Река Влтава в Праге – порожистая и своенравная, украшенная мостами и островами. Карлов мост и предсказания астрологов

Карлов мост, пожалуй, самая известная и визитная карточка всей Чехии. Он известен не только множеством связанных с ним легенд и статуями святых, украшающих его и способных исполнять желания, но и сказочными видами берегов Влтавы с башнями, церквями и дворцами, а еще и тем, что он является главным пешеходным маршрутом между Старым Городом (Staré Město ) и .

Карлов мост

Немного истории и легенды Карлова моста

В начале 12 века, рядом с местом нынешнего Карлова моста, вместо старого деревянного в Праге был построен первый каменный мост — Юдитин. Такое название он получил в честь супруги короля Владислава II, правившего в то время. Однако уже в середине 14 века Юдитин мост был разрушен наводнением, и от него осталась только башня, которая и сейчас украшает Карлов мост на малостранской стороне. На месте разрушенного моста король Карл IV повелел возвести новый мост, носящий теперь его имя.

О строительстве Карлова моста существует множество легенд, одна из самых известных рассказывает о дате закладки его первого камня. Говорят, что дату и время начала строительства Карл IV выбрал, руководствуясь советом придворных астрологов – закладка моста началась в 1357 году 9 числа 7 месяца в 5 часов 31 минуту. Магия чисел 1 3 5 7 9 7 5 3 1, одинаково читающихся как справа налево, так и слева направо, обещала процветание и благополучие.

Еще одна легенда — о молодом строителе Карлова моста, который пытался восстановить арку моста, снесенную половодьем. Когда после несколько неудачных попыток расстроенный строитель стоял один на мосту, он увидел дьявола. Дьявол предложил свою помощь в восстановлении арки, при условии, что он получит душу первого прошедшего по отремонтированному мосту. Строителю так хотелось успешно закончить работу, что он был согласен на все, и, конечно же, он надеялся перехитрить дьявола. После успешного завершения ремонта моста он задумал первым по мосту пустить черного петуха, ведь в соглашении с дьяволом не оговаривалось, что первым должен быть человек. Дьявол тоже был хитер и обманом заманил на мост беременную жену строителя проведать мужа. На следующий день жена строителя умерла, родив мертвого ребенка. Долгие годы душа новорожденного по ночам чихала на мосту от холода, пока однажды случайный прохожий, спешивший ночью по мосту на другую сторону, услышав чье-то чихание и даже не разглядев, кто чихает, бросил на ходу: «Будь здоров!». Вот так, благодаря случаю, приведение Карлова моста упокоилось навсегда.

Ну, а на самом деле, мост, являющийся одной из главных достопримечательностей Праги, построен под руководством архитектора Петра Парлержа, который также работал над в . Строительство Карлова моста продолжалось около 50 лет, и было завершено в самом начале 15 века. Это величественное сооружение, стоящее на 16 мощных арках, облицованных песчаником, более полукилометра в длину и около 10 метров в ширину, на протяжении нескольких веков было единственным средством сообщения между главными районами Праги.

Здесь проводились рыцарские турниры, проходили ярмарки и суды; случались тут и казни — недобросовестных ремесленников и торговцев опускали в большой плетеной железной клети с моста в воды Влтавы; королевские коронационные процессии в Пражский град тоже проходили по Карлову мосту.

Карлов мост на протяжении веков имел не только общественное, но и военно-стратегическое значение для Праги: в конце кровопролитной тридцатилетней войны шведы были остановлены именно на Карловом мосту, а в середине 18 века пруссы тоже были разбиты здесь.

Работа братьев Адольфа и Карла Либшеров «Битва студентов со шведами на Карловом мосту в 1648 году»

Башни Карлова моста

Расположившаяся на восточной стороне моста, Староместская мостовая башня – один из символов средневековой Праги, является в тоже время одним из красивейших готических сооружений Европы. Ее возведение началось одновременно с Карловым мостом. Богатый декор фасада башни, обращенного в сторону , свидетельствует о том, что башня была не только частью средневековых городских укреплений, но еще и триумфальной аркой на « ».

Староместская мостовая башня

Веками Староместская мостовая башня была участником и свидетелем чешской истории, в том числе и ее печальнейших страниц: 10 лет на галерее ее крыши провисели в металлических сетках головы 12 казненных участников сословного восстания. Заложенные в память о них белые вы уже наверняка видели на мостовой у Староместской ратуши.

