Инфраструктуры туризма в регионе определение. Туристская инфраструктура: услуги размещения и питания

"Словарь бизнес-терминов" определяет инфраструктуру как комплекс отраслей экономики, обеспечивающих условия для производства товаров: энергетика, связь, транспорт, образование, здравоохранение . В словаре-справочнике "Туризм, гостеприимство, сервис" инфраструктура определяется "как комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих и создающих условия для размещения и деятельности основного производства, а также жизнедеятельности населения" . То есть, под инфраструктурой в экономическом смысле понимается некоторая совокупность вспомогательных производств (отраслей), хотя и необходимых для функционирования основного производства, но участвующая в этом производстве только косвенно. "Вспомогательный" характер использования подтверждается и этимологически: значение данного термина в латинском языке производно от infra (ниже, под) и structure (строение, устройство). В полном соответствии с этим подходом в "Словаре-справочнике" туристская инфраструктура определяется как "совокупность вспомогательных отраслей и учреждений, организующих и обслуживающих индустрию туризма, туристскую деятельность в целом" .

Вместе с тем общеупотребительными стали такие словосочетания как "социальная инфраструктура", "производственная инфраструктура", "отраслевая инфраструктура", "городская инфраструктура", "транспортная инфраструктура" и т.д. При всех содержательных отличиях используемых понятий, под инфраструктурой понимается некоторая система элементов, позволяющая функционировать некоторому целостному образованию. В этом смысле под "рыночной инфраструктурой" можно понимать совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка, его развитие. Состав рыночной экономики входят различные организации и учреждения (торговые, банковские, биржевые, транспортные и другие), обеспечивающие деятельность различных отраслей экономики.

Но в том же самом словаре-справочнике "Туризм, гостеприимство, сервис" транспортная инфраструктура трактуется как "сеть автомобильных дорог и железнодорожного сообщения, а также аэропорты и морские (речные) порты. Качественной характеристикой инфраструктуры транспортной является наличие современных комфортабельных транспортных средств" . Здесь мы имеем уже другой подход к определению. Транспорт является вполне самостоятельной отраслью экономики, и в трактовке приведенного выше определения транспортная инфраструктура рассматривается уже не как нечто вынесенное за рамки основного производства, а как внутренне ему присущее, как нечто такое, что, собственно, и создает услугу перевозки.

Так что же характеризует термин "туристская инфраструктура": комплекс вспомогательных отраслей, обеспечивающих деятельность индустрии туризма, или систему самой этой индустрии? Общее представление о составе инфраструктуры туризма можно составить на основе определения индустрии туризма, сформулированного в Федеральном законе № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". "Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" . Исходя из первого подхода, в состав инфраструктуры туризма необходимо отнести все те предприятия и организации, деятельность которых не ограничивается только рамками сферы туризма. Тогда к сфере туризма будут относиться организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, а также операторы туристских информационных систем, если только они специализируются исключительно на туристской деятельности. Но большинство перечисленных организаций сами не обеспечивают потребление услуг, необходимых туристу, и, таким образом, представлены в потреблении туристского продукта только косвенно.

Под туристской инфраструктурой понимают комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, рассматривая при этом инфраструктуру туризма как неотъемлемую часть индустрии туризма .

Туристская инфраструктура может быть представлена как материальная основа по производству туристского продукта. Материальную основу туризма в широком смысле образует сложный комплекс отраслей, подотраслей и видов деятельности материального производства и социально-культурной сферы, которые либо непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов, либо создают необходимые для этого условия. Из всех входящих в ее состав предприятий лишь относительно небольшая часть специализируется на производстве товаров и услуг, предназначенных исключительно для личного потребления туристов, в то время как большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения и способствуют росту туристского потребления косвенно. Таким образом, для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, не связанных между собой технологически. Одни обслуживают преимущественно туристов, вторые - туристов и местное население, а третьи обеспечивают функционирование первых и вторых. Смешанные функции этих предприятий делают невозможной их четкую, формальную организацию в рамках единой отрасли хозяйства. Перечень основных предприятий, участвующих в производстве туристского продукта можно представить следующей таблицей.

Таблица 1 - Перечень предприятий, способствующих производству туристского продукта

Вид предприятий

Состав предприятий

1. Предприятия, предоставляющие услуги по размещению

  • - гостиницы, мотели, кемпинги;
  • - пансионаты, частные квартиры и дома;
  • - туристические базы, дома отдыха, приюты;
  • - другие средства размещения.

2. Предприятия питания

  • - рестораны, столовые;
  • - кафе, бары;
  • - другие предприятия питания.

3. Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием

  • - автопредприятия;
  • - авиационные предприятия;
  • - железнодорожные ведомства;
  • - предприятия морского и речного транспорта и др.

4. Туристические фирмы по разработке, реализации и сопровождению туристического продукта

  • - туристские операторы;
  • - туристские агентства;
  • - экскурсионные бюро;
  • - организации, предоставляющие услуги гидов-переводчиков и др.
  • - рекламные агентства;
  • - рекламные бюро;
  • - информационные агентства.

6. Производственные туристские предприятия

  • - фабрики по производству туристской и гостиничной мебели;
  • - предприятия по производству туристского снаряжения;
  • - фабрики туристских сувениров и др.

7. Предприятия торговли

  • - магазины по реализации туристского снаряжения;
  • - магазины по реализации туристских сувениров;
  • - пункты проката.

8. Предприятия сферы досуга в туризме

  • - киноконцертные залы;
  • - ночные клубы, казино;
  • - игровые автоматы;
  • - театры, музеи и др.

9. Учреждения самодеятельного туризма

  • - туристические клубы;
  • - альпинистские клубы;
  • - туристские велосипедные клубы;
  • - клубы водного самодеятельного туризма и др.

10. Научные и проектные заведения

Научно-исследовательские институты и лаборатории.

11. Учебные туристские заведения

  • - высшие и средние специальные туристские заведения;
  • - институты повышения квалификации и переподготовки.

12. Органы управления туризмом

  • - комитеты и департаменты туризма;
  • - общественные туристские организации и объединения.

Представленный список не является, да и не может быть полным. Но он позволяет сформировать представление о том, что понятие "инфраструктура туризма" характеризует материальную составляющую по производству туристского продукта. Инфраструктура туризма необходимо отличать от материально-технической базы туризма. "Материально-технической базой туризма является совокупность всех вещественных элементов, используемых в сфере туризма. МТБ включает производственные здания и сооружения, транспортные средства, средства связи, оборудование и оснащение, всевозможные машины, механизмы, аппараты, устройства и т.д." . В отличие от этой материально-вещественной составляющей сферы туризма инфраструктура туризма характеризует организационно-производственную ее структуру.

Развитие гостиничного хозяйства напрямую связано с развитием туризма: эпоха массового туризма способствовала возникновению существенных изменений в инфраструктуре гостиниц.

Термин «инфраструктура» пришел в экономическую науку из военной экономики, где он впервые появился в начале XX в. и обозначал совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил. Позднее этот термин прочно закрепился не только в общей экономической теории, но и в других экономических науках, в том числе и в экономике туризма.

Сущность и содержание этого термина активно и глубоко обсуждались в российской (точнее, в советской) экономической литературе в 1970-е годы. В настоящее время стало общепринятым следующее его определение.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура - это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

В экономике туризма инфраструктура рассматривается как совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих индустрию туризма, создающих для нее общий фундамент. В свою очередь индустрия туризма определяется как:

  • 1) совокупность средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного туристского назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-персводчиков;
  • 2) межотраслевой комплекс по производству товаров и услуг для туризма.

Иногда вместо термина «индустрия туризма» употребляется термин индустрия туристская - все фирмы и заведения, целиком или частично, напрямую и косвенно производящие товары для посетителей и предоставляющие им услуги.

Инфраструктура туризма (туристская инфраструктура) и инфраструктура туристского рынка - это категории экономики туризма, но различного смыслового значения, хотя иногда их пытаются подменять .

Применительно к туристскому рынку как самостоятельной подсистеме термин «инфраструктура » определяется как совокупность организационно-правовых форм, которые опосредованно отражают движение туристских продуктов, акты купли - продажи , или совокупность институтов, систем, служб и предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Инфраструктура туристского рынка призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов (туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов). Ее элементы не навязываются субъектам туристского рынка извне, они порождаются самими рыночными отношениями.

