Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд

Цфат в Израиле - один из четырех священных городов иудаизма наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном. Расположен он на высоких холмах, с которых открывается чудесный вид на заснеженную вершину горы Хермон, Средиземное море и пресноводное озеро Кинерет. Его каменные постройки, обосновавшиеся на высоте девятьсот метров, старинные улочки и невероятная атмосфера ежегодно привлекают сюда тысячи туристов и паломников со всего мира.

Визитная карточка

В средние века Цфат был мировым центром каббалы, в доказательство чему здесь сохранилось множество синагог - всемирно известных и почитаемых. Так называемый Квартал художников знаменит своими галереями и мастерскими местных мастеров, превративших Цфат еще и в центр художественной культуры в 1930-х годах. Город также примечателен своей архитектурой, а именно расположением улиц, которые идут сверху вниз вдоль склонов холмов замысловатой змейкой. Привлекают внимание путешественников и дверные проемы домов - они окрашены в синий цвет. Как говорят, это защищает от сглаза, так же, как знаменитые амулеты «хамса» в форме ладони.

История и современность

По легенде древнейший город Израиля Цфат был основан сыном Ноя после Всемирного потопа. Первые же официальные упоминания о нем датированы периодом Второго Храма, когда Цфат был городом-крепостью повстанцев-зелотов. В XII веке здесь обосновались крестоносцы, укрепив крепость двойной стеной высотой до двадцати восьми метров. В то время город носил название Сафет. В дальнейшем, в 1266 году, город перешел во владение мамлюкского султана Бейбарса I, который превратил Сафет в мусульманский центр Сафат, истребив все христианское население и сохранив небольшую еврейскую общину численностью пятьдесят человек. Известность же Цфат приобрел в XVI—XVII вв., когда его облюбовали знаменитые раввины-мистики, бежавшие из Португалии и Испании от инквизиции. Именно с того времени начинается османский период правления, сопровождаемый притеснением других народов, населяющих город. В последующие столетия Цфат пережил нашествия чумы, восстания и землетрясения, которые сильно сказались на численности как еврейского, так и мусульманского контингента жителей. Находясь под британским мандатом с 1920-х годов, город претерпел не одно столкновение между арабами и евреями, и, даже уже будучи в составе государства Израиль, на протяжении долгих десятилетий XX века являлся одним из центров палестино-израильского конфликта. Кстати, Цфат - родина президента частично признанного государства Палестина Махмуда Аббаса.

Что посмотреть, где побывать

Главными историческими памятниками этого священного для иудеев города являются, конечно, синагоги. Такого их сосредоточения на один квадратный метр, как здесь, нет, пожалуй, ни в одном городе страны Израиль. Цфат, действительно, - уникальное место. Абохав - самая известная из синагог. Именно в ней хранятся религиозные свитки, которым уже более двух тысяч лет. Не менее знаменита синагога Ари, названная в честь проповедника, которому явились Давид и Авраам во время молитвы. Также поклонники истории по достоинству оценят останки крепости Нимрод, построенной в 1229 году Османом аль-Азизом. Ее отреставрировали в середине XX века, и теперь каждый желающий может пройтись по ее подземным ходам и побывать внутри смотровых башен.

Развлечения и активный отдых

Основной интерес для гостей города представляет экскурсионный туризм, однако это вовсе не значит, что здесь больше нечем заняться. Недалеко от Цфата есть великолепный парк рыбной ловли Дагей Дафна, где на берегу реки Дан в окружении живописной природы можно не только с комфортом порыбачить, но и устроить барбекю с пойманным уловом, а также расположиться на ночлег в одном из гостевых домиков или в собственной палатке на территории кемпинга. Можно съездить на озеро Кинерет - Галилейское море, являющееся самым низко расположенным пресноводным водоемом в мире. На его побережье находятся Бейт Гавриэль - культурный центр, специализирующийся на экспозициях современного искусства, а также интересная своей архитектурой францисканская церковь Святого Петра. В окрестностях Цфата много живописных речушек и гор, что не оставит равнодушным ни одного эстета. Кроме того, на территории города находится большое количество различных музеев, экспонаты которых позволяют познакомиться с историей и ремеслами Израиля (Цфата в частности), а на местном свечном заводе можно заказать именную свечу.

Местная кухня и вина

В городе представлены рестораны и бистро различных кухонь мира. Разумеется, вне конкуренции - национальная, представленная вкуснейшими тыквенными штруделями, необычным еврейским салатом со свеклой, оригинальным хумусом и свежими слоеными лепешками. Помимо кошерной, в Цфате можно отведать блюда арабской, европейской, китайской и даже индийской кухонь.

Где остановиться

Город совсем небольшой, однако, выбор мест для ночлега достаточен. Здесь есть отели как категории пять звезд, так и более скромные варианты - четыре и три звезды. Есть гостиницы мировых цепочек с собственной территорией и бассейном, а есть уютные бутик-отели, располагающиеся в помещениях старинных зданий и предлагающие размещение в оригинальных номерах, оформленных в стиле рыцарских палат.

Крепость Нимрода (также известная как Калаат аль-Субейба или Замок на большой скале) - это внушительный по размеру крепостной комплекс эпохи Средних веков. Он находится в северной части Голанских высот, на высоте 800 метров над уровнем моря.

Крепость была построена в 1229 году Османом аль-Азизом, который преследовал цель надежнее защитить Дамаск во время Шестого Крестового похода. В течение полувека форт разрастался, владельцы укрепляли его, достраивая сторожевые башни. Однако в конце XIII века замок потерял стратегическую значимость и постепенно пришел в запустение. Еще больше крепость пострадала во время землетрясения в XVIII веке.

В середине XX века была проведена реставрация разрушенной крепости Нимрод. Сейчас это место имеет статус национального парка. Несмотря на трудную судьбу, развалины замка Нимрода сохранили много удивительного и интересного: посетители могут исследовать подземные ходы, побывать внутри сохранившихся башен, полюбоваться окрестностями со смотровой площадки.

Гора Мерон

Гора Мерон - самая высокая гора в северном регионе Израиля. Живописная, покрытая зеленью вершина является частью горного массива Мерон. Ее высота над уровнем моря составляет 1204 метра - отсюда открываются захватывающий дух виды на город Цфат, расположенный неподалеку, и окрестности. Значительную часть территории горы занимает природный заповедник.