Если вам хочется полюбоваться панорамой Карлова моста и сказочными видами Праги — поднимитесь на 47 метров по 138 ступеням на смотровую площадку Староместской мостовой башни.

Вид с мостовой башни

Две мостовые башни, расположенные на западной стороне Карлова моста, построены в разное время, но соединены между собой стеной с воротами и являются укрепительными сооружениями, поэтому почти не декорированы. Более низкая и мощная башня осталась от Юдитина моста, изначально она была романской, но в конце 16 века ее перестроили в стиле Ренессанса. Более высокую башню заложили во второй половине 15 века, и по замыслу архитекторов она должна была напоминать Староместскую мостовую башню, однако она так и не была украшена соответствующим образом.

Малостранские мостовые башни

На более высокой Малостранской башне на высоте 40 метров тоже открыта смотровая площадка. Поднявшись на нее, вы снова сможете насладиться чудесными видами красавицы Праги.

Подробнее о мостовых башнях Карлова моста вы можете почитать .

Статуи Карлова моста

Изначально Карлов мост не был украшен статуями. Большая часть тридцати скульптур, украшающих балюстраду моста в наше время, были установлены в начале 18 века в период барокко. Авторами скульптур стали лучшие мастера того времени: Матиаш Бернар Браун, Ян Бедрих Коль, Ян Брокоф и его сыновья. Большинство статуй сейчас заменили копии, так как в основном статуи были созданы из песчаника и со временем сильно пострадали под открытым небом, а некоторые из них даже были смыты водами Влтавы во время частых наводнений. Оригиналы статуй Карлова моста можно увидеть в Лапидарии Национального музея Праги.

Статуя святого Яна Непомуцкого

Самой популярной статуей у туристов, безусловно, является статуя Святого Яна Непомуцкого – особо почитаемого в Праге святого и покровителя Чехии, созданная Яном Брокофом. Место для статуи выбрано неслучайно: по одной из легенд здесь в конце 14 века по приказу короля Вацлава IV Ян Непомуцкий был замучен и сброшен в мешке в реку. Он был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. Причина же популярности этой статуи у туристов – еще одна легенда Карлова моста, которая обещает исполнение желания, если, загадав его, сначала прикоснуться к правой части рельефа на постаменте статуи, а потом к левой. Рельефы уже до блеска отполированы тысячами рук, так что вы без труда узнаете эту статую среди всех остальных. На всякий случай, статуя святого Яна Непомуцкого – восьмая справа, если идти в сторону

Чем знаменит Карлов мост в Праге. Расположение, как добраться, где и как правильно загадать желание. Апартаменты и отели в районе Карлового моста.

Карлов мост - одна из самых удивительных . Об этом свидетельствует даже факт его создания, связанный с привлечением астрологов. Он одинаково привлекателен как для гостей столицы Чехии, так и для ее жителей. Первые стремятся попасть на мост с целью знакомства с историей и архитектурой, вторые же просто наслаждаются прогулкой по нему, любуясь неспешным течением Влтавы.

Карлов мост любят все: фотографы, туристы, музыканты, молодожены

История создания

Карлов мост - не первое сооружение, соединившее два берега реки Влтавы. Но существовавшие до него мосты разрушались под действием стихий. Король Карл, не желавший, чтобы новый мост постигла та же участь, обратился за помощью к астрологам. В результате была установлена дата закладки моста, якобы гарантировавшая его сохранность на протяжении нескольких веков. Примечательно, что дата, рассчитанная до секунды, образовала в итоге последовательность 135797531.

Что и говорить - настоящая мистика. И кто знает, возможно, именно благодаря астрологам народ и сегодня может пользоваться Карловым мостом.

Еще один интересный факт, связанный с историей создания моста - использование в качестве строительного материала яичного белка. Король, озадаченный нехваткой качественных стройматериалов, обязал жителей привезти яйца, дабы использовать белок для строительства. Но при этом не уточнил, что они должны быть сырыми. В итоге люди, желающие поспособствовать строительству, привезли массу вареных яиц. Впрочем, это не создало помех для строительства. Так что, не исключено, что «сила» Карлова моста заключена в яйцах.