Основными функциями инфраструктуры туристского рынка являются:

  • обеспечение участникам рыночных отношений в туризме реализации их интересов;
  • повышение оперативности и эффективности деятельности субъектов туристского рынка на основе специализации отдельных субъектов и видов деятельности;
  • организационное оформление рыночных отношений в туризме;
  • облегчение форм контроля над экономической деятельностью субъектов туристского рынка со стороны государства.

Рассмотрим важнейшие элементы инфраструктуры туристского рынка (табл. 3.1).

Основные элементы инфраструктуры

Традиционный рынок

Туристский рынок

Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество (функционируют постоянно)

Туристские биржи, их организационно оформленное посредничество (ежегодные международные туристские биржи-выставки, например, Лондонская международная туристская биржа (WTM), Берлинская международная туристская биржа, Московская международная выставка «Путешествия и туризм» и др.)

Ярмарки, аукционы и другие формы организационного небиржевого посредничества

Туристские ярмарки, WORKSHOPS, туристские выставки регионального или местного уровня, туроператоры, турагенты и другие организационные формы посредничества

Кредитная система

Система кредитных карт «путешествий и увеселений»

Эмиссионная система и эмиссионные банки

Система эмиссии туристских чеков, туристского «пластика» и ее организационноправовые формы

Система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда)

Негосударственные центры содействия занятости в туризме (например, туристские биржи труда)

Информационные технологии и средства деловой коммуникации

Информационные технологии в туризме (интернет-технологии) и средства деловой коммуникации

Налоговая система и налоговая инспекция

Система налоговых льгот в туризме

Система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании

Формы и виды страхования туристских рисков

Торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов

Добровольные общественные негосударственные объединения (ассоциации) деловых крутое по поддержке и развитию туризма: Всемирная туристская организация (ВТО), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств, ICTA, UFTAA. ACTA, АБТА, ФИЖЕТ, БИТС, МАСТОТ. PATA, ВИТО и др.

Традиционный рынок

Туристский рынок

Таможенная система

Система таможенных льгот в туризме

Профсоюзы работающих по найму

Профсоюзы работников физкультуры, спорта и туризма;

Коммерческо-выставочные

комплексы

Коммерческо-выставочные комплексы

Система высшего и среднего экономического образования

Государственные и негосударственные вузы, колледжи и другие учреждения туристского профиля, готовящие специалистов в области экономики туризма и менеджмента туризма

Аудиторские компании

Специальные аудиторские компании в России отсутствуют

Консалтинговые компании

Специальные консалтинговые компании в России отсутствуют

Общественные и муниципальные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности

Общественные, муниципальные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования предпринимательской деятельности в туризме (например, Фонд развития туризма «Райфа Свияга» - г. Зелено- дольск, Татарстан)

Специальные зоны свободного предпринимательства

Виды и формы туристского предпринимательства в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства

Особое место среди элементов инфраструктуры рынка занимают биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные). Основные функции биржи:

  • оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;
  • упорядочение торговли;
  • регулирование торговых операций и решение торговых споров;
  • сбор и публикация сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.

Предмет сделок - товары и контракты на поставку.

Новые российские реформы, строительство рыночной экономики требовали начать с создания развитой инфраструктуры рынка. Это дало толчок развитию биржевого дела. С мая 1990 г. в России начинают работать Московская товарная биржа, позднее Российская товарно-сырьевая биржа, Центральная Московская фондовая биржа и др. Примерно за полтора-два года территория России покрылась биржами, как осенний лес после дождя - грибами.

И хотя в мире формально зарегистрировано около 200 бирж, а реально функционирует нс более 90, в России их зарегистрировано намного больше, чем 200. Большинство из них по характеру стали «универсальными». То есть под их «крышей» осуществлялась торговля не только биржевыми товарами, нс только оптовая, но и розничная торговля. Основная причина такого буйного расцвета биржевой торговли в России заключалась в следующем.

Существовавшие до начала 1990-х годов конфискационно-карательные меры государственного регулирования цен запрещали продажу товаров по цене спроса, по цене, превышающей торговую накидку, установленную государством. И только под эгидой биржи государство разрешало использовать регулирование цены через механизм спроса и предложения. За доступ на такую биржевую площадку надо было платить определенный процент. Но как только первый Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о свободе торговли, большинство бирж рухнуло. Они или перестали существовать, или были преобразованы в различные формы посреднических или коммерческих предприятий.

Отмеченный биржевой бум в начале 1990-х годов не мог нс затронуть и туризм.

Поиски новых подходов к проблемам туристского комплекса, попытки использования экономических форм регулирования туристского рынка в условиях неразвитости его инфраструктуры привели осенью 1991 г. к созданию общества с ограниченной ответственностью «Туристская биржа товаров и услуг». Эта биржа создавалась «для активизации формирования единого межгосударственного и международного рынка торговли туристским продуктом, ценными бумагами, а также товарами и услугами, необходимыми для развития туризма и экскурсий» . Основными задачами этой туристской биржи стали:

  • организация условий для заключения торговых сделок между членами и посетителями биржи на куплю-продажу различных видов туристского продукта, товаров, услуг и ценных бумаг;
  • установление реального соотношения спроса и предложения на туристско-экскурсионные услуги, туры, путевки, товары туристского, спортивного, оздоровительного и иного назначения, а также ценные бумаги (акции туристских предприятий и организаций, векселя, контракты и т.д.), котирующиеся на бирже; а также предоставление консультаций и коммерческой информации; изучение конъюнктуры туристского рынка; участие в международных выставках и пр.

Изложенное свидетельствует о том, что и данная туристская биржа по характеру стала универсальной, так как на ее торговой площадке продавались туристские продукты, товары, услуги и ценные бумаги. К сожалению, данная туристская биржа по целому ряду причин нс стала главным ценовым ориентиром для предпринимателей, занятых в туристском комплексе.

Попытаемся рассмотреть некоторые из этих причин.

Во-первых, является ли (может ли являться) туристский продукт биржевым товаром.

Общеизвестно, что к предмету биржевой торговли - биржевому товару - предъявляются определенные требования:

  • массовость производства;
  • стандартность;
  • наличие устойчивого спроса.

Туристский продукт (тур) - реализуемая по совокупной цене, предварительно разработанная комплексная туристская услуга - соответствует (может соответствовать при определенных условиях) первым двум требованиям. Что же касается третьего требования, то дело здесь сложнее. И специальная экономическая литература, и мировая практика свидетельствуют о том, что функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено серьезным колебаниям спроса на туристский продукт .

Во-вторых, в мировой практике до настоящего времени нет примера существования «биржи услуг» подобной товарным, сырьевым, фондовым и валютным биржам, с соответствующими правилами торгов. Представляется, данное обстоятельство связано как со специфическими особенностями самого товара «услуги», в том числе «туристские услуги», так и с относительной неразвитостью соответствующего сектора экономики.

В-третьих, практика развития меновых отношений распорядилась таким образом, что такие биржевые товары, как нефть, золото, кофе, джут, скот и т.п., с одной стороны, и ценные бумаги, с другой, оказались разведены по разным биржевым рынкам - товарным рынкам и рынкам ссудных капиталов. Такое разведение определяется различным функциональным назначением отмеченных биржевых товаров. Видимо, не случайно сегодня не существует биржи, на которой одновременно продавались бы металл для производства автомобилей, сами автомобили и акции предприятий, производящих автомобили. Или другой пример: продукция «Вымпелкома» продается на одних торговых площадках, а его акции - на Нью-Йоркской фондовой бирже.

В-четвертых, развитие электронных систем продаж, подобных РТС, особенно глобальных сетей типа Интернет, дают возможность осуществлять акты купли-продажи туристских продуктов, туристских товаров, акций и других ценных бумаг туристских компаний не на самой биржевой площадке, а из офиса или прямо из «дома». Данное обстоятельство объективно не требует создания такой старой конструкции, как биржа в туризме.

Таким образом, рассматриваемая туристская биржа не выполнила своей роли, не стала ценовым ориентиром для участников туристской деятельности либо потому, что для се возникновения не было объективных основ (появилась искусственно, по аналогии), либо ее образование было преждевременным, обгоняющим реальные процессы преобразований экономических отношений в туризме. Но и в первом, и во втором случаях главным является определенная неразвитость туристского комплекса и его экономики, незрелость рыночных механизмов в туризме.