У подножия горы Мерон археологами были обнаружены столбы древнейшей синагоги, которая была построена в 250 году до нашей эры и простояла до 480 года нашей эры. Возле древнего селения Мерон у подножия горы есть священные для иудеев могилы. Здесь похоронен рабби Шимон Бар Йохай, автор главной книги Кабалы. По завещанию праведника люди посещают могилу в день его смерти и устраивают праздник. В этот день на гору поднимается несколько сотен тысяч паломников со всего света.

А какие достопримечательности Цфата вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Аэропорт Кирьят Шмона

Аэропорт Кирьят-Шмона является государственным израильским аэропортом, расположенным в двух километрах к востоку от одноимённого города.

С первым днём строительства история аэропорта путается в экономических проблемах и политических разногласиях. До 2003 года аэропорт обслуживался компанией "Arkia", но та была вынуждена продать акции в связи с низкими показателями пассажиропотока.

Новые хозяева аэропорта - компания "Tamir Airways" - в 2006 году произвели ремонт, а также ввели в строй новый терминал.

Река Баниаси – израильская река, которая принимает в свои воды два водных рукава - реку Лиддани и ручей Коруни. С высоких горных предгорий Хермона берет начало Баниаси, которая питает озеро Кинерет. Эту речку называют еще Хермон, она пробилась через вулканические породы и создала себе живописное русло.

В древности источник располагался прямо в пещере, рядом с городом Паниас, который получил свое название в честь греческого бога Пана, жившего в этой пещере. От названия города произошло и название реки. Бурная река Баниаси имеет многочисленные пороги и водопады, с высоты 10 метров ниспадает ее самый большой водопад. Площадь бассейна реки - 150 квадратных метров.

Парк для рыбной ловли «Дагей Дафна»

Парк для рыбной ловли Дагей Дафна предлагает своим гостям насладиться любимым хобби в максимально комфортных условиях. Парк располагается на берегу израильской реки Дан и представляет собой уникальной уголок нетронутой природы, где рыболовство официально разрешено.

От парка Дагей Дафна вы получите именно то, чего ждёте от идеальной рыбалки. Поймав свою добычу, вы тут же сможете приготовить её на мангале, а после как следует отдохнуть в прохладной тени деревьев. А если рыбных кушаний вам покажется мало, то вы всегда сможете посетить местный ресторан.

После наступления заката не спешите прыгать в автомобиль и уезжать в отель, ведь в парке Дагей Дафна располагается множество гостевых домиков. В парке также разрешено разбить собственную палатку и заночевать в ней.

Старый город Цфата

Город Цфат (на русском языке чаще звучит как Сафед), приобрел известность в 16 - 17 веках, когда множество раввинов-мистиков переселились сюда, бежав от преследования испанской и португальской инквизиции. Тогда город стал духовным центром Каббалы - учения в иудаизме, особым образом трактующего действительность на основании слов и чисел Торы, здесь жил и умер духовный отец Каббалы рабби Ицхак Луриа. Более ранняя история города помнит повстанцев-зелотов, для которых Цфат служил крепостью, и крестоносцев и мамелюков, сделавших город окружным центром.

Процветание Цфата окончилось с окончанием турецкого владычества. Кроме того, город сильно пострадал от сейсмической активности в этом районе. Однако до наших дней сохранилось множество исторических памятников, придающих городу неповторимый колорит и своеобразие.

Множество людей стремятся к древним синагогам Цфата - Абохав, Банай и Каро, которые находятся в Старом городе, куда ведет улица Иерушалаим. Старый город Цфата – это живописные кварталы с изогнутыми улочками и переулками, по которым прогуливаются ветхозаветные старики в меховых шапках, сделанных из 12 частей лисьих хвостов, по числу колен Израилевых.

Бейт Гавриэль

Бейт Гавриэль представляет собой культурный центр, расположенный на побережье израильского Тивериадского озера, которое также известно под названием Кинерет. Здание культурного центра было построено в начале 90-х годов, за его стенами располагаются многочисленные выставочные залы, в которых вы сможете познакомиться с экспонатами современного искусства.

Помимо выставки, в культурном центре Бейт Гавриэль располагается ресторан и кинотеатр. Это место пользуется особенной популярностью среди местных жителей и приезжих туристов.

Бейт Гавриэль окружён потрясающим парком. Прогуливаясь по его аллеям, вы сумеете вдоволь полюбоваться живописными видами на Тивериадское озеро.

Река Лиддани

Лидании – израильская река, берущая начало в горном массиве Антиливан. Впадает Лидани в реку на Ближнем Востоке – Иордан, которая неоднократно упоминается в Библии. Мощность водного потока реки составляет около 238 миллионов кубических метров в год. Реки Лидани имеет стратегическое значение, так как никогда не пересыхает.

До событий 1967 года, когда началась Шестидневная война, река Лидании была единственным притоком Иордана и находилась в абсолютной власти Израиля. В настоящее время водная артерия не утратила былую славу, на ее берегах расположены туристические базы и активно проводятся спортивные соревнования.

Музей наследия евреев Венгрии

Музей наследия евреев Венгрии в Цфате был основан в 1986 году и открыл свои двери для посетителей в 1990 году.

Музей основан благодаря тридцати учредителям, которые объединились в некоммерческую организацию. В настоящее время музеем руководят двое учредителей, которые живут в Цфате, - Хава и Йосеф Лустинг.

Музей раскрывает историю еврейских общин Венгрии, Трансильвании, Словакии, Карпат. Сотрудники музея бережно собирают и хранят фотографии и документы, которые удалось найти, и с удовольствием расскажут посетителям об истории евреев в Венгрии.

Коллекции оживляют прошлое, показывают еврейский быт, говорят о фольклоре и традициях еврейских общин.

В музее проходят ежегодные мероприятия: "Каждый человек имеет имя" – мероприятие, посвященное памяти жертв нацистского режима, когда читается каждое имя погибшего, Традиционное собрание друзей музея и Собрание Ассоциации музея, которое проходит в Тель-Авиве.

