения темпера­туры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная воз­можность того, что сигнал, поданный вами, заметят. Не применяйте шаш­ки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите это одному человеку.
Ссылка на видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=Dc1NJncHR64
Тест 1

1) На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому выполнению команд экипажа судна. Укажите правильные действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги:

а

б

в

а

б

в

3)

а

б

в

4)

а

б ) руки и ноги;

в

5)

а ) 200-300 мл;

б ) 500-600 мл;

в ) 800-1000 мл.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ ПАССАЖИРОВ ПРИ АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

О
сновными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки дис­петчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наез­ды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

Всем, кто отправляется в поездку на железнодорожном транспор­те, нужно знать, что самые безопасные места в вагоне - это полки купе , расположенные в сторону движения. При экстренном торможе­нии или столкновении поездов вас только прижмет к стенке, в то вре­мя как пассажиры с противоположных полок слетят на пол. После­дним после полной остановки падает человек, лежащий на верхней по ходу движения полке.

Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и пос­ледний вагоны поезда. Первый сминается и сбрасывается с пути при столкновении в лоб. С последним то же самое происходит при стол­кновении сзади, только в еще более катастрофических масштабах, так как его , в отличие от первого , не буферят локомотив и багажный вагон.

Во время поездки соблюдайте следующие правила:

При движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

Тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках и не перегружайте их вещами или закрепляйте так, чтобы при резком торможении не стать жертвой собственных чемоданов или коробок;

Не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при по­жаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнит­ся эвакуация;

Курите только в установленных местах;

Не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;

Не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;

При запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к про­воднику;

При реальной угрозе немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и ава­рийные выходы; в крайнем случае выбивайте подручными предметами (лестницами-стремянками, жесткими портфелями-дипломатами, вырванными из гнезд столиками и одежными полками) оконные стекла;

Не тянитесь к чемоданам, бросьте их; ваша жизнь не стоит находящихся в них вещей.

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схвати­тесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее все­го опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляй­тесь и держите все мышцы напря­женными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

При авариях, связанных со столк­новениями и экстренными торможе­ниями, большинство травм люди по­лучают в результате падений с полок. Чтобы избежать их или хотя бы смягчить удар, следует, кроме закрепления багажа, убрать со столиков небезо­пасные бутылки, стаканы в подстаканниках с торчащими из них наподо­бие кинжалов ложками и т.п. Подогнуть, особенно на полках, на которых спят дети, матрацы с внешней стороны или подложить под них сверну­тое одеяло или ненужную одежду, чтобы образовался защитный валик, через который трудно перекатиться. Полностью, до фиксации, закрыть или открыть двери купе, чтобы они при резкой остановке не стали причиной травмы попавших в проем руки или головы.

При серьезном крушении надо немедленно выбраться из вагона (толь­ко, выпрыгивая, не попадите под встречный поезд!) и оказать помощь пострадавшим пассажирам. Внимательно осмотритесь, нет ли побли­зости упавших токонесущих проводов: они могут представлять смер­тельную опасность.

Пожар в поезде страшен не пламенем, а, в первую оче­редь, ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных мате­риалов. Отравление происходит в считанные минуты, а при интенсив­ном сгорании - секунды. Во избежание этого в движущемся поезде пе­рейдите в соседний вагон, желательно в сторону движения, в остановившемся - на улицу , по возможности со стороны , где нет желез­нодорожных путей. Не разбредайтесь во все стороны, так как прибыв­шие спасатели будут искать вас возле полотна.

При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной во­дой тряпкой - полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорван­ной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше.

Бывают ситуации, когда движущийся поезд невозможно остановить. В таких случаях необходимо действовать по схеме.

П
осле аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна -аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока ве­роятность пожара. Аварийным выходом из вагонов служат быстро от­крываемые окна в 3-м и 6-м купе со стороны поперечных полок. Разби­вайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При поки­дании вагона через аварийный выход выбирайтесь на ту сторону железнодорожного пути, где больше свободного пространства, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. Оказавшись снаружи, не­медленно включайтесь в спасательные работы: помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Во время аварии возможен разлив топлива. В этом случае отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как существует угроза пожара и взрыва. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляй­тесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электро­ток по земле, может быть от 2 (сухая) до 30 (влажная) метров.
Ссылка на видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=qPI3Lm9vJhI
Тест 3

1) :

а ) средние вагоны;

б ) первый и последний вагон;

в ) два предпоследних вагона.

2)

а

б

в

3)

а

б

в

г

4)

а

б

в

5)

а

б ) окна в туалетах;

в

Контрольный тест

1) Какие вагоны поезда представляют наибольшую угрозу пассажирам при столкновении :

а ) средние вагоны;

б ) первый и последний вагон;

в ) два предпоследних вагона.

2) В каких случаях нельзя срывать стоп-кран и останавливать поезд даже в случае крайней необходимости, например при пожаре:

а ) когда поезд едет со скоростью более 50 км/ч;

б ) на мосту, в тоннеле и других местах, где может сложиться эвакуация людей;

в ) в пределах санитарной зоны населенного пункта.