Анализ выделенных элементов инфраструктуры туристского рынка позволяет сделать вывод о его молодости, о становлении инфраструктуры в настоящее время.

Заметим, что знакомство с российской литературой по проблемам туризма и его экономики свидетельствует о том, что работ, посвященных исследованию инфраструктуры туристского рынка, у нас практически нет. Данное обстоятельство, с одной стороны, своеобразно отражает реальное отсутствие развитой инфраструктуры туристского рынка в России. С другой - раскрывает одну из серьезных причин неразвитости самого туристского рынка.

Вместе с тем, несмотря на неразвитость собственной инфраструктуры, туристский рынок продолжает развиваться довольно успешно, используя для этого элементы инфраструктуры рынка более высокого порядка.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Определите понятие «туристский рынок».
  • 2. Существует ли корреляция в определениях понятий «рынок», «туристский рынок» экономикой туризма и экономической теорией? Если да, то какая?
  • 3. Каковы функции и роль туристского рынка?
  • 4. В чем причины многокритсриальности характера системы и структуры туристского рынка?
  • 5. Каковы основные критерии сегментирования туристского рынка?
  • 6. Тождественны ли понятия «инфраструктура туризма» и «инфраструктура туристского рынка»?
  • 7. Перечислите основные элементы инфраструктуры туристского рынка.
  • См., например: Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. -С. 85; Сенин В.С. Организация международного туризма. - С. 109.; Зорин И.В.Туризм как рынок: Туризм как многогранное явление современного мира. -В сб.: Культурный туризм для мира и развития. - С. 67; Ключников А.В.Туристский рынок,- Менеджмент туризма: Экономика туризма. - С. 90.
  • Квартальное В.А. Характер и цели туристской биржи. - В кн. Туризм:теория и практика: Избр. труды. В 5 т. - Т. 3. Новые цели и функции туризма:Экономика и управление. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 202.
  • Подробнее о сезонности функционирования туристского рынка см.:Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. - С. 76-83.

Эффективность использования имеющегося туристского потенциала имеет тесную связь с развитием соответствующей инфраструктуры (как специализированной туристской, так и общей). Основными элементами туристской инфраструктуры являются: средства размещения, предприятия питания, транспортная сеть, туристская информационная среда (рекламно-информационное обеспечение, указатели, справочные бюро, информационные щиты, сеть туристских маршрутов и т.д.), система обеспечения безопасности и медицинского обслуживания туристов .

Интенсивно сфера туризма и отдыха стала развиваться с 20 годов XX века, когда регион входил в состав Виленского воеводства Речи Посполитой. Из Вильно в Браслав стали приезжать любители водных путешествий, дачники. Наплыв туристов и дачников возрастал, до Браславщины стали доезжать жители центральных регионов Польши. Постепенно развивалась инфраструктура. В конце 1930 годов Браслав имел уже выразительные черты туристического центра. В городе и окрестностях существовали базы отдыха, располагалось большое количество летних лагерей, функционировали три пристани для яхт, спортивные площадки, теннисные корты, планерный клуб, пансионат, проводились регаты, праздники и выставки для туристов. Развивались и зимние виды отдыха.

Туристическая инфраструктура Браславщины была уничтожена во время Второй мировой войны и стала снова формироваться с конца 1950 годов. С 1959 года функционирует туристская база "Браславские озера". Долгое время это было основное предприятие сферы отдыха и туризма Браславщины. Позднее в Браславе и окрестностях было построено несколько небольших ведомственных баз отдыха. Для неорганизованных туристов выделялись специальные места отдыха. В 1970 году была установлена зона отдыха республиканского значения "Браслав", однако она почти не оказала влияние на развитие туристской инфраструктуры.

В 1995 году с целью рационального использования и охраны наиболее ценных природных комплексов Браславщины создан национальный парк "Браславские озера". Его общая площадь - 71 тыс. га. Национальный парк располагает четырьмя базами отдыха: "Дривяты", "Слободка", "Леошки", "Золово" общей вместимостью 166 человек. Базы располагают номерами разной степени комфортности, оказывают большей спектр услуг по организации досуга. В национальном парке имеются вольеры с дикими животными. Отдел туризма и экологического просвещения нацпарка предлагает разнообразные туры, развлекательные мероприятия.

Продолжает функционировать турбаза "Браславские озера", ведомственные базы отдыха. Все большую популярность приобретает отдых в собственных загородных домах и на дачах (в окрестностях некоторых озер большинство сельских усадеб принадлежат жителям Минска и других городов), а также в гостевых комнатах местных хозяев .

С того времени, как Браславские озера начали использоваться для организации отдыха и туризма, город принимает все большее количество туристов, приезжающих сюда из различных городов нашей республики и из других регионов. Турбаза "Браславские озера", бюро путешествий и экскурсий, палаточный городок, лагеря отдыха - эти основные предприятия зоны отдыха сосредоточены в Браславе. И в дальнейшем развитие города во многом связано с формированием и совершенствованием зоны отдыха республиканского значения, центром которой он стал.

Количество зарегистрированных агроэкоусадеб в Браславском районе -271, и они готовы принять всех желающих, которые мечтают прикоснуться к живописным местам Браславщины. Их объединяющими чертами являются обязательное расположение на берегах водоемов, обилие зелени, экологически чистое питание, высокий уровень бытовых удобств и условий для отдыха, приемлемые цены, неизменное гостеприимство хозяев. Условия для развития агроэкотуризма чрезвычайно благоприятны и поэтому спрос на отдых в сельских усадьбах Браславщины постоянно растет.

Популярностью у туристов пользуются такие сельские усадьбы как "Титаник", "У Озера", "Бальсан", "Красносельцы", "Приволье", "Сказка", "Тихая", У Ивана", "Матейкава сялиба", "Хуторок", "Петуховщина", "Почта Абабье", "На опушке" и многие другие.

Предпосылками развития экотуризма в районе являются:

  • -благоприятная экологическая ситуация,
  • -наличие большого количества природных и историко-культурных объектов памятников на территории района;
  • -благоприятное транзитное географическое положение .

Экотуризм в районе в настоящее время развивается как самодеятельность отдельных граждан или инициатив и не имеет четко выраженной стратегии. На протяжении последних лет осуществлялись работы по определению экотуристического потенциала отдельных территорий и объектов. Какие-либо комплексные работы в рамках района не проводились. Экотуризм в Браславском районе в настоящее время не обеспечивает требуемую современными концепциями безопасность для природной среды, для человека, не способствует развитию экономической устойчивости региона, не вовлекает местное население в этот вид деятельности .

В совокупности услуг, оказываемых туристам, основное место принадлежит средствам размещения.

Коммунальная гостиница города, расположенная по адресу ул. Советская, 121, может принять порядка 70 гостей. Входящая в состав Музея традиционной культуры гостиница "Заездный двор" (ул. Гагарина, 18) принимает до 14 человек.

Двумя корпусами на 170 и 190 человек располагает Туристско-оздоровительное предприятие "Браславские озера" (ул. Рыбхозная, 15). Палаточный городок находится на западной окраине Браслава в районе лесопарка "Лесничевка". Принимает туристов и частный сектор города.

Функционируют в городе 3 ресторана и около 10 кафе, кинотеатр. Есть банки с пунктами обмена валют.

В районе располагается спортивная база: стадион на 1 500 мест с комплексом площадок и легкоатлетическим ядром, хоккейная коробка, теннисный корт, 14 спортивных залов, 37 приспособленных помещений спортивного назначения, 3 приспособленных помещения для стрельбы из пневматического оружия, 81 спортивная площадка (баскетбольные, волейбольные площадки, гимнастические городки, мини-футбольные и футбольные пол).

В организациях физической культуры и спорта, учреждениях образования региона работает 60 штатных работников физической культуры, из них 42 со специальным физкультурным образованием, 18 с иным образованием.

В Государственном учреждении "Районный физкультурно-спортивный клуб "Дривятич" работает 17 тренеров по спорту и инструкторов-методистов. Организована работа 20 групп, в которых занимается 328 человек. Филиалы районного физкультурно-спортивного клуба "Дривятич" открыты в 11 сельских населенных пунктах. Направления работы групп: волейбол, футбол, общая физическая подготовка, восточные боевые искусства, туризм, шахматы. Развивается новое направление - водные виды спорта. С этой целью в клубе открыта группа по парусному спорту.