Самые популярные достопримечательности в Цфате с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Цфата на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые

Цфат — один из четырех священных еврейских городов. Он же самый молодой из них. Согласно легенде, основал его сын Ноя. В XIV-XV вв. считался центром еврейской образования и торговли, а в XVI-XVII в. приобрел славу центра Каббалы и еврейского мистицизма.

Здесь, наряду с евреями, проживают также русские христиане и марониты. Цфат — очень интересный, город с необычной архитектурой. А причина этому то, что в разные периоды своего существования он застраивался выходцами из различных стран мира. Знаменит город своими галереями, художниками, музыкантами, артистами, мастерскими местных творцов.

Цфат — красивое место, окруженное величественными горами, бурлящими речками и множеством источников. Здесь чистый воздух и теплое солнце, приглашающее побродить по извилистым, дышащим историей древности, улочкам.

Древний город и руины крепости

Большая часть достопримечательностей расположилась в Древнем городе: синагоги, квартал художников, руины главной крепости, возведенной крестоносцами в XII в. Она считалась самой крупной на всем Ближнем Востоке.

В 1168 г. ее передали тамплиерам, в XIII в. султан Дамаска приказал разрушить крепость. Но ее вновь восстановили крестоносцы. Рядом они поставили мельницы, и разбили сады. Однако, волею судеб крепость вновь захватил султан Бейбарс. Он сделал из нее тюрьму и казармы. А церковь на ее земле перестроил в мечеть. Сегодня от этого величественного сооружения сегодня остались лишь руины. Но, даже несмотря на это, древнюю крепость стоит посетить.

«Квартал художников» – уникальное место в священном Цфате. Это поселение художников, мастеров, музыкантов, артистов. Здесь расположились их лавки, мастерские, дома. Каждая улочка, каждая жилая постройка, даже расписной забор придают уникальную атмосферу всему району. Именно здесь вы сможете приобрести себе на память вещь, изготовленную лично мастером.

Синагоги

Все синагоги Цфата уникальны тем, что смотрят не на восток, как положено, а на юг. По поверьям, Мессия придет именно с юга, и местные смогут первыми его увидеть.

Названа именем раввина Абохава. В ней хранится свиток Торы, когда-то принадлежавший ему. Всего в храме четыре свитка, но особенным принято считать Абохав. По нему читают всего три раза в год. А в одной из ниш, по легенде, спрятан Священный Коран. После мощного землетрясения 1837 г., единственной уцелевшей стеной здания оказалась та, что была направленна в сторону Иерусалима.

Алшех

Синагога посвящена рабби Моше Алшеху, написавшему комментарии к Торе. Построили ее в самаркандском стиле, в XVI в. Макушку сооружения венчает красивый купол.

Банай

Банай названа в честь великого раввина Иосе ха-Банная. Здесь находится его могила и свиток Торы, доставляемый ежегодно в особый праздничный день на гору Мерон.

В 1759 г. здание синагоги Каро (XVI в.) пострадало от землетрясения. Позже его отстроили заново. А назвали ее в честь рабби Иосефа Каро — автора «Шулхан Арух».

«Белый» праведник

Синагога посвящена раввину Иосе ха-Банная, жившему в III в. Прозвище свое он получил уже после смерти. Римляне, зная, что евреи могли приносить в жертву только белого петуха, приказали перекрасить птиц. Убитые горем, жители всю ночь молились на могиле раввина. И на утро обнаружили, что все петухи побелели.

Возле синагоги растет фиговое дерево, из-за которого погиб сын раввина. Воспользовавшись своим даром, сын обратился к Господу с просьбой чтобы дерево поскорее дало плоды. Он хотел накормить своих людей, но разгневал отца. Нельзя отвлекать Всевышнего такой ерундой. Раввин попросил забрать способности отпрыска и обрек того на смерть. Дар — неотделим от души.

Самая старая и наиболее известная сефардская синагога названа в честь рабби Лурия (Ха-Ари). Место это настолько святое, что ему даже не требуется защита Мезузы (свитка со священным текстом). По легендам, рабби, молившийся здесь, призвал к чтению великих праотцов: Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Давида. Благодаря молитвам древних, место более не стало нуждаться в дополнительной защите.

Пещера «Шема и Эвера». Кладбище

Самая известная из многочисленных пещер Цфата – пещера «Шема и Эвера. От Шемы, сына Ноя, произошли семиты. Эвер – правнук Шема, единственный говорил на иврите, после случая в Вавилоне. Жили они в данной пещере. Однако знают о ней не только из-за Шема и Эвера. Кто-то говорит, что здесь Иаков передал сыну секрет Торы. Другие — что здесь он узнал о гибели сына. Горько заплакал, и из стен потекла вода. Стоит также посетить древнее кладбище Цфата. В этом месте похоронены великие каббалисты древности, раввины и, пришедшие в негодность Торы.

Три музея Цфата

В Цфате открыто несколько музеев. В музее «дома Мэири» вам поведают о создании еврейского поселения в городе. Вы сможете изучить фотографии, документы, воспоминания, быт и прочее. В музее «Библии», созданном Денисом Ратнером, вам предоставят ознакомиться с 300 произведениями на тему Библии. А в музее «Еврейского наследия выходцев из Венгрии» расскажут о прошлом еврейских общин из Венгрии, Трансильвании, Словакии.

На высоте 800 м., в национальном парке Нимрод, стоит Средневековая крепость. Назвали это великое сооружение в честь библейского царя Нимрода. Возведенная в XIII в., она предназначалась для защиты от врагов. В XVI в. служила тюрьмой османскому дворянству. К сожалению, в XVIII в. крепость рухнула после сильного землетрясения. На сегодняшний день, путешественники имеют возможность исследовать восстановленную ее часть: винтовые лестницы, уникальную штукатурку, тайные коридоры, лазейки.

Мост дочерей Иакова находиться всего в получасе езды от города. Многим это место известно, как «Брод Иакова». В древности здесь была переправа – часть торгового пути Хора. А местная легенда повествует о том, что здесь дочери Иакова оплакивали гибель своего брата. Поэтому мост ежегодно привлекает к себе множество паломников.

С высоты 1204 м ., с величественной горы Мерон открывается, необычайной красоты вид на город. Большая часть горы — это природный заповедник. Вершина ее покрыта не снегом, а зеленью. У подножья горы были обнаружены столбы древнейшей синагоги страны. У подножия горы можно найти священные для многих иудеев могилы. К примеру, могилу рабби Шимона Бар Йохай, автора главной книги о Каббале.