Необычные скульптуры на Карловом мосту

С обеих сторон мост украшают скульптуры. И, несмотря на то, что сегодня место подлинников занимают копии, каждая из них является настоящим произведением искусства. Одной из самых известных скульптур моста является фигура Яна Непомуцкого .

Согласно легенде, он был личным исповедником королевы. Король же, приревновавший супругу, решил Яна казнить. Его тело сбросили во Влтаву. Но говорят, что когда тело вытащили, над головой священнослужителя сиял нимб из 5 звездочек, что и отражает скульптура.

Существует верование: если коснуться звезд правой рукой, ног Яна - левой рукой, а расположенного у подножия гвоздя - ногами, загаданное в этот момент желание сбудется.

Слева - скульптура Яна Непомуцкого; справа - Староместская башня

Интересны для внимания и ворота - Староместкая мостовая башня , расположенные перед входом на Карлов мост. Прямо над аркой красуются гербы, символизирующие территории Карла IV и символ его сына, Вацлава IV. «Этажом» выше расположились фигуры святого Вита, короля Карла IV и Вацлава IV. А еще выше - фигуры покровителей : святого Сигизмунда и святого Войтеха.

* На этих же воротах можно найти зимородков. Говорят, что человеку, насчитавшему пять птиц, будет сопутствовать удача.

Как видно, Карлов мост - не просто архитектурное сооружение. Это своеобразный символ Праги, имеющий удивительную историю и овеянный массой самых любопытных и невероятных легенд. Так что, любому, кто окажется в Праге, следует непременно прийти на Карлов мост и загадать желание, и оно непременно исполнится.

«Влюбленные» на Карловом мосту

Слышали историю о том, как рухнуло ограждение на мосту влюбленных в ? Том самом, который облюбовали новобрачные, чтобы повесить на решетку замок - символ верности и любви. Теперь та же напасть преследует Карлов мост.

Место, где жестоко был сброшен в воду Ян Непомуцкий, отмечено кованой решеткой - небольшой, но очень красивой. Появилась она на Карловом мосту еще в начале века. Каждый, кто побывал на , наверняка ее вспомнит - экскурсоводы, как правило, не игнорируют знаковое место. Но внезапно ее обнаружили молодожены со своими замочками, и решетка превратилась в новогоднюю елку.

Так выглядят влюбленные у Карлова моста

А так - решетка влюбленных на Карловом мосту

Это рабочие, которые избавляются от замков. Фото: drugoi.livejournal.com

Вешать замки на нее законодательно не запрещено, но власти города решили по-своему бороться с «вредителями». Каждые две недели приезжает бригада специалистов и срезает болгаркой накопившееся добро. Удивительно, но за следующие две недели решетка вновь успевает обрасти «клятвами верности»!

Как вы считаете, влюбленные - нарушители? Или это романтика, и имеют право?

А еще на Карловом мосту можно послушать уличный джаз. Очень круто!

Карлов мост - расположение и как добраться

Мост находится в центре Праги, ближайшая к нему автобусная остановка Malostranské náměstí (Малостранская площадь), маршрут №192. Рядом одноименная трамвайная — маршруты №№ 7, 11, 12, 14, 15, 20, 22, 23, 41, 97. Чтобы узнать, стоимость проезда и чем хороши местные трамваи в принципе, .

Обратите внимание, что на другой стороне моста (недалеко от Староместской мостовой башни) находится музей Карлова моста. Запомните адрес: Křižovnické náměstí 191/3, Staré Město, 110 00 Praha 1. Часы работы с 10-00 до 18-00; все дни, кроме субботы.

Ближайшая к нему остановка трамвая: Karlovy lázně . Маршруты №№ 2, 14, 17, 18, 93.

Апартаменты и отели в районе Карлового моста

Карлов мост соединяет не только берега Влтавы, но и Старе Место с Малой страной. В этих двух районах (Прага-1 и Прага-2) мечтают жить все. Где же лучше? И там, и там неплохо, хотя в Малой Стране гостиницы, пожалуй, выйдут дешевле, чем в Старом городе. На эту информацию и будем ориентироваться.

Чтобы сузить круг поиска, просто выберем те отели, которые расположены ближе всего к Карловому мосту - это романтично и виды красивые!