По территории района разработаны экскурсионные маршруты: "Путешествие в старину" (Браслав-Слободка-Друя-Браслав); "На гору Маяк" (Браслав - гора Маяк - урочище Окменница); пешеходная экскурсия "К самому сердцу Браслава"; водные маршруты: "Большое озеро" (10 км), "К веслу" (76 км), "До горбатого моста" (30 км), "Раздолье стихий" (12 км), 3 пешеходных и 3 велосипедных маршрута.

ГПУ "Национальный парк "Браславские озёра" проведён косметический ремонт баз отдыха "Леошки", "Слободка", "Золово". На базе отдыха "Дривяты" проведен капитальный ремонт третьего корпуса, построен туристическо-оздоровительный комплекс с бассейном, сауной, джакузи, тренажёрным залом и рестораном. Приобретён прогулочный теплоход, два автобуса, установлены рекламно-информационные щиты.

В 2010 году на городском пляже озера Дривяты построена лодочная станция с пунктом проката спортивного инвентаря.

Организацией досуга населения района занимаются 73 учреждения культуры (28 учреждений клубного типа, 38 библиотек, районный Дом культуры, детская школа искусств, 4 детские музыкальные школы, научно-исследовательское учреждение "Браславское районное объединение музеев"),коммунальное унитарное кинозрелищное предприятие киновидеопроката "Браславская райкиновидеосеть". В учреждениях культуры созданы и работают 181 клубное формирование, в которых задействовано 1835 человек, в том числе 1038 детей и подростков. Семь коллективов и три любительских объединения носят звание "Народный", три коллектива завоевали звание "образцовый".

Город Браслав находится в 40 км от железнодорожной станции Друя на линии Воропаево - Друя. Транспортное обслуживание населения осуществляет ОАО "АТП № 18" и 6 индивидуальных предпринимателей, которые обслуживают 3 городских, 22 пригородных и 5 междугородних маршрутов.

В Браславском районе функционирует 14 объектов придорожного сервиса (Приложение В).

Браслав имеет автобусную связь с Минском, Витебском, Даугавпилсом, Полоцком и Новополоцком. Железнодорожная станция находится в агрогородке Друя .

Однако, в состоянии данной отрасли существует ряд проблем:

  • -несоответствие многих транспортных магистралей мировым стандартам;
  • -недостаточное развитие придорожной инфраструктуры на подъездах к городу;
  • -низкое качество обслуживания при международных перевозках;
  • -отсутствие сети стоянок для туристских автобусов в районах, наиболее часто посещаемых туристами;
  • -отсутствие в достаточном количестве доступной и понятной туристам и горожанам информации о маршрутах общественного транспорта и расписании движения автобусови маршрутных такси .

В Браславском районе при большом количестве мест отдыха отсутствуют оборудованные кемпинги, не создано ни одного агротуристического комплекса на базе 11 сельскохозяйственных организаций. В Браславском районе, где наблюдается наибольший туристический поток действуют только 2 гостиницы, уровень которых не соответствует современным требованиям. Имеется всего 4 дома охотника, что составляет всего 1 % от общего количества действующих в Витебской области, хотя охотничий туризм является одним из приоритетных направлений Витебщины. Не решена проблема организации питания туристов. Имеющееся количество объектов общественного питания (49) составляет всего 3 % от общего числа действующих в области .

Остается проблемой организация досуговых мероприятий из-за малого количества культурно-развлекательных объектов, особенно в городе Браславе.

Одной из важнейших проблем туристской инфраструктуры в Браславе является отсутствие единой туристской информационной среды. Большинство туристов из дальнего зарубежья остро ощущают отсутствие указателей, вывесок, информационных щитов, рекламных проспектов и путеводителей на английском и других иностранных языках. В Браславе отсутствует сеть туристских информационных бюро, которые оперативно оказывают услуги по предоставлению справочной информации, бронированию гостиничных мест, выбору экскурсий и туров, обеспечению рекламно-информационной продукцией и т.д. Недостаточно развиты рекламно-информационное обеспечение и сеть туристских маршрутов .

Особое внимание следует уделить обеспечению безопасности и внедрению системы страхования туристов, а также организации качественного и недорогого медицинского обслуживания гостей города, что должно стать благоприятным фактором для развития туризма.

Перспективы развития туристических услуг в районе - это не только развитие и совершенствование существующего туристического продукта, но и строительства новых объектов, в том числе частных баз отдыха.

Таким образом, на территории Браславского района имеется довольно развитая туристическая инфраструктура, вместе с тем дальнейшего развития и совершенствования требуют такие элементы как средства размещения, предприятия питания, транспортная сеть, туристская информационная среда.

Особенности определения и структура туристского потенциала. Необходимое условие развития туризма - туристский потенциал , который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т. д. Под туристским потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Иногда туристским потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов, что, по мнению авторов, не совсем верно.

Очень часто под туристским потенциалом понимается существование на территории определенных уникальных или по крайней мере интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Туристский потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена. В понятие "туристский потенциал " входит понятие "условия и факторы развития туристской деятельности".

Е.А. Джанджугазова в одной из работ употребляет понятие "туристские ценности ", под которыми понимает туристские ресурсы или туристско-рекреационный потенциал территорий. По своей природе они гетерогенны, часть из них носит природный характер (аттракции), часть возникла в результате человеческой деятельности, т. е. создана искусственно. Граница между природными и искусственными туристскими ценностями резко не очерчивается, так как имеется группа объектов аттракции, созданная как деятельностью людей, так и самой природой (например, искусственные водоемы, пляжи и др.). Однако следует подчеркнуть, что туристские ценности определяются становлением территории с туристской специализацией.[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]

Структура туристского потенциала наглядно показана на рис. 2.1 , составленном авторами учебника. Сразу можно заметить, что туристский потенциал включает в себя туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру. Первые подразделяются на три основные группы - природные, культурно-исторические и социально-экономические. Следует отметить двойственный характер социально-экономических ресурсов. К ним относятся элементы туристской инфраструктуры, а также трудовые, информационные, материально-технические, финансовые ресурсы, элементы управления и т. д.


Рис. 2.1.

Н.И. Панов оперирует понятием "туристско-рекреационные ресурсы" и пишет, что "под туристско-рекреационными ресурсами региона надо понимать природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, научно-промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты и явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие организационно-экономическую и материальную базу для развития туризма".

Туристско-рекреационные ресурсы имеют первостепенное значение при управлении туризмом и определяют формирование турбизнеса в том или ином регионе. Именно они составляют основу успешного развития туристского бизнеса, определяют специфику развития туризма в регионе, служат исходным базисом для производства туристского продукта; при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики региона. К туристско-рекреационным ресурсам относятся природные, исторические, социокультурные, материально-технические, трудовые.

Аналогична и позиция А.В. Даринского, утверждающего, что "туристский потенциал - это туристские ресурсы, туристская индустрия и туристская инфраструктура ". Н.И. Панов использует понятие пропускной потенциал (экологический, туристский, социальный, бытовой), показывающий возможности любого туристского объекта в виде пропускных способностей, т. е. максимальной нагрузки, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов от поездок туристов и возникновения социально-экономических проблем у населения.[Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.; СПб.: Невский фонд; Герда, 2007.]

Что необходимо учитывать при определении перспектив туристской индустрии в том или ином регионе? Ю.П. Ковалев полагает, что при проведении таких исследований методически верно выделить следующие аспекты:

  • выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала;
  • оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала;
  • оценка современного состояния использования туристского и рекреационного потенциала;
  • оценка возможностей интенсификации использования туристского и рекреационного потенциала;
  • оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе;
  • подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристско-рекреационной сферы региона.

При этом существенное внимание уделяется употреблению понятий "туристско-рекреационный потенциал " и "туристско-рекреационная сфера". Тем не менее использование данных понятий методологически не совсем верно. Следует заметить, что рекреация и рекреационная деятельность (как уже было сказано выше) включает туризм и туристскую деятельность . Поэтому употребление формулировки "туристско-рекреационный" неоправданно, так как заведомо содержит в себе дублирование. Авторы рекомендуют раздельное использование этих понятий - "туристский потенциал " и "рекреационный потенциал ".

Выявление имеющегося туристского и рекреационного потенциала не самая сложная задача, поскольку сейчас практически для любой давно освоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, подробные сведения об объектах социально-культурной сферы - музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях, базах отдыха и т. п.