Согласно Евангелию это «Галилейское море». «Тивериадским озером» его называют из-за соседнего города Тивериада. «Генисаредским озером» – из-за прилегающей к нему одноименной долины и города. Воды этого пресноводного озера заполняют самый низкий участок суши на Земле (213 м. ниже уровня моря).

Согласно Новому Завету, Иисус провел в окрестностях озера и его городов значительную часть жизни. Раньше здесь пролегал «морской путь» из Египта в Месопотамию. А египтяне пользовались целебными горячими источниками озера, богатыми серой и солями. Озеро привлекает огромное число паломников со всего света.

Парк Барам, назван в честь древнего еврейского поселения, на месте которого он был создан. На территории парка сохранились остатки синагоги II в. В XIX в. на руинах поселения построили христианскую деревню, с созвучным названием Бирим. Но в 1948 г., в ходе военного конфликта, жители вынуждены были покинуть свой дом. В парке до сих пор сохранилась церковь, являющаяся духовным центром маронитов, некогда основавших деревню.

Один из самых больших, старинных летних фестивалей еврейской музыки Израиля. Посетив его, вы сможете окунуться в незабываемую атмосферу древнего Цфата. На улицах традиционно возводят множество сценических площадок, где играют клейзмерскую и хасидскую музыку. Вход свободный. А в течение дня, по всему городу будут проходить экскурсии, семинары, концерты юных музыкантов и приглашенных учителей из разных стран.

В Цфат я собиралась съездить уже давно. Определенно лет 7-8. Но путешествия по стране проживания часто откладываются на потом, из-за предпочтения стран зарубежных. По крайней мере у меня это происходит так. А тут все сложилось в единый пазл: надоела ежедневная круговерть, поостыли эмоции от сентябрьской Шотландии, в Израиле наконец-то наступила осень — это когда стало около + 20, прошли первые дожди, умывшие страну. Ну и вообще — засвербело мне проехаться в Цфат. Сначала думала поехать туда на автобусе, а потом предложила дочке составить мне компанию и она с радостью согласилась.

32


Ну, а раз дочь на машине со мной, то к Цфату присоединился, ну я так первоначально думала, заповедник Баниас и ночевка в Цфате, чтобы никуда не спешить, не суетиться и постараться получить удовольствие в наиболее широком и многогранном аспекте от мест совершенно разных и как мне казалось, хорошо работающих в связке и на контрасте. «Предчувствия его», т. е. меня, не обманули. Единственно, один заповедник заменился на другой. Но обо всем по-порядку.

14


Заповедник "Ручей Амуд".

То что в Израиле пошли дожди — это замечательно, но то что они зарядили в Хайфе в день отъезда — радости не прибавило. Причем о погоде с синим небом и кучерявыми облаками я начала договариваться с ответственными за пару недель до отъезда и была сильно раздосадована идущим всю ночь и утро проливенным ливнем. В перерывах между потоками воды я проговаривала про себя скороговорку:

— Ну этот последний, ну этот последний!

Но после последнего, а за ним еще последнего, следовал третий последний и конца им не было. Но как только мы выехали за пределы Хайфы, небо неожиданно очистилось. Про дождь ничто не напоминало. А на подъезде к Северной Галилее, где расположен Цфат, пейзаж преобразился совершенно, просто повергая в шок невероятной красотой, чему очень способствовали те самые облака, рассеянные по голубому небу.

31


Верхняя Галилея. Вид на Кинерет.

30


Лизка очень легко, уверенно и главное аккуратно вела машину, чему я была несказанно рада, т. к. на дальние расстояния с ней никогда не ездила. В помощь ей был «Вэйз», отсчитывающий повороты довольно противным бабьим голосом. Но привез он (или она) к месту без сучка и задоринки, даже ни на секунду не заплутав в узких цфатских закоулках, серпантином поднимающихся по склону. Цфат самый высокогорный израильский город, расположенный на 900 метрах над уровнем моря.

27


По дороге встретили голосующих. Мужиков в лапсердаках мы не взяли. Лизка это прокомментировал так, что им с нами ехать нельзя, т. к. мы чужие женщины, да еще и в брюках. (Вот интересно, а сели бы они действительно в машину, или как?) Но молодую женщину подобрали и высадили на центральной автобусной станции, куда бы я прибыла, если бы пустилась в одиночное плавание.

Попутчица ненароком обмолвилась, что она хочет успеть на рынок, что расположен неподалеку, и дите мое неожиданно ухватилось за это упоминание, сказав, что тоже хочет на рынок, т. к. там может быть что-то интересное. Раньше, до начала семейной вегетарианской жизни, она от рынков шарахалась, как от чумы, хотя ей предлагались роскошные варианты почти во всех столицах Европы. Как меняют человека жизненные обстоятельства!

Но для начала надо было запарковать машину и закинуть вещи в гест, т. к. нам уже звонили с вопросом, «когда мы приедем?» Остановились мы в «Mol Hahr» . Я им осталась вполне довольна. Если кому интересно, то мой отзыв на букинге есть.

11


Между этими зданиями лестница, ведущая в наш гест.

Думала, что в процессе заселения блажь — прогуляться на местный рынок, у ребенка испариться. Ан нет! Она маниакально туда стремилась и первым пунктом нашей программы, вместо намеченного мною Серайи, оказался рынок. Отслеживая дорогу все по тому же «Вэйз», мы заплутали, т. к. я смотрела по сторонам на предмет сфотографировать, а у дочери — ответственной за маршрут, видимо, та же болезнь, что и у меня — топографической кретинизм. Значит это наследственное!

Думаю, что из упоминания, что Цфат расположен на горе, вы поняли, что его топография — это террасы, соединенные или лестницами, в худшем случае, или пандусами — в лучшем.

16


Расслабленная прогулка там требует определенных физических затрат. Поэтому мы сначала поднялись не туда, потом спустились не туда, а потом спросили двух религиозных мамаш, гуляющих с чадами в довольно приятном и ухоженном городском садике:

— А где у вас тут рынок, любезные?

14


Городской парк Цфата.