Отель Charles Bridge Palace недалеко от Карлового моста

Отель 4 звезды в историческом здании, название которого говорит само за себя - назван в честь самого знаменитого пражского моста. Из номеров открывается вид на Влтаву и Пражский Град - то, что нужно! При этом до самого Карлового моста 150 м. До Староместкой площади тоже недалеко - 10-15 минут. В гостинице есть ресторан: завтраки разнообразные, можно заказать блюда местной кухни, если лень искать заведения «на стороне». Уборка регулярная, wi-fi бесплатный. Стоимость от 4 500 руб.

#2. Hotel U 3 Pstrosu

Карлов мост (Чехия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Чехию
  • Горящие туры в Чехию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пражский воздух насыщен мистикой, особенно сильна ее аура на Карловом мосту. Его брусчатка слышала цокот подков рыцарских коней, залпы ружей шведских солдат, звон первых трамваев. По вмурованным между камнями серебряным стрелкам новые властители страны шли поклониться лыковым лаптям первого чешского короля - пахаря Пшемысла. Преодолел этот путь и Карл IV, будущий германский император и основатель главного места силы в Праге.

На Карловом мосту ты улыбнешься,

переезжая к жизни еженощно

вагончиками пражского трамвая,

добра не зная, зла не забывая.

Витеслав Незвал

Королевский астролог Иегуда Леви бен Бецалель, каббалист и чернокнижник, вычислил наилучший момент для закладки краеугольного камня будущего моста - 5 часов 31 минуту 9 июля 1357 г. Магический ряд цифр 1-3-5-7-9-7-5-3-1 должен был защитить новую постройку от разрушения. За 700 лет ее не уничтожили окончательно ни наводнения, ни бомбежки.

Сырые яйца и молоко - ноу-хау строителей средневековых соборов и замков. Король обложил страну особым налогом, а его подданные, боясь, что продукты в дороге испортятся, доставляли оброк в уже переработанном виде. Карлов мост - единственное средневековое сооружение на растворе в который входят не только сырые, но и вареные яйца, молоко, масло, творог и вино.

Башни и скульптуры Карлова моста

Мост соединяет два исторических района столицы Чехии - Старе Место и Малу Страну . На его восточной стороне высится мощная башня с готической аркой. Над ней размещены щиты с гербами земель Священной римской империи и скульптурные портреты королей Карла IV и Вацлава IV. Западный въезд охраняют две башни. Левая, что пониже, возведена вместе с мостом, правая - в середине 15 века. На ее верхнем ярусе оборудована смотровая площадка, с которой открываются прекрасные виды на мост и город.

Главное украшение Карлова моста - 30 стоящих вдоль парапетов скульптур в стиле барокко, изваянные между 1683 и 1714 гг. Они изображают почитаемых чешских святых и легендарных личностей. Самая знаменитая - бронзовая фигура Яна Непомуцкого, небесного покровителя Праги и всей страны.

Прага за 2-3 дня: успеть все за уикенд | Карлов мост, Пражский град, еда, пиво и не только:

Рассказывают, что король Вацлав IV пытался выведать у святого Яна тайну исповеди жены. Но тот отказался нарушить обет и умер под пыткой. Тело сбросили во Влтаву, и тут же под водой зажглись 5 звезд. Это их изобразил скульптор на нимбе над головой статуи.

Ныне Карлов мост - «пражский Монмартр», пешеходная зона, отданная в распоряжение художников, торговцев сувенирами и экскурсоводов. Издалека заметны скопление туристов возле статуи Яна Непомуцкого. Люди по очереди гладят руками барельеф собаки на ее постаменте и молча замирают, загадывая желание. Если оно бескорыстное, то обязательно сбудется.

Практическая информация

Местоположение: Прага, река Влтава между Карловой и Мостовой улицами.

Как добраться: на метро до ст. Staromestska (ветка А) или Malostranska (ветка А), на трамваях №№ 2, 17, 18, 93 до ост. Karlovy lazne или Staromestska в Старе-Место, №№ 1, 7, 9, 12, 15, 20, 22, 25, до ост. Malostranske namesti в Мала-Стране.

В Праге очень много красивых мостов, соединяющих берега Влтавы. Здесь можно не только погулять, познакомиться с архитектурой и историей города, но и сделать отличные фотографии.

Мосты Праги довольно популярны. Всего их насчитывается 18, но некоторые из них выделяются своей своеобразностью и красотой.