Более сложный аспект - оценка имеющегося туристского или рекреационного потенциала. Она должна учитывать: уникальность имеющихся объектов; различия в их доступности и плотности размещения в пределах региона; разнообразие и комплексность имеющихся объектов; их физическое состояние.

Не секрет, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристско-рекреационных объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К субъектам России с высоким потенциалом можно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москву и Санкт-Петербург. Во всех других субъектах Российской Федерации есть особенности, затрудняющие его использование или ухудшающие качественные характеристики, что снижает его общую оценку.

Но, несмотря на это, необходимо определять перспективы использования туристского и рекреационного потенциала. Здесь очень важно разработать модель организации туристской сферы региона, определить территории, в первую очередь нуждающиеся в концентрации усилий и средств на их развитие, а также резервные территории и те, где развитие туристской инфраструктуры нецелесообразно.

Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разработать и применить следующие параметры его оценки:

  • количественную оценку ресурсов;
  • оценку структуры потенциала, степень использования частных потенциалов;
  • оценку возможностей использования ресурсов;
  • систематический учет состояния туристских и рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона, которые возможны лишь при введении системы туристских и рекреационных кадастров.

Существует немало методик оценки туристского потенциала территорий. Не имеет смысла приводить все методики, достаточно лишь понять их сущность и принципы оценивания, а также возможности практического применения.

Оценка рекреационного потенциала России (по К.В. Кружалину). На первом этапе исследования были определены основные виды и формы международного туризма, которые реализуются и будут реализовываться на территории России. В первую очередь к ним относятся познавательно-развлекательный, лечебно-оздоровительный и спортивный туризм. Эти виды туризма определили набор показателей, положенных в основу оценки рекреационного потенциала и последующей классификации регионов.

На втором этапе была создана серия карт комплексной оценки природных ресурсов для развития лечебно-оздоровительного туризма, типов природных провинций по условиям организации спортивного отдыха, распространения познавательных ресурсов туризма, экологического состояния регионов России, а также карта, отражающая уровень обеспеченности средствами размещения туристов. В исследовании применялся квалиметрический подход, суть которого - экспертное присвоение определенного весового коэффициента каждому показателю, характеризующему рекреационный потенциал , с последующим расчетом средневзвешенного значения, отражающего интегральную оценку рекреационного потенциала каждого из 88 субъектов Российской Федерации.

Из всей совокупности российских регионов, разнящихся по площади и численности населения, 52 характеризуются высоким и относительно высоким уровнем рекреационного потенциала. Эти регионы находятся в основном в европейской части страны, а семь из них - за Уралом и на Алтае, вокруг озера Байкал и на Камчатке.

Средним и низким рекреационным потенциалом обладает ряд староосвоенных регионов европейской части, а также Русский Север и дальневосточные регионы. Из исследования не следует, что в регионах с низким потенциалом, занимающих около 60% территории страны, невозможно развитие международного туризма. В этих регионах есть уникальные природные, культурно-исторические и археологические объекты, позволяющие развивать определенные виды немассового туризма. Это в первую очередь экстремальный, экологический, научный туризм и т. д.

Оценка экономико-географических факторов и условий для международного туризма в России позволяет констатировать, что они отличаются заметным разнообразием и в сочетании с рекреационным потенциалом могут способствовать развитию международного туризма либо оказывать на него сдерживающее воздействие. Далее, основываясь на изучении экономико-географических факторов, влияющих на развитие въездного международного туризма, можно выделить определяющие, касающиеся нашей страны. К ним относятся прежде всего комплексные показатели, характеризующие состояние и перспективы экономического развития регионов, их экономический вес и общий инвестиционный потенциал .

Из всей совокупности регионов 25 характеризуются благоприятными и относительно благоприятными экономико-географическими условиями развития международного туризма. Из них только шесть располагаются в азиатской части России, а 2 / 3 - в европейской части страны и вытянуты в своеобразную цепочку с северо-запада (Калининградская и Ленинградская области) на юго-восток (Республика Башкортостан и Челябинская область).

К группе с недостаточно благоприятными условиями относятся 45 субъектов, т. е. чуть более 50%. Они занимают большую часть Сибири и Дальнего Востока, а также располагаются на севере и западе европейской территории страны. В группу с неблагоприятными условиями попадают 18 субъектов, "разбросанных" по всей территории России, с районами концентрации на северо-востоке страны и юге Сибири.

Комплексный анализ влияния экономико-географических условий и рекреационного потенциала на развитие международного туризма позволяет оценить совокупный туристский потенциал регионов России. Проведенное исследование послужило основанием для введения понятия совокупного туристского потенциала и позволяет сделать заключение: регион обладает наилучшими перспективами развития международного туризма, если для него характерны высокий уровень рекреационного потенциала и благоприятные экономико-географические условия. В регионах с низким уровнем рекреационного потенциала и неблагоприятными экономико-географическими условиями развитие индустрии международного туризма весьма проблематично.

К первой группе, характеризующейся благоприятными условиями для развития международного туризма, а соответственно высоким совокупным туристским потенциалом, относится 21 субъект Российской Федерации, из которых лишь Новосибирская и Иркутская области находятся за Уралом. Остальные же регионы располагаются относительно компактно на северо-западе, центре, юге и юго-востоке европейской территории России.

Во второй группе с относительно благоприятными условиями для развития международного туризма, с соответствующим совокупным туристским потенциалом - 30 регионов. Это одна из наиболее крупных групп по количеству субъектов. При этом 19 регионов располагаются плотным кольцом вокруг центральных регионов с высоким туристским потенциалом, относящихся к первой группе. Шесть регионов сконцентрированы на юге России и примыкают к Ростовской области и Краснодарскому краю. Остальные регионы рассредоточены вдоль южной границы страны и не всегда соседствуют с регионами первой группы.

К группе, характеризующейся недостаточно благоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а соответственно средним совокупным туристским потенциалом, относится всего пять регионов, расположенных на юге европейской территории (Воронежская и Волгоградская области), на юге Западной Сибири (Тюменская область) и на юге и в центре Сибири (Кемеровская область и Красноярский край).

К группе, характеризующейся неблагоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а следовательно, низким совокупным туристским потенциалом, относятся 32 региона. Это самая большая группа по занимаемой площади (более 60% территории России). Ее регионы единым массивом занимают север, северо-восток, восток и юго-восток страны. Обособленное положение занимают Брянская, Тамбовская, Астраханская, Курганская области, Республики Калмыкия, Тыва и Хакасия, Чеченская Республика.

Исследование позволило сделать вывод , что высоким и относительно высоким совокупным туристским потенциалом обладает 51 регион России, занимающий почти 40% территории страны. Это в основном староосвоенные рекреационные районы со сложившейся социально-экономической инфраструктурой, обладающие достаточно изученными и освоенными рекреационными ресурсами и разнообразным природным и культурным наследием. С точки зрения общего инвестиционного потенциала они относятся к регионам-"ядрам" или "сателлитам" и оцениваются как крупные и средние "полюса роста" по перспективам экономического развития.

Анализ территориальной дифференциации иностранных туристских потоков в соответствии с совокупным туристским потенциалом позволяет сделать выводы о его реализации и определить перспективы дальнейшего развития международного туризма в субъектах России. Статистика по прибытию иностранных граждан по регионам России на федеральном уровне не ведется. В сложившихся обстоятельствах Госкомстат России в статистическом сборнике "Туризм в России", основываясь на опросе руководителей туристских предприятий, опубликовал данные за 1999 г о численности принятых туристов, анализ которых определил долю посещения иностранными туристами регионов России в общем числе туристов. На этом основании субъекты Российской Федерации разделены на три группы.

К первой группе субъектов, часто посещаемых иностранцами , с долей иностранных от общего числа туристов (включая и отечественных) более 50% относятся 20 регионов. Все они - периферийные (за исключением Москвы) и располагаются вдоль государственной границы страны от Калининградской области до Приморского края (в пределах основной зоны расселения), что способствует в ряде случаев интенсивному приграничному деловому туризму и шопинг-туризму. К этой группе также относятся Москва и Санкт-Петербург - традиционные лидеры по посещаемости иностранными гражданами.

Во вторую группу субъектов со средней посещаемостью и с долей иностранных туристов от общего их числа 10-50% попадают 18 регионов, располагающихся как вдоль государственной границы, так и примыкающие к регионам первой группы. Часть регионов этой группы, такие как Московская, Ярославская, Владимирская и ряд других областей, - развитые туристские районы. К третьей группе субъектов, редко посещаемых, с долей иностранных туристов от общего их числа менее 10% относятся 44 региона. Они занимают внутреннее географическое положение, и четко выраженных закономерностей в их размещении не прослеживается.