На что любезные, одетые в длинные юбки и с платками на головах, из-под которых не выбивался ни один волос, с укоризной посмотрев на наши ноги, в обтягивающих джинсах, и простоволосые головы, недовольно, но правильно промолвили:

— А вот вниз, и еще вниз.

Рынок, представляющий из себя заваленную тарой, обертками, обрывками целлофановых пакетов и просто сопутствующим мусором площадь, был заставлен вешалками с дешевой одеждой, лотками с каким-то барахлом и несколькими рядами овощей и фруктов. Продавцы последних кричали: «Пять шекелей, пять шекелей!» И в правда сказать, цены в Цфате раза в 3, а то и более, ниже чем на рынке Хайфы, а про овощные лавки в черте моего города я вообще молчу.

Дочь моя, побывав недавно на овощном рынке Тель-Авива, который представляет из себя микст последнего и гламурной тусовки с барами, кафе, ресторанами и даже уличными музыкантами, была, видимо, несколько шокировна царившей здесь, мягко говоря, неприбранностью. Поэтому мы купили два огромных розовых, невероятно сочных яблока и отправились в старый город, где собирались помимо осмотра оного, еще и пообедать, а заодно и поужинать.

16


Начинало смеркаться и я поняла, что до Серайи нам уже не дойти.

— А и ладно, — подумала я, — что я сараев что-ли в свой жизни не видела.

11


На заднем фоне с флагом Серайя - здание резиденции турецкого губернатора, где в годы британского мандата размещались правительственные учреждения, ныне - общинный центр им. Вольфсона

Идем мы, идем, смотря по сторонам на предмет объекта общепита, который почему-то все не попадался. Вернее попадались какие-то немудрящие, опять же не очень прибраные фалафельные, но нам хотелось полноценного ресторана или хотя бы кафе нормального. И так неожиданно мы дошли до лестницы и указателя на ней, гласящем, что эта лестница ведет в старый город.

12


Лестница, ведущая от ул. Иерушалаим в квартал художников и старый город.

Ну может там попадется что-то более стоящее, чем заведения на ул. Иерушалаим. И пока мы спускаемся по лестнице немного расскажу про Цфат. Что он такое и почему меня туда понесло?

25


Вот не знаю откуда, может из слышанных краем уха рассказов, а может просто из воздуха, возник у меня образ Цфата — города романтического, таинственного и волнующего, если опираться на два первых эпитета. Хотя большинство моих знакомых и родных удивлялись моему порыву этот городок посетить, обзывая его разными нехорошими словами, где главным существительным было слово «дыра»!

Но я ведь девушка подкованная, начитанная и любознательная. На слово не верю и познать все стараюсь путем эмпирическим. А прочла я, что город этот основал ни кто иной, а сын Ноя — Шем. И есть в городе пещера, в которой погребен он и правнук Ноя — Эвер. И в пещере этой патриарх Иаков получил от Шема и Эвера Тору, тайны которой в этом же месте передал сыну своему — Иосифу.

10


Место это действительно существует. Над ним постороена синагога и можно её посетить. Но это как бы из области легенд и преданий. А задокументированным является описание Цфата Иосифом Флавием в книге «Иудейская война» в 66 году н. э. Он упоминает его, как важный укрепленный пункт — крепость зелотов, поднявших восстание против римского владычества.

21


Но если учитывать, что в Израиле сейчас 5778 год, то возраст менее 2000 лет — это просто пустяк и в Талмуде про Цфат нет ни строчки. Но не смотря на это, Цфат один из 4-х святых городов Израиля (Иерусалим, Тверия, Хеврон, Цфат). Каждому из них соответствует свой элемент (огонь, вода, земля, воздух соответственно). Цфату достался воздух-дух.

31


Чем же он заслужил подобную честь? И тут мы добрались до сути этого города, которая привлекает в него как людей истово религиозных, так и просто любопытствующих. Суть эта — учение каббалы, т. к. именно здесь зародилось это философско-мистическое учение.

Не далеко от Цфата, рядом с друзским поселением Пкиин находится пещера, в которой от преследования императора Адриана во II веке н. э. в течении 13 лет скрывались рабби Шимон бар Йохай (Рашби) и его сын, рабби Элазар бен Шимон — авторы одной из самых значимых книг Каббалы — «Зоар».

21


Кстати, считается, что когда после первых 12 лет, что они провели в этой пещере, где питались лишь дождевой водой и плодами рожкового дерева, а чтобы одежда не износилась, зарывались в песок, вышли в люди, прослышав о смерти императора, то обнаружили, что простой люд живет обычной жизнью, не отказывая себе в как труде так и в мирских удовольствиях.

21


— Оставляете вечную жизнь и занимаетесь жизнью временной!- в гневе закричал он на них и мгновенно услышал с небес голос:

— Вы пришли разрушить мой мир? А ну-ка, марш обратно в пещеру.

Как раньше было просто устроить аудиенцию у высших сил. А сейчас… Ну, а рабби: отец и сын, вернулись в пещеру кое-что переосмыслили и тогда-то написали свой «Зоар».

Ну вот как-то так. В XIV веке начинают прибывать гонимые из Испании и Португалии евреи и через 2 века Цфат становится мировым центром каббалы и таковым остается и поныне. Могилы знаменитых учителей каббалы находятся на городском кладбище и Мадонна, которая увлеклась этим учением на столько не на шутку, что приняла иудаизм, приезжала в Цфат на могилу рабби Лурии.

Не так далеко от Цфата есть два захоронения праведников:

— Первое — рабби Йонатана бен Узиэля в Амуке, жившего за несколько десятилетий до разрушения Второго Храма и всю жизнь посвятившего постижению Торы. Семьи он не создал и наследников не родил, а значит главную заповедь: «Плодитесь и размножайтесь» не выполнил. И во искупление этого греха он помогает обрести пару тем, кто приходит искренне помолиться на его могиле.

— Второе — могила пророка Авакука (Авакума). Рождение его предрек женщине, отчаявшейся родить ребенка, пророк Елисей. Но родившийся мальчик вскоре умер и Елисей вновь вдохнул в него жизнь. Отсюда такое имя — Хавакук от ивритского «хибук» — объятие, «хавакук» — дважды обнятый. С тех пор пророк отвечает за все вопросы связанные с деторождением и детьми. Помогает всем, вне зависимости от вероисповедания. Говорят, что можно просить своими словами, но искренне и пообещать через год, после счастливого события или после посещения места (тут я не очень поняла) пожертвовать сумму кратную 18 (число жизни). Кому пожертвовать не знаю. Возможно просто на хорошее что-то.