3) При движении в вашем вагоне поезда появился сильный запах гари и дыма. Как вы будете действовать:

а ) дернете за рукоятку стоп-крана;

б ) сообщите проводнику, соберете вещи и перейдете в другой вагон;

в ) сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать в купе указаний;

г ) пойдете по соседним купе и будете сообщать о случившемся пассажирам.

4) Самые безопасные места в вагоне поезда – это:

а ) места у окон в коридоре купейного вагона;

б ) полки купе, расположенные против движения поезда;

в ) полки купе, расположенные в сторону движения поезда.

5) Назовите аварийные выходы в вагоне поезда:

а ) открываемые окна в третьем и шестом купе со стороны поперечных полок;

б ) окна в туалетах;

в ) переходы через тамбуры в соседние вагоны.

6) Как нужно после аварийной посадки покидать самолет через выход с выпушенным и надутым трапом:

а ) не останавливаясь, прыгнуть на трап и съехать вниз;

б ) не останавливаясь, сесть на край трапа и съехать вниз;

в ) перед трапом остановиться, сесть на него и съехать вниз.

7) При аварийной посадке самолета необходимо:

а ) руки сложить на животе, согнуться и поджать ноги;

б ) надеть спасательный жилет, руками упереться в спинку переднего сидения, а голову зажать между коленями;

в ) согнуться, наклонить голову как можно ниже и прикрыть ее руками, упереться ногами в спину переднего сиденья.

8) Вы летите в самолете. Бортпроводница сообщила о загорании на борту и представляющей вынужденной посадке. Ваши действия после вынужденной посадки при условии, что салон задымлен, в некоторых местах виден огонь, проход к эвакуационному выходу не заблокирован:

а ) немедленно наденете кислородную маску, защитите от ожогов тело и будете ждать спасателей;

б ) защититесь от ожогов, закрыв открытые участки тела, пригнитесь и поползете к выходу на четвереньках, прикрыв рот и нос платком или элементами одежды, смоченными жидкостью; оказавшись за бортом, быстро отойдите от самолета;

в ) попросите бортпроводницу принести бутылку с минеральной водой, по спинкам кресел проберетесь к выходу, обливая себя водой на ходу, оказавшись за бортом, встанете около самолета на случай, если понадобиться ваша помощь.

9) Самолет произвел вынужденную посадку на воде. Вам необходимо:

а ) надеть спасательный жилет и надуть его, взять собой или надеть теплую одежду, идти к выходу для посадки в спасательный плот;

б ) взять собой спасательный жилет и теплую одежду, подойти к выходу, спуститься в спасательный плот, надеть теплую одежду и спасательный жилет;

в ) надеть и надуть спасательный жилет, взять запас продуктов, пройти в соседний салон и ждать помощи бортпроводницы.

10) При нарушении герметичности в салоне самолета необходимо:

а ) пристегнуть ремень безопасности и закрыв голову руками, наклониться вперед;

б ) немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремень безопасности и приготовиться к быстрому снижению;

в ) пристегнуть ремень безопасности, помочь пристегнуться соседям, надеть кислородную маску.

11) На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому выполнению команд экипажа судна. Укажите правильные действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги:

а ) надеть как можно больше одежды, взять документы и спасательный жилет, быстро пройти на шлюпочную палубу, подготовиться к посадке в спасательные средства;

б ) надеть спасательный жилет, пройти на шлюпочную палубу, сесть в спасательную шлюпку и ждать когда ее спустят на воду;

в ) спуститься в свою каюту, надеть спасательный жилет и ждать прихода аварийной команды судна.

а ) чтобы не нанести повреждения себе;

б ) чтобы не нанести повреждения другому пассажиру;

в ) чтобы не повредить резиновую обшивку спасательного средства.

13) Из приведенных ответов выберите тот, который по вашему мнению отражает правильные действия пассажира при оставлении гибнущего судна прыжком воду:

а ) закрыть лицо обеими руками, прыгнуть в воду ногами вниз прижатыми друг к другу, быстро отплыть от судна;

б ) вздохнуть и задержать дыхание, зажать рот рукой, прыгнуть в воду слегка согнув ноги, приводнившись, отплыть от судна;

в ) осмотреть место приводнения, вздохнуть и задержать дыхание, зажать рот рукой и нос, другой рукой оттянуть вниз спасательный жилет, прыгнуть в воду ногами вниз, слегка согнув их, приводнившись, быстро отплыть от судна.

14) Какие места тела человека особо подвержены теплопотерям при нахождении в воде:

а ) грудь ниже подмышечных впадин, область паха, шея и голова;

б ) руки и ноги;

в ) пальцы рук и ног, стопы ног, волосяная часть головы.

15) При нахождении в спасательном плавательном средстве употреблять воду в день не более:

а ) 200-300 мл;

б ) 500-600 мл;