Таким образом, ряд субъектов Российской Федерации характеризуется высоким совокупным туристским потенциалом и частой посещаемостью иностранными туристами. Это характерно в первую очередь для Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Калининградской, Самарской, Новосибирской, Иркутской областей и некоторых других регионов, где международный туризм развивается высокими темпами.

Имеются регионы с высоким уровнем совокупного туристского потенциала и невысокой долей посещения иностранными туристами (менее 50%). К ним относятся: Московская, Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Белгородская, Ростовская, Свердловская и Челябинская области, Пермский и Краснодарский края, Республика Татарстан. Это не говорит о том, что количество иностранных граждан, принятых и обслуженных в этих регионах, невелико. Как правило, эти регионы характеризуются высокими абсолютными показателями по приему как иностранных, так и отечественных туристов. Перспективы дальнейшего развития международного туризма здесь высоки, особенно принимая во внимание тот факт, что развитие внутреннего туризма способствует развитию международного.

В ряде регионов, обладающих низким уровнем совокупного туристского потенциала, все же наблюдается активное посещение иностранными гражданами . Это характерно для Мурманской, Читинской, Амурской, Сахалинской и Камчатской областей, Республики Карелия, Агинского Бурятского автономного округа, Еврейской автономной области, Приморского и Хабаровского краев. Анализ специфики этих регионов дает основание утверждать, что поток въезжающих в них иностранных граждан будет и дальше возрастать, что объясняется, прежде всего, развитием делового туризма, связанного с активизацией торговых отношений и приграничным экономическим сотрудничеством с сопредельными государствами (создание совместных предприятий, шопинг-туризм, упрощение въезда и выезда и т. д.). Развитие делового туризма дает толчок к развитию "чистого" туризма, расширению предлагаемых услуг, формированию туристской инфраструктуры.

Для северных и северо-восточных регионов России свойственно вполне закономерное сочетание низкого уровня совокупного туристского потенциала и низкой посещаемости иностранными гражданами . Это не означает, что развитие здесь международного туризма невозможно, так как в этих регионах существуют уникальные природные и культурно-исторические объекты, представляющие большой интерес для реализации некоторых видов немассового, но высокодоходного научного и экологического туризма.

Оценка природно-рекреационного потенциала территории (по И.А. Башалханову и Л.Б. Башалхановой). Природно-рекреационный потенциал территории - одна из ведущих предпосылок развития туризма. Всесторонний анализ территорий с высоким природно-ресурсным потенциалом, основанный на использовании методологии системного порядка, предполагает следующее. Применительно к рекреационным территориям важно выявить ряд ее свойств: уровень рекреационных ресурсов, их потенциал , природно- и социально-экономическую целостность , востребованность в настоящем и будущем.

Качество рекреационных ресурсов отражает восприятие человеком тех свойств природных комплексов, которые в интегральной форме выражают его наиболее уникальные потребительские свойства, в том числе и с точки зрения восстановления здоровья человека, его психологического, физического и эмоционального состояния. В основу оценки положены следующие положения:

  • высокое качество отдыха обеспечивается только многообразием возможностей (лечебных, спортивных, познавательных, эстетических и проч.);
  • первозданность, необычность, самобытность рекреационных ресурсов определяют их общечеловеческую ценность;
  • потребность человека в общении с "дикой природой" естественна и должна быть непременно удовлетворена;
  • природные рекреационные ресурсы незаменимы, исчерпаемы, имеют ограниченные возможности к восстановлению.

На основе исходных положений разработан методологический подход к оценке рекреационного потенциала территории. На первом этапе составлена шкала качественной балльной оценки по каждому компоненту: рельефу, климату, поверхностным водам, растительному и животному миру, гидроминеральным ресурсам, природным и культурно-историческим памятникам.

Климат комфортный или дискомфортный благоприятствует отдыху или ограничивает пребывание человека на открытом воздухе. Наибольший потенциал у территорий с благоприятным климатом, не имеющих ограничений по режиму и видам отдыха на открытом воздухе. Повышение дискомфортности климата, обусловленное совокупностью параметров атмосферы, ограничивающих пребывание человека на открытом воздухе, ведет к снижению рекреационной ценности территории.

Один из важных для человека компонентов ландшафта, определяющий качество его отдыха, - вода, как поверхностная, так и подземная. Рекреационная значимость той или иной территории дифференцируется в зависимости от температурного режима открытых водоемов, одного из основных ограничительных факторов, площади их акватории, естественных речных препятствий, привлекательных для разных видов спорта, качественной питьевой и разнообразия минеральных вод.

При оценке достоинств других природных компонентов привлекательность ландшафта учитывалась через многообразие их форм. Кроме того, дополнительно принималось во внимание: при оценке рельефа - панорамность и живописность, крутизна склонов; при оценке растительного и животного мира - редкие и исчезающие виды, в том числе занесенные в Красную книгу Российской Федерации и региона, ненарушенный растительный покров, заказники по охране отдельных видов животных и комплексные, мигрирующие виды; при оценке гидроминеральных ресурсов - их количество, значимость для областного и регионального использования. Отмечены уникальные памятники культуры и природные объекты национального масштаба: горные системы, озера и реки, особо охраняемые природные территории, считающиеся сокровищницами генофонда растительного и животного мира.

В итоге наибольшей привлекательностью обладают территории с максимально широкими возможностями развития рекреационных услуг, оставляющих право выбора вида отдыха за человеком. Рекреационная ценность территории снижается по мере уменьшения разнообразия компонентов ландшафта, имеет наименьшую значимость при монотонном рельефе, суровом климате, длительно ограничивающем пребывание на открытом воздухе, при дефиците воды, скудно представленных флоре, фауне и отсутствии объектов историко-культурного наследия. Суммарная качественная оценка (в баллах) изменяется в пяти диапазонах: до 50, 51-150, 151-300, 301-600 и более 600, что соответствует вариациям коэффициента привлекательности от очень низкого (0,2) до очень высокого (1,0) и отражает степень существующих различий типичности ландшафта, биоразнообразия, памятников природы и историко-культурного наследия, благоприятности климата и вод для отдыха человека.

В основу оценки для определения рекреационного потенциала приняты теоретические расчеты удельной емкости, по Н.Ф. Реймерсу (1990), - 4 человеко-дня в год на один гектар площади туристской территории. Такие низкие нормативы гарантируют качество отдыха, отсутствие негативной реакции среды и ее сохранение на достаточно длительный период.

2.2. Туристские ресурсы как основа пространственной организации туризма

Туризм как отрасль хозяйства имеет выраженную ориентацию на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Проявляется это в том, что он:

  • вызывает миграции людей к местам сосредоточения туристских ресурсов;
  • вовлекает в хозяйственный оборот ранее не используемые природные и культурные комплексы и их элементы;
  • комплексно использует природные и культурно-исторические ресурсы;
  • ввиду многоцелевого природопользования предъявляет весьма разнообразные требования к природным комплексам;
  • удачно сочетается с другими видами природопользования - сельским и лесным хозяйством, рыболовством, горнодобывающей промышленностью, предъявляя при этом требования к природным комплексам с точки зрения привлекательности, комфортности, разнообразия и доступности;
  • осуществляет воздействие на природу и культуру через потребителя - туриста;
  • характеризуется заинтересованностью в регулировании антропогенных воздействий на природные и культурные комплексы;
  • как отрасль хозяйства эффективен в экономическом плане: труд работников туризма направлен не на природу и культуру, а прямо на человека, на восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил.

В СССР туризм рассматривался как разновидность рекреации, один из видов активного отдыха. Поэтому понятие "туристские ресурсы" зачастую приравнивалось к понятию "рекреационные ресурсы". Н.П. Крачило дает следующее определение : "Под рекреационными ресурсами следует понимать сочетание компонентов природы, социально-экономических условий и культурных ценностей, которые выступают как условия удовлетворения рекреационных потребностей человека".[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]

Многие авторы используют понятие "туристско-рекреационные ресурсы территорий " как "совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта территории". Сюда входят природные, исторические и социально-культурные объекты, способные удовлетворять физиологические и духовные потребности, а также содействовать восстановлению физического и духовного здоровья людей. К основным свойствам туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные, видеоэкологические и социально-демографические характеристики; потенциальный запас, емкость; способы использования.