Ну и хватит про историю. Кого вопрос заинтересовал, тот его изучит глубже, а кого нет, так и тоже не страшно. Перечитала, вроде не очень занудно высказалась.

А мы пришли. Но пришли сначала в галерею художников. Вернее в галереи, коих в Цфате целая улица. Раньше, до 1948 года в этом месте жили арабы, а после провозглашения государства Израиль, когда арабы бежали, хотя израильские власти объявили месячный срок о заявлении прав на собственность, но арабы не вернулись, их дома заняла артель художников. Она существует и по сей день.

30


По улице пройтись приятно. Поглазеть на выставленные работы интересно. Купить…? Я не приценивалась, но показалось не дешево. Туристическое место. Когда в таких было иначе. Но в конце улицы есть магазин серебряных издели иудаики. Я хоть и не понимаю в этом ничего, но очень впечатлилась. Изделия бесподобные! Инкрустированные полудрагоценными камнями. Работа изумительная. Даже Лизавета прониклась!

Но ресторана мы опять не обнаружили.

Но спустились еще ниже и попали наконец-то в старый город, который напомнил мне те арабские сказки, которые я читала и про которые смотрела кино. Закутки-закоулки лепящихся один к другому по вертикали и по горизонтали домов. Толстые стены, выложенные из камня цвета топленого молока. Настоящий лабиринт! И да, там есть та самая атмосфера, ради которой я поехала в Цфат.

26


А потом если в конце переулка вид на горы! Это же… Хорошо это!

25


Помимо духовной составляющей у Цфата есть еще несколько чисто прагматических завлекалок.

Первая — синий цвет. Им выкрашены двери, окна, фонарные столбы, вазы, даже пристройки.

13


И якобы это было сделано для того, чтобы пролетающий на городом Лукавый принял город за Кинерет, который тут совсем рядом, и не напакостил по своему обыкновению. Но версия эта не выдерживает критики. Я то, когда ехала, думала, тут все как в ванне с синькой, а оказалось все очень небольшими отрывками-заплатками. Это черт должен быть сильно близорукий, чтобы принять эти огрызки за водную гладь.

16


Вторая версия «засилья» синевы на Цфатских улицах гораздо более утилитарна. Надоело еврейским женам белить стены домов. Цвет маркий, вот и добавили они в белила синьки.

Как бы там не было, но смотрится живенько и нетривиально. А синий глазу весьма приятен.

Вы мысль мою не потеряли про прагматические завлекалки?

Так вот вторая — это знаменитый овечий сыр, практически тезка города — цфатит, который начали производить в 1840 году. Ничего общего с тем цфатитом, который я покупаю в супере он не имеет. И хотя я не нашла сыроварню, которая, как и почти 200 лет назад принадлежит семейству Амеири, создавшему этот бренд, зато я, а вернее Лизка увидела указатели, ведущие в лавку, именуемую: «Сыры Кадош». А «кадош» на иврите — «святой».

11


«Святого сырку» мы решили прикупить непременно, поэтому пройдя по указателям на искомое наткнулись. В проеме открытой двери сидел, подперев щеку, в полном одиночестве грустный дядечка и жалобно вопрошал:

— Где все люди, где все люди?

Всеми людями оказались только мы. Могу вам сказать, что и по вечернему старому городу мы гуляли в практически полном одиночестве, что несказанно приятно. Так вот, начал нас дядька сырами угощать. И нам сильно понравилось. И сырку мы там прикупили. Взяли мы гауду вкуса традиционного, цфатит с кецах (черный сум-сум) и орехами, белый в винной плесени и брынзу с песто. Еще оливок прикупили и в ресторан, так и не найденный, решили не ходить. А вино нам презентовали в нашем гесте.

И вот мы пошли назад. В синагогах начались молебны и зайти ни в одну из них не получилось. Да и не знаю, осуществимо ли это было в нашем прикиде. Но их — синагог там много, через две двери на третью.

18


Обращены они не традиционно на — восток, а на юг, т. к. ждут оттуда, с юга Мессию. И даже переулок, самый узкий в городе, по которому обязательно должен пробежать гонец об этом извещающий, имеется. Он так и называется — симтат (переулок) Машиах. Мы этот переулок не нашли. И я испугалась за посланца, как бы он чего не попутал на бегу. Надеюсь, что у него, как и у нас будет «Вэйз» и со знанием топографии у него будет все нормально.

22


Вечерний Цфат очень мил. И он не серый, как все кошки.

31


Он разноцветный и действительно немного загадочный. Даже если ты видел его дневную неприбранность, вечером от прогулок по нему вас не отвратит ничто. Мусора не видно, жители почти попрятались, воздух кристально чистый, аж хрустит, как накрахмаленное белье, и очень душистый. Только холодный. В ночь, что мы там ночевали температура опустилась до + 7. И когда с утра я глотнула воды из бутылки, оставленной в машине, у меня аж заломило зубы от холода.

28


Вечер под вино и цфатские сыры прошел очень душевно.

26


Милейшая комедия «Отпуск по обмену» с Камерон Диас и Кейт Уинслет, просмотренная перед сном. Клюющая носом Лизавета. «Спокойной ночи, мама». Ну прелесть же.

Утром вид из геста на близлежащие горы в тумане взбодрил, как и прохладный горный воздух.

26


Но в Баниас было решено не ехать, а найти что-то поближе. Выбор пал на заповедник «Ручей Амуд», расположенный в 20-ти минутах езды от Цфата.

" На тийюль яцану, каланит мацану»! («Вышли на прогулку, нашли каланит». — слова детской песенки).

Каланит — это весенний израильский цветок, в ноябре он еще не цветет. Зато должны после первых дождей, пока еще теплые ночи, пойти грибы-маслята. В первые годы жизни в Израиле, мы за ними ездили. Сейчас обходимся шампиньенами и вешенками из супера.

Но грибов, как и каланитов мы не нашли, зато прямо в начале тропы встретили подснежник.