Самый известный – это Карлов мост

Самый старый мост в Центральной Европе. Мост чарует своим древним камнем и окружающими его постройками – с двух сторон его поддерживают башни, а вдоль его «охраняют» 30 статуй в стиле барокко.

Говорят, что Далай Лама отметил этот мост как очень положительный, мост, вокруг которого нет никакой отрицательной энергии. И действительно настроение здесь поднимается и превращается в какое-то романтически-спокойное.

Чехов мост

Второй – Чехов мост, названный в честь писателя А.П.Чехова. Стиль этой конструкции очень отличается от Карлова, но и тот, и тот - очень красивые мосты. не располагает более короткими мостами, по которым ездят трамваи, чем этот.

Архитектурная идея моста завораживает глаз – вдоль моста, как бы за поручнями на пъедесталах красуются четыре бронзовые статуи, мост украшают арки и фонари.

Манесов мост

Третий мост – Манесов мост, соединяющий центр города со старой рыбацкой деревней. Мост назван в честь чешского художника Иозефа Манеса. Его украшают скульптуры рыбаков и аллея славы композиторов. Его точно следует посетить, если вы сомневаетесь, какие посмотреть мосты в Праге.

Главков мост

Четвертый – Главков мост, пересекающий остров Штванице. Этот мост также известен своими рельефными скульптурами.

Збраславский мост

ятый – Збраславский мост, также известный как «мост Пробега мира», так как здесь начинается международная велосипедная гонка. В отличие от других мостов, тут всего одна арка, но она считается главными воротами в Прагу.

Мост находится на месте слияния двух рек - Бероунки и Влтаву и соединяет дорогу от жд вокзала с историческим районом Збраслав. Отсюда открывается наикрасивейший вид на город.

Йирасек мост (Jirasek Bridge in Prague)

Шестой - Йирасек мост, названный в честь чешского писателя. Этот мост один из самых современных, по нему можно попасть в известный «Dancing House». Мост был построен в 1929 году, он имеет семь параболических арок, состоящих из нескольких ребер.

Нусельский мост

Седьмой и мой самый любимый мост – Нусельский мост. Это самый высокий мост, который проходит на крышами домов. Он соединяет центр с окраинами Праги. я нигде больше никогда такого не видела – мост настолько огромен и высок, что сразу чувствуется его мощь и какая-то особенная сила. Под ним есть туннель для поездов.

Мосты и Влтава... Серебряная нить реки, петляющей по долине, пересекает Прагу посредине, а через нее переброшены мосты, по которым проходят дороги, мосты, словно замысловатые пряжки из самых необычных материалов. И при этом - сколь не покажется это невероятным - город на протяжении тысячи лет обходился одним мостом. Мы знаем, что на месте древнейшего пражского моста - Карлова - уже в 30-х годах X века стоял деревянный мост и по нему провезли на Град тело святого Вацлава из Стара Болеславы. Это, по всей вероятности, деревянное сооружение в 1157 году было уничтожено наводнением, и Владиславу II не оставалось ничего иного, как построить новый мост через реку; в честь королевы Юдиты, которая наблюдала за работами, его назвали Юдитиным. Мост находился примерно на том же месте, где ныне стоит Карлов мост , только несколько севернее, и для своего времени это было единственное в своем роде техническое сооружение в масштабах Европы.

Юдитин мост, однако, тоже был не вечен: в 1342 году наводнение снесло 2/3 этой капитальной романской постройки, и от моста спустя некоторое время сохранились лишь остатки опор в реке.

Карлов мост , поднявшийся на этом месте, в длину достигал 520 метров, а в ширину 10 метров и покоился на шестнадцати арках из известняковых блоков, в то время как Юдитин мост крепился на 24 опорах и, очевидно, оказывал большее сопротивление воде, и в результате она одолела его.