В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 5 февраля 2007 г.) дается другое по форме, но сходное по смыслу понятие: "Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил".

Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов, суть которых - объекты туристского интереса, потенциально способные удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризма не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.

Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями: совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет установленных законом ограничений.

Они количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, товар , требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане это - факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.

Туристские ресурсы - национальное достояние. Однако часть из них, имеющих особое значение , отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.

Туристские ресурсы обладают рядом общих свойств. Во-первых, они историчны, т. е. могут видоизменяться по мере роста туристских потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся туристским ресурсами (объектами туристского показа) болота, промышленные предприятия, старая техника, оборудование и др. Во-вторых, они территориальны, т. е. занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством. В-третьих, играют организующую роль, способствуя формированию особых туристских пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор туристских предприятий и систему туристских маршрутов.

Специфическими свойствами туристских ресурсов считаются целостность , динамичность, емкость, по отношению к условиям места постоянного проживания туристов.

Выразительность - взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой.

Сохранность - состояние объекта, его подготовленность к организованному приему туристов.

Основные требования, предъявляемые потребителями к туристским ресурсам:

  • использование природных ценностей (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа);
  • использование культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров);
  • возможность заниматься спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры);
  • любительские занятия (рыбалка, охота).

Существует немало различных классификаций туристских ресурсов. В первую очередь они делятся на две большие группы: непосредственные и косвенные. К первой группе относятся преимущественно природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (например, привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания). Косвенные (социально-экономические) ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов. Их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.

По функциональному признаку туристские ресурсы делят на оздоровительные, познавательные и спортивные. При этом большое значение имеет природно-эстетическая ценность территории, усиливающая или, наоборот, снижающая функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены природными и социально-культурными объектами (памятниками истории и культуры, музеями, национальными особенностями и традициями населения, уникальными объектами природы, культуры, промышленности).

Н.П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов делит на три группы:

  • природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты;
  • культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства;
  • социально-экономические: транспортная доступность территории и уровень развития транспортной сети, экономико-географическое положение, уровень ее экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения.

Популярны классификации туристских ресурсов, предложенные польским экономистом М. Труаси и французским экономистом П. Дефером. В основе классификации М. Труаси лежит деление туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. В своих работах он выделяет три группы туристских ресурсов: природные, определяемые как "потенциальный туристский капитал"; созданные трудом человека; "дополнительные" ( инфраструктура , экономические удобства).

В отличие от М. Труаси П. Дефер не относит к туристским ресурсам объекты инфраструктуры и экономические удобства. Он подразделяет все туристские ресурсы на четыре группы: гидром (водные объекты); фитом (земля, природа); литом (созданные трудом человека, например, архитектура ); антропом (нематериальные виды человеческой деятельности - обычаи, праздники, обряды, нравы и др.).

В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться самые различные природные ресурсы. Туристская территория или акватория - географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах, кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.

Туристские ресурсы фиксируются в кадастре туристских ресурсов , определяемом как обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов. Он обязательно должен быть представлен в региональной или тематической формах.

Существуют также и другие разновидности рекреационных и туристских ресурсов. В частности, можно выделить такие виды, как природные лечебные и туристские информационные. Природные лечебные ресурсы предназначены для лечения и отдыха населения и относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Туристские информационные ресурсы - информация о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученная туристами во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени.

Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма служат туристский интерес и туристское впечатление.

Туристский интерес - перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов.

Объекты туристского интереса - достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия, и потребности туристских услуг и (или) туристского продукта и (или) тура, адекватно прямым или сопутствующим целям тура.

Однако чтобы эти объекты реально использовать в целях туризма, необходимы надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которые обеспечат доведение до туриста необходимой информации о данном туристском объекте, достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение ; питание; развлечения.

Под туристским впечатлением следует понимать комплекс эмоций, обычно положительных, душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг ( работ ), приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта.

Туристское впечатление возникает при совершении экскурсии, обзоре красивых природных ландшафтов, посещении аттракционов, ресторанов, проживании в отеле. Туристское впечатление о туристских ресурсах и туре в целом складывается из многих компонентов. Поскольку туризм в основной своей направленности предназначен для удовлетворения потребности человека в отдыхе и развлечении, то покупающий туристские услуги, естественно, планирует или подразумевает получить положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений.

В статье раскрыты особенности развития туристической инфраструктуры на промышленных территориях и ее потенциальных ресурсов. Определены и проанализированы составляющие туристической инфраструктуры, факторы ее развития и ее влияние на развитие промышленного туризма.

Ключевые слова: туристическая инфраструктура, промышленная территория, промышленный туризм.

Постановка проблемы. Туризм – важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий и т.д. Внутренняя экономическая природа туризма предусматривает, что турист непременно должен оставить свои деньги в посещаемом государстве в обмен на услуги, предоставленные непосредственно на его территории. Туризм основан на использовании местных туристических ресурсов, а взамен предприятия или государство должны получить доход.

В связи с этим перед всеми туристическими предприятиями возникают все новые проблемы. Среди них можно выделить необходимость повышения уровня комфорта, разработки новых уникальных направлений, завоевания новых туристических рынков и т.д.

Одним из главных направлений разрешения этих вопросов является развитие туристической инфраструктуры. Но ее создание требует повышенного внимания со стороны как предприятий инфраструктуры, так и государства.

Цель статьи – исследование особенностей развития туристической инфраструктуры на промышленных территориях.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам развития туристической инфраструктуры на различных территориях, в том числе на промышленных, уделяют внимание в своих работах различные зарубежные и отечественные авторы: В.Ф. Данильчук, В.С. Пацюк, А.Д. Чудновский, О.Е. Афанасьев, М.А. Жукова, В.Ф. Буйленко, И.В. Зорин, В.И. Курилова, А.Н. Чередниченко, Д.В. Визгалов, Ю.Г. Тютюнник .

Так, например, В.Ф. Данильчук отмечает, что инфраструктура туристической базы Украины еще не соответствует современному мировому уровню, хотя в последние годы наметились тенденции по созданию современных высококлассных отелей, корпусов и номеров на базах отдыха .

В.М. Иванова пишет, что под инфраструктурой туризма следует понимать не только социальные услуги непосредственно туризма, но и комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных с индустрией туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма и собственно туристов .

Изложение основного материала. Туристическая индустрия – взаимосвязанная система предприятий и предпринимателей, которые предоставляют туристам все необходимые для потребления и достаточные для осуществления самого процесса туризма туристические услуги, работы и товары. Бурное развитие массового туризма в мире вызывало равноценное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования . Исходя из этих предпосылок, туристическая индустрия – совокупность гостиниц и других средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечений, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культового, делового и другого назначения; организаций, которые осуществляют туроператорскую и турагентскую деятельность, а также оказывают туристическо-экскурсионные услуги .

На данном этапе развития, независимо от государственного строя страны или территории туристического центра, в сфере туризма действуют несколько различных типов предприятий, осуществляющих туристическую деятельность, а именно организаторы туризма (туристические операторы и туристические агентства), перевозчики, гостиницы и другие предприятия системы размещения, общественного питания, развлечения и т.д. К дополнительным предприятиям туристической сферы относят предприятия банковской сферы услуг, страхования, информации и др. В специальных видах туризма могут участвовать лечебные, образовательные, спортивные и другие учреждения, деятельность которых адекватна целям конкретного туристского продукта. Важно, чтобы все эти организации гармонично дополняли друг друга и предоставляли все услуги, необходимые потребителю и достаточные по количественным, качественным и ассортиментным показателям. Объединение перечисленных предприятий в комплексы формирует туристическую инфраструктуру.

На данный момент понятие «туристическая инфраструктура» имеет много дефиниций (таблице 1).

Таблица 1

Дефиниции термина «туристическая инфраструктура»

Сущность термина Автор
Совокупность объектов, обеспечивающих отдых и развлечение туриста, обусловленная развитием туризма М.А. Жукова
Необходимое условие освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии. Особенность туристской инфраструктуры в том, что она обслуживает туристов и местное население, поэтому её развитие способствует туристскому освоению территории, улучшает условия жизни населения данного района, а также создаёт большое количество рабочих мест В.Ф. Буйленко
Комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы И.В. Зорин
Совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, направленной деятельности, призванных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей В.И. Курилова

Главным элементом любой туристической инфраструктуры являются ее ресурсы – совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, которые имеют комфортные особенности и пригодны для создания туристической инфраструктуры . Эти ресурсы можно разделить на 3 группы:

1) рекреационные;
2) познавательно-культурные – представляют историческое и культурное прошлое страны;
3) современные – демонстрируют современное достояние страны.