22


Тропа эта рассчитана на 3 часа. В ней всего 4 километра. Но есть ответвления, но мы туда не ходили, а прошлись по основному маршруту. Маршрут круговой. Перепад высот 170 метров. Мы денег не платили, т. к. дочь наша работает в системе «рэшут тева вэ агана» и ей, и членам её семьи визит денег не стоит. Вам же это обойдется 28 шекелей на человека. У входа есть туалет с умывальником и туал.бумагой. Краны с питьевой водой. Естественно, стоянка и ларек с мороженым и прочей съестной мелочевкой.

15


У входа в заповедник можно установить палатку и переночевать там, если есть желание. Все очень аккуратно и чисто. Народу в этот сезон, практически, никого нет. Нам за все время встретилась лишь группа человек 8 и пара. И все.

Ну пошли зараз.

Меня всегда напрягает, когда маршрут начинается спуском. Вот и здесь была такая же подстава. Идти было не совсем удобно, т. к. первые метров 200 дорога выложена довольно неровными и порой острыми камнями. Поэтому никаких вьетнамок и тряпичных тапочек на тонкой подошве. Минимум устойчивые кроссовки, а лучше трекинговые ботинки. Есть еще особенность, из-за которой вам придется смотреть под ноги со всей тщательностью. Вот она.

9


Я не могла не сфотографировать этот круговорот жизни!

В заповеднике, судя по вышеприведенной фотографии, очень много кабанов. Поживиться там есть чем, растительность буйная и, наверное, вкусная.

21


А поживиться кабанами могут обитающие в заповеднике лисы, волки, шакалы и даже гиены. Живут гифы, и кажется, скандал в их благородном семействе мы слышали, когда шли с Лизкой. Явно не вороны устраивали разборки. Но кроме мелких пичуг и коров горной породы, которые рванули от нас по крутому склону, как заправские козы, мы никого из вышеозначенного списка не встретили. Так что не пугайтесь, что вам наперерез выйдет зубастый хищник. Это в городе гораздо выше вероятность встретить шакала, как я недавним утром у автобусной остановки.

Оставив за спиной какой-то непонятный недостроенный бъект, принадлежащий полиции, тюрьму что ль они в таком райском месте хотели соорудить,

9


мы спустились в первому небольшому, но очень резвому водопадику.

18


Израиль – это уникальное сочетание культур. За тысячи лет его земли накопили богатейшую историю. имеет не большую по площади территорию, но на которой имеется огромное количество древнейших памятников. Прогулка по улицам городов Израиля – это путешествие в прошлое. С прошлым в этой уникальной стране обращаются бережно. Например, если здание в ходе реконструкции будет полностью перестроено, фасад будет строителями сохранен. Особенно бережно относятся к тому, что связано с историческими или религиозными событиями. У древних городов Израиля в большинстве случаев современное лицо. Каждый год города расширяются и расстраиваются, на картах появляются все новые и новые современные кварталы.

Израиль – святой для трех основных мировых религий. Паломники со всего мира черпают здесь силы и энергию. Их (паломников) количество на этой святой земле изменяется в зависимости от религиозных праздников. Они спешат в Израиль, чтобы исполнить необходимые обряды. Причем едут паломники из самых разных стран. Чаще всего паломники также по совместительству являются еще и туристами и приносят для неплохую прибыль. Хотя многим в Израиле и не нравится, что сокровенное доведено до уровня индустрии к приезжим гостям здесь относятся почтительно, с уважением.

Поговорим об одном из святых городов Израиля, городе Цфат.

Цфат – удивительный святой , который находится на севере государства. Он входит в список священных для еврейского народа городов, таких как Иерусалим, Хеврон, Тверия. Среди них он считается самым молодым. Город Цфат в Израиле высится на горе, в центре Верхней Галилеи. С города открывается неописуемой красоты вид на Верхнюю Галилею, здесь . Если посмотреть на юго-восток, то можно увидеть пресноводное Тивериадское озеро, которое больше известно как Галилейское море, либо озеро Кинерет, если посмотреть на запад, то можно видеть голубые пейзажи Средиземного моря, взглянув на север – белоснежную вершину горы Хермон. Воздух в городе поистине чистый, атмосфера духовная. Вы бывали когда-либо в монастыре, ощущали на себе его мощь и чистоту? Так вот, город Цфат в Израиле по ощущениям духовности можно сравнить с монастырской атмосферой, он такой же тихий, чистый и намоленый. Его тайна и святость притягивает паломников из всех уголков земного шара. Их захватывает загадочный дух Цфата.

В древности, во времена так называемого Второго Храма город Цфат обустраивался как город-крепость, в котором заняли свои позиции повстанцы-зелоты. Крестоносцами была сооружена могучая крепость, с двойными стенами высотой в двадцать восемь метров. Башен насчитывалось на крепости семь.Вокруг этого сооружения и стал расти и развиваться нынешний город Цфат, превратившись со временем в окружной центр.

Славу и известность Цфат в Израиле приобрел с переселением в эти места в ХVI веке испанских и португальских раввинов-мистиков. С тех пор территорию города Цфат преимущественно заселяют религиозные евреи. Кроме того, какая-то невидимая сила притягивает к городу и творческих личностей. Цфат считается в Израиле городом поэтов, музыкантов, скульпторов и художников.

Город считается малонаселенным, на данный момент жителей в нем проживает где-то шестнадцать тысяч. Улицы города малолюдны, центральная улица обвивает гору, на ней сосредоточена основная жизнь: движение, лавки и магазинчики. Но, не смотря на то, что городок не велик, сюда из года в год стекаются потоки паломников и туристов, их привлекает его красота и святость.

Святой город Израиля Цфат не упоминался ни в одном святом писании. Впервые город был упомянут в книге Иосифа Флавия «Иудейская война». Книга описывает историю города, военные события, приготовления к обороне, о его падении и возрождении.

Город Цфат также один раз, почти, что мельком был упомянут в Иерусалимском Талмуде. Рассказывается там о том, что на горе при наступлении нового месяца, праздниках и опасности жглись костры.

Хотя если почитать книгу Судей, там, где описывается завоевание израильскими племенами Ханаана, то можно встретить город, расположенный в Негеве, который называется также Цфат. Поэтому можно предположить, что в древние века словом «цфат» называли пограничные крепости или наблюдательные пункты.