Карлов мост , к строительству которого приступили в 1357 году, в то время уже сравнивали с аналогичными сооружениями в Европе. Обычно говорили: дрезденский мост самый эффектный, самый длинный, а пражский - самый прочный. Мост был столь широким по тем временам, что на нем можно было даже проводить (и проводились!) турниры. Например, в 1436 году в честь короля Зикмунда. Впрочем, нас интересует имя его создателя - им был не кто иной, как Петр Парлерж. В эпоху барокко {1683—1714 гг..) украшали мост еще тридцать статуй и группы святых, так что они образовали, пожалуй, самую длинную для того времени галерею подобного рода. В создании этих шедевров участвовали такой известный скульптор, как Матиаш Браун, мастера семьи Брокоффов, Ян Бедржих Кол и другие ваятели эпохи барокко. Самая ценная в художественном отношении барочная скульптурная группа святой Луиттарды, автор М Б Браун (это первая известная работа мастера).

Как и все его предшественники, Карлов мост неоднократно страдал от наводнений; при этом самым большим испытанием, бесспорно, явился 1890 год, когда были повреждены даже некоторые скульптуры. И все же мост выдержал все испытания, перенес все наводнения, все ужасы войн, выстоял. Он был свидетелем гуситских войн, бегства Фридриха Пфальцского после поражения в белогорской битве. В 1648 году он стал местом боев шведских войск с жителями Старого Места и студентами, которых возглавил Йиржик Плахий. Бои развернулись тут и в революционном, 1848 году. Здесь проходили коронационные процессии начиная с Карла IV. Мост долго именовали «Пражским» или «Каменным». Эпитет «Карлов» это сооружение получило, собственно, совсем «недавно», лишь в 1870 году.

Весьма интересно то обстоятельство, что этого одного-единственного моста Праге хватило от эпохи Карла и почти до середины прошлого столетия. Оба берега серебристой реки соединялись, впрочем, еще бесчисленными паромами. Лишь в 20-е годы прошлого столетия родилась идея возвести еще один мост, который соединил бы тот участок берега, где ныне стоит Национальный театр, с противоположным берегом. И в 1842 году на этом месте был построен цепной ампирный мост - Шнирхов; лишь в 1901 году он был заменен новым, более современным сооружением - это нынешний мост 1-го Мая.

Развитие железных дорог привело к тому, что Вышеград был соединен со Смиховом железнодорожным мостом, который сохранился и поныне. Год рождения - 1871. Вскоре после этого, в 1878 году, Влтаву перешагнул и мост Палацкого - второе после каменное сооружение этого типа в Праге. А на месте современного моста Швермы под бывшим монастырем св. Анежки был воздвигнут четвертый мост - цепной мост Франца I. И наконец, у острова Штванице Влтаву пересек еще один железнодорожный мост - его строительство совпало с развитием железных дорог в прошлом столетии.

Кажется невероятным, что и в новое время Прага обходилась столь небольшим количеством связующих звеньев между обоими берегами Влтавы. Впрочем, и у самой Влтавы наверняка был совсем иной вид, чем тот, который открывается нам сегодня, - расстояние между отдельными немногочисленными мостовыми сооружениями было столь велико, что на первом плане оказывалась обширная гладь Влтавы. Все это изменилось в нашем столетии - новые мосты разбили реку на значительно меньшие отрезки, и таким образом родился иной пейзаж, полный очарования: мосты выстроились в ряд один за другим, как бы образуя кулисы, и придали Праге своеобразный колорит большого города.

Посмотрим же на ряд этих бетонных, каменных и металлических конструкций, начиная с железнодорожного моста у Вышеграда. О мосте Палацкого, втором после Карлова каменном мосте, мы уже говорили. Стоит еще упомянуть о трагическом эпизоде в конце второй мировой войны, который наложил свой отпечаток на это сооружение, изменив его вид. Тогда здесь еще стояли четыре скульптурные группы, великолепные творения скульптора И. В. Мысльбека. На новоместском берегу это были Либуше с Пршемыслом и легендарный певец Лумир; на смиховском берегу - Цтирад с Шаркой и Забой со Славоем. Налет американских самолетов 14 февраля 1945 года не прошел бесследно и для этого сооружения. Серьезно поврежденные скульптуры пришлось сразу же после окончания войны снять и переместить в более спокойное место на Вышеграде.

И вот мы уже подошли к первому мосту, созданному в наше столетие, - это Ирасеков мост; его ширина уже могла удовлетворить все более возраставшие требования пражского транспорта. Мост был сооружен в 1928 году и получил свое название в честь писателя, автора исторических романов Алоиса Ирасека прежде всего потому, что Ирасек жил и работал вблизи того места, где ныне стоит мост, 27 лет (с 1903 до 1930 г.). На новоместском берегу прямо напротив моста воздвигнут памятник Ирасеку и тут же старый доходный дом с мемориальной доской.