Развитие инфраструктуры и взаимосвязей ее элементов является ключевой составляющей любого места прибывания туриста (дестинации) (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязи и взаимодействие инфраструктуры и туристических ресурсов

Проанализировав рис. 1, можно сказать, что туристическая сфера в целом состоит из взаимосвязанных элементов, которые ее формируют. Так, наличие определенных туристических ресурсов предопределяет развитие туристической инфраструктуры и ее звеньев. Развитая инфраструктура в совокупности с туристическими ресурсами создает некую туристическую зону, которую называют туристической дестинацией. А уже туризм в целом формируют многочисленные дестинации.

В настоящее время имеется значительное количество видов и форм туристической деятельности. Среди них промышленный туризм является достаточно новым видом, но с каждым годом получает все большее признание. Это связано с тем, что он носит познавательный, обучающий и исследовательский характер. Промышленный туризм – это организация регулярных туристических туров на действующие (или когда-то действовавшие) промышленные предприятия. В основном данные предприятия сконцентрированы на промышленных территориях и имеют определенную инфраструктуру для туристов . Промышленная территория рассматривается в общем виде как земельное пространство с определенными границами, на котором расположен производственный комплекс, включающий в свой состав предприятия крупного индустриального производства, доля которых в валовом внутреннем продукте территории и структуре занятых составляет более половины всех хозяйствующих субъектов .

Развитие туристической инфраструктуры на промышленных территориях имеет особый характер. При оценке ресурсных возможностей туристической инфраструктуры на любых территориях, в том числе на промышленных, необходимо учитывать несколько групп факторов (рис. 2).


Рис. 2. Группы факторов развития туристической инфраструктуры

Из рисунка следует, что для формирования любой туристической инфраструктуры, в том числе на промышленной территории, необходимо наличие трех групп факторов. Первая объединяет естественно-природные и социально-экономические ресурсы. Это природные и антропогенные ресурсы, территории туристических дестинаций и их характеристики, сложившиеся социально-экономические и хозяйственные связи. Ко второй группе относится экономическая емкость промышленного рынка дестинации, которая включает объем общественных потребностей экономики дестинации и объем рыночного спроса местного населения и туристов. Третья группа факторов представляет собой финансовый потенциал туристической инфраструктуры. Здесь можно выделить две группы ресурсов – внешние и внутренние. К внешним относятся субсидии, субвенции, трансферты, средства, формируемые в связи со льготным налогообложением хозяйствующих субъектов, средства различных межрегиональных программ, средства международного финансирования туристских программ региона и его субъектов, средства внешних инвесторов. Внутренние финансовые ресурсы инфраструктуры включают амортизацию, местные налоги, имущество и прибыль саморегулирующихся организаций, учрежденных органами власти, запасы товарно-материальных ценностей, денежно-валютные средства, ресурсы страховых организаций .

Для того чтобы промышленная территория стала туристической дестинацией, необходимо наличие: туристических ресурсов и туристической инфраструктуры. В свою очередь, инфраструктура включает:

Места размещения, питания, развлечений и высокоразвитую транспортную систему;
- достопримечательности, интересующие туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных требований конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная «изюминка» для привлечения туриста на территорию дестинации);
- информационные (например, глобальные информационные системы «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационные системы, так как это необходимый инструмент информирования туристического рынка .

Ярким примером развития туристической инфраструктуры на промышленной территории в Украине является Донецкая область. Она занимает второе место в стране по количеству туристических объектов, поэтому обладает значительными возможностями для развития промышленного туризма.

Природно-заповедный фонд Донецкой области составляет около 3% ее территории. В области расположены четыре региональных ландшафтных парка, национальный природный парк, Украинский степной заповедник НАН Украины, ботанический сад НАН Украины. На ее территории произрастает более 200 охраняемых видов растений . В области находится 38 природных памятников, 13 заповедных урочищ, 1 парк-памятник садово-паркового искусства. Только в Святогорске сосредоточено 129 памятников археологии и 73 исторических памятника, повествующих о культурном наследии прошлых времен. В области развивается инфраструктура оздоровительных учреждений (463), туристических предприятий (142, из которых 40% являются туристическими операторами), гостиниц. На сегодняшний день функционирует 71 гостиница, что в целом дает возможность принять более 5 тыс. туристов . Вместе с тем наполняемость отелей на сегодня остается низкой – 20%.

В отношении сервиса и качества предоставляемых услуг можно отметить рост требований к персоналу и улучшение качества. Поэтому ныне Донбасс может принимать гостей на должном уровне.

Помимо ознакомления с историческими памятниками, посещения ботанического сада, отдыха в Святогорье и на Азовском море, Донецкая область может предложить туристам посещение промышленных объектов, расположенных на ее территории. Для многих туристов может стать интересным то, как работает тяжелая промышленность, поскольку не в каждой стране мира есть такие глубокие шахты по добыче угля, а также металлургические заводы, где работают ковш-печи, доменные печи. В последнее время жители других регионов Украины и иностранцы интересуются экскурсиями на предприятия Донбасса, в частности на Артемовский завод игристых вин, желают спуститься в настоящую шахту .

Из вышесказанного следует, что Донецкая область является ярким примером того, как промышленная территория может стать туристическим центром за счет наличия туристических ресурсов и развитой туристической инфраструктуры.

Выводы. Таким образом, туристические ресурсы и туристическая инфраструктура являются важными составляющими, благодаря которым происходит развитие туристической деятельности на промышленной территории. При научно обоснованном учете условий промышленного региона, а также факторов развития туристической структуры и особенностей отдельных регионов области создаются предпосылки превращения Донецкой области в ведущий центр промышленного туризма, что повлияет на развитие туризма в целом по Украине.

Результаты анализа свидетельствуют, что развитие туристической инфраструктуры на промышленных территориях представляет собой особый процесс, который требует развития как научно-методологических подходов к его организации, так и практических рекомендаций по их внедрению.

Список использованных источников

1. Данильчук В.Ф. Особенности формирования и развития туристических предприятий: монография / В.Ф. Данильчук.– НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. – Донецк, 2006. – 240 с.
2. Иванова В.М. Туризм: основы, направления, структура / В.М. Иванова. – М.: ИД «Феникс», 2008. – 265 с.
3. Данильчук В.Ф. Предпосылки формирования концепции и механизма развития туристической деятельности на промышленных территориях / В.Ф. Данильчук // Економіка промисловості. – 2009. – №1. – С. 208-210.
4. .
5.
6. Буйленко В.Ф. Развитие современного туризма / В.Ф. Буйленко. – М.: Феникс, 2008. – 416 с.
7.
8. Курилова В.И. Индустриальный туризм: основные проблемы развития / В.И. Курилова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Nzvdpu/geograf/2010_11/indystrialnuu%20tyruzm.pdf .
9. Чудновский А.Д. Туризм и компьютерные системы бронирования: учеб. пособ. / А.Д. Чудновский. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2007. – 400 с.
10. Афанасьєв О.Є. Промисловий туризм на Дніпропетровщині: напрями, перспективи та досвід використання / О.Є. Афанасьєв // Минуле, сучасне та майбутнє туризму Дніпропетровщини: матеріали обласної відкритої туристсько-краєзнавчої конференції. – Д.: ДДЮЦМС, 2006. – С.88–90.
11. .
12. Тютюнник Ю.Г. Охрана и заповедание индустриальных ландшафтов / Ю.Г. Тютюнник // География и природные ресурсы. – 2006. – №2. – С.148.
13. .

У статті розкрито особливості розвитку туристичної інфраструктури на промислових територіях та її потенційних ресурсів. Визначено та проаналізовано складові туристичної інфраструктури, фактори її розвитку та її вплив на розвиток промислового туризму.

Ключові слова: туристична інфраструктура, промислова територія, промисловий туризм.

The features of development of tourist infrastructure on industrial territories and its potential resources are exposed in the article. Certainly and the constituents of tourist infrastructure, factors of its development and its influence, are analysed on development of industrial tourism.

Keywords: tourist infrastructure, industrial territory, industrial tourism.