Город также часто упоминают в написанных еще в VI – VII вв. пиютах.

Согласно легендам давным-давно в городе Цфат проживал Товия из Нафтали, изгнанный ассирийскими правителями за его добрые дела. В городе Цфат в Израиле и до сих пор существует пещера, где Товия хоронил мертвых. Одни называют ее пещерой Сима и Эвера, другие – дочерей Иакова.

При владении Цфата крестоносцами он играл важную стратегическую роль, так как с этих мест дорога, ведущая из Дамаска в Акко, очень хорошо просматривалась. Поэтому ими в 1140 году была выстроена на месте разрушенной крепости новая крепость, не менее могущественная, чем была, которая со временем перешла во власть тамплиеров. Спустя сорок лет крепость была захвачена мусульманами. Мусульманским правителем по достоинству была оценена мощь крепости и мужество ее жителей, что он не стал брать пленных, а отпустил их на волю – в г. Тир.

Спустя не так уж и много времени крепость возвращается к старым своим владельцам – крестоносцам, но на этот раз на основании договора. Они опять берутся за строительные работы, и крепость опять имеет былую свою мощь. Но на этом история крепости не закончила, через 25 лет ее опять разрушили войска Бейбарса. Потом крепость снова отстроили, но на этот раз мусульмане, превратив Цфат в столицу Северного округа. Царство называлось Цфадия. В 1492 году в Цфат начали переселяться евреи.

Город начал развиваться экономически (развивалась текстильная/ткацкая промышленность), а также как просвещенный центр, ведь в то время в Цфате собралось огромное количество праведных и ученых евреев; издаются книги, научные работы. Цфат считался городом мудрости и святости. Среди переселенцев был и Йосеф Каро, который создал свод законов для еврейского народа – «Шулхан Арух».

Около города Цфат в Израиле можно увидеть много могил еврейских мудрецов, например, могилы Рашби, Шимона бар Йохая, Йонатана бен Узиэля и других. Есть поверье, что все, кто помолится возле могилы Йонатана бен Узиэля, женятся на протяжении года.

Вернемся в далекие 1947-1949 года, в года арабо-израильской войны. К началу войны население Цфата состояло из двух тысяч евреев, и десяти – арабов. В течение военных действий арабское население значительно уменьшилось: одни – бежали сами, других – выселили. Сегодня население Цфата – преимущественно евреи, большинство из которых – религиозные евреи.

Цфат сегодня богат на большое количество синагог Израиля, иешив – высших религиозных учебных заведений, художественных галерей, выставочных центров, мастерских художников. Город Цфат Израиля – это крупный центр религиозной жизни. В городе имеется квартал любавических хасидов, название которого Хабада. Построен и квартал Кирьят-Брацлав, где проживают брацлавские хасиды. В городе на базе иешив проводятся различные встречи, семинары и лекции на религиозные темы. Для паломничества объектом в Цфате в Израиле служит и древнее цфатское кладбище.

Кроме того, в городе Цфат необычная архитектура, которая значительно отличается от архитектуры Израиля. Необычность ее заключается в том, что улицы располагаются сверху вниз, застраивались они постепенно, начиная с древности мастерами-выходцами из различных стран. Поэтому строения разные, в разном стиле.

Чем еще славится город Цфат в Израиле? Славится он не только своей религиозностью и духовностью, архитектурой и художниками, но и арабскими сыроварнями, которые производят особый вид сыра – полутвердый цфатский сыр. Что это за сыр?

Цфатский сыр – это вид твердого сыра, который производится только в Израиле. Для его приготовления использовалось исключительно молоко мелкого рогатого скота – коз. Сыр получается упругий, с невысокой жирностью и соленостью. Молоко используется только пастеризованное. Для быстрого свертывания молока используется специальная закваска. После того, как сыворотка отделилась, сыр помещают в соломенные корзины, несколько раз его переворачивают для того, чтобы сыворотка быстрее стекала. Такой способ приготовления твердого сыра обеспечивает сохранение всех полезных свойств, витаминов и микроэлементов козьего молока. Готовый сыр продается в израильских магазинах в небольших головках, весом до трехсот грамм. Вкусовые качества довольно высокие.

Вообще-то довольно интересная. Ее относят к кухне средиземноморья. При приготовлении блюд используют овощи и фрукты, оливковое масло, рыбу, зелень, бобовые. Плюс, в израильской кухне используются рецепты и из сефардской, ашкеназской кухни, а также арабской и европейской. При приготовлении блюд учитываются законы кашрута. Поэтому, если вы в Израиле и планируете посетить Цфат, обязательно воспользуйтесь уникальной возможностью оценить все достоинства израильской кухни. Хочется отметить, что кухня разных городов в Израиле имеет свои отличия.

В Израиле в Цфате есть и музей, в котором представлены экспонаты скульптуры и графики. Музей носит имя Ханоха Глиценштейна. Здесь же и его библиотека. Есть и другие музеи.

Чем еще богат город Цфат в Израиле? В городе есть районная больница, предоставляемые медуслуги которой не уступают общегосударственным. Как не раз уже говорилось, находится на очень высоком уровне. И все это благодаря государственной поддержке и финансированию, высокому профессионализму израильских медиков, наилучшему в мире оборудованию.

Чем еще славится Израиль, в частности город его Цфат? Конечно же, базаром. Никто здесь не жалуется на буйство красок и ароматов. Базар в Израиле – это вечная суета, но даже здесь можно найти место для уединения и молитвы. Вокруг царит мирная атмосфера. По всюду витает запас восточных специй. Главным товаром является ладан, который в регионе пользуется особым спросом. Его используют повсеместно. Также по всюду продают гранаты и свежевыжатый с них сок. Прямо при вас израильские пекари приготовят быстро и умело так любимы здесь блинчики и иную выпечку. Израильский хлеб, булочки готовятся в зависимости от вида толи вручную, толи с помощью специальных машин. Прямо из печи данная вкуснятина еще горячая попадает на прилавок. Люди здесь вежливые, они понимают друг друга с полуслова. Здесь не сложно добиться взаимопонимания.

Как видим, Израиль уникален во всех отношениях.