О мосте 1-го Мая мы уже упоминали, да и Карлов мост мы уже представили, поэтому пройдем дальше вдоль берегов Влтавы, к площади Красноармейцев с Рудольфинумом и зданием философского факультета. Здесь на Карлов ведет бетонный Манесов мост, строительство которого началось в 1911 году и завершилось уже во время первой мировой войны, в 1916 году.

Далее идет самый короткий из пражских мостов, который соединяет Староместскую площадь и легенский берег; его протяженность всего лишь 170 метров, он носит имя Сватоплука Чеха. Сразу за ним над рекой вздымается следующий, мост Швермы, который выходит к легенскому туннелю. Когда-то здесь был цепной мост, который впоследствии был заменен современным сооружением из бетона; он был сдан в эксплуатацию в 1951 году. Необычен Главков мост, состоящий из двух самостоятельных конструкций. Первая, железная, была закончена в 1910 году, вторая часть была сдана в эксплуатацию на два года позже и явилась первой бетонной мостовой конструкцией в Праге. В его украшении принимали участие такие скульпторы, как Штурса, Маржатка и Гутфрейнд, и благодаря их скульптурам этот проект, в общем-то с сугубо функциональным уклоном, стал ценным и в художественном отношении. Мост можно было разделить на две самостоятельные части только потому, что он пересекает самый большой пражский остров - Штванице.

И наконец, мы представим вам еще одно «самое самое...» Одним из самых длинных мостов в Праге стал Либеньский мост, протяженностью 341 метр и шириной 21 метр. Перешагнув через Влтаву и голешовицкую пристань, он соединяет два пражских района - Голешовице и Либень. Мост бетонный, он завершен в 1928 году почти одновременно с мостом Защитников баррикад, последним по течению реки мостовым сооружением в пределах города.

Этот мост, связующее звено между центром Праги и зоопарком, в мае 1945 года стал одним из опорных пунктов Пражского восстания.

Когда гость, приехавший в Прагу, поднимется на Легну и посмотрит вниз, на реку, связанную каскадом мостов, он забудет, наверное, все детали нашего рассказа, из его памяти ускользнет информация о скульптурах, строительных материалах и останется лишь общее впечатление, свидетельство человеческой изобретательности и таланта, кулисы, которыми украсили реку современная техника и творческий труд человека нашего века. И в этой длинной череде мостов, где-то там, в голубоватой дымке, теряется уникальное творение готики, знаменитый Карлов мост , один из ценнейших памятников континента, на котором мы живем. Но мосты в Праге - это не только мосты через Влтаву. Особняком стоит Пороховой мост - единственный въезд в Град через Олений ров, который некогда представлял собой естественное укрепление Пражского града (в нем также содержались олени с 1565 года вплоть до XVIII века).

Многие десятилетия шли разговоры о проекте моста через Нусельскую долину, который соединил бы Нове Место с Панкрацкой равниной на юге города. Правда, поначалу это казалось несбыточной мечтой, но для осуществления любого проекта нужно, чтобы он стал необходимостью. После десятилетий поисков, составления проектов и набросков во второй половине 60-х годов мост, наконец был построен, потому что он стал необходим: десяткам тысяч жителей Южного города нужно быстро доехать до центра Праги; столь же настоятельной стала потребность пересечь город магистралью Север—Юг, трасса которой могла пройти только здесь. Ныне мост функционирует, длина его 490 метров, под ним проходит туннель метро. Четыре пилона поддерживают мост на высоте 40 метров над «чашей» Нусельской долины. Так что строительство моста предусматривало не столько преодоление водной преграды (если считать подобной преградой речушку Ботич, протекающую по долине), сколько преодоление сложностей пражского рельефа.

Вторым подобным мостовым сооружением на суше является дугообразная эстакада автострады, соединяющая Высочаны, с другим крупным современным районом Праги, Северным городом, который стремительными темпами вырос на холме над Высочанами Проектируется и еще один мост, который явится компонентом уже упомянутой магистрали Север—Юг и будет переброшен через вокзал «Прага—Стршед» (Прага—Центр). Этот мост явится почти продолжением Главкова